Профориентация детей раннего возраста: формы, методы, технологии работы

Содержание:

Ранняя профориентация: плюсы

Проводить профориентацию для учеников младшей школы не всегда разумно. Дети еще слишком малы, поэтому их увлечения и склонности могут не проявиться достаточно четко. Поэтому лучше всего заняться поиском профессии по душе в средней школе, начиная с 7-8 класса. И вот почему:

1. Выявление наклонностей, способностей, типа мышления школьника

В результате можно получить целый ассортимент подходящих профессий и начать знакомить с ними ребенка за несколько лет до выпускных классов. Знание определенного набора данных ученика поможет сориентироваться в целой сфере специальностей. К тому же это станет плюсом в воспитательных и коммуникативных моментах для родителей.

Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников

Профориентация в ДОУ по ФГОС должна базироваться на таких принципах:

  • Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
  • Доступность и достоверность информации о профессиях.
  • Открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее).
  • Диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха).
  • Активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия).
  • Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).
  • Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками ДОУ следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).

Значение ранней профориентации в ДОУ

Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности. Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»? Это малоизученное сегодня направление в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте.

Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью.

Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.

Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учитель-логопед, психолог, инструкторы по физкультуре и плаванию.

Международные достижения российских школьников

Участие и победы российских школьников в масштабных соревнованиях по профессионально-технической подготовке свидетельствуют об успешной реализации образовательных инноваций в сфере предпрофессиональной подготовки. Доказательство тому — Чемпионат Европы по профессиональному мастерству EuroSkills Budapest, проходивший в 2018 году в Будапеште, где наша команда стала победителем по числу золотых наград.

Очень порадовали наших соотечественников результаты наших школьников, принимающих участие во Всемирной робототехнической олимпиаде (WRO), которая проходила в этом году в столице Венгрии. На счету сборной России пять медалей, две из которых золотые.

Но прежде, чем попасть на мероприятия международного уровня, дети принимают участие в российских соревнованиях научно-технического творчества, направленных на поощрение интереса к инженерной профессии. Они могут попробовать силы и проявить таланты на ежегодном фестивале «Робофест», где проходят всевозможные олимпиады, соревнования по робототехнике, мастер-классы, интерактивные лекции и много другое.

Советы родителям по профориентации детей раннего возраста

Британский Институт Карьеры, в разработанном им учебном плане, предлагает начать профориентационную работу с детьми, когда они достигают возраста около 7 лет. В этом возрасте они уже имеют представления о работе и могут проявлять склонности к определенным профессиям, а также представляют, чем занимаются и какими навыками обладают представители этих профессий.

Советы родителям по профориентации детей раннего возраста

Также нужно учитывать следующую тенденцию. Если в детском саду и начальных классах дети не имеют склонностей к точным и прикладным наукам, таким, как математика и прочие дисциплины, связанные с технологиями, то и в более старшем возрасте эти склонности, вероятно, не появятся. А ведь существует распространенное мнение, что технологии и инжиниринг в ближайшие декады будут одними из самых востребованных и актуальных направлений.

Впрочем, это не влияет на тот факт, что детей нужно знакомить со всем разнообразием профессий, из которых они впоследствии смогут выбрать свою собственную. Во-первых, это расширяет их кругозор и представления о мире. А во-вторых, собственно, позволяет выбрать себе занятие, а в будущем и профессию по душе, в которой они смогут достичь успеха, что и является главной целью родителей.

Большинству родителей процесс профориентации представляется контролем над выбором ребенка. Конечно, на самом деле все обстоит совершенно по-другому. Ребенок должен чувствовать свободу выбора в отношении многих своих решений

Ответственность за решение сделает его увереннее.

Крайне важно поддерживать ребенка: уважать его выбор, поощрять его интересы и увлечения или помогать ему их искать. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал неуверенность и боялся выбирать или интересоваться чем-то.

Впрочем, не стоит слишком часто хвалить ребенка, чтобы не сделать его впечатления и цели ложными

Важно, чтобы ребенок интересовался какой-либо деятельностью в силу его склонностей или желания познавать новое, а не чтобы получить похвалу и остановить после нее свой прогресс или вовсе забыть о новом увлечении.

Дайте ребенку возможность выбирать. Знакомство с большим числом профессий не только расширит его кругозор, но и позволит ему попробовать себя в разных сферах. Это можно сделать и с помощью описанных выше средств, например, игр, и с помощью разных кружков и секций. Также важно отмечать, какие увлечения вызывают у ребенка наибольший интерес и где он преуспевает больше всего. А еще – побуждайте ребенка к общению, ведь социальные навыки пригодятся ему во всех сферах жизни, включая выбранное увлечение или его поиск.

Общайтесь с ребенком на тему его сильных и слабых качеств, чтобы он знал, в чём хорош, а что стоит подтянуть. Однако важно делать это не категорически: за успехи хвалить, а на слабые стороны мягко указывать и помогать их исправить и стать лучше. Ребенок не должен бояться ошибок – тут важно объяснить, что работа над ошибками приводит к успеху – и знать, в чем он хорош.

Главное в профориентации детей – дать им возможность расширять кругозор и воспитать в них интерес и желание познавать мир, не бояться пробовать себя в новых увлечениях и чувствовать в себе уверенность. Все это в конечном счете позволит им выбрать профессию по душе, не сомневаясь в себе и в своей будущем.

Ранняя профориентация: минусы

1. Ранняя профориентация может «зациклить» школьника на одной профессии

При знакомстве с миром профессий важно грамотно преподнести ребенку возможности выбора и особенности современного мира, где люди меняют профессии и во взрослом возрасте. Необходимо донести до школьника, что его компетенции и мировоззрение будут меняться на протяжении всей жизни, ровно как и желание работать по разным специальностям

2. Быстрая смена профессий в современном мире

В детстве ребята по-прежнему играют во «врачей», «поваров» и «водителей». Но одновременно, когда вырастут, хотят стать видеоблогерами и снимают тиктоки. Новые профессии сейчас появляются каждый год, некоторые из них уходят так же стремительно.

При этом множеству профессий, которые были востребованы десятилетиями – например, бухгалтер или корректор – пророчат скорую невостребованность. Поэтому ориентация в мире профессий со средних классов может оказаться просто неактуальной. К окончанию школы рынок специальностей может сильно измениться.

Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста

Первый взгляд на работу и труд очень важен для ребенка, ведь он значительно влияет на его представление о существенности роли разных профессий в обществе.

Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста

Весь мир, общество и, соответственно, рынок труда стремительно развиваются и меняются. Конечно, сейчас неизвестно, что будет происходить через десять лет и какие профессии будут актуальны и востребованы. Однако очевидно, что в таком динамично меняющемся мире цениться будет и гибкость человека, его умение менять направление развития карьеры и обучаться новому, чтобы он смог преуспеть в разных сферах и реализоваться во многих своих начинаниях.

Это значит, что для современных детей очень важным становится фактор познавательной активности, что определяет вектор усилий дошкольного образования.

И речь не о том, что взрослые вместо ребенка еще в дошкольном возрасте выбирают его профессию, конечно, а в предоставлении ребенку выбора. Так, все начинается с того, что ребенок знакомится с трудом и профессиями в целом. Лишь познакомившись с какой-либо сферой деятельности, ребенок уже познает новое и расширяет кругозор. И чем больше у него таких познаний и навыков, тем проще ему будет уже в осознанном возрасте выбрать профессию, исходя из своих умений и предпочтений.

Равно как на начальных этапах профориентации детям помогают их учителя, так и они сами знакомятся с трудом через учебные занятия и различные игры.

Родители, конечно, тоже активно участвуют в процессе развития собственных детей, помогая преподавателям. Взаимодействуя с родителями, дети узнают новое, усваивают нормы общественного поведения, совершенствуют навыки общения и изучения, и, конечно, знакомятся с трудом и различными профессиями.

Инженерное направление в школе


Инженерное направление в школе реализуется поэтапно, его можно представить в виде нескольких ступеней:

  • Пропедевтика: учеников младшей школы учат наблюдать и исследовать явления окружающей среды, используя технические средства для сбора и обработки информации.

  • Формирование основ конструкторско-технологических компетенций учащимися 5-9 классов: приобретение опыта применения естественно-научных методов исследования объектов и явлений природы.

  • Профориентация, 10-11 классы: понимание принципов и алгоритмов решения творческих задач, моделирования, конструирования, прототипирования и программирования; наработка опыта проектно-исследовательской деятельности.


Варианты образовательных курсов на базе инженерно-технологического класса:

Целесообразность получения профессиональных навыков и знаний предопределила обширный перечень образовательных курсов для учеников разных классов:

  • 5-6 класс. Факультативный курс «Простейшая робототехника».

  • 5-9 классы. Интегрированный курс «Информатика и технология», факультативный курс «Основы электроники».

  • 5-11 классы. Междисциплинарные курсы «Альтернативная энергетика», «Научные методы анализа», факультативный курс «Подготовка к участию в соревнованиях WorldSkills, VRC, WRO».

  • 7-9 классы. Факультативный курс «Простые системы управления».

  • 7-10 классы. Факультативные курсы «Проектирование цифровых устройств», «Сбор данных и измерительные системы».

  • 7-11 классы. Факультативный курс «Мобильная робототехника».

  • 8-11 классы. Факультативный курс «3D-моделирование и прототипирование»

  • 9-11 классы. Элективные курсы «Основы инженерной деятельности», «Экспериментальная математика».

  • 10-11 классы. Интегрированный курс «Естествознание», факультативный курс «Сложные инженерные системы».


Кроме того, на базе инженерного класса для учащихся предусмотрены различные практикумы по курсам таких дисциплин, как:

Средства наглядности для работы по профориентации детей раннего возраста

В процессе обучения детей в целом и в профориентации в частности очень важным является фактор наглядности. Дети лучше усваивают любую информацию, если привести хороший пример и наглядно показать им иллюстрацию. Помогают в этом технические средства – от проекторов до обычных компьютеров – и “классические” школьные средства: презентации, книги и другие.

Бесплатный онлайн-интенсив

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Если хорошо проработать элемент наглядности и представить детям актуальные и правильно проиллюстрированные примеры, можно действительно повысить эффективность обучения и профориентации. Так детей легче вовлечь в процесс, а сами они лучше усваивают информацию, причем их знания не смешиваются в единый поток, а систематизируются.

Средства наглядности

Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры или ноутбуки, телевизоры), видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги.

Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.

Техническое оборудование

Среди технического оборудования для профессиональной ориентации в ДОУ чаще всего используются:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • телевизор.

На интерактивной доске очень удобно демонстрировать видео и анимированные фрагменты, создавать иллюстрированные слайды. Это устройство вносит разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. К такой доске может одновременно подойти вся группа. Таким образом, взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним. К тому же на ней с легкостью меняются и перемещаются объекты, позволяя быстро формировать логические связи.

Проектор обычно применяют, чтобы показывать дошкольникам мультимедийные презентации и заранее записанный или скачанный видеосюжет. К примеру, в ходе экскурсии на ферму, где разводят кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс выращивания этих животных: кормление, уход, лечение.

Телевизор используется в основном, чтобы смотреть с воспитанниками фрагменты познавательных телепередач и профориентационные мультфильмы. После просмотра нужно обязательно обсуждать с детьми увиденное для закрепления полученных знаний. На заметку педагогу: хорошие отзывы получил мультсериал «Калейдоскоп профессий», созданный в рамках проекта «Навигатум».

Игровые комплексы

Для качественной профориентационной работы с детьми рекомендуется задействовать игровые комплексы. Они представлены отдельными тематическими модулями («мастерская», «фабрика», «пожарная часть», «полицейский участок», «лаборатория», «больница», «ресторан», «магазин» и так далее). Если нет возможности приобрести, можно изготовить их из подручных средств.

Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.

Познавательная литература и пособия

К познавательной профориентационной литературе для дошкольников относятся детские художественные книги, энциклопедии и периодика (газеты, журналы). Касательно наглядных пособий, воспитатели обычно пользуются картинками, иллюстрациями, фотографиями, альбомами и демонстрационными плакатами. Все это применяется для совместной и индивидуальной деятельности детей, связанной с получением интересной информации о разных профессиях.

Что именно оттуда можно почерпнуть? Стихи (в том числе для гимнастики – артикуляционной и пальчиковой); рассказы и сказки; загадки о занятиях человека и орудиях труда; пословицы и поговорки о работе и необходимых для нее личностных качествах; считалки и скороговорки. Все это можно с успехом применять, например, на физкульминутках, в ходе которых дети будут параллельно получать новые сведения о профессиях и закреплять уже имеющиеся знания.

Уроки самоопределения

Подобная система занятий предназначена для детей 5-9 классов и направлена на изучение учащимися своих личностных качеств для формирования осознанного выбора. Важным элементом уроков признана самодиагностика, инструментами которой выступают надежные методики на основе постановки и решении проблемно-поисковых задач, реализации ролевых игр.


В ходе занятий рассматриваются важнейшие темы, затрагивающие личностное и профессиональное самоопределение:

  • Формирование знаний о личностных качествах.

  • Выявление личных стремлений и потребностей.

  • Эмоциональное развитие ребенка.

  • Выявление интеллектуальных способностей.

  • Уточнение определенных профессиональных склонностей

  • Знакомство с видами профессий.

  • Правила успешной профессиональной карьеры.

Правильно проделанная профориентационная работа — залог осознанного выбора образовательного профиля и успешной дальнейшей профессиональной деятельности ребенка.

Компания «Логия» предлагает комплексные решения для участников федеральных проектов НП «Образование» — центров «Точка роста», «IT-куб» и технопарков «Кванториумы». Кроме того, можно заказать оснащение профильных классов, кабинета психолога и купить необходимые средства обучения для внеклассных занятий, секций и кружков.

Дополнительное образование в рамках национальных проектов

Национальный проект «Образование» сформулировал стратегическую политическую цель государства, суть которой сводится к повышению качества образования и подготовке высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям современного общества.

В связи с этим разработано несколько федеральных программ, включающих конкретные направления, призванные обеспечить комплексное оснащение для реализации дополнительного и профильного образования в школах.

Центры «Точка роста»

Федеральный проект «Современная школа» нацелен на улучшение материально-технической базы сельских школ. С помощью центров «Точка роста» инновационные методы образования, включающие и профориентацию, будут доступны для детей в отдаленных уголках страны.

Центры «IT — куб»

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» ставит перед собой глобальную задачу — технологический прорыв страны. Центры цифрового образования «IT — куб» призваны обеспечить ускоренное обучение в сфере информационных технологий школьников разного возраста.

Детские технопарки «Кванториум»

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» создаются специальные площадки с цехами и лабораториями, укомплектованные современным высокотехнологичным оборудованием. Подобные технопарки открываются во всех регионах страны. Задачей «Кванториумов» является развитие в научно-техническом направлении и формирование изобретательского мышления у детей, начиная с пяти лет.

Профильные классы — успешная профессиональная подготовка учеников

Основой успешной профессиональной подготовки старшеклассников является формирование профильных классов и углубленное изучение отдельных предметов на базе общеобразовательной организации. В зависимости от потребностей регионов возможны различные направления:

  • физико-математическое;

  • физико-химическое;

  • биолого-географическое;

  • химико-биологическое;

  • филологическое;

  • социально-экономическое;

  • агротехнологическое;

  • социально-гуманитарное;

  • информационно-технологическое;

  • электротехническое;

  • оборонно-спортивное;

  • индустриально-техническое;

  • инженерно-технологическое;

  • медико-биологическое;

Проект «Навигатум»

Главные цели проекта:

  • закладка информационного фундамента для полноценного знакомства с видами деятельности;
  • формирование трудолюбия и его поощрение;
  • ориентация на созидание и творчество.

Вот каких результатов достигают дошкольники, которые уже занимаются по «Навигатуму»:

  • сформированное комплексное понятие о мире труда взрослых (знание устройства значимых сфер и видов деятельности, понимание взаимосвязи разных профессий внутри одной отрасли);
  • хорошая осведомленность о функциях как минимум 200 профессий;
  • узнавание профессии по орудиям труда, форме, аксессуарам;
  • проявления трудолюбия, доброты, эмпатии, желания помогать другим и умения принимать помощь.

Игровая развивающая среда «Взросляндия: В мире профессий»

«Взросляндия» – это игровой инструмент, который дает возможность сформировать у ребенка комплексное понятие о мире профессий. Развивающая среда показывает отрасли и виды деятельности системно, демонстрируя взаимосвязи. Этим она отличается от стандартного подхода, когда знакомство с профессиями носит мозаичный характер.

Создатели «Взросляндии» предлагают формат профисказок– в игровой сюжет непринужденно вплетается рассказ об устройстве разных отраслей. Каждая профессия освещается изнутри процессов производства, с которыми она связана.

В развивающей среде широко задействована визуализация –карта сфер и видов деятельности, выполненная в форме огромного пазла. Это настоящая игровая площадка, которая превратит профориентационное занятие в увлекательный исследовательский процесс. На основе мира Взросляндии и профисказок разработаны сюжетно-ролевые игры, которыми может воспользоваться педагог.

Моменты воспитания трудолюбия и других ценностей органично вплетены в сюжеты профисказок и игровой процесс. Ко «Взросляндии» прилагаются методические рекомендации, где доступно описано, как приобщать к труду дошкольников, не вызывая негативной реакции. Такие «ритуалы труда», по мнению создателей продукта, – профилактика безработицы. Ведь человеку, который получает удовольствие от работы, никогда не придет в голову сесть на шею родителям или довольствоваться государственным пособием.

Применение игровой среды от «Навигатум» позволяет заложить фундамент для развития:

  • трудолюбия;
  • терпеливости;
  • эмпатии;
  • решительности и ответственности;
  • самостоятельности;
  • критичности в оценке того, что навязывает окружение;
  • умения отличать хорошее от плохого;
  • способности к саморазвитию и самообучению;
  • умения оказывать помощь и принимать ее.

Мультсериал «Навигатум: В мире профессий»

Мультипликационный сериал «Навигатум: В мире профессий» представлен рядом познавательных мультфильмов о разных профессиях и труде. На основе стихов и песен из них педагоги уже разработали комплексные профориентационные занятия. К примеру, «Почему родители уходят на работу» – рассчитанное ориентировочно на 30 минут занятие в форме спектакля. Оно помогает детям перестать обижаться на своих мам и пап и пробуждает интерес к тому, кем и где они работают.

Каждый короткий стихотворный мультфильм посвящен одной профессии. Создатели позаботились о том, чтобы были четко различимы орудия труда, обустройство рабочего места, форма одежды. Обсуждение серий «В мире профессий» дошкольниками после просмотра – важный элемент не только профессиональной ориентации, но и познания мира.

Инженерно-технологический класс: задачи, преимущества и результаты проекта

Мотивацией старшеклассников для выбора инженерной специальности в качестве будущей профессии является внедрение в образовательном учреждении инженерно-технологического профиля.


Задачи проекта:

  • Заинтересовать учащихся научно-технической деятельностью и повысить спрос на инженерные профессии.

  • Вовлечь старшеклассников в процесс развития технических инноваций и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика.

  • Развить навыки практического применения инженерных и творческих задач с учетом прогресса технологий.


Преимущества проекта:

  • Высокий уровень образования, отвечающий требованиям современного общества.

  • Развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности.

  • Обширный перечень базовых и профессиональных знаний.

  • Развитие профессиональных компетенций и необходимых практических умений.


Результаты проектной деятельности:

  • Ученики получают полный объем знаний по дисциплинам естественно-научного цикла.

  • Приобретаются навыки, позволяющие решать инженерно-технические задачи и работать с современной техникой.

  • Формируется мышление, рассматривающее инженерию как направление практической деятельности.

  • Школьники учатся достигать поставленные цели в сжатые сроки, оценивая риски и минуя возможные ошибки.

Подведем итоги

Ознакомление малышей с трудом взрослых – одна из главных задач учебно-воспитательной деятельности педагогов ДОУ. Желательно, чтобы профориентационные занятия для детей проводились не однократно и вне общего контекста («для галочки»), а органично вплетались в комплексный процесс развития дошкольников.

Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном посредством игры, поэтому сюжетно-ролевая ее разновидность лучше всего подходит для углубления и расширения уже имеющихся представлений детей о работе взрослых, их взаимодействиях с коллегами, о специфике разных профессий. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Кроме того, она способствует воспитанию уважительного отношения к труду, демонстрирует его пользу для общества, вызывает интерес детей к работе. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы для формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной трудовой деятельности в будущем: ответственности, справедливости, взаимовыручки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector