Поиск
Содержание:
- Место жительства
- Зачем нужны обязательные дисциплины в вузах
- Три уровня образования, характеристика
- Какие виды вузов бывают?
- Институты
- Особенности высшего образования в РФ
- Самые дорогие вузы и факультеты для поступления в 2021 году
- График учебного года
- Чем отличаются институт, университет и академия
- Классические модели университетов
- Появление первого университета в России
- Важные моменты
- Внутрироссийские рейтинги
- Что говорят словари?
- Правило 1. Сначала выберите профессию
- Структура ВУЗовского образования
- Виды
- Факультеты и специальности
Место жительства
Это изменение касается не всех, а только иногородних и иностранных студентов. Те, кто привык жить в уютной родительской квартире, должны быть готовы сменить место жительства на меньшие удобства.
Так, если удастся добиться места в общежитии, нужно свыкнуться с мыслью, что теперь жилье придется делить с незнакомыми людьми. Да что жилье – туалет, ванную и кухню тоже.
Если же места в общежитии получить не удалось, будьте готовы к поиску съемного жилья. В этом случае будет чуть больше свобод (самостоятельный выбор соседей, туалет, ванная и кухня только для вас), но и стоимость проживания многократно увеличится.
И хоть коменданта как такового нет, не всегда легко будет уживаться с хозяином квартиры, который возложит на вас ответственность за сохранность имущества и помещения.
Зачем нужны обязательные дисциплины в вузах
Не стоит считать, что общие предметы в вузах бесполезны. Они дают основы, которые в будущем пригодятся любому специалисту.
Русский язык
Чаще всего работодатели отклоняют резюме из-за грамматических ошибок соискателя. Изучение русского помогает студенту научиться правильно писать ключевые для его специальности термины, формирует культуру письменной и устной речи.
Русский язык — обязательный предмет для поступления в вуз
История
Эта наука учит понимать причинно-следственные связи между событиями, формирует общий кругозор и помогает избежать ошибок прошлого.
Иностранный язык
Знание иностранного языка упрощает жизнь любого специалиста: он сможет знакомиться с зарубежными публикациями, вести переговоры с партнёрами из других стран.
Экономическая теория
Без знания основ экономики нельзя построить успешный бизнес или запустить выгодный проект.
При подготовке дипломной работы на старших курсах студентам пригодятся знания об экономической целесообразности и окупаемости различных товаров и услуг.
Социология
Это наука об обществе, при её изучении студенты узнают ключевые проблемы социума и возможные пути их решения. Кроме того, зная больше об обществе в целом, можно лучше узнать и самого себя.
Философия
Учащиеся младших курсов часто не любят этот обязательный предмет в университетах, считают его оторванным от жизни. На самом деле, философия стала базисом для многих наук (история, социология, культурология, филология и пр.): она изучает общие связи между субъектами и объектами, базовые закономерности.
Экология
Среди глобальных проблем сегодня больше всего экологических:
- загрязнение воздуха, почв и вод;
- нехватка ресурсов;
- разрушение озонового слоя;
- глобальное потепление;
- вымирание разных видов животных и растений.
От того, насколько эффективно мы их решим, зависит наше будущее.
Психология
Это наука о внутреннем мире человека, она учит понимать себя и окружающих, учитывать в общении с людьми их характерные особенности. Знание психологии делает взаимодействие людей более конструктивным и на деловом, и на личном уровне.
Охрана труда
Эта дисциплина знакомит студентов с потенциальными рисками их специальности и учит сводить их к минимуму. Преподаватели расскажут о технике безопасности на будущем месте работы, научат предотвращать производственные травмы и другие несчастные случаи.
Предмет обычно ведут на старших курсах, т. к. в дипломной работе должен быть раздел по охране труда.
Физическая культура
Молодому организму нужные регулярные физические нагрузки: это помогает поддерживать в тонусе костно-мышечную и сердечно-сосудистую систему, укрепляет иммунитет.
Во многих вузах студентам предлагают на выбор различные секции: футбол, баскетбол, волейбол, плавание, аэробика. Каждый может выбрать себе спорт по душе.
А если у учащегося возникла проблемой с работой по общему или специальному предмету, её всегда поможет решить студенческий сервис. Там работают профессионалы с большим опытом, которые справятся и с лабораторной, и с курсовой, и с диссертацией.
Три уровня образования, характеристика
Современное высшее образование в РФ подразделяется на:
- бакалавриат;
- специалитет / магистратуру;
- подготовку кадров высшей специализации.
Бакалавр
Бакалавр — это академическая степень, которая присваивается студенту вуза после получения и подтверждения им знаний по выбранной специальности. Поступить на бакалавриат могут:
- одиннадцатиклассники — по результатам ЕГЭ на конкурсной основе;
- выпускники ссузов, они поступают в вуз по внутренним экзаменам.
Бакалавр после прохождения специальных испытаний может поступить на следующую ступень образования:
- специалиста;
- магистра.
Бакалавриат — это полное высшее образование, которое дает выпускникам все необходимые знания для начала трудовой профессиональной деятельности. Длительность обучения на бакалавра составляет 4 года для выпускников 11-х классов и 3 года — для выпускников средне-профессиональных учебных заведений. Степень бакалавра является общепринятой в международной классификации, не требует специального подтверждения в других странах мира, позволяет выпускнику продолжить обучение или трудоустроиться заграницей.
Магистр
Магистр — вторая академическая степень высшего образования, которая готовит профессионалов с углубленной специализацией. Длительность обучения в магистратуре — 2 года. Для поступления нужно пройти конкурс и сдать специальный экзамен, который определяет вуз. В магистратуру могут поступать и бакалавры (после 4-х лет обучения), и специалисты (после 5-5,5 лет обучения). Причем поступить в магистратуру можно в другое учебное заведение. Ограничений нет. Не сумевшие пройти на бюджет бакалавры и специалисты могут стать магистрами на платной основе. Диплом магистратуры дает право выпускнику на последующее обучение в аспирантуре. Студенты, обучающиеся в магистратуре, также, как и студенты в бакалавриате имеют право на отсрочку от военной службы.
Специалист
Это традиционный уровень для российского высшего образования, который, несмотря на Болонский процесс, существует в нашей стране до сих пор. Обучение на специалиста включает в себя базовое образование и специальную подготовку в рамках выбранной специализации.
Поступление в вуз на специалитет проходит, как правило, на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения:
- 5 лет для очной формы обучения;
- 6 лет для заочной.
По окончании специалитета выпускник может поступить в магистратуру или аспирантуру. Специалист — это вторая ступень высшего образования в России наравне с магистратурой. Поэтому специалист не может поступить в магистратуру на бюджетной основе, это будет считаться вторым высшим образованием. При этом специалист может поступить в аспирантуру, что недоступно бакалавру. Диплом специалиста по традиции ценится в России, но он не понятен работодателям за рубежом, что создаст трудности при трудоустройстве за пределами нашей страны.
Какие виды вузов бывают?
Высшие учебные заведения не всегда носят статус университетов. При выборе вуза абитуриент может столкнуться с интересным фактом — в России есть:
- просто университеты;
- федеральные университеты;
- национальные исследовательские университеты;
- академии;
- институты.
Новичок вряд ли сразу определит, в чем разница. Частенько даже люди, которые завершили учебу в вузе, не могут точно определить, в чем особенность конкретного статуса учебного заведения.
Университеты и их виды
Университеты — учебные заведения, которые предлагают образовательные программы более чем по 7 специальностям. Образовательные программы в таких учебных заведениях могут быть не только вузовскими, но и профессиональными послевузовскими. Университеты могут быть частными и государственными.
Особый статус имеют федеральные университеты. Сегодня в этом статусе находится всего 8 учебных заведений. Речь идет о вузах, которые считаются главными в целом округе. Они могут осуществлять прикладные и фундаментальные научные исследования.
НИУ (национальные исследовательские университеты) — учебное заведение, которое осуществляет как научную, так и образовательную деятельность. Каждый год число НИУ может меняться. Статус выдается на 10 лет. Сегодня его имеют всего три десятка вузов.
Что такое академия ?
Академия — высшее учебное заведение, которое реализует программы высшего образования и послевузовские программы обучения. Академия специализируется только на одном направлении. Например, учебное заведение может работать в сфере здравоохранения. Некоторые учебные заведения имеют отношение к культуре и искусству.
Выбирать академию как место для учебы стоит в том случае, если абитуриенту интересна конкретная сфера деятельности. В стране работают академии предпринимательства, художественные академии и другие учебные заведения.
Институт
Институты работают в еще более узкой области, чем академии. Чаще всего это одна специальность. Очень популярны педагогические институты, которые выпускают педагогов в разных сферах. Эти учебные заведения есть практически в каждом городе. В обычном университете специальности педагога в конкретном направлении может не быть. Зато в институте соответствующего направления она точно имеется. Выбирая учебное заведения, абитуриенту нужно учитывать свои интересы, чтобы учеба не наскучила на втором-третьем году обучения.
Баннер, Лозунг или краткая информация
Институты
Если институт входит в состав университета или академии, то по большому счету его можно назвать укрупненным факультетом, ведь по определению факультет – это вузовское учебно-научное и административное подразделение, в котором преподают научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний. В структуре многих классических и многопрофильных университетов есть такие институты-факультеты. Несколько примеров:
- Санкт-Петербургский государственный университет:
- Институт химии;
- Институт наук о Земле – крупное подразделение СПбГУ с 25 кафедрами, каждую из которых можно считать отдельным факультетом – картографии и геоинформатики; кристаллографии; геохимии; петрографии; климатологии; океанологии и т. д.;
- Высшая школа журналистики;
- Институт философии;
- Институт педагогики;
- Высшая школа менеджмента;
- Институт истории.
- МИСиС (с 2008 года – национальный исследовательский технологический университет) объединил несколько институтов:
- Горный;
- Новых материалов и нанотехнологий;
- ИТ и компьютерных наук;
- Экотехнологий и инжиниринга;
- Экономики и управления промышленными предприятиями.
В самостоятельных институтах факультеты соответствуют специализации вуза. Например, в Институте бизнеса и дизайна B&D всего два факультета, и они полностью соответствуют профилю вуза:
- факультет дизайна и моды;
- факультет управления бизнесом.
Этих факультетов вузу достаточно, чтобы не распыляться на непрофильные направления, а подготовить для сферы моды и визуальных искусств квалифицированных специалистов-практиков – дизайнеров костюма, среды, графики; маркетологов, рекламщиков, бренд-менеджеров.
Словом, выбирая куда поступать, стоит задуматься не только о выборе факультета, на котором есть нужная специальность, но и вуза, в котором получать профессию. От статуса учебного заведения (университет – академия – институт) зависит, какую подготовку на выходе получит студент: фундаментальную теоретическую или прикладную.
Особенности высшего образования в РФ
До 2007 года система общего образования в России состояла из 2-х этапов:
- Специалитет.
- Магистратура.
Специалисты учились профессии 5-5,5 лет. В магистратуру можно было поступить по окончании обучения на специалиста для углубления научно-теоретических знаний и возможности научно-исследовательской работы. Срок обучения в магистратуре составлял 2-3 года.
В 2003 году Россия поддержала Болонскую декларацию, согласно которой должна была реформировать систему высшего образования под международные стандарты. В 2007 году были внесены изменения в федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», структура высшего образования стала двухуровневой, а с 2013 года приобрела тот вид, который имеет сейчас.
Самые дорогие вузы и факультеты для поступления в 2021 году
- МГИМО. Самые дорогие факультеты здесь – менеджмент, международные отношения, юриспруденция, экономика и реклама и связи с общественностью. Обучение по каждой программе стоит от 950 000 рублей за курс, другие направления обойдутся чуть дешевле.
- НИУ ВШЭ. Следующий по стоимости вуз. Год обучения в этом вузе будет стоить около 880 000 рублей. Зато выпускник получит 2 диплома – отечественного и международного образца (от Лондонской школы экономики и политических наук и самого вуза). Самые престижные специальности – экономика и управление. Даже самый дешевый факультет будет по карману не всем: за право обучаться на факультете инфокоммуникационных технологий и системы связи придется отдать от 260 000 рублей за год.
- Московская государственная консерватория. Абитуриент должен быть готов заплатить 574 000 рублей;
- МГУ. За обучение на факультете «менеджмент» нужно выплачивать 540 000 рублей ежегодно.
- СПбГУ. За обучение на факультете «международный менеджмент» 506 000 рублей (информация за 2019 год).
- МГМА. Самым востребованным и дорогостоящим факультетом здесь является «стоматология» – 450 000 рублей ежегодно.
- Московский государственный медико-стоматологический университет. По излюбленному направлению «стоматология» расценки немаленькие – 450 000 рублей.
- РЭУ им.Плеханова. Будущим дизайнерам для получения диплома придется каждый год отдавать 446 000 рублей.
- Финансовый университет при правительстве РФ. Тем, кто отдает предпочтение направлению «экономика», «международный финансовый факультет», нужно быть готовым расстаться с 440 000 рублей.
- РУДН. Самым востребованным и дорогостоящим факультетом здесь является «стоматология» – 390 000 тысяч рублей.
График учебного года
Учебный год в отечественных вузах обычно идет с первого сентября по тридцатое июня, в принципе, вне зависимости от видов высшего образования в России. Подготовка структурирована на два полугодовых семестра, каждый из них завершается сессией (в конце астрономического года и летом). Перед сессией обучающиеся должны сдать ряд зачетов, а в период сессии — экзамены по пройденным ранее предметам. Каникулы у учащихся ВУЗов, разумеется, тоже существуют. И начинаются они после каждой сессий. Зимние проходят две-три недели, летние дольше, – как правило, восемь недель. Наиболее трудные экзаменационные препятствия студент преодолевает в последний год своего пребывания в ВУЗе. В зимний период он сдает государственные экзамены, они объединяют в себе вопросы по всем предметам учебного плана. А в летнее время защищает собственную оригинальную дипломную работу по какой-либо проблеме.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
- Университет.
- Академия.
- Институт.
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.
Классические модели университетов
Развитие научно-технических знаний и индустриально-промышленный прогресс требовали иного подхода к высшему образованию. Так начинают появляться новые модели университетов, которые сейчас называются классическими.
Среди наиболее популярных классических моделей университетов можно назвать следующие:
- модель университета Гумбольдта;
- модель университета Ньюмена;
- континентальная модель университетов;
- модели «Университет 1.0» и «Университет 2.0».
Давайте более подробно рассмотрим каждую из перечисленных моделей.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Один из старейших университетов Великобритании — Кэмбридж
Модель университета Гумбольдта
Данная модель университета возникла в начале XIX века благодаря немецкому философу, общественному деятелю и основателю Берлинского университета Вильгельму фон Гумбольдту. Она привнесла идею всеобщего обучения, так как ориентировалась на средний класс. Основная цель — объединить искусство, науку и исследования, чтобы дать человеку целостное академическое образование, сделать его гражданином мира.
Студенты в таких университетах могли сами выбирать образовательные предметы, а после обучения выходили в свет квалифицированными специалистами с широким кругом знаний.
Модель университета Ньюмена
Джон Генри Ньюмен — видный английский учёный и богослов, который написал книгу «Идея университета». Именно его размышления, изложенные в данном труде, и заложили основы образовательной модели, получившей его имя.
Какие самые главные тезисы можно выделить в модели Ньюмена:
- развивается гуманистическая педагогика, которая направлена на развитие личности;
- делается ставка на научную, интеллектуальную функцию университета;
- создаются условия для саморазвития и реализации студентов;
- предоставляется свобода в выборе академических предметов и учебного пути.
Континентальная модель университетов
Континентальная модель университетов получила распространение в XX веке в таких европейских странах, как Германия, Нидерланды, Швейцария и Россия. Она отличается такими чертами:
- сильное участие государства в университетской жизни;
- обязательный акцент на чёткой специализации студентов;
- отсутствие взаимоотношений между университетами и бизнесом;
- широкое академическое образование;
- строгий учебный план, от которого нельзя отходить.
Континентальная модель — предполагает глубокие специальные знания по выбранному предмету и до сих пор встречается в отдельных регионах России.
Модели «Университет 1.0» и «Университет 2.0»
В прошлом веке также стали разрабатывать модели университетов, которые получили условные названия «Университет 1.0» и «Университет 2.0». Чем отличались эти классические, но уже устаревшие типы?
В рамках модели «Университет 1.0» в вузах делали основной акцент именно на получении необходимых знаний. А сам образовательный процесс шёл по стандартному шаблону.
При моделе «Университет 2.0» учащиеся получают не только специализированные, но и более широкие междисциплинарные знания. А также могут участвовать в научных исследованиях.
На основе этих моделей в будущем развиваются современные типы «Университет 3.0» и «Университет 4.0».
Появление первого университета в России
Несмотря на то, что в Европе высшие учебные заведения активно развивались с XI века, российские цари даже не думали о такой перспективе. Первый университет в России появился только при императрице Елизавете Петровне в 1755 году.
По легенде, в столицу неизвестно откуда пришёл Михайло Ломоносов и убедил Её Высочество основать Московский университет, который позже получит его имя.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
С этой историей связана ещё одна знаковая для всех российских студентов дата — 25 января. Именно в этот день императрица подписала указ. А сейчас это официальный праздник всех учащихся вузов в России, который занимает почётное место среди студенческих традиций разных стран.
Во всём мире студенты отмечают другую дату — 17 ноября. Официальный День студентов приурочен к трагическим событиям, которые развернулись в Чехии в 1939 году. В этот день нацисты закрыли все чешские университеты и арестовали более 1 000 студентов, некоторых из которых казнили.
Помимо МГУ в России в том же XVIII веке появился Академический университет Петербургской академии наук. Некоторые источники считают, что он даже старше МГУ, датируя его 1724 годом. Следующие университеты открывались уже при правлении Александра I.
Теперь вы знаете, в какой стране появился первый университет, с чем вообще было связано появление первых университетов в Европе и России и какие из них продолжают свою работу в наше время. А если вам будет нужна помощь в написании контрольных, курсовых или дипломных — смело обращайтесь в наш студенческий сервис.
Важные моменты
Выпускники данной программы получают квалификацию «техник с дополнительной подготовкой в конкретной области».
Регламентируется содержание образовательных программ профессионального среднего образования Государственными образовательными стандартами (сокращенно ГОС СПО). Документ состоит из двух частей: федерального компонента, который определяет государственные требования к минимальному уровню подготовки, а также национально-регионального компонента.
Реализуется данный вариант обучения в нескольких формах: очной, заочной, очно-заочной на основе девятилетнего общего образования.
Поступление в учебные заведения среднего специального образования осуществляется на конкурсной основе (учитывается средний балл в аттестате).
Срок обучения составляет 2-3 года с учетом профиля подготовки учебного заведения.
Педагог профессионального образования данной ступени — это преподаватель колледжа или техникума (училища).
В техникуме осуществляется реализация основных образовательных программ базового уровня. Колледж функционирует не только на базовых, но и на обучающих схемах повышенного уровня.
Деятельность всех учебных заведений данного звена осуществляется на основе Типового положения об образовательном учреждении профессионального среднего образования (2001 г.)
В РФ данная ступень представлена 300 специальностями в социальной, информационной, туристической сферах.
Лица, которые получили такое образование, имеют право на прохождение дальнейшего обучения того же профиля по ускоренным (сокращенным) программам (год при базовом профессиональном среднем образовании, 2 года при повышенном уровне).
Внутрироссийские рейтинги
В этих списках ранжируются только отечественные вузы, без сравнения с иностранными.
Национальный рейтинг университетов от «Интерфакса»
Кто выпускает. Группа «Интерфакс» публикует рейтинг с 2009 года.
В чём фишка. Оценивается социальная среда в университете и его бренд. Балл вуза в сводном рейтинге «Интерфакса» — сумма оценок за образование, исследования, бренд, международную деятельность, социальную среду и инновации.
Кто лидирует. Список всегда возглавляет МГУ, и остальные места в топ-20 тоже довольно стабильны. Например, тройка лидеров в 2021 году не изменилась по сравнению с 2020-м: МГУ, МИФИ, МФТИ.
RAEX-100
Кто выпускает. Рейтинговое агентство RAEX ежегодно публикует список ста лучших вузов России с 2012 года.
В чём фишка. Здесь фокус на образование. Группа критериев «Условия для получения качественного образования» весит половину совокупного балла вуза в рейтинге RAEX. Это довольно разнообразные признаки — в том числе классические для рейтингов вузов показатели соотношения числа преподавателей и студентов и доли иностранных студентов, а также число очников, победы в олимпиадах, стоимость обучения. Всего в группе 15 показателей.
Кто лидирует. Первая двадцатка вузов, как и у «Интерфакса», незначительно меняется год от года. В тройке те же МГУ, МФТИ, МИФИ. Они же, плюс МГТУ им. Н. Э. Баумана и СПбГУ, занимают ведущие позиции в списках лучших вузов в естественно-научной и технической сферах по версии RAEX. МГУ также возглавил рейтинг вузов по влиятельности и половину предметных списков — эти рейтинги RAEX впервые выпустило в прошлом году.
Фото: Mikhail Starodubov / Shutterstock
Лучшие российские вузы по версии Forbes
Кто выпускает. Российская редакция Forbes с 2018 года.
В чём фишка. В оценке учитывается так называемый фактор Forbes. Баллы по нему получают университеты, где учились или учатся дети 200 богатейших бизнесменов России и победители рейтинга «30 до 30». По замыслу составителей, это помогает определить, выпускники каких вузов имеют шансы войти в число богатейших людей страны или в российскую политическую элиту.
Что говорят словари?
Школа. В первую очередь, учебно-воспитательное учреждение, которое должно обучать и воспитывать.
Реально под «школой» подразумевается учебное заведение, дополнительно не предусматривающее особо углубленных знаний, в каких бы то ни было дисциплинах. И все же многие из них стремятся иметь статус повыше, хотя бы до приобретения звания школы с углубленным изучением определенной дисциплины
Иногда лишь для старшеклассников создаются классы, где особое внимание уделяется отдельным дисциплинам
Учебные программы школ полностью должны соответствовать госстандартам, а дети нагружены в пределах нормативных требований. Потому у школьников остается времени достаточно, чтобы заниматься еще и в секциях и кружках.
Для поступления в школу следует сдать требуемые документы в определенное для этого время.
Гимназия. Среднее учебное заведение. «Места для упражнений», именно такое название носили гимназии, посещали древние греки, египтяне и сирийцы. Уже в 5 веке их стали считать общеобразовательными школами, где было организовано преподавание философии и риторики.
Сегодня гимназии относят к элитным учебным заведениям. Здесь ребенок получает не только основные знания, но также и развивается многосторонне. Ему предоставляется возможность понять и оценить реально собственные способности и интересы по разным дисциплинам, а это способно оказать неоценимую помощь в выборе будущей профессии. Потому образование здесь считается предпрофильным. Старшеклассники имеют возможность выбрать специализацию. А иногда специальные предметы даже вводятся в средних классах. Во многом отличается от школьной учебная программа, она часто авторская.
Лицей. В Российской Империи такое учебное заведение относилось к привилегированны, и обучали здесь детей 6-11 лет, при этом охватывалась программа даже высшей школы, не говоря уже о средней. Здесь готовили, как правило, госчиновников.
Помимо образовательной программы лицей осуществляет подготовку по дисциплинам, соответствующим намерениям учеников по дальнейшему обучению, фактически готовят поступать в вузы, с которыми лицеи часто имеют договорные отношения, а их выпускники становятся абитуриентами этих конкретных вузов.
Образование воспитанников лицея на порядок выше, чем школьников
В ходе обучения усиленное внимание акцентируется на профильные дисциплины. Не редкость, когда читают их вузовские преподаватели
Правило 1. Сначала выберите профессию
Многие ребята начинают свой путь абитуриента с поиска вуза: выбирают самый престижный или тот, что ближе к дому. Но что если на желаемый факультет в этом институте не окажется мест или вы не пройдёте по конкурсу?
В условиях ограниченного времени на подачу документов абитуриентам порой приходится «брать, что дают». А пять лет учиться нелюбимому делу и тратить силы на поиск работы не по специальности — незавидная перспектива.
Правильный путь, который поможет выбрать вуз: как можно раньше пройти профориентацию. В «Домашней школе Фоксфорда» дети с пятого класса могут выбирать индивидуальные образовательные маршруты и развиваться в тех сферах, которые им наиболее интересны. Определиться с направлением обучения помогает профориентационное тестирование и консультации со специалистами.
Совет от наставника Татьяны Ивановой: «Ориентируйтесь на предмет, который вам нравится или, по крайней мере, не вызывает трудностей. У меня это была химия. Мой папа работает в химической промышленности, он часто брал меня на специализированные выставки. Меня это очень вдохновляло. Теперь я учусь в МГУ на химическом факультете».
Зная заранее, чем хочется заниматься, в 11 классе вы сможете просто открыть и выбрать факультет по душе и дальше уже выбирать университет по предмету.
Структура ВУЗовского образования
Надо признать, что сфера российского ВУЗовского образования прямо соединена с историей. Например, с его появлением и развитием. Та структура, которая имеется сейчас, возникла не сразу. Она создавалась по крупицам целыми веками, постепенно подходя к нынешнему состоянию.
Текущее высшее профессиональное образование в нашей стране имеет сложную структуру, в которой определяют разные виды высшего профессионального образования в России: базовый период приобретения специальности – около пяти лет, затем студенту дается квалификация «специалист». После этого можно учиться в аспирантуре, обучение идет в рамках трех лет. Есть возможность приобрести уровень «бакалавр наук» и «магистр наук», период образования — четыре и два года соответственно.
Виды
Приведем особенности классификации. В настоящее время выделяют несколько основных групп.
К первой относится начальное профессиональное образование, которое способствует подготовке служащих и рабочих (сотрудников квалифицированного труда) по разным направлениям общественно значимой деятельности в рамках основного общего образования. Получение его осуществляется в училищах.
Ко второй группе относят среднее профессиональное образование. Приведем его характеристику. Предполагается расширение и углубление знаний человека на основе среднего (полного) и начального профессионального образования. В настоящее время данная группа пользуется особой востребованностью у молодых людей.
В третью группу входит высшее профессиональное образование. Его цель заключается в подготовке и переподготовке специалистов определенного уровня, а также удовлетворение запросов личности в расширении и углублении знаний, которые получены в вузе.
Лица, овладевшие начальным либо средним уровнями, могут переходить на эту ступень обучения.
Факультеты и специальности
В таблице приведены примеры специальностей и направлений подготовки, связанных с информатикой и ИКТ. В разных вузах содержание программ варьируется, поэтому стоит внимательно изучить содержание учебных планов, прежде чем подавать документы.
IT-вузы: университеты и институты информатики | Специальности и направления подготовки |
---|---|
МГТУ им. Баумана |
Информатика и ВТ: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; Программная инженерия: — разработка программно-информационных систем. Прикладная математика и информатика: — информационная аналитика; |
ТГУ |
Институт прикладной математики и компьютерных наук: — прикладная математика; Мехмат и радиофизический факультет: — математика и компьютерные науки; — фотоника и оптоинформатика. |
КФУ | Прикладная (инфосистемы в образовании) и фундаментальная (системный анализ) информатика и ИТ. |
СПбПУ |
Институт прикладной математики и механики: Институт компьютерных наук и технологий: |
СПбНИУ ИТМО |
Мегафакультет компьютерных технологий (КТ) и управления: — КТ и системы; Мегафакультет трансляционных ИТ: Институт международного развития и партнерства: |