Обязанности старосты группы в университете и колледже
Содержание:
- В России
- Южная Америка
- О работе доцента в вузе рассказывает Денис Юрьевич Зубалов
- Откуда взялся исследовательский университет
- Ректор, проректор, декан в вузе — кто это? Каковы их обязанности?
- Что такое студенческое самоуправление
- Как назначают старосту
- Личностные качества ректора
- Порядок избрания
- Должностные обязанности ректора кратко
- Кто такой староста группы в университете
- Староста в вузе: плюсы и минусы
- Права и обязанности старосты
- Как стать ректором
- Мифы и реальность в профессии менеджера
- Что такое студенческое самоуправление
- Стоит ли становиться старостой
- Как выбрать частный вуз: советы абитуриентам
- Составные названия
В России
Должность восстановлена в 1939 году, до этого были директора. До 1970-х гг. должность ректора, за редким исключением, существовала только в университетах (например, ТРТИ). Руководители остальных вузов (учебных институтов) по-прежнему именовались директорами.
Требования к квалификации ректора
Высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие ученой степени и ученого звания; стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.
Порядок избрания ректора
Ректор в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий 5 лет, по результатам обсуждения программ претендентов (претендента).
Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора, сроки и процедура проведения выборов ректора определяются учёным советом высшего учебного заведения. Порядок выдвижения кандидатур должен предусматривать возможность самовыдвижения.
После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок, не превышающий 5 лет.
Ограничения по возрасту
В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должность ректора замещаются лицами, возраст которых не превышает 65 лет, независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. По представлению учёного совета учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет.
Южная Америка
Аргентина
Термин « ректор» используется для обозначения высшего должностного лица университетов и принадлежащих университету средних школ (например, Escuela Superior de Comercio Carlos Pellegrini ) в Аргентине . Каждый факультет ( исп . Facultad ) имеет своего декана.
Бразилия
Термин « ректор» ( португальский : Reitor ) используется для обозначения высшего должностного лица университетов Бразилии . Каждый факультет возглавляет директор, подчиняющийся ректору. В настоящее время, учитывая большие размеры некоторых университетов, должность проректора уступает позиции ректора. Проректор отвечает за управление определенной областью университета, например, исследованиями или высшим образованием .
О работе доцента в вузе рассказывает Денис Юрьевич Зубалов
— Денис Юрьевич, как Вы оказались в сфере высшего образования?
Когда я планировал свое образование в магистратуре, я понимал, что это — ступень к PhD.
— Почему Вы решили переехать в Россию, если все высшее образование получили за границей?
— Я планировал продолжать работу в Европе или в Англии. Но на самом деле, не так легко найти работу, как только получаешь докторскую степень. Сейчас очень много людей пишет диссертации, а вакансий в университетах открывается не так много. И вузы обычно ищут специалистов, которые могли бы и активно публиковаться, и классно преподавать. А когда ты только заканчиваешь вуз, у тебя нет опыта. Но мне повезло в этом плане: в Вышке была открыта вакансия постдока* — специально для тех, кто только что защитил диссертацию. На тот момент Вышка уже зарекомендовала себя как один из лидирующих вузов, и это тоже сыграло свою роль при переезде. А после постдока меня уже взяли доцентом на постоянную работу.
— Что представляет собой должность доцента в рамках университета?
— В первую очередь мы в вузе для науки, поэтому самое главное — проводить свои исследования и публиковать статьи, участвовать в конференциях. На втором месте идет преподавание: ты выбираешь предметы по своему направлению и учишь студентов.
Сейчас у меня больше 10 предметов, которые я веду для студентов разных курсов.
И третья часть — это административная работа: например, я переводил и оформлял сайт Вышки. Какое-то время был академическим руководителем магистерской программы. И еще бюрократические дела: отчеты, ведомости.
Есть поговорка-шутка среди людей, которые работают в академической сфере. Приходит лето, и у всех экзамены заканчиваются. Один научный сотрудник говорит: «Вот, наконец-то лето, сейчас я отдохну». А другой ему в ответ: «Ну конечно, у тебя там куча статей недописанных». И мы действительно все лето пишем статьи, собираем данные, ездим в экспедиции.
— Что Вы можете посоветовать тем, кто планирует академическую карьеру?
— Если вы хотите посвятить свою жизнь научной карьере, берите тему для исследований, которая действительно вас волнует.
Только интерес поможет вам написать докторскую и добиться успеха.
Еще нужна выдержка и целеустремленность. Нужно разрабатывать навыки коммуникации, потому что сегодня наука — это не только личные исследования, а лаборатории с разными командами, с разными университетами, с коллегами из-за рубежа. А в целом занятие наукой — это безумно увлекательный процесс: ты познаешь что-то новое и делишься этим с обществом.
Откуда взялся исследовательский университет
Еще одна проблема, давно набившая оскомину историкам, — появление так называемого исследовательского или «классического» университета, которое с начала ХХ века было принято ассоциировать с Вильгельмом фон Гумбольдтом и открытым при его участии Берлинским университетом. Согласно распространенному заблуждению, этот университет стал первым в мире местом, где исследовательское творчество стало неотъемлемым элементом образования, то есть где студенты не только ходили на занятия и сдавали экзамены, но и ставили эксперименты, производили вычисления, выращивали растения и наблюдали за звездами, иначе говоря, усваивали готовое знание и вместе с тем создавали новое. Тем самым Берлинский университет рассматривался как «историческое чудо» — начало новой эпохи в высшем образовании.
Ректор, проректор, декан в вузе — кто это? Каковы их обязанности?
Этим вопросом задаются как правило абитуриенты и их родители — «Кто такой ректор? Кто такой проректор? Чем занимается декан? — и кто из них главнее?»
Думаю что если я приведу пример иерархической структуры руководства ВУЗа (института или университета) сравнив её с обычной школой читателю будет понятнее.
В любой школе есть Директор (ректор), у этого директора есть заместители — заместитель по учебной части, заместитель по воспитательной части, завхоз (это проректоры), а есть учителя-предметники — учитель физики, историк, математик, трудовик и т.д. (это деканы) Думаю теперь стало немного яснее, но перейдем к сути вопроса .
Все, кого вы указали в своем вопросе, относятся к административным должностям. А есть и академические должности. В любом институте есть два этих направления, соответственно в них своя служебная лестница и свои должности.
- Ректор, из вашего списка, стоит на верхней ступени. Часто директора ВУЗа или Академии не называют Директором — его зовут Ректор.
- Проректоры являются прямыми непосредственными подчиненными Ректора, и подчиняются только ему. Проректоры заведуют каждый своим направлением административной деятельности ВУЗа — учебной, научной, хозяйственной, внебюджетной деятельностью… У каждого Проректора в подчинении свое звено, начальником которого он и является, и отвечает за эффективность работы этого звена перед Ректором.
- Декан. Это лицо заведующее кафедрой какой либо учебной дисциплины (предмета) или факультетом (профнапраление, специализация) Выполняет предметную работу по донесению информации студентам, ведет пары, принимает зачеты, следит за общей успеваемостью на данном направлении обучения.
Действия Декана обжалуются Проректору, а претензия на действия Проректора подается Ректору.
Что такое студенческое самоуправление
Существует много определений студенческого самоуправления, но его главная составляющая — совместная деятельность студентов, направленная на улучшение их положения в вузе.
Члены студенческого самоуправления:
- представляют интересы студентов;
- инициируют интересные проекты;
- решают текущие проблемы коллектива или отдельных студентов;
- вместе с администрацией участвуют в управлении вузом.
Студенческое самоуправление в вузе характеризуется наличием разнообразных органов. Представители самоуправления есть в каждой группе: они объединяются в советы факультетов и институтов или студенческие деканаты, делегируют своих представителей в ученый совет университета.
Студенческое самоуправление в колледже отличается меньшей системностью. В силу возраста студенты и аспиранты вузов считают приоритетными проблемы стипендий и учебного процесса, взаимодействие с другими отделами и службами университета. Представители студенческого самоуправления в техникуме больше занимаются вопросами досуга учащихся, организовывают праздничные мероприятия, концерты, экскурсии.
Деятельность студенческого самоуправления регламентируется соответствующим положением.
Действует студенческое самоуправление и в общежитии. Его представители:
- следят за санитарным состоянием комнат и общих помещений;
- устанавливают график дежурств;
- отвечают за соблюдение порядка и дисциплины;
- инициируют ремонтные работы;
- участвуют в разработке и изменений правил проживания в общежитии.
Схема студенческого самоуправления может отличаться в разных вузах, но цели и задачи всегда одни
Как назначают старосту
Многих первокурсников интересует, по какому принципу факультеты или кафедры назначают старост. В каждом вузе своя специфика. Чаще всего старостой становится студент с самым высоким баллом или тот, кто сам на этапе подачи документов изъявил желание занять этот пост. Иногда активных студентов с хорошими организаторскими способностями замечают во время отработки перед началом учёбы.
Во время обучения старосту могут выбрать голосованием одногруппников, назначить через деканат или куратора группы.
Старосты, выбранные администрацией без учёта мнения группы, часто меняются после первого семестра. Знаний по учёбе или активной жизненной позиции не всегда достаточно, чтобы стать хорошим лидером. Такой студент должен уметь разрешать конфликтные ситуации и иметь высокий уровень ответственности.
На заметку старостам! Для наших читателей действует скидка 10% на любой вид работы. А если закажете на всю группу, мы предоставим вам скидку в индивидуальном порядке.
В университетах на западе каждый студент самостоятельно выбирает, какие курсы будет посещать. Соответственно, староста там просто не нужен.
Какими качествами должен обладать староста
Чтобы студент эффективно выполнял обязанности старосты, он должен совмещать в себе несколько качеств:
- ответственность;
- аккуратность;
- пунктуальность;
- лидерские качества;
- коммуникабельность;
- гибкость.
Староста должен быть хорошим переговорщиком, который может одинаково успешно общаться и с однокурсниками, и с руководством.
Личностные качества ректора
Личностные качества ректора высшего учебного заведения влияют на его возможность грамотно организовать работу вуза. Специалист данного профиля должен быть:
-
стрессоустойчивым;
-
коммуникабельным;
-
ответственным;
-
требовательным.
Помимо этого ректор должен обладать аналитическим складом ума, уметь одновременно решать множество разноплановых задач, иметь организаторские способности, владеть грамотной устной и письменной речью.
Ректор часто выступает на различных конференциях и собраниях, и является главным представителем своего вуза. Поэтому специалист данного профиля должен иметь опыт выступлений и ораторские способности.
Порядок избрания
Существует несколько способов смены ректора университета или института. Он может быть избран на заседании, организованном Ученым советом в соответствии с уставом учреждения. Подготовительную работу ведет специальная комиссия. Кандидатуры на место руководителя обязательно согласуются с аттестационной коллегией Министерства науки и высшего образования РФ. Затем проходит голосование. На собрании по выборам ректора претендент должен набрать не менее, чем две трети голосов присутствующих. Если это произошло, то далее кандидатуру утверждает Минобрнауки или учредитель учебного заведения, если вуз частный. Если ни один из претендентов не набрал достаточного количества голосов, назначается второй тур.
Наделить ректора полномочиями могут в Правительстве России, если речь идет об учебном заведении федерального уровня. Кроме того, право назначения имеет лично Президент страны. Например, действующие руководители МГУ и Санкт-Петербургского госуниверситета заняли свои посты именно по инициативе главы государства. Назначать ректора вправе и учредитель коммерческого вуза.
Процедура и порядок избрания прописаны в ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Должность ректора – одна из вершин карьерного роста для преподавателя университета или института. Как правило, на это место претендуют педагоги с многолетним стажем, которые заслужили огромное доверие в коллективе высшего учебного заведения. Ведь руководитель – лицо альма-матер, обязанный достойно представлять вуз как в своей стране, так и за ее пределами.
Должностные обязанности ректора кратко
Источник фото DCStudio/freepik
Обязанности ректора вуза перечислены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).
Чтобы обеспечить качественным образованием студентов вуза, ректору требуется решать множество задач. Кратко в должностные обязанности ректора входит:
-
организация финансово-хозяйственной и производственной деятельности вуза (установка оклада сотрудников, размера стипендии учащихся и пр.);
-
руководство образовательной деятельностью;
-
выработка стратегии развития вуза;
-
руководство работой всех подразделений вуза, включая учебную и научно-исследовательскую часть;
-
издание приказов, утверждение правил приема абитуриентов в вуз;
-
прием и увольнение сотрудников, определение их должностных обязанностей;
-
утверждение расписания, структуры вуза;
-
обеспечение охраны труда и пожарной безопасности;
-
подготовка финансовых и иных отчетов о работе вуза и пр.
Деятельность ректора контролируется законом и не должна перечить Законодательству РФ, уставу вуза и должностной инструкции. Ректор несет ответственность за невыполнение или некачественное выполнение своих должностных функций и полномочий.
Кто такой староста группы в университете
Староста — это формально главный человек в группе студентов, который осуществляет взаимодействие между учащимися и органами университетской власти.
Говоря проще, староста — это посредник между деканатом и студентами, главной функцией которого является оперативное информирование группы о текущих учебных вопросах и задачах.
Быть старостой — это не просто выполнять определенные обязанности перед деканатом и сокурсниками. Это прежде всего проявление своих лидерских и управленческих качеств. Староста — это тот же руководитель, поэтому если вы хотите развить в себе навыки руководителя, стоит попробовать себя в этой роли.
Когда появились старосты
Слово «староста» произошло от слова «старший». Так называли выборного или назначаемого главу общины еще в Древней Руси. В XVIII-XIX веке это слово получило еще большую популярность, так именовали глав сельских поселений и церквей.
Староста в вузе: плюсы и минусы
Какие «плюшки» получает староста? На самом деле их не так уж и много. Староста обязан учиться так же, как и все остальные студенты. Помимо этого он может претендовать на:
- надбавку к стипендии;
- льготные путевки в санаторий от профкома;
- хорошее отношение преподавателей (как ни крути, в глазах многих преподавателей староста стоит на ступеньку выше, чем другие студенты, и отношение к нему другое);
- к тому же, быть старостой — это просто полезный опыт, который может пригодиться, при устройстве на работу в том числе.
Староста группы — понятие, которое существует на постсоветском пространстве и в Польше.
Ну а минусы? Всё индивидуально, но быть старостой — значит, в первую очередь, иметь дополнительную нагрузку, которую потянет не каждый. К тому же, старосте не всегда легко сохранить хорошие отношения и с одногруппниками, и с преподавателями. Это непросто, особенно когда ты должен отмечать пропуски одних и отчитываться об этом у других.
В университетах на западе каждый студент самостоятельно выбирает, какие курсы будет посещать. Соответственно, староста там просто не нужен. Об учебе в университетах, где старост нет в принципе (США, Германия, Канада) читайте подробнее в наших отдельных статьях.
В некоторых случаях на старосту группы сваливается слишком много обязанностей. Иногда они начинают мешать учёбе, но отказаться от положения старосты в середине учебного семестра непросто. На помощь придёт студенческий сервис: он избавит вас от «хвостов» и других учебных проблем.
Права и обязанности старосты
В каждой группе выбирается староста, обладающий не только правами, но и обязанностями. Именно этот человек представляет других обучающихся перед деканатом во время учебного процесса. Он занимается управлением коллективом в процессе привлечения одногруппников к разным общественным и официальным мероприятиям, которые проводятся вузом или деканатом.
В обязанности старосты входит:
- информирование одногруппников о разных распоряжениях, получаемых от преподавателей или декана;
- планирование, организация и проведение разных мероприятий;
- подготовка и проведение собрания студентов;
- ведение журнала посещаемости;
- контроль над дисциплиной;
- проведение индивидуальной работы с другими обучающимися относительно учебного порядка и правил поведения в вузе;
- привлечение одногруппников к разным общественным мероприятиям;
- информирование деканата о срыве занятий или иных проблемах;
- предоставление информации декану или другим работникам вуза о разных нарушениях прав обучающихся;
- участие в собраниях старост;
- подготовка отчета о результатах сессии;
- назначение дежурных.
К правам старосты относится возможность вносить предложения относительно правил распорядка и привлечения студентов к административному взысканию за разные нарушения. Он представляет интересы группы во время получения комнат в общежитии или назначении стипендии. Староста дает распоряжения одногруппникам в рамках обучающего процесса.
Как стать ректором
Возглавить университет или институт можно несколькими способами:
- быть избранным конференцией или общим собранием педагогов, научных и других сотрудников и студентов заведения;
- получить это назначение от учредителя вуза;
- быть назначенным Президентом страны;
- быть назначенным Правительством Российской Федерации (для федеральных вузов).
Чаще всего ректоры получают свою должность первым способом. Каждый, кто желает стать участником выборов, подаёт необходимые документы:
- заявление о том, что он намерен поучаствовать в выборах;
- протоколы заседаний коллективов учебного заведения, которые выдвигают кандидатуру и поддерживают её;
- автобиографию с перечислением научных достижений и трудов;
- другие важные бумаги, необходимые по мнению кандидата.
Ещё до выборов каждый претендент обязательно должен пройти аттестацию в Комиссии по аттестации кандидатов.
Мифы и реальность в профессии менеджера
Выпускник вуза по специальности менеджмент – готовый управленец. Увы, это не так. Часто сотрудники, которые долго работают в одном месте и успешно справляются с однотипными задачами, претендуют на руководящую позицию в своем подразделении. На самом деле, хороший специалист не значит хороший руководитель. Руководитель должен не только разбираться в процессе, но и правильно его организовать, контролировать ход выполнения работ.
Менеджмент и экономика – это одно и то же. Но экономистов не учат стратегическому менеджменту, бизнес-планированию, управлению персоналом и пр. В свою очередь, менеджеры получают знания по микро- и макроэкономике, финансовому анализу, инвестиционному планированию и многое другое.
«Я буду работать просто менеджером!». Так не бывает. Чтобы элементарно составить резюме, вам нужно подписать, менеджером какой сферы вы хотите быть/ являетесь: менеджер по продажам, операционный менеджер, менеджер онлайн-курсов и т.п.
Менеджмент – программа ни о чем и ни про что. На самом деле вы получите в вузе широкий спектр универсальных знаний. Дополнительное преимущество менеджмента заключается в том, что выпускник вуза может грамотно провести анализ рынка и составить бизнес-план для собственного дела. Также он может писать бизнес-планы на заказ и продавать за большие деньги. Поэтому человек с дипломом менеджмент всегда найдет пути самореализации.
Менеджер работает в условиях многозадачности
Что такое студенческое самоуправление
Существует много определений студенческого самоуправления, но его главная составляющая — совместная деятельность студентов, направленная на улучшение их положения в вузе.
Члены студенческого самоуправления:
- представляют интересы студентов;
- инициируют интересные проекты;
- решают текущие проблемы коллектива или отдельных студентов;
- вместе с администрацией участвуют в управлении вузом.
Студенческое самоуправление в вузе характеризуется наличием разнообразных органов. Представители самоуправления есть в каждой группе: они объединяются в советы факультетов и институтов или студенческие деканаты, делегируют своих представителей в ученый совет университета.
Студенческое самоуправление в колледже отличается меньшей системностью. В силу возраста студенты и аспиранты вузов считают приоритетными проблемы стипендий и учебного процесса, взаимодействие с другими отделами и службами университета. Представители студенческого самоуправления в техникуме больше занимаются вопросами досуга учащихся, организовывают праздничные мероприятия, концерты, экскурсии.
Деятельность студенческого самоуправления регламентируется соответствующим положением.
Действует студенческое самоуправление и в общежитии. Его представители:
- следят за санитарным состоянием комнат и общих помещений;
- устанавливают график дежурств;
- отвечают за соблюдение порядка и дисциплины;
- инициируют ремонтные работы;
- участвуют в разработке и изменений правил проживания в общежитии.
Схема студенческого самоуправления может отличаться в разных вузах, но цели и задачи всегда одни
Стоит ли становиться старостой
Должность старосты — полезный опыт, который пригодится и при дальнейшем обучении (например, поступлении в аспирантуру), и для продвижения по карьерной лестнице. Староста быстро учится быть аккуратным, организованным и гибким, умеет заводить знакомства и убеждать собеседников. Так что если у вас есть склонность к административной работе и менеджменту, вы коммуникабельны, активны и дипломатичны — попробуйте.
Но если у вас отсутствуют лидерские качества, вы не склонны к публичным выступлениям и не испытываете достаточной уверенности в себе, лучше не становиться старостой, чтобы не испытывать постоянный стресс.
Также крайне противопоказано быть старостами тем, кто инфантилен, неорганизован и не умеет брать ответственности ни за себя, ни за других. В этом случае будет страдать не только сам человек, но и вся группа.
Как выбрать частный вуз: советы абитуриентам
Чтобы в будущем не страдать от негативных последствий, лучше сейчас серьезно подойти к выбору частного вуза. Вот несколько советов будущим студентам:
Обратите внимание на продолжительность работы вуза. Чем дольше он находится на рынке образовательных услуг, тем выше уровень доверия.
Изучите договор
Если есть знакомый юрист, попросите помочь разобраться в каждом пункте. Самое главное, на что стоит обратить внимание – здесь не должно быть пункта об увеличении цен в ходе обучения. Хорошо, если нет и других двусмысленных и плавающих пунктов.
Изучите преподавательский состав. Большой процент именитых личностей и людей с научными званиями и степенями говорит о том, что люди заботятся о своей репутации и не будут сотрудничать с ненадежной организацией.
Узнайте, есть ли у вуза программа по трудоустройству выпускников. Сотрудничество с определенными работодателями поможет дипломникам быстро найти место для применения новых знаний.
Давайте еще раз взглянем на основные отличия государственных вузов от коммерческих в табличке:
Государственный вуз (имеющий аккредитацию) | Негосударственный вуз (имеющий аккредитацию) | |
Государственная аккредитация | ||
Государственный диплом (диплом установленного образца) | ||
Бюджетные места (по итогам конкурса Минобрнауки РФ) | ||
Отсрочка от армии | ||
Стипендии (при наличии бюджетных мест) | ||
Оплата обучения материнским капиталом | ||
Студенческие льготы | ||
Учреждён физическими и/или юридическими лицами | ✘ | |
Учреждён РФ или субъектом РФ | ✘ |
Как видите, огромную роль форма собственности вуза имела в далеком прошлом. Сегодня эти границы сильно размыты благодаря открытому рынку и здоровой конкуренции
Самое главное – обращайте внимание на те моменты, которые важны для вас: договор, возможности проживания, стипендии и т.д
Ну а поступив, не переживайте, что не хватает времени на все. Ведь рядом всегда есть сервис студенческой помощи, который поддержит в нужную минуту.
Составные названия
Ректор, ушедший в отставку, часто получает звание почетного ректора . Проректором (в приходах — администратором) именуется временно исполняющий функции, обычно выполняемые настоятелем .
Заместители ректора в учреждениях называются проректорами (в приходах — викариями, помощниками или заместителями ректоров и т. Д.). В некоторых университетах титул проректора, как и проректор во многих англо-саксонских случаях, использовался для де-факто главы, когда по существу почетное звание ректора закреплено за высокопоставленным внешним сановником; до 1920 года, не был такой вице-recteur в парижской Сорбонне , как был его номинальным французский министр образования recteur .