Авиационные вузы российской федерации 2021
Содержание:
- Летные лицензии
- Как поступить в лётное училище
- Перспективы после выпуска
- А девушки
- Прохождение медицинской комиссии
- Правила поступления
- Как стать пилотом Аэрофлота
- Правила приема в учреждение
- История и традиции
- Последний рубеж как убедить родителей
- Летное братство что это такое
- Требования к абитуриентам
- Список
- Авиационный техникум: специальности
- Варианты авиационных вузов для девушек
- Гражданская авиация
- Список военных летных училищ России
- Что ожидает выпускника летного училища карьера и перспективы профессионального роста
- Выбор училища
- Условия поступления в училище
- Как выбрать учебное заведение
Летные лицензии
На сегодняшний день все пилоты гражданской авиации делятся на три большие категории. Происходит это из-за строгой системы лицензирования, которую обязаны пройти абсолютно все летчики. Именно она впоследствии определяет, каким видом крылатых машин сможет управлять человек.
Итак, существуют следующие :
- PPL или частный пилот. Обладание этим документом дарует право управлять небольшими самолетами, не предназначенными для грузовых перевозок. Проще говоря, в свое удовольствие человек может летать сколько угодно, но при этом на работу его никто не возьмет.
- CPL или коммерческий пилот. Этот тип лицензии позволяет человеку доставлять небольшие грузы, совершать туристические облеты и подымать в небо парашютистов.
- ATPL или линейный пилот. Что тут сказать, это высшая категория летчиков, позволяющая управлять многотонными пассажирскими авиалайнерами.
Как поступить в лётное училище
Отвечаем на основные вопросы о поступлении в авиационно-транспортные колледжи.
Что нужно для поступления в лётное училище
Поступающие часто интересуются, какие экзамены сдавать в лётное училище. Внутренних испытаний по отдельным предметам нет, но жёсткий отбор ожидает будущих пилотов: кроме прохождения мед. комиссии, они также сдают физические нормативы. Эти результаты влияют на рейтинг абитуриентов.
Что касается других требований в лётные училища гражданской авиации, в некоторых колледжах учитывают не средний балл аттестата, а оценки за конкретные предметы:
- математика;
- русский язык;
- физика;
- иностранный язык.
Перечень документов для поступления в лётное училище такой же, как и для других колледжей.
Поступить в лётное военное училище можно после 11-го класса. Поскольку они относятся к высшим учебным заведениям, туда нужно будет сдавать экзамены (математика, физика, русский язык) и физические нормативы, а также проходить мед. комиссию.
Процедура поступления в лётные училища для девушек отличается только количеством физ. нормативов: девушкам нужно сдавать меньше нормативов, чем юношам.
Мед. комиссия в лётное училище
Условия прохождения мед. комиссии зависят от выбранного направления. Для поступления на инженерные специальности достаточно общей справки формы 086/у. Будущие пилоты должны подать и другие справки и результаты анализов, после чего они смогут пройти врачебно-лётную экспертную комиссию.
Если во время обучения здоровье курсанта-лётчика значительно ухудшилось, его могут отчислить.
Сколько учатся в лётном училище
Срок обучения зависит от того, после какого класса поступил абитуриент. Если он пришёл учиться в авиационный колледж после 9-го класса, то будет учиться 4 года. Если пришёл в лётное училище после 11-го класса — то на год меньше.
Учиться в колледже на пилота после 9-го класса нельзя: на эту специальность можно поступить только на основе полного среднего образования.
Баллы для поступления в авиационный колледж
Проходной балл в авиационный колледж зависит от выбранного направления. Для инженерных специальностей он начинается с 3.8, для образовательных программ «лётная эксплуатация летательных аппаратов» и «авиационные приборы и комплексы» — от 4.
Сколько стоит обучение в лётном училище
Если набранных баллов не хватило для поступления на бюджет, абитуриент может выбрать контрактную форму. Стоимость обучения в лётном училище зависит от региона: в Москве сумма контракта стартует от 120 000 рублей за учебный год, в регионах — от 40 000 рублей.
Самая дорогая специальность — «лётная эксплуатация летательных аппаратов». Это связано с тем, что будущие пилоты проходят много часов практики на самолётах, которая дорого обходится учебному заведению. Стоимость обучения по этому направлению доходит до 1 200 000 рублей.
Чтобы получить диплом, важно не только пройти проф. отбор в лётное училище, но и показывать хорошие результаты в учёбе
С этим поможет студенческий сервис: его эксперты объяснят непонятную тему и научат правильно оформлять лабораторные, рефераты, курсовые, дипломы.
Перспективы после выпуска
После окончания учебного заведения выдаётся свидетельство пилота. Оно может быть разных категорий. Выпускники вузов гражданской авиации имеют право летать в качестве вторых пилотов. Это связано с небольшим количеством часов.
Чтобы стать ведущим пилотом воздушного судна, требуется не менее 1500 налётанных часов. Таковы официальные требования Аэрофлота и других компаний. Зарубежные правила в этом смысле немного мягче.
В последние годы ситуация начала постепенно меняться. Опытные пилоты уходят на пенсию. Выпускники современных авиационных училищ не имеют возможности налетать достаточное количество часов. В связи с этим многие авиакомпании снижают свои требования к линейным пилотам. Кроме того, работодатели напрямую заинтересованы в приёме на работу хорошо себя зарекомендовавших молодых пилотов. Выпускники могут учесть, сколько часов им не хватает, и набрать дополнительное количество в учебных центрах авиационных компаний.
Тем, кто не планирует становиться профессиональным пилотом, достаточно пройти обучение на курсах в аэроклубе или вертолётном клубе. Это даст возможность получить удостоверение пилота-любителя и летать на частном самолёте для своего удовольствия.
А девушки
А вот девушкам путь в авиацию розами никто не устилает. До недавнего времени ни в одну академию ГА на летные специальности женщин не принимали, пока в 2007 году одна из абитуриенток не подала в суд на учебное заведение и не выиграла дело. Сегодня девушки могут поступать также на летные специальности, но авиакомпании по-прежнему предпочитают брать на работу мужчин.
Впрочем, возрастающий дефицит кадров заставляет руководство авиакомпаний относиться к женщинам-пилотам со все большим пиететом. Руководители Сасовского летного училища даже говорят, что их выпускницы могут заткнуть за пояс любого пилота-мужчину.
Прохождение медицинской комиссии
Все пилоты гражданской авиации проходят строгую медицинскую проверку. При этом она проводится как перед началом обучения, так и по его завершению. Также медицинскую комиссию придется ежегодно проходить и после устройства на работу, в противном случае пилота попросту не допустят к вылету.
Сложность заключается в том, что поводом для негативного заключения может стать любой изъян или болезнь. Если говорить о коммерческих перелетах, то врачи могут запретить вылеты даже из-за того, что у человека нет парочки зубов. Это связано с тем, что подобный дефект искажает речь, а это, в свою очередь, затрудняет общение с диспетчером авиавышки.
Правила поступления
Право подавать заявку на поступление в Краснодарское военное училище имеют россияне, имеющие общее среднее образование. Перед поступлением обязательно проводится предварительный профотбор. Для подтверждения пригодности к военной службе необходимо пройти медицинскую комиссию и представить её результаты. Необходимо также иметь высокий проходной балл по результатам школьных выпускных экзаменов.
К поступлению в лётное училище военной авиации допускаются:
- Молодые люди от 16 до 22 лет, не служившие в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации.
- Юноши, которые прошли военную службу в Российской Армии.
- Проходящие военную службу по обязательному призыву. При этом абитуриенту должно быть не больше 24 лет.
- Служащие в рядах Вооружённых Сил по контракту, если они не имеют офицерского звания и им не исполнилось 27 лет.
Абитуриенты по окончании школы сдают единый государственный экзамен. Обязательными предметами чаще всего являются математика, русский язык и физика. Кроме того, необходимо пройти медицинскую комиссию и психологическое обследование. Только при успешном выполнении всех требований и признании абитуриента годным он получает право на учёбу.
Медицинская комиссия
Сроки прохождения медкомиссии строго ограничены. Каждая справка и результат анализов имеет определённый срок годности. После его окончания обследование придётся проходить заново. Медицинская комиссия платная. Получить заключение можно в учреждении при вузе или в любом другом месте, имеющем соответствующую лицензию. Комиссия включает в себя:
- осмотр хирурга, невролога, психиатра, нарколога, стоматолога;
- анализы крови, мочи и кала;
- электрокардиограмму и рентгенографию грудной клетки.
Если абитуриент не набрал достаточное количество баллов для поступления на бюджетное отделение, но хочет выучиться на лётчика, он может подать заявление на коммерческое образование. Теоретически право на обучение имеют и девушки. Однако их крайне редко принимают на обучение пилотированию самолётов.
Перечень документов
Абитуриент, поступающий в вуз или колледж, должен предоставить пакет нужных документов. В список входят:
- заявление по форме, установленной учебным заведением;
- документ, подтверждающий личность (паспорт);
- аттестат о получении среднего общего образования;
- результаты ЕГЭ (для выпускников 11 класса);
- страховое пенсионное свидетельство;
- военный билет или приписное свидетельство;
- полис обязательного медицинского страхования;
- заключение медкомиссии и результат общения с психологом.
Как стать пилотом Аэрофлота
«Аэрофлот» является крупнейшей авиакомпанией и национальным перевозчиком России, выполняющий внутренние и международные рейсы по всему миру. Работать в ней престижно и почётно. Авиакомпания проводит жёсткий отбор своих сотрудников, так как ей требуются только высокопрофессиональные кадры.
Как стать пилотом самолёта? На базе «Аэрофлота» созданы собственные лётные школы и разработаны программы по переподготовке персонала. При поступлении на работу пилот должен иметь при себе коммерческое удостоверение.
Первый этап полуторагодового обучения приходится на Ульяновское училище гражданской авиации. Затем школа «Аэрофлота» в течение шести месяцев готовит пилота к получению свидетельства Commercial Pilot Licence или Multi-crew Pilot Licence.
Стоимость обучения в размере двадцати семи тысяч долларов оплачивается самим пилотом. «Аэрофлот» предоставляет своему сотруднику кредит на эту сумму с условием, что он должен отработать в авиакомпании в течение пяти лет. С ежемесячной заработной платы у него будет удерживаться сумма в размере 450 долларов в счёт погашения кредита.
Для экономии денежных средств компания решила проводить обучение своих курсантов на лёгком двухдвигательном самолёте Diamond Aircraft австрийского происхождения. Также школа «Аэрофлота» оснащена новейшими тренажёрами, что позволяет проводить множество манипуляций на земле.
Авиакомпания предлагает пройти ускоренные курсы переподготовки стоимостью в 100 тыс. долларов. Первоначальный взнос в размере 55 тыс. долларов оплачивает курсант самостоятельно, а на оставшуюся сумму «Аэрофлот» предоставляет кредит.
Правила приема в учреждение
Основные условия приема и обучение в КВВАУЛ:
- Зачисление производится только по итогам успешного прохождения конкурсного отбора.
- Обучение проводится только в очной форме, на бюджетной основе.
- Для поступления можно выбрать одну из специальностей:
- истребительная авиация;
- бомбардировочная авиация и штурмовики;
- военно-транспортное воздушное сообщение;
- дальняя авиация;
- морская авиация.
- Нормативный срок обучения – 63 месяца.
- Присваиваемая квалификация – «Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов».
- Количество мест для приема на 1 курс училища ежегодно корректируется Министерством обороны.
- Все этапы предварительного отбора являются обязательными для прохождения всеми абитуриентами.
История и традиции
Начавшись со знаменитого ОСОАВИАХИМа, готовившего молодых пилотов без отрыва от производства и прохождения учёбы в школах, советские ВВС получали лётные училища военной авиации России и других республик по нескольку в год. И подобная тенденция сохранялась как до Великой Отечественной войны, так и во время, и после неё. Максимальное количество лётных школ в определённый момент достигло 69 – готовящих при этом не только пилотов, но и технический персонал. Однако, в связи с серьёзным усложнением не только уровня знаний, требуемого от военного лётчика, но и множества других качеств, связанных с умением быстрого принятия решений и прочих условий, уже в современной России было принято решение оставить подготовку специалистов уровня среднего образования только для гражданской авиации.
Все же военные лётные училища России на протяжении 2008-2009 годов были полностью реорганизованы, с созданием единого управленцеского центрального «ядра» на базе Воронежской военно-воздушной академии им .Ю.А. Гагарина и Н.Е. Жуковского. Получившей при этом название военного научно-учебного центра ВВС Российской Федерации и вместе с ним – все существовавшие институты и училища в виде собственных факультетов, с различными военными направлениями подготовки специалистов. Кроме, разумеется, уже упомянутых училищ гражданской авиации и ДОСААФ.
Последний рубеж как убедить родителей
Если родители полагают, что профессия пилота слишком опасна и недостаточно перспективна, и что лучше выбирать более приземленные и менее адреналиновые специальности — с ними нужно работать, убеждать. И начать нужно как можно раньше. Разговор должен вестись не на эмоциях, а с фактами наперевес. На каждый аргумент взволнованных родителей должен следовать целый залп контраргументов, с фактами, статистикой и математическими выкладками.
Список обычных возражений всегда приблизительно одинаков:
- «Профессия неперспективна». Ничего подобного — очень даже перспективна! За последние годы авиапарк страны увеличивается ежегодно на несколько десятков (а то и сотен) самолетов, на которых скоро некому станет летать. Пилоты советского времени уходят на пенсию, новых мало. Ежегодная потребность в пилотах около 2 тысяч человек, а летные училища выпускают не более 500 человек.
- «Низкая зарплата» — неправда! Зарплата у пилотов более чем приличная, и возрастает пропорционально профессиональному росту. Даже второй пилот может получать вскоре после выпуска из училища около 200 тыс. руб. Кроме того, есть приятные бонусы: длинный отпуск, ранний выход на пенсию, хороший соцпакет и большие скидки на авиабилеты для семьи. А еще есть отличные возможности работы за рубежом: во многих авиакомпаниях с удовольствием берут на работу российских пилотов.
- «Самолеты падают, это опасно» — а если сравнить с автоавариями? На дорогах и за рулем автомобилей на земле случается неисчислимо больше несчастных случаев. Управлять автомобилем намного опаснее, чем самолетом, но из-за этого никто не отказывается от вождения автомобиля.
Кроме того, во многих летных академиях есть военные кафедры, что избавляет выпускника от службы в армии.
Летное братство что это такое
По официальным источникам, «Летное братство» — общественная организация,созданная выпускниками Харьковской военно-воздушной академии. На самом деле, под «летным братством» подразумеваются особенные отношения, связывающие всех, кто имеет отношение к авиации. Эти отношения основываются на дружбе и взаимовыручке. Например, а прежние времена летчик, оказавшись в безвыходной ситуации в любом городе, мог подойти к любому незнакомому коллеге и попросить помощи – денег, ночлега и т.д. И получить просимое. Долг возвращали неукоснительно — простым почтовым переводом или взаимной услугой. «Летное братство» подразумевало именно это — доверие, готовность прийти на выручку собрату по крыльям.
К сожалению, сейчас все это осталось в прошлом. В некоторых училищах и аэроклубах существуют свои традиции «посвящения в Летное братство», но это, скорее, исключения, чем повсеместный обычай. «Летуны» просто общаются в своей среде, по мере сил помогают своим — как это происходит и в других сообществах, объединяемых общей страстью, одним увлечением.
Требования к абитуриентам
Поступление осуществляется по окончании 11 классов школы, при этом кандидаты не могут быть старше 25 лет. Абитуриенты должны представить военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву.
Училище имеет право засчитывать результаты ЕГЭ или проводить собственные вступительные испытания.
Экзамены:
- русский язык;
- математика;
- физика (иногда, в зависимости от специальности).
В отличие от других ссузов, летные учебные заведения на своих сайтах не спешат конкретизировать перечень вступительных экзаменов: приемной комиссии будет интересно на основании документов об образовании сделать выводы о школьных успехах претендентов.
Как бы сильна ни была мечта о полетах, отказать в приеме могут по состоянию здоровья. Оно должно быть на уровне годного к службе в армии призывника.
Запастись справками заблаговременно не получится: многие из них действительны в течение краткого периода, а вот заранее позаботиться о фотографиях стоит их нужно больше, чем для поступления в другие колледжи и техникумы, — не меньше 10.
Помимо хорошей успеваемости по общеобразовательным предметам и отличного здоровья нужны собранность, стрессоустойчивость, ответственность, быстрота реакции. Очень важна и готовность осваивать профессию в общем строю. Ничего общего с капризным заявлением: «А я хочу летать! — учеба в летном училище не имеет.
Список
Желающим пойти учиться в летные училища военной авиации России, нужно быть готовым к получению высшего военного образования – с присвоением начального звания «лейтенант» по его окончании – и возможностью пройти обучение в следующих военных лётных училищах, являющихся факультетами Воронежского единого Центра ВВС:
- Краснодарский факультет боевого управления авиацией (по специальности «организация воздушного движения и эксплуатация воздушных судов») – с расположением аэродромов в Краснодаре, Тихорецке, Котельниково, Кущевской;
- Армавирский факультет истребительной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов истребительной авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Майкопе и Армавире;
- Борисоглебский факультет штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Мичуринске и Борисоглебске;
- Балашовский факультет военно-транспортной и дальней авиации (по специальности «применение авиационных комплексов военно-транспортной и дальней авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Ртищево и Балашове;
- Сызраньский факультет армейской авиации (по специальности «применение авиационных комплексов армейской авиации и их лётная эксплуатация») – с расположением аэродромов в Соколе (Саратов) и Троекуровке (Сызрань);
- Челябинский факультет подготовки штурманов (по специальности «применение и лётная эксплуатация навигационных авиационных комплексов для всех видов авиации») – с расположением аэродрома в Шаголе (Челябинск).
Во избежание следования по «ложному» пути добавим, что следующие военные училища, сведения о которых всё ещё встречаются в том или ином виде в печатных СМИ или электронных изданиях, РАСФОРМИРОВАНЫ или перепрофилированы не позднее 2009 года:
- Ейское военно-авиационное училище (расформировано полностью);
- Ставропольское военно-авиационное училище (перебазировано непосредственно в Воронеж);
- Курганское военно-авиационное училище (перепрофилировано в Курганский пограничный институт, переданный в структуру ФСБ РФ).
Для желающих же получить-таки именно специальность «лётная эксплуатация летательных аппаратов» приведём список действующих ССУЗов гражданской авиации:
- лётно-технический колледж (г.Омск);
- лётно-техническое училище (г.Калуга);
- лётное училище (г.Сасово, Рязанская обл.);
- лётное училище (г.Краснокут, Ульяновская обл.);
- лётное училище (г.Бугуруслан, Оренбургская обл.).
Авиационный техникум: специальности
В среднем проф. образовании существует достаточно много направлений авиационного профиля:
- лётная эксплуатация летательных аппаратов;
- производство и обслуживание авиационной техники;
- производство летательных аппаратов;
- производство авиационных двигателей;
- авиационные приборы и комплексы;
- техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;
- техническое обслуживание авиационных двигателей;
- техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов.
Большинство специальностей связано с обслуживанием авиационной техники и её составных частей. Если абитуриента больше интересует не конструирование, а сами полёты, стоит выбирать первую образовательную программу.
Варианты авиационных вузов для девушек
В настоящее время практически не осталось профессий, которые не освоили бы девушки. В авиационной сфере к женскому полу предъявляют ужесточенные требования. Однако, пройдя медицинскую комиссию и психологическое освидетельствование, девушка может стать специалистом авиации. Среди женских авиа-профессий можно выделить:
- авиадиспетчер;
- авиаконструктор;
- авиаменеджер;
- авиационный инженер;
- бортпроводница;
- инженер по системам автоматического управления летательных аппаратов;
- пилот;
- инспектор по авиационной безопасности;
- инженер-аэродинамик;
- специалист по сертификации авиационной техники.
Перечень вузов, в которых девушки могут получить специальность для работы в авиации:
- Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
- Ульяновский университет гражданской авиации.
- Московский государственный технический университет гражданской авиации.
- Южно-уральский государственный университет.
- Московский авиационный университет.
- Тульский госуцдарственный университет.
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева.
- Дальневосточный государственный университет путей сообщения.
- Уфимский государственный авиационный технический университет.
- Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева.
Гражданская авиация
Получить профессию лётчика гражданской авиации можно в одном из российских училищ. В число гражданских авиационных училищ входят:
- Лётное училище им. Ермакова. Расположено в городе Бугуруслан Оренбургской области. Проводится очное обучение пилотов коммерческой авиации. Ежегодно набирается 320 абитуриентов. В колледже есть обширный парк самолётов, тренажёры и другое оборудование.
- Лётное училище гражданской авиации в городе Красный Кут Саратовской области. Набор абитуриентов проводится на базе 11-летнего образования. Длительность обучения составляет 2 года 11 месяцев. Всего обучается 300 курсантов. Есть возможность платного и бесплатного обучения.
- Лётное учебное заведение им. Тарана в Сасово Рязанской области. Здесь готовят пилотов гражданской авиации и техников, работающих с оборудованием.
- Лётно-технический колледж Омска. Сюда можно поступать после 9 или 11 класса. Обучение на лётчика здесь проходит в течение 3 лет 10 месяцев. Выпускники могут получить специальности пилота самолёта и вертолёта, авиамеханика, бортмеханика, а также инженера по работе с оборудованием. Всего в колледже постоянно обучается около 1 тыс. человек. Имеются очное и заочное отделения. Для успешного обучения на территории училища имеется необходимое оборудование и помещения.
- В Москве есть 9 авиационных училищ и колледжей. Среди них есть заведения, где можно учиться вечером.
Учебные заведения в Омске, Красном Куте и Сасово являются филиалами Ульяновского института гражданской авиации. Училище в Бугуруслане — филиал института гражданской авиации города Санкт-Петербурга. Выпускники имеют возможность получать высшее образование в университете на сокращённой основе или трудоустроиться в российские авиакомпании.
Высшее лётное училище (институт) гражданской авиации обучает на пилотов, диспетчеров, спасателей. Здесь готовятся бакалавры по специальностям «обеспечение авиационной безопасности», «авиатопливное обеспечение», производственный менеджмент. Имеется также аспирантура, выпускающая педагогов для специальных учебных заведений.
Список военных летных училищ России
На сегодняшний день в России постоянно функционирует только Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. Так что для получения военной летной специальности придется изрядно потрудиться: в единственный российский ВУЗ большой конкурс.
Училище готовит пилотов:
- истребительной авиации;
- бомбардировочной и штурмовой авиации;
- военно-транспортной и дальней авиации;
- морской ракетоносной и противолодочной авиации.
Если же поступить в Краснодарское училище не удалось, можно попытать себя в гражданской авиации. Учиться по этой специальности можно в Москве, Иркутске, Ульяновске, Тамбовской области, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Курской области, Челябинской области, Красноярске, Оренбургской области, Якутии, Хабаровске, Омске, Рязанской области и Саратовской области. Как видите, стать пилотом гражданской авиации намного проще.
Что ожидает выпускника летного училища карьера и перспективы профессионального роста
Как и у водительских прав, свидетельства пилота могут быть разных категорий, и открывающиеся перспективы напрямую зависят от категории. Но не только категория важна: например, выпускники высших учебных заведений гражданской авиации сразу получают свидетельства коммерческого пилота, однако это дает им право только на полеты в качестве второго пилота на большинстве воздушных судов, причем существуют и ограничения. Это связано с малым количеством налетанных часов.
А для того чтобы стать линейным пилотом и получить возможность летать на больших авиалайнерах в качестве командира воздушного судна, по российским правилам требуется не менее 1500 налетанных часов. За границей требования к высшей категории пилотов несколько ниже, и получить заветные корочки там немного проще.
Однако в настоящее время в российской авиации положение меняется. Большинство пилотов, получивших специальность в советское время, уходят на пенсию, а у современных выпускников летных училищ возможностей получить необходимые летные часы намного меньше. Поэтому многие авиакомпании вынуждены снижать требования по количеству налетанных часов. Более того: авиакомпании буквально в очередь становятся за выпускниками, хорошо себя зарекомендовавшими. Дополнительные летные часы такие пилоты получают уже в учебных центрах компаний.
Если же стремления сделать карьеру в небе у вас нет, а корочки нужны только для полетов ради собственного удовольствия, можно не тратить время на учебу в летном училище. Проще пройти . После выполнения ряда нормативов и сдачи экзаменов вам выдадут свидетельство пилота-любителя, которого будет вполне достаточно, чтобы летать в свое удовольствие на легких самолетах и вертолетах и вступить с легкой душой в «Летное братство».
Выбор училища
При выборе военного лётного училища, разумеется, следует сообразовываться, в первую очередь, с его военной направленностью. Поскольку профессии пилота и штурмана всё же отличаются – так же как и немалые отличия существуют между пилотом истребителя и лётчиком дальней авиации. Но, задолго до решения о поступлении в выбранное училище, следует тщательно взвесить и некоторые другие вещи. В числе которых у хорошего будущего пилота обязательно должны присутствовать:
- отменное состояние здоровья (к сожалению, стать пилотом дано далеко не каждому);
- очень высокая средняя успеваемость по общеобразовательным предметам;
- высочайший уровень стрессоустойчивости;
- готовность работать в команде;
- отсутствие «розовых очков» — в плане представления о будущей службе, как романтическим полётам по голубому небу.
https://youtube.com/watch?v=%2522.%2524code.%2522
Условия поступления в училище
Предварительный отбор абитуриентов осуществляется силами местных военкоматов, либо воинскими частями, где в настоящим момент находятся поступающие. В ходе предварительного отбора оцениваются следующие критерии:
- возраст (по количеству полных лет);
- группа здоровья;
- физическая подготовленность;
- уровень профессиональной пригодности.
Для участия в конкурсном отборе необходимо подать заявление и личное дело:
- В военный комиссариат по месту постоянного проживания – для всех желающих. Срок подачи – до 20 апреля.
- На имя начальника части или руководителя суворовского училища – для действующих военнослужащих или учеников суворовских училищ. Срок предоставления – до 1 апреля.
- На имя начальника КВВАУЛ – для военнослужащих, выполняющих свой долг за пределами России. Крайний срок – до 20 мая.
Требования к кандидатам
Все абитуриенты должны отвечать обязательным требованиям:
- уровень образования – полное среднее или средне-специальное;
- возраст по состоянию на 1 августа года поступления – до 22 лет для не прошедших военную службу и до 24 лет для военнослужащих по призыву. Верхний порог для военных по контракту – 27 лет.
К обучению принимаются кандидаты мужского и женского пола.
Документы для поступления
Каждый абитуриент предоставляет заявление (рапорт), к которому прилагает:
- Копию своего свидетельства о рождении и паспорта.
- Автобиографию.
- Характеристику с места последнего обучения, прохождения службы или работы.
- Копию документа, подтверждающего уровень образования.
- Цветные фотографии 4,5х6 см.
- Служебную карточку военнослужащего (для действующих военных).
- Табель об успеваемости (для школьников и студентов).
- Медицинскую справку и заключение врачебной комиссии о категории здоровья.
По прибытию в расположение приемной комиссии для прохождения вступительных испытаний, все кандидаты предоставляют оригиналы перечисленных документов.
Какие необходимо сдать экзамены?
Оценка знаний, полученных в рамках освоения общеобразовательной школьной программы, производится путем предоставления результатов ЕГЭ по следующим предметам:
- математика (углубленная);
- физика;
- русский язык.
Некоторые категории поступающих могут пройти вступительные испытания по тем же предметам на базе КВВАУЛ. К таким абитуриентам относятся:
- Лица, сдавшие ГИА по программе полного среднего образования, либо сдавшие аттестационный экзамен (не ЕГЭ) в другом государстве.
- Лица, имеющие диплом о среднем профессиональном образовании.
Все перечисленные абитуриенты могут самостоятельно выбрать условия поступления: сдача ЕГЭ в другом месте или прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам в КВВАУЛ. Срок годности сертификата ЕГЭ составляет четыре года.
Минимальный размер баллов по общеобразовательным предметам:
- математика – 27;
- физика – 36;
- русский язык – 36.
Для поступления необходимо набрать максимально возможное количество баллов (из 100), чтобы занять в конкурсном списке наивысшую позицию. Пересдача экзаменов, проводимых институтом, не допускается. Если кандидат не явился в день проведения экзамена по уважительной причине, подтвержденной документально, то он может пересдать его в резервный день. При несогласии с выставленной оценкой, абитуриент вправе обжаловать ее в течение 3 дней с момента оглашения результатов.
Нормативы ФИЗО
Отдельно проводится оценка физической подготовки абитуриентов. Все нормативы по упражнениям основываются на приказе Министерства обороны России № 200. Оценка выставляется по 100-балльной шкале. Для прохождения испытания, за каждое упражнение необходимо набрать не менее 26 баллов. В противном случае, кандидат выбывает из конкурсного отбора.
Список упражнений, входящих в экзамен по физической подготовке:
- Для абитуриентов мужского пола:
-
- подтягивания;
- бег на 100 метров;
- бег на 3000 метров.
- Для абитуриентов женского пола:
-
- подъем туловища из положения лежа;
- бег на 100 метров;
- бег на 1000 метров.
По каким причинам может быть отказано в зачислении?
В Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков не могут поступить следующие граждане:
- не соответствующие требованиям, предъявляемым к военнослужащим по контракту;
- имеющие обвинительное постановление суда и наказание (даже, условное);
- находящиеся под следствием;
- имеющие в своем прошлом непогашенную судимость;
- находившиеся в местах лишения свободы, вне зависимости от срока и вида преступления;
- имеющие подтвержденные факты или административные наказания за употребление наркотических и психотропных веществ;
- лишенные права занимать любые воинские должности по постановлению суда;
- имеющие законченное высшее образование.
Как выбрать учебное заведение
Существуют высшие и средние училища летного дела, но все же профессии пилота ближе среднее образование, поскольку она относится к области эксплуатации машин, а не к сфере инженерии.
В целом количество летных училищ в России сокращается, и выбор не слишком велик. В нашей большой стране, рассматривая альтернативы для поступления, имеет смысл руководствоваться географическим фактором. При желании можно будет продолжить образование в вузе, филиалом которого считается ссуз.
Еще с советских времен принято разделение авиации на военную и гражданскую. Военные летные училища среднего звена организованы при аэродромах Минобороны, но чаще армейский аспект летного дела изучается в рамках высшего образования.
Училища гражданской авиации Российской Федерации:
- Бугурусланское летное училище имени П. Ф. Ермакова.
- Краснокутское летное училище.
- Сасовское летное училище имени Г. А. Тарана.
- Калужское летно-техническое училище.
- Омский летно-технический колледж имени А. В. Ляпидевского.