Заочное высшее образование: что это такое и есть ли от него польза?

Сущность и структура обучения

Преимущества лекции:

творческое общение лектора с аудиторией, со-творчество, эмоциональное взаимодействие;
Лекция — это очень экономичный способ получить основы знаний в общем виде;
Лекция активизирует умственную деятельность, когда ее хорошо понимают и внимательно слушают, поэтому задача лектора — развить активное внимание студентов и спровоцировать движение их мысли вслед за мыслями лектора.

В последнее время наблюдается тенденция к свободному выбору преподавателя студентами, что актуализирует проблему квалификации преподавателя. Максимальное использование потенциала этой ведущей формы высшего образования зависит от мастерства лектора. Но процесс обучения, который начинается с лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.

Многие преподаватели считают, что работа лектора заключается в том, чтобы хорошо знать предмет и ясно его излагать. Но что означает «ясность изложения»? Это самая сложная педагогическая проблема: речь идет как о последовательности и ясности изложения, так и о сознательном активном усвоении слушателями излагаемого, а значит, и о понимании.

Недостатки чтения лекций

В настоящее время, помимо сторонников, есть и противники представления учебных материалов. В их аргументах есть доля правды. Каковы их аргументы?

1.Лекция побуждает к пассивному принятию мнения других, она подавляет самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем выше вероятность.

2) Лекция препятствует самостоятельному изучению.

Если учебники отсутствуют или их мало, необходимо читать лекции. 4.

У одних студентов есть время, чтобы понять, у других — только механически записывать то, что говорит лектор.

Однако опыт показывает, что пропуск лекций снижает академический уровень студентов и нарушает последовательность и регулярность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается ведущей формой организации учебного процесса в вузах. Указанные недостатки могут быть в значительной степени преодолены правильной методологией и рациональной структурой материала.Систематические основы активного обучения были заложены в конце 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению в школьном контексте, что осложнило внедрение проблемного обучения в процесс дидактики высшего образования. Многолетняя дискуссия «Проблемное обучение — концепция и содержание» в Вестнике высшей школы помогла осветить специфику проблемного обучения в высшем образовании. Особенно интересны в этом отношении работы А. М. Матюшкина, который ввел понятие диалогического проблемного обучения, что привело к появлению «субъективно-объективных отношений» и установило необходимость включения проблемных методов во все виды и связи учащихся.

Независимо от того, какие методы обучения — активные, интенсивные или проблемные — используются, для повышения эффективности высшего образования важно создать такие психолого-педагогические условия, при которых студент может занять активную личностную позицию и полностью проявить себя как субъект учебной деятельности. Нет необходимости противопоставлять понятия «активный» и «пассивный»

Речь должна идти об уровне и содержании деятельности учащихся, обусловленной тем или иным методом обучения. Дидактический принцип активности личности в обучении и профессиональном самоопределении определяет систему требований к учебной деятельности ученика и педагогической деятельности учителя в едином учебном процессе.

Как учатся на заочном: особенности организации учебного процесса

Учеба на заочном отделении университета подразумевает, что большую часть работы студенты делают совершенно самостоятельно, а преподаватели по сути только «направляют» их и контролируют результаты. Студенты появляются в вузе лишь во время сессий, и количество аудиторных часов у них очень невелико.

Но это не означает, что учиться можно только во время сессий: в течение семестра заочники должны самостоятельно делать и сдавать преподавателям письменные работы по всем предметам — контрольные, рефераты, самостоятельные исследования и так далее. Раз в год (чаще всего со второго курса) сдается еще и курсовая работа. Работать над ней чаще всего приходится полностью самостоятельно.

Если студент не сдал работу вовремя — его могут не допустить до сдачи экзаменов. Требования к работам зависят в первую очередь от преподавателя —  кто-то принимает их «для галочки» (особенно когда речь идет об общеобразовательных предметах), а кто-то добивается от студентов серьезной работы по изучению предмета. В  таком случае работы могут оказаться объемными и трудозатратными, и выполнение их потребует не одного дня.

Официально работы должны сдаваться в соответствии с учебным графиком на протяжении семестра. Их сдают в деканат, на кафедру, отправляют на электронную почту преподавателя — форма может устанавливаться как вузом, так и самим преподавателем. Однако заочникам достаточно часто делают «поблажки» и разрешают приносить работы прямо на сессию.

В некоторых вузах заочное обучение организуется с применением дистанционных технологий. В таком случае часть учебного процесса уходит в интернет. Формы могут быть самыми разными — сдача работ через личные кабинеты на сайте вуза, зачеты в форме электронного тестирования, конференции с преподавателем по скайпу и так далее.

Учебной программой заочного обучения предусмотрено и прохождение практики (как минимум преддипломной). Студенты, работающие по профилю, часто проходят ее на месте своей работы.

На последнем курсе заочники, как и студенты других форм обучения, сдают государственные экзамены, пишут и защищают диплом.

Дневная (или очная) форма

Дневная форма подразумевает программу, предназначенную для освоения студентами, при посещении ВУЗа в режиме 5-6 раз в неделю. Занятия проходят преимущественно в утренние часы, но иногда руководство ВУЗа составляет график во вторую смену. Это зачастую происходит по нескольким причинам:

  • желание ВУЗа предоставить учащимся возможность подработки в утренние часы;
  • недостаточный аудиторный фонд;
  • недостаточное количество человеческих ресурсов (недостаток преподавательских кадров) и т.д.

Программа обучения предусматривает теоретический курс (лекции), который подкрепляется практическими занятиями (семинары) и самостоятельной работой студентов (контрольные работы, курсовые, доклады и пр.). На последних курсах обучения студенты обязательно получают практические знания, дабы подкрепить теорию (соответствующая отметка выставляется в дополнении к диплому).

Длительность обучения может составлять 4 года (бакалавр), 5 лет (специалист) и еще 2 года (магистратура).

Среди преимуществ дневного обучения можно отметить:

  • превосходный «багаж» теоретических знаний;
  • возможность получить отсрочку от армейской службы;
  • возможность для студента поучаствовать в активной жизни учебного заведения: соревнования, олимпиады, диспуты, проведение праздников, то есть, говоря простыми словами, возможность полностью реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал;
  • возможность получать стипендию (речь о бесплатном отделении в ВУЗе).

Студенты дневного отделения могут получать стипендию

Но все далеко не так гладко в реальности. Конечно, следует понимать, что с дипломом высшего учебного заведения, но при отсутствии опыта выпускник ВУЗа не сможет получить хорошую стартовую должность. И это, в принципе, нормальная ситуация для большинства.

Очная

Это самая распространенная и основная форма учебы в университетах, институтах, академиях, колледжах и других учебных заведениях СПО (среднего профобразования). Она предполагает регулярное посещение занятий – лекций, семинаров, практических и лабораторных работ, коллоквиумов и т. д.

Занятия проводятся 5-6 раз в неделю, как правило, в первой половине дня – поэтому очную форму часто называют дневной. Если у вуза или колледжа дефицит аудиторных помещений, то пары могут начинаться и вечером (во вторую смену), но это редкость.

Очная форма обучения есть на всех направлениях и специальностях высшего и среднего специального образования.

Срок обучения

Нормативные сроки очной учебы зависят от уровня образования:

  • Высшее:
    • бакалавриат – 4 года, на некоторых специальностях 4,5 года; в бакалавриате с двумя профилями подготовки (обычно это педагогические специальности) – 5 лет;
    • специалитет – 5 лет, на некоторых сложных технических и естественно-научных направлениях – 5,5 года;
    • магистратура – 2 года;
    • аспирантура – 3-4 года, в зависимости от направления.
  • СПО:
    • на базе 9 классов – от 2 лет 10 месяцев на базовом уровне СПО до 4 лет 10 месяцев на углубленных программах повышенного уровня;
    • на базе 11 классов – от одного года 10 месяцев на базовом уровне до 3 лет 10 месяцев по углубленным программам.

Нормативные сроки обучения для каждого уровня установлены ФГОС (федеральными образовательными стандартами), вузы и колледжи имеют право варьировать их, но в обозначенных пределах.

Какую форму обучения выбрать

Здесь важно расставить приоритеты и трезво оценить свои возможности. Если вы хотите совмещать постоянную работу с учебой – очное образование точно не для вас

Если же желаете сконцентрироваться на знаниях, лично контактировать с преподавателями, стать настоящим профессионалом – сделать это при заочном и очно-заочном обучении будет практически невозможно. Как понять, что вам действительно нужно? Давайте разберем на примерах.

Очное. Идеально для абитуриентов, которые планируют полностью посвятить себя учебе. Конечно, если баллов по ЕГЭ хватает для поступления на бюджет, либо студент сможет оплачивать свое обучение. Молодые люди будут посещать учебное заведение ежедневно, за исключением редких выходных. При хорошей и отличной учебе студенты-очники получают стипендию и многочисленные льготы, имеют дополнительные преимущества при трудоустройстве. Также будет предоставлена отсрочка от армии (пока вы не окончите учебу, либо не будете отчислены из ВУЗа).

Заочное. Идеально подойдет абитуриентам, которые хотят совмещать работу с учебой, получить второе высшее образование или повысить квалификацию (например, получить высшее образование на базе имеющегося среднего профессионального). Стоимость семестра ниже, время посещения ВУЗа ограничивается несколькими неделями за год. Жаль, что при этом нельзя претендовать на отсрочку от армии, общежитие и стипендию.

Очно-заочное. Подойдет абитуриентам, которые планируют работать, но при этом хотят получить полноценное образование. Свободный график в сочетании с лекциями, семинарами и практикой. Стоимость семестра ниже, чем для очников. Бюджетных мест практически нет, равно как и доступных студентам очных отделений льгот. При этом вы будете обучаться поэтапно, процесс будут контролировать преподаватели.

Резюме

Постарайтесь понять, чего вы действительно хотите. Хотите работать и учиться одновременно? Выбирайте заочное отделение. Хотите максимально полно освоить профессию и стать хорошим специалистом, либо боитесь, что не сможете изучать теоретическую базу самостоятельно? Сделайте выбор в пользу очной формы. Хотите совмещать учебу с работой без ущерба для качества знаний? Вам лучше всего подойдет очно-заочное обучение.

Также постарайтесь трезво оценить свои силы перед поступлением. Если баллы по ЕГЭ откровенно низкие, а денег на платное образование не так много – поступайте на заочное отделение. Цены здесь существенно ниже. К тому же, вы сможете работать и самостоятельно оплачивать его. Отлично сдали экзамены и не планируете работать во время учебы? Смело выбирайте очную форму.

Сколько лет учатся на заочном

В сравнении со студентами дневного отделения заочники, конечно же, уделяют учебе меньше времени — и учебная программа это учитывает. Поэтому темп освоения программы высшего образования у заочников ниже, а сроки обучения — больше. Как правило, на программу бакалавриата, которую «дневники» осваивают четыре года, студентам заочного отделения отводят пять лет. При этом те, кто учится на базе профильного техникума и уже обладает знаниями, в некоторых случаях могут обучаться по ускоренной программе и «финишировать» на год раньше.

На втором высшем предметы, уже пройденные в первом вузе, перезачитываются — поэтому такие студенты часто также могут сократить сроки своего обучения на год, а в некоторых случаях даже на два. Таким образом при получении второго высшего заочно сроки обучения могут составлять от 3 до 5 лет.

Формы получения образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Что такое семейное образование

Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. 

<<Блок перелинковки>>

Давайте разберём основные виды семейного образования.

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.  
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.

Семейная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

<<Форма семейного образования>>

Что такое самообразование

Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.

Форма самообразования подойдёт, если подросток: 

  • хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
  • уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
  • хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.

Куда поступать: ступени, профили

На заочном можно получать среднее и высшее образование. Среднее – только дистанционно. Высшее – бакалавриат, специалитет и магистратура. После окончания курса выпускник получает квалификационную степень.

Средне-профессиональное образование

Это колледж или другое учреждение СПО. Заочные колледжи чаще всего удаленные, например, Московский международный колледж. Поступать можно после 9 и 11 класса. Обучение длится 3-4 года.

Бакалавриат

Это высшее вузовское образование первой ступени. Поступать на бакалавриат можно после одиннадцатого класса. Обучение длится от 4,5 лет, после СПО или высшего возможно сокращение сроков. Бакалавриат в РФ – это базовое образование по выбранному профилю, выпускники сдают госэкзамены, квалификационную работу, могут поступать в магистратуру. На бакалавриате специальности общего профиля, не узкого.

Специалитет

Специалитет – высшее образование с присвоением специальности, это углубленное образование. Например, в бакалавриате вы получите общее юридическое, а в специалитете освоите узкий профиль, например, по уголовному делу. Обучение длится 5-6 лет. На специалитете доступны не все профили.

Магистратура

Это вторая ступень высшего образования. Поступать можно после бакалавриата и специалитета. Обучение обычно длится 2-2,5 года. После магистратуры можно поступать в аспирантуру.

Аспирантура

Это послевузовская ступень обучения, которая дает возможность развиваться в научном направлении, претендовать на звание кандидата наук. Заочное обучение длится три года, можно учиться на бюджете.

Дипломы гособразца любого уровня выглядят почти одинаково

Профили

  • После любой специальности СПО, можно продолжать обучение на любой специальности бакалавриата, но срок обучения будет полным. То же с магистратурой после бакалавриата и специалитета – можно продолжать обучение по более узкому и углубленному профилю своего направления, можно выбрать профиль, совершенно не связанный с предыдущим образованием. Это значит, что заочная форма обучения в вузе дает возможность учиться по горизонтали и осваивать новую профессию, и по вертикали, повышая глубину и уровень образования в одной сфере.
  • Интерактивные и интернет-технологии обучения позволяют изучать заочно и заочно-дистанционно огромное количество направлений, например, любые технические: строительство, электронику, машиностроение, робототехнику. Студенты не ограничены в практической составляющей, благодаря тренажерам, симуляторам, программному обеспечению. Те профили, где больше теории – юриспруденция, гуманитарные, экономические, управленческие, преподаются без ограничений уже много десятилетий.
  • Образование по профилям, обучение на которых прямо связано с практикой: военные, медицинские, фармакологические, творческие специальности (хореография, музыка) – невозможно получить заочно.

К чему нужно подготовиться?

Если вы выбрали очно-заочную форму обучения, значит, уже трудоустроены и собираетесь совмещать учебу с работой. Подготовьтесь к тому, что вас ждут серьезные нагрузки, ведь придется успевать не только на работу, но и учебу. Все свободное время будет тратиться на подготовку домашнего задания.

В случае ненормированного рабочего дня вам будет сложно совместить его с получением образования

Обратите внимание, что «вечерникам» государством предусмотрены поблажки в виде оплачиваемых дополнительных отпусков на период сессии. Но работодатель самостоятельно определяет возможность такого исхода

Если он настроен не очень позитивно, придется брать отпуск за свой счет или сохранять законный отдых для времени, которое необходимо на обучение. То есть про настоящие каникулы на ближайшие пять лет придется забыть.

Что значит заочная форма обучения, как устроен учебный процесс?

Заочное обучение – вузовское образование по выбранной программе, которое предполагает самостоятельное изучение 70-85 процентов учебного материала. Содержание учебного плана, квалификационные требования, методы контроля знаний студентов заочной и очной формы обучения равнозначны. Заочное дает возможность получать образование всем, кто не может посещать дневные занятия и способен эффективно самостоятельно организовывать время.

Есть учебный план – это документ, где описывается: сколько дисциплин, каких, в каком объеме должен изучить выпускник специальности, последовательность предметов, форма получения и аттестации знаний (теория, практика, контроль). По часам расписано все, что студент должен пройти за курс.

Учебный план, как и время изучения каждого предмета, одинаковые для очников и заочников. Разница только в аудиторных часах и форме изучения материала. Например, в аудиторной нагрузке очника 720 часов экономической теории: лекции, семинары, практики; у заочника будет 90: лекции и практики на установочной сессии. Но в учебном плане в обоих случаях будет значиться 720 часов, просто 630 часов заочник должен изучать материал самостоятельно по рекомендациям преподавателя.

Процесс обучения на классическом заочном отделении по шагам

  • Установочная сессия

    Базовый теоретический курс и блок инструкций для самостоятельного изучения материала.

    Студент каждый день, в течение 20-25 дней, приходит на занятия в вузе. Проводятся вводные лекции по основным дисциплинам семестра, введению в профессию. Даются рекомендации по организации самостоятельного учебного процесса: литература, ресурсы, методические указания; практика для тренировки и выполнения, задания на контрольные и самостоятельные. Проходит один раз за все время обучения.

  • Самостоятельная работа

    Теория, регулярное выполнение практических заданий  удаленно. Практика – на предприятии (по месту работы).

    Студент учится самостоятельно в удобном режиме по рекомендациям каждого преподавателя, совмещая учебу с работой или другими делами. Есть обязательный перечень работ по каждому предмету, которые нужно регулярно выполнять и отправлять на проверку преподавателю. Это контрольные, рефераты, эссе, тестовые задания. За работы ставятся оценки. Положительные оценки – допуск к экзамену или зачету.

  • Экзаменационная сессия

    Итоговый контроль усвоенных знаний и навыков.

    Таких сессий две в год – зимой и летом. В это время проводятся практические занятия, семинары, лабораторные. Затем зачеты и экзамены. И новый блок лекций и консультаций на следующий период самостоятельного обучения. Сессия длится от 20 дней до месяца.

На период сессии работающие студенты имеют право на учебный отпуск. Первые курсы – до 40 дней, старшие – до 50 дней. Вуз присылает справку-вызов на место работы.

Второй и третий этапы чередуются весь учебный период. Раз в год студенты пишут курсовые работы и защищают во время летней сессии, на последнем курсе – дипломные. Раз в год проходят практику (ознакомительная, производственная, преддипломная). В конце учебы защищают квалификационную работу и сдают государственный экзамен.

Выпускники очной и заочной форм обучения получают одинаковые дипломы: государственного образца в вузах с аккредитованными программами обучения; установленного образца в вузах, где есть лицензия, но нет аккредитации. В дипломе указывается: ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура); специальность или квалификация. К диплому выдается приложение, где указаны пройденные предметы с оценками. В приложении может быть указана форма обучения, обычно, по согласованию с выпускником.

Дистанционное обучение

Дистанционная форма обучения (ДО) — это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.

· Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются дискеты и CD-ROM — диски и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector