Что надо знать к огэ по обществознанию?
Содержание:
- Как оценивается работа
- Как работать с текстом
- Как работать с текстом
- Что такое ОГЭ
- Структура экзамена
- Структура экзамена
- Прохождение специализированных курсов
- Материалы для подготовки
- I часть экзамена
- Как оценивается экзамен
- Оценивание заданий ОГЭ по обществознанию
- Алгоритм
- План подготовки к ОГЭ по обществознанию
- Совет 1. Читайте теорию
- Полезные советы по сдаче ОГЭ
- Оценивание работ
- Основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся
- Подготовка к ГИА
Как оценивается работа
1 балл → задания 1–21, 23–25
2 балла → задания 22, 24, 26–28, 30–31. Задание 22 оценивается в 2 балла, если ошибок нет, и в 1 балл, если допущена одна ошибка. В заданиях 26–31 баллы выставляются в зависимости от полноты и правильности ответа. Если ответ полный, вы получите максимальный балл.
З балла → задание 29. Вы их получите, если в ответе присутствуют все необходимые компоненты. Если чего-то не хватает, вам поставят 1 или 2 балла — в зависимости от полноты ответа.
Максимально на ОГЭ по обществознанию можно получить 39 баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.
15–24 → «3»
25–33 → «4»
34–39 → «5»
Как работать с текстом
Вторая часть экзамена предполагает работу с текстом — это задания 21-24.
Задание 21
Вам нужно составить план. Чтобы лучше понять, о чём текст и из каких частей он состоит, внимательно прочитайте его. Выделите смысловые части. Обычно они совпадают с абзацами. Таким образом, количество абзацев равно количеству пунктов плана
Во время чтения обратите внимание на ключевые слова. Они пригодятся, когда вы будете давать названия смысловым фрагментам
Задание 22
В этом задании вам нужно ответить на вопросы по тексту
Перечитайте его ещё раз, также обратив внимание на ключевые слова, и найдите нужные мысли для ответа.
Задание 23
В этом задании нужно не только указать ответ из текста, но и проиллюстрировать то, о чём спрашивается. Например, «Какие формы развлечений и отдыха автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм». Обычно перечень приемлемых ответов достаточно широк. Чтобы легко справиться с этим заданием, учитесь представлять конкретные ситуации для понимания различных явлений и понятий.
Задание 24
Чтобы подтвердить мысль автора собственными аргументами, опирайтесь на личный социальный опыт и обществоведческие знания. В этом задании можно потерять баллы за неясность мысли, поэтому составьте лаконичный письменный ответ.
Чувствуете, что справиться с заданиями вам всё равно трудно — начните заниматься с репетитором. Преподаватель составит план подготовки лично для вас и поможет сдать ОГЭ по обществознанию на максимальный балл!
Как работать с текстом
На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить шесть заданий. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.
Текст для заданий с развёрнутым ответом
Текст для заданий с развёрнутым ответом
1 — задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Выделите основные моменты, а потом озаглавьте их.
- В плане должно быть не менее 4–5 пунктов.
- План должен соотноситься с текстом и затрагивать все идеи, которые в нём освещены.
- Идеи не всегда совпадают с абзацами.
- План должен быть кратким и лаконичным. Не используйте длинных предложений.
- Можно использовать вопросительные предложения.
- Из плана должно сложиться целостное впечатление о тексте.
- Составляя план, представьте, что вам нужно сделать доклад по тексту, а план — это ваша шпаргалка для выступления. Если, посмотрев на план, вы можете вспомнить все основные тезисы из текста, значит, он составлен правильно.
- Красота формулировок оцениваться не будет, только их правильность. Но старайтесь выражаться чётко и ясно.
2 — задание 27. Какую взаимосвязь патриотизма и политики государства отмечает автор, цитируя В.В. Путина? Какие понятия тесно связаны с этим?
- Не приступайте к ответу на второй вопрос задания, пока не ответите на первый.
- Отвечая на вопросы, придерживайтесь чёткой структуры. Лучше всего начинать со слов, указанных в задании. «Цитируя слова Путина, автор отмечает, что политика государства должна опираться на патриотизм». «Автор говорит, что с этим связаны понятия политической и экономической стабильности».
3 — задание 28. Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.
- Если в условии говорится об определениях, значит, их должно быть минимум два.
- Перепишите определения, сокращая их своими словами.
- Найдите в тексте указанные черты и выберите две из них.
4 — задание 29. Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.
- Найдите в тексте нужные определения.
- Определите, какое из них ближе всего автору.
- Примеры должны быть не из текста, а из курса обществознания, книг, фильмов, интернета или собственного опыта.
- В 2-3 предложениях аргументируйте, почему именно этот пример кажется вам подходящим.
5 — задание 30. Автор пишет, что патриотом может быть любой человек. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два пояснения данной позиции.
Значит, один пример нужно взять из текста, один — из других источников.
6 — задание 31. Автор отмечает черты современной жизни, отличающие её от предыдущих эпох. Используя текст и обществоведческие знания, поясните две черты и приведите по одному примеру к каждой из них.
Что такое ОГЭ
Основной государственный экзамен (ОГЭ) — это итоговый экзамен за курс основного общего образования в России. Первое большое испытание для школьников, которое проверяет знания, полученные за девять лет.
ОГЭ состоит из четырёх экзаменов — математики, русского языка и двух предметов по выбору.
Можно сдать ОГЭ и пойти в колледж или техникум вместо старших классов. Правда, результаты государственной итоговой аттестации за девятый класс не используются для приёма в учреждения среднего профессионального образования напрямую. Но от результатов ОГЭ зависят оценки в аттестате, который и будет смотреть приёмная комиссия в колледже.
Критерии допуска к ОГЭ
- К ОГЭ допускаются обучающиеся, не имеющие ни одной академической задолженности за девятый класс и выполнившие учебный план.
- Обучающийся должен получить зачёт по итоговому собеседованию по русскому языку. Это новое явление. Апробация устной части экзамена по русскому языку «Итоговое устное собеседование по русскому языку» началась лишь с 2018 года.
Источник — школадобра.рф
ОГЭ по математике
Государственная итоговая аттестация по математике в девятом классе делится на два модуля: алгебра и геометрия. Минимальное количество баллов для получения аттестата — 8. При этом по модулю «Алгебра» необходимо набрать не менее 6 баллов, по модулю «Геометрия» — не менее 2.
ОГЭ по русскому языку
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в девятом классе требует выполнения заданий с выбором ответа, заданий с полным ответом, сочинения и изложения. Текст изложения ученики прослушивают из аудиозаписи на диске, который прилагается к КИМам — контрольно-измерительным материалам. До экзамена КИМы находятся в закрытом конверте, который вскрывается на глазах экзаменуемых.
ОГЭ по предметам на выбор
Для получения аттестата за девятый класс необходимо сдать основные предметы (русский и математику) и преодолеть минимальный порог по дополнительным. Если не хочется, можно не выбирать дополнительные предметы вообще. Но большинство школьников сдают все четыре экзамена, так как хотят проверить силы и потренироваться перед грядущим ЕГЭ.
Даже если школьник намерен пойти в колледж, он также не обязан выбирать дополнительные предметы. Приёмную комиссию будет интересовать только аттестат. Но при прочих равных условиях баллы ОГЭ по профильным предметам будут решающими. Поэтому рекомендуется сдать ОГЭ по подходящим дисциплинам. Например, для поступления в медицинский колледж пригодится ОГЭ по химии и биологии.
Самыми популярными предметами по выбору являются английский язык и обществознание.
Структура экзамена
КИМ ОГЭ по истории состоит из двух частей и включает в себя 24 задания, которые различаются формой и уровнем сложности. На выполнение экзаменационной работы отводится 180 минут.
Ответы на задания первой части оформляются в виде цифры, последовательности цифр, слова или словосочетания, записанных без пробелов и других разделителей. Ответы первой части проверяются автоматически компьютером. Первая часть содержит 17 заданий с кратким ответом:
1. Задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.
- В задании 4 по заданному условию требуется выбрать из пяти предложенных элементов два верных.
- Задание 5 предполагает выбор из пяти предложенных терминов одного лишнего, который не соответствует условию задания.
- В задании 10 проверяется умение работы с историческим источником и картой. Нужно сопоставить данные исторического источника и карты и выбрать обозначенный на карте цифрой объект, который соответствует условию задания.
- Задание 11 проверяет умение работы с иллюстрацией. По заданной иллюстрации нужно выбрать один верный ответ из четырёх представленных.
- В заданиях 13 и 14 проверяются знания фактов истории культуры. В 13-м задании нужно по условию определить два верных ответа из пяти, а в 14-м — один из пяти.
- Задания 15–17 посвящены всеобщей истории и в совокупности охватывают весь курс истории зарубежных стран — с истории Древнего мира до 1914 г. В этих заданиях нужно выбрать один правильный ответ из четырёх представленных.
2. Задание на определение последовательности элементов. В КИМ только одно такое задание — задание 2, в котором нужно расположить четыре события в правильной хронологической последовательности.
3. Задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах.
- Задание 1 предполагает установление соответствия пяти дат и трёх событий.
- В задании 6 нужно соотнести факты и тезисы. На выбор ученикам даётся четыре предложения — два факта и два тезиса.
- Задание 7 нацелено на проверку умения работы со статистической информацией и всегда посвящено периоду XVIII — начала ХХ в. По материалам статистики ученикам на выбор даётся три варианта начала суждений и пять вариантов завершения суждений, которые нужно сопоставить.
4. Задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года.
- В задании 3 нужно написать термин по заданному определению.
- В заданиях 8 и 9 нужно атрибутировать историческую карту — назвать век, исторических персонажей, географические объекты, которые связаны с событиями, отражёнными на карте.
- В задании 12 нужно заполнить пропуск в схеме.
Вторая часть содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. Задания второй части выполняются на бланке ответов № 2, который проверяется экспертами.
1. Задания 18–20 предусматривают анализ исторического источника:
- атрибутировать документ (18);
- найти готовую информацию в тексте (19);
- указать контекстную информацию (20).
2. Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом:
- установление причинно-следственных связей (21);
- анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22);
- сравнение исторических событий и явлений (23);
- анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24).
КИМ может проверять знания по одному из трёх периодов истории: 1) с древнейших времён до начала XVI в.; 2) XVI–XVII вв.; 3) XVIII — начало ХХ в. Также могут быть задания, которые охватывают более широкие периоды истории с древнейших времён до начала XX в. (два или три из указанных периодов). В заданиях 3–6, 8–12, 18–22, 24 допускается включение материала по любому из указанных периодов. Задания 2 и 23 могут охватывать один-два из названных периодов, а задание 1 — все три периода. Задания 13 и 14 могут охватывать один, два или три из указанных периодов истории.
Структура экзамена
Экзаменационная работа состоит из 24 заданий: 16 из них требуют краткого ответа, 8 — развёрнутого.
На выполнение всех заданий отводится 3 часа (180 минут).
Максимальный балл за весь экзамен — 37 баллов.
За все верно выполненные задания с кратким ответом можно получить чуть больше половины от суммы баллов — 17. Соответственно, остальную половину можно заработать за развёрнутые ответы в других заданиях. Таким образом, если вы хорошо справитесь с первой частью экзамена, твёрдая тройка вам уже обеспечена. Но и набрать выше 22 баллов — посильная задача.
Словосочетание «развёрнутый ответ» может вас встревожить, но не пугайтесь. Это значит, что вам нужно написать 1-2 предложения в ответе на каждый вопрос. Задания из этого блока потребуют от вас только сосредоточенности, знаний и умения правильно формулировать мысль.
На экзамене вы можете пользоваться черновиком. Записи на нём не оцениваются, поэтому свободно пишите всё, что вам нужно.
Прохождение специализированных курсов
Элективные курсы
Элективный курс подготовки к ГИА по обществознанию направлен на закрепление знаний, полученных в общеобразовательной школе и их систематизацию.
Основные задачи курса состоят в:
- формированию у учеников интереса к предмету;
- кратком повторении предмета;
- знакомстве со структурой экзаменационных заданий и требованиями, предъявляемыми к их выполнению;
- помощи в решении заданий экзаменационной работы;
- развитии способностей к выполнению заданий высокого уровня сложности;
- формировании навыков работы с инструкциями, которые регламентируют проведение ГИА в целом, эффективного распределения времени на все задания, правильного оформления решений с написанием развернутых ответов;
- психологической подготовки выпускников к экзамену;
- развитии у учащихся способности решать проблемные, логические и творческие задачи, которые отражают проблемы текущего времени.
В программу курса включены 3 части:
- изучение теории и повторение школьного материала;
- ознакомление с методикой выполнения заданий всех уровней сложности;
- прохождение тестового практикума.
Материалы для подготовки
Готовиться к ОГЭ по обществознанию в 2021 году помогут демоверсия, кодификатор и спецификатор, опубликованные на .
Найти тесты для отработки теории и практический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию можно в открытом банке заданий также .
Также для подготовки к ОГЭ по обществознанию можно использовать рекомендованные ФИПИ пособия:
- комплекс материалов для подготовки учащихся от ФИПИ,
- пособия Л.Н. Боголюбова,
- типовые варианты от разработчиков (О.А. Котова, Т.Е. Лискова) и др.
Готовиться к ОГЭ по обществознанию не так просто, как кажется. Несмотря на то, что это один из самых популярных экзаменов среди девятиклассников, написать его на высокие баллы достаточно сложно: объемы теоретического материала просто колоссальны. Но сдать ОГЭ по предмету на «отлично» возможно, если грамотно спланировать подготовку.
I часть экзамена
I часть ОГЭ по обществознанию 2021-2022 состоит из 20 заданий. Их можно разделить три категории: тестовые задания, форматные задания и задания с развернутым ответом.
Тестовые задания
Тестовые задания логически связаны с каждым из шести тематических блоков. Лайфхак: вы можете быть уверены в том, что определенному номеру задания соответствует конкретный тематический блок. Например, № 9 — всегда задание по экономике, а № 13 — по политике. За каждый правильный ответ дают 1 балл.
Форматные задания
Вы не знаете, какой тематический блок вам встретится. Зато формат заданий всегда одинаковый. Самое главное — хорошо разбираться в особенностях каждого из них. Всего в первой части есть три форматных задания:
Задание № 15 (2 балла) – задание на установление соответствия, которое требует четкого знания теории. Перед вами будет таблица из двух столбцов, ваша задача — установить, к какому из элементов второго столбца относится каждый элемент первого столбца. Это единственное двухбалльное задание с кратким ответом.И еще один важный момент! Для этого задания важна последовательность цифр: каждая цифра должна быть на своем месте. Тут есть небольшой лайфхак: каждая цифра второго столбца должна хотя бы один раз встретиться в вашем ответе.
Задание № 19 (1 балл) — задание на установление сходств и различий между двумя понятиями. В условии задания есть 4 признака. Из них два характерны для обоих понятий — это сходства, а два являются признаками только одного из понятий — это различия.
Задания с развернутым ответом
В этих заданиях нужно не просто найти ответ, а развернуто его обосновать. Эти задания проверяют эксперты ОГЭ в соответствии с критериями.
Задание 1 (2 балла) — задание на термины. Нужно найти два понятия, которые будут соответствовать условию и дать определение одному из них. Здесь необходимо знание терминологии, но заучивать все термины не стоит — это сложно и малоэффективно. Лучше научиться самостоятельно составлять, а не заучивать понятия — этим мы занимаемся на курсах ОГЭ. Выбирайте наиболее знакомый термин — и 2 балла у вас в кармане.В качестве структуры для раскрытия понятия вы можете использовать следующий шаблон: родовое понятие + 2 признака.
Задание 5 (3 балла) — задание на анализ визуальной информации. Это новое задание, которое появилось в ОГЭ по обществознанию 2021-2022 года
Вы увидите фото с людьми, которое необходимо оценить с точки зрения социальных норм и экономической рациональности.Внимание: нужны не общие рассуждения, а четкий ответ на вопрос! Опирайтесь на знание теории, а еще потренируйтесь анализировать ситуации и поведение людей.
Пример задания 12
В ходе социологического опроса группы 25-летних граждан страны Z респондентам с разным уровнем образования задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Ответ:
1) Сходство. Люди со средним образованием и с высшим образованием меньше поддерживают главенство старших родственников в семье.Предположение: Это может быть объяснено тем, что в государстве Z многопоколенные семьи, включающие старших родственников, встречаются всё реже. Поэтому это наименее популярный ответ среди двух групп респондентов.
2) Различие: Респонденты со средним образованием на 15% больше, чем респонденты с высшим образов считают, что главой семьи должен быть мужчина.Предположение: Это может быть связано с тем, что для менее образованных людей свойственны традиционные взгляды на семью и распределение семейных ролей.
Как оценивается экзамен
Максимальный первичный балл тоже изменился – теперь это 35 вместо 39. Большинство тестовых заданий оценивается в один балл. Исключение – №15, где за ответ без ошибок ставится 2 балла, а с одной ошибкой – 1. Остальные баллы распределены так:
- №1, 6, 21, 22, 24 – по 2 балла;
- №23 – 3 балла;
- №12 – 4 балла.
Поскольку теперь выпускники будут приводить собственное мнение по тому или иному вопросу, допускается больше вариативности в оценивании. По словам разработчиков КИМ, точка зрения в ответе может быть любой. Главное, чтобы она не противоречила науке.
Снизить оценку на 1 балл могут в следующих случаях:
- если пропущены важные составляющие ответа;
- если был искажен смысл поставленного вопроса.
Баллы | Оценка |
30-35 | 5 |
23–29 | 4 |
14-22 | 3 |
0-13 | 2 |
Шкала перевода баллов ОГЭ-2020
Чтобы получить максимальное количество баллов за первую часть ОГЭ, важно не только правильно ответить на вопрос, но и внимательно и аккуратно заполнить экзаменационный бланк. Эта часть проверяется компьютером, поэтому при неправильном оформлении ответ может быть не засчитан.
Во второй части стоит обратить внимание на основные требования – ответ должен быть кратким, емким и содержать примеры. Также эксперт будет оценивать владение терминологией и теорией обществознания
Как решать задачи с кратким ответом:
- внимательно читать все слова в условии – лишних слов в нем обычно нет, а вот ключ к ответу вполне может быть;
- выучить термины и определения;
- прочитать первоисточники: Конституцию РФ, основные кодексы и законы. В них можно найти подробности, которых нет в учебниках и пособиях;
- не использовать дополнительную информацию – если каких-то данных нет в задании, значит, они не нужны. Демонстрация эрудиции в случае с ОГЭ может только навредить – большой риск запутаться и допустить ошибку. Отвечать следует только на поставленный вопрос.
Обществознание – предмет, с основными понятиями которого мы сталкиваемся ежедневно, поэтому знания, полученные во время подготовки к экзамену, не только помогут получить хорошую отметку, но и пригодятся в реальной жизни.
Оценивание заданий ОГЭ по обществознанию
Максимальный балл за экзамен вырос в сравнении с прошлым годом, поэтому шкала перевода первичных баллов в оценку в 2021 году изменится. Точные пороги будут известны только после проверки экзаменационных работ. Однако, если подготовиться на максимум, проблем с оценками точно не возникнет!
Тематические тестовые задания (все номера, кроме №15, 19-20) оцениваются в один балл. Они проверяют, насколько хорошо усвоен материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Форматные задания №15, 19-20 проверяют, как хорошо вы натасканы на задания определенного типа (при этом тема заданий может быть абсолютно разной). Задания №19-20 могут принести один балл, а №15 — два балла.
Задания с развернутым ответом весят больше всего: №1, 6, 21-22, 24 — по два балла каждый номер, №5, 23 — по три балла, №12 — четыре балла. Чтобы подготовиться к обществознанию, нужно научиться отвечать на вопросы этих номеров максимально полно.
Алгоритм
Задание на статистический источник весьма объемное и сложное. Поэтому с каждым из своих учеников я делюсь алгоритмом, который позволяет минимизировать ошибки и время, потраченное на задание. Теперь я расскажу его и вам!
Наш алгоритм работы начинается с того, что из условия задания мы должны чётко (1) зафиксировать вопрос, который задавался респондентам для того, чтобы чётко понимать по какой тематике проводился социологический опрос.
Затем мы (2) изучаем легенду и оси графика/информацию на диаграмме/в таблице. Это позволит точно понять, с какую информацию нам необходимо проанализировать.
Далее начинается наша основная работа: (3) формулируем вывод о черте сходства (под цифрой 1) и затем (4) формулируем предположение о том, что чем могло быть вызвано подобное сходство.
Теперь наша работа продолжается по похожей логике, но уже для различий в результатах социологического опроса: (5) формулируем вывод о том о сути различия (под цифрой 2) и затем (6) формулируем предположение о том, чем могли быть вызваны подобные различия.
В конце (7) проверяем ответ, ещё раз сопоставив его с данными из условия задания.
Последнее, что нам необходимо сделать, чтобы на 100% получить заветные баллы, как бы банально это не звучало — это (8) структурировано записать ответ в бланк ответов №2.
Таким образом, наш алгоритм по работе с заданием №12 будет выглядит следующим образом:
12 задание ОГЭ по обществознанию: алгоритм
План подготовки к ОГЭ по обществознанию
Нужно заранее разработать план, как готовиться к ОГЭ по обществознанию. Это поможет избежать ошибок и спланировать свое время, добиться максимального результата.
Во-первых, проще всего начать с блока «Человек и общество». В нем содержатся основы обществознания, благодаря которым готовиться к ОГЭ по обществознанию по другим тематическим блокам будет намного проще.
Во-вторых, больше всего времени уделяйте тем блокам, по которым нужно изучить больше информации: более обширные или западающие лично у вас темы.
В-третьих, практикуйте форматные задания. Для того, чтобы готовиться к ОГЭ по обществознанию на максимальный балл, нужно изучить и отработать структуру форматных номеров
В этих заданиях важно не столько знание теории, сколько умение решать определенный тип задач
Совет 1. Читайте теорию
Это основа знаний. Чтобы подготовиться к ОГЭ по обществознанию, нужно изучить школьные учебники (чаще всего это сборник П. А. Баранова и пособия Л.Н. Боголюбова).
Оптимальный вариант подготовки — учить теорию блоками. Читайте по отдельной теме, а потом закрепляйте её тестом. В идеале — на уровень выше по сложности, чем ОГЭ.
Обычно наибольшую трудность для школьников при самостоятельной подготовке к ОГЭ представляют такие разделы, как политика, государственное устройство, право. Здесь нужно не просто понимать, о чём идёт речь, но и твёрдо знать нормы закона. Поэтому изучайте не только учебник, но и первоисточники. Используйте Конституцию РФ, законы и кодексы. Они написаны понятным языком и содержат всю нужную информацию.
Полезные советы по сдаче ОГЭ
1. Ознакомьтесь с нормативными документами. Подготовку к ОГЭ нужно начинать с разбора актуальной . Эти материалы дадут представление о типологии заданий и критериях оценивания, а также о темах, которые могут быть использованы на экзамене. Пропуск этого этапа подготовки может привести к неприятной ситуации, когда у ученика есть необходимые исторические знания и умения, но из-за незнания типологии и критериев оценивания он выполняет некоторые задания не так, как требуется, и теряет баллы.
2. Составьте план подготовки. При самостоятельной подготовке к ОГЭ нужно составить план подготовки, иначе к началу экзамена можно не успеть разобрать все необходимые элементы. Распределите все темы, которые есть в кодификаторе, по неделям и месяцам, оставшимся до начала ОГЭ. Желательно разбор всех тем завершить к началу мая, чтобы месяц перед экзаменом полностью посвятить повторению. В разбор и повторение материала нужно обязательно включить всеобщую историю, которая представлена на ОГЭ в трёх заданиях.
3. Разберите всю теорию. Всё, что нужно знать на экзамене, отражено в кодификаторе. Учить теорию лучше по учебникам истории из федерального перечня, после издания которых прошло не более пяти лет, так как информация в учебниках может обновляться. Также при подготовке к ОГЭ можно опираться на историко-культурный стандарт. Не следует использовать другую учебную и дополнительную литературу, так как их содержание может не соответствовать тому, что заложено в эталонных ответах КИМ ОГЭ.
4. Повторяйте изученный материал. Изучение теории должно сопровождаться систематическим повторением, так как информация, которую человек не использует регулярно, быстро забывается. Поэтому нужно заложить в план подготовки повторение всего пройденного материала. Повторение лучше делать в несколько этапов: сразу после изучения темы, через несколько недель, через несколько месяцев, финальное повторение перед экзаменом. Для более эффективного повторения стоит делать конспекты по теоретическому материалу, чтобы не разбирать всё заново.
5. Решайте задания формата ОГЭ. Типологию и критерии оценивания всех заданий можно подробно изучить в спецификации и демоверсии. Во время подготовки к экзамену нужно регулярно решать задания по типологии КИМ ОГЭ и полноценные экзаменационные версии
Это позволит выявить проблемные темы и задания, типичные ошибки, на которые необходимо обратить особое внимание. Разбор практики также важен при запоминании и повторении материала
Поэтому практика должна занимать около половины всего времени, выделяемого на подготовку к экзамену.
6. Уделяйте время картам, культуре и заданиям второй части. Самые проблемные задания первой части — это задания с исторической картой и культурой. При изучении истории культуры нужно разбирать иллюстративные материалы, которые могут быть использованы в КИМ ОГЭ
При разборе теории нужно подробно рассматривать все исторические карты, обращая пристальное внимание на объекты, по которым можно ориентироваться в картах КИМ: моря, реки, озёра, города. Вторая часть требует знания критериев оценивания, без которых невозможно правильное выполнение заданий
Изображение на обложке: Adam Dixon / Dribbble
Оценивание работ
Максимальный результат, которого можно достичь на экзамене по обществознанию, – 35 баллов. В структуре ОГЭ предусмотрены задачи разного уровня сложности.
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимально возможного результата |
---|---|---|---|
Базовый | 13 | 16 | 45,7 |
Повышенный | 9 | 14 | 40 |
Высокий | 2 | 5 | 14,3 |
Итого | 24 | 35 | 100 |
Оценивание работ производится по такой схеме:
- За правильные ответы на вопросы №2–5, 7–11, 13, 14, 16–20 начисляется 1 балл.
- Задание №15 может принести 2 балла (если выполнено без ошибок), 1 пункт (при 1 ошибке) или 0.
- Вопросы №1, 6, 21, 22, 24 оценивают в 2 балла при правильном и полном ответе. Если ответ неполный, то оценку снижают.
- Вопрос №23 «стоит» 3 балла при наличии всех компонентов ответа. Если есть погрешности, то могут поставить 2 или 1 балл.
- Задание №12 – самое ценное. Если ответить на него четко и без ошибок, можно пополнить свою копилку сразу 4 баллами. При отсутствии одного или нескольких компонентов результат будет ниже.
Пересчет первичных баллов в стандартные оценки производится по принципу, отраженному в таблице.
Количество набранных первичных баллов | Итоговая отметка |
---|---|
0–13 | 2 |
14–22 | 3 |
23–29 | 4 |
30–35 | 5 |
Таким образом, для получения тройки вполне достаточно выполнить задания с кратким ответом. Претендентам на более высокую отметку придется приложить больше усилий и проработать весь комплекс вопросов. Для зачисления в профильный класс необходимо набрать минимум 28 первичных баллов.
Конечно, ОГЭ по обществознанию не так сложен, как ЕГЭ, поэтому на нем часто останавливают свой выбор не самые сильные ученики. Однако эта дисциплина помогает школьникам разобраться в юридических и экономических отношениях, законодательных нормах, способах решения конфликтов, что всегда пригодится в жизни. Дополнительно ребята получают навык подготовки и сдачи этого экзамена и могут выбрать его на ЕГЭ. Перечень специальностей и вузов, где при поступлении требуется результат по обществознанию, очень широк.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся
Основные проблемы, с которыми школьники могут столкнуться с выбором способа подготовки к экзаменам по обществознанию, математике или другим предметам, состоят в том, что стоимость занятий с репетитором может быть достаточно высока, однако он при этом не несет ответственности за успешную сдачу экзамена своего подопечного. У педагога, преподающего предмет в школе, есть интерес в том, чтобы его ученики выполнили на высокий бал экзаменационную работу, но зачастую он не способен предоставить весь необходимый объем знаний в рамках школьной программы.
Специалисты центров подготовки к экзаменам при ВУЗах заинтересованы, как правило, только в получении коммерческой прибыли. Обучение с помощью пособиям по обществознанию может быть неэффективным, поскольку материал в них зачастую подается сложным для восприятия языком, при этом информация может быть устаревшей.
Подготовка к ГИА
Итоговая аттестация требует от обучающихся не только системных знаний, но и довольно специфических умений: правильно интерпретировать задания, писать ответы в строгом соответствии с критериями оценивания, грамотно заполнять бланки.
Важно не только знать школьную программу, но и формат конкретного экзамена. Для этого необходимо регулярно тренироваться, решая демоверсии, пробники и экзаменационные варианты прошлых лет
ГИА подразумевает непрерывное «набивание руки».
Можно готовиться к государственным экзаменам самостоятельно, а можно подключать репетиторов, дополнительные курсы или онлайн-школы.
<<Перелинковка>>
Вот несколько преимуществ подготовки к государственной итоговой аттестации в домашней онлайн-школе «Фоксфорда».
Персональные маршруты
Подготовка к государственным экзаменам в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» начинается с восьмого класса. Прокачивать предметы, необходимые для сдачи экзаменов, можно в рамках индивидуального образовательного маршрута. В «Домашней школе Фоксфорда» их шесть: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, естественно-научный и социально-гуманитарный. В каждом маршруте есть модуль подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Профориентация
Ребёнок не знает, что сдавать в качестве дополнительных предметов и какую специальность выбрать? Профориентационная программа домашней онлайн-школы «Фоксфорда» включает в себя тест, разработанный платформой Skillfolio, и консультацию с тьютором. Результаты теста покажут сильные и слабые стороны ребёнка, его компетенции и склонности. А тьютор поможет интерпретировать тест и сделать выбор в пользу конкретного образовательного маршрута.
Классные преподаватели
В «Домашней школе Фоксфорда» работают лучшие преподаватели из ведущих вузов страны, которые являются членами жюри олимпиад и действующими экспертами государственной итоговой аттестации. Они горят своим делом и стремятся заразить учеников любовью к предмету.
Лайфхаки для учеников
К каждому ученику может быть прикреплён персональный наставник. Его задача — помогать в разрешении любых вопросов, мотивировать учиться и поддерживать. Большинство наставников — умные и талантливые студенты старших курсов или недавние выпускники. И они с удовольствием делятся своим опытом сдачи государственных аттестаций.
Доступность
Все занятия проходят на портале foxford.ru — можно подключаться онлайн или смотреть записи в любой удобный момент и с любого устройства. Не нужно тратить время на дорогу.