Смольный в санкт-петербурге: институт благородных девиц (музей) и сад-партер
Содержание:
Правила пребывания в институте
Правила поведения в заведении были подробно расписаны в уставе института. Нарушительниц порядка называли «мовешками» от французского слова mauvaise, что переводится как «дурная». Девочек, которые никогда не нарушали правил, дразнили «парфетками» (от французского parfait — совершенная). Друг друга воспитанницы института ласково называли «милочка» и «душечка», бранились же ещё более мило — «бессовестная душечка» и «душечка поганая».
Для каждого возраста в Смольном существовала своя форма и своя причёска. Так самые младшие носили форму кофейного цвета и кудри, те, кто постарше, переодевались в синюю одежду. Девушки от 12 лет носили форму серого цвета и заплетали волосы в косы. Старший класс назывался «белым» из-за белоснежной формы воспитанниц. На голове же они носили модные в то время высокие черепаховые гребешки. Более светлые цвета в одежде воспитанниц символизировали возрастающую образованность и аккуратность.
Архитекторы и стиль
Целая плеяда архитекторов работала над возведением собора. Первоначальный замысел и проект принадлежат Растрелли, который задал основное архитектурное направление при строительстве – барокко. Отсюда присущие архитектурному стилю легкость, строгая симметричность, характерная для здания. Величественный внешне собор поражает обилием украшений, лепнины, лучковыми фронтонами, которые делают его нарядным, даже по-светски роскошным.
Автор проектов Зимнего дворца и Екатерининского удивительно чувствовал место, где строился собор, модные тенденции времени, запросы Елизаветы Петровны. Именно этим вызвано изменение проекта, использование русских зодческих традиций, благодаря чему комплекс получил форму креста в честь Иисуса Христа и 4 евангелистов. С 1849 года работы проводились под руководством помощника итальянского зодчего – Христиана Кнобеля.
Сменивший Растрелли сподвижник архитектор Ю.М. Фельтен продолжил стиль пышного елизаветинского барокко и следовал проектам великого мастера. В 1768 году голубые фасады получили лепнину, изготовленную по рисункам Растрелли. Еще один итальянец и сподвижник Растрелли Эрколе Казасопра обогатил собор башнями, куполом и барабаном.
В 19 веке русский архитектор Василий Стасов предложил не только заменить обветшавшую кирпичную кладку и кровлю, но и проложить трубы печей. Купол был покрыт для защиты оцинкованным железом и окрашен. Колонны облицевали белоснежным мрамором, сделали такие же ступени, площадки. Перед зданием сделали площадь с ажурной металлической оградой.
«Отнюдь не делать из наук предметов скуки»
В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.
Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.
Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю
Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.
Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.
«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души»
Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности». Зинаида Мордвинова, автор исторического очерка «Смольный институт в эпоху Екатерины II»
Интерьер собора
Внутри собор поражает величием и чистотой. Окончательным видом интерьера занимался Василий Стасов. Белый искусственный мрамор расширяет пространство, наполняет его светом. Изготовленные из граненного хрусталя предалтарные балюстрады усиливают это впечатление, так как в них отражаются и рассыпаются миллионами искр солнечные лучи.
Установленные три иконастаса привлекают всеобщее внимание, как и искусная резьба церковной кафедры. Из икон особо почитаемы работы Алексея Венецианова «Воскресение Христово», «Введение во храм Пресвятой богородицы»
Дополняют роскошный интерьер разнообразные лепные украшения на церковную тематику и имеющие символическое значение.
Общие сведения
История
В 1998 году по предложению Президента Российской академии образования академика Н.Д. Никандрова был создан Смольный университет. Учредителем Смольного университета выступила Российская академия образования. В 2004 году ее стратегическим партнером по организации деятельности Смольного университета стала Холдинговая компания «Электрокерамика».
В 2009 году решением Президиума Российской академии образования и Совета директоров Холдинговой компании «Электрокерамика» на базе современного Смольного института создается Научно-образовательный комплекс «Смольный институт Российской академии образования». С одной стороны, создание такого комплекса позволит Российской академии образования иметь еще одну экспериментальную площадку для инновационной деятельности. С другой стороны, использование интеллектуальных ресурсов Российской академии образования и привлечение наиболее талантливой молодежи в научную и производственную деятельность холдинга повысят ее эффективность, позволят преобразовать холдинг из узкоспециализированного предприятия в многопрофильный технопарк.
Научно-образовательный комплекс создается для выполнения научно-исследовательской, образовательной, воспитательной, просветительской и издательской функций.
Факультеты
- гуманитарный,
- искусств,
- информационных технологий,
- сервиса,
- экономический,
- кинологии и безопасности.
Экономический факультет
Экономический факультет был основан в 1998 году. Факультет ежегодно приглашает для учебной и научной работы ведущих российских экономистов из научно-исследовательских институтов, органов государственного управления, сферы бизнеса. В состав факультета входит 2 кафедры. Высшим управляющим органом факультета является Ученый совет, в который входят декан, его заместители, руководители кафедр, выборные представители из числа преподавателей, ученых и студентов. В соответствии с Уставом института он решает стратегические вопросы жизни факультета. Ученый совет избирает для повседневного руководства факультета.
Смольный институт создан как многопрофильный вуз с гибкой организационной образовательной системой.
В настоящее время Смольный институт осуществляет образовательную деятельность по девяти укрупненным группам направлений: гуманитарные, социальные, образование и педагогика, культура и искусство, экономика и управление, информационная безопасность, информатика и вычислительная техника, сфера обслуживания, транспортные средства. Институт осуществляет подготовку бакалавров по 20 направлениям подготовки, дипломированных специалистов по 14 специальностям и магистров информационных систем и технологий. Программы обучения в институте соответствуют Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, постоянно совершенствуются и включают ряд авторских курсов по специальным дисциплинам. В институте работают 14 докторов и 43 кандидата наук.
Общее количество студентов всех форм обучения составляет около 2000 человек.
Смольный институт благородных девиц
По указу Екатерины ІІ 24 апреля 1764 года был учрежден Смольный институт благородных девиц. Это учебное заведение стало первым в истории России женским образовательным учреждением. Она хотела «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Екатерина ІІ распорядилась собрать информацию о лучших воспитательных женских учреждениях Европы. Однако ни один образец работы ей не понравился. Благодаря личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому на свет появилась совершенно новая модель учебного заведения.
Смольный институт был учебным заведением закрытого типа, куда принимались девочки дворянского сословия. Войдя в Смольный шестилетними девочками, смолянки выходили из него уже взрослыми восемнадцатилетними девушками. Главный аспект идеи, который «проповедовал» Бецкий, состоял в том, что невинные юные создания пронесут свою чистоту через годы, не утратив и не растеряв ее. Став матерями, выпускницы Смольного института должны были передать этот свет своим детям, а те – своим. Таким образом должна была зародиться новая нация, лишенная греха и пороков.
Институт был абсолютно закрытым заведением. Отдав на воспитание своих юных дочерей, родители лишь в определенные дни могли их навестить, прежде испросив на то разрешения руководства. Первыми были набраны шестьдесят девочек 5-6 лет. Им предстояло 12 лет изучать чтение, правописание, языки, основы математики, физики, химии. Кроме этих общих предметов им надлежало освоить добродетели, которыми должна обладать великосветская дама: шитье, вязание, танцы, музыка, светское обхождение. Из-за длительности обучения девочек делили на 4 группы. Знаком отличия между группами служил цвет платья воспитанниц. Так, в 5-7 лет девочки принадлежали к младшей группе и носили платья кофейного цвета, за что их часто называли «кофейницами», 8-10 – голубые или синие, 11-13 – серые платья. Девушки от 14 лет носили белые платья. Несмотря на возраст, у девочек был достаточно строгий распорядок дня: подъем был в 6 часов, после утреннего туалета шло обучение, а после – небольшая прогулка под строгим присмотром наставницы. По окончани института девушки получали место при дворе, а некоторые становились фрейлинами королевы.
После смерти Екатерины ІІ за институт взялась Мария Федоровна. С ее приходом в институте стали происходить изменения: длительность обучения составила не 12, а 9 лет, возрастных групп стало три, а сами группы тоже были поделены на отличниц, «середнячков» и отстающих. Два раза в год «смолянки» сдавали промежуточный экзамен, а в конце года итоговый.
Девочек из знатных семей стали набирать с 8-9 лет, а мещанок – с 11-12, так как их готовили скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери».
С 1764 года институт занимал здание, которое строил Растрелли при Елизавете Петровне для Смольного монастыря. Но, даже пристроив третий этаж, эти помещения едва ли подходили для исполнения своей роли. Для этого в начале 19 в. было принято решение построить специальное здание для Смольного института. Для этой цели был приглашен архитектор Д. Кваренги, и торжественное открытие института состоялось в 1808 году.
Новые помещения были гораздо удобнее старых: на первом этаже расположились классы для занятий, а второй был занят жилыми комнатами. Настоящей изюминкой здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Проект Кваренги поражал своей продуманностью не только самого здания, а и планировкой вокруг него: со стороны главного подъезда была устроена большая площадь, а с другой стороны заложили великолепный сад.
Смольный институт благородных девиц просуществовал вплоть до 1917 года, став одним из самых долговечных начинаний Екатерины ІІ.
Сад-партер Смольного
У главного входа в здание Смольного раскинулся прекрасный сад-партер Смольного.
Вход в сад свободный (бесплатный).
Впервые сад перед зданием Смольного института благородных девиц в виде сквера был разбит в 1864 году и назывался Адлербергский сквер, в честь Юлии Фёдоровны Адлерберг — начальницы Смольного института в 1802-1839 годах, статс-дамы Российского Императорского двора. Название «Адлербергский сквер» и сейчас часто используется.
В 1923-1934 годах, при реконструкции территории перед Смольным по проекту Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха, на месте сквера был создан сад-партер. Автором сада-партера стал архитектор и садовник Рудольф Катцер.
Сегодня это регулярный сад с аллеями для прогулок, фонтанами, цветниками, бюстами Карла Маркса и Фридриха Энгельса, местами для отдыха и аллеей Смольного.
Аллея Смольного
В саду размещены четыре одинаковых фонтана, представляющих собой большие круглые чаши с коричневыми горками в центре, из которых бьют струи воды.
Бюсты Карла Маркса и Фридриха Энгельса, установленные на высоких постаментах.
Бюсты были установлены в саду в 1932 году; выполнены скульптором Степаном Евсеевым, а пьедесталы из серого гранита сделаны по чертежам Щуко и Гельфрейха.
Центральный вход в сад украшают два отдельных строения — пятиколонные пропилеи, знаменующие собой вход/въезд на аллею Смольного, ведущую к зданию института благородных девиц.
На пропилеях размещены надписи: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Первый совет пролетарской диктатуры».
Где находится
Адрес
Смольный проезд дом. 1, литера Б
Метро
- Чернышевская
- Новочеркасская
- Площадь Ленина
Как добраться
- от Чернышевской на автобусе 46 и троллейбусе 15
- от Невского проспекта на троллейбусах 5, 7 и 11
Отзывы
Отзывов о музее немного из-за сложностей с посещением. Однако те, кому посчастливилось там побывать, отмечают насыщенность и историческую значимость экспозиции. Атмосфера здания также производит впечатление на гостей: именно здесь есть реальная возможность в прямом смысле прикоснуться к истории города. Разочарование вызывает лишь недоступность музея для простых посетителей. Однако, есть вероятность, что со временем Музей Смольный все же снова будет открыт для широкого круга экскурсантов, как это было прежде.
История
С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.
Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.
Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.
В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.
Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.
Неоднократные изменения в проекте
1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.
Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».
Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.
Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.
Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.
Строительство с перерывами
Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.
Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.
Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.
20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.
Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.
Смольный институт. Женское воспитание от Екатерины II.
Действовать в направлении женского образования и воспитания, императрица стала сразу, после вступления на престол. Российские дипломаты получили специальное распоряжение, в предоставлении полной информации, обо всех на тот момент, существующих европейских странах учреждениях, где практиковалось женское воспитание. Но ни один отчет дипломатов не вызвал одобрения со стороны Екатерины II .
При оказанной помощи Ивана Ивановича Бецкого (03.02.1704 — 31.08.1795), был создан совершенно не похожий на другие, новый проект учебного заведения. Смольный институт, стал именно тем учебным заведением, где за закрытыми дверями девушки из семьи дворян получали образование. Возраст зачисленных учениц был 5-6 лет, по окончанию сего института в возрасте 18 лет, то есть совершеннолетними девушки выпускались.
Смольный институт в Санкт-Петербурге. Выпускницы «Смольного института благородных девиц» 1907 г.
Одним из условий обучения девушек в Смольном институте являлась полное изолирование их от окружающих и общества. В идеале, девушки, проучившиеся 12 лет в таком заведении, должны были вырасти неподверженными к различным порокам. Выйти замуж и став матерями воспитать своих детей, такими же, как они. Последние, в свою очередь должны продолжить воспитание уже следующего поколения.
В 1764 году Смольный институт принял первых 60 воспитанниц. Для определения возраста и года обучения девочки носили форму разных цветов. Прозвище «кофейницы» называли девочек пяти семи лет, так как их одежда имела кофейный оттенок.
В возрасте 8-10 лет, цвет платьев менялся на синий или голубой, серый цвет соответствовал 11-13 годам, а платья белого цвета носили старшие воспитанницы. Девушки получали основные знания по математике, химии и физике. Умели читать и знали иностранный язык. Помимо всего прочего проходили уроки этикета.
Условия пребывания девушек в Смольном институте были строго ограничены. Под контролем находились посещения родителей, которые могли приезжать к своим детям в определенные дни, да и то, если разрешало руководство института.
Так государство со временем наполнилось бы членами общества, у которых на первом месте стояла добропорядочность. Помещение, построенное при Елизавете Петровне, которое Смольный институт занимал изначально, относился к Воскресенскому (Смольному) монастырю, проект здания был выполнен архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771).
Так как помещения вызывали некоторое неудобство в обучении девушек, было принято решение надстроить над жилыми корпусами дополнительный третий этаж. Но это не решило проблему. Тогда в начале 19 века для Смольного института по разработанному проекту Джакомо Кваренги, решили начать строительство нового здания.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744-1817), являвшийся одним из лучших мастеров классической архитектуры, испытывал трепет перед творением Бартоломео Франческо Растрелли — Смольным институтом, поэтому строительство нового здания было намечено несколько в стороне от института. Возведение Джакомо Кваренги обладало строгими чертами, как бы оттеняя величие Смольного института.
Здание Смольного института имело удобную планировку. По сторонам коридора находящимся на первом этаже находились учебные классы, а жилые комнаты были расположены на втором этаже
Уделявший внимание каждой незначительной детали, Джакомо Кваренги спроектировал парадный зал, украшением которого стали оригинальные люстры. Планировка вокруг здания была продумана до мелочей
Главный вход здания обустроили большой площадью, а на противоположной стороне был разбит регулярный сад.
Смольный институт просуществовал до 1917 года, в истории он являлся одним из долгих начинаний императрицы Екатерины II. В данное время в здании бывшего «Смольного института благородных девиц» работает государственный историко-мемориальный музей «Смольный«.
Ближайшие вузы
Санкт-Петербургский медико-социальный институт 195271, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 72, литера А
Институт занимается подготовкой врачей высокой квалификации для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Западного региона по специальностям «лечебное дело» и «стоматология», а также дополнительным образованием по специальностям здравоохранения. Тщательный подбор преподавателей позволил сформировать высоко квалифицированный профессорско-преподавательский состав, в числе которого 42% докторов наук и 57% кандидатов наук. Некоторые программы дополнительного профессионального образования являются уникальными – например, программа «Эрготерапия в социальной реабилитации». разработана и реализуется только в Санкт-Петербургском медико-социальном институте и пользуется повышенным спросом среди слушателей.
1.85 км
УНИВЕРСИТЕТ ПРИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 14, корп. 1, литер Б
УВАЖАЕМЫЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ! БУДУЩИЕ АБИТУРИЕНТЫ!
У Вас наступает самый ответственный период в жизни, когда нужно сделать выбор!
Перед Вами открывается множество путей для реализации своего потенциала и достижения успеха в жизни.
Этот успех во многом зависит от того, насколько обдуманным будет Ваш выбор профессии и учебного заведения, в котором Вы её обретёте.
Предлагаю весь путь по освоению новой интересной профессии пройти вместе с нами!
Ректор Университета при МПА ЕврАзЭС И. Ж. Искаков
2.11 км
Военный институт физической культуры (филиал) Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации 194044, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский просп., д. 63
2.30 км
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2
Университет основан 07 января 1925 года, как Институт охраны материнства и младенчества. На протяжении многих десятилетий вуз является международным центром высшего медицинского образования. За последние полвека его окончило несколько тысяч иностранных студентов из 70 стран с 4 континентов. В настоящее время двери Университета распахнуты для обучающихся из более чем 50 стран мира. В ГБОУ ВПО СПбГПМУ Минздрава России может быть принято лицо любого пола, нации и расы, вне зависимости от политических и религиозных убеждений из любого государства, имеющего дипломатические отношения с Российской Федерацией.
2.40 км
Михайловская военная артиллерийская академия 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 22
Ответы на много вопросы можно получить в группе http://vk.com/club_mvaa
2.50 км
Больше? Ещё 20 ближайших вузов