Авиадиспетчер

На вышке

«Азур,
занимайте эшелон 70», «Взлет разрешаю»,
«Приступайте к снижению, эшелон 30, разрешаю», — обычные
переговоры в небольшой комнате.
Заместитель начальника ЦОВД — начальник
службы движения Павел Праско привел
нас на «Вышку», где находится аэродромный диспетчерский центр.

С
высоты в 30 метров из больших окон
открывается круговая панорама на весь
аэродром. Здесь смена из 10-15 человек управляют
самолетами, летящими в радиусе 120
километров, до момента, когда судно
набирает высоту 5,7 тысячи метров.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Выпускают
в небо и принимают лайнер на посадку четыре
диспетчера — руления, вышки, круга и
подхода. Диспетчер руления разрешает
запуск двигателей самолета, руководит
движением по рулежным дорожкам и дает
команду выруливать на предварительный
старт перед взлетно-посадочной полосой.
Диспетчер вышки разрешает взлет или
посадку воздушному судну, может «увести» его на второй круг при наличии угрозы безопасности полета.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Праско
показывает рабочее место диспетчера, оборудование которого называется длинно —
комплекс средств автоматизации управления
воздушным движением «Альфа». 

Здесь
монитор, где отображаются самолеты, их
характеристики и расписание движения воздушных судов, пульт связи со службами аэропорта,
у диспетчера «Вышки» — экран, где обозначены сигнальные огни взлетно-посадочной
полосы. Также на АДЦ есть и обыкновенный
бинокль, чтобы в случае необходимости
осматривать полосу.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

В
Центре ОВД планомерно происходит замена оборудования на
более современное, новое поколение «Альфы» —
с более комфортными для глаз мониторами
и бесшумными водяными системами охлаждения
процессоров.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Аэродром Толмачёво имеет две пересекающихся взлетно-посадочных полосы, что позволяет значительно увеличить пропускную способность аэропорта, повысить уровень безопасности полетов и при наличии соответствующих метеоусловий исключить заход на посадку над городом. Толмачёво
— аэродром совместного базирования. В
график движения гражданских воздушных судов могут вмешаться военные. Так и
происходит. Три МиГ-31 вылетают на тренировку, и авиадиспетчеры корректируют заход на посадку и вылет других самолетов.


Фото: Владимир Сараев, Sibnet.ru

Ссылки [ править ]

  1. . Справочник по профессиональным перспективам (изд. 2014–15 гг.). Бюро статистики труда Министерства труда США. Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 . Средняя годовая заработная плата авиадиспетчеров в мае 2012 года составляла 122 530 долларов.
  2. . Перспективы работы: инициатива правительства Австралии . Канберра, Австралия: Департамент занятости правительства Австралии. Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 . … График показывает средний недельный заработок по профессии в сравнении со средним значением по всем профессиям.
  3. . Национальная служба карьеры . Навыки Финансирование Агентство по поручению Департамента по делам бизнеса, инноваций и навыков, правительство Великобритании Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 . … На диаграмме показан средний или средний годовой доход работников, занятых полный рабочий день, в этом секторе по сравнению с национальным медианным показателем для всех секторов.
  4. Кларк, Андерс (17 июня 2015 г.). » «. Сноска 1. Ученики полета. Проверено 24 сентября 2015 года.
  5. . Центр авиации Азиатско-Тихоокеанского региона (CAPA). 11 сентября 2008 года Архивировано из 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 . Помимо Бразилии, единственными странами, в которых военные сохраняют полный контроль над гражданским транспортом, являются Парагвай и Уганда.
  6. . Архивировано из на 2012-02-27.
  7. Хопкин, В. Дэвид (5 сентября 1995 г.). «17.7 Циклы работы и отдыха». . CRC Press. С. 366–367. ISBN 978-0-7484-0357-8.
  8. Коста, Джованни (1991). Wise, JA; Хопкин, В.Д .; Смит, ML (ред.). «Посменная работа и циркадные вариации бдительности и работоспособности». Вопросы автоматизации и систем управления воздушным движением . Серия НАТО ASI. Берлин, Германия: Springer-Verlag. F73 : 267–280.
  9. Folkard, S .; Розен, SD (1990). . Философские труды Лондонского королевского общества B: Биологические науки . 327 (1241): 543–553. DOI . PMID .
  10. Теш, Сильвия Ноубл (1984). «Политика стресса: случай управления воздушным движением». Международный журнал служб здравоохранения . 14 (4): 569–587. DOI . PMID .
  11. Bekier, М., Molesworth, BRC, & Williamson, A. (2012). Переломный момент: узкий путь между принятием и отказом от автоматизации в управлении воздушным движением. Наука о безопасности, 50 (2), 259–265.
  12. Bekier, М., Molesworth, BRC, & Williamson, A. (2011). Почему авиадиспетчеры принимают или отказываются от автоматизированных технологий. Документ, представленный на 16-м Международном симпозиуме по авиационной психологии, Дейтон, Огайо.
  13. ? tesla = y , Wall St. Journal, 22 мая 2014 г.
  14. , Chicago Tribune, 30 июля 2014 г.
  15. 2015-12-22 в Wayback Machine , Fox Business, 20 мая 2015

Должностные обязанности

Все воздушное пространство разделено на зоны, каждым участком которой руководит определенная специализация авиадиспетчера.

Диспетчер аэродрома диспетчерского пункта- именно с этого специалиста начинается путь самолета. Он составляет суточный план вылетов самолетов и дает разрешение на вылет. Без его разрешения самолет не имеет право подняться в воздух.

Далее начинается работа авиадиспетчера руления-с него начинается и заканчивается полет. Он дает разрешение на запуск двигателей самолета и регулирует движение самолета по аэродрому.

Как только самолет попал на взлетную полосу подключается диспетчер старта-он контролирует движение по взлетно-посадочной полосе и выдает разрешение на взлет.

Диспетчер пункта «Круг»-руководит набором высоты до 2 км и передает работу диспетчеру пункта «Подход», который, руководит набором высоты от 2 до 6 км.

Диспетчер районного центра руководит полетом на высотах от 2 до 17000 км.

Работа авиадиспетчера должна быть четкая и быстрая, ведь от него зависит множество жизней на борту. Поэтому авиадиспетчер должен быстро реагировать на внештатные ситуации и всеми силами стараться помочь пилоту:

  • Для этого он постоянно находится на связи с пилотом;
  • знает особенности управления самолетом;
  • понимет влияние метеоусловий на движение и скорость самолета и умеет правильно распределять воздушные судна, чтобы избежать их столкновения в воздухе.

В работе авиадиспетчеру помогает множество специализированной электронной техники:

  • 4 монитора для слежения за воздушной и метеорологической обстановкой;
  • средства связи;
  • навигация;
  • сигнальные табло;
  • графики;
  • справочная документация с алгоритмами действия и большое обзорное окно, для оценки реального состояния погоды.

Всеми этими гаджетами нужно уметь пользоваться, но и успевать контролировать их одновременно.

Плюсы и минусы профессии

Несомненно, во всем мире профессия авиадиспетчера считается одной из самых уважаемых и престижных.

Для авиадиспетчеров приготовлено много бонусов, таких как:

  • бесплатное посещение тренажерных залов и бассейнов;
  • единовременная материальная помощь молодым специалистом, а по прошествии пяти лет работы бесплатный перелет в любую страну мира один раз в год.
  • Кроме этого, приятным бонусом будет 50% помощь в оплате арендного жилья, либо в некоторых компаниях даже компенсация первоначального взноса для покупки квартиры.
  • Стоит упомянуть о ежегодном оплачиваемом трудовом отпуске в количестве 67 дней, ежегодное бесплатное посещение санаториев и перелет супруге и детям с 50% скидкой. И даже это еще не все плюсы профессии.

Но, как и любая профессия, специальность авиадиспетчера имеет и другую сторону медали. Даже в такой, престижной профессии есть свои минусы.

Одним из первых минусов профессии — громадная ответственность перед пассажирами и членами экипажа, а поэтому и отсутствие права на ошибку. Диспетчерская служба работает круглосуточно и без выходных, поэтому нужно быть готовым работать в разные смены (день, ночь, дождь, праздники итд), зато рабочая неделя длится не более 36 часов, это примерно каждая смена через трое суток. И обязательный перерыв на 20 минут каждые 2 часа. Кроме перечисленного, диспетчер обладет стрессоустойчивостью и умением быстро реагировать и нестандартно мыслить в экстренных ситуациях. Поэтому дважды в год авиадиспетчеры проходят обязательный медицинский осмотр как физического, так и психического здоровья. Проводятся тесты физических и психологических нагрузок.

Зарплата авиадиспетчера

Глядя на все эти требования хочется затронуть немаловажную тему, как зарплата авиадиспетчера.

В Новосибирске и Самаре и вовсе около 50000 рублей в месяц. Если сравнивать среднюю зарплату других специалистов в данных городах, то зарплата авиадиспетчера значительно превышает среднюю зарплату других специалистов. Исходя из статистики взятой по всей России средняя зарплата авиадиспетчера составляет около 120000 рублей, больше получает только пилот гражданской авиации.

Можно сравнить зарплаты авиадиспетчера в России и заграницей. Самые высокие зарплаты у авиадиспетчеров США, они получают около 480000 рублей в месяц. Не сильно отстают от них зарплаты в Германии и Великобритании, переводя на рубли около 420000 рублей в месяц. А авиадиспетчеры Польши и Латвии получают зарплату меньше авиадиспетчеров России, около 100000 рублей в месяц. Поэтому работать авиадиспетчером в России престижно и финансово выгодно. А если прибавить туда все те бонусы, которые выдает работодатель для профессионального авиадиспетчера, то о рассмотрении данной профессии стоит серьезно задуматься. Тем более, профессия авиадиспетчера достаточно востребованная и в каждом городе России нуждаются в молодых специалистах.

Что обязан знать авиадиспетчер

Чтобы уверенно выполнять служебные обязанности, авиадиспетчеру необходимо получить глубокие знания в:

  • авиационной метеорологии;
  • воздушной навигации.

Также ему приходится буквально наизусть учить правила эшелонирования, содержащие в числе прочего и нормативы рассредоточения самолетов. Малейшее несоблюдение стандартных дистанций резко повышает вероятность столкновения судов в воздухе со всеми вытекающими последствиями.

Рабочий процесс специалиста организован так, чтобы иметь возможность следить (и управлять) движением самолетов на всех этапах их следования.

Каждый диспетчер несет ответственность за происходящее во вверенной ему зоне. Как только определенный борт покидает район, вести его начинает другой специалист.

Компании

Норникель

«Норникель» – современная производственная компания, лидер по производству цветных металлов в России и мире. Мы считаем, что сотрудники – наш основной капитал и гордимся тем, что дважды удостоены звания лучшего работодателя горно-металлургической отрасли, основанного на выборе соискателей в России по версии независимого международного рейтинга Ranstadt Award.

Машинист погрузо-доставочной машины (ПДМ)
Горный инженер (Подземщик)

Магнит

«Магнит» является уникальной компанией в российском ритейле. Наряду с продажей товаров розничная сеть занимается производством продуктов питания под собственными торговыми марками. Компания управляет несколькими предприятиями по выращиванию овощей, производству бакалеи и кондитерских изделий. «Магнит» владеет тепличным и грибным комплексами, которые являются одними из крупнейших в России. Логистическая инфраструктура компании включает в себя 39 распределительных центров и около 5 000 автомобилей.

 

Бухгалтер
Бизнес-аналитик

Группа Компаний «РУСАГРО»

Группа Компаний «РУСАГРО» — это крупнейший вертикальный агрохолдинг России. В настоящее время занимает лидирующие позиции в производстве сахара, свиноводстве, растениеводстве и масложировом бизнесе. Земельный банк Группы – более 660 тыс. га. В 2015 г. по версии ряда инвестиционных банков Группа Компаний «Русагро» была признана одной из самых прибыльных и быстрорастущих компаний мира в потребительском сегменте в СНГ. Акции Компании торгуются на Лондонской и Московской биржах.

Агроном (специалист участка)

HR-tv.ru

HR-tv.ru – независимый информационно-образовательный портал об эффективном управлении человеческим капиталом, организатор Международной бизнес-премии и региональных конференций WOW!HR, бизнес-туров в 14 стран мира. С 2018 года на портале работает АКАДЕМИЯ HR-tv.ru — образовательная платформа, на которой эксперты рынка передают ценные знания по развитию бренда работодателя, оценке персонала, ораторскому искусству, управлению временем и стрессом, эффективным механизмам подбора и т.д.  

Редактор сайта
Event-менеджер
SMM-менеджер

Связной

Связной — один из крупнейших технологичных ритейлеров, который уже 25 лет является проводником в мир высоких технологий для самой широкой аудитории.

Менеджер по продажам
Ведущий программист Java

История профессии

Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ. IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой. Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира.

Что делает авиадиспетчер? | Описание работы

24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 полных дней в году, конечно, авиадиспетчеры стараются изо всех сил, чтобы обеспечить безопасность. Кроме того, они предотвращают задержки в расписании полетов для транспортных средств в небе.

Итак, авиадиспетчеры обычно делают следующее:

Контролировать и направлять движение самолетов на земле и в воздухе
Контроль всего наземного движения на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках
Выдача инструкций по посадке и взлету пилотам
Передать контроль вылетающих рейсов в другие центры управления движением и принять контроль над прибывающими рейсами
Информировать пилотов о погоде, закрытии взлетно-посадочной полосы и другой важной информации
Оповещение сотрудников аэропорта об ответных действиях в случае аварии самолета.

Типы контроллеров

В зависимости от должностной инструкции, в основном существуют авиадиспетчеры 3:

  • Башенные контроллеры – Эти профессионалы направляют движение транспортных средств вдоль взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек. Чаще всего работают с контрольных вышек, наблюдая за движением, которым они управляют. Кроме того, диспетчеры вышек управляют движением из аэропорта в радиусе от 3 до миль 30.
  • Контроллеры подхода и вылета – Они обеспечивают, чтобы воздушные суда, путешествующие в воздушном пространстве аэропорта, сохраняли минимальное расстояние для безопасности. Таким образом, они дают разрешение на вход в контролируемое воздушное пространство и передают управление воздушным судном диспетчерам на маршруте.
  • Контроллеры на маршруте – Эти люди управляют воздушными судами, когда покидают воздушное пространство аэропорта. У них есть контрольные центры, расположенные по всей стране. Таким образом, в их обязанности входит избегать столкновений самолетов и управлять самолетом практически на протяжении всего полета.

Кроме того, есть другие диспетчеры воздушного движения, которые работают в командном центре систем управления, где они контролируют движение в пределах всего национального воздушного пространства. Когда они обнаруживают узкое место, они раздают инструкции другим контролерам, помогая предотвратить пробки. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить управление уровнями трафика для аэропортов и диспетчеров на маршруте.

Особенности профессии

Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер  руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.

Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а  вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.

Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.

Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора,  учитывая метеоусловия,  график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы  диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.

Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

Работа диспетчера организована так, чтобы  максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений  – всё это означает повышенное нервное напряжение.

Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

Обучение на Авиадиспетчера

Вузы

А также:

  • Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) им. В.М. Комарова
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) им.  А.К. Серова
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Университет ГА)

Специальность «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».

Повышение квалификации происходит раз в 3 года, подтверждение действующего свидетельства авиадиспетчера производится, в зависимости от класса диспетчера, через 2 или 3 года. Кроме того, обязательным требованием, предъявляемым к авиадиспетчеру в настоящее время, является. 4 – обязательный уровень по шкале ICAO с 2011 года.

Среднее профессиональное образование:

  • Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации,
  • Хабаровский филиал Красноярского авиационного технического колледжа

Специальность «Управление движением воздушного транспорта»

Зарплата авиадиспетчера

В основной массе опубликованных вакансий заработная плата авиадиспетчеру предлагается в размере до 40 тысяч рублей в месяц. Из-за большого количества таких вакансий средняя предлагаемая зарплата довольно низкая и не соответствует тому уровню ответственности и необходимой квалификации, который должен быть у диспетчера управления воздушным транспортом.

Однако достаточно вакансий можно найти и с оплатой до 80 тысяч рублей. Реже, но тоже публикуются, предложения о работе за 125-165 тыс. рублей в месяц и выше. Максимальная зарплата, которая фигурировала в перечне предложений – 214,5 тыс. рублей/ месяц.

Где учиться на авиадиспетчера?

Исходя из вышесказанного, стать авиадиспетчером или, как его еще называют – специалистом по аэронавигации – очень непросто.

Поступающих учиться на авиадиспетчера кандидатов ждет серьезное конкурсное испытание. От них требуется достаточно высокая осведомленность в области специальных знаний: навигация, метрология, аэродинамика, радиотехническое оборудование, хорошее владение английским языком, психоэмоциональная устойчивость.

Частично недостаток знаний студент сможет восполнить, поступив на обучение диспетчеров гражданской авиации в учебное заведение, но рассчитывать только на знания, полученные во время учебы, не приходится. Очень много учащемуся придется осваивать самостоятельно.

Где же обучают авиадиспетчеров в России?

Выбор не богат. Всего в России насчитывается 10 учебных заведений, где готовят авиадиспетчеров. Это семь высших и три средних образовательных учреждения, которые подотчетны Росавиации.

Также учиться на авиадиспетчера приходится и на курсах повышения квалификации. Для прохождения подобных курсов существует образовательное учреждение некоммерческого типа дополнительного образования «Институт аэронавигации», входящий в структуру ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Попасть учиться на курсы могут лишь те, кто уже работает в профессии, а вот всем, кто только желает ее освоить с нуля – прямая дорога в одно из 10 учебных заведений.

Вузы, где учат авиадиспетчеров в России:

  1. Южно-Уральский государственный университет – крупнейшее учебное заведение на Южном Урале, где учат на диспетчеров гражданской авиации жителей Челябинска и студентов, выбирающих этот вуз в качестве приоритетного.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации – престижный авиационный вуз северной столицы России, который, в первую очередь, известен как один из всего нескольких вузов, где можно пройти обучение на пилота и, в том числе, где готовят авиадиспетчеров в СПБ.
  3. Тульский государственный университет – здесь есть направление подготовки «Системы управления движением летательных аппаратов», которая как раз и нужна абитуриентам, выбирающим для себя вариант обучения на авиадиспетчера гражданской авиации.
  4. Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Здесь также проходят подготовку студенты, обучающиеся на пилотов и летчиков. Здесь же можно и выучиться на авиадиспетчера.

Больше всего повезет тем, кто проживает в столице. Здесь к выбору абитуриентов сразу несколько учебных заведений, куда можно пойти учиться на специалиста по аэронавигации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector