Как быстро выучить текст наизусть
Содержание:
- Основные правила
- Рейтинг лучших программ
- Необходимость конспектов
- И2ВЧП (SQ3R)
- Способы конспектирования и записи лекций. Приемы записи и конспектирования информации
- Метод Билла Гейтса
- Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция
- Как конспектировать быстро?
- Monospace Writer
- Учимся писать левой рукой
- «Рациональное» (скоростное) конспектирование
- Для чего студенту нужен конспект
- Lecture Notes
- Для чего нужны конспекты
- Правила составления
Основные правила
К основным правилам конспектирования можно отнести основную суть, которую должен нести конспект, исключая воду. Также для написания конспекта вам понадобится толстая тетрадь и разноцветные ручки, при помощи которых вы сможете выделить важные моменты. Кроме того, если у вас в тетради уже имеются записи, то правильно начинать следующий конспект после значительного отступа.
Случаются ситуации, когда лектор достаточно быстро передает информацию, которую вы просто не в состоянии запомнить и воспроизвести. В таком случае необходимо воспользоваться вспомогательными материалами, к которым относятся графический конспект, диктофон или конспект-план. Также стоит немного потренироваться в письме, и со временем вы сможете писать гораздо быстрее.
Рейтинг лучших программ
Наименование | Описание | Рейтинг |
OneNote | Удобное и эффективное средство ведения конспектов и изучения материала. | ★★★★★ |
SpeechTexter | Удобное средство конспектирования. | ★★★★★ |
SomNote | Простое и удобное средство для записи информации. | ★★★★★ |
MetaMoJi Note Lite | Средство конспектирования при помощи создания заметок. | ★★★★★ |
Write | Простое и удобное средство конспектирования. | ★★★★ |
ColorNote | Создание конспектов и заметок. | ★★★★ |
Evernote | Конспектирование с хорошими возможностями для структурирования материала. | ★★★★ |
Lecture Notes | Средства для ведения конспектов с пометками. | ★★★★ |
XMind | Конспектирование с использованием интеллект карт. | ★★★ |
Monospace Writer | Минималистская программа для создания конспектов. | ★★★ |
Необходимость конспектов
Конспект представляет собой сжатое содержание какой-либо темы в письменном виде, благодаря чему можно освежить свою память и вспомнить более обширный материал из статьи или учебника.
С первыми конспектами мы сталкиваемся в школе, затем в институте, а также подобные записи могут пригодиться в работе. Умея правильно конспектировать, вы можете существенно повысить свою успеваемость и добиться успеха в учебе. Конспекты:
- помогают подготовиться к экзамену;
- помогают приобрести базовый уровень знаний в конкретной теме;
- развивают память и положительно сказываются на скорости письма. На память положительно влияют и регулярные когнитивные тренировки. Уделите своему мозгу 15 минут — пройдите тренировку прямо сейчас!
И2ВЧП (SQ3R)
Этот метод подойдёт только для конспектирования с учебника. Он состоит из пяти стадий: исследования, вопросов, чтения, вспоминания, проверки — из первых букв которых и складывается название. Разберём стадии подробнее.
Исследование
Изучите структуру текста: заголовки, подзаголовки, выделенные термины, цифры, формулы, таблицы. Эти действия не должны занять более пяти минут. Оценив таким образом текст, вы сможете решить, нужно ли вам вообще читать эту информацию.
Вопросы
Сформулируйте вопросы к тексту. Например, преобразуйте заголовки и подзаголовки в вопросы или возьмите их из экзаменационных билетов, попытайтесь быстро, не вчитываясь, найти ответы на них в тексте. Этот шаг должен занять не более пяти минут.
Чтение
Начните читать текст, при этом не забывайте искать ответы на вопросы из предыдущей ступени. Так вы начнёте не просто читать текст, но активно работать над ним.
Вспоминание
Сформулируйте и запишите основные идеи текста, ответьте на вопросы из второго шага своими словами. Изложите прочитанное так, будто вы пытаетесь объяснить кому‑то тему. Если не можете вспомнить ответ на какой‑то из вопросов, найдите его в тексте и перечитайте нужный отрывок. Это не займёт много времени, так как вы предварительно хорошенько изучили структуру текста.
Проверка
Перечитайте свой текст. Сравните его с источником. При необходимости исправьте ошибки.
Преимущества метода:
- Хорошо подходит для подготовки к экзаменам.
- Позволяет запомнить и понять текст.
- Помогает быстро находить и исправлять свои ошибки.
Недостатки метода:
- Не помогает организовать записи.
- Не подходит для записи лекций.
Способы конспектирования и записи лекций. Приемы записи и конспектирования информации
Быстро и эффективно записать конспект со слов преподавателя, чтобы потом понять свои же закорючки и подготовиться к экзамену — непосильная задача для многих студентов. Перед сессией многие ксерокопируют и переписывают чужие труды вместо того, чтобы научиться самим правильно конспектировать.
В нашей статье мы расскажем о методах и приемах скоростного конспектирования, которые пригодятся не только в университете, но и в дальнейшей жизни.
Как происходит работа над конспектом?
Работа делится на 3 этапа:
- записываем важные моменты лекции;
- делаем краткие пометки и замечания, возникающие по ходу лекции;
- подводим итоги и проводим анализ — делаем собственные выводы по теме.
Помните, что каждую новую тему необходимо начинать с новой страницы, иначе запутаетесь и все ваши труды окажутся напрасными.
Метод ментальных карт
Метод ментальных карт или mind mapping — популярная техника записи, суть которой заключается в том, что основной текст конспекта размещается в середине листа.
Проще говоря, вы пишете основную мысль или понятие в середине страницы, заключаете его в кружок или рамку (как вам удобнее) и начинаете с помощью стрелок, которые расходятся в разные стороны, записывать ключевые идеи и слова, связанные с основным понятием.
Если вы любитель мозговых штурмов и готовы научиться виртуозно менять цвета ручек (а они вам пригодятся, чтобы делать стрелки более заметными), то этот метод для вас.
Метод «стрелочек»
Метод предложений
Метод предложений очень схож со стандартным методом стенограммы. Суть его заключается в том, что вы пытаетесь записать все, что говорит преподаватель. Главное отличие от метода стенограммы — каждое предложение записывается с новой строчки и нумеруется по порядку.
Нумерация помогает не запутаться во время чтения конспекта и отсылает от одного предложения к другому с помощью одной маленькой пометки (например, «см. №69») — больше не нужно разбираться в запутанных стрелках, которые перечеркивают пол страницы и вдобавок половину записей.
Ну а если осваивать эти методы конспектирования вам не хочется или не под силу, то студенческий сервис всегда готов прийти на помощь. Курсовые, дипломные, рефераты, контрольные и другие учебные работы — напишем все, что вы не законспектировали.
В школе и институте редко учат искусству конспектирования, хотя именно это умение может оказаться одним из ключевых навыков, обеспечивающих успех в учебе. Как структурирует свои пометки Билл Гейтс, что такое метод Корнелла и кто больше всех пропагандировал mind-mapping — 5 полезных техник конспектирования для тех, кто по-прежнему предпочитает бумагу и ручку.
Метод ментальных карт (mind-mapping)
Mind-mapping — это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте.
И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные. Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления.
Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан — английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче «Use Your Brain». Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов.
Метод течения (flow method)
Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования. В основе его лежит такая идея: слушать лекцию — это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи.
Метод Билла Гейтса
Как вести конспект? Создатель Microsoft использует довольно необычный метод конспектирования: лист делится на 4 части, каждая из которых получает свое название и назначение исходя из потребностей студента. Одну из них, например, можно всегда отводить под вопросы, вторую — под собственные идеи и мысли. В оставшихся двух колонках фиксируется информация лектора, например “Проблемы малого бизнеса” и “Предложения по улучшению”.
Преимущества. Метод прекрасно подходит для лекций и встреч, в которых нет четкого плана, а преподаватель перескакивает с одной темы на другую.
Недостатки. Отсутствие четкой структуры.
Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция
Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?
- По возможности заранее ознакомьтесь с темой изучения;
- Научитесь сокращать слова общепринятыми, понятными способами;
- Предварительно составьте план конспекта;
- Набросайте тезисы по основным пунктам изучаемого материала;
- Фиксируйте ключевые фразы после прослушивания каждого предложения;
- Сделайте краткие выписки — изложение полученной информации;
- Оставьте место слева для заметок и отмечайте там непонятные элементы, требующие уточнения;
- Оставляйте место для пропущенного учебного материала. Например, если не успели за учителем или произошел технический сбой;
- Уточняйте непонятные моменты у преподавателя после занятия или в других источниках. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» всегда можно задать вопрос учителю и в течение 15-ти минут получить ответ.
- Заполняйте пропуски непосредственно после прояснения информации, пока она свежа в памяти.
Записываемый текст — не пересказ лекции или урока. Его назначение — фиксация в памяти конкретных знаний.
Как конспектировать быстро?
Итак, как научиться быстро писать конспекты?
- Прежде всего, следует научиться быстро писать. Такой совет может показаться странным, но некоторые пишут очень медленно, аккуратно выводя каждую букву. С таким подходом записать всё точно не получится. Стоит сделать упор не на качество, а на количество записанного, то есть скорость написания. Но, конечно, в любом случае буквы должны быть понятными.
- Тренируйтесь. Особенно непросто приходится студентам первого курса, ведь они не знакомы с конспектированием и просто не привыкли к такой скорости речи педагога (зачастую школьные учителя говорят медленно, да и записывать много на уроках не приходится.). Чтобы быстрее освоиться, можно писать дома: записывать монологи родственников или тексты передач и фильмов, переписывать главы из книг или журнальные статьи.
- Научитесь выделять и записывать всё самое главное. Не стоит записывать каждое слово преподавателя, это ни к чему. Обычно около 20% лекции – это, по сути, не столь важная и ненужная информация, фиксировать и запоминать которую просто ни к чему. А вот самые важные мысли и тезисы конспектировать необходимо.
- Чтобы быстро писать на лекциях, внимательно слушайте преподавателя и не отвлекайтесь, так как посторонние дела помешают вам уловить суть и выделить главное. Сконцентрируйтесь на речи лектора, абстрагируйтесь от остальных звуков.
- Предложения и фразы можно сокращать, убирая из них все лишние слова. Но всё же при этом предложение должно остаться осмысленным, убирать важные слова не стоит, вы просто упустите суть всего текста.
- Если вы услышали то, что уже записывали или хорошо знаете, не включайте это в свой конспект, вы просто потратите время впустую.
- Если вы чувствуете, что не успеваете записать что-то, то можно оставить свободное место и воспроизвести недописанное позже. Но сделать это нужно как можно быстрее (во время паузы преподавателя или сразу после лекции), пока информация свежа в памяти.
- Если вам приходится много писать на работе или на учёбе, сокращайте слова. Например, можно написать первую часть слова и окончание, поставив между ними дефис. Можно сократить слово, поставив в конце точку. Также можно использовать и общепринятые сокращения, такие как «тыс.», «чел.», «млн» и так далее. Но помните о том, что все сокращения должны быть понятными, иначе вы просто не сможете воспроизвести информацию.
- Часто используемые и основные слова можно сократить до букв или аббревиатур. Например, словосочетание «информационные технологии» может выглядеть как «ИТ». Но чтобы не запутаться при изучении конспекта, после лекции сразу же запишите все аббревиатуры и их расшифровки, это поможет быстро сориентироваться.
- Можно использовать символы. Например, слово «повышение» можно обозначить стрелкой, направленной вверх, а «понижение» может выглядеть как стрелка вниз. Слово «следовательно» можно обозначать стрелкой вправо. Слово «примерно» или «приблизительно» обозначьте волнистой линией.
- Можно создать собственную систему символов. Например, вы можете сократить часто используемые слова или самые простые. Символ может быть неким знаком или схематическим изображением или же сочетанием нескольких букв или их элементов. Но сразу же запишите все придуманные обозначения, чтобы ничего не забыть. Такой способ подойдёт для натур творческих и мыслящих креативно.
- Если ваша фантазия работает не очень хорошо, и придумать символы вы не можете, то используйте готовую и уже разработанную систему. Сначала изучите и запомните все обозначения, а потом начинайте использовать их.
- Есть ещё один способ. Если преподаватель диктует лекции очень быстро, то попробуйте пропускать некоторые буквы. Пусть это будут гласные, так как их в словах гораздо меньше. Как показывает практика, слова без гласных воспринимаются и воспроизводятся вполне нормально. Но всё же стоит писать гласные в конце слов и в начале, так вам будет проще разобраться и учесть окончания, а они порой важны.
Monospace Writer
Плюсы и минусы
Красивый минималистский дизайн.
Удобный текстовый редактор.
Возможность создавать текстовые конспекты.
Применяется удобная система хэштегов.
Основное внимание уделяется работе только с текстовыми файлами.
Удобство ведения конспектов
7
Использование различных видов информации
5
Удобство проведения структурирования
7
Удобство при изучении записей
7
Итого
6.5
Минималистская программа для создания конспектов.
Здесь можно вести конспекты или делать заметки. Программа имеет минималистское оформление.
Редактор позволяет настраивать оформление и выбирать шрифт. Для того, чтобы обеспечить надёжное сохранение текста, предусмотрена синхронизация с облачным хранилищем. Для упорядочивания информации имеется удобная система хэштегов. Предусмотрена возможность экспортирования в различные форматы, чтобы получить файлы, с которыми можно будет работать отдельно.
https://youtube.com/watch?v=PN2uiw-6hAs
Использование смартфона или планшета для создания конспектов позволит сделать учёбу более продуктивной. Выбрав подходящие приложения можно сделать процесс изучения материала более эффективным.
Учимся писать левой рукой
Сегодня актуален еще один вопрос: как быстро научиться писать левой рукой? Ведь, выработав навык письма именно этой рукой, можно повысить уровень развития своей интуиции, творческих способностей, а также чувства юмора
И уж тем более важно знать, как быстро научиться писать левой рукой, если ты правша
- Начинаем с правильного расположения листа. Для меньшего напряжения рук его верхний левый угол необходимо приподнять над правым.
- Для левшей гораздо удобнее обхватывать ручку или карандаш повыше, поэтому их длина должна быть больше.
- На начальной стадии обучения лучше воспользоваться разлинованным листом, чтобы не беспокоиться по поводу прямизны строчек. Начать можно с выведения крупных печатных букв, после приступать к прописным буквам. Не обязательно планировать исключительно уроки чистописания, можно записывать телефонные номера, названия кинофильмов. Причем именно левой рукой.
- Рисование поможет полноценному развитию моторики этой руки, а также скорейшему обучению письму. Начинать нужно с проставления точек-контуров предполагаемого изображения, после они соединяются. Еще одна рекомендация для тех, кого заинтересовало, как научиться писать быстро, это синхронное рисование при помощи обеих рук. После него можно сделать плавный переход к рисованию левой рукой.
При появлении усталости или судорог лучше немедленно передохнуть. Регулярное проведение занятий позволит добиться результата в более короткие сроки. Выполнение упражнений не должно занимать много времени. Пусть это будет не длительная ежедневная процедура, чем периодическая и занимающая не один час.
«Рациональное» (скоростное) конспектирование
«Корнельский метод конспектирования»
Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.
Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия
Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять
Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.
В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.
Схематический план
Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).
В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1.
Рисунок 1. Пример корнельского конспекта
Для чего студенту нужен конспект
Конспект представляет собой письменную фиксацию фактов, мыслей, определений, которые излагаются в устной форме преподавателем или представлены в литературных источниках. Важным требованием к конспектированию является обеспечение логической связи отдельных блоков прослушанной или прочитанной информации в процессе их аналитической обработки.
В результате конспектирования автор получает хорошо структурированную запись, благодаря которой через определенное время можно легко вспомнить полезные сведения. Другие читатели конспекта получают целостное представление о теме в кратком изложении ее основных тезисов. Существует несколько видов письменной фиксации информации, которым можно научиться. Они отличаются целевым назначением и областью применения:
- План-конспект включает пункты и подпункты, под которыми кратко излагается их суть. Подобное решение позволяет формулировать мысли последовательно, извлекать наиболее важные факты, структурировать информацию. Такой метод конспектирования целесообразно начать использовать во время лекций, когда преподаватель заранее оглашает план, а также для эффективной подготовки к экзаменам, в процессе которой по заголовку проще вспомнить содержание темы.
- При составлении схематического плана записываются вопросы, на которые затем предоставляются краткие ответы в несколько предложений. Как правило, лист делят на две колонки. В первой указывается вопрос, а во второй — ответ. Делать конспект по такой методике достаточно просто и удобно.
- Текстуальным конспектом называется комплекс цитат или главных мыслей, расположенных в логической последовательности или по заранее разработанному плану. Данный вид конспектирования будет эффективен в процессе анализа высказываний автора, когда требуется изложить мысли в точной формулировке. Распространенными областями применения являются лекции по литературе, философии и другим гуманитарным наукам.
- Тематический конспект основан на заданной теме. В нем представлен исчерпывающий ответ по какому-либо вопросу, полученный из различных информационных источников. При этом конспектируются только те тезисы, которые позволяют раскрыть суть темы. Материал полезен для углубленного изучения тематики, требует много времени на анализ литературы, получается максимально информативным, так как содержит ценные сведения.
- Графический конспект предполагает изложение информации в графическом виде с помощью таблиц, графиков или схем. Основные данные подкрепляются пояснениями и выводами. Подобная методика нередко применяется для конспектирования лекций на техническую тематику.
- Конспект лекций достоверно и полно отражает основные тезисы, передаваемые лектором. Качество подобного конспектирования определяется умениями выделять главные моменты, анализировать информацию, исключать лишний материал, оперативно вести записи. В этом случае следует сконцентрироваться на последовательном изложении лекции. Составлять план нет необходимости.
- Свободный конспект представляет собой успешное сочетание разных видов конспектирования. Подобная методика требует высокого уровня профессионализма и опыта. От автора требуется фиксировать основные моменты темы, дополняя их схемами, цитатами, графиками, иллюстрациями и вопросами. Важным требованием является получение логически связанного и информативного материала.
Несмотря на огромный объем данных в интернете и печатных изданиях, в которых можно без проблем найти нужную информацию, умение конспектировать сложно переоценить. Самостоятельное ведение конспекта поможет трансформировать знания из краткосрочной памяти в долгосрочную, освоить методики систематизации данных и структурирования материала, развивать логическое мышление.
Lecture Notes
Плюсы и минусы
Доступно создание текстовых и рукописных заметок.
Программа ориентирована на традиционный способ создания конспектов — рукописный.
Совмещается возможность ведения аудиозаписей и внесение собственных заметок.
Не рассматривается работа с видеофайлами.
Удобство ведения конспектов
7
Использование различных видов информации
7
Удобство проведения структурирования
7
Удобство при изучении записей
8
Итого
7.3
Средства для ведения конспектов с пометками.
Во время лекций таким образом можно делать рукописные заметки с использованием стилуса. Разработчики программы создавали её для студентов и для преподавателей.
Приложение позволяет одновременно вести аудиозапись лекции и делать рукописные пометки при необходимости. Предусмотрена возможность обмениваться материалами с другими студентами. Можно дополнительно делать быстрые заметки с комментариями к сделанным записям.
Для чего нужны конспекты
Прежде чем говорить о том, как конспектировать правильно, напомним, что конспект является сжатым содержанием какой-либо темы, оформленным в письменном виде. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию.
Первые конспекты мы начинаем составлять еще в школе (кстати, у нас есть статья «Как составить конспект по истории»). Затем конспектируем лекции в институте. И если мы делаем это грамотно, то даже небольшая тетрадка может стать достойной заменой толстому учебнику и поможет подготовиться к зачету или экзамену.
Уже во взрослой жизни, когда начинаем работать, мы тоже часто сталкиваемся с необходимостью конспектирования. Может потребоваться конспектирование научного текста, книги, семинара, текста выступающего на совещании или чего-то еще.
Все это говорит о том, что нельзя недооценивать пользу навыка конспектирования. Он способствует более быстрой и легкой фиксации информации, а также последующему ее восстановлению и закреплению в памяти. Отсюда существенная экономия времени и сил, интеллектуальных ресурсов и психической энергии.
Умея правильно делать конспекты, вы сможете серьезно повысить свои шансы на успех в учебе и достижение целей в профессиональной, творческой и даже личной жизни. В доказательство этому приведем несколько тезисов о пользе конспектов.
Конспекты:
- могут заменить учебники и книги;
- часто избавляют от необходимости посещать библиотеку;
- служат прекрасной шпаргалкой для подготовки к экзаменам (и на экзаменах);
- содержат лишь важную информацию по теме (нет никакой «воды»);
- повторяют ценные мысли преподавателя или лектора;
- экономят львиную долю пространства (как на бумажном носителе, так и в рюкзаке или сумке);
- обеспечивают базовый уровень знаний по конкретной теме;
- являются незаменимым помощником на практических занятиях и в работе;
- развивают скорость письма и тренируют память;
- характеризуют человека как ответственного учащегося или исполнителя.
При этом к ним можно обратиться даже по прошествии нескольких лет, когда потребуется вернуться к какой-то информации. Некоторые люди даже хранят конспекты не как источник ценных сведений, а как память.
Кстати, если вы считаете, что вести конспекты традиционным способом (с помощью ручки и бумаги) стало неактуально, и для этого гораздо удобнее использовать компьютер, рекомендуем посмотреть это небольшое видео на данную тему.
Правила составления
Красивый конспект должен быть содержательным и информативным. Поэтому сначала обязательно записывается тема. Каждый новый смысловой блок начинается с абзаца. Термины и другая важная информация выделяются разными способами.
Для того чтобы быстро записывать слова лектора, лучше использовать разные сокращения и условные обозначения: знаки больше или меньше, стрелочки и тому подобное. Все это позволит сэкономить время. Преподавателя нужно дослушать до конца и только потом фиксировать его мысль. Если он советует какую-то литературу, то ее нужно записать на отдельном листе.
Основное правило написания конспекта — это краткое изложение информации. Поэтому не стоит записывать длинные и пространственные рассуждения. В случае если какие-то термины непонятны, нужно их отдельно выделить и позже записать значение.
Некоторые преподаватели в начале лекции дают план, который содержит основные моменты занятия. Его необязательно записывать, но он поможет лучше зафиксировать смысловые блоки текста.
https://youtube.com/watch?v=GOlhbqPC30A
Навыки конспектирования пригодятся не только во время обучения. Если человек хочет лучше запомнить информацию из книги или статьи, ее лучше записать. Единых правил ведения записей не существует, так как каждый выбирает удобный для себя способ. Для разных предметов могут использовать определенные виды конспектов.
Так, для точных наук лучше применять схемы и таблицы. Подобный вариант подойдет для истории и биологии. В гуманитарных предметах нередко нужно цитировать первоисточник, поэтому лучше составлять конспект в виде плана.
Навык ведения записей развивается постепенно. Со временем человеку будет легко выделять главную информацию и записывать ее в тетрадь или блокнот. Это пригодится во время посещения выступлений или ведения переговоров, так как получится быстро фиксировать мысли.