Выводы

Положение аспирантуры в структуре СО

Что предшествует

: Для допуска необходимо законченное высшее образование — магистратура или
специалитет. Направление подготовки необязательно должно совпадать.

Сколько учиться

: Нормативный срок обучения — 3 или 4 года. Даже если на последнем курсе
никакие дисциплины не изучаются, а ВКР и диссертация уже готовы к защите, стать
выпускником раньше не получится.

Куда поступать

: У выбранного вуза должна быть аккредитация по программам аспирантуры. Ее
наличие не зависит от того, готовит ли учреждение магистров или нет.

Также рекомендуем:

Как поступить в аспирантуру

Куда дальше

: После получения диплома преподавателя-исследователя комплекс высшего
образования можно считать пройденным. Но если выпускник подготовил
диссертационное исследование, опубликовал не менее трех статей в журналах, рекомендованных
ВАК, следует двигаться дальше — к защите. А для этого нужно найти
диссертационный совет по своему направлению подготовки, который есть далеко не
в каждом вузе. Их число стабильно сокращается, и, возможно, придется не просто
обращаться в другое учебное заведение, но и ехать в другой город.

Разновидности форм занятий в дополнительном образовании

Существуют различные направленности и формы занятий в дополнительном образовании. Перечень основных форм дополнительного обучения вы можете найти в нашей статье. Вы можете также ознакомиться с общей информацией о них.

  1. Кружок — это одна из направленностей форм дополнительного образования. Он может быть как творческим, так и предметным. В кружке дети объединяются по интересам и знаниям. Благодаря этому можно развить их творческие способности. Занятия в кружке преподаватель проводит по специально разработанному плану. При необходимости он может вносить в него свои коррективы. К каждому ребенку преподаватель находит индивидуальный подход. Главной целью таких занятий является обучение, совершенствование навыков и умений в определенной области и тематическое разнообразие.
  2. Ансамбль — это творческий коллектив, который исполняет общие музыкально-хореографические постановки. Целью таких занятий является развитие личности через эстетическое образование.
  3. Студия — это группа людей, которых объединяют общие интересы, поставленные задачи и деятельность. Основной целью является развитие творческих способностей и талантов, а также углубленное изучение определенной сферы деятельности.
  4. Школа — это еще одна направленность формы занятий в дополнительном образовании. Это учебная программа, которая объединяет между собой несколько взаимосвязанных дисциплин или же направлена на изучение одного конкретного предмета. К особенностям школы можно отнести: комплексный подход, наличие определенной концепции, поэтапный характер обучения, строгий контроль знаний и сертификат о пройденном обучении.
  5. Театр — творческая группа, главной целью которого является воссоздание художественного действия на сцене и реализация творческого потенциала. К особенностям таких занятий можно отнести: разнообразие уроков, изучение театрального искусства, нестандартный план занятий и частую художественную практику.
  6. Одна из наиболее распространенных форм занятий дополнительного образования — факультатив. Его можно охарактеризовать как вспомогательный процесс основного обучения. Факультатив направлен на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей учеников, углубленное изучение того или иного языка, а также развитие креативного мышления и подготовку некоторых обучающихся к олимпиадам и конкурсам. Существуют как общеобразовательные (на базе школе) факультативы, так и частные.
  7. Школьные факультативы не повторяют материал пройденный в общеобразовательном учреждении. На них ученики получают дополнительный и более глубокий материал. Там также присутствуют формы контроля на занятиях в дополнительном образовании. Преподаватель может проверить как дополнительный, так и основной материал. Однако процесс контроля носит обучающий характер, а не оценивающий. Для того чтобы заинтересовать учеников на факультативе, преподаватель должен подготовить интересные и разнообразные темы, а также использовать нестандартный метод образования.
  8. Занятия с репетитором — это особая форма обучения, которая отличается от общеобразовательных методов тем, что ученик будет обеспечен частным преподавателем и индивидуальной системой изучения предмета, которая подходит именно ему. Однако такие занятия проходят только на платной основе. К особенностям можно отнести частную форму проведения, регулярное повторение пройденного материала и изучение нового, возможность выбора дистанционного, группового или индивидуального изучения. Как правило, репетиторство выбирают тогда, когда необходимо устранить пробелы в знаниях.
  9. Центр творчества и развития — это учебное учреждение, деятельность которого нацелена на дополнительное образование детей. Главная цель такой формы обучения — развитие физического и творческого потенциала. Такие занятия могут посещать дети, возраст которых достиг полутора лет. В центрах творчества и развития сочетаются самые разнообразные направления и виды деятельности. Старшеклассники могут пройти там профильную подготовку. К особенностям можно отнести установленный режим проведения уроков, практические занятия и проведение праздников вместе с родителями.
  10. Клуб — творческое объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга. К особенностям можно отнести наличие детского самоуправления, а также символов и атрибутов. В клубе также присутствует свой устав и традиции.

В нашей статье перечислены различные формы занятий в дополнительном образовании. Классификация их позволит выбрать наиболее подходящий метод обучения.

↑ Самообразование

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Самообразование — приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя.

Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях.

Самообразование дает человеку очень много преимуществ.

В современном мире способов получить необходимую информацию стало гораздо больше, чем в прошлом, но, не смотря на это, многие выдающиеся деятели и ранее достигали больших успехов путем самообразования. Примером этому является хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти. Самостоятельно всего за несколько лет он выучил более ста языков, о нем ходили легенды. В процессе самообразования возможно не только простое усвоение знаний из книг, но и открытие нового. Так, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский еще в детстве после болезни потерял слух и не смог учиться в школе, поэтому свое образование пришлось продолжить самому, благодаря чему он стал знаменитым ученым.

Что из себя представляет высшее образование в России?

Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.

В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:

  • Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
  • Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.

Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.

Как проходит обучение

Дистанционное обучение ничем не отличается от очного: это ежедневные занятия, лекции, сессии и даже каникулы. Длительность учебы может быть чуть дольше, чем на очном отделении, но диплом не отличается от классического и имеет равную ценность для будущей карьеры.

Благодаря современным интернет-технологиям, абитуриентам не нужно приезжать в вуз даже для поступления — необходимые документы отправляются почтой.

Обучение полностью проходит удалённо. У каждого студента есть свой личный кабинет на обучающей платформе вуза. Там хранятся все необходимые материалы, лекции и домашние задания. Там же можно связаться с преподавателем и задать любой вопрос.

На каждую онлайн-лекцию высылается индивидуальное приглашение. Если нет возможности посмотреть в режиме реального времени, всегда доступна запись. Зачёты и сессии сдаются по скайпу или аналогичной программе с веб-камерой, позволяющей преподавателю и студенту видеть друг друга.

Закон о легализации дистанционного образования в России вступил в силу 29.12.2012 года. Сегодня активно расширяется география университетов, предлагающих программы дистанционного обучения.

Мы составили список популярных российских вузов, где можно получить востребованную профессию не выходя из дома.

Законодательная база

Согласно части 2

статьи
10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ

«Об образовании в Российской
Федерации», в нашей стране существуют такие виды образования:

  1. Общее

    . Под
    этим понятием скрываются дошкольное (детский сад), начальное общее (с 1 по 4
    класс), основное общее (до 9 класса) и среднее общее (до 11 класса)
    образование.

  2. Профессиональное

    .
    Оно подразделяется на среднее профессиональное и высшее профессиональное.

  3. Дополнительное

    .
    Сюда относят и общеразвивающее (для детей и взрослых) и дополнительное
    профессиональное (для взрослых, имеющих диплом).

Отдельно в законе
рассматривается профессиональное обучение — получение знаний и навыков, не
предполагающее изменения уровня образования. Так можно овладеть одной из
профессий или должностей, приведенных в

Приказе
Минобрнауки России от 02.07.2013 №513

.

Какие бывают виды образования в России?

Закон «Об образовании» гласит, что образовательный процесс представляет собой непрерывную, последовательно связанную уровневую систему.

Различают следующие основные этапы образования:

      1. Общее:

  • дошкольное;
  • начальное школьное;
  • основное школьное;
  • среднее школьное (полное).

На заметку: согласно закону «Об образовании», с 01.09.2013г. дошкольное образование является частью общего образования, а термины «общее» и «школьное» перестали быть равнозначными (синонимичными) понятиями с юридической точки зрения.

      2. Профессиональное:

  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • подготовка кадров высшей квалификации.

Какие степени бывают

Если взглянуть на дипломы
бакалавров и магистров, можно заметить, что их формулировки отличаются от тех,
что обнаруживаются у специалистов. Последним присуждалась

квалификация

XXX по

специальности

YYY.

Студентам, попавшим в
двухуровневую систему, присуждают

квалификацию
(степень)

бакалавра или магистра по

направлению подготовки

ZZZ.

С квалификацией все
относительно понятно. Выпускник получает право заниматься профессиональной
деятельностью. Слово «степень» же нередко вводит в заблуждение.

Происходит это из-за
того, что Россия еще не полностью следует Болонским рекомендациям. В Европе и
США «бакалавр» и «магистр» — это ученые степени, в РФ же — всего лишь
академические. Проще говоря, в российской практике она означает лишь окончание
соответствующего цикла обучения, а не приобщение к миру науки. Даже несмотря на
то, что магистры тоже пишут диссертации.

Для наглядности представим
иерархии степеней и сопоставим их.

Европа
и США

Россия

Доктор наук
Ph.D. (дословно — доктор
философии, по сути — доктор наук)
Кандидат наук
M.S. (дословно — магистр
наук)
B.S. (дословно — бакалавр
наук)

Таким образом, где в
России наука только начинается, в странах Болонской декларации она уже
достигает потолка.

Подготовка кадров высшей квалификации

С 2013 года, а именно с
момента вступления в силу ныне действующего Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ,
аспирантура стала уровнем высшего образования. До этого ее относили к
послевузовской подготовке.

Также рекомендуем:

Зачем поступать в аспирантуру

Выпускники прочувствовали
изменения, выразившиеся:

  • в
    необходимости подготовки выпускной квалификационной работы (не путать с
    кандидатской диссертацией!);
  • в получении
    диплома об окончании аспирантуры (не кандидата наук!);
  • в присвоении
    квалификации исследователя и/или преподавателя-исследователя.

ВКР писать обязательно,
тогда как защиту диссертации можно отложить на неопределенный срок.

Подготовкой кадров высшей
квалификации занимаются также:

Адъюнктура


та же аспирантура, но для военных, полицейских и спасателей.

Ординатура


уровень медицинского образования, предполагающий получение врачебной
специальности

Внимание: это не то же самое, что аспирантура, к научной
деятельности ординатура отношения не имеет.

Ассистентура-стажировка

– аспирантура для представителей творческих профессий.. Соискательство сюда не
входит

Это не обучение как таковое, а предоставление возможности сдать
кандидатские минимумы и подготовить диссертацию с помощью научного
руководителя. Соответственно, никакого диплома соискатель не получает.

Соискательство сюда не
входит. Это не обучение как таковое, а предоставление возможности сдать
кандидатские минимумы и подготовить диссертацию с помощью научного
руководителя. Соответственно, никакого диплома соискатель не получает.

Инклюзивное образование

Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.

В законе данная система получила наименование «инклюзивное образование». Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.

Инклюзивное образование реализуется во всех учебных заведениях России. Основная цель — создать безбарьерную среду в процессе обучения и обеспечить профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Для ее реализации необходимо выполнить определенные задачи:

  • технически оснастить образовательные учреждения;
  • разработать специальные учебные курсы для педагогов;
  • создать методические разработки для других обучающихся, нацеленные на процесс развития взаимоотношений с инвалидами;
  • разработать программы, которые направлены на то, чтобы облегчить адаптацию лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.

Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.

Классно-урочная система как основная форма организации обучения

Выделяют две основные формы организации обучения в педагогике. Это:

  • классно-урочная система;
  • внеурочная работа.

Определение 2

Урок – это главный компонент классно-урочной системы, форма организации обучения, который позволяет проводить учебные занятия педагога с группой постоянного состава, учащимися одного уровня подготовки и возраста по заранее составленному расписанию.

Один урок посвящен изучению вопросов по одному предмету из программы. Урок является продолжением занятий, проведенных ранее. Материал, полученный в ходе урока, является базисом для продолжения обучения.

Определение 3

Урок – это автономная, логически завершенная организационно-структурная единица образовательного процесса.

Как регламентировать такую деятельность?

В целях регулирования порядка оказания образовательных услуг с применением дистанционных технологий в организации должно быть разработано соответствующее положение. Остановимся на некоторых аспектах того, что должно в обязательном порядке быть предусмотрено в таком положении.

Приказ о ДОТ предусматривает, что при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Приказом о ДОТ предусмотрено, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме. Выбранная форма учета должна быть также отражена в положении.

Отдельно стоит отметить, что учет и хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В положении должны быть прописаны основания для зачисления (перевода) учащегося на форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий, перевода и отчисления с данной формы обучения.

Основанием для зачисления (перевода) учащегося на форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий является заявление родителей (законных представителей). На основании этого заявления зачисление в образовательное учреждение (перевод с одного вида форм обучения на другую), так же как и в случае обучения в очной форме, оформляется приказом руководителя образовательного учреждения на основе полного пакета документов.

Следует обратить внимание на то, что, так же как и в случае приема на очное обучение, при приеме на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий образовательное учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с:

  • уставом образовательного учреждения;
  • лицензией на право ведения образовательной деятельности;
  • свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения;
  • основными образовательными программами, реализуемыми образовательным учреждением;
  • правилами приема;
  • другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (например, положение о реализации образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий).

Особых требований к организации дистанционного обучения законодательство не предъявляет. Но самое главное — для самого обучения не нужна лицензия — она нужна для проведения аттестации и выдачи документов об образовании.

Российские вузы с дистанционным обучением

1. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва.

  • В 2018 году вошёл в ТОП 10 вузов в сфере «Гуманитарные и социальные направления» рейтинга RAEX.
  • В университете есть международные учебно-научные центры, где студенты могут получить дополнительную международную специализацию.

В РГГУ можно пройти дистанционное обучение по специальностям:

  • Государственное и муниципальное управление, бакалавриат. Обучение платное. От 96800 рублей в год.
  • Документоведение и архивоведение, бакалавриат. Обучение от 64400 рублей в год.
  • Журналистика, бакалавриат. Обучение от 96800 рублей в год.
  • Культурология, бакалавриат. Обучение от 81800 рублей в год.
  • Менеджмент, бакалавриат. Обучение от 96800 рублей в год.
  • Психолого-педагогическое образование, бакалавриат. Обучение от 91600 рублей в год.
  • Реклама и связи с общественностью, бакалавриат. Обучение от 96800 рублей в год.
  • Управление персоналом, бакалавриат. Обучение от 96800 рублей в год.
  • Экономика, бакалавриат. Обучение от 96800 рублей в год.

2. Российский государственный социальный университет (РГСУ), Москва.

Российский государственный социальный университет — признанный лидер социального образования и науки. Вуз выпускает специалистов сферы управления, готовых работать в современных условиях рынка.

РГСУ предлагает дистанционное обучение по специальностям:

  • Бизнес-информатика, бакалавриат. Обучение от 84000 рублей в год.
  • Государственное и муниципальное управление, бакалавриат. Обучение от 102000 рублей в год.
  • Менеджмент, бакалавриат. Обучение от 102000 рублей в год.
  • Психология, бакалавриат. Обучение от 84000 рублей в год.
  • Социальная работа, бакалавриат. Обучение от 64000 рублей в год.
  • Управление персоналом, бакалавриат. Обучение от 102000 рублей в год.
  • Экономика, бакалавриат. Обучение от 102000 рублей в год.

3. Международный юридический институт (МЮИ), Москва.

  • Вошёл в десятку лучших московских вузов в 2019 году.
  • Занял 2 место в рейтинге юридических ВУЗов России в 2019 году.
  • Все обучающие программы университета имеют государственную аккредитацию.

В МЮИ можно получить образование дистанционно по специальностям:

  • Судебная и прокурорская деятельность, специалитет. Обучение от 56000 рублей в год.
  • Юриспруденция, бакалавриат. Обучение от 36000 рублей в год.

4. Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ), Санкт-Петербург.

  • 90 образовательных программ.
  • 12 000 студентов, 3000 выпускников ежегодно.
  • Международные программы для дипломов.
  • Государственная аккредитация образовательных программ.

СПбУТУиЭ предлагает своим студентам дистанционный формат обучения по следующим специальностям:

  • Государственное и муниципальное управление, бакалавриат. Обучение от 60000 рублей в год.
  • Лингвистика, бакалавриат. Обучение от 63000 рублей в год.
  • Менеджмент, бакалавриат. Обучение от 60000 рублей в год.
  • Психология, бакалавриат. Обучение от 60000 рублей в год.
  • Туризм, бакалавриат. Обучение от 60000 рублей в год.
  • Экономика, бакалавриат. Обучение от 60000 рублей в год.
  • Юриспруденция, бакалавриат. Обучение от 62000 рублей в год.

5. Тольяттинский государственный университет (ТГУ), Тольятти.

  • Обладатель статуса Федеральной инновационной площадки в 2012-2017 гг, 2018-2023 гг.
  • Лауреат премии Правительства РФ в области качества в 2009 и 2019 гг.
  • 17 500 студентов.

Дистанционное обучение в ТГУ по специальностям:

  • Технология продукции и организация общественного питания, бакалавриат. Обучение от 56000 рублей в год.
  • Электроэнергетика и электротехника, бакалавриат. Обучение от 56000 рублей в год.
  • Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии, бакалавриат. Обучение от 56000 рублей в год.

Что такое семейное обучение

Семейное обучение (СО) — это форма получения образования, при которой школьная программа осваивается без посещения школы. Чаще всего ребёнок изучает всё дома, сам или с помощью репетиторов и интернет-ресурсов, а за качество его знаний отвечают родители. 

<<Форма демодоступа>>

Переход на семейное обучение производится в три этапа:

  1. Уведомление органов управления образования. 
  2. Отчисление из контингента школы. 
  3. Прикрепление к образовательной организации для аттестаций в качестве экстерна.

Родители на СО могут выбирать, как организовать учебный процесс: преподавать детям самостоятельно, нанять репетиторов или подключить альтернативную школу. Кроме программы по ФГОС, можно изучать любые предметы, которые нравятся ребёнку.

Семейное обучение лучше всего подойдёт: 

  • юным спортсменам;
  • начинающим артистам;
  • путешественникам;
  • отличникам;
  • детям, которые не любят школу;
  • детям с инвалидностью.

Для сдачи промежуточных и итоговых аттестаций необходимо поступить в контингент лицензированной и аккредитованной школы. Когда это происходит, ребёнок становится экстерном и приобретает равные с остальными школьниками права и обязанности. Сроки и форма аттестаций устанавливаются образовательными организациями. Для получения аттестата об основном общем образовании (9 классов) необходимо сдать общий государственный экзамен (ОГЭ). Это обязанность всех граждан России. Далее можно продолжить обучение в 10-11 классах и получить среднее общее образование. Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» помогает в организации учебного процесса с 1 по 11 класс. Помимо изучения необходимых для аттестации дисциплин, дети могут развивать свои сильные стороны в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Следить за успеваемостью и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.  

Отличия семейного обучения от самообразования

Семейное обучение — для ребят с 1 по 9 класс. Самообразование — это также форма получения образования вне школы, только для старшеклассников, в 10 и 11 классах.  Если с 1 по 9 класс уведомление о переходе на семейное образование подают родители, то в старшей школе решение при переходе на домашнее обучение в большей степени опираются на мнение подростка. От родителей требуется лишь официальное согласие. 

Отличия семейного образования от домашнего

Семейное и домашнее образование являются почти синонимами. Иногда возникает путаница с ещё одним термином «надомное обучение». Это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Школьные учителя приходят на дом или в лечебное учреждение либо занимаются с ребёнком дистанционно. С юридической точки зрения надомное обучение не является формой получения образования, а вот семейное (домашнее) — является. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector