Области науки, их виды и характеристики
Содержание:
- Особенности
- Соотношение гуманитарных и социальных наук
- Юридические науки и их роль в развитии прикладного знания
- Фундаментальные представления науки
- Нутригеномика
- Мета-науки
- L
- Особенности понятия
- Развитие науки
- Что такое наука?
- Задачи дисциплин
- Когнитивная экономика
- Г
- Функции культуры
- О науке
- ЧАС
- я
- П
- Пластиковая электроника
- ↑ Модели развития научного знания
- Как отличить науку от псевдонауки: действенный алгоритм
Особенности
Прикладные науки – это такая сфера деятельности, где результат является предсказуемым и ожидаемым. Когда ученые приступают к решению практических задач, они используют имеющиеся знания (ничего нового, как правило, им узнавать не нужно и не приходится). Если же намеченного результата не удалось достичь, то часто говорят о том, что исполнитель имеет низкую квалификацию или что он приложил недостаточно усилий. Но не отбрасывается версия и о том, что подход был адекватным. Просто не хватило базовых знаний. В таком случае прикладная задача переквалифицируется в фундаментальную проблему. Но не стоит заблуждаться и думать, что эти науки существуют в чистом виде. Когда их разделяют вот так, то необходимо понимать, что под этим подразумевают просто разные пропорции работы различных научных методов.
Соотношение гуманитарных и социальных наук
Эта предметная сфера научного знания уделяет внимание проблемам человека, изучая его в качестве объекта с самых различных сторон. Однако единства по поводу того, какие науки относить к гуманитарным, пока нет
Причиной этих разногласий можно считать социальные дисциплины, которые также имеют отношение к человеку, но только уже с позиций рассмотрения его в социуме. По мнению ряда наук, человек без общества не может сформироваться в полном смысле этого слова. Примером тому служат дети, оказавшиеся и выросшие в стае животных. Пропустив важный этап своей социализации, они так и не смогли стать полноценными людьми.
Выходом из сложившейся ситуации стало объединённое название: социально-гуманитарное знание. Оно характеризует человека не только как индивидуального субъекта, но и как участника социальных отношений.
Юридические науки и их роль в развитии прикладного знания
Эта отрасль научного знания также содержит фундаментальные и прикладные науки. Здесь раздел между ними прослеживается просто. Есть фундаментальная дисциплина – теория государства и права. Она содержит главные понятия, категории, методологию, принципы и является основой для развития всей юриспруденции в целом.
На основе теории государства и права развиваются все остальные дисциплины, и в том числе прикладные юридические науки. Их появление основано на использовании так называемых неюридических знаний из различных сфер: статистики, медицины, социологии, психологии и т. д. Такое сочетание открыло в своё время новые возможности человеку в обеспечении законности.
Перечень юридических дисциплин, которые формируют прикладные науки, достаточно большой. Он включает криминологию, криминалистику, юридическую психологию, судебную медицину, судебную статистику, правовую информатику, судебную психологию и другие. Как видим, здесь к прикладным наукам относятся не только сугубо юридические дисциплины, а преимущественно те, которые не относятся к юриспруденции.
Фундаментальные представления науки
Фундаментом для науки являются следующие элементы:
Идеалы и нормы
Идеалы и нормы являются теми самыми основами, в которых выражаются представления о целях науки и способах их достижения.
Существует два вида установок: познавательная и социальная. Познавательные идеалы заключаются в том, что научные знания должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами.
Социальные заключаются в понимании роли науки для общества и в коммуникативных связях между учеными, сообществами ученых и самим социумом.
Научная картина мира
Научная картина мира является упорядоченной системой собранных воедино знаний из разных областей наук, напоминающая большой пазл, состоящий из научных представлений о природе, обществе и человеке.
Философские основания
Это система методов, посредством которых научные открытия постепенно вливаются в уже существующую картину мира и становятся приемлемыми для обыденного общественного сознания.
Необходимость в таком процессе обусловлена тем, что на определенном историческом этапе развития общество может выражать враждебность по отношению к науке, т. е. оно не в состоянии принять какие-то факты, а философия позволяет научным открытиям постепенно влиться в мировоззренческие установки людей.
Нутригеномика
Нутригеномика — это изучение сложных взаимосвязей между пищей и экспрессией генома. Учёные, работающие в этой области, стремятся к пониманию роли генетических вариаций и диетических реакций на то, как именно питательные вещества влияют на геном.
Еда действительно оказывает огромное влияние на здоровье — и начинается всё в буквальном смысле на молекулярном уровне. Нутригеномика работает в обоих направлениях: изучает, как именно наш геном влияет на гастрономические предпочтения, и наоборот. Основной целью дисциплины является создание персонализированного питания — это нужно для того, чтобы наша еда идеально подходила нашему уникальному набору генов.
Мета-науки
Существуют две мета-науки, философия и математика. Мета-науки изучают нематериальные сущности и одновременно разрабатывают методы исследования для других наук.
Философия занимается изучением качественных отношений и сущностей. Поэтому философия разрабатывает для других наук качественные методы исследования.
Математика занимается изучением количественных и пространственных отношений и сущностей. Соответственно, математика разрабатывает для всех других наук количественные и пространственные методы
исследования.
И философия и математика в качестве основного научного метода используют дедуктивный метод. То есть на базе небольшого количества недоказуемых предложений путем логических рассуждений строится некоторая
абстрактная модель. И изначально бывает даже неизвестно, найдет ли эта модель хоть какое-то применение на практике или же останется только красивой игрушкой для ума. Но в любом случае дедуктивный метод
познания для этих наук является адекватным методом познания. Поэтому нет никаких оснований не считать философию и математику полноценными науками.
Философия и математика были самыми первыми науками в истории человечества. Причем, математика возникла из чисто практических потребностей человека. А философия, наоборот, возникла из чисто абстрактных
потребностей человека, очень оторванных от реальной практической жизни.
Попытка философии заняться чем-то более практичным привела к тому, что некоторые разделы философии стали на столько развитыми, что эти разделы философии стали отпочковываться от философии. Эти
отделившиеся от философии разделы и превратились в обычные науки. Для их разработки уже не требовались знания в области философии.
Первыми от философии отпочковались естественные науки. Затем, пришло время отделяться от философии социальным наукам. Самыми последними от философии отделились гуманитарные науки.
Собственно говоря, гуманитарные науки до сих пор находятся в процессе отделения от философии и поэтому их связь с философией всё ещё очень сильна. Философия гораздо сильнее влияет на гуманитарные науки,
чем на социальные. И философия практически совсем не оказывает никакого влияния на естественные науки. Многие современные философы известны своими работами в гуманитарных науках. А люди, далёкие от науки,
обычно, ошибочно относят философию к гуманитарным наукам.
С математикой ситуация прямо противоположная. По мере того, как науки отделяются от философии, они всё более и более математизируются. Гуманитарные науки позже всех других наук отделились от философии и
поэтому математизация гуманитарных наук еще не наступила. Общественные науки уже достаточно математизированы, особенно экономика. Но самыми математизированными являются естественные науки, так как они
раньше всех других наук отделились от философии.
Теоретическая механика и квантовая теория поля сейчас выглядят как какой-нибудь раздел математики. Многие физики-теоретики имеют неплохое математическое образование и совершают открытия в области
математики. Люди, далёкие от науки, обычно, ошибочно относят математику к естественным наукам.
L
- Labeorphily — сбор и изучение этикеток пивных бутылок
- Ларифмика — изучение статистики населения
- Ларингология — исследование гортани
- Лепидоптерология — изучение бабочек и мотыльков
- Лепрология — исследование проказы
- Лексикология — изучение слов и их значений
- Лексиграфия — искусство определения слов
- Лихенология — изучение лишайников
- Лимакология — исследование слизней
- Лимнобиология — изучение пресноводных экосистем
- Лимнология — исследование пресных водоемов
- Лингвистика — изучение языка
- Литургиология — изучение литургических форм и церковных обрядов.
- Лоимология — изучение эпидемий и эпидемий
- Локсодромия — изучение плавания по румбу
- Людология — изучение игр
Особенности понятия
Некоторые люди ошибочно считают, что склонность к гуманитарности является показателем низкого интеллекта. На самом деле такие науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность.
В какой-то степени они противопоставляются биологии, химии и другим естественным наукам. На практике эти сферы часто дополняют друг друга. В психологии условно выделяют несколько типов людей, которые имеют склонности к разным видам деятельности. Гуманитарий — это индивид, который имеет способности к изучению человека и его занятий. Часто у такого ребенка появляются таланты в области изучения родного и иностранных языков, истории, литературы и т. п. В современном мире к гуманитарным наукам относятся:
- История. Изучает деятельность людей в прошлом. Этнография является исторической отраслью, ее сфера интересов — народы и этнические образования. В археологии специалисты изучают вещественные источники.
- Культурология. Рассматривает культуру и ее особенности.
- Филология. Изучает язык и литературное творчество.
- Лингвистика. Рассматривает языки разных народов.
- Социология. Изучает общество.
Развитие науки
В современном мире существует определенная классификация наук, которая делит их на четыре вида:
-
математические;
-
естественные;
-
технические;
-
гуманитарные.
В свою очередь технические и естественные относятся к точным наукам, они могут быть фундаментальными (направленными на познание) и прикладными (направленными на решение практических проблем) одновременно.
Кроме этих видов существуют еще и отрасли наук, которые имеют свой определенный, особенный научный предмет. Например, отраслью естественной науки могут быть анатомия или молекулярная химия.
Наука, как и все остальное, развивалась поэтапно. Рассмотрим, что происходило на каждом из этапов развития науки.
Первый этап развития науки — математика
В эпоху античности были получены многие математические знания. Прежде всего они применялись для описания природы и ее различных процессов.
Одной из таких наук, продвигающих математику, являлась астрономия, точные вычисления были необходимы ей для создания правдивой схемы расположения планет и предсказания затмений. В то же время были совершены попытки вычисления размеров планет и расстояний между ними.
Также математика применялась для описания физических процессов, были созданы первые модели и открыты основные законы физики. Но все это были лишь теории, не подкрепленные экспериментальным опытом.
Второй этап развития науки — естествознание
Основная задача развития естествознания заключалась в соединении математического описания природных явлений и процессов с экспериментальными исследованиями.
Естествознание как наука зародилось в эпоху Ренессанса и породило метод экспериментального изучения природы, что послужило проверкой и подтверждением истинности суждений науки.
Третий этап развития науки — гуманитарные и технические науки
В конце 18-го века началось активное развитие научно-технического прогресса. Начали появляться технические сооружения, способные облегчить труд множества граждан и в разы увеличить прибыль производителей.
Тем самым в обществе появляется новая сфера для изучения, так называемая техносфера, т. е. искусственно созданная человеком.
Примерно в то же время начинают активно развиваться и гуманитарные науки, которые направлены на изучение внутреннего, духовного мира человека, его взаимоотношений с социумом и культуры.
Современный этап развития науки
На современном этапе развития на место небольших групп ученых пришла так называемая большая наука, в которой задействована огромная масса людей. Научные исследования выходят на новый более качественный уровень. С использованием современных технологий ученым удается делать все более грандиозные и удивительные открытия.
С появлением современных технологий наука шагнула на много шагов вперед. Все это грозит переходом науки в новейшее состояние и значительными изменениями жизни в целом.
Что такое наука?
Наукой называется некая система упорядоченных знаний об обществе, природе, человеке, также это уникальный вид производства духовного порядка, который направлен на полноценное обеспечение знаниями, их усовершенствование и хранение.
Кроме вышеперечисленного, наука — это комплекс социальных институтов, в пределах которых происходит упомянутое производство.
Если быть точным в определении науки, то она в качестве культурного явления возникла в семнадцатом веке и дала шанс проверять правдивость открытых знаний опытным путем. Наука твердо связана с обществом. Она не может получить толчок для возникновения или развития вне социума. А вот общество нынешнего дня не может полноценно функционировать без нее, потому как основные виды науки направлены на удовлетворение нужд во всех аспектах человеческого существования, а также служат мощным фактором развития социума. Базируясь на знании о законах работы и развития объектов в ее поле рассмотрения, наука строит прогноз дальнейшего существования этих объектов для освоения окружающей действительности на практике.
Задачи дисциплин
И прикладные, и фундаментальные науки служат человеку для решения его проблем и удовлетворения потребностей. То есть люди формируют свои задачи в виде социального заказа общества. Хотя на практике всё происходит несколько иначе.
Прикладные науки не могут развиваться без фундаментальных, между ними возникает тесная, практически генетическая связь. И задачи первых обусловлены постоянным развитием вторых. А это значит, что они выполняют одни и те же функции:
- открытие неизвестных фактов;
- систематизация полученных знаний;
- формулировка законов и открытий;
- формирование теории.
Хотя эти задачи выполняют оба вида дисциплин, прикладные преследуют другие цели. Они необходимы для разработки и использования в производстве новых технологий. А также с их помощью люди проектируют разные приспособления и устройства, исследуют влияние процессов на объекты и вещества. Расширение списка дисциплин будет продолжаться до тех пор, пока на планете существует человек и сама наука.
Прикладные и фундаментальные задачи строятся вокруг общества и человека. Исследование обусловлено самим объектом, результаты напрямую зависят от него. Развитие дисциплин возможно на основе и практической составляющей, и теоретической. Первый вариант распространён больше, так как охватывает разные отрасли наук. А во втором другой фундамент — закономерности, обобщение, гипотезы и абстракции.
Человек получает новые знания благодаря теоретическим основаниям, а затем применяет их на практике. Он сам заставляет науку развиваться и продвигается в изучении разных дисциплин всё дальше. Разделить все знания на несколько групп довольно сложно, ведь у некоторых из них есть общие признаки. Но всё же одни направлены только на удовлетворение теоретических потребностей, а другие позволяют человеку выполнять свои обязанности.
Когнитивная экономика
Как правило, экономика не связана с традиционными научными дисциплинами, но это может измениться из-за тесного взаимодействия всех научных отраслей. Эту дисциплину часто путают с поведенческой экономикой (изучением нашего поведения в контексте экономических решений). Когнитивная же экономика — это наука о том, как мы думаем. Ли Колдуэлл, автор блога об этой дисциплине, пишет о ней:
Иными словами, учёные начинают свои исследования на низшем, упрощённом уровне, и формируют микромодели принципов принятия решений для разработки модели масштабного экономического поведения. Часто эта научная дисциплина взаимодействует со смежными областями, например, вычислительной экономикой или когнитивной наукой.
Г
- Гаплология
- Гастроэнтерология
- Гектография
- Гелиобиология
- Гелиография
- Гельминтология
- Гематология
- Гемотрансфузиология
- Генеалогия
- Генетика
- Геномика
- География
- Геодезия
- Геоинформатика
- Геокриология
- Геология
- Геометрия
- Геомеханика
- Геоморфология
- Геостатистика
- Геотехнология
- Геофизика
- Геохимия
- Геохронология
- Гепатология
- Германистика
- Геронтология
- Геронтопсихология
- Герпетология
- Гибридология
- Гигрометрия
- Гидроакустика
- Гидробиология
- Гидрогеология
- Гидрография
- Гидродинамика
- Гидрология
- Гидрометеорология
- Гидрометрия
- Гинекология
- Гиппология
- Гипсометрия
- Гистология
- Гистопатология
- Глиптография
- Глоттология
- Глоттохронология
- Гляциология
- Гносеология
- Гнотобиология
- Голография
- Голубеводство
- Гомойология
- Гомология
- Гониометрия
- Гравиметрия
- Гранулометрия
- Графология
- Гусеводство
Функции культуры
Перечислим основные функции культуры:
-
Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.
-
Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
-
Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.
-
Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
-
Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
-
Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
-
Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
О науке
Сейчас практически все исследования происходят на стыке наук, поэтому сотрудничество людей с разными компетенциями очень важно. В нашей лаборатории работают генетики, биологи и биохимики, выпускники физического факультета МГУ и МФТИ
Для продуктивной работы коллектива необходимы специалисты с разным набором компетенций. Без использования математических и статистических методов сейчас невозможны никакие исследования. Особенно это касается специалистов по биоинформатике. Мы обращаемся к ним, когда нам нужна информация о полном геноме или частях ДНК — отдельных генах и оперонах
В нашей лаборатории работают генетики, биологи и биохимики, выпускники физического факультета МГУ и МФТИ. Для продуктивной работы коллектива необходимы специалисты с разным набором компетенций. Без использования математических и статистических методов сейчас невозможны никакие исследования. Особенно это касается специалистов по биоинформатике. Мы обращаемся к ним, когда нам нужна информация о полном геноме или частях ДНК — отдельных генах и оперонах.
ЧАС
- Гематавлика — исследование движения крови по кровеносным сосудам
- Агиология — изучение святых
- Галевтика — изучение рыболовства
- Хамартиология — изучение греха
- Гармоники — изучение музыкальной акустики
- Гедоника — часть этики или психологии, имеющей дело с удовольствием.
- Гелькология — исследование язв
- Гелиология — наука о солнце
- Гелиосейсмология — исследование недр Солнца путем наблюдения за колебаниями его поверхности.
- Гельминтология — изучение глистов
- Гематология — исследование крови
- Гемодинамика — изучение динамики кровообращения
- Гепатология — исследование печени, желчного пузыря, желчного дерева и поджелудочной железы.
- Наследственность — изучение передачи признаков от родителей к потомству.
- Ересиология — изучение ересей
- Гермеология — исследование Меркурия
- Герпетология — исследование рептилий и амфибий
- Иерология — наука о священных вещах
- Иппиатрия — изучение болезней лошадей
- Иппология — изучение лошадей
- Гистология — исследование тканей организмов
- Гистопатология — исследование изменений тканей, вызванных болезнью.
- Историография — изучение истории письма
- Историология — изучение истории
- Гомилетика — искусство проповедования
- Домашняя экономика — занимается домом и экономикой
- Гоплология — изучение боевого поведения и работоспособности человека
- Горография — искусство конструирования солнечных часов или часов
- Часовое дело — наука об измерении времени
- Садоводство — изучение садоводства
- Гидробиология — изучение водных организмов
- Гидродинамика — исследование движения жидкостей
- Гидрогеология — изучение грунтовых вод
- Гидрография — исследование исследуемых водоемов
- Гидрокинетика — изучение движения жидкостей
- Гидрология — изучение водных ресурсов
- Гидрометеорология — исследование атмосферной влажности
- Гидропатия — изучение лечения болезней водой
- Гидростатика — изучение поведения жидкости в состоянии покоя
- Гиетология — наука об осадках
- Гигиастика — наука о здоровье и гигиене
- Гигиеника — изучение санитарии; здоровье
- Гигиология — гигиена ; исследование чистоты
- Гигроскопия — исследование влажности
- Гигрометрия — наука о влажности
- Гимнография — изучение написания гимнов
- Гимнология — изучение гимнов
- Гипнология — исследование сна; изучение гипноза
- Гипсография — наука об измерении высоты
я
- Яматология — изучение лекарств
- Ятрология — трактат или текст на медицинские темы; изучение медицины
- Ятроматематика — архаичная практика медицины в сочетании с астрологией
- Ичнография — искусство рисования планов местности; план земли
- Ichnology — наука об окаменелых следах
- Ихтиология — изучение рыб
- Иконография — изучение рисунков символов
- Иконология — изучение икон; символы
- Идеогения — изучение истоков идей
- Идеология — наука об идеях; система идей, используемых для оправдания поведения
- Идиомология — изучение идиомы, жаргона или диалекта
- Идиопсихология — изучение психологии собственного разума
- Иммуногенетика — изучение генетических характеристик иммунитета.
- Иммунология — исследование иммунитета
- Иммунопатология — исследование иммунитета к болезням
- Инсектология — изучение насекомых
- Иренология — исследование мира
- Иридология — исследование радужной оболочки; диагностика заболевания на основании радужной оболочки глаза
П
- Пазиграфия
- Палеоантропология
- Палеобиология
- Палеоботаника
- Палеогеография
- Палеография
- Палеозоология
- Палеоклиматология
- Палеология
- Палеонтология
- Палеоокеанология
- Палеопатология
- Палеофитология
- Палинология
- Папирология
- Паразитология
- Парапсихология
- Парниководство
- Патогистология
- Патология
- Патопсихология
- Патофизиология
- Патрология
- Педология
- Пенетрометрия
- Периметрия
- Петрография
- Петрология
- Петрофизика
- Петрохимия
- Пиелография
- Пиктография
- Пирамидология
- Пирометрия
- Планетография
- Планетология
- Планиметрия
- Плетизмография
- Плодоводство
- Плодоовощеводство
- Пневмография
- Полеводство
- Полигонометрия
- Полиграфия
- Политология
- Полярография
- Помология
- Порнография
- Почвоведение
- Приматология
- Проктология
- Протеомика
- Протистология
- Протозоология
- Псефология
- Психоидеология
- Психология
- Психометрия
- Психопатология
- Психосоциология
- Психофармакология
- Психофизиология
- Птеридология
- Птицеводство
- Пульмонология
- Пчеловодство
- Пьезометрия
Пластиковая электроника
Обычно электроника связана с инертными и неорганическими проводниками и полупроводниками вроде меди и кремния. Но новая отрасль электроники использует проводящие полимеры и проводящие небольшие молекулы, основой которых является углерод. Органическая электроника включает в себя разработку, синтез и обработку функциональных органических и неорганических материалов наряду с развитием передовых микро- и нанотехнологий.
По правде говоря, это не такая уж и новая отрасль науки, первые разработки были сделаны ещё в 1970-х годах. Однако свести все наработанные данные воедино получилось только недавно, в частности, за счёт нанотехнологической революции. Благодаря органической электронике у нас скоро могут появиться органические солнечные батареи, самоорганизующиеся монослои в электронных устройствах и органические протезы, которые в перспективе смогут заменить человеку повреждённые конечности: в будущем так называемые киборги, вполне возможно, будут состоять в большей степени из органики, чем из синтетических частей.
↑ Модели развития научного знания
Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.
Наименование модели | Её содержание |
Постепенное развитие науки | Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников |
Развитие науки через научные революции | Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм*». |
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания | За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость |
Развитие через интеграцию научного знания | Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук |
Парадигма* (от гр. — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Как отличить науку от псевдонауки: действенный алгоритм
Даже самые рациональные учёные попадаются в ловушки псевдонаучных знаний. Как этого избежать? Ориентироваться на два простых правила:
- Проводить верификацию
- Подвергать идею фальсификации
Любую научную теорию надо очень внимательно изучать
Верификация научной теории
Верифицировать теорию — это значит использовать научный метод при её проверке. Он состоит из нескольких шагов:
- проверить, есть ли описание теории с экспериментальными данными;
- проводились ли проверки теории другими учёными и совпадают ли результаты;
- можно ли повторить результаты исследований или это недоказуемо;
- делаются ли научные предсказания на основе этой теории;
- насколько она гибкая и может ли изменяться.
Если вы нашли невероятную теорию, но её поддерживает всего один учёный, стоит задуматься. Скорее всего это полёт фантазии и псевдонаучная идея, а не реальный прорыв.
Фальсификация
Австрийский философ Карл Поппер предложил использовать принцип фальсифицируемости гипотезы, который в дальнейшем развили учёные Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос и другие. Этот принцип говорит следующее: чтобы научную теорию признали верной, надо найти условия, при которых она перестаёт работать.
Так, закон гравитации верен лишь потому, что любое тело, которое мы подбрасываем вверх, неизменно падает на землю. Но если однажды будет доказано, что есть предметы, которые не реагируют на притяжение Земли, теорию смогут пересмотреть.
А вот псевдонаучные идеи нельзя оспорить и подвергнуть фальсификации. Они всегда верны несмотря ни на что. И это главный признак лженауки.
Если нет времени углубляться в изучение документов, подтверждающих теорию, можно обращать внимание на такие дополнительные подсказки:
- Источники, на которых базируется теория. Наука смотрит на достижения последних лет. А псевдонаука всегда оперирует древними и недоступными знаниями.
- Термины, которые используются в теории. Если это «аура», «энергетическое воздействие», «паранормальные явления» и другие термины, непроверяемые научно, перед вами скорее всего лжетеория.
- Сенсационное заявление. Если теория заявляет об открытии, которое противоречит всем достижениям науки или отвергает их, то вряд ли оно будет истинным.
- Обвинения в преследованиях. Авторы теории говорят, что их разработки преследуются правительством, фармкомпаниями или конкурентами? Скорее всего к науке они не имеют никакого отношения.
- Кто автор данной теории. Проверяйте личность человека, чью теорию вы рассматриваете. Если это учёный с мировым именем, то кредит доверия к нему выше, чем к вчерашнему студенту, который не отличался во время учёбы.
Сколько людей — столько теорий и лжетеорий. Будьте внимательны!
Мы кратко разобрали, в чём разница между наукой и псевдонаукой, почему стоит видеть различие между ними, а также привели понятный алгоритм, который всегда поможет вам чётко отличать науку от псевдо- и лжеучений. А если у вас возникнут вопросы с подготовкой и написанием любого вида работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис. Эксперты компании сумеют подобрать научные источники, грамотно оформить и сдать в срок контрольную, курсовую и даже дипломную работу.