Что нужно знать об олимпиаде спбгу

Как устроена олимпиада

Участники. Масштаб олимпиады охватывает не только Россию, но и зарубежные страны: Армению, Казахстан, Кипр, Латвию, Сербию, Польшу, Украину, Республику Беларусь и Таджикистан. Поэтому если вы живете в другой стране, но хотите поступать в СПбГУ, смело регистрируйтесь.

60 000 участников

10 000 финалистов

922 призёров

225 победителей

Этапы. Как и у большинства перечневых олимпиад, в олимпиаде СПбГУ всего два этапа.

1. Онлайн-тест. Его можно пройти в любое время с конца октября до конца января. Всего можно набрать 100 баллов, но проходной на следующий этап у каждого предмета свой. Например, на обществознании это было 84 балла, а на математике 40.

2. Финал проходит очно с февраля по март. Соревнования по многим профилям организуют в регионах на специальных площадках. Только на «Иностранный язык», «Журналистику», «Филологию» и «Китайский язык» придётся ехать в Санкт-Петербург.

Результаты публикуют в апреле, а победителей и призёров награждают в мае в здании Двенадцати коллегий СПбГУ.

Льготы. 16 из 18 профилей олимпиады входят в Перечень и дают победителям и призёрам привилегии при поступлении на многие образовательные программы. В какие именно вузы, зависит от уровня олимпиады. В олимпиаде СПбГУ представлены все три уровня:

1 уровень

биология, география, иностранные языки, история, математика, обществознание, право

2 уровень

медицина, филология, социология, химия, экономика, журналистика

3 уровень

информатика, физика, инженерные системы

Победители и призёры по этим предметам могут поступить в СПбГУ без вступительных испытаний или получить максимальный балл по ЕГЭ. Но подтвердить диплом надо минимум 75 баллами по профильному предмету.

Рекомендованная литература

  • Анохин А. А., Житин Д. В. География населения с основами демографии: учебник. М., 2019.
  • Антонова Л. В. Удивительная география. М., 2014.
  • Аракелов А. Российские землепроходцы. Путешествия, которые изменили мир. М., 2018
  • Безруков А. М., Пивоварова Г. П. Занимательная география. 2 изд., стереотип. М., 2006.
  • Березовская А. О., Глушкова А. Д., Коваленко С. Н. Геологические понятия в школьном курсе географии. 2003. 87 с.
  • Берлянт А. М. Земля: универсальная энциклопедия для юношества. М., 2001.
  • Бертон Д. Великие карты. Мировые шедевры и их толкование / пер. с англ. В. Третьяков, Э. Ибрагимов. М., 2017
  • Бобков А. А., Селиверстов Ю. П. Землеведение: учебник для студенческих учреждений высшего профессионального образования. 4 изд., перераб. и доп. М., 2012.
  • Богачев Д. В., Даньшин А. И., Кириллов П. Л., Лев И. А., Мозгунов Н. А.,
  • Наумов А. С., Соколова Д. В. Олимпиадные задания по географии. Полевые маршруты и практические задания на местности. 9–11 классы. М., 2015.
  • Большой иллюстрированный атлас мира. Большой атлас мира. М., 2017.
  • Большой иллюстрированный атлас школьника. Иллюстрированный атлас мира для школьников. М., 2016.
  • География мира. В 3 т. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. М., 2017.
  • География мирового хозяйства. Учебник. Отв. ред. Н. С. Мироненко. М., 2012. 352 с.
  • География: от урока к экзамену: сборник задач. Книга для учителя / под ред. А. С. Наумова. М., 1999.
  • Демографическая энциклопедия / гл. ред. А. Ал. Ткаченко. М., 2013.
  • Еськов К. Ю. Удивительная палеонтология. История Земли и жизни на ней. 2008. 312 с.
  • Ефремов Ю. К. Природа моей страны. М., 1985.
  • Задачи по географии: пособие для учителей / под ред. Наумова А. С. М.,1993.
  • Иллюстрированный атлас России. Большой атлас России / ред. Г. В. Борисова. М., 2018
  • Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование: учебник. М., 1991.
  • Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады / Стивен Ф. Кунха, Наумов А. С.; пер. с англ. В. А. Алексеевой. М., 2008.
  • Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: учебник. М., 2001.
  • Короновский Н. В. Земля. Метеориты, вулканы, землятресения. 2014.
  • Курошев Г. Д. Геодезия и топография: учебник для студентов вузов. М., 2009.
  • Лобжанидзе А. А., Горохов С. А., Заяц Д. В. Этногеография и география религий. Учебник и практикум. 2-е изд., пер. и доп. М., 2019.
  • Майорова Т. С. География. Для поступающих в вузы и подготовки к ЕГЭ/ под ред. Т. Ю. Симоновой. М., 2010.
  • Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2 кн. М., 2008.
  • Малов В. Географические карты. М., 2001.
  • Мир географии: география и географы. Природная среда / под ред. Г. И. Рычагова и др. М., 1984.
  • Михайлов В. Н., Добровольский А. Д. Общая гидрология. М., 1991.
  • Национальный атлас России в 4 т. Т. 1. Общая характеристика территории. М., 2004.
  • Низовский А. Ю. 500 великих путешествий. М., 2013.
  • Нурминен, М. Т. Мир на карте. Географические карты в истории мировой культуры. М., 2017.
  • Обзорно-географический атлас мира / гл. ред. А. Б. Кезлинг. М., 2004.
  • Обручев В. А. Занимательная геология. 1965.
  • Олимпиады по географии. 6–11 кл.: методическое пособие / под ред. О. А. Климанова, А. С. Наумова. 3 изд., стереотип. М., 2004.
  • Полякова М. О. География. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2008.
  • Пономаренко М. Глобус Блау. М., 2017.
  • Родионова И. А. и др. Пособие по географии для поступающих в вузы. В 2 ч. М., 2004.
  • Россия: социально-экономическая география: учебное пособие / под ред. А. И. Алексеева, В. А. Колосова. М., 2013.
  • Слука Н. А., Гречко Е. А., Федорченко А. В. Мировое хозяйство и процесс транснационализации: учебное пособие. М., 2017.
  • Социально-экономическая география: понятия и термины: Словарь справочник / отв. ред. А. П. Горкин. Смоленск, 2013.
  • Спицын Е. Ю. История России в картах, портретах и фотографиях с древнейших времён до конца XX века. М., 2016.
  • Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. 2015. 255 с.
  • Физическая география: справочное пособие. 2 изд. / под ред. Пашканга К. В. М., 1995.
  • Холина Н. В., Наумов А. С., Радионова И. А. Атлас. География. Углубленный уровень. М., 2016.
  • Чернова В. Г. География в таблицах и схемах. СПб., 2014.
  • Экономическая и социальная география России. География отраслей народного хозяйства России: учебник для вузов / под ред. В. Л. Бабурина, М. П. Ратановой. М., 2013.
  • Экономическая и социальная география России: География экономических районов России: учебник / под ред. В. Л. Бабурина, М. П. Ратановой М., 2017.
  • Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / сост. В. Г. Карпов. М., 1981.
  • Энциклопедия стран Мира. М., 2004.

Особенности олимпиады

1. Не только школьные предметы

Помимо классических предметов на олимпиаде СПбГУ представлены направления «Инженерные системы», «Современный менеджер», «Журналистика» и «Медицина». Они проверяют знания из разных дисциплин, пробуждают интерес к научной деятельности и дают представления о практических профессиях.

Задание про пищеварительный тракт и кроссворд по медицине

Также в 2018 году ввели профиль «Китайский язык». Он пока не входит в Перечень и не дает льгот при поступлении, но 336 школьников всё равно попытали свои силы в знании китайской культуры.

2. Материалы для подготовки с решениями

С сайта олимпиады можно скачать целый архив заданий, но их дают сразу с ответами и ключами. Это не совсем удобно. Если хотите готовиться эффективней, попросите кого-нибудь закрасить правильные ответы

3. Наглядные лекции по предметам

Преподаватели СПбГУ проводят онлайн-лекции по олимпиадным предметам, в которых дают полезные материалы и делают работу над ошибками. Если не успеваете смотреть выпуски в назначенное время, не беда: архив лекций есть в официальной группе во «ВКонтакте» и на сайте олимпиады.


Работа над ошибками по географии

4. Нужно знать если не всё, то многое

В олимпиаде 18 направлений, и большинство из них не ограничивается заданиями из профильной области. Вот список дисциплин, в которых нужно быть подкованным для выполнения заданий на некоторых олимпиадах.

Список предметов для подготовки к некоторым олимпиадам СПбГУ

Например, в олимпиаде по социологии меньше социологии, но больше истории, особенно советского периода. В прошлом году дали задание про плащ болонья.

В этом году мы исправляли ошибки в киносценарии исторического фильма. А ошибки были заковыристые: чтобы правильно ответить на вопрос, надо было знать, в каком году в СССР издали книгу «Хоббит».

5. Победителей может не быть

Обычно пороговый балл высчитывают из результатов всех участников. Но в этом году в олимпиаде по обществознанию его определили заранее: для победителей 90, а для призёров — 75 баллов. Лучшим результатом оказались 84 балла. Поэтому победителем никто не стал, а дипломы 3 степени вообще не присуждались. Думаю, из-за этого СПбГУ потерял много мотивированных студентов.

6. Сложно подать апелляцию

К сожалению, на этой олимпиаде критерии оценивания публикуют уже после того, как утверждены результаты, и то порой не для всех вариантов заданий. Поэтому апелляцию подавать неудобно.

Бывает, что и свою работу сложно запросить. В таком случае заявление лучше присылать не через интернет, а ехать подавать очно. В обоих случаях тщательно изучайте порядок рассмотрения апелляционных заявлений.

Основные факты

1. На олимпиаде СПбГУ можно попробовать свои силы не только в школьных предметах, но и в дисциплинах «Инженерные системы», «Современный менеджер», «Журналистика», «Медицина» и «Китайский язык».

2. В материалах для подготовки есть ответы, поэтому старайтесь решить задания самостоятельно до последнего.

3. Можно готовиться по онлайн-лекциям от преподавателей СПбГУ.

4. Чтобы победить, нужно быть подкованным в разных областях знаний.

5. Победителей в олимпиаде может и не быть.

Отборочный этап 20.11.2021

Подробности
Обновлено 19.11.2021 03:57

Отборочный этап олимпиады состоится в субботу 20 ноября. В олимпиаде может принять участие любой желающий. Одновременно — по тем же заданиям — в Петербурге проходит районный этап Всероссийской олимпиады. Однако участниками Всероссийской олимпиады являются лишь школьники, успешно прошедшие школьный этап.

Начало олимпиады в 11 часов. Продолжительность тура 3 часа в 7-8 классах, 4 часа в 9-11 классах.

Возьмите с собой на олимпиаду тетрадь в клеточку (или двойные листки в клеточку), письменные  принадлежности. Можно пользоваться калькулятором. Во время тура нельзя пользоваться телефоном или другими средствами связи.

Правила оформления работы.

Титульный лист (обложку тетради либо первый лист работы) вам поможет заполнить организатор тура. ФИО указывайте в именительном падеже (Пётр Сергеевич Иванов). Не забудьте на титульном листе указать ваш вариант (1 или 2).

Не нужно переписывать условие задачи. Если вы не можете решить задачу целиком, изложите верную часть решения – это принесёт баллы.

Если в работе получен ответ, выделите его. Не следует пытаться угадать ответ – без правильного решения это не принесёт баллов.

Черновики не сдаются и не проверяются.

В Санкт-Петербурге тур состоится по школам участников.

Желаем участникам удачи!

Концептуальные основы Олимпиады школьников СПбГУ

  1. Формирование у учащихся понимания экономической теории как основы анализа и функционирования экономической системы.
  2. Формирование понимания экономических процессов.
  3. Развитие у участников навыков самостоятельной работы с источниками.
  4. Повышение у учащихся интереса к исследовательской деятельности в области экономических наук.
  5. Развитие умения обрабатывать информация, определять различные экономические процессы и соотносить предоставленные данные с фактической экономической ситуацией с помощью различных типов задания.
  6. Дифференциация участников в зависимости от класса.

Методическая комиссия Олимпиады ежегодно обновляет задания, работает над совершенствованием методический базы и критериев оценивания, проводит информационно-методические мероприятия среди школьников и учителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга и других городов.

Рекомендованная литература

  • История Отечества. Справочник для школьников и поступающих в вузы. ФГОС. Автор Л.А. Кацва.- М.: АСТ-Пресс, 2018
  • История России до 1917 года: учебник для академического бакалавриата. А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018
  • История России с древнейших времен до начала XXI века. (Под. ред. Л.В. Милова). Т. 1–3. М., 2008
  • История России с древнейших времен до наших дней (IX — XXI вв.): курс лекций / Отв. ред. Ю.В. Тот; ред.-сост. Н.Л. Кузнецов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013
  • История России. Учебник. 4 издание, переработанное и дополненное. МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Авторы: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. — М.: Проспект, 2019
  • Новейшая история России 1914–2002. (Под. ред. М.В. Ходякова). М., 2004
  • Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профильный уровень. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. М., 2012
  • Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профильный уровень. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. М., 2012
  • Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Авторы: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. — М.: Проспект, 2019
  • Школьные олимпиады СПбГУ 2018. Социология: методические указания / под ред. Е. Г. Мельникова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2018
  • Школьные олимпиады СПбГУ 2019. Социология: методические указания / под ред. Е. Г. Мельникова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2019
  • Лебина Н.Б. Cоветская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М., 2015
  • Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: символы, контуры, знаки. СПб., 2008
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX в.). М., 1994
  • Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998
  • Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало ХХ в.). Т.1, 2. СПб., 2003
  • Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII — начало XX века. 2-е изд., испр., доп. М., 2012
  • Миронов Б.Н. Историческая социология России. СПб., 2015
  • Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну. В 3-х томах.СПб., 2015

Рекомендованная литература

  1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. – 5–е изд. – СПб.: Питер, 2012.
  2. Автономов В.С. Экономика: базовый уровень. 10–11 классы. – М.: Вита–Пресс, 2020.
  3. Аджемоглу Д., Робинсон Д.А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. – М.: АСТ, 2020.
  4. Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Задания по экономике. От простых до олимпиадных. Пособие для 10–11 классов. – 9–е изд. – М.: Вита–Пресс, 2018.
  5. Аузан А. Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  6. Бойко М.В. Азы экономики. Что такое экономический пирог и с чем его едят. – М.: АСТ, 2021.
  7. Гуриев С.М. Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. – М.: «Юнайтед–Пресс», 2012.
  8. Диксит А. Микроэкономика. Очень краткое введение. – М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2016.
  9. Истерли У. В поисках роста: Приключения и злоключения экономиста в тропиках: пер. с англ. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006.
  10. Ким И.А. Сборник заданий по макроэкономике: учебное пособие для студентов вузов и учащихся 10–11 классов. – М.: Вита–Пресс, 2014.
  11. Киреев А.П. Экономика: 10–11 класс (углубленный уровень). – М.: Вита–Пресс, 2018.
  12. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансовый менеджмент. Конспект лекций с задачами и тестами. – М.: Проспект, 2021.
  13. Койл Д. ВВП: краткая история, рассказанная с пиететом. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016.
  14. Котлер Ф. Маркетинг 4.0. Разворот от традиционного к цифровому: технологии продвижения в интернете / Ф. Котлер, Х. Картаджайа, А. Сетиаван; . – М.: Эксмо, 2021.
  15. Котлер, Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. – 15–е изд. – СПб.: Питер, 2018.
  16. Кругман П., Веллс Р., Олни М. Основы экономикс. – СПб.: Питер, 2011.
  17. Ландсбург С. Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь. – М.: Изд–во Института Гайдара, 2012.
  18. Ландсбург С. Теория цен и ее применение. – М.: Изд–во «Дело» РАНХиГС, 2018.
  19. Липсиц И.В., Савицкая Е.В. Экономика. 10–11 классы. Базовый уровень. В 2–х книгах. – М.: Вита–Пресс, 2020.
  20. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.А. Лукичева, Н.Н. Молчанов, Воробьева И.В. (и др.); под ред. Т.А. Лукичевой, Н.Н. Молчанова. – М.: Издательство Юрайт, 2021.
  21. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. – М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2007.
  22. Менеджмент: учебник для вузов / Ю. В. Кузнецов ; под ред. Ю.В. Кузнецова. – М.: Юрайт, 2020.
  23. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Классическое издание. – М.: «Вильямс», 2020.
  24. Мосс Д. Краткий курс макроэкономики. Что нужно знать руководителю. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.
  25. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – 4–е изд. – СПб: Питер, 2012.
  26. Мэнкью Н.Г., Тейлор М. Экономикс. – 2–е изд. – СПб: Питер, 2013.
  27. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: НОРМА, 2017.
  28. Нуреев Р.М. Микроэкономика. Практикум. – М.: НОРМА, 2016.
  29. Пансков В.Г.  Налоги и налогообложение. – М.: Издательство Юрайт, 2021.
  30. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во ОЦЭиМ, 2006.
  31. Пиндайк Р.С., Рабинфельд Д.Л. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2011.
  32. Пятов М.Л. Базовые принципы бухгалтерского учета. – М.: ООО «1С–Паблишинг», 2010.
  33. Рот Э. Кому что достанется – и почему. Книга о рынках, которые работают без денег. – М: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
  34. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. – 19–е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2018.
  35. Сборник задач I и II открытых чемпионатов школ по экономике / Под ред. Ф. Картаева и О. Клачковой. – М.: Альпина Паблишер, 2012.
  36. Современные финансовые рынки / под ред. В.В. Иванова. – М.: Проспект, 2021.
  37. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет – веселая наука. – М.: ООО «1С–Паблишинг», 2011.
  38. Сонин К.И. Когда кончится нефть и другие уроки экономики. – М.: АСТ, 2019.
  39. Тироль Ж. Экономика для общего блага. – М.: Изд–во Института Гайдара, 2020.
  40. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: «Дело», 2001.
  41. Хейне П., Боуттке П., Причитко Д. Экономический образ мышления. – 10–е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2020.
  42. Чанг Ха–Джун. Как устроена экономика. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

Олимпиада школьников СПбГУ по истории

Главная задача олимпиады — поиск юных талантов, увлеченных наукой, творчеством, склонных к исследовательской деятельности и получающих удовольствие от обучения, стремящихся стать успешными студентами, а в будущем — настоящими профессионалами своего дела. Олимпиада отличается от других форм проверки знаний, умений и навыков своим образовательным и культурно-воспитательным потенциалом. Внимательное знакомство с формулировками заданий, методикой их выполнения, общими рекомендациями по подготовке к соревнованию, с одной стороны, способствует формированию компетентного подхода к выбранному предмету, а с другой — усиливает заинтересованность, азарт, творческие навыки.

Олимпиада школьников СПбГУ по филологии

Олимпиада школьников СПбГУ по филологии объединяет три предмета: русский язык, литературу и иностранный язык. Цель — формировать лингвистическое мировоззрение у учащихся, имеющих склонность к взаимодействию с языковым материалом на основе фундамента знаний и творческого подхода; открывать возможности школьникам проверить свои знания; транслировать уровень требований СПбГУ для будущих абитуриентов.

Сегодня Олимпиада школьников СПбГУ по филологии встраивается в широкий культурологический контекст. В эпоху информационных технологий важнейшим условием успешного и гармоничного существования личности в обществе является овладение навыками понимания и порождения текста, как устного, так и письменного.

Объединение сразу трех предметов в рамках одной олимпиады было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, такой подход отражает представления господствующих научных направлений в филологии. Олимпиада основана на школьной программе, которая всегда стремится отражать современное состояние научной мысли. Во-вторых, воспитание грамотных и широко образованных людей невозможно без работы, направленной на обучение взаимодействию с большим количеством текстовой информации текстов. Слова сегодня приобретают особый вес и ценность в связи с возможностью общаться без каких-либо ограничений, быстро получать любую интересующую информацию. Однако для использования полученной информации во благо необходимо уметь ее оценивать со всех точек зрения.

Олимпиада школьников СПбГУ по филологии проводится с 2001 года. Задание отборочного этапа представляет собой тест, включающий от 50 до 100 заданий по русскому языку, литературе и иностранному языку (английский язык/ немецкий язык/ французский язык/ испанский язык).

Задание заключительного этапа носит комплексный интегративный характер и связано с анализом и творческой интерпретацией (предметной и межпредметной) художественного текста. В разные годы проведения Олимпиады участники анализировали фрагменты и целостные произведения Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, М. В. Ломоносова, И. А. Гончарова, М. М. Зощенко, И. С. Тургенева.

Многие участники Олимпиады впоследствии успешно обучались в СПбГУ на направлениях «Филология» и «Лингвистика».

«Хотелось бы, чтобы участие в Олимпиаде школьников СПбГУ по филологии побудило школьников к дальнейшей самостоятельной исследовательской работе и открыло новые горизонты в изучении языка и литературы. Надеемся, что на ряду со всем прочим, олимпиада даст возможность школьникам почувствовать радость познания и увидеть красоту человеческой мысли», — отмечают члены Методической комиссии и Жюри Олимпиады.

История

Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета по истории впервые была проведена в 2006/2007 учебном году. Главной задачей для организаторов Олимпиады стал поиск талантливых школьников, интересующихся историей. Для этого с каждым годом совершенствовалась система учебно-методического сопровождения Олимпиады, разрабатывались разные типы заданий, направленные на развитие творческого потенциала участников. Олимпиада вошла в Перечень олимпиад школьников, а затем, в 2011/2012 учебном году Олимпиаде по истории был присвоен высший I уровень.

Важнейшей особенностью Олимпиады школьников СПБГУ по истории является дифференцированный подход к составлению заданий для разных возрастных групп учащихся. Так, методическая комиссия разрабатывает задания отдельно для 6-7 классов, 8-9 классов и 10-11 классов. Содержание заданий в каждой группе охватывает весь материал школьного курса истории, но акцент делается на материале, изучаемом или уже изученном участником Олимпиады:

6-7 классы. Задания строятся на материале, изучаемом в 5-7 классах, т.е. охватывают историю Древнего мира, историю Средних веков и Возрождения, а также историю Нового времени до 1789 года. Задания по отечественной истории отсылают к событиям, начиная с древнейших времен до 1796 года, при этом могут быть включены и задания, требующие знания важнейших событий истории России более позднего периода, таких, например, как Отечественная война 1812 года, отмена крепостного права, Великая Отечественная война.

8-9 классы. Задания хронологически охватывают период с древнейших времен до 1945 года и связаны с событиями и процессами отечественной истории, а также с событиями всемирной истории, которые имели отношение или оказали влияние на отечественную историю (например, Великая Французская революция, объединение Германии и т.п.). В данной возрастной группе задания связаны в основном с политической историей или с историей русской культуры.

10-11 класс. Задания для этой возрастной группы отсылают к наиболее сложным событиям, явлениям, процессам отечественной и мировой истории. Участнику олимпиады недостаточно знать ключевые события, он должен продемонстрировать знания и умения, которые можно приобрести, углубленно и последовательно изучая историю. Хронологические рамки охватывают период с древнейших времен до конца XX века. Вопросы, связанные с экономическими, геополитическими, социальными и культурными процессами, занимают главное место.

Олимпиада школьников СПбГУ по географии

Основная цель олимпиады — распространение и популяризация достижений географии и наук о Земле, развитие познавательных и творческих способностей школьников, поиск и поддержка наиболее подготовленных и талантливых учащихся, увлекающихся естественной и общественной географией, геоэкологией и природопользованием, гидрометеорологией, картографией и геоинформатикой, заинтересованных в получении качественного высшего естественнонаучного образования.

От участников олимпиады требуются не только знание географической карты и понимание основных географических закономерностей, но и умение логически мыслить и привлекать для решения задач сведения, относящиеся не только к наукам о Земле, но и к таким общественным дисциплинам как история, этнография, обществознание и другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector