«самому подготовить диссертацию нереально»: аспирантура в россии глазами молодых исследователей

Содержание:

Что такое ученая степень?

Ученая степень — формальный способ признания и ранжирования научных кадров. Научные степени присваиваются за исследовательские заслуги. Порядок присвоения определен законодательно.

Виды

Российская наука позволяет получить степени двух уровней:

  • Кандидата наук.
  • Доктора наук.

Они отличаются сложностью присвоения, требованиями к соискателям, длительностью получения, последующим статусом обладателей.

Кандидат наук

Кандидат наук — первая ступень иерархии исследовательских кадров. Получить ее проще. Есть два варианта становления кандидатом наук:

  1. Стать аспирантом, пройти полный курс обучения. Чтобы стать аспирантом, нужно полное высшее образование (специалитет или бакалавриат плюс магистратура). 3−4 года студент под контролем опытного научного руководителя ведет исследования выбранной предметной области, пишет диссертацию. Учиться в аспирантуре можно очно или заочно. На протяжении обучения студенты помимо исследовательской деятельности, науки, занимаются преподаванием. По окончании нормативного срока аспирант представляет диссертационному совету готовую работу, которая оценивает труд. После успешной защиты исследователю присваивают степень.
  2. Стать соискателем при кафедре университета. Соискательство возможно не во всех ВУЗах. Вольные деятели науки не посещают занятия, не обязаны помогать университету, проявлять активность. За 3 года соискатели готовят диссертацию. Процесс защиты принципиально не отличается.

Как аспиранты, так и соискатели обязаны сдать кандидатский минимум. Экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Испытания проводятся осенью и весной. Сведения о сроках публикуются на стендах института, размещаются на официальном сайте заведения.

Доктор наук

Доктор — высшая ступень иерархии. Получить его сложнее. Рассчитывать на дальнейший рост могут только кандидаты.

Необходимо поступить в докторантуру. Обучение проводится очно. Но даже успешное поступление — не гарантия результата. Не все соискатели становятся докторами. Основная причина — обилие требований к ученым высшего уровня. Необходимо опубликовать 10−15 работ в рецензируемых журналах, подготовить большое фундаментальное исследование, докторскую диссертацию, документы для защиты. И это, не считая организационных мероприятий, которыми занимается сам ученый.

Ани Петрс, 28 лет, выпускница аспирантуры по кафедре русской литературы РГПУ им. А.М. Герцена

Вообще я собиралась стать археологом и после школы должна была сдавать историю, но буквально за две-три недели я открыла список предметов, которые изучаются на историческом и филологическом факультетах, и поняла, что не туда иду — древние языки и литература мне были интереснее. Я подала документы только на русскую филологию, хотя мне предлагали подстраховаться, и прошла. Училась в Алтайском университете, закончила там бакалавриат и магистратуру, а потом поступила в аспирантуру в Санкт-Петербурге. Окончила ее недавно, но кандидатскую диссертацию, посвященную литературным мистификациям, пока что не защитила и даже не близка к этому.

В аспирантуру я собиралась идти еще когда училась в школе — это была детская мечта. Когда я пошла в школу, встреча с первой преподавательницей произвела на меня такое впечатление, что мне тоже захотелось всё знать. Мне казалось, что учителя знают всё. Но, когда я стала чуть старше, я увидела отношение к преподавателям, бюрократию, кучу бумажной работы, неадекватных детей — мне не хотелось этого совсем, я посчитала, что со взрослыми интереснее. Сейчас я все равно оказалась в школе, но вернулась преподавать сознательно — решила, что система не станет лучше, если я буду из нее убегать. 

Поступить в аспирантуру было совсем несложно — конкурс был небольшой. Со мной на факультете учился только один человек, у нас было две-три пары в неделю. Но даже эти несколько предметов мешали, потому что ты все равно готовишься к зачету или экзамену, думаешь об этом. Тебе нужно принести туда что-то, сделать презентацию, подготовить какие-то задания. Плюс, у тебя есть какие-то практики — нужно было бумажки заполнять, отчеты делать. Еще и работа, потому что на те пять тысяч, которыми платят стипендию, я ничего не могла сделать; кроме работы — подработка. Я не знаю, как другим, но мне нужно сесть и часов пять в день просто работать над диссертацией, не отвлекаясь на что-то другое. Этих часов не было, поэтому я ее не написала. 

Мне кажется, что аспирантура среди молодых людей не востребована. Многие ведь учатся не потому, что им нужны какие-то знания, а потому, что им нужен диплом, который требуют — у нас в стране, к сожалению, образование формальное, а если тебе нужно что-то формальное, тебе достаточно бакалавриата и магистратуры.

Но те, кто хотят заниматься наукой, и те, кто имеют непосредственное влияние на ее развитие, имеют разные цели. Государство финансирует странные аферы, мы в основном тратим деньги на увеличение военной промышленности. Наука тоже финансируется — но только та, что связана с военной, а на одном энтузиазме сложно что-то сделать. Последние конференции, на которых я была, похожи на цветы, которые вянут. Там несколько людей, и только они ходят на эти конференции — такие «междусобойчики» для своих. Нет научного сообщества и нет понимания, зачем люди этим занимаются. Фундаментальная наука страдает очень сильно, потому что у нее нет сиюминутной обозримой пользы. Те, у кого есть власть и контроль над ресурсами, не понимают, зачем ее развивать, когда можно развивать инженерию и биотехнологии, которые дают результат здесь и сейчас. 

Аспирантура, до последних нескольких месяцев, прошла очень вяло — я ожидала большего. Но все зависит от университета — наверное, если бы я поступила, например, в СПбГУ или в Европейский университет, все было бы по-другому. Мне бы очень хотелось написать диссертацию и защитить ее. Когда я, надеюсь, закончу, у меня будет что-то вроде литературоведческой методологии для выявления мистификаций — сейчас комплексных литературоведческих методик нет. Еще хотелось бы получить PhD, но я бы поменяла свою тему — в последние годы стала читать много литературы по гендерным исследованиям, теперь это меня больше интересует. Сейчас я собираю материал о русских писательницах восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого веков, имена которых не на слуху. Думаю на основе этого материала сделать пособие для детей — российским школам нужны новые учебники, в которых рядом с фамилиями Державина и дальше будут имена Елены Ган, Каролины Павловой и других, а еще тексты, так или иначе связанные с национальными литературами.

Процесс прохождения защиты

Как и сам процесс написания и оформления документа, дающего право на защиту, сам процесс предполагает прохождение нескольких этапов, происходит строго в соответствии с особыми требованиями.

Подготовительный этап: получение допуска

На первом этапе собирается пакет документов и подается заявка в ДС (диссертационный совет). Члены совета примут решение относительно допуска к защите, на что уходит немного времени. Положительное решение диссертационного совета означает допуск соискателя к защите ученой степени, которая состоится строго в установленный срок.

Если члены диссертационного совета посчитают, что тематика диссертации не соответствует профилирующей специальности или, если будут обнаружены серьезные нарушения при оформлении документа, может последовать отрицательное решение.

В некоторых случаях, даже при наличие отрицательных комментариев, но при идеальном оформлении документа, диссертация может быть защищена.

Назначение оппонентов и рассылка документа

На следующем этапе подготовки происходит назначение оппонентов, готовых участвовать в дискуссии. Наличие допуска дает соискателю право на распечатку авторефератов и их рассылку, при этом один экземпляр документов направляется в научную библиотеку организации, в которой претенденту предстоит защищаться. Распечатанные документы передаются для ознакомления также оппонентам диссертанта.

Доклад соискателя

На первом этапе соискатель выступает перед членами ДС с докладом, освещающим цели диссертации и доказать актуальность представленных сведений. Успех гарантирован при соблюдении определенных условий: доклад должен иметь логичную структуру, при этом все сделанные выводы должны быть обоснованы, а итоги экспериментальной части должны подтверждаться наглядно. Автор диссертации должен быть готовым к тому, чтобы ответить на любой вопрос, поэтому ему надо заранее подготовиться отвечать на любые, даже самые неудобные вопросы. Неоценимую помощь окажет и умение адекватно воспринимать критику.

Обсуждение

После завершения доклада соискателя в процесс вступает руководитель диссертанта, вкратце характеризующий работу подопечного. После этого зачитывается рецензия учебного заведения, в котором кандидат проводил исследования и осуществлял научную работу. Документ включает в себя комментарии специалистов по автореферату. Соискатель, выслушав комментарии, должен дать собственные комментарии по полученным замечаниям. После этого начинаются прения с оппонентами, которые также высказывают свои замечания, дают комментарии к докладу и рецензии учебного заведения.

Процесс настроен таким образом, чтобы высказать свое мнение и задать вопрос аттестуемому могли все присутствующие, а кандидат имел бы возможность оперативно подготовиться и высказать свою точку зрения. Все это время члены аттестационной комиссии, по результатам полученной информации, должны делать собственные выводы. Целью полемики является получение ими полной информации, которая бы позволила сделать определенные выводы относительно квалификации и уровня подготовки диссертанта.

Заключительный этап

Завершается зашита заключительной речью соискателя, после чего руководитель и члены аттестационной комиссии удаляются на совещание. Судьбу претендента они решают в ходе открытого голосования. Говорить об успешной защите можно только в случае, если на стороне аттестуемого выступит две трети и более членов совета. Свое решение члены комиссии доносят соискателю, они же дают ему инструкции о дальнейших действиях, в случае успешной защиты.

Передача документов в ВАК

Все материалы научной работы вместе с положительным решением диссертационного совета после успешной защиты передаются в Высшую аттестационную комиссию. Собрать необходимый пакет документов должен сам соискатель, на что ему отводится 30 дней с момента защиты диссертации. Этот пакет документов включает в себя стенограмму доклада и дискуссии, справку о выдаче диплома кандидата, учетную карту, заключение диссертационного совета и справку о передаче материалов исследований во Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ).

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10;Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Что еще важно знать

  1. Раньше время, потраченное на обучение в аспирантуре, засчитывалось в трудовой стаж. После 2013 года этот период выпадает и не учитывается в качестве труда, а также не входит в стаж научно-педагогической деятельности;
  2. поиск и выбор научного руководителя – лучше сделать это еще до поступления. От того, кто будет сопровождать вас все 3 года обучения (звание, вес в обществе и научных кругах, репутация, психическое и физическое здоровье и т.д.), будет зависеть успешность вашей работы и ее защита.

Представьте, что им окажется молодой и неопытный сотрудник института – к вашей работе могут отнестись предвзято. Или если руководитель окажется в глубоком возрасте, которому свойственны закономерные изменения психики, слабое здоровье и нехватка времени?

Требования для поступления в аспирантуру

Сегодня требования ФЗ-273 однозначны, распространяются на все вузы России, включая наш, действуют для всех абитуриентов. Первое условие поступления, согласно букве закона, — диплом специалиста/магистра. Это единственно верный ответ на вопрос, может ли бакалавр поступить в аспирантуру.

Диплом — условие ключевое, но не единственное. Статус аспиранта является серьезной претензией на кандидата наук, потому предполагает высокие требования к подготовке студента.

Чтобы стать аспирантом, надо:

  • окончить вуз (магистратуру/специалитет) с высоким баллом;
  • сдать выпускные госэкзамены;
  • иметь от 2−3 публикаций (конференции, форумы);
  • подготовить научный труд (реферат) по тематике, связанной с выбранным профилем.

В отличие от магистратов/специалистов, которые могут поступить по итогам уже полученных баллов (ЕГЭ, выпускные), будущие аспиранты обязательно проходят экзаменацию. Набор дисциплин ограничен специальным предметом, иностранным языком, философией/историей науки.

Чем аспирантура отличается от магистратуры?

По сравнению со специалитетом и магистратурой, аспирантура является более наукоориентированным курсом обучения. Основными принципами данного типа обучения являются:

  • целенаправленное обучение по конкретной дисциплине с меньшим количеством элективных возможностей;
  • строгая оценка вашей работы профессорами и коллегами;
  • меньший курс лекций и семинаров;
  • опыт работы через стажировки, преподавание или исследования;
  • проведение оригинальных исследований.

Формы обучения всего три, и каждая имеет свой срок обучения:

  1. Очная (три года);
  2. Заочная (четыре года);
  3. Соискательство (пять лет).

Для того чтобы поступить на первые две формы, нужно в обязательном порядке сдать вступительные экзамены – два общих и два специальных. А также понадобятся рекомендации и реферат по выбранной специализации. Многие вузы при конкурсном отборе учитывают количество публикаций в журналах и индивидуальные достижения претендентов. Все это добавляет баллы к результатам экзаменов.

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего
образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009
года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает
массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в
следующую таблицу.

Ступень

Квалификация/

Степень

Срок обучения

Требования для присвоения квалификации

Где можно продолжить обучение

Высшее образование

Бакалавриат

Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура

Специалитет

Дипломированный
специалист / Специалист
Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура

Магистратура

Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура

Аспирантура

Адъюнктура

Исследователь.
Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской
диссертации)
Не более 3 лет по очной форме
и 4 лет по заочной (для
ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно)
Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита
кандидатской диссертации
Докторантура

Подготовка научных кадров

Докторантура

Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы
связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу,
который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и
традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы,
которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить
квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух
разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается
бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим
образованием, а что — первым?

Права и обязанности аспиранта

Обучение в аспирантуре дает право:

  • использовать техническую базу вуза;

  • быть командированным в российские и зарубежные вузы и научные центры;

  • получать пособие для покупки научных изданий и стипендии, включая именные;

  • иметь каникулы (очная форма), дополнительный оплачиваемый отпуск (заочная форма);

  • занимать штатную должность (или работать на других условиях).

Обязанности аспиранта четко определены:

  • выполнять пункты индивидуального плана работы строго в указанные в нем сроки;

  • активно участвовать в жизни кафедры;

  • для допуска к защите необходимо опубликовать статьи в перечне ВАК.

Обязанности аспирантуры заключаются в организации процесса обучения, объяснения прав, обязанностей, действующих правил аспирантам.

Перспективы в построении карьеры

Один из важных плюсов — строчка в профиле/резюме, которая значительно повышает привлекательность кандидатуры аспиранта на должность руководителя/куратора/капитана команды по проекту (включая стартапы). Опытные наработки, полученные при обучении, определяют способности выпускника готовить новых кадров, проводить просветительские семинары, тренинги.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Кто такой аспирант?

Аспирант – это тот, кто обучается в аспирантуре в определенной области знания. Поступить в аспирантуру может или магистр, или человек с дипломом специалиста. Сейчас это встречается гораздо реже в связи с введением новой двухступенчатой системы обучения и переходом к бакалавриату. Кстати говоря, бакалавры не могут претендовать на аспирантуру, не отучившись в магистратуре.

Аспиранты могут сосредоточить все свое время на изучении конкретного предмета. Они должны не только усваивать информацию и получать знания, но и проводить свои собственные исследования, делать уникальные открытия. Ожидается, что они проявят энтузиазм в достижении целей, которые определяют их исследовательские проекты, что может означать работу над своими проектами за пределами стандартной рабочей недели.

В исследованиях конечный результат почти всегда определяется усилиями и приверженностью студента к проекту. Наградой за это является возможность совершить открытие в различных важных областях, которые направлены на уменьшение человеческих страданий и улучшение нашего понимания мира.

Где работать после аспирантуры: учебные заведения

Как правило, выпускники аспирантуры устраиваются на работу в сфере образования.

Высшие учебные заведения

Цель аспирантуры — подготовить научные кадры для дальнейшей работы в университетах, академиях, институтах. Поэтому чаще всего после успешной защиты аспиранты остаются работать на своей кафедре на должности старшего преподавателя или доцента (если хватает стажа).

Работа после аспирантуры в колледжах и техникумах

Часто бывает, что в вузе не хватает ставок и руководство факультета не имеет возможности принять на работу молодого специалиста. В таком случае можно временно устроиться преподавателем в средние специальные учебные заведения: как правило, там больше вакансий.

Поработайте там год-два, а потом, если появятся ставки, переходите в вуз. За это время вы приобретете полезный опыт преподавания.

Можно ли после аспирантуры преподавать в школе

Работать школьными учителями могут только выпускники профильных педагогических специальностей. Диплом кандидата наук по другим направлениям не дает право работать в школах, гимназиях или лицеях.

Если же вы заканчивали профильную специальность и защитили диссертацию, то имеете право на добавку 10% к зарплате учителя (если это установлено региональным законом).

Кстати! А мы предлагаем нашим читателям скидку 10% на любой вид работы

Зачем идти в аспирантуру? Чтобы получить право преподавать в вузе

Дополнительные возможности

Кроме того, органами власти и бизнес-сообществом предусмотрена грантовая поддержка для аспирантов. Грамотно предлагая свои научные идеи, уже можно получить серьезную поддержку на их реализацию. Также у аспирантов есть возможность стажироваться на предприятиях страны и за рубежом.

Необходимо отметить, что во многих вузах решают и жилищные проблемы аспирантов, предоставляя право проживать в общежитиях

Это особенно важно, если у аспиранта уже есть семья

Таким образом, аспирант – это дипломированный специалист, обучающийся очно или заочно в аспирантуре, где получает подготовку к будущей преподавательской и научно-исследовательской работе. Защита кандидатской диссертации приносит соискателю статус кандидата наук.

У кандидата наук значительные возможности в профессиональной деятельности, получении достойной заработной платы и защите докторской диссертации. Именно поэтому, если человек уверен в своих знаниях, необходимо стремиться стать аспирантом.

Аспирантура — третья ступень высшего образования

Реформирование образовательной системы затронуло и последующие ступени образования. Если еще недавно аспирантура считалась послевузовским образованием, то вступивший в силу 1 января 2013 года закон «Об образовании» сделал аспирантуру третьей ступенью высшего образования, которая реализует программу подготовки научно-педагогических кадров. Срок обучения в аспирантуре, как правило, составляет 3 года в очной форме и 4 — в заочной. Приказом Минобрнауки от 12 августа 2011 года № 2202 были утверждены специальности технических и естественнонаучных отраслей наук, срок обучения для которых в аспирантуре и адъюнктуре может составлять 4 и 5 лет соответственно.

Раньше аспирант был нацелен на защиту кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук. Теперь же времени на подготовку диссертации в аспирантуре отведено гораздо меньше за счет введения обязательных учебных занятий, а защита диссертация становится необязательной опцией. В результате, по словам главы ВАК Владимира Филиппова, диссертации защищают лишь 25–30% закончивших аспирантуру.

Единых для всех вузов и научных институтов требований к поступлению в аспирантуру больше нет. То, какие экзамены сдают поступающие в аспирантуру, решают сами учебные заведения: если раньше их было три, то с 2017 года их может быть и меньше.

Вузы самостоятельно определяют не только количество и перечень экзаменов, но и шкалу оценивания и проходной балл. Дополнительные баллы можно получить за личные достижения: патенты, публикации, участие в научных мероприятиях и конкурсах. Эти баллы складываются с баллами, полученными на экзаменах, либо могут учитываться вместо них. То есть вступительный экзамен может быть заменен конкурсом портфолио.

В 2017 году также впервые выданы дипломы об окончании аспирантуры, которые свидетельствуют об «освоении программы подготовки научно-педагогических кадров» по определенному направлению и о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Что касается докторантуры, то с 2013 года она полностью стала формой подготовки научных кадров, а не послевузовской подготовки.

Итак, реформирование системы высшего образования России привело к параллельному существованию двух систем: традиционной пятилетней подготовки квалифицированных специалистов и двухуровневой, по европейскому образцу, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Также заметно изменились функции аспирантуры, которая теперь встроена в общую систему высшего образования и направлена на подготовку научно-педагогических кадров. Меньше всего реформа затронула докторантуру, которая в целом сохранила свои функции.

Внешняя мотивация

Внешняя мотивация помогает аспирантам достигать личных целей, если они не интересуются наукой или преподаванием. По неакадемическим мотивам в аспирантуру поступают реже. Например, только 38% опрошенных считают, что обучение поможет построить карьеру вне академии, а 23% захотели остаться в университетской среде.

Лекция «ПостНауки» о том, как связаны карьера и образование, чем различаются ступени образования и как выбирать университет

Определенные выгоды. Одна из причин, по которой 29% мужчин поступили в аспирантуру — отсрочка от армии. Из-за места в общежитии поступили 7% опрошенных. Люди идут в аспирантуру, чтобы получить ученую степень и работу с хорошей зарплатой. При этом многие делают особую ставку на бренд вуза. Другим ученая степень нужна как факт, безотносительно к содержанию обучения.

Престиж, карьера, эмиграция. Получить ученую степень, потому что это престижно хотели 78% опрошенных. Об этом говорили и опрошенные преподаватели. Аспиранты получают компетенции, которые помогают строить карьеру и конкурировать на рынке труда. При этом аспирантура упрощает переезд в другой город или другую страну.

Экономика образования

Как грамотно составить резюме на английском: пять практических советов

Доделать проект и подвести итоги. Завершая работу над диссертацией, аспиранты подводят итоги своего профессионального развития.

Карьерные причины

Наука – это не только творчество, но и социальный
институт, со своей структурой, традициями, экономикой. Наука была социальным
лифтом не только в прошлом, но остается им и сейчас. Поэтому для поступления в
аспирантуру могут быть причины и карьерного характера.

Признание в
обществе, имидж эксперта

Здоровые и красивые получают признание, становясь
спортсменами и артистами (впрочем, далеко не все и не всегда). А куда же
деваться тем, кто получил презренную кличку «ботаник»? Конечно же, идти в науку!

Шутки шутками, но слово «ученый» и сегодня не пустой звук.
Ученые участвуют в общественных мероприятиях и инициативах и говорят от имени
науки. Они выступают экспертами в СМИ. Они пишут учебники, по которым учатся
дети. Они могут создавать свои каналы и блоги – и через это влиять на
общественное мнение. Их слово имеет вес.

Также рекомендуем:

Зачем писать докторскую диссертацию

Карьера в науке и
образовании

Аспирантура – не только путь к общественному признанию.
Она также – начальная ступень научной и образовательной карьеры.

Хороших аспирантов обычно приглашают преподавать на
кафедру. С этого времени начинается трудовой стаж, да и заработная плата –
пусть она и далека от идеальной – начисляется. Дальнейшее зависит во многом от
талантов самого аспиранта.

Также рекомендуем:

Как молодому кандидату наук переехать в Канаду

Кстати, существует мнение, что в XXI веке образование становится все
более «личностным». То есть главные «поставщики» образования – уже не
образовательные корпорации (с обезличенной профессурой), а творческие, ни на
кого не похожие преподаватели. Именно они – при современных технических
возможностях – будут все больше и больше привлекать к себе учеников. А уж где
они при этом будут работать, в каком вузе числиться – дело десятое. Если так,
то у одаренных и умных большое будущее. В каком-то смысле это возвращение к
самым истокам образования. Ведь первый способ «передачи информации» был именно
таким – от учителя к ученику: вспомните хотя бы Аристотеля – ученика Платона,
который, в свою очередь, был учеником Сократа.

Аспирантура бывает
полезна для рабочей карьеры

Конечно, не везде и не всегда. Но есть сферы, в которых
ученая степень является преимуществом, например, государственная служба,
экономика, высокие технологии. Юрист или врач со степенью тоже могут
претендовать на более лакомые куски. Что уж говорить о такой сфере, как
репетиторство, где ученая степень является лишним доказательством
компетентности.

Во всяком случае нигде наличие ученой степени (или хотя
бы справки об окончании аспирантуры) не рассматривается как «минус». А вот
«плюсом» она вполне может стать. Если человек отучился и защитился, это
говорит, как минимум, о двух его качествах: уме и целеустремленности.
Потенциальными работодателями такие качества обычно ценятся.

Также рекомендуем:

Резюме преподавателя вуза

Как поступить в аспирантуру без экзаменов

Правила поступления претендента вуз устанавливает самостоятельно. У нас предусмотрены льготные условия зачисления выпускников нашей магистратуры, доступны упрощенные программы перевода аспирантов других учреждений.

Экзаменация проводится обязательно. Может отличаться порядок проведения испытаний (устное собеседование, тестирование, письменная экзаменовка). Набор сдаваемых дисциплин:

  • определенные законом экзамены по иностранному языку, философии;
  • профильный предмет (зависит от выбора специальности, о ней чуть ниже).

Претенденты, успешно сдавшие кандидатские экзамены (философия, иностранный язык), могут освобождаться от вступительных испытаний. Обязательным условием зачисления является предоставление реферата — исследовательской работы на выбранную тематику.

Льготы аспирантам заочной формы обучения

По Трудовому кодексу РФ заочникам полагается предоставление ежегодного учебного отпуска длительностью 30 календарных дней. При этом его продолжительность увеличивается на время, которое необходимо для проезда от работы до того места, где проводится обучение, и обратно на тех же условиях оплаты.

Помимо этого, возможно оформить еще один дополнительный выходной день в неделю с сохранением 50 процентов оплаты, при этом его оплата должна составлять не менее МРОТ. По просьбе соискателя работодатель также обязан предоставить два дополнительных выходных дня в неделю работнику без сохранения оплаты труда. Для подготовки к защите может быть предоставлен отпуск на три месяца.

Законодательные акты закрепляют право на учебный отпуск сроком на три месяца для завершения работы над диссертацией, а также для подготовки к защите и оформления аттестационного дела для передачи в ВАК.

Для аспирантов заочного отделения также выделяются места в общежитии на время сдачи экзаменов и проведения исследования .

Во время обучения в аспирантуре молодой ученый должен опубликовать результаты исследований в журналах ВАК. Это обязательное условие для получения допуска к защите диссертации.

Льгота для поступления в аспирантуру

Приемная комиссия после рассмотрения представленных документов, а также оценки кафедрой реферата (опубликованных научных работ) выносит решение о допуске к вступительным экзаменам. Все поступающие в аспирантуру по бюджету сдают конкурсные вступительные экзамены по: -специальной дисциплине; -философии (истории науки); -иностранному языку. Программы вступительных экзаменов и экзаменационные билеты можно найти на сайтах ВУЗов. Лица, сдавшие кандидатские экзамены по философии и иностранному языку, при поступлении в аспирантуру могут быть освобождены от соответствующих вступительных экзаменов. Решение о приеме в аспирантуру по бюджету приемная комиссия принимает исходя из количества мест и результатов вступительных экзаменов Лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, в соответствии с действующим законодательством предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы. Прежде, чем поступать в аспирантуру, необходимо четко понимать, что аспирантура — это форма послевузовского образования, предназначенная для формирования научного и преподавательского состава для работы в высших образовательных и научных заведениях. Необходимо критически оценить свои наклонности и решить для себя вопрос о целесообразности поступления в аспирантуру и пребывании в течение 3-4 лет в качестве аспиранта. В соответствии с федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» «Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук». Таким образом, в аспирантуру принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование. Прием в аспирантуру ведется на конкурсной основе.

24 Дек 2020 marketur 247

Поделитесь записью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector