Специальность автоматизированные системы обработки информации
Содержание:
- Тематический план
- Высшее образование в области информационных технологий
- Лауреаты премий СССР и Российской Федерации
- Научная работа и перспективы развития
- Программы для обработки информации
- Защита информационных баз данных
- Преимущества использования компьютерных систем для анализа данных
- Учебно-методическая работа
- Международная и общественная деятельность
Тематический план
-
Общее
-
Новостной форум
-
Модуль 1. Этимологический
анализ архитектуры АСОИУЛекции по
модулю 1.Система. Объект. Модель.
Классы моделей.Модель “черный
ящик”. Цель. Системы целеустремлённая, целенаправленная, человеко-машинная.
Информация. Обработка, Обработка информации. Система обработки информации.
Управление. Система управления.Механизация,
Автоматизация, Информатизация. Автоматизированная система. Автоматизированная
система обработки информации. Автоматизированная информационная система. Система
автоматического управления. Автоматизированная система управления. Ручная
система управления.Объекты
производственно-технологические – технологические. Объекты
социально-экономические. Организации. Пользователь. Классы пользователей.
Автоматизированное рабочее место пользователя.Автоматизированная
система обработки информации и управления. Архитектура. Архитектурные стили.
Архитектура объекта. Архитектуры автоматизированных систем. Архитектура
автоматизированной системы обработки информации и управления.Методология.
Методологии проектирования
автоматизированных систем. Технология. Информационная технология. Технология природоразрушающая и технология
природоподобная.Модуль № 2. Примеры архитектур АСОИУ
Лекции по
модулю 2.Государственная
автоматизированная система “Контур”: предпосылки, назначение, цели создания,
цели функционирования, структурная схема, звенья, информационные потоки,
задачи, обеспечения: организационное, техническое, программное, информационное,
свойства, состояние.Государственная
автоматизированная система “Выборы”: предпосылки, назначение, цели создания, цели
функционирования, структура, звенья, неструктурированная ЛВС, ЛВС звеньев,
топология подсистемы связи и передачи данных, подсистемы, техническое
обеспечение, информационное обеспечение, программное обеспечение и
семантическая модель программного обеспечения, свойства и состояние.Государственная
автоматизированная система “Государственный регистр населения”: предпосылки,
назначение, цели создания, цели функционирования, состояние и перспективы
создания. Сравнительный анализ государственных автоматизированных систем “Контур”,
“Выборы”, “Государственный регистр населения”.Модуль № 3. Тенденции автоматизации
Лекции по модулю 3.
Этапы автоматизации.
Общество индустриальное, информационное, концептуальное, самоорганизации, постчеловеческое
или гармонизации.Жизненный цикл простой и
сложной системы. Периоды жизненного цикла: организационный, проектирования,
разработки, испытаний, создания, эксплуатации опытной и промышленной.
Проектирование, Проект. Проектная задача. Способы задания проектной задачи.Информационные барьеры.
Информационные атаки, компроматы, фальсификаты, войны. Роль и возможности автоматизированных систем для нейтрализации информационного негатива.Информационно-технологическая
концепция. Технократический и технологические подходы, Сведения и информация.
Технология обработки информации. Комплекса средств автоматизации.
Технологическая инфраструктура и информационная технология.Творчество и системы. Классы
творческих задач. Сложность как феномен – ноумен. Сложность субъективная и
сложность объективная. Принцип необходимого разнообразия. Сложность и время.
Коллективный разум и сложность.Модуль № 4. Базовая морфологическая модель архитектуры
АСОИУЛекции по
модулю 4.Концептуальные основания и
общая характеристика модели.Системная доминанта:
объекты, методологии, цели.Информационно-технологическая
доминанта: структура, топология, связь, техника, технология, информация,
функции, задачи, программы.Интерфейсный консолидант:
взаимосвязей, взаимодействий, взаимоотношений.Интеллектуальная доминанта:
пользователи, АРМ, СЦ, жизнеобеспечение.Феноменологическая
доминанта: качество, эффективность, критерий, творчество, сложность, интеллект,
время.Методика применения и
развитие модели.Модуль № 5. Базовая функционально-структурная модель
архитектуры АСОИУЛекции по модулю 5.
Декомпозиция АСОИУ.
Структурные схемы АСОИУ. АИС. Функциональная схема АИС. Функциональный граф
Системы.Декомпозиция КТС и
структурный граф системы. Функционально-структурный граф системы.Внешние и внутренние
свойства системы. Граф свойств системы. Граф показателей свойств системы.
Операторы свёртки. Графовая модель системы. Множество проектных задач.
Графодинамическая модель системы. Функционально-структурная модель архитектуры
системы.Основы методики применения
и развитие модели.
-
Высшее образование в области информационных технологий
Информационно-компьютерные технологии – одна из наиболее активно развивающихся сфер профессиональной деятельности. Современным трендом является перевод большинства процессов в производственной и непроизводственной сфере на рельсы автоматизации и роботизации. В связи с этим возрастает спрос на IT-специалистов: программистов, администраторов баз данных, системных аналитиков, специалистов по информационным системам и ресурсам.
С развитием IT стало возможно получить высшее образование в области информационных технологий дистанционно*. Такая форма обучения даёт множество плюсов: обучающиеся могут совмещать учебу с работой, выбирать вуз в любом регионе России независимо от региона проживания, самостоятельно планировать учебный процесс с учётом свободного и рабочего времени. Для того чтобы получить заочно высшее образование программиста, достаточно на этой странице выбрать вуз и подать заявку. Через 4,5 – 5 лет заочного обучения выпускники получают диплом бакалавра, позволяющий работать в сфере информационных технологий.
Где можно получить высшее образование программиста?
На этой странице содержится информация о высших учебных заведениях Москвы и других регионов РФ, где можно получить высшее образование инженера-программиста в режиме онлайн.
Вам доступны все уровни профессионального образования по IT-профессии: СПО, бакалавриат, магистратура, ДПО. Переходя по ссылкам, можно узнать более подробную информацию о том, как получить высшее образование по компьютерным технологиям. По всем программам предусмотрена заочная форма обучения. Подготовка бакалавров осуществляется профессионалами-экспертами, имеющими опыт практической деятельности в области информационно-компьютерной техники и программирования. Содержание всех программ соответствует стандартам. Упор делается на освоение прикладных программных продуктов, актуальных в сферах бизнеса, экономики, менеджмента.
Дистанционное* обучение на программиста даёт полноценное высшее образование, признаваемое всеми работодателями. Диплом, полученный в выбранном вузе, позволит выпускникам получить востребованную должность. Знания и умения, приобретённые обучающимися, помогут в перспективе стать высококлассными специалистами в своей профессии. Выбрав подходящую программу, пользователи могут подать заявку прямо на сайте «Бакалавр-магистр», получить подробную консультацию и начать обучение.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Лауреаты премий СССР и Российской Федерации
ФИО | Премия | Год |
---|---|---|
Астахов Григорий Александрович | Ленинская | |
Креопалов Владислав Иванович | Ленинская | |
Лавров Николай Федорович | Ленинская | |
Мусатов Игорь Федорович | Ленинская | |
Хетагуров Ярослав Афанасьевич | Ленинская | |
Мошков Алексей Алексеевич | Ленинская, Госпремия | |
Санников Константин Алексеевич | Госпремия | |
Бальмонт Борис Владимирович | Госпремия, Герой соц. Труда | |
Бархоткин Вячеслав Александрович | Госпремия | 1972 |
Беленков Игорь Александрович | Госпремия | 1972 |
Преснухин Леонид Николаевич | Госпремия | 1972 |
Прокопьев Вячеслав Михайлович | Госпремия | 1972 |
Смирнов Юрий Матвеевич | Госпремия | 1972 |
Недопекин Константин Константинович | Госпремия | 1980 |
Шаньгин Владимир Федорович | Госпремия | 1980 |
Безруков Сергей Андреевич | Ленинского комсомола | 1980 |
Глинков Александр Сергеевич | Ленинского комсомола | 1980 |
Мельников Петр Николаевич | Ленинского комсомола | 1980 |
Четвериков Владимир Николаевич | Премия СовМина СССР | 1984 |
Петров Алексей Викторович | Госпремия | 1986 |
Кустов Вячеслав Александрович | Госпремия | 1991 |
Черкасова Галина Александровна | Премия Президента РФ | 2003 |
Строганов Виктор Юрьевич | Премия Правительства РФ | 2004 |
Черненький Валерий Михайлович | Премия Правительства РФ | 2004 |
Григорьев Юрий Александрович | Премия Правительства РФ | 2010 |
Балдин Александр Викторович | Премия Правительства РФ | 2010 |
Ревунков Георгий Иванович | Премия Правительства РФ | 2012 |
Научная работа и перспективы развития
Проектная деятельность на кафедре:
- анализ требований заказчика и вариантов разработки автоматизированных информационных систем;
- разработка архитектуры системы, техническое проектирование программных и аппаратных средств;
- разработка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов.
Производственно-технологическая деятельность на кафедре:
- выбор или адаптация методов, инструментария, языков программирования для проведения работ в процессе разработки систем;
- оценка архитектурных решений, проектов интерфейсов и баз данных по различным критериям;
- сборка программных средств;
- испытание, тестирование технических и программных компонентов системы, оценка результатов;
- ввод в действие, эксплуатация и сопровождение разработанной системы.
Научно-исследовательская деятельность на кафедре:
- разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;
- сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи
- разработка математических моделей исследуемых процессов и изделий;
- разработка методик проектирования новых процессов и изделий;
- разработка методик принятия решений;
- организация проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов;
- подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований.
Организационно-управленческая деятельность на кафедре:
- управление жизненным циклом разработки программной продукции;
- обеспечение полноты, совместимости и правильности разрабатываемых средств, управление их хранением, обращением и поставкой;
- профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращения экологических нарушений;
- подготовка заявок на изобретения и промышленные образцы;
- адаптация процесса обеспечения качества изделия к условиям конкретного проекта;
- проведение маркетинга и подготовка бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий;
- организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях спектра мнений, определение порядка
выполнения работ.
Педагогическая деятельность на кафедре:
- обучение персонала с целью готовности его к работам по заказу, поставке, разработке, эксплуатации и сопровождению аппаратно-программного средства;
- участие в педагогической работе образовательных учреждений;
- подготовка и проведение учебных курсов в рамках направления «Информатика и вычислительная техника» под руководством профессоров и
опытных доцентов;
разработка методических материалов, используемых студентами в учебном процессе.
Программы для обработки информации
Существует огромное количество программ для обработки данных, используемых в деятельности предприятие. Применение того или иного функционала зависит от особенностей бизнес-процессов организации, ее размера и структуры.
Текстовые редакторы
Для сбора и обработки информации стандартно используются текстовые редакторы:
- Word (универсальная программа для набора текста);
- Excel;
- Блокнот;
- Notepad;
- WordPad;
- LibreOffice (программа характерна для Linux, хотя существует версия и для Windows);
- Документы на Google и Яндекс (их могут одновременно править сотрудники, находящиеся в разных городах и даже странах).
Графические редакторы
Для обработки данных в режиме офиса подходят всевозможные графические редакторы. Они классифицируются на:
- растровые;
- векторные;
- гибридные.
Растровые
Эти графические редакторы предназначены для создания точечных или пиксельных изображений в форматах:
- JPEG;
- TIFE;
- PNG;
Классический пример растрового редактора – Adobe Photoshop.
Векторные
Векторные редакторы позволяют создавать рисунки из геометрических элементов (линии, треугольники, многоугольники) и сохранять в форматах:
- AL;
- EPS;
Гибридные
В гибридных графических редакторах можно создавать разноформатные изображения. Примерами программ можно назвать RasterDesk и Autocad с универсальным рабочим функционалом для проектирования.
Системы управления базами данных (СУБД)
Благодаря СУБД возможно выполнение следующих действий:
- автоматизированная обработка информации и ее управление;
- контроль задания структуры и описание всех данных;
- организация коллективного пользования всеми сведениями;
- создание каталогов и ведение больших информационных объемов.
СУБД бывают промышленными (профессиональными) и настольными.
К настольным можно отнести Microsoft Access – это простейшая программа (еще со школьных курсов информатики и техники) для определения, обработки и управления данными.
Профессиональными СУБД, например, являются:
- Oracle;
- PostgreSQL;
- MicrosoftSQL;
- MySQL;
- MongoDB;
- Redis;
- DB2;
- Sybase;
- System Progress.
Они стандартно обеспечивают выполнение следующих условий:
- возможность совместной работы сразу нескольких пользователей;
- масштабируемость, в рамках которой система увеличивается при росте объекта;
- переносимость на различные информационные платформы;
- обеспечение безопасности хранимой информации.
Что такое базы данных, СУБД и язык SQL
Программы 1С
Весь спектр программ 1С позволяет наладить обработку данных (особенно связанных с бухгалтерской деятельностью). В них автоматизированная и структурированная информация попадает в систему и в зависимости от выбранных пакетов и модулей обрабатывается в комплексе с остальными сведениями. Подробнее ознакомиться с 1С вы можете в нашем специальном разделе.
Эта утилита может быть поставлена на персональном компьютере в условиях крупного офиса или частного дома. Стандартный продукт 1С состоит из платформы и прикладного решения. Благодаря сегментации каждый модуль программы может быть заменен без потери данных на другом. Из-за развернутых инструкций работать с программой может даже неподготовленный пользователь.
Компьютеризация офиса и производства помогает увеличить эффективность деятельности любого предприятия. Если организация работает без использования средств комплексной автоматизации, она становится неконкурентоспособной на современной рынке практически в каждой отрасли.
Защита информационных баз данных
Защищенность от несанкционированного доступа в автоматизированную систему определяется следующей нормативной документацией:
- ISO/IEC 15408 – стандарт международного уровня;
- ГОСТ 15408-2002 – в России.
Безопасность любой базы данных основывается на трех параметрах:
- конфиденциальность;
- доступность;
- целостность.
Иными словами, новая мера безопасности устанавливается после взлома предыдущей защитной системы. Но подобная схема неприемлема для структур критического применения:
- военная отрасль;
- экологически опасные производства;
- транспортные объекты;
- финансово-кредитные системы и т. д.
Ведь нарушение их работоспособности из-за несанкционированного взлома нанесет ощутимый урон не только представителям отдельных специальностей, но и обществу в целом, поэтому используемые для этих отраслей автоматизированные системы обработки данных (АСОД) отличаются приоритетом безопасности над функциональностью. Поэтому для них характерно применение проверенных технологий, уже опробованных в иных отраслях бизнеса и производства.
Преимущества использования компьютерных систем для анализа данных
Стратегия развития фирмы напрямую связана со сбором и анализом данных, поступающих от внешних и внутренних источников. Внедрение автоматизированных систем управления (кратко АСУ) в производство для интеграции необходимой информации имеет ряд преимуществ:
- уменьшается количество работников, что приводит к снижению издержек на заработную плату (ключевой признак);
- при изменении каких-либо отдельных параметров в уже готовой отчетности новые значения пересчитываются в кратчайшие сроки;
- при исследовании конкурентов, срезов рынка и внутренних бизнес-процессов компьютеризованные системы формируют единую базу данных с возможностью сортировать информацию по-разному для последующего сравнительного анализа по выбранным параметрам;
- максимальная оперативность анализа.
Формализованные базы данных, образующиеся в результате автоматического сбора информации, включают в себя:
- классификацию содержащихся объектов в соответствии с официально утвержденными классификаторами;
- шаблонное описание параметров;
- идентификацию каждого объекта на основании его уникальных характеристик;
- кодирование и прочие средства безопасности для защиты информации.
Учебно-методическая работа
Профессорско-преподавательский состав кафедры
Черненький Валерий Михайлович, д.т.н., зав. кафедрой
Балдин Александр Викторович, д.т.н., профессор
Варламов Олег Олегович, д.т.н., профессор
Григорьев Юрий Александрович, д.т.н., профессор
Лабунец Леонид Витальевич, д.т.н., профессор
Мышенков Константин Сергеевич, д.т.н., профессор
Самохвалов Эдуард Николаевич, д.т.н., профессор
Строганов Виктор Юрьевич, д.т.н., профессор
Афанасьев Геннадий Иванович, к.т.н., доцент
Большаков Сергей Алексеевич, к.т.н., доцент
Белоусова Валентина Ивановна, доцент
Булатова Ирина Георгиевна, доцент
Виноградов Валерий Иванович, к.т.н., доцент
Виноградова Мария Валерьевна, к.т.н., доцент
Галкин Валерий Александрович, к.т.н., доцент
Гапанюк Юрий Евгеньевич, к.т.н., доцент
Горячкин Борис Сергеевич, к.т.н., доцент
Кесель Сергей Александрович, к.т.н., доцент
Козлов Александр Дмитриевич, к.т.н., доцент
Кузовлев Вячеслав Иванович, к.т.н., доцент
Максаков Алексей Александрович, к.т.н., доцент
Михеев Вячеслав Александрович, к.т.н., доцент
Новиков Александр Серафимович, к.т.н., доцент
Нестеров Юрий Григорьевич, к.т.н., доцент
Папшев Игорь Степанович, к.т.н., доцент
Постников Виталий Михайлович, к.т.н., доцент
Ревунков Георгий Иванович, к.т.н., доцент
Семкин Петр Степанович, доцент
Спиридонов Сергей Борисович, доцент
Строганов Дмитрий Викторович, к.т.н., доцент
Терехов Валерий Игоревич, к.т.н., доцент
Тимофеев Виктор Борисович, доцент
Тоноян Славик Анушаванович, к.т.н., доцент
Филиппович Андрей Юрьевич, к.т.н., доцент
Филиппович Анна Юрьевна, к.т.н., доцент
Черненький Михаил Валерьевич, доцент
Черненький Станислав Валерьевич, доцент
Чистов Валерий Васильевич, к.т.н., доцент
Шкатов Петр Николаевич, к.т.н., доцент
Шук Владимир Павлович, к.т.н., доцент
Абулкасимов Манас Мукитович, ст. преподаватель
Аксёнов Андрей Николаевич, ст. преподаватель
Аксёнова Мария Владимировна, ст. преподаватель
Антонов Артем Ильич, ст. преподаватель
Белоногов Игорь Борисович, ст. преподаватель
Ковалева Наталья Александровна, ст. преподаватель
Международная и общественная деятельность
Кафедра активно участвует в международных образовательных проектах. Уже в 1994 г. кафедра приняла участие в российско-британской программе по развитию учебных связей между вузами в области дополнительного образования TACL (Training Academic Links). Участие в этой программе способствовало созданию при кафедре ИУ5 учебного центра для переподготовки специалистов в банковской и финансовой сфере в области новых информационных технологий. Преподаватели и студенты кафедры получили возможность посетить ряд английских университетов.
С 1996 г. кафедра участвовала в российско-британской программе REAP (Regional Academic Partnership) по установлению партнерских отношений с британскими вузами. В качестве вуза-партнера был выбран Де Монтфортский университет (центральная Англия, г. Лестер). В ходе реализации программы преподаватели кафедры смогли ознакомиться с учебным процессом, учебными программами, организацией и содержанием научно-исследовательских работ в вузе-партнере, а также с организацией инновационной деятельности в этом вузе. Около десяти старшекурсников кафедры получили второе образование, степени магистра и доктора философии в Де Монтфортском университете.
В 1998 г. кафедра приняла участие в программе длительных стажировок для молодых специалистов из числа выпускников кафедры, поддерживаемой министерством промышленности Германии. В рамках этой программы ряд выпускников кафедры прошли годичную стажировку в университетах Германии, а затем продолжили работу в промышленных фирмах (SAP, IBM, Simens и др.)
В свою очередь на кафедре проходят стажировку и обучаются иностранные студенты, аспиранты и стажеры из Франции, Германии, Республики Сербия, Китая, Вьетнама, Монголии, Сирии, Эквадора и США, а также из стран СНГ.
Сейчас кафедра активно участвует в программах по академической мобильности, развиваемых управлением международных связей МГТУ им. Н.Э. Баумана. В результате старшекурсники кафедры получили возможность получения второго высшего образования в западно-европейских университетах, прежде всего Франции и Германии.
В рамках этих программ с 2004 года и по настоящее время кафедра ИУ5 совместно с кафедрами факультета ИБМ2 развивает сотрудничество с французской Высшей Горной Школой (Ecole des mines), включающей семь отделений в разных городах страны. Стажировки наших студентов в Ecole des mines начинаются в начале июля и продолжаются 5 недель. В ходе стажировки студенты участвуют в научно-исследовательских работах, проводимых в летний период. Примерами подобных работ являются разработка трехмерного изображения зон затопления местности в долине горной реки в окрестностях г. Алеса в зависимости от степени наводнения, создание электронных учебных пособий и материалов для дистанционного обучения на французском языке с элементами анимации. В 2009 году двое наших студентов создали анимированное пособие, посвященное защите персонала предприятий и населения от болезнетворных бактерий, которые могут размножаться в промышленных трубопроводах и системах кондиционирования помещений. В ходе стажировки наши студенты используют знания и навыки, полученные ими на нашей кафедре, их работы получили высокую оценку французских руководителей.
В последние два года сотрудничество с Ecole des mines реализуется по программе «Двойной диплом», которая предусматривает обучение на иностранном языке на двух завершающих курсах в иностранном вузе-партнере по индивидуальной программе. Выпускник — участник программы «Двойной диплом» — получает в результате дипломы инженера обоих вузов-партнеров. По этой программе и у нас и во Франции обучается сейчас более десяти студентов.
Кафедра имеет хорошие связи с многими крупными зарубежными и отечественными компаниями, такими как IBM, Microsoft, Mail.Ru, Simio.