Образцы рецензий на научные статьи. примеры из архива журналов
Содержание:
- Содержание рецензии на научную работу
- Виды рецензий
- Рецензия к реферату: как писать
- Структура рецензии
- Рекомендации по написанию рецензии на книгу
- Образец рекомендательных писем.
- Данные
- Вариант № 5 – больше конкретики
- Рецензия на учебное пособие
- Требования к рецензии
- Популярные статьи
- Рецензия или отзыв?
- Особенности оформления
Содержание рецензии на научную работу
Содержание для рецензий на указанные разновидности трудов в основном схожи. Представим его в виде структуры для удобного использования:
Лаконичное описание центральной проблемы труда, на второстепенные внимание обращать не нужно. (Объем – 1-3 предложения).
Анализ актуальности (объем такой же, как в предыдущем пункте).
Анализ плюсов и минусов каждого из разделов (статьи оцениваются в целом, с акцентом на отдельные моменты).
Анализ качества работы (оформления, количественного соотношения теоретической и практической частей работы, структурированность стиля изложения, особенности использования терминологии)
Особенно эта часть важна для рецензий на дипломную работу, магистерскую или кандидатскую диссертацию.
Заключительная часть рецензии зависит от того, на какой труд она пишется:
- для дипломной работы, диссертации нужно сделать вывод о возможности присвоения квалификации (ученой степени, звания), рекомендовать для обучения в аспирантуре (для магистерской диссертации);
- для статьи необходимо дать разрешение на публикацию (или отказать);
- для монографий, учебников, методических пособий нужно сделать выводы о практической ценности, для кого будет полезна и также дать рекомендацию к публикации.
Желательно в рецензии на научную работу дать характеристику подборке литературы, использованной автором для написания труда. Оценивают новизну, актуальность, авторитетность, количество источников.
Виды рецензий
На практике используют 2 вида критических отзывов на статью.
Внутреннюю экспертизу проводят специалисты того ОУ, в котором учится автор. Это может быть человек, работающий на кафедре или смежной специальности. При выдаче экспертного заключения в этом случае может присутствовать субъективная оценка по договорённости с руководителем или куратором студента.
Внешнюю оценку выполняют сторонние специалисты, которых выбирает соискатель, преподаватель другого ОУ или издание, где он собирается опубликовать материал. Здесь критический взгляд на статью более объективен. Эксперт выдаёт то, что он считает нужным отметить, как положительное и раскритиковать отрицательное.
Рецензия к реферату: как писать
ГОСТа, регламентируемого составление рецензии, не разработано. Поэтому оценочный отзыв пишется произвольно с опорой на общепринятые рекомендации.
Объем рецензии обычно не превышает одного-двух печатных листов.
Структура
Составляя рецензию, следует проанализировать актуальность исследования, кратко изложить суть реферата, степень раскрытия темы, высказать общее впечатление, замечания (если есть) и дать аргументированную заключительную оценку.
Рецензия реферата включает три обязательные структурные части.
Элементы структуры | Что должны содержать |
---|---|
1.Введение |
Актуальность, новизна рассматриваемого вопроса. |
2.Основная часть | Дается оценка достоинств, указываются недостатки, определяется идея работы, дается отзыв о полноте раскрытия темы и степени выполнения поставленных задач. Оцениваются выводы, дополнительный материал, качество приложений, источники. |
3.Заключение | Оценивается соответствие работы требованиям написания. |
По сути, рецензия на реферат – это аргументированное мнение специалиста, касающееся:
- актуальности тематики;
- соответствия темы и содержания;
- полноты раскрытия темы и объективности доказательной базы;
- структуры;
- оформления;
- грамотности.
Наибольшее внимание рецензент должен уделить характеристике содержания реферата. Предпочтительно давать оценку каждого из разделов работы
Речевые шаблоны
Если по поручению преподавателя студенту предстоит самостоятельно написать рецензию на реферат, следует придерживаться рекомендаций по общепринятой структуре, а также воспользоваться специфическими речевыми шаблонами, характерными для этого типа отзывов:
работа посвящена…
в реферате рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся…
состоит из (количество разделов)…
студентом была проанализирована, оценена….
работа соответствует тематике/предъявляемым требованиям….
исследование важно с научной точки зрения….
работа характеризуется высокой теоретической и практической значимостью…
реферат написан хорошим литературным языком…
учитывая достоинства и недостатки, работа заслуживает оценки…
Чем рецензия отличается от аннотации
Несмотря на принципиальные различия, многие студенты путают понятия «рецензия» и «аннотация». Первая представляет собой анализ и оценку изложенного материала, вторая – простую характеристику с целью представления читателю, который должен решить, стоит ли более подробно знакомиться с первоисточником.
Рецензия характеризуется наличием обязательных структурных элементов, аналитическим подходом, включает аргументированное мнение и оценку специалиста. Аннотация – краткое описание изложенного в реферате материала, без анализа, используемое с целью привлечения потенциального читателя.
Образец рецензии на реферат
Если времени на написание в обрез, ускорить процесс можно, используя готовый пример рецензии на реферат, – достаточно отредактировать его под собственную тематику.
Рецензия
на реферат по криобиологии
аспиранта Петровой Г. В. на тему: «Температурная зависимость осмотических реакций растительных клеток в растворах криопротекторов»
Работа Петровой Г. В. посвящена актуальной проблеме поиска новых криозащитных сред и разработке процедур их применения.
Проведенные исследования важны с научной и практической точки зрения. В работе проанализированы данные о степени дегидратации клеток в гипертонических растворах…
В своей работе Петрова Г. В
проанализировала и оценила важность применения нового научно-теоретического подхода, использующего физико-математическое моделирование криобиологических процессов для разработки методов криоконсервирования клеток…
Выводы, сформулированные на основе анализа материала, обоснованны, обладают важным теоретическим значением. Реферат написан хорошим литературным языком, проиллюстрирован и оформлен.
Считаю, что реферат Петровой Г
В. «Температурная зависимость осмотических реакций растительных клеток в растворах криопротекторов» полностью отвечает требованиям, предъявляемым к данному виду работ, а его автор заслуживает оценки «отлично».
Рецензия к реферату должна четко демонстрировать позицию составителя, быть краткой и лаконичной
Особое внимание следует уделить обоснованию авторских выводов, анализу глубины и широты знаний студента в исследуемом вопросе
Структура рецензии
Как начать рецензию
Написание любой рецензии начинается с выбора основной темы. Дальше необходимо найти, тщательно изучить материал, с которым предстоит работать, причём поверхностное изучение не подойдёт – в тему придётся углубляться
От выбранной темы зависит стиль письма (научный или публицистический), на что обязательно нужно обратить внимание. Дальше определяется структура рецензии, её содержание, при желании можно набросать план рассказа, определить будущее оформление
Наиболее предпочтительный вид речи – сдержанный, без лишней эмоциональной окраски.
После выбора темы и стиля рассуждения на первом этапе указывается информация об авторе: фамилия, имя, место учёбы или работы, непосредственно название исследуемого объекта.
Основная идея произведения
На следующем этапе пишется основная суть исследуемого произведения, краткое содержание (не более двух-трёх предложений), обсуждается актуальность выбранной темы – важность затрагиваемых вопросов, помощь ответов на них в решении современных проблем данной сферы работы – литературы, театра и т.д. Важно писать кратко, осмыслив перед этим содержание прочитанного произведения, просмотренного спектакля и др., чтобы объединить полученную информацию с уже имеющимся багажом знаний, а затем написать связный рассказ
Важно писать кратко, осмыслив перед этим содержание прочитанного произведения, просмотренного спектакля и др., чтобы объединить полученную информацию с уже имеющимся багажом знаний, а затем написать связный рассказ
Критический анализ
Критический анализ должен занимать основную часть рецензии. В первую очередь производится оценка рецензируемого материала, насколько он соответствует требованиям, которые предъявляются исследуемому жанру. Оценка научных работ и художественных отличается: в первом случае оцениваются адекватность применяемых методов, их достаточное обоснование, доказательная база, логичность и последовательность речи. Отмечается грамотное использование схем, рисунков, если такие имеются. Во втором – соответствие формы и содержания, адекватность использования литературных приёмов, богатство языка писателя, особенности композиции.
Дальше рецензент переходит к критическим замечаниям – заявляет о недочётах, промахах автора работы, указывает на недостаток или переизбыток информации, на места, вызывающие вопросы. Однако, критические замечание не стоит переводить в глумление над автором и его работой – рецензент должен мягко указывать на ошибки, не затрагивая личность автора в негативном ключе. Не возбраняется писать пожелания и рекомендации на будущее.
Выводы
На последнем этапе остаётся подвести итоги по работе. Выводы будут разными в зависимости от жанра работы
В случае рецензии на научно-исследовательскую работу, подчёркивается её актуальность и важность в решении проблем, её практическая ценность и возможность применения полученных в ходе работы результатов
В выводе рецензии на художественное произведение акцентируется внимание на том, на какое место в ряду аналогичных работ оно может встать, его значимость для искусства и литературы, вклад в развитие жанра и новизна
Рекомендации по написанию рецензии на книгу
- Прочитайте, прослушайте или просмотрите произведение не менее одного раза. При первом ознакомлении с материалом у вас возникнет общее впечатление от увиденного или услышанного. Затем необходимо определить сильные и слабые стороны исследуемого произведения. После этого прочтите или просмотрите материал еще раз, сравните свои ощущения с первым впечатлением, запишите, если ваше мнение изменилось.
- Предоставьте аудитории подробную информацию о произведении. Например, если пишите литературную рецензию, сообщите дату издания книги, автора, укажите издательство, сообщите, где можно прочитать/купить/найти книгу.
- Опишите качество и ценность произведения для себя и для других людей. В чем заключаются его преимущества и недостатки? Кому прочитанное или увиденное принесет пользу? Что в нем нового, актуального, интересного?
- Знайте свою целевую аудиторию. Вы должны понимать, для кого пишите. От аудитории будет зависеть стиль написания рецензии (например, научная рецензия будет написана исключительно в формальном стиле). Более детальное изложение своих доводов понадобится для широкой публики, в то время, как для экспертов ваша рецензия должна быть максимально лаконичной, аргументированной и «по делу».
- Докажите. Покажите своему читателю, почему и каким образом вы пришли к такому выводу, подкрепите свою критическую оценку доказательствами, фактами, цитатами, сравнениями.
- Объясните, какими критериями, стандартами, характеристиками вы руководствовались при разборе и оценке произведения.
- Подтвердите свое мнение. Можно использовать цитаты или описать сцены из произведения, можно использовать внешние источники — мнения других критиков, рецензентов и экспертов.
- Понимание жанра, вида искусства и темы. Наличие знаний в области оцениваемого произведения — одно из основополагающих требований для создания по-настоящему хорошей рецензии.
- Сравнивайте и противопоставляйте. В рецензии допускается и даже, в некоторых случаях, необходимо сравнивать одно произведение с другим. Создавайте контраст.
Образец рекомендательных писем.
Рекомендательное письмо для организации: шаблон
February 25, 2021 Обсудить 0 0 История рекомендательных писем началась в Европе несколько веков назад.
В России эта традиция быстро прижилась и с каждым годом приобретает все большую популярность.
Чтобы составить такой документ, желательно иметь перед собой образец. бывает много. Все они отчасти похожи друг на друга. Разница состоит лишь в том, кому адресовано такое послание. Все эти вопросы следует рассмотреть более подробно.По сути, рекомендательное письмо является обычным деловым документом.
Поэтому его составление подчиняется общим правилам.
Исходя из самого названия, подобный документ оформляется в письменном виде. В принципе, можно разработать один образец рекомендательных писем на разные случаи жизни. Потом останется только уточнить некоторые моменты относительно адресата и подробностей излагаемой информации.Любой образец рекомендательных писем имеет стандартную структуру.
Она, как правило, включает в себя следующие обязательные пункты:
- Реквизиты составителя рекомендательного письма с обязательным указанием контактных данных. Они нужны на тот случай, если потребуется уточнить предоставленную информацию.
- Заголовок (наименование) документа.
- Список деловых и личных качеств сотрудника, которые он проявлял на предыдущем месте работы.
- Причина увольнения.
- Рекомендации для будущего работодателя.
- Краткая информация о работодателе с подтверждением факта того, что гражданин действительно с такого-то числа на протяжении определенного срока занимал у него конкретную должность.
- Дата составления документа.
- Перечень выполняемых обязанностей. Желательно, чтобы он был максимально подробным. Это поможет лучше оценить профессиональные навыки и способности кандидата.
- Описание его профессиональных достижений.
Список пунктов можно увеличить по своему усмотрению, так как законом не установлена конкретная форма такого документа.Чтобы образец рекомендательных писем был наиболее полным и правильным,
Данные
На что еще нужно обратить внимание? На то, что, независимо от характера вашего мнения о той или иной организации, в тексте должна содержаться полная контактная информация: название компании, ее адрес, номер телефона, а также электронная почта. Все это в обязательном порядке освещается, если мнение, реально ведь скрывать вам нечего
Далее, желательно указывать руководителей компании, а также отдел, в котором вы работали (либо в который обращались за помощью). Все это поможет автору указать на то, что речь идет о конкретной организации, а не о каком-то придуманном офисе.
Отсутствие контактных данных пока что мало кого заставляет задуматься над обманом. Но вот если об организации нигде нет информации для связи, то это уже наводит на мысли о несерьезности компании. Постарайтесь все же упоминать сведения, которые вам известны для связи с потенциальным работодателем.
Вариант № 5 – больше конкретики
Не всегда пустые слова, даже и красивые делают свое дело в плане привлечения покупателей. Если вы разберете как правильно писать отзывы и научитесь правильно писать такие мини-тексты, то вам будет проще работать с продающими статьями. Они немного похоже и в отзывах есть какая-то часть таких текстов, ведь положительность привлекает клиентов.
Но ближе к конкретике. Факты позволяют сыграть на доверии клиента(будущего). Возьмем те же кроссовки.
Вариант с конкретикой.
Вот примерно так. Но конкретные факты не берутся из головы. О них можно писать только основываясь на реальности.
Как написать рерайт текста правильно.
Вариант № 6 – естественность
Написание отзывов без ошибок в чисто литературном стиле тоже вызывает подозрение. Как нужно правильно поступить? Эмоциональный человек, которому понравился товар или услуга была оказана некорректно, в порыве эмоций напишет отзыв с ошибками. Но это не говорит о том, что нужно путать гласные с согласными. В реальных примерах обязательно будут присутствовать буквы выделенные КАПСОМ, восклицательные знаки после эмоциональных выражений, смайлы и скобки. Все это атрибуты естественности.
Рецензия на учебное пособие
Рецензию на методическое (учебное, учебно-методическое) пособие или учебник также обычно составляют кандидаты и доктора наук либо практики, которые хорошо знают сферу применения изнутри. Но в магистратуре или аспирантуре такой вид работ также возможен. План рецензии на учебно-методическое пособие похож на план рецензии для статьи, но дополняется некоторыми пунктами:
- Введение (библиографические данные, актуальность темы, основные положения работы).
- Констатирующая часть (соответствие пособия нормативным документам и правилам, связность и логичность текста, обоснованность методов и приемов обучения).
- Аналитическая часть (достоинства и недостатки пособия, рекомендации по улучшению).
- Заключение (выводы о целесообразности применения пособия в учебном процессе).
Образец рецензии на учебное пособие для студентов также можно найти в интернете. Рекомендуем позаимствовать из него фразы-клише для данного типа работ:
- «В методическом пособии В. П. Петрова рассмотрены…»;
- «Актуальность поднятой автором темы подтверждается…»;
- «Учебное пособие соответствует стандартам и требованиям…»;
- «В методическом пособии рассмотрены такие части…»;
- «В целом работа может быть высоко оценена и признана…»;
- «В пособии присутствуют незначительные недостатки: …»;
- «Таким образом, пособие представляет теоретическую и прикладную ценность и может быть использовано…».
Рецензия на любые виды научных работ должна быть лаконичной и составлять не более 1000 слов (оптимальный объем – 500-700).
Требования к рецензии
По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.
Содержание и стиль
Рецензия на статью должна включать:
- Тезисный анализ ее содержания.
- Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
- Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
- Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
- Обоснованную критику недостатков статьи.
- Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.
В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.
В рецензии на статью недопустимы:
- Банальный пересказ текста.
- Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
- Отклонения от стандартов научного стиля речи.
- Высказывания от первого лица.
Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.
При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:
- в статье автора…;
- значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
- автор пишет о проблеме…;
- изучив статью…;
- в рецензируемой работе…;
- работа посвящена актуальной теме…;
- в статье подробно раскрыта проблема…;
- автор высказал неординарную точку зрения на…;
- в статье на первый план выдвинуто…;
- автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
- автор проявил умение анализировать…;
- работа проведена на высоком научном уровне…;
- точка зрения автора подкреплена…;
- статья – пример глубокой проработки темы…;
- написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
- в статье автор точно расставляет акценты на…
- безусловная заслуга автора состоит в…;
- автор изучил большой объем фактического материала…;
- статью отличает доказательность…;
- из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
- утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
- автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
- автор статьи углубляет наше представление о…;
- выводы работы убедительно подтверждаются…;
- к недостаткам статьи следует отнести…
Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью
В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.
План
В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:
- Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
- Актуальность темы.
- Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
- Оценка значимости проведенного исследования.
- Недостатки работы.
- Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.
Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.
Популярные статьи
- 25.1K
- 9 мин.
Метод AARRR, или 5 пиратских метрик для продвижения бизнеса
Знаете, что такое метод AARRR и как он может помочь продвижению бизнеса? Нет? Тогда читайте нашу статью. Мы расскажем, что это за зверь, какую пользу можно извлечь из этого метода и как с ним работать.
- 21 августа 2018
- Продвижение
- 11 ноября 2018
- Продвижение
- 180.7K
- 8 мин.
Яндекс.Вордстат: инструкция по применению
Яндекс.Вордстат – очень полезный ресурс для подбора ключевых запросов. С его помощью можно разработать семантическое ядро для сайта, подобрать анкоры для ссылок, спрогнозировать трафик на сайт и подготовить рекламную кампанию в Яндекс.Директ. В статье мы в мельчайших подробностях рассмотрим, что из себя представляет сервис и какие возможности дает.
- 1 сентября 2020
- Продвижение
Рецензия или отзыв?
В основе рецензии лежит отзыв. При этом не всякий отзыв называется рецензией.
Задумались? Путаница вокруг этих понятий возникает регулярно. На самом деле все просто.
Рецензия — статья о произведении искусства, культуры, науки, публицистики. Да не простая, а аналитическая: с информационным обзором, критическим разбором, аргументированной оценкой.
Опирается на авторитетность и экспертность. Нужна, чтобы:
- создать предварительное впечатление у читателей, зрителей, слушателей
- пробудить у них интерес — это самое произведение искусства попробовать на вкус
Отзыв — отклик о чем угодно, без аргументации, с минимальным количеством фактов. В отличие от своей «старшей сестры» лишен аналитической составляющей. Это эмоциональное мнение на уровне «хороший/плохой», «нравится/не нравится». Разовые оценочно-личные впечатления, которые не претендуют на «оружие массового поражения».
Рецензия, подобно даме из высшего общества, достаточно сдержана в эмоциях. Ее репутация — беспристрастная законодательница мод. Нравится/не нравится не столь прямолинейно, как в отзыве. Оно словно проступает сквозь глубокий, доказательный анализ.
Человека, который пишет рецензии, называют рецензентом.
Быть рецензентом ответственно. Нужно укладываться в узкие границы жанра
Акцентировать внимание на самом важном. Знать, как и что писать. Языком отлично владеть
С логикой дружить. Нормы оформления соблюдать.
Языком отлично владеть. С логикой дружить. Нормы оформления соблюдать.
Зачастую, чтобы составить краткую рецензию на прочитанный текст, необходимо осилить огромный том. Или даже несколько огромных томов. Труд рецензента не так прост, как кажется.
Хотя по сути рецензионная статья — штука критическая, в ней анализируются не только недостатки, но и достоинства произведения. Объективность — важнейшее качество рецензента-профи, показатель его уровня экспертности.
Традиционная, излюбленная цель рецензентов — новинки. Свеженькие, с пылу-жару. Устойчивое мнение о которых у широкого круга слушателей, зрителей, читателей еще не сложилось, потому что их еще толком не смотрели, не слушали, не читали. Как только они появляются, рецензионная братия берется за дело. Во-первых, обозревает, разбирает, оценивает. Во-вторых, рассматривает новые произведения в контексте современности, насущности, злободневности. Поэтому еще один важный атрибут рецензии — ее актуальность.
Особенности оформления
К оформлению рецензий не предъявляется жестких требований
Оформление рецензии на научные работы не имеет жестких требований, но лучше воспользоваться традиционными параметрами, установленными ГОСТами для научных трудов:
- гарнитура шрифта: размер – 12-14 пт (предпочтительно 12, чтобы текст поместился на 1 страницу), стиль Times New Roman, полуторный междустрочный интервал, выравнивание основного текста «по ширине»;
- поля: левое 3 см (30 мм), верхнее и нижнее по 2 см (20 мм), правое – 1 см (10 мм);
- название «РЕЦЕНЗИЯ» пишется заглавными (прописными) буквами, полужирным шрифтом;
- данные студента (автора дипломной работы) и рецензента обычно выравниваются по правому краю;
- внизу нужно оставить место для подписи рецензентов.
Чтобы все требования к содержанию и оформлению рецензии на научную работу были понятными и отложились в памяти, посмотрите образец рецензии – https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcMkFMTzFzVTJ6aWs/view?usp=sharing