Как написать рецензию на курсовую работу правильно: правила и рекомендации по оформления с примерами

Требования к рецензии

По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.

Содержание и стиль

Рецензия на статью должна включать:

  1. Тезисный анализ ее содержания.
  2. Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
  3. Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
  4. Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
  5. Обоснованную критику недостатков статьи.
  6. Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.

В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.

В рецензии на статью недопустимы:

  1. Банальный пересказ текста.
  2. Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
  3. Отклонения от стандартов научного стиля речи.
  4. Высказывания от первого лица.

Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.

При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:

  • в статье автора…;
  • значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
  • автор пишет о проблеме…;
  • изучив статью…;
  • в рецензируемой работе…;
  • работа посвящена актуальной теме…;
  • в статье подробно раскрыта проблема…;
  • автор высказал неординарную точку зрения на…;
  • в статье на первый план выдвинуто…;
  • автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
  • автор проявил умение анализировать…;
  • работа проведена на высоком научном уровне…;
  • точка зрения автора подкреплена…;
  • статья – пример глубокой проработки темы…;
  • написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
  • в статье автор точно расставляет акценты на…
  • безусловная заслуга автора состоит в…;
  • автор изучил большой объем фактического материала…;
  • статью отличает доказательность…;
  • из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
  • утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
  • автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
  • автор статьи углубляет наше представление о…;
  • выводы работы убедительно подтверждаются…;
  • к недостаткам статьи следует отнести…

Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью

В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.

План

В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:

  1. Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
  2. Актуальность темы.
  3. Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
  4. Оценка значимости проведенного исследования.
  5. Недостатки работы.
  6. Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.

Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.

Что это за «бумажка» и кто составляет рецензию на дипломную работу

Речь идет о документе, который содержит характеристику и оценку диплома. Если подробно, то в рецензию входит анализ проекта, определение степени его соответствия выдвинутым требованиям, достоинства написанной работы. И ежику понятно, что для успешной защиты диплома необходимо, чтобы рецензия была оформлена в положительном ключе. По этой причине к выбору рецензента стоит подойти ответственно.

В качестве «ответственного лица» может выступить дипломированный человек. Поскольку научного руководителя диплома в роли рецензента выбирать нельзя, лучше, если это будет работник организации, на котором проводилось исследование для проекта (старший менеджер, заместитель директора). Найти рецензента, если работа была написана на базе теоретических источников, сложнее. В таком случае стоит обратиться за советом к научному руководителю.

Лайфхак! Как показывает практика, хлопоты по написанию рецензии на себя нередко берет студент: он оформляет документ в соответствие с предъявленными требованиями, передает на подпись рецензенту и заверяет бумагу в отделе кадров.

Что важно учесть при написании отзыва на диплом

Итак, диплом готов, руководитель его проверил и написал отзыв, в полной мере характеризующий работу студента. Задача учащегося – проверить, соответствует ли он основным параметрам. Вот главные моменты, указывающие на хорошую структуру отзыва:

Дана оценка четкости формулировки темы исследования, соответствия содержания выбранной тематике, логичности построения изложенного материала.
Установлена точность раскрытия актуальности диплома, степень проработанности проблемы в современной науке.
Четко сформулированы цели исследования, задачи по их достижению

Важно, чтобы цель работы соответствовала ее теме.
Дана характеристика теоретических данных, на которых выстраивалось исследование. Здесь указывают использованную в работе литературу (учебную, статьи или монографии), точность ее анализа

Тут же выставляют оценку, насколько студенту удалось сформулировать личную точку зрения по проблематике.
Указана степень достоверности приведенных статистических данных, надежности фактологической базы исследования.
Дана оценка выводам относительно четкости, логичности, объективности и соответствия поставленным целям.
Оценено описание практической значимости результатов исследования и возможности использования их в будущем.
Определена стилистическая целостность работы: применение научного стиля, правильных грамматических конструкций, четкости и логичности изложения.
Определено соответствие ГОСТам и нормам, принятым в вузе по следующим параметрам: объем диплома, грамотность оформления таблиц, графиков, иллюстраций и другого визуального материала, приложений, полнота и правильность оформления библиографического списка диплома.
Сделан общий вывод и приведены рекомендации к защите диплома. Тут же руководитель выставляет оценку, которую, по его мнению, заслуживает студент за проведенные исследования. 

В каком стиле должна быть написана хорошая рецензия

Второй момент, на который стоит обратить внимание при написании рецензии, это стиль изложения. Не следует излагать мысли в публицистическом стиле, разговорном и даже официально-деловом

Принимается только научный стиль, которому присуща конкретика и отсутствие «воды».

Еще один важный момент – написать рецензию к дипломной работе нужно грамотно, но не сложным для чтения языком. Научный стиль – это не громоздкие предложения на половину листа, изобилии деепричастных и причастных оборотов через каждую пару строк и не «заваливание» читателя терминологией.

Лайфхак! Писать нужно легко. Если делаете работу за кого то конкретного, возьмите на вооружение методику Станиславского: просто представьте себя этим человеком и пишите так, как бы писал он.

Как писать рецензию на курсовую: что это такое и как оформлять

Что же такое рецензия на курсовую работу студента? Что входит в её содержание и как грамотно оформить лист рецензии на курсовую работу? Давайте разбираться.

В общем смысле рецензия — это аналитический текст, в котором рецензент оценивает качество выполненного курсового проекта в зависимости от следующих факторов:

  • Насколько актуально содержание курсовой работы?
  • Насколько студент исследовал тему проекта?
  • Удалось ли достичь цель и решить поставленные задачи?
  • Насколько соответствуют содержанию названия глав и параграфов?
  • Смог ли студент соблюсти нормы и требования к оформлению курсовой по ГОСТу?
  • Каковы основные преимущества и недостатки курсового проекта?

Рецензия должна дать объективную оценку работе студента и помочь ему понять, насколько он готов к защите собственного проекта.

Рецензия на учебное пособие

Рецензию на методическое (учебное, учебно-методическое) пособие или учебник также обычно составляют кандидаты и доктора наук либо практики, которые хорошо знают сферу применения изнутри. Но в магистратуре или аспирантуре такой вид работ также возможен. План рецензии на учебно-методическое пособие похож на план рецензии для статьи, но дополняется некоторыми пунктами:

  1. Введение (библиографические данные, актуальность темы, основные положения работы).
  2. Констатирующая часть (соответствие пособия нормативным документам и правилам, связность и логичность текста, обоснованность методов и приемов обучения).
  3. Аналитическая часть (достоинства и недостатки пособия, рекомендации по улучшению).
  4. Заключение (выводы о целесообразности применения пособия в учебном процессе). 

Образец рецензии на учебное пособие для студентов также можно найти в интернете. Рекомендуем позаимствовать из него фразы-клише для данного типа работ:

  • «В методическом пособии В. П. Петрова рассмотрены…»;
  • «Актуальность поднятой автором темы подтверждается…»;
  • «Учебное пособие соответствует стандартам и требованиям…»;
  • «В методическом пособии рассмотрены такие части…»;
  • «В целом работа может быть высоко оценена и признана…»;
  • «В пособии присутствуют незначительные недостатки: …»;
  • «Таким образом, пособие представляет теоретическую и прикладную ценность и может быть использовано…».

Рецензия на любые виды научных работ должна быть лаконичной и составлять не более 1000 слов (оптимальный объем – 500-700).

Как делать литобзор для курсовой

Как писать анализ источников в курсовой работе? Для этого стоит придерживаться следующих советов:

  • выделите теорию, на которую вы планируете опираться в процессе исследования, и покажите её развитие в работах других авторов;
  • не старайтесь охватить всю проблему целиком, делайте акцент только на вопросах, которые относятся к выбранной теме;
  • используйте для литобзора только научные публикации, которые помогают раскрыть и аргументировать основную мысль работы;
  • расшифруйте сложные термины, укажите автора, который их использовал, и область, в которой они применяются;
  • следите за логикой и старайтесь, чтобы работы, которые вы рассматриваете в анализе литературы, соотносились друг с другом и с темой исследования;
  • правильно оформляйте цитаты, если используете их в тексте.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что можно и нельзя делать в литературном обзоре

Что можно Что нельзя
Делать пересказ литературных источников своими словами, анализируя их и подкрепляя цитатами Давать определения без ссылок на первоисточник
Указывать на слабые места предыдущих исследований, критиковать авторов, приводить в качестве образца расхождения теории и практики Брать готовые тексты из чужих курсовых, дипломов и других работ и использовать без изменений
Систематизировать и приводить к общему знаменателю разные определения одного и того же термина у разных исследователей Пересказывать литературные источники без выводов и связки с основной целью работы
Отдавать предпочтение новым исследованиям по теме проекта Вставлять цитаты без должного оформления
  Переносить понятия, используемые в других странах без адаптации к российским реалиям, или использовать устаревшие термины
  Использовать литературные источники десятилетней давности

Цитирование в литературном обзоре не должно превышать 10%. Весь остальной объём — оригинальный текст студента.

Что такое рецензия на статью и для чего она нужна

Рецензия — это официальный документ, который пишется экспертом – специалистом в определенной области знаний. Рецензия представляет собой текст, содержащий профессиональную и объективную оценку научного исследования, проведенного автором работы. Это своего рода оценка научного труда, которая включает в себя отзыв о положительных и отрицательных сторонах рецензируемого документа, замечания, рекомендации, анализ, то есть, всесторонний разбор статьи, дипломной работы, автореферата и прочих исследовательских работ. 

Рецензент должен подтвердить или опровергнуть профессиональную компетентность автора работы, рекомендовать ее к публикации в издании либо указать на детали, которые необходимо доработать. Экспертное мнение ставит своей задачей определить место статьи в научных кругах, подтвердить актуальность выбранной темы, ее практическую значимость, достоверность полученных научных результатов, дальнейшие перспективы практического применения изложенных фактов, внутреннюю логику текста, целесообразность методов исследования, обоснованность выводов и оценивает соблюдение общепринятых правил оформления.

Необходимость экспертной оценки научной статьи прописана в правилах исследовательских и образовательных учреждений, это свидетельствует о ее важности и о том, что любая научная работа должна быть объективно оценена компетентными лицами, что подтвердит ее научную ценность. Рецензии пишутся не только на исследовательские работы, но и на книги, статьи, целые области искусства, архитектуры, моды, литературы, выставок и т.д

Рецензенты – это специалисты, имеющие представление о том, как писать рецензию на статью.

Рецензия имеет статус официального документа. В роли рецензентов выступают лица с высоким профессиональным статусом в определенной сфере деятельности: с ученой степенью по специальности, которая соответствует теме работы.

Анализ курсовой работы: образец

Результатом анализа курсовой работы обычно выступает предварительная рецензия на неё.

Представленная курсовая работа «Развитие лидерских качеств школьников на занятиях в творческих секциях и кружках» соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ.

В работе соблюдены правила оформления, сформулированные в методических указаниях для выполнения курсовой. Работа имеет правильную структуру, соблюдена логика изложения, для исследования использованы корректные методы.

Заявленная тема раскрыта полностью, цель работы достигнута: студентом самостоятельно сформулирован механизм развития лидерских качеств школьников, которые посещают дополнительные занятия в секциях и кружках творческой направленности.

Курсовая работа представляет теоретическую и практическую ценность, её результаты могут быть использованы как при разработке программ занятий для дополнительного (внешкольного) образования, так и при создании разнообразных тренингов, направленных на развитие лидерских качеств детей и подростков.

Уровень оригинальности работы составляет 78%, что соответствует норме. Ссылки на источники оформлены в соответствии с требованиями, некорректных заимствований из чужих текстов не выявлено.

К недочётам работы можно отнести наличие устаревшей учебной литературы в списке использованных: рекомендуется заменить её на актуальные научные исследования.

А если вы не уверены, что можете сами написать анализ курсовой, на помощь всегда готовы прийти эксперты студенческого сервиса. Там работают профессионалы, которые умеют решать любые учебные проблемы.

Пример рецензии на дипломную работу

В итоге, получится у Вас может что-то вроде этого:

на дипломную работу студента

Фамилия Имя Отчество

Тема Финансовая оценка эффективности функционирования предприятия

В дипломной работе рассматривается одна из актуальных проблем – рекламная деятельность предприятия. Дано обоснование актуальности исследуемой темы. Рассмотрены основные аспекты организации рекламы предприятия, проанализированы основы рекламного менеджмента, описаны современные методы разработки и реализации рекламной кампании, проанализированы проблемы управления рекламой.

В практической части показана реальная практика организации рекламной кампании на примере торгового предприятия, разработаны направления совершенствования управления рекламой.

Студентом обработано большое количество теоретического материала, на достаточно высоком теоретическом и методологическом уровне проведено исследование методов и особенностей финансовой оценки деятельности предприятия. Содержание работы полностью соответствует выданному дипломнику заданию. Материал в работе изложен с соблюдением внутренней логики, между разделами существует логическая взаимосвязь.

Прослеживается тщательная работа по каждому разделу рассматриваемой темы. Полностью раскрыта тема работы, достигнута поставленная цель, решены поставленные задачи.

Использованный практический материал достоверен, сделанные выводы обоснованы, рекомендации имеют практическую значимость.

Дипломная работа имеет теоретическое значение, в ней разработана и реализована методика финансовой оценки эффективности деятельности предприятия с учетом особенностей ресторанного бизнеса Также результаты исследования, проведенного в работе, могут быть применены рассмотренным предприятием в управлении финансами.

Работа выполнена в соответствии с требованиями ГОСТа. Она актуальна, полна, качественна. Существенных недостатков работа не имеет.

В связи с этим, дипломная работа заслуживает оценки «отлично», а дипломник – присвоения квалификации «____________».

Фамилия, имя, отчество рецензента

Учёное звание ___________________________________________________________

Учёная степень __________________________________________________________

«___» март 2013 г Подпись __________________

Окончив школу, практически каждый задумывается о том, чтобы поступить в университет. Это необходимо, чтобы образование было достаточным для получения необходимых навыков и знаний будущей профессии. Какой бы невыносимо сложной ни была учеба, она требует полной отдачи, и как итог – написания выпускной квалификационной работы. Ее сдают все, как самый высший экзамен, подтверждающий готовность защитить исследуемую тему и демонстрирующий полученные знания по изучаемой специальности. Но перед тем как вы получите диплом о высшем образовании, необходимо не только подробно «разобрать по косточкам» тему своей дипломной работы, но и услышать рецензию к ней. Рецензия на дипломную работу — настоящая опора, способная поддержать на защите диплома.

Шаблонные фразы и клише

В научной сфере сложился определенный набор стандартных фраз, применяющихся в рецензиях разных типов. Вот некоторые из этих фраз:

  • «Курсовая работа посвящена анализу проблемы…»;
  • «В исследовании решается вопрос…»;
  • «Автор освещает проблему…»;
  • «Для раскрытия темы были проанализированы труды таких ученых, как…»;
  • «С точкой зрения, представленной в работе, нельзя не согласиться, потому что…»;
  • «Курсовая работа отвечает предъявляемым требованиям и заслуживает оценки «отлично»…» (как вариант, тут может стоять «хорошо» или «удовлетворительно»).

При этом следует избегать расплывчатых и неопределенных выражений без конкретизации:

  • «Автор выбрал интересную тему…»;
  • «Было проанализировано много источников…»;
  • «Проделана важная работа…»;
  • «Некоторые предложения имеют практическое значение…».

Какие требования предъявляются к тексту?

Стандартные нормы и критерии оформления установлены по ГОСТу 7.9-95 в подпунктах 2.5.4-2.5.10. В соответствии с межгосударственными стандартами при написании аннотации следует применять:

  • Несложные грамматические конструкции, в стиле технической и научной документации.
  • Исключительно обще употребляемые в технической и академической сфере условные обозначения и сокращения. В редких случаях допускается использование авторских аббревиатур и наименований с обязательным пояснением при первом упоминании.
  • Стандартные термины, не допуская малораспространенных дефиниций и пояснений при первом упоминании (за исключением специфических названий).
  • Единицы измерения физических величин в СИ в соответствии с ГОСТом 8.417 (при этом в круглых скобках допустимо указание значений величин в задействованных мерах).
  • Имена собственные. Допускается транслитерация (побуквенное воспроизведение иностранных слов и словосочетаний обозначениями кириллицы) либо транскрипция (передача звучания), при этом в скобках указывается написание на оригинальном языке при первом упоминании.
  • Графические названия.

Следующие требования также предъявляются к тексту:

  1. Принцип лаконичности.
  2. Применение слов с небольшим числом слогов.
  3. Каждое отдельное положение начинается с нового абзаца.
  4. Семантически близкие элементы объединяются в целостные группы.
  5. Принцип обрамления – используется, когда необходимо выделить какие-то группы как самостоятельные.
  6. Принцип автономности – означает то, что на одном экране находится текст, отражающий 1 идею.
  7. Принцип унификации – использование обще употребляемых текстовых сокращений в одинаковой форме.

При написании аннотации к курсовой работе выбираются следующие языковые средства, базирующиеся на общепринятых нормах:

  • Однозначные слова.
  • Краткие прилагательные, обозначающие постоянные свойства.
  • Глаголы в 3 лице, настоящем времени, со значением постоянного действия.
  • Устойчивые речевые обороты (наблюдается развитие …, рассматриваются принципы …, перечисляются особенности …, излагается точка зрения …, интерес вызывает … и т.п.).

Как писать аннотацию к курсовой работе, на примере мы покажем ниже. Инструкцию по оформлению возьмите у методистов кафедры или скачайте с сайта вашего ВУЗа. Стандартная структура аннотации выглядит следующим образом:

  1. Название.
  2. ФИО исполнителя (с указанием факультета, курса и группы).
  3. ФИО научного руководителя (должность, степень учености).
  4. Ключевые тезисы.
  5. Многие ВУЗы вносят в правила написания пункт следующего образца: «Работа состоит из 23 страниц, выполнена с использованием 25 источников, включает 7 графиков, 5 таблиц, 19 фотоизображений и 13 приложений».

Это применительно ко всем направлениям и специальностям.

Если вы сомневаетесь, что самостоятельно справитесь с заданием, всегда можете заказать написание курсовой работы на профессиональном сервисе.

Из истории жанра

Термин «рецензия» ведет античную родословную от латинского recensio рассмотрение, исследование, оценка.

Как жанр «рецензия» довольно молода. В России ее отцом-основателем считают писателя и журналиста Николая Михайловича Карамзина. Правда, его книжные рецензии были больше похожи на аннотации с нотациями. Карамзин рассматривал их главное назначение в поучении и никогда не упускал случая ввернуть пару назиданий для почтеннейшей публики.

*Николай Михайлович страстно желал, чтобы люди писали легко и складно. И нещадно гнал из русского языка старославянизмы типа поелику, колико, понеже, бяху. «Девушка, имеющая вкус, не может ни сказать, ни написать в письме «колико», — ругал он неуклюжего переводчика в рецензии на роман Ричардсона о Клариссе и Ловеласе. Заодно, между прочим, и к девушкам-читательницам обращался. Ничего не напоминает? Ну конечно! Главное правило веб-автора «Пиши, как говоришь» имеет карамзинские истоки.

Тогда же появилась и первая методичка по составлению литературно-критических отзывов. В далеком 1804 году некто Евстафий Станевич, скучавший в отставке провинциальный чиновник, издал книгу с громким названием «Собрание сочинений в стихах и прозе». Сочинениями оказались переводы с французского, небольшие рассказы, басни, стихи литератора-новичка. Все бы хорошо, да бедный Евстафий попал под раздачу маститых авторов. Их вердикт на издание был беспощаден, краток, суров: «Пиит сей поэтического дарования лишен вовсе». 

Страшно разобидевшийся Станевич собраний сочинений больше не печатал. Но через четыре года злопамятно и мстительно опубликовал элегантный «ответ Чемберлену» — небольшую брошюру «Способ рассматривать книги и судить о них». Это первое в литературной истории России пособие с подробной теорией и даже этикой рецензирования. Спасибо Евстафию. На сердитых воду возят да писать учат.

Методичка Станевича потомкам не пригодилась. Эталоном для них стали труды Виссариона Григорьевича Белинского. Именно он в 19 веке сделал жанр рецензии уважаемым в литературе и журналистике, обозначив его характерные отличительные особенности. 

Одна историческая эпоха сменялась другой. Признаки и требования к жанру неминуемо подвергались метаморфозам.

Так, в СССР не только пропускали произведение и его автора сквозь призму культурной критики, но и проверяли на соответствие советской идеологии. И для творческих людей в то время это было еще убийственнее и страшнее, чем для Станевича. Короткий вердикт критика мог сломать им и карьеру, и жизнь. 

Клеймо «антисоветский» в рецензиях получили писатели, без которых теперь немыслима отечественная литература. Замятин, Булгаков, Пастернак, Эренбург, Гроссман. Сейчас-то мы читаем их совершенно свободно и беспрепятственно. А еще слушаем Хачатуряна, Прокофьева, Шостаковича. Хотя в сталинские времена официальные критики посчитали их музыку «антинародной». По их мнению, она была слишком сложна и недоступна для понимания широкими массами. Произведения великих композиторов перестали исполнять на концертах. Шостаковича отстранили от преподавания в консерватории… 

К счастью, время расставило все на свои места. Ныне рецензия перестала быть таким грозным оружием, каким она была в Советском Союзе.

В нашей перенасыщенной информацией жизни рецензия — скорее, своеобразный компас

Он ориентирует нас в бурном культурном потоке, создает представление о произведении, да и просто обращает внимание на то, что оно появилось. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector