1597,причины образования ссср: кратко

Содержание:

Националистические республики

Одним из побочных эффектов революции стало отмежевание приграничных районов, населенных другими народами. Изначально большевики выдвигали лозунг «национального самоопределения». Этим воспользовались коренные народы окраин, провозглашая один за другим независимые республики.

Тогда в Средней Азии возникли Туркестанская, Хорезмская, Бухарская и еще ряд республик, причем далеко не каждая из них стремилась к социализму. Народы, жившие фактически при феодализме, идей социалистической революции не понимали и не принимали.

Придя к власти, большевики начали интегрировать окраинные республики в состав социалистического государства, которое на тот момент еще юридически не существовало. Когда основался СССР, все эти республики вошли в его состав. Резкое сокращение территории государства победившего пролетариата дискредитировало саму идею мировой революции, а этого допустить они не могли.

За исключением Финляндии, Прибалтики и Польши, которые пользовались поддержкой западных стран, к 1921 году все вновь созданные независимые республики бывшей Российской империи были оккупированы Красной Армией.

Создание единого государства

Год образования СССР пришелся на время сложной политико-экономической ситуации как в России, так и в Европе.

Формирование такого государство имело и внешнеполитические причины. Идея принадлежности всех наций к одному государственному строю вынашивалась в умах передовых людей еще во время существования Российской империи.

Создание СССР было обусловлено еще и экономическими соображениями, так как все народы имели между собой хозяйственные взаимоотношения.

В 20-е годы 20-го столетия между рядом стран (Белоруссией, Арменией, Азербайджаном, Грузией, РСФСР и Украиной) существовал договор, касающийся внешнеэкономической политики и военно-хозяйственного сектора.

Страны сплотились под началом государственных управляющих институтов РСФСР и сформировали единую систему управления военным и экономическим секторами, производством, связью и сообщением.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Ход событий

Именно поэтому уже в марте 1921 года, на X съезде РКП (б) был зачитан и обсужден доклад «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». Изначально партия большевиков выступала за федеративное социалистическое государство, в котором все народы сосуществуют на принципах равенства и самоопределения. Это был такой утопический союз всех наравне со всеми. 

Но у этой идеи были практические изъяны: ведь если такой союз федераций предстанет не как единое государство, а как разрозненный конгломерат непонятно чего, то такое положение вещей зависнет надолго. Благо незадолго до конференции все республики подписали протокол о том, что их интересы будет представлять РСФСР. Но вопрос так и не был решен.

С июля 1922 года начался новый этап обсуждения формы будущего государства, когда Оргбюро ЦК партии стало обсуждать вопрос «о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик». Сталин стал активно продвигать свой план автономизации, который стал называться сталинским. 

Суть сталинского плана автономизации была проста: все республики входят в состав РСФСР, получают формальную автономию и подчиняются центру. Плюс был в том, что им все равно предоставляется свобода культуры, национального языка и право на выход (право на самоопределение).

Минус был в том, что в таком случае русский народ однозначно становился «старшим братом» других народов и народностей, что могло обострить национальный вопрос. Однако, по мысли большевиков, с течением времени в таком едином государстве все нации должны были бы стать единым социалистическим народом, что конечно же, было утопией.

В сентябре началась дискуссия, после того как Сталин направил письмо Ленину, с предложением своего плана, а также всех точек зрения на него. В результате Ленин отверг план автономизации после долгого обсуждения и консультаций с другими партработниками. Ленин был сторонником федерации, причем конкретной и реальной, с полной независимостью всех республик вплоть до права отделения от союза.

В результате в партии образовалось грубо говоря две фракции по этому вопросу:

  • «мягкие» сторонники федерации поддерживали Сталина и его доводы.
  • «жесткие» сторонники федерации поддерживали Ленина.

В итоге в октябре 1922 года была принята резолюция «О взаимоотношениях между РСФСР и независимыми республиками». В ней говорилось, что государства входят в РСФСР по ленинскому варианту — на равных правах со всеми. Однако консультации продолжались до декабря 1922 года.

Слева направо: Орджоникидзе, Сталин и Микоян

Тут как раз возникло так называемое «Грузинское дело». Поводом к нему послужило объединение республик Закавказья в единую Закавказскую СФСР. Это вызвало протесты у местных партийных лидеров. Дело дошло до оскорблений и рукоприкладства между московскими (Григорий Орджоникидзе, Иосиф Сталин и пр.) и местными (Филипп Махарадзе и Поликарп Гургеновичем «Буду» Мдивани) партработниками. В результате ситуация была урегулирована. Но ЗСФСР так и осталась, и вошла в состав СССР.

Слева направо: Филипп Махарадзе, Поликарп Мдивани

В результате 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов подписал Декларацию и Договор об образовании СССР.

Довоенный период

Экономика СССР “поднялась” с помощью “пятилетних планов». «Пятилетний план” — это план действий государства, на реализацию которого было отведено пять лет. «Пятилетний план», который пришелся на 1938-1942 годы, был прерван началом военных действий. Основной целью этого плана является развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность страны. Третий «пятилетний план» имел лозунг: догнать и перегнать развитые капиталистические страны по объему производства на душу населения. В связи с началом Великой Отечественной войны этот план не был полностью реализован.

Основание СССР

Год создания государства стал также годом окончания последнего этапа Гражданской войны. В ноябре Красная армия установила контроль над Владивостоком, хотя основные сражения войны между красными и их противниками завершились к весне 1921 года, когда началось проведение новой экономической политики вместо военного коммунизма.

Рис. 1. СССР 1923 год. Карта.

Причинами основания Советского Союза следует считать:

  • Социалистическую революцию и провозглашение советской власти на большей территории бывшей Российской империи;
  • внешний фактор и угрозу еще одной военной интервенции, как из Европы, так из Азии, со стороны Японии, например;
  • экономическую изоляцию государства от прежних рынков сбыта;
  • процессы централизации 1922 года, например, ликвидацию Дальневосточной республики в ноябре.

В 1922 году большевиками рассматривались два проекта образования СССР и урегулирования в нем отношений между республиками:

  • Проект автономизации И. В. Сталина, то есть включения в состав РСФСР остальных республик на правах автономий.
  • Интернационалистский проект В. И. Ленина. Согласно ему все республики становились равноправными. Он и был принят.

Подписание договора об образовании СССР состоялось 29 декабря на конференции делегаций от съездов республик. 30 декабря он был утвержден I Всесоюзным съездом Советов. Подписи под договором поставили главы делегаций.

На момент образования СССР в него вошли только четыре республики:

  • РСФСР со столицей в Москве;
  • УССР со столицей в Харькове;
  • БССР со столицей в Минске;
  • Закавказская Социалистическая Федеративная Советская республика со столицей в Тбилиси.

В январе 1924 года прошел II съезд Советов СССР, и он утвердил новую конституцию, которая действовала недолго, до 1936 года.

Следует знать, что было до СССР на этой территории. До 1 сентября 1917 года существовала Российская империя, хотя период монархии завершился в марте 1917 года. В сентябре-октябре 1917 года существовала Российская республика с Временным Правительством, а после революции образовалась Советская Россия и ряд правительств на ее территории: белых, эсеровских, национальных.

Рис. 2. Создание СССР 1922 год.

Предпосылки образования СССР

Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик — Хорезмской и Бухарской.

Руководители и органы власти государства

Основателем СССР формально можно считать лидера партии большевиков и руководителя Совнаркома, то есть правительства, — Владимира Ленина. К декабрю 1922 года он уже был тяжело болен и скончался в январе 1924 года. С апреля 1922 года генеральным секретарем ЦК партии стал Иосиф Сталин, который также занимал должность народного комиссара по делам национальностей. Высшим законодательным органом государства был ВЦИК, который возник 27 октября 1917 года. Его с 1919 года возглавлял Михаил Калинин

По важности он считался вторым органом власти после Всероссийского съезда Советов

Создание общесоюзного правительства СССР и наркоматов (министерств) произошло только 6 июля 1923 года. Международно-правовое признание СССР началось только с июля 1923 года, его признали семь государств: Афганистан, Веймарская республика (Германия), Иран, Монголия, Польша, Турция и Финляндия.

За годы существования Советский Союз вырос территориально. В 1939–1945 годах в его состав вошли: Эстония, Латвия, Литва, Молдова, области западной Беларуси и Украины, включая Закарпатье, Курильские острова, республика Тува и юг острова Сахалин.

Рис. 3. Договор об образовании СССР.

Что мы узнали?

Кратко историю возникновения СССР изучают в школьном курсе истории 9 и 11 классов. СССР был образован в 1922 году, и на тот момент в него вошли 4 республики.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Общий список[]

Университеты СССР (на 1 января 1977) и даты их основания: Азербайджанский (1919), Алтайский (1973), Башкирский (1957), Белорусский (1921), Вильнюсский (1579), Воронежский (1918), Гомельский (1969), Горьковский (1918), Дагестанский (1957), Дальневосточный (1920), Днепропетровский (1918), Донецкий (1965), Ереванский (1920), Ивановский (1973), Иркутский (1918), Кабардино-Балкарский (1957), Казанский (1804), Казахский (1934), Калининградский (1967), Калининский (1971), Калмыцкий (1970), Карагандинский (1972), Кемеровский (1973), Киевский (1834), Киргизский (1951), Кишиневский (1945), Красноярский (1969), Кубанский (1970), Куйбышевский (1969), Латвийский (1919), Ленинградский (1819), Львовский (1661), Марийский (1972), Мордовский (1957), Московский (1755), Новосибирский (1959), Нукусский (1974), Одесский (1865), Омский (1974), Пермский (1916), Петрозаводский (1940), Ростовский (1915), Самаркандский (1927), Саратовский (1909), Северо-Осетинский (1969), Симферопольский (1972), Сыктывкарский (1972), Таджикский (1948), Тартуский (1802), Ташкентский (1920), Тбилисский (1918), Томский (1880), Туркменский (1950), Тюменский (1973), Удмуртский (1972), Ужгородский (1945), Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (1960), Уральский (1920), Харьковский (1805), Челябинский (1974), Черновицкий (1875), Чечено-Ингушский (1972), Чувашский (1967), Якутский (1956), Ярославский (1969).

От марксизма – к марксизму-ленинизму

Первоначально идеология советского государства была основана на трудах Маркса и Энгельса. Их теория утверждала, что экономические общественные отношения эволюционировали до такой степени, что замена капиталистической системы на социалистическую неизбежна в мировом масштабе.

После смерти Ленина в 1924 году, непродолжительного периода коллективного руководства страной и короткой борьбы за власть Сталин стал Генеральным секретарем ЦК. Он быстро подавил всю политическую оппозицию, основал новую государственную идеологию «марксизм–ленинизм» и начал строить социализм в отдельной стране.

Советский Союз пережил период бурной индустриализации и коллективизации, которые заложили основу для его победы во Второй мировой войне и послевоенного доминирования в Восточной Европе.

Не такое уж и бесплатное образование

Одним из основных аргументов в пользу советской системы образования приводиться ее общедоступность. Но мало кто помнит, что с 30-х и по 60-е бесплатное обучение было довольно таки условным. По всем заявлениям и декретам, а также прямо в Конституции говорилось о полном бесплатном образовании для всех советских граждан, однако, как часто происходило в СССР, реальность отличалась от декларируемых заявлений.

Технологический институт. 1958 — 1961

В 30-х годах более 70-ти процентов населения страны проживало в сельской местности. И хоть с каждым годом расходы на образование увеличивались, их не хватало для полноценного функционирования образовательной системы. Если в городах ситуация была лучше, то в деревнях просто не было школ. И очень большие затраты на обучение ложись на самих крестьян.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

В 1931-ом году в СССР был введен так называемый “культжилсбор” или проще говоря, налог на образование и культуру. С каждого крестьянского двора изымался обязательный ежегодный платеж в размере от 20-ти до 80-ти рублей. Для тех времен, особенно для жителей деревень, это были достаточно ощутимые деньги.

За обучение крестьяне также платили и “самообложением”. Всем колхозом скидывались на строительство школы и дороги к ней, а также на ремонт помещения. Сами должны были оплачивать и школьные принадлежности своих детей, в том числе тетради и учебники. Зарплаты учителей в Советском Союзе всегда не отличались своим достатком, а в те времена, крестьянам иногда приходилось буквально помогать собственными продуктами местному учителю. Зарплату работникам образования ведь и задерживали довольно часто.

Исходя из этих фактов, можно сделать вывод, что подъем образования в сельской местности был вызван не столько государством, как самими крестьянами, которые более, чем активно помогали строить школы и обеспечивать их.

Советская сельская школа

К 1940-му году, ситуация с количеством специалистов в разных сферах промышленности и хозяйства улучшилась. Советскому руководству нужны были в большинстве рабочие, а не специалисты. Власти боялись достаточно образованных людей. Это выливалось и в репрессиях интеллигенции и ограничении доступности высшего образования.

В Постановлении Правительства СССР от 26-го октября 1940-го года, официально устанавливалось платное обучение с восьмого по десятый класс средних школ, а также высших учебных заведениях. Благодаря этому постановлению, количество выпускников старших классов, училищ и вузов сократилось вдвое. У советских граждан часто не хватало денег на обучение своих детей. Эта норма была отменена только в 1956-ом году, уже после смерти Сталина.

Великая Отечественная война

22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на СССР, нарушив тем самым договор о ненападении. Это стало началом страшной истории Великой Отечественной войны.

В начале немцам удалось за короткий отрезок времени оккупировать большинство европейских стран, однако дойдя до Москвы, они столкнулись с проблемами.

Георгий Жуков — Маршал Победы

Красная Армия под руководством Георгия Жукова начала активное контрнаступление на вермахт. Перелом в войне настал во время Сталинградской и Курской битв, в которых советские воины одержали великие победы, продолжив преследование немцев.

В результате 8 мая 1945 г. Германия безоговорочно капитулировала, а следующий день – 9 мая, был провозглашен Днем Победы.

После этого СССР объявил войну Японии, так как она была союзником гитлеровской Германии. Интересен факт, что именно в этот период истории со стороны США была осуществлена атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.

Через несколько недель под натиском советских солдат Япония капитулировала. После этого Южный Сахалин (см. интересные факты о Сахалине) и Курильские острова стали принадлежать Советскому Союзу.

30 апреля 1945 г. в 22 часа над Рейхстагом советскими воинами было водружено Знамя Победы

Вторая мировая война стала самой кровопролитной в истории человечества. По оценкам историков в ней погибло более 26 млн. советских граждан, хотя некоторые эксперты называют еще бо́льшие цифры.

Послевоенное время

После войны во многих странах Европы был установлен коммунистический режим. При этом США приобретало все более серьезное влияние во всем мире.

Вскоре между Соединенными Штатами Америки и СССР началась холодная война, которая проявлялась в военной, промышленной и космической гонке.

В послевоенное время Советский Союз, понесший самые большие убытки, страдал от голода и разрухи. Потребовались годы на то, чтобы уровень жизни простых людей улучшился.

Национальная политика единого государства и отношения между республиками

Руководство страны проводило гибкую политику в отношении национальной специфики каждой республики. В первое время после образования СССР на территориях, где исповедовалось мусульманство, в 1922 году духовенству снова вернули земли, принадлежавшие ему до революции, а также возродили суды шариата. Органы государственной власти лояльно относились к мусульманским нормам поведения.

Лояльность наблюдалась и в отношении народностей, проживающих в северных регионах, которые занимались охотничьим и рыболовецким промыслом, разведением оленей

Им было обеспечено право на самоуправление, принимая во внимание их народные традиции и обычаи

Одним из главных вопросов национальной политики 20-х годов был вопрос «коренизации». Он предусматривал вовлечение малых народностей в процесс государственного управления. Издавались многочисленные приказы, утверждавшие на руководящие должности представителей коренного населения. Несмотря на эти прогрессивные меры, коренизация стала ущемлять повсеместно права иных национальностей.

Послевоенное профессиональное образование

В послевоенные годы идея ГТР продолжала совершенствоваться. В мае 1946 года Главное управление Трудовых Резервов и Комитет по распределению рабочей силы были преобразованы в Министерство Трудовых Резервов, что позволило в одном государственном органе сосредоточить руководство подготовкой и распределения квалифицированных рабочих

При этом большое внимание уделялось и повышению профессионального уровня преподавательского состава школ ФЗО и училищ. Для этого были созданы центральные курсы повышения квалификации и усовершенствования, на которых мастера и воспитатели изучали вопросы психологии и педагогики.

На протяжении 1959-1963 годов школы ФЗО и профессионально-технические учебные заведения, созданные по системе ГТР СССР, были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ), срок обучения в которых зависел от сложности специализации (от 1 до 3 лет). Иными словами, школы ФЗО и ремесленные училища, благодаря которым Советский Союз смог справиться с разрухой в послевоенные годы, были полностью ликвидированы, а на смену системе трудовых резервов пришла система профессионально-технического образования.

Основные постулаты создания объединенного государства

Когда был создан СССР, члены большевистской партии имели различные взгляды на то, как именно должно развиваться и формироваться союзное государство. Комиссией бюро ЦК РКП(б) был выдвинут «Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками».

Когда появился СССР, один из первых его пунктов гласил, что требуется считать целесообразным формирование договора между объединяемыми странами и их включение в РСФСР. Проект подвергся жесткой критики со стороны В. И. Ленина. Он полагал, что все государства должны иметь равные права с РСФСР и сохранить свою независимость. При этом каждая из стран могла добровольно покинуть Союз.

Образование СССР

 

Дата образования СССР — Союза Советских Социалистических республик

30 декабря 1922г. – на I Всесоюзном съезде Советов

31 января 1924 года 2 съезд Советов принимает Конституцию СССР

СССР распался 26 декабря 1991г.

Документы

Декларация и Договор об образовании СССР

Предпосылки образования СССР

  • Наличие тесных экономических связей и общих сырьевых ресурсов.

  • В годы Гражданской войны был заключён военно-политический союз между Россией, Белоруссией, Украиной: объединялись все военные силы, назначалось единое командование.

  • У власти находилась единая партия — большевиков.

  • Однотипность государственного устройства, единая цель – построение социализма.

  • Единая история

В СССР в 1922 году вошли 4 республики:

РСФСР

УССР

БССР

ЗСФСР

В последующие годы в СССР вошли

1924 – Узбекская ССР

1925 -Туркменская ССР

1929- Таджикская ССР

1936- Казахстан и Киргизия

1936- ликвидирована ЗСФСР и вошли в состав СССР как союзные республики Грузия, Азербайджан и Армения.

1940 – в состав ССР вошли Молдавская ССР, Литовская СССР, Латвийская СССР и Эстонская СССР

Карело-Финская ССР-  с 21 марта 1940г.- 16 июля 1956г. (стала автономной республикой)

Проекты объединения

  • План автономизации Сталина И.В., наркома по делам национальностей: все республики входят в состав СССР на правах автономии, теряя всякую самостоятельность. Ленин В.И. назвал этот план антидемакратическим, считал, что он обострит отношения Москвы с республиками.

  • План создания федерации В.И.Ленина. Суть: республики входят в состав СССР на правах федерации, то есть равноправия, сохранения суверенных прав, вплоть до возможности выхода из СССР и образования самостоятельного государства.

Реализован был план Ленина В.И.

 27 декабря 1922 года четырьмя республиками был подписан Договор об образовании СССР, который был ратифицирован, то есть принят,  30 декабря 1922г.

В ведение СССР входило:

  • оборона

  • внешняя политика

  • государственная безопасность

  • охрана границы

  • внешняя торговля

  • транспорт

  • бюджет

  • связь

  • денежное обращение

Однако после смерти Ленина В.И. в 1924 году Сталин И.В. фактически вернулся к своему плану автономизации, в стране стала формироваться  сверхцентрализация власти.

Органы власти в СССР

Высшим органом государства  — Всесоюзный съезд Советов.

 В период между съездами  — ЦИК СССР, организованный  по принципу двухпалатности — Союзный Совет и Совет Национальностей.

М. И. Калинина — председатель ЦИК,

сопредседатели — Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Значение образования СССР

  • Было создано огромное государство, дающее безопасность существования и развития его народам.

  • Дальнейшее развитие экономики, ликвидация последствий Гражданской войны, установление крепких экономических связей.

  • Позитивные последствия в развитии социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения: строились школы, открывались театры, развивалась культура. СМИ. Некоторые народы впервые получили письменность, которую разработали учёные.

  • Началось активное развитие некоторых отсталых районов России: в Среднюю Азию, в Закавказские республики переводились фабрики, заводы, строились железные дороги, проводились линии электропередач, туда направлялись квалифицированные специалисты.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Почему создали СССР

В Договоре об организации СССР и в декларации, выпущенной по случаю его создания, дается исчерпывающее объяснение целей и намерений руководства республик.

Так, в декларации говорится о том, что в социалистических республиках побежден национальный гнет и они двинутся навстречу интернационализму

Важно также и то, что все республики вступают в новое государство совершенно свободно и могут в случае необходимости расторгнуть договор

Конечной целью создания СССР, как указывается в декларации, должно стать создание Мировой Социалистической Республики. А двигаться к этой цели должны были все трудящиеся на основе взаимного доверия и братского сотрудничества.

«Все лучшее – детям!»

Советский лозунг «Все лучшее – детям!» в СССР подкреплялся серьезной программой действий по воспитанию нового поколения советских людей. Были построены специальные детские санатории и пионерские лагеря для оздоровления юных граждан, открыты десятки разновидностей спортивных секций и музыкальных школ. Специально для детей строились детские библиотеки, Дома Пионеров и Дома Технического Творчества. В Домах Культуры открывались различные кружки и секции, где дети могли бесплатно развивать свои таланты, реализовывать свой потенциал. Огромными тиражами выпускалась детские книжки самой широкой тематики, иллюстрации к которым делали лучшие художники.

Все это давало возможность ребенку развиваться и пробовать себя в самых разнообразных увлечениях – от спорта и музыки до творчества, художественного или технического. В результате к моменту выбора профессии выпускник советской школы подходил вполне осознанно – выбирал дело, которое ему больше всего было по душе. Советская школа имела политехническую направленность. Это и понятно – держава взяла курс на индустриализацию, да и про обороноспособность тоже нельзя было забывать. Но, с другой стороны, в стране была создана сеть музыкальных и художественных школ, кружков и студий, которые удовлетворяли потребность молодого поколения в занятиях музыкой, искусством.

Таким образом, советское образование обеспечивало систему социальных лифтов, позволявшую человеку из самых низов раскрыть и развить свои врожденные таланты, выучиться и состояться в обществе или даже стать его элитой. Огромное количество директоров заводов, артистов, кинорежиссеров, профессоров и академиков в СССР были детьми простых рабочих и крестьян.

Образование – в массы!

Программа по всей огромной территории Советского Союза была единой. Это позволяло любому ребенку, сыну крестьянина или рабочего, после окончания средней школы, при помощи системы рабфаков поступить в вуз и там проявить свои таланты на благо родной страны. Советская система высшего образования была самой массовой в мире, ведь страна взяла курс на индустриализацию и остро нуждалась в высококвалифицированных кадрах. Новая нарождающаяся советская интеллигенция – это дети рабочих и крестьян, ставшие впоследствии профессорами и академиками, художниками и артистами.

Советская образовательная система, в отличие от американской, давала возможность одаренным детям из социальных низов пробиться в ряды интеллектуальной элиты и раскрыть весь свой потенциал на пользу общества.

Причины образования СССР

Причины образования СССР заключались в следующем:

  1. Внешнеполитические. Партия большевиков стремилась распространить свою власть как можно на большую территорию, какую могла охватить.

  2. Экономические. Подорванная Гражданской войной экономика вела Россию к голоду. Ей нужна была поддержка союзных республик.

  3. Территориальные. Во время поставок продовольствия необходимо было свободно перемещаться. Единое государство для этого создавало оптимальные условия.

  4. Культурные. Несмотря на разные корни, народности длительное время жили вместе, и это привело к формированию некоторых общих традиций.

  5. Политические. Правительственный аппарат союзных республик, состоявший из большевиков, жёстко подчинялся центральной власти.

Дата образования СССР

Советский Социалистический Союз Республик был образован 30 декабря 1922 года. В этот день состоялся первый съезд министров республик, вошедших в состав СССР: •РСФСР; •Украинская республика. •Белорусская республика; •Закавказская Федерация. Основными документами, подтверждающими процесс слияния республик в единое государство, стали Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В основе Договора лежало разграничение полномочий между государственным органом власти и представителями власти на местах. Все остальное, кроме внешней политики и торговли, путей сообщения, связи, вопросов финансов и обороны, вверено управлению республик. Высшим государственным органом СССР стал Всесоюзный съезд Советов, ведущий свою активную деятельность под руководством новоявленного лидера государства в лице В. И. Ленина.

Конституция

На общем собрании представителей всех союзных государств, состоявшемся 29 декабря 1922 года, образование СССР было закреплено документально Декларацией и Договором.

Главным органом управления был утвержден Съезд Советов СССР, а в остальное время – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). Последний включал в себя две законодательные палаты – Совет Национальностей и Союзный Совет. Руководящим институтом власти был Президиум ЦИК. Совет Народных Комиссаров (СНК) считался основным исполнительным органом власти. В каждой отдельной республике сформировали свои ЦИК и правительство.

На II Съезде Советов СССР, который состоялся 31 января 1924 г., была принята первая Конституция. Поэтому год создания СССР и год принятия его первого основного закона разные.

Соглашения со странами Востока

В восточных государствах активно развивалось освободительное движение. В результате этих волнений у руля государственной власти становились национальные правительства. В это же время активно развивались отношения этих стран с СССР, который оказывал им значительную материальную поддержку. В начале 20-х годов были заключены соглашения с Ираном, Турцией, Монголией, Афганистаном. Впервые в истории эти страны выступали в международных договорах в качестве их равнозначной стороны.

В 1924 году было подписано соглашение с Китаем. Большевики признали недействительными все соглашения, заключенные до революции, которые каким-либо образом ущемляли Китай в его правах. Советы обязались убрать свои военные силы, которые находились в пределах Монголии. Железнодорожные пути, проходящие по территориях этой страны и СССР, перешли под управление обоих государств и должны были служить только торговым целям.

Зачем Ленин основал СССР?

Подводя итоги вышесказанному, можно четко сформулировать причины, почему большевики, сразу после революции усиленно пропагандировавшие право наций на самоопределение, отказались от него, как только на постимперском пространстве обозначились центробежные тенденции.

Помимо идеологии мировой революции и торжества коммунизма на планете, которыми грезили теоретики марксизма, существовали и вполне реальные объективные причины создания единого государства на территории бывшей империи.

Основными из них были:

  • желание партийных лидеров получить огромную власть без войны;
  • взаимопомощь в восстановлении разрушенной в ходе Гражданской войны инфраструктуры;
  • единый орган управления и единая экономическая система упрощали решение стоящих перед молодыми республиками экономических задач;
  • возможность с минимальными затратами решить вопрос о защите границ.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector