Ударение егэ 2021: список слов к заданию 4 егэ по русскому языку (на основе списка слов фипи), теория и практика

Имена существительные

  • В формах именительного падежа множественного числа ударение падает на окончание -а окончание -ы является безударным.Например: аэропОрты, тОрты, лИфты, бАнты, крАны, лЕкторы, шАрфы.
  • В формах родительного падежа множественного числа окончание -ов чаще всего является безударным, а окончание -ей – ударным.
    Например: бухгАлтеров, кОнусов, лЕкторов, тОртов, должностЕй, новостЕй
    НО: мЕстностей, сУдей

  • В существительных иностранного происхождения ударение, как правило, падает на последний слог.
    Например: агЕнт, алфавИт, дефИс, диспансЕр, докумЕнт, жалюзИ, каталОг, некролОг, квартАл, партЕр, апострОф, процЕнт, цемЕнт, экспЕрт, фетИш
    НО: фОрзац, факсИмиле

  • Часто в производных словах сохраняется ударение от производящих слов.Например: вероисповЕдание – исповЕдаться, договорЕнность, договОр – договорИться намЕрение – мЕра, обеспЕчение – обеспЕчить, аристокрАтия – аристокрАт, знАмение – знАмя

↑ Алгоритм выполнения 21 задания:

Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1) Хатангский тракт — торговый путь на северо-западе полуострова Таймыр, проложенный русскими купцами в XVII веке. (2)В XIX столетии здесь сформировался отдельный этнос — долганы, самый молодой из малочисленных народов Таймыра, впитавший традиции эвенков, якутов и других северных народностей. (3) На картах XIX века Хатангский тракт выглядит как пунктирная линия, вытянутая от современной Дудинки в сторону моря Лаптевых. (4)К северу от тракта простирается тундра, к югу — неприступное плато Путорана. (5) Каждая точка линии — обустроенное жилище (зимовье), где можно было переждать непогоду и холода. (6) Большинство зимовий закладывалось русскими первопроходцами, поэтому Хатангский тракт часто называли «большой русской дорогой». (7) По Хатангскому тракту ездили купцы, ученые и проповедники. (8) Путешественникам доставались пушнина и надежные проводники по тундре. (9) Коренным жителям — медная посуда, соль, порох, язык и религия. 
ИЛИ

БУКВЫ Е/Ё/О В СУФФИКСАХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

«Пишется Ё»

1. В суффиксах глаголов –ёва-, -ёвыва- под ударением всегда пишется Ё после шипящих. Например: перекочёвывать, затушёвывать, заночёвывать и пр.

2. В суффиксах причастий –ённ- (-ён-) под ударением всегда пишется Ё после шипящих. Например: затушеванный, затушёван

3. Ё пишется в существительных и прилагательных образованных от глаголов и причастий. Например: тушёный – тушёнка, сгущённый – сгущёнка.

4. В отглагольных существительных пишется Ё. Например: корчёвка – корчевать, межёвка – межевать, рустушёвка – растушевать и пр.

«Пишется О/Е»

1. В существительных образованных от прилагательных пишется О. Например: грушовка – грушевый, ножовка – ножевой, алычовка – алычовый и пр.

2. В существительных, наречиях, полных и кратких прилагательных мужского рода под ударением пишется О. Например: слушок. дьячок, моржовый, чесучовый, горячо, княжон, смешон. Без ударения пишется Е. Например: сережек, грешен, страшен, нужен, должен, пуншевый, грушевый, неуклюже и пр.

СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ

ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Изменение глаголовпо лицам и числам называется спряжением.

СПРЯГАЮТСЯ глаголы только в изъявительном наклонении в форме настоящего и будущего времени.

СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ

ПРИЧАСТИЕ — особая форма глагола, кот. обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?читающий мальчик, читавший; читаемая книга, прочитанная.

СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Суффиксы –ИВ- и –ЕВ-

Под ударением –ИВ-: красивый, игривый, льстивый

Без ударения –ЕВ-: дождевой, сиреневый, краевой

          Искл.: милостивый, юродивый.

Суффиксы –ЛИВ- и –ЧИВ-, -ЕВ

Только с И: совестливый, опрометчивый

Запомнить:гуттаперчевый (= упругое вещество, как каучук), эмалевый – образованы при помощи суф. –ЕВ-

!  Суф. –ЛЕВ- и –ЧЕВ- в рус.яз. нет

Суффиксы –ИЙ-

Сущ. к// ч + ИЙ: извозчик – извозчичий, перевозчик – перевозчичий

В Им.п мягкого знака нет, а в косвенных падежах – пишется Ь:извозчичий – извозчичьего, извозчичьему

Суффиксы –ОВ- , –ОВАТ-, -ОВИТ-

Пишутся после твердых согласных (кроме Ц): деловой, беловатый, домовитый.

Под ударением после шипящих и Ц: ежовый, грошовый, перцовый

Суффиксы –ЕВ- ,–ЕВАТ- , -ЕВИТ-

Пишутся после мягких согласных, после шипящих и Ц:речевой, рыжеватый, глянцевитый

Без ударения: плюшевый, ключевой, ситцевый

Суффиксы –ОНЬК- ,–ЕНЬК –

 -ОНЬК- пишется после г, к, х: высоконький, лёгонький, сухонький

-ЕНЬК- после других согласных: зелененький, дешёвенький, тёпленький

Суффиксы –ИНСКИЙ ,–ЕНСКИЙ

Прилаг. заканчиваются на–ИНСКИЙ:

1)    от сущ. на –А, -Я, -Ы, -И: Ельня – ельнинский, Мытищи – мытищинский

2)    от сущ, от которых возможно образование притяжательных прилаг:Мария – Маиин- мариинский,сестра – сестрин – сестринский

3)    от сущ на –ИН: воин – воинский

В остальных случаях на –ЕНСКИЙ:Керчь – керченский,нищий – нищенский

Следует обратить внимание на написание:Коломна – коломенский, Крапивна – крапивенский, Ливны – ливенский, Инза – инзенский, Лопасня – лопасненский, Пенза – пензенский, Пресня — пресненский

Суффиксы –ЧАТ-, -АТ-, -АН-

Перед суф. –ЧАТ- Ц // Т :ресница – реснитчатый, черепица – черепитчатый.

Различается написание согласных перед суф. –АТ-, -АН- в прилаг. — дощатый, брусчатый

-Щ- пишется, когда обозначаемые ею звуки относятся к одной морфеме:

                                           Доска – дощ-ат-ый,          воск– вощ-ан-ой

Но:брус – брус-ок – брус-к-а – брус-ч-ат-ый (слышится бру/щ,/ атый, но писать нужно брусчатый).

СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Задание 11

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. Эмал..вый Милост..вый Юрод..вый Забывч..вый Рассыпч..тый Ответ:____________________

Данное задание рассчитано на знание правописания суффиксов прилагательных.

Однако, как мы уже отмечали ранее в этих заданиях, а особенно в 10 и 11 правописание суффиксов не исчерпываются приведенными примерами. Чтобы подготовиться к выполнению данных заданий нужно хорошо разбираться в правописании суффиксов после шипящих, а также в правописаний окончаний и суффиксов глаголов, причастий и деепричастий. Ниже мы предоставляем краткий конспект тем.

Что нужно знать, чтобы получить высокий балл?

На ЕГЭ по русскому есть несколько основных тем, которые нужно выучить, чтобы хорошо сдать экзамен. О них мы и поговорим.

Ударения (орфоэпия) и паронимы

Не пугайтесь, не нужно знать ударения во всех 30 тысячах слов русского языка. ФИПИ подготовили для вас сборник, где собраны только те слова, которые попадутся на ЕГЭ. С паронимами то же самое. Наша задача — выучить эти слова, тогда баллы за 4 и 5 задания обеспечены.

Лексические нормы

«Лично я считаю» — видите ошибку в этой фразе? Если нет, 6 задание вам пока не под силу. Там необходимо либо исключить лишнее слово, либо заменить некорректное. Изучите лексические нормы, чтобы некорректные формулировки сразу резали вам глаз.

Морфологические нормы

Какое окончание у существительного во множественном числе или родительном падеже? Как склонять числительное? Почему «самый лучший день» — это грубая ошибка? Седьмое задание проверяет, насколько хорошо вы знаете правила, умеете ли образовывать формы слов.

Синтаксические нормы

Выпускники уважительно называют 8 задание «то самое, в рамочке». В левом столбике 5 ошибок, в правом 9 предложений, нужно найти соответствия. Это очень дорогое задание — за него можно получить сразу 5 первичных или 10 вторичных баллов. Поэтому оно стоит усилий. Главное — разберитесь, что такое синтаксические ошибки и какие подсказки нам помогут их найти. А подробнее о том, как справиться с этим заданием, читайте здесь.

Орфография

Вы получите за задания 9-15 целых 7 баллов, если выучите нужные правила. Здесь необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. Если вам в школе рассказывали про спряжения, но вы не понимали, зачем — тут они точно пригодятся. Самое время вспоминать, что там за 11 глаголов-исключений! И, конечно, без правил на одну и две Н никуда. Если не научиться отличать отглагольное прилагательное от причастия, балл за 15 задание не получить. 

Пунктуация

Умеете выделять грамматическую основу? Знаете правила постановки запятых при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах, вводных словах и придаточных частях? Тогда вы отлично справитесь с заданиями 16-21. Звучит устрашающе, но на практике все не так плохо, главное — знать правила. Одно из самых сложных — 21 задание. Рекомендуем уже сейчас вспоминать правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях.

Типы речи

Задание 23 — самое сложное на ЕГЭ по русскому, его решает минимальный процент выпускников. Чтобы его решить, нужно понимать классификацию типов речи и навыки анализа текста.

Языковые средства выразительности

Метонимия, синекдоха, перифраз, оксюморон — знакомые слова? Это небольшая часть языковых средств выразительности. В задании 26 нужно попросят вставить термины в пропуски, поэтому придется выучить их значения.

План подготовки к экзамену с нуля

Сначала нужно составить чёткое представление о том, что ждёт на экзамене. Для этого следует самостоятельно решить один из вариантов, например можно выполнить пробник, и оценить, насколько вы готовы к экзамену в данный момент

Затем важно чётко сформулировать цель: «Хочу сдать на … баллов». Дальше начать регулярно решать тестовые задания и писать сочинения

Повторять школьную программу и отрабатывать тестовые задания можно блоками по темам: 1) работа с текстом, стили и типы речи, средства выразительности: задания 1–3, 22–26; 2) нормы современного русского литературного языка: задания 4–8; 3) орфография: задания 9–15; 4) пунктуация: задания 16–21

Обращаем внимание на то, что все эти знания проверяются не только в тестовых заданиях, но и в сочинении по критериям 5–12

Следует обратить внимание на задания, которые часто вызывают трудности у выпускников. Это в первую очередь задание 12, проверяющее знание правил написания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, а также задание 21, в котором нужно выполнить пунктуационный анализ

Кроме того, стоит отработать задания, которые могут принести больше баллов. Таких заданий в тесте два. При выполнении задания 8 на синтаксические нормы можно набрать 5 первичных баллов, задания 26 на средства выразительности и языковые особенности текста — 4 первичных балла: по одному баллу за каждую правильно указанную цифру.

↑ Формулировка 8 задания ЕГЭ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

За это задание вы можете получить 5 баллов, поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных и сложных заданий ЕГЭ

Пример из демоверсии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемымБ) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемВ) ошибка в построении предложения с однородными членамиГ) неправильное построение предложения с деепричастным оборотомД) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статеи? об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя.8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперед.
 А  Б  В  Г  Д
         

Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего пять. Это значит, что 4 предложения могут относиться:

  • к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце.

  • к предложениям без ошибки (такое тоже встречается). 

↑ Знаки препинания в БСП (бессоюзном сложном предложении)

Точка с запятой ставится

  • если части БСП отдалены друг от друга по смыслу и предложение можно разбить на несколько простых: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой. 
  • между частями БСП при осложнении одной из частей или обеих частей (однородные члены, причастные, деепричастные обороты, уточнения, сравнительные обороты и т.д.)Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари 

↑ Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи… Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)Задание 1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.Ответ:1234

Как правильно выполнить задание 9: алгоритм

Разбор 9 задания ЕГЭ по русскому производится в соответствии со следующим алгоритмом:

Отметить, что нужно искать.
Сразу отмечать корни: иногда знакомая комбинация букв может входить в состав морфемы на другое правило (например, отвар — похоже на -твар-/-твор-, но корнем будет в слове -вар-, а от- — приставкой).
Сразу исключать ряд, в котором попадается не подходящее под задание слово. Это поможет сократить время на выполнение КИМ-а

Чтобы облегчить себе задачу, можно сразу пометить все чередования.
Если необходимо найти безударные, то требуется обратить внимание на все гласные, на которые не падает ударение и которые находятся в корне. Если хоть одна из них попадает под правило (проверяется или не проверяется), то слово и ряд не исключается.

Когда начинать подготовку к ЕГЭ по русскому

Лучшее время для начала подготовки к ЕГЭ было год назад. Второе лучшее время — сейчас. Не стоит откладывать подготовку на последние недели перед экзаменом, если вы рассчитываете на хороший результат. Для успешной сдачи нужно каждую неделю решать тестовые задания и писать два-три сочинения в месяц. При этом на начальном этапе подготовки написание сочинения может потребовать немалых усилий в течение полутора-двух часов, но, если регулярно тренироваться, времени будет требоваться всё меньше

И это важно, ведь всю экзаменационную работу по русскому языку предстоит выполнить за 3,5 часа (210 минут)

📝 Формат подготовки

Выберите способ работы, удобный именно вам:

Самостоятельно

Мотивированные выпускники могут заниматься самостоятельно. Изучить теорию можно с помощью видеоуроков, конспектов, учебников, справочников, сайтов с заданиями. Также хорошей практикой станет регулярное решение тестов и написание сочинений. Вам придётся рассчитывать только на свои силы и готовиться усерднее, чем при других форматах. Это наиболее время- и трудозатратный способ.

В интернете большое количество ресурсов, которые содержат материалы для подготовки к ЕГЭ, но многие тексты могут вызвать сомнение, так как подготовлены не экспертами в данной области. Именно поэтому к подбору ресурсов нужно подходить внимательно. Так, массу полезных и бесплатных материалов (разборы, теория, тренировочные варианты), соответствующих ФИПИ и ФГОС, можно найти у нас (и не только по русскому). Вы будете готовиться к экзамену самостоятельно, но с использованием автоматизированной системы и плана. Этот навык пригодится вам в будущем.

Онлайн-школы

Относительно новый вид подготовки. Занятия проходят в формате онлайн-вебинаров в дружной обстановке. Преподаватель, который уже знает все нюансы и подводные камни (ну, по крайней мере должен по определению) объясняет материал и общается с учениками через чат. Выдают и проверяют домашнее задание. Здесь без дисциплины тоже никак, потому что нужно самостоятельно выполнять дз.

Плюсы этого способа подготовки: небольшая цена, обратная связь и удобное расписание.

Репетитор

Плюс в том, что вы будете заниматься с преподавателем один на один, то есть это индивидуальная подготовка. Репетитор скорректирует личный план подготовки именно под Вас. Всегда можно попросить репетитора объяснить тему ещё раз и выбрать удобное время занятий. Однако это самый дорогой способ подготовки к ЕГЭ.

Вид подготовки Сам Школа/курсы Репетитор
плюсы 1.Минимальные затраты (на учебники, пособия и т.д.).

1. Приемлемая стоимость.

1.Индивидуальный подход.

2. Возможность заниматься тогда, когда есть время и силы.

2. Обратная связь.

2. Удобное расписание.

3. Развитие навыков поиска и отбора информации, самодисциплины

3. Проведения занятий по установленному график.

3. Контроль успеваемости.
4. Не нужно тратить время на дорогу.
минусы 1. Отсутствие контроля за правильностью выполнения заданий.

1. Нет индивидуальной отработки пробелов.

1. Высокая цена.

2. Низкая эффективность без должной мотивации. 2. Отсутствие гарантий.

2. Нет гарантии качества.

3. Минимальный контроль выполнения заданий.

3. Потребность в регулярном посещении репетитора, отнимающая время и силы.

Правописание корней слов — правила

Чтобы понять, как решать 9 задание ЕГЭ по русскому, нужно уметь различать группы корней со стандартным чередованием, а также знать исключения, и помнить уже обозначенное чередование -и-/-а-(-я-).

Стоит обратить внимание, что разбор 9 задания ЕГЭ по русскому должен учитывать такое явление, как омонимию. Чередующиеся корни имеют тот же смысл, именно поэтому слова мерить (производить измерения) и мирить (сближать людей) не будут корнями с чередованием, а вот слова умереть (прекратить жить) и умирать (прекращать жить) будут ими

Всего на ЕГЭ встречается девять корней, которые часто путают с омонимичными и которые чередуются в определенном значении:

  • -кас-/-кос- — дотрагиваться,
  • -дер-/-дир- — снимать верхний слой,
  • -мер-/-мир- — перестать что-то делать,
  • -тер-/-тир- — размазывать,
  • -твар-/-твор- — создавать,
  • -зар-/-зор- — утро (заря),
  • -чет-/-чит- — совмещать, убавлять,
  • -клан-/-клон- — нагибаться,
  • -плав-/-плов- — передвигаться по воде.

Также существуют нюансы проверки гласных. Смысл проверяемого и проверочного слов должен совпадать: так, седеть (от страха) нельзя проверить деепричастием сидя (на стуле), так как значение у слов абсолютно различен.

Таким образом, чтобы понять, как решать 9 задание ЕГЭ по русскому, нужно заранее изучить корни с чередованием и правила их употребления, а также запомнить и научиться применять алгоритм решения. Тогда разбор 9 задания ЕГЭ по русскому будет даваться легко, а это принесет желанные баллы за экзамен.

22-26

Эти задания связаны с текстом, который также будет использоваться для сочинения, поэтому его сразу же стоит читать внимательно. Тем более, что эти задания в большей степени связаны с содержанием. Они оцениваются 1 баллом, кроме номера 26, за который можно получить сразу 4.

22 вопрос проверяет внимательность выпускников. Нужно выбрать варианты, которые отражают содержание текста. В этом Вам опять-таки поможет регулярное и осознанное чтение. Не надо брать классику или газеты, если они Вам не нравятся, но СМИ сейчас огромное множество, и выбрать свое может каждый. Читая статьи, определяйте их суть, обсуждайте мнение с единомышленниками или репетиторами. Такая тренировка в игровом варианте точно принесет плоды.

23 номер проверяет знаний типов речи (описание – изображение чего-либо, повествование – действия, рассуждение – мысли о чем-то, не связанные с действиями), также здесь нужно искать логические связи внутри текста

Определять тексты очень легко, обратите внимание на то, как автор излагает мысль. Если это типичная художественная литература с выдуманными героями и сюжетом, то перед нами повествование

Если это череда наблюдений об объекте или явлении, то описание. Классическая статья из журнала – рассуждение.

24 задание проверяет знание синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, прямых и переносных значений слов. Эта теория несложная, легко запоминается, а при большом количестве практики без труда закрепляется в памяти. У некоторых возникают проблемы с пониманием фразеологизмов. Это устойчивое сочетание несочетаемых слов (часто устаревших), которое можно заменить одним современным словом. Для простоты сделайте себе табличку с примерами, обозначающими тот или иной термин.

25 вопрос направлен на поиск связей между предложениями. Здесь требуется найти союз, местоимение, с помощью которого предложения соединяются друг с другом. Это тоже приходит с опытом взаимодействия с литературой.

26 номер проверяет знание средств выразительности, выраженных и грамматически (однородные члены, восклицательные и вопросительные предложения, цитирование), и лексически (эпитеты, метафоры, олицетворения, синонимы, антонимы). Запомнить все это тоже поможет таблица с примерами, которые помогут Вам быстро сориентироваться

Занудные и непонятные определения терминов иногда могут даже запутать, поэтому не стремитесь зубрить, важно добиться именно понимания

Однородное соподчинение придаточных — есть или нет?

Самая неприятная ловушка! Почему-то многие ученики про нее не знают.

Я вспомнил, как сверкнули фары и как она побежала через дорогу.

Я знала, что нужно готовиться к ЕГЭ и что эта статья мне поможет.

Это дом, где родился Иван и прошло моё детство.

Казалось бы, разные грамматические основы – почему мы не поставили запятые?

Если обе придаточные части относятся к одной и той же главной части, отвечают на один вопрос, они считаются однородными. Запятая перед союзом И не ставится:

,  (что…) и (что…).

Это правило простое, но оно встречается довольно редко. Если вы прочитали предложение и видите, что однородных придаточных в нём нет, смело переходите к следующему шагу!

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).

Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически

несовместимых :

Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:

Настроение было НЕ ТОЛЬКО главным для создателя, НО И для читателей

( верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО  вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:

Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов

 (верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:

Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector