«он помог нам выиграть войну»: кем был создатель знаменитого советского танка кв

О колледже

История учебного заведения берет начало в 1944 году, когда Ленинградский машиностроительный техникум им. Ж.Я. Котина был открыт в Кировском районе города. Техникум является настоящей кузницей кадров для технических производств, в том числе, основного работодателя выпускников – Кировского завода. Предложения о трудоустройстве поступают выпускникам и от других организаций, включая мировые корпорации.

Технические специальности среднего профессионального образования в условиях современного развития промышленности – это основной инструмент для подготовки кадров с достаточной квалификацией и интересом к перспективной и постоянно развивающейся области деятельности. В числе базовых специальностей, освоение которых возможно на бюджетной основе, — «Автомобиле- и тракторостроение», «Технология машиностроения», «Сварочное производство», «Обработка металлов давлением», «Специальные машины и устройства». Поступить на эти специальности можно после 9-го или 11-го класса общеобразовательной школы, для абитуриентов-выпускников 9-х классов зачисление производится на основании конкурса аттестатов, а для лиц с полным средним образованием – на основании конкурса аттестатов и сертификатов с баллами ЕГЭ. Коммерческие экономико-управленческие специальности также доступны для выпускников 9-х и 11-х классов, их перечень включает в себя «Экономику, бухгалтерский учет и контроль», «Операционную деятельность в логистике». Все абитуриенты должны предоставить в приемную комиссию заявление о принятии в техникум, а также оригинал документа об образовании (аттестата).

Преподавательский коллектив машиностроительного техникума – это опытные, высококвалифицированные педагоги, которые работают со студентами, применяя традиционные и инновационные методики образовательной деятельности. Обучение подразумевает грамотное соотношение практических и теоретических дисциплин, освоение которых происходит параллельно. Прикладные навыки являются основной базой будущей деятельности студентов-техников, которая закладывается и на своих фундаментальных основах — во время освоения теоретических предметов. Помогают преподавателям в ведении образовательного процесса современные методические программы на базе федеральных стандартов, а также современное оснащение учебного корпуса технологическим оборудованием и компьютерной техникой.

По договорам о сокращенных программах обучения выпускники техникума легко и на льготных условиях поступают в петербургские вузы на смежные специальности высшего профессионального образования. На территории возможных работодателей выпускников организуется практика студентов во время обучения. Таким образом, диплом о среднем профессиональном образовании государственного образца обеспечивает выпускникам техникума сразу несколько возможностей для самореализации.

Учебный процесс сопровождается мерами, предпринимаемыми администрацией колледжа в отношении социальной работы. Стипендиальная поддержка студентов осуществляется по двум направлениям: академическому и социальному. Для студентов, проявляющих особые успехи в учебе и активных в научной, спортивной, культурной сферах, предусмотрены поощрительные именные стипендии. В техникуме работает медицинский кабинет и столовая, которая обеспечивает студентов ежедневным горячим питанием.

Воспитательная работа ведется администрацией и преподавателями с привлечением усилий студентов. Проводятся научно-просветительские мероприятия, олимпиады и викторины, спортивные соревнования внутри учебного заведения и между командами различных колледжей.

После войны

Вскоре после прихода к власти Никиты Хрущёва советский ВПК переориентировался на ракетные технологии, а бронетехника отошла на второй план.

Тем не менее о Котине новое советское руководство отзывалось с неизменным уважением.

В мирное время Котин продолжил проектировать различную  технику, используя свой колоссальный танковый опыт. Так, при его участии появился один из лучших в мире тракторов — К-700 «Кировец», отмеченный многочисленными наградами, а также К-12, используемый при лесозаготовках. Конструктор создал и вездеход «Пингвин», долгое время применявшийся в Арктике и Антарктике. На базе «котинских» танков были разработаны подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением.

  • Жозеф Котин

В 1968 году Жозеф Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР, дослужился до звания генерал-полковника инженерно-технической службы. В отставку из министерства Жозеф Яковлевич вышел только в 1972 году.

Родные Котина вспоминают, что он не был в отпуске 17 лет. А когда после войны руководство чуть ли не силой отправило конструктора в санаторий, он каждый день звонил на работу и умудрялся летать с отдыха на завод, чтобы лично устранить какие-то неполадки.

Из Харькова в Ленинград

Конструкторский талант Жозефа Котина впервые проявился в 1920-е годы, когда он еще подростком устроился работать на харьковский котельно-механический завод «Труд». Здесь будущий конструктор придумал усовершенствование для слесарного станка и даже получил патент на изобретение. 

Закончив параллельно с работой рабфак, Котин по настоянию родителей поступает учиться на медика. Но тяга к технике пересиливает, и он переводится на автомобильный факультет Харьковского технологического института. Оттуда в 1929 году за отличную учебу его командируют в ленинградскую Военно-техническую академию на факультет механизации и моторизации РККА. На защите дипломного проекта Котина присутствовал сам маршал М.Н. Тухачевский, тогда руководивший перевооружением армии. До 1937 года военинженер 3-го ранга Жозеф Котин работал в академии, где занимался танковым направлением, изучал вопросы десантирования тяжелой техники и дослужился до начальника научно-исследовательского отдела. 

В возрасте 29 лет Котин – уже руководитель танкового конструкторского бюро СКБ-2 на крупнейшем в стране машиностроительном Кировском заводе в Ленинграде. Энергичное решение Котиным организационных вопросов ускорило работу коллектива. С 1938 года СКБ-2 занимается разработкой тяжелого трехбашенного танка прорыва СМК («Сергей Миронович Киров»). Позже к нему добавляется однобашенный танк с усиленной противоснарядной броней КВ («Клим Ворошилов»). Такие имена давались танкам не случайно – само название повышало ответственность разработки. 

Главный конструктор Танкограда

К началу Великой Отечественной войны КВ всё ещё оставался частично недоработанным — особенно часто подводила его трансмиссия. А быстро растущей армии не хватало квалифицированных танкистов. Потенциал разработанного Котиным танка летом 1941 года раскрывать было фактически некому, к тому же вышедшую из строя технику при отступлении либо уничтожали, либо бросали.

Однако первые же столкновения с КВ повергли гитлеровцев в шок. В июне 1941 года единственный танк КВ под городом Расейняй целые сутки сдерживал половину немецкой танковой дивизии, вооружённой чехословацкими Pz35 (t). А 20 августа старший лейтенант Зиновий Колобанов под Гатчиной на КВ в ходе одного боя сумел уничтожить 22 танка и два орудия противника. Из-за неуязвимости советского бронированного титана, выдерживавшего десятки артиллерийских попаданий, немцы прозвали его Gespenst — «призрак».

  • Советские тяжёлые танки КВ-1 выходят на позицию для атаки.
  • РИА Новости

Жозеф Котин работал в Ленинграде до последнего. Выпущенные под его руководством танки шли в бой прямо с завода. Однако  руководство страны посчитало неблагоразумным оставлять производство бронетехники в семи трамвайных остановках от линии фронта. Поэтому ленинградский Кировский и Харьковский паровозостроительный заводы были эвакуированы в Челябинск, где на базе местного тракторного предприятия развернулся Танкоград, главным конструктором которого и стал Котин.

Также по теме


Век славы: как создавалась Красная армия

23 февраля 1918 года в России появилась новая военная сила — Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА). Боевое крещение участники…

Война ставила перед конструктором и его коллективом всё новые и новые задачи. На базе КВ была создана облегчённая модель КВ-1с и вооружённый 152-миллиметровой гаубицей КВ-2. Впрочем, эти версии «Клима Ворошилова» не стали по-настоящему массовыми. Из цехов завода вышло также всего 130 единиц сконструированного на базе КВ-1с танка ИС («Иосиф Сталин»). При этом разработанный при участии Котина тяжёлый ИС-2 прославился на фронтах Великой Отечественной. Он был самым тяжелобронированным танком в армиях союзников и одним из самых сильных танков на планете.

«Иосиф Сталин-2» оказался настолько удачным, что вплоть до самого распада СССР состоял на вооружении Советской армии, а затем и Вооружённых сил Российской Федерации (до 1995 года). Танк идеально подходил для прорыва хорошо подготовленной обороны противника. Его 122-миллиметровая пушка представляла смертельную угрозу для вражеских дотов и бронетехники. Немецкое командование официально рекомендовало военнослужащим вермахта не вступать в открытый бой с ИС-2 и «стрелять по нему из засад и укрытий». Всего за время войны из цехов советских заводов вышло 3385 танков данной модели. На немецкие «Тигры» и «Пантеры» Котин ответил «Зверобоями» — самоходками СУ-122 и СУ-152.

За годы войны Котин успел побыть заместителем наркома танковой промышленности, получить звание генерал-лейтенанта, стать Героем Социалистического Труда. Однако, несмотря на высокие звания и награды, Котин лично выезжал на фронт и изучал выпущенную под его руководством технику после боя, общался с экипажем, стремясь усовершенствовать свой танк.

Лицензированные специальности

Код Специальность Квалификация
15.01.31 Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики Наладчик; Слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики.
15.01.32 Оператор станков с программным управлением Оператор станков с программным управлением. Станочник широкого профиля
15.02.04 Специальные машины и устройства Техник
15.02.08 Технология машиностроения Техник. Специалист по технологии машиностроения. Старший техник.
15.02.09 Аддитивные технологии Техник-технолог
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования Техник. Техник-механик. Старший техник.
22.02.05 Обработка металлов давлением Техник. Специалист по металлургии черных металлов и обработке металлов давлением.
22.02.06 Сварочное производство Техник. Специалист сварочного производства. Старший техник.
22.02.07 Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия Техник
23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение Техник. Специалист по автомобиле- и тракторостроению.
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Бухгалтер. Специалист по налогообложению. Кассир. Техник.
38.02.03 Операционная деятельность в логистике Операционный логист
40.02.01 Право и организация социального обеспечения Юрист. Юрист с углубленной подготовкой.
40.02.03 Право и судебное администрирование Специалист по судебному администрированию
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector