Как вузам россии выйти на мировой уровень в ниокр: пять факторов успеха

Организационная структура

В настоящее время эффективно работает в нашей стране порядка 4500 институтов, которые относятся к четырем структурам:

  • 14% сотрудников и 16% институтов относятся к Академии наук;
  • 10% связано с учебными заведениями;
  • около 70 % относится к отраслевым НИИ;
  • 6 % принадлежит производственным лабораториям.

Во времена существования Советского Союза около половины научных разработок было направлено на выполнение заказов оборонной промышленности. И лишь 10% всех исследований и экспериментов проводилось для теоретических изысканий в различных отраслях фундаментальной науки.

Целью прикладных научных разработок является оказание технической помощи различных предприятиям, внедрение инновационных разработок, способствующих повышению производительности труда, а также адаптация зарубежных технических решений в отечественной практике.

Российская академия наук

Все они осуществляют свою непосредственную деятельность в системе Российской академии наук.

Она имеет государственный статус некоммерческой организации (учреждения), наделенной правами управления своим имуществом и деятельностью, включая и право на создание, преобразование, ликвидацию предприятий, учреждений, организаций, входящих в ее состав.

Российские научные организации создаются и ликвидируются в соответствии с действующим законодательством, либо по представлению Правительства РФ.

В академии есть научные организации и компании социальной сферы. Структуру академий, порядок их финансирования и деятельности определяет устав академии наук.

Деятельность РАН

Научно — исследовательские организации – составная часть академии наук. РАН представляет собой самоуправляемую организацию, которая занимается фундаментальными и прикладными научными исследованиями по важным проблемам технических, естественных и гуманитарных наук. Она принимает систематическое участие в координации фундаментальных экспериментов, которые выполняют научно — исследовательские организации и образовательные учреждения профессионального высшего образования, финансируемые из федерального бюджета.

Отраслевые академии наук представляют собой самоуправляемые организации. Эти научные учреждения и организации осуществляют прикладные и фундаментальные научные исследования в определенных областях техники и науки, принимают активное участие в координации подобных научных поисков.

Постановлением Правительства от 17 июля 1996 года утвержден перечень организаций, учреждений, предприятий, которые подведомственны РАН.

Государственные научные организации, входящие в состав отраслевых академий наук, функционируют в соответствии с постановлением Правительства РФ. РАН насчитывает 1350 членов-корреспондентов и академиков, наделенных социальными гарантиями.

Российский ученый и российская наука: как они выглядят сейчас

Россия оставила заметный след в мировой науке, причем как в фундаментальной, так и в прикладной. Российская наука – это и периодическая таблица Д.Менделеева, и запуск человека в космос. Ученые из России причастны к созданию телевидения, вакцины от полиомиелита и графена. Сейчас, правда, наука в России выглядит не совсем так, как того бы хотелось.

Несколько лет назад одна организация провела социологическое исследование, в котором попросила ответить, каким должен быть настоящий ученый. Больше всего респондентов ответили, что это образованный человек, эрудит и интеллектуал, а также честный человек, работающий на благо общества. И еще – фанатик в своей области.

А в Высшей школе экономики обработали статистические данные по всем российским ученым и составили такой усредненный портрет:

  • мужчина 47 лет. Большая часть ученых приходится на группу 30-39 лет, хотя еще недавно это была группа с 50 до 59 лет;
  • занимается техническими науками (таких почти 2/3). На втором месте естественные науки, затем идут общественные;
  • имеет научную степень кандидата наук. Примерно каждый третий ученый имеет научную степень, 83,4 тысячи – кандидаты наук, а 28 тысяч – доктора наук.

В выборку попали те работники, которые профессионально занимаются исследованиями и разработками, и непосредственно заняты созданием чего-то нового.

Что же касается зарплат, если верить данным Росстата, ученые живут не так уж бедно:

  • непосредственно научные сотрудники получают 95 532 рубля в месяц (но в муниципальных учреждениях – всего 58 588 рублей);
  • преподаватели (которые часто тоже заняты наукой) получают в среднем 98 894 рубля в месяц, но если работают в муниципальных учреждениях – всего 47 643 рубля.

Как уже можно было понять из всего перечисленного, наука в России представлена преимущественно университетской наукой. Это значит, что научные сотрудники занимаются не исключительно исследованиями, а параллельно преподают. А еще чаще это преподаватели, которые время от времени занимаются научными исследованиями (или вообще делают вид, что занимаются ими).

Конечно, не все так ужасно – есть в России и научные учреждения, которые действительно что-то разрабатывают и внедряют, есть современные исследования и то, чем можно гордиться перед остальным миром. Сами ученые говорят о том, что в последние годы ситуация меняется, но медленно. Например, несколько опрошенных исследователей так рассказали о положении дел в их отраслях:

  • биофизика – есть интересные проекты, а в некоторых сферах (трансплантология, медицинская техника и т.д.) Россия имеет сильную практику и конкурирует на мировых рынках. Минус – почти все расходные материалы и аппаратура закупаются за рубежом за валюту, и с очередным падением рубля становится совсем сложно это делать;
  • астрономия – очень серьезное отставание по части техники. После окончания холодной войны в оборудование никто особо не вкладывается – последним достижением стал 2,5-метровый телескоп для МГУ, у которого есть сотни аналогов по всему миру. В итоге российские астрономы обрабатывают то, что получают со своих телескопов, например, американцы;
  • биология – проблемы обычные, бюрократия и недостаток финансирования. Есть и хорошее – финансирование от Российского научного фонда и Сколково, есть современные исследования в сфере биоинформатики. Но, например, в фармацевтике Россия продолжает отставать;
  • биоинформатика – теоретические исследования еще идут, но на практические нужны реактивы и оборудование, которые закупаются за рубежом на валюту. Как итог – финансирования не хватает, ученые увольняются и разъезжаются, а деньги часто идут на совсем посторонние проекты.

Как результат, молодой ученый чаще всего воспринимается в обществе как человек, который готов отказаться от материального благополучия и социального статуса в угоду науке, а также отказывается от куда более интересных перспектив за границей.

Наши эксперты

АНО НИИ Управления гарантирует высокое качество образования. Мы сотрудничаем с Фондом спецпрограмм Управления делами Президента РФ, структурами МИДа. У нас работают известные эксперты:

  • Ишутин Вячеслав Николаевич — аккредитованный Минюстом РФ независимый эксперт в сфере закупок со значительным опытом работы в государственных структурах, эксперт форума «Конкурентная среда» в г. Сургуте.

    Подробнее

    Сертифицированный эксперт-практик в области государственных, муниципальных и регламентированных закупок, проходил повышение квалификации в ведущих Российских учебных центрах (Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Тюменский государственный университет; Российская академия государственной службы при Президенте РФ; Уральская академия государственной службы и др.).

    Эксперт форума «Конкурентная среда» г. Сургут, разработчик собственной системы сертификации в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и отдельных видов юридических лиц (рег. №РОСС RU.И1844.04СФ30 от 15.02.2018).

    Опыт работы в госучреждениях в области государственных закупок 10 лет, в т.ч. органах финансового контроля госзакупок (Росфиннадзор).

    Аккредитован Минюстом РФ в качестве независимого эксперта, член Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам.

    Автор книги «Создание, управление и развитие тендерных отделов продаж»

    Автор книги «Организация охотничьего надзора»

  • Долгих Анастасия Николаевна — член Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам.

    Подробнее

    Эксперт форума «Конкурентная среда» г. Сургут, разработчик собственной системы сертификации в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и отдельных видов юридических лиц.

    Сертифицированный специалист-практик в области государственных, муниципальных и регламентированных закупок, автор методических рекомендаций, имеет продолжительный опыт работы в Федеральных структурах контрактным управляющим/работником контрактной службы, аккредитована Минюстом РФ в качестве независимого эксперта, член Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам.

    Автор книги «Создание, управление и развитие тендерных отделов продаж»

Наши эксперты совместно разработали систему сертификации в сфере закупок, написали книгу «Создание, управление и развитие тендерных отделов продаж». От них вы получите уникальные практические знания по ведению госзакупок.

Следите за расписанием актуальных курсов в АНО НИИ Управления!

Направления определены

Вице-премьер Татьяна Голикова провела второе заседание совета по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития. Согласно информации, опубликованной на официальном портале правительства России, члены совета утвердили перечень приоритетных направлений, по которым планируется создавать центры.

В итоговый список приоритетных направлений в числе прочих вошли передовые цифровые технологии, искусственный интеллект, роботизированные системы и материалы нового поколения, интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, высокотехнологичное здравоохранение, а также технологии обеспечения национальной безопасности.

Не менее важными, по мнению экспертов, являются направления экологически чистой ресурсосберегающей энергетики, эффективного регионального использования недр и биоресурсов, высокопродуктивного и экологически чистого агро- и аквахозяйства, создания безопасных, качественных и функциональных продуктов питания. Наконец, заключительным, седьмым пунктом в списке значатся гуманитарные и социальные исследования взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов как эффективных ответов общества на большие вызовы.

В Доме Правительства состоялось заседание совета по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития

Первое заседания совета состоялось в конце декабря 2019 г. Тогда были рассмотрены семь приоритетных направлений, отобранных на основе анализа наиболее публикуемых направлений исследований

Членами совета были приняты во внимание результаты исследования конференции ООН по торговле и развитию, которые были изложенных в отчете о развитии технологий и инноваций в 2018 г

О проекте по созданию научных центров мирового уровня

Научные центры мирового уровня создаются в рамках национального проекта «Наука». Всего до конца 2023 г. планируется создать девять таких центров. На первом этапе, до 2021 г., должно быть создано три центра на базе организаций, прошедших конкурсный отбор.

Киберучения: как отработать реагирование на атаки хакеров на полигоне
Безопасность

Объем финансового обеспечения на создание и развитие научных центров мирового уровня с 2020 по 2023 гг. составляет более 10 млрд руб. из федерального бюджета. В 2020 г. в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 2,4 млрд руб.

Следует отметить, что базовые подходы к определению основных приоритетов научно-технологического развития установлены в стратегии научно-технологического развития, утвержденной Президентом России Владимиром Путиным в 2016 г. Стратегией предусматривается, что на ближайшие 10-15 лет приоритетными следует считать направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты, а также создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке.

Совет по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития создан постановлением Правительства России от 8 июля 2019 г. Он формируется из представителей федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, а также ведущих ученых, занимающих лидирующие позиции в различных областях научных исследований и разработок по приоритетам научно-технологического развития.

По состоянию на 17 февраля 2020 г. в составе совета числится 26 членов. Минкомсвязи в совете представляет Евгений Кисляков, заместитель Максута Шадаева, возглавившего ведомство 21 января 2020 г.

«Урбанистическая элита»

В советские годы наукограды возникли после окончания войны как инструмент для реализации крупных военных правительственных проектов в авиационной, ядерной, ракетной и биологической промышленностях.

Т.е. изначально они, во-первых, были ориентированными на военно-промышленный комплекс, а во-вторых, должны были в условиях разворачивающейся «холодной войны» осуществить быстрые прорывы по целому ряду наукоемких технологий.

Для этого советскому руководству нужно было решить три задачи:

  1. Сконцентрировать в одном месте соответствующий интеллектуальный капитал;
  2. Выделить средства для реализации научных проектов и строительства под них заводов;
  3. Обеспечить ученых и специалистов всем необходимым — жильем, пространством для досуга, автономной городской инфраструктурой.

Поначалу первые наукограды занимались созданием ядерного оружия и совершенствованием авиастроительной отрасли. Например, поселок Саров, который в годы войны занимался выпуском снарядов для реактивных минометов, был преобразован в конструкторское бюро для осуществления атомного проекта. А в поселке Стаханово, который в 1947 году стал городом Жуковский, занимались разработками в области авиационного строительства.

Вскоре поселения подобного типа стали активно развиваться в Подмосковье, а затем в Центральной России и Сибири, охватывая все новые области научного знания. Так, центры Академии наук были организованы в Новосибирске, Апатитах, Пущино, Троицке, Черноголовке; Академии сельскохозяйственных наук — в Краснообске; биологические центры — в Кольцово и Оболенске; построена Дубна вокруг проекта ускорителя заряженных частиц — синхрофазотрона.

Под строительство этих городов разрабатывались индивидуальные градостроительные планы, реализованные лучшими советскими архитекторами и строительными организациями. «В семье советских (и постсоветских) городов наукограды — это урбанистическая элита», — замечают в связи с этим ученые Георгий Лаппо и Павел Полян в своей статье о наукоградах.

Зеленоград, 1974 год. Город считается частью Москвы и формально не входит в список наукоградов, однако строился как средоточие электронной промышленности страны и является шедевром советского урбанизма

(Фото: РИА Новости)

И, быть может, главный фактор этого успеха заключался в том, что сама среда таких городов способствовала не только взаимному обогащению ученых и инженеров, но и раскрытию в них новых навыков и талантов. Показательный, но далеко не единичный пример: известный ученый Василий Грабин, который в годы войны был успешным артиллерийским конструктором, вернувшись после войны в подмосковный Калининград (стал Королевым уже в 1990-е годы), с тем же успехом проектировал затем атомные реакторы и ракеты.

К слову, нередко и дети, живущие в этих городах, затем в них оставались и вносили свой вклад в их развитие.

Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна, Москва

Федеральный медицинский биофизический центр имени А. И. Бурназяна, ФМБЦ занимает лидирующие научные позиции в России и стал головной научно- исследовательской организацией в системе Федерального медико-биологического агентства в области радиобиологии, радиационной медицины, радиационной гигиены и эк…

Специализация: ангиология, анестезиология и реаниматология, гематология, гинекология, кардиология, кт, курортология, лфк, массаж, мрт, неврология, нейрохирургия, онкология, пульмонология, радиология: рентген, реабилитация, сосудистая хирургия, стоматология, терапия, трансплантология, трансфузиология, узи, урология и андрология, физиотерапия, флебология, хирургия общая и абдоминальная, эндоскопическая гинекология, эндоскопия, эндоурология

Рубрика: Исследовательские центры, институты

Электронная среда

Развитие электронной вузовской среды — приоритетная задача образовательных организаций. EdTech сегодня предлагает широкие возможности для дистанта и, как показывает практика, лучше адаптироваться к удаленному обучению в период пандемии смогли те университеты, которые уже давно начали внедрять цифровые технологии. А тем, кто приступил к этому в марте, пришлось наверстывать упущенное в условиях коронавирусного цейтнота на фоне недовольства преподавателей, учащихся и их родителей.

Экономика образования

Факультет нужных вещей: какие кадры требуются цифровой экономике

Так, Массачусетский технологический институт (MIT) разработал собственный МООК (массовый открытый онлайн-курс) MITx с готовыми бесплатными онлайн-курсами от своих преподавателей по самым разным предметам, доступный во всем мире, а также открытый открытый ресурс с учебными материалами 2,4 тыс. учебных программ. Благодаря этим платформам учащиеся смогли безболезненно перейти на дистант, а преподаватели — почерпнуть новые форматы и идеи для онлайн-обучения, причем не только в самом MIT. Подобные платформы сегодня появляются и у нас — это, например, «Открытое образование», правда, они пока не настолько масштабны.

Экономика образования

Бесплатные онлайн-курсы Гарварда и других университетов Лиги плюща

Отсутствие электронной среды или недостаточный ее уровень сегодня фактически ведут к профанации науки и студенческой практики. Но даже если многие исследования трудно реализовать в дистанте, это не значит, что на время пандемии их надо приостановить. Есть варианты, доказавшие свою эффективность в последние полгода, — в частности, это проведение удаленных исследований с помощью специального оборудования, как в уже упоминавшейся Бауманке.

В будущем, когда все эти вызовы станут средством, отечественные вузы смогут занять высокие позиции в мировых рейтингах по образовательной и научной составляющей, а престиж науки среди молодежи повысится.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ по теме: «СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ»

вторник, 17 июля, 2018

ФГУП «НИИСУ» проводит
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ
по теме:
«СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ»

Даты проведения конференции – 4-7 сентября 2018 года
Место проведения – г. Ялта, Республика Крым

Конференция проводится с целью обучения, обмена мнениями, а также выявления
проблем и перспектив развития стандартизации оборонной продукции при выполнении
работ по государственному оборонному заказу и выработки научно-обоснованных
рекомендаций по повышению эффективности выполнения работ, направленных на
обеспечение качества оборонной продукции.
В связи с необходимостью совместного решения ряда важнейших практических
вопросов в конференции планируется участие представителей Министерства обороны
Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации,
Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и
Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
Конференция ориентирована на руководителей организаций и специалистов
в области стандартизации и управления качеством оборонной продукции.

Порядок и критерии отбора победителей на предоставление грантов

По итогам второго заседания члены совета также утвердили порядок и критерии конкурсного отбора победителей на предоставление грантов.

Определяющими, в частности, станут наличие опыта проведения исследований по направлениям деятельности центра, программа научных исследований, кадровый потенциал, а также научная инфраструктура центра. Так, учитываться будет не только инновационная база центра, его интегрированность в международную научную деятельность и планируемый вклад в реализацию приоритетных направлений развития России, но и количество научных публикаций исследователей, актуальность планируемых исследований, а также перспективы их дальнейшего использования.

Согласно правилам, отбор претендентов на предоставление субсидий из федерального бюджета будет проходить в три этапа, а победителей определят по результатам конкурсного отбора. Для участия в конкурсе заявителю будет необходимо предоставить программу создания и развития центра, которую оценят эксперты – члены совета.

АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ «НАУКА»

Ассоциация государственных научных центров «НАУКА» создана в 1995 году научными организациями, которым Правительством Российской Федерации присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации (ГНЦ РФ) с целью координации их деятельности, защиты прав и представления общих интересов ее участников. Ассоциация «НАУКА» является некоммерческой структурой способствует консолидации деятельности. Сегодня она объединяет 45 научных организаций России (ГНЦ РФ), расположенных в 7 субъектах нашей страны.

В задачи Ассоциации «НАУКА» входит осуществление взаимодействия с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, защита прав и законных интересов ГНЦ РФ, содействие в продвижении технологий, поиске партнеров, инвесторов как внутри страны, так и за рубежом, организация и содействие в проведении симпозиумов, конференций, выставок, профессиональной учебы специалистов ГНЦ РФ. Кроме того, Ассоциация принимает активное участие в работе по законодательному обеспечению научно-технической и инновационной деятельности, подготовке методических и аналитических материалов по вопросам совершенствования научно-технической сферы.

Важнейшими направлениями научно-технической деятельности ГНЦ РФ, обеспечивающими решение экономических и социальных задач, включая вопросы национальной безопасности страны, являются: ядерная физика, атомная наука и техника, химия и новые материалы, опто- и фотоэлетроника, информатика и приборостроение, биотехнологии, вирусология и медико-биологические проблемы, робототехника и машиностроение, транспорт, космос и авиация, судостроение, навигация и акустика, водоснабжение и гидрогеология, электротехника, металлургия, метеорология, селекция растений.

Большинство ГНЦ РФ имеют мощную исследовательскую базу, а также научно-технологические комплексы и выполняют полный цикл работ от фундаментальных и поисковых исследований до создания и освоения промышленных технологий.

Напомним, что статус ГНЦ РФ установлен в 1993 году Указом Президента Российской Федерации в целях создания благоприятных условий для сохранения в нашей стране ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров. Статус может присваиваться расположенным на территории России предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание. ГНЦ РФ выполняют исследования и разработки по широкому спектру научно-технических направлений, имеют различные организационно-правовые формы и ведомственную принадлежность.

Система ГНЦ – важнейший элемент национальной инновационной системы в области генерации знаний, перевода этих знаний в наукоемкий товар, а также подготовки научных и инженерных кадров.

Основные задачи Ассоциации

  •      взаимодействие с федеральными органами законодательной и исполнительной власти по всем вопросам деятельности ГНЦ;
  •      защита прав и законных интересов ГНЦ;
  •      содействие ГНЦ в поиске партнеров, инвесторов как внутри России, так и за рубежом;
  •      организация и содействие в проведении симпозиумов, конференций, выставок;
  •      организация и содействие в проведении профессиональной учебы специалистов ГНЦ.

Органы управления Ассоциации Государственных научных центров

Высшим органом Ассоциации является Общее собрание членов Ассоциации, которое избирает Совет Ассоциации и его председателя – Президента Ассоциации.

Общее собрание членов Ассоциации избирает Генерального директора, осуществляющего оперативное руководство деятельностью Ассоциации.

Президент Ассоциации – Каблов Евгений Николаевич, генеральный директор ВИАМ, академик РАН.

Учредительные документы

Отчетность

2017 год (,)

2018 год (,)

Что такое национальный исследовательский университет

Статус национально-исследовательского университета на конкурсной основе присуждается вузу на 10 лет, если он соответствует установленным критериям:

  • обладает высоким кадровым потенциалом;
  • имеет хорошую техническую базу, позволяющую объединить образовательный процесс с реальными научными разработками (обычно в какой-либо определенной, как правило технологической, сфере);
  • участвует в международных проектах по обмену;
  • представляет обоснованную программу своего дальнейшего развития.

Научно-исследовательские университеты наделены правом разрабатывать собственные образовательные стандарты (конечно, они более продвинуты, чем ФГОС), а некоторые – присваивать научные звания без ВАК.

Реализация пилотного проекта по созданию НИУ началась после вступления в силу Указа Президента РФ от 07.10.2008 № 1448. Новый статус первыми вне конкурса получили два столичных вуза:

  • Московский инженерно-физический институт (МИФИ);
  • Московский институт стали и сплавов (МИСИС).

По итогам первых двух конкурсов в категорию НИУ было включено еще 27 вузов. Общее их количество составило 29 университетов – все они призваны обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных разработок на мировом рынке. В обязанность НИУ входит регулярное представление отчетности о выполнении программы развития. Если ее результаты будут признаны неэффективными, статус отзывается.            В течение первых 5 лет научно-образовательным учреждениям обеспечивается государственная поддержка в объеме 1,8 млрд руб.  

Статус, права и обязанности научно-исследовательских университетов закреплены в .

Оценка деятельности НИУ

, по которым оценивается развитие НИУ:

  • доля студентов на приоритетных направлениях программ по отношению к общему количеству учащихся;
  • число аспирантов и докторантов из сторонних организаций, приходящихся на одного научного сотрудника вуза;
  • доля молодых ученых в кадровом составе; количество статей в индексируемых научных журналах;
  • доходность от научно-исследовательских и практических разработок в объеме всего финансирования;
  • уровень технической базы;
  • наличие прикладных разработок в рамках международного партнерства.

В середине 2019 года были подведены итоги деятельности национальных исследовательских институтов и рассмотрены вопросы их дальнейшего развития. По результатам анализа отмечается, что:

  • в 29 вузах проходит обучение 12 % всех студентов страны, а по программам магистратуры – около 20 %;
  • научно-педагогический состав – более 50 тыс. сотрудников;
  • на базе НИУ работает более 40 % всех иностранных преподавателей в России;
  • успехи российских НИУ во многом определяют присутствие России в мировых рейтингах университетов.

Что такое НИИ

Научно-исследовательский институт – это учреждение, созданное для проведения фундаментальных теоретических или прикладных экспериментальных исследований в определенных областях науки (информационных или пищевых технологиях, химии, математике, агрономии и растениеводстве, экономике, экологии, социологии и т. д.). В некоторых НИИ постоянно может работать небольшой коллектив из 20–40 экспертов, а для решения конкретных задач в рамках масштабных комплексных исследований по контрактам привлекаются узкие специалисты.

Со временем растущая сложность разработок потребовала кооперации знаний ученых из разных стран, и к середине XX века стали открываться международные научно-исследовательские институты. Самые известные примеры: в России – ОИЯИ (Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, по-английски Joint Institute for Nuclear Research, JINR), с которым сотрудничают 800 университетов и научных центров из 18 стран, или в Швейцарии – ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований, его русское сокращенное название – это транслитерация французской аббревиатуры CERN – Centre Europeen pour la Recherche Nucleare). С женевским центром (а по сути, научно-исследовательским институтом) сотрудничают ученые более 500 университетов из 23 стран.

За рубежом НИИ обычно называются бюро, лабораториями, центрами, институтами, научно-исследовательскими университетами (Research University).

В России самым распространенным названием организаций, занимающихся практико-теоретическими или фундаментальными академическими разработками, остается «научно-исследовательский институт». Возможных вариантов немного, но они все-таки есть:

  • конструкторское бюро;
  • исследовательский центр;
  • научно-исследовательский полигон;
  • научный центр/станция;
  • институт экспериментальной медицины/психологии/ветеринарии и т. д.;
  • институт проблем безопасности/управления/транспорта/нефти и газа/морских технологий и т. д.;
  • научно-инженерный центр;
  • центр/институт исследований.

Как правило, к официальным наименованиям этих разновидностей НИИ, которые различаются масштабами и характером исследований, добавляется уточнение «бюджетное учреждение науки». Но бывают и исключения: фундаментальной или экспериментально-прикладной наукой занимаются не только институты РАН или структурные подразделения государственных вузов. Например, «Байкальский исследовательский центр», изучающий проблемы экологии самого глубокого в мире пресного озера, – это автономная некоммерческая организация (АНО), которую создала небольшая группа молодых ученых-энтузиастов. ИНИР – Институт нового индустриального развития имени С. Ю. Витте – это некоммерческое партнерство содействия проведению научных исследований. В него входят ученые и практики промышленной сферы, которые разрабатывают проекты стратегического развития высокотехнологических обрабатывающих производств и индустриальной политики регионов.

Частных НИИ в России и в мире (за исключением США и Японии) меньше, чем государственных, но независимо от формы финансирования к середине XX столетия научно-исследовательские институты во всех странах стали устойчивой формой организации совместной научной деятельности, так как давали возможность:

  • углубить специализацию штатных сотрудников;
  • привлечь к сотрудничеству независимых исследователей, занимающихся различными сторонами одного научного направления;
  • комплексно решать глобальные теоретические и актуальные практические задачи.

В России прообразы НИИ начали работать в начале XX века

Позже, с первых лет Советской власти развитию науки уделялось пристальное внимание. В самые тяжелые годы разрухи и гражданской войны были созданы первые научно-исследовательские институты, и с каждым годом их количество увеличивалось

К середине 50-х НИИ стали основой организационной структуры советской науки. Они создавались при Академии наук, министерствах, крупных университетах.

Сеть научных учреждений охватывала практически всю территорию страны. Их работа отличалась планомерностью и тесно увязывалась с проблемами развития народного хозяйства. Ответственность за организацию исследований по главным направлениям естественных и общественных наук была возложена на Академию наук СССР. Центральные и отраслевые НИИ занимались разработкой долгосрочных программ, обеспечивающих развитие:

  • минерально-сырьевой и энергетической базы;
  • ведущих отраслей промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • новых технологических процессов.

Этичность

Сейчас в стране низкая правовая культура — считается, что нет ничего предосудительного в том, чтобы, например, скачать фильм с торрента или установить нелегальное ПО на компьютер. Примерно такая же ситуация с разными форматами научных работ. К примеру, по наблюдениям главного редактора «Юрайта» по контенту Александра Сафонова, около 70% всех публикаций, поступающих в электронное издательство, — плагиат.

«Со студенческой скамьи предполагается, что плагиат — это нормально, и потом сложно объяснить молодому ученому, что в науке надо действовать иначе», — считает Андрей Щербенок, директор-основатель Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, PhD, Университет Калифорнии в Беркли.

Воспитание академической этики и неприятия плагиата, фальсификации, так называемого литературного рабства — то, с чего сегодня надо начинать готовить будущих специалистов любой области, в особенности же ученых. В мировом ученом сообществе и на законодательном уровне плагиат фактически приравнивается к интеллектуальному воровству, но в российских вузах все еще встречаются случаи покупки статей и других научных работ, публикаций в журналах для повышения публикационной активности.

Заключение

Исследовательские организации, функционирующие на территории РФ в настоящее время, в основном являются структурными единицами Академии наук, либо ее ведомственных подразделений. На базе многих учебных заведений высшего звена разработаны программы, предполагающие проведение серьезной научно-исследовательской работы студентами.

Понимая важность и значимость вовлечения молодого поколения в проектную и исследовательскую деятельность, министерством образования и науки РФ были разработаны и внедрены новые образовательные стандарты в детские сады и школы. Их требования подразумевают проведение исследований и разработку проектов в школах как обязательный элемент образовательной и воспитательной работы государственных образовательных учреждений

Такая политика государства позволяет вовлекать ребят в фундаментальные исследования еще вовремя из обучения в школах, гимназиях, лицеях. Некоторые учебные заведения высшего звена сотрудничают с общеобразовательными организациями, привлекая старшеклассников к проведению экспериментов в специализированных учебных заведениях.

Ребята, которые сотрудничают с профессиональными лаборантами, квалифицированными академиками, получают не только дополнительные теоретические знания, но и навыки коммуникативного общения, формируют основу ведения научной дискуссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector