Белорусская система образования
Содержание:
МГУ имени А.А. Кулешова
История вуза началась в 1913 году с создания в Могилёве учительского института — первого в регионе специального педагогического заведения. Через 5 лет его преобразовали в педагогический институт — высшее учебное учреждение с четырёхлетним сроком обучения. В 1919—1923 годах пединститут функционировал как институт народного образования с более широким профилем выпускаемых специалистов, а затем временно ушёл на перерыв.
Только в 1930 году Могилёвский государственный педагогический институт возрождает свою деятельность в составе двух отделений — историко-экономического и литературно-лингвистического. Через четыре года отделения института преобразовываются в факультеты: исторический, географический, языка и литературы.
Довоенные фото студентов пединститута в Могилёве
В 1941 году в институте училось более 2000 студентов и работало около 70 преподавателей. А потом учёбу прервала Великая Отечественная война. После освобождения Могилёва в 1944 пединститут возобновил работу. Постепенно открывались новые факультеты, строились дополнительные корпуса. В 1978 вуз стал носить имя классика белорусской литературы Аркадия Кулешова, а в 1997 году из института превратился в университет. В середине 1980-х годов могилёвский вуз трижды становился лучшим среди педагогических вузов СССР.
В 2018 году МГУ имени А.А. Кулешова отпраздновал своё 105-летие. За долгое время своего существования вуз выпустил более 70 тысяч специалистов, среди которых немало известных людей.
БНТУ
В 1920-е экономика БССР нуждалась в восстановлении, требовались высококвалифицированные кадры для всех отраслей народного хозяйства. Минское политехническое училище (техникум) было преобразовано в Белорусский государственный политехнический институт, который занялся занялся подготовкой инженеров с высшим образованием по главным направлениям производственной деятельности государства.
Так выглядел главный корпус БНТУ в прошлом столетии
После ряда реорганизаций в 1933 году политехнический институт был восстановлен. На то время там работало 120 преподавателей и обучалось около 1200 студентов. В начале 1940-х годов белорусский политех получил статус одного из ведущих технических вузов СССР. После провозглашения суверенитета Республики Беларусь его преобразовали в Белорусскую государственную политехническую академию, которая спустя 6 лет стала ведущим инженерно-техническим учебным заведением в Беларуси. В 2002 году вуз получил привычное нам название.
И сегодня БНТУ считается ведущим вузом инженерно-технического профиля в Беларуси. В 2020 году он отметил столетний юбилей. С момента основания университет подготовил и выпустил более 185 000 высококвалифицированных специалистов для нашей страны и свыше 7000 специалистов для других стран мира.
Исторический контекст
У человечества, как некоторой системы, есть какие-то собственные параметры, в том числе частоты течения различных процессов. Одна из основных — это частота смены поколений, которая характеризует скорость обновления биологической составляющей человечества. Она примерна равна 25 годам — это среднее время появления у женщины первого ребёнка. Эта частота практически не менялась на протяжении многих тысяч лет.
Социальная составляющая, также присущая человечеству как виду, меняется с иной скоростью. Её изменения легко проследить, оценив на примере какой-то отрасли частоту смены поколений технологий в ней, в которой выражается скорость обновления информационной среды.Возьмём транспорт. Человек изобрёл телегу, и она прослужила без существенных изменений тысячи лет. Человек изобрёл карету, и она проездила сотни лет. Изобрёл паровоз, его конструкция менялась через десятки лет (паровоз, тепловоз, электровоз, монорельсовая железная дорога). С изобретением автомобиля и самолёта обновление отрасли уже занимает единицы лет.
Мы видим, что частота смены технологий постоянно нарастает, и если в начале она измерялась тысячелетиями, то на сегодняшний день — измеряется годами. Но техническая информация — это только часть общей информации культуры человечества. Такому же закону смены поколений информационной среды на нынешнем пути развития человеческой цивилизации подвержена вся культура, если под культурой понимать всю внегенитически передаваемую от поколения к поколению информацию, то есть не передаваемую посредством генетического аппарата.
И получается, что скорость обновления социальной составляющей обогнала биологическую к середине XX века. Это явление смены соотношения частот обновления биологической и социальной составляющих и их взаимосвязь в глобальном историческом процессе получило название Закон времени.
Изображение: newyouthpolicy.org
Стратегия успеха сегодня
Теперь за время жизни одного человека и жизни одного поколения происходят многократные изменения в окружающем социуме (изменения в информационном состоянии общества). В условиях, когда скорость смены технологий приблизилась к порогам скорости освоения новых технологий человеческой психикой (в некоторых случаях речь уже идёт на месяцы), на первое место и выходят методы освоения новых знаний, а не сами знания, которые быстро устаревают. Это меняет облик всего общества и систему образования в частности.
В период до смены логики социального поведения человек рождался, получал некую информацию (вот телега, вот ремесло, вот властитель), и она была незыблема, вплоть до его ухода из жизни. Тот, кто в течение жизни получал посвящение в «нечто» (некую новую информацию), мог за счёт монополии на это знание безбедно жить всю оставшуюся жизнь. Тот, кто не получал подобных посвящений, пахал землю в череде поколений. Ныне пора посвящений закончилась, в результате всё возрастающей скорости обновления информации в обществе они утратили какой бы то ни было смысл.
Меняется и отношение людей к происходящему вокруг них, в результате чего после второй половины XX-го века происходит смена логики социального поведения людей. Стратегия династического наследования и сокрытия знаний стала проигрышной. Её эффективность отчасти сохраняется в тех областях, где пока удаётся скрывать информацию, но уже и там зачастую самоучки-самородки выигрывают у наследных профессионалов. В школах, если учитель, как человек — плох, то к нему будет и соответствующее отношение со стороны класса — никакого преклонения перед авторитетами теперь нет. Теперь умение постоянно учиться новому — залог успеха
Поэтому в процессах обучения наибольшую важность теперь играет обучение методам (того КАК надо делать), тогда как фактология уходит на второй план (обучение КТО, ЧТО, КОГДА). Фактически, образование должно стать методологическим, перестав быть фактологическим
Отвечают ли этим требованиям нового времени системы образования по всему миру и система образования Республики Беларусь, в частности?
Дошкольное образование
Отметим, что в 2016 — 2020 годах следует ожидать падения численности детей в учреждениях дошкольного образования, поскольку поколению, родившемуся после 1991 года в 2016 как раз исполняется 25 лет, что соответствует среднему возрасту появления первого ребёнка. А значит, в перспективе 3 — 4 лет упадёт количество родившихся детей, поскольку после 1991 года по всему пространству Советского Союза сильно упала рождаемость, что видно на графике естественного прироста Беларуси и соседней Украины:
Изображение: bdg.by
Та же картина была и в России.
И сейчас в наших странах подходит момент, когда родившиеся во время прохождения этой ямы будут, в свою очередь, рожать детей. А значит, необходимо предусмотреть это в государственной программе развития образования, однако в ней об этом ни слова.
Сейчас в программе написано о том, что:
А когда в детских садах начнётся недобор детей, и даже этого числа обученных и не очень кадров станет много, то как будут «оптимизировать» их педагогический состав? Увольнять?
Учитывая сказанное в первом разделе статьи об историческом контексте, в котором мы сегодня живём, очень странными выглядят меры по совершенствованию системы образования:
Задача по совершенствованию качества дошкольного образования будет выполняться за счёт:— оснащения учреждений дошкольного образования средствами обучения;
— приобретения компьютерной техники, закупки программных продуктов;
— создания сайтов учреждений дошкольного образования;
— подготовки и выпуска учебных изданий, учебно-программной и учебно-методической документации (в том числе электронных средств обучения);
— методической литературы и учебных пособий.
На решение задачи по обеспечению здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования направлены следующие мероприятия:
— осуществление капитального ремонта учреждений дошкольного образования;
— внедрение автоматизированной системы по учёту и контролю за качеством питания; приобретение оборудования (технологического и другого).
Ни слова нет о том, что необходимо пересмотреть подходы к образованию дошкольников. Некоторые телодвижения в этом направлении можно заподозрить в пункте о подготовке методической литературы или учебно-методической литературы, но вряд ли вся эта писанина приведёт к качественному скачку системы образования, как системы образования и воспитания кадров для будущего.
Отсутствие такого рода задач наблюдается в целом во всех подпрограммах, так что дошкольное образование в этом смысле не выделяется, но об этом чуть позже.
Видно, как уменьшается и количество учреждений среднего образования, и учеников, что связано с той самой демографической ямой 90-х. Это явно видно по количеству детей: до 2000 года их численность сохранялась практически неизменной, а вот после 2000 — пошла на убыль.
А решение задач подпрограммы будет осуществляться за счёт:
— повышения квалификационного уровня учителей;— разработки и издания обновлённых учебных программ по учебным предметам, учебных картографических пособий;
— подготовки и издания новых учебников и учебных пособий;
— использования в образовательном процессе современных средств обучения и учебного оборудования, информационно-коммуникационных технологий;
— ежегодного проведения мониторинга качества общего среднего образования;
— совершенствования национальной системы оценки качества общего среднего образования;
— увеличения средней наполняемости классов в УОСО, расположенных в городской местности.
Всё в целом, как и с дошкольным образованием: в задачах ни слова нет о пересмотре подходов к образованию как таковому. Нет ничего о кардинальном изменении образовательных стандартов.
Это общее плачевное положение в системе образования весьма своеобразно подтвердил на большой пресс-конференции 17 ноября 2016 года Президент Бедаруси:
Говоря о негативных тенденциях в белорусской системе образования в начале 90-х, Лукашенко обратил внимание на последствия пересмотра учебных программ и то, что ситуацию удалось исправить:
Хотя бы в этом понимание вернулось. Следующий шаг — пересмотр образовательных стандартов в целом и принципов образования, в частности, но вряд ли их выработка по плечу тем, кто своим мышлением уже «врос» в сложившуюся систему образования. Возможно, в этой области могут помочь общественные инициативы и организации, которые лучше чувствуют «вызовы времени».
ВГАВМ
Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины до 1994 года была известна как Витебский ордена «Знак Почёта» ветеринарный институт имени Октябрьской революции, который возник в 1924 году для удовлетворения спроса на специалистов в сфере ветеринарии. Витебский ветеринарный институт был основан на базе сельскохозяйственного техникума, открытого ещё в 1921 году, который размещался в здании бывшего Крестьянского банка — сейчас это главный корпус академии.
Историческое фото главного корпуса академии
В 1996 году на факультете ветеринарной медицины введены две специализации — по ветеринарно-санитарной экспертизе и по токсикологии, в 1997 году — по ветеринарной бактериологии, а в 1998 году — по ветеринарной гинекологии и биотехнике размножения, с 2001 года — по болезням птиц, рыб и пчёл.
За время своего существования вуз обучил свыше 30 000 специалистов. В 2024 году академия готовится отпраздновать свой первый трёхзначный юбилей.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, и уведомления на adukar.by.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Какие у белорусского высшего есть трудности
Проблемы белорусского высшего образования такие же, как во многих других постсоветских странах, и связаны с отставанием. Информационная среда, технологии, характер профессий изменились, но высшие учебные учреждения все еще не смогли перейти или разработать принципы, соответствующие времени.
Слабости высшего образования в Беларуси по пунктам:
Теоретичность
Студенты слушают, записывают и читают теорию гораздо больше, чем работают с практикой. Бывает, преподаватели сами теоретики, не работавшие «в поле».
Речь не только о выработке навыков, но о том, как воплотить свои идеи, изобретать, улучшать. Вузовский уровень должен учить связывать способность находить решения с реальностью: уметь применять знания, придумывать свое и понимать, как это внедрить.
Скорость обновления информации
То, что выпускник вуза не работает по специальности, проблема вуза. Значит он не дал современного высшего образования, не обучил нужного рынку труда специалиста. Причины могут быть или в неактуальности профиля, или в том, что он дает устаревшие знания. За пять лет, которые студент учится, информация по его специализации может пройти полный цикл обновлений несколько раз. Сегодня нет смысла запоминать невозможные объемы информации, ей нужно уметь правильно распоряжаться.
Уравнивание
Вузы Беларуси лишены академической свободы
При том, что они между собой очень похожи и имеют одинаковое устройство, сотрудничают и делают что-то новое вместе нечасто.
Осторожность к Болонскому процессу
Безусловное следование принципам Болонского процесса дало бы развитие высшему образованию: самостоятельность вузов, мобильность студентов, участие общества и самих студентов в устройстве образования, взаимное признание дипломов в Европе. Движение навстречу этим изменением неохотное и невероятно медленное.
Уровень, статус преподавателя
Вузовскими преподавателями должны работать профессионалы самого высшего уровня в своей области знаний, которые умеют вдохновлять своим примером, объяснять сложные вещи, инициировать и курировать проекты и исследования.
Статус профессии в Беларуси настолько ниже, чем должен быть, что на позиции могут брать соискателей, которые минимально соответствуют требованиям
Из-за недостаточной оплаты преподаватели отвлекаются от работы на подработки, в том числе связанные с написанием студенческих работ в своем же вузе.
Высокая стоимость
Для среднего дохода обычной белорусской семьи, расходы на образование в 2 900 — 4 600 рублей в год, – тяжелое бремя. В 2020-2021 учебном году вузы подняли цены на 3-12%.
Ненастоящие знания
Это проблема студентов, а не организации высшего образования. Списывать на ЦТ или на внутренних испытаниях сложно, это происходит все-таки редко. Значит абитуриенты поступают сами, с реальными знаниями. Но дальше все идет не так: списывание превратилось в норму – от шпаргалок до заказа квалификационных работ.
Игнорирование английского или другого иностранного
Этот инструмент, который есть в каждом вузе и на каждой специальности, воспринимается нелингвистами как «форточка» в расписании. Это проблема с двух сторон: со стороны студентов и со стороны преподавателя, никто из них не прикладывает усилий для обучения. Знание иностранного – это не опциональная возможность, а незнание – пробел в высшем. По некоторым белорусским специальностям высшее образование можно получать полностью на английском, например в БГУИРе, но это дорого (2700$ в год).
Ситуация не катастрофическая и не безнадежная: если начать действовать, больше вузов попадут в мировые рейтинги, выпускники будут лучше подготовлены. Это значит смогут лучше и быстрее решать профессиональные задачи, разрабатывать более дорогие продукты, продавать их другим странам и повышать свой уровень жизни. На практике, как обычно, все сложнее.
Падение проходных баллов
Падение проходных баллов происходит не первый год, каждый раз Министерство образования пытается как-то смягчить эту тенденцию и сделать не такой очевидной.
В этом году у Министерства образования не было сил или возможностей все заретушировать. И на этот раз поступили просто: снизили проходные баллы.
Но глубокие причины происходящего такими способами не решаются, и состоят они в падении уровня образования. Это же показали и данные PISA (Programme for International Student Assessment, цель программы PISA — оценка и сравнение национальных систем общего среднего (базового) образования в странах-участницах). Исследователи пришли к выводу, что уровень образования в нашей начальной школе высок, в средней школе этот показатель постепенно снижается и к старшим классам средней школы серьезно падает.
Не секрет, что последние как минимум 2 десятка лет белорусская система образования ориентирована на упрощение — упразднение профильных классов, гимназий, снижение объема материала и качества тестовых заданий. Последствия такого подхода особенно заметны на высших ступенях образования, где требования выше, материал сложнее и нужны компетентность, креативность и умение работать с учебным материалом. Наши выпускники этот уровень «не тянут», поэтому для них снижают входные требования.
Еще один интересный момент: нельзя сказать, что спрос на высшее образование в целом упал, нет. Упал спрос на белорусское высшее образование. Те, кто хочет и может учиться, видимо, поступают в зарубежные вузы, и, соответственно, средний уровень образования абитуриентов, поступающих в белорусские вузы снижается.
Национальная высшая школа
В систему высшего образования Республики Беларусь входят 45 государственных высших учебных заведения, а также 10 вузов частной формы собственности.
В Беларуси проведено лицензирование образовательной деятельности всех вузов независимо от формы собственности. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов — ведущие отраслевые.
Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специальностям и более чем по 2 тыс. специализаций, что позволяет почти полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием.
В 2002 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 года, подготовленной совместно с ЮНЕСКО и Советом Европы. Это позволяет более эффективно решать проблему признания дипломов белорусских вузов, способствует развитию международного сотрудничества, привлечению на учебу в Беларусь иностранных студентов, количество которых в перспективе планируется увеличить до 5% от общего числа обучающихся.
Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре вузов и научных организаций Министерства образования (edu.gov.by).
В стране существует сеть учреждений образования системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
В Беларусь также активно приезжают иностранные студенты. Деятельность в сфере предоставления платных образовательных услуг иностранным гражданам осуществляет 51 учреждение образования. Обучение осуществляется на белорусском или русском языке. Стоимость его, согласно международной практике, устанавливается самим учебным заведением по каждой специальности.
Ежегодно около 130 аспирантов из зарубежных стран обучаются в вузах и научных учреждениях Беларуси.
Система управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении — Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.
Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчинёнными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.
Школьное образование в Беларуси
Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:
- общее начальное образование (1 – 4 классы);
- общее базовое образование (5 – 9 классы);
- общее среднее образование (10-11 классы).
Общее начальное и общее базовое образование (1 – 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.
В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском: белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.
Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:
- английский (около 72% учащихся);
- немецкий (20 %);
- французский (6%);
- испанский (1,9%).
Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.
Старшеклассники на уроке
Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту. На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю
Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.
Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования: кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.
В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.
Университеты Белоруссии
Белорусский Государственный Университет
Система образования в Белоруссии, дает право определять место получения высшего образования. Для этого предоставлены такие университеты Белоруссии:
- университет классического направления;
- университет за профилем или академия;
- институт;
- колледж высшего уровня аккредитации.
Срок обучения во многих вузах – 5 лет. Для получения образования можно рассматривать следующие университеты:
Поступая в любой университет, вы подаете такие документы:
- заявление, подается вместе с документами;
- документ об образовании (оригинал);
- медицинская справка (оригинал) дающая право на обучение;
- копия паспорта и свидетельство о рождении (копия);
- фотографий 4х6 см , 6 или 8шт.
После определения с местом учебы, вы начинаете сдавать ТЦ и подаете документы. После всего вы узнаете, что вы все-таки поступили и начинаете решать свой жилищный вопрос. Во многих белорусских вузах есть общежития, но думать, что туда можно легко попасть, нет смысла, так как мест недостаточно в огромном городке общежитий БГУ. Остается один выход – арендовать по месту учебы отдельную квартиру или комнату с хозяевами, в этой стране такая услуга стоит намного дешевле. Снять в самом Минске однокомнатную квартиру можно, уплатив за нее двести долларов, за комнату просят – 80 долларов. Цены на жилье в областных центрах еще ниже. После выпуска из учебного заведения, в Белоруссии до сих пор происходит система распределения, как в советское время, правда для россиян этот этап остается добровольным.
Более подробно о валюте Беларуси можно прочитать здесь.
Более подробно о посольстве Беларуси можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Беларуси можно прочитать здесь и здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Бресте можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Гомеле можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Витебске можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Могилёве можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Минске можно прочитать здесь.
Более подробно об открытии бизнеса в Гродно можно прочитать здесь.