Разбор заданий на егэ по русскому: как сдать на 100 баллов?

Содержание:

«СОТКА»

Сайт: ; https://vk.comСтоимость: от 2950 р./мес.

Онлайн-школа подготовки к ЕГЭ — это:

  • Бесплатные онлайн-занятия каждую неделю
  • Авторские скрипты для закрепления полученных знаний
  • Авторские презентации и пособия для эффективной подготовки
  • Забота и дружеская атмосфера
  • Много практики и теории

Форматы подготовки:

КМС — Экстра Лайт

  • 12 онлайн-занятий + доступ к записи с тайм-кодами
  • Инновационная платформа
  • Авторские полезные материалы
  • Ментор, курирующий тебя и твою группу
  • Входной и итоговый тест

КМС — Экстра Стандарт

Лайт плюс:

  • Экспертный вебинар с коучем
  • Вебинар от психолога
  • Квест — тест сложных заданий
  • 2 пробных варианта ЕГЭ
  • Гайд по оформлению второй части

КМС — Экстра Про

Стандарт плюс:

  • Зачёт по пройденному материалу
  • Вебинар по практике сложных заданий ЕГЭ
  • Онлайн-тренажёр по всем темам ЕГЭ

Также есть отдельный курс: Сочинение на максимум

  • 4 занятия по сочинению ЕГЭ
  • Скрипты и конспекты
  • Работа над ошибками
  • Полный разбор структуры и типичных ошибок
  • КМС-Синема
  • Двухэтапное домашнее задание и его проверка;
  • Дополнительные материалы (лайфхаки по поиску проблемы, клише, сборник сочинений на максимальный балл, популярные проблемы на ЕГЭ)
  • Беседа с ментором и единомышленниками

Что вы будете делать на курсе?

  • Полностью разберётесь со структурой сочинения
  • Научитесь находить проблему и формулировать позицию автора
  • Поймёте, как оформлять комментарий и собственную позицию
  • Напишете 10 сочинений и разберёте больше 10 текстов
  • Осознаете разницу между сочинением ЕГЭ и итоговым сочинением

Егэ русский язык

Проверь знания языка с помощью онлайн тестов по русскому

Русский считается одним из самых сложных для изучения среди мировых языков. Многие иностранцы бьются не год и не два, чтобы понять хотя бы его основы, не говоря уже обо всем его богатстве.

Нам с вами повезло немного больше, ведь русский – это наш родной язык. И мы просто обязаны знать его хорошо и писать грамотно, ведь обладаем просто несравненным богатством – одним из самых ярких и многогранных языков в мире!

Не уверен, что правильно понимаешь правила? На носу тесты ЕГЭ по русскому? Подготовься основательно с помощью наших тестов по русскому языку с ответами!

Тесты по русскому позволят не только проверить себя на грамотность, но могут использоваться для самоконтроля и подготовки к экзаменам.

Если твой результат теста по русскому языку тебя не устраивает – повтори правила хорошенько и пройди его снова. Упражняясь так регулярно, ты заметишь, что стал писать намного грамотней!

Бесплатно

Stepik

Сайт: https://stepik.org

На сайте есть несколько бесплатных курсов для самостоятельной подготовки:

Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» — для подготовки к тестовой части экзамена. Если вы знаете свои слабые места, можете сразу приступить к шагам, которые вам интересны. Если не знаете с чего начать – начните с начала.

В курсе есть:

  • Теория по каждому заданию отдельно
  • Лёгкие задания на проверку усвоения теории
  • Сложные задания-ловушки
  • Задания формата ЕГЭ (настоящие задания ЕГЭ прошлых лет)

Всего:

  • 125 уроков
  • 13 часов видео
  • 845 тестов

Если вам нужна обратная связь, у автора есть новый (платный) курс «Соточка по русскому». В него включены доп. модули с теорией по сочинению ЕГЭ и итоговому сочинению.

Также на сайте можно найти и другие курсы, которые помогут в подготовке:

«ЕГЭ по русскому: нормальные варианты» — это не курс в прямом смысле слова, а подборка демоверсий и доступных вариантов реальных ЕГЭ (2019-2021).

Плюсы этих вариантов: наличие пояснений к каждому заданию и уровень сложности, сопоставимый с тем, что будет на реальном экзамене.

В курс входят:

  • 25 уроков
  • 208 тестов

В курс входят:

  • 10 уроков
  • 53 теста

ЕГЭ.рф

Сайт: https://егэ.рф

На платформе можно пройти пробное тестирование по русскому языку. Здесь вы найдете реальные варианты экзаменов 2021 года от ФИПИ по всем основным предметам. Первая (тестовая) часть экзамена проверяется автоматически и результат появляется мгновенно, это бесплатно.

При желании можно заказать проверку письменных заданий — самими экспертами ЕГЭ. За это придется заплатить: 500 р. за проверку без комментариев специалиста или 1000 р. за проверку с развернутыми комментариями.

По результатам тестирования ученик сможет сравнить полученный балл с проходными и оценить свои шансы на поступление в тот или иной вуз.

«4ЕГЭ»

Сайт: https://4ege.ru

На сайте собраны отдельные вебинары, которые посвящены:

  • Отдельным заданиям из ЕГЭ по русскому языку
  • Написанию сочинения
  • Типичным ошибкам
  • Обзору изменений в экзамене
    и т.д.

Помимо видео, к урокам даются тестовые задания для практики.

«Синергия»

Сайт: https://synergy.ru

На сайте собраны теоретические материалы, которые помогут в подготовке к экзамену по русскому языку:

  • Демоверсии, КИМы, ЕГЭ предыдущих периодов
  • Теория по отдельным типам заданий
  • Орфоэпический словарь ЕГЭ и словарь выразительных средств лексики и фразеологии
  • Теория о том, как писать сочинение на ЕГЭ
  • Официальная информация и новости

Также здесь есть обширная подборка практических заданий — по каждому типу вопросов в ЕГЭ с ответами. Плюс примеры сочинений.

«РешуЕГЭ»

Сайт: https://mathb-ege.sdamgia.ru

На сайте каждый месяц автоматически формируются новые тренировочные варианты ЕГЭ по русскому. Они состоят из новых заданий и самых сложных заданий прошлого месяца. Проверяется тест автоматически. Также можно создавать тесты по определенным темам, которые нужны вам для самопроверки.

Кроме этого, на сайте есть спец. раздел: Всё об итоговом сочинении 2021.

Здесь собраны следующие материалы:

  • Темы
  • Структура
  • Клише
  • Советы
  • Шпаргалка

Яндекс.Репетитор

Сайт: https://yandex.ru

На сайте 15 теоретических видеоуроков по темам ЕГЭ по русскому языку от экспертов. Также на сайте собрана большая подборка тестовых заданий.

Все задания аналогичны тем, что будут использоваться на экзамене. Их составляют эксперты, в том числе авторы «СтатГрада». Тренировочные варианты включают ответы с разборами. Каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.

«Ясно Ясно ЕГЭ»

Сайт: https://www.youtube.com

Ютуб-канал образовательного проекта, который предоставляет качественную подготовку к экзаменам от экспертов ЕГЭ.

Плейлист «ЕГЭ по русскому 2021 с экспертом» содержит видео с разбором отдельных экзаменационных заданий. В отдельном плейлисте собраны видеоуроки про написание сочинения, которые помогут научиться выполнять это задание без ошибок и соблюдать все критерии ЕГЭ.

«Русский язык ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»

Сайт: https://www.youtube.com

Канал подготовки к ЕГЭ по русскому от онлайн-школы «Академия ЕГЭ №1».

Здесь ты сможешь:

  • Посмотреть понятные видео-разборы заданий, сложных моментов и теории ЕГЭ. Видео выходят каждый день, их уже 330+
  • Посещать бесплатные занятия: live-трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке

«Школково ЕГЭ, ОГЭ, олимпиады»

Сайт: https://www.youtube.com

На канале два плейлиста с видеоуроками, посвященными ЕГЭ по русскому 2021:

  • Разборы тестовой части экзамена
  • Советы и правила написания сочинения

Ко всем видео прописаны тайм-коды. Также можно подписаться на рассылку полезных материалов (Вконтакте).

↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат. 
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др. 
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Корни с безударными проверяемыми гласными

Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением. Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит

Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:

  1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло. Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
  2. Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
  3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-. Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

↑ Список наречий меры и степени

Очень, весьма страшно, удивительно, исключительно, слишком, много, гораздо, прямо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, , совсем, настолько, вдвое, впятеро; едва, едва-едва, еле, еле-еле, чуть-чуть, немного, несколько, капельку, крошечку, в высшей степени очень, весьма, крайне, совершенно, совсем, слишком, почти, немного, чуть-чуть, дважды и т.п, вдвоём и т.п, пополам, много, мало, вдвойне и т.п. , абсолютно и т.д.

Значение степени может быть заключено и в качественном наречии: абсолютно, необыкновенно, невероятно, необычайно, фантастически, чрезвычайно, бешено, чудовищно, невыразимо, несказанно, неслыханно, божественно, бесконечно, беспредельно, безмерно, безумно, смертельно, ослепительно, нестерпимо, невыносимо, блестяще, феноменально, гениально, сверхъестественно, сравнительно, относительно.    

22-26

Эти задания связаны с текстом, который также будет использоваться для сочинения, поэтому его сразу же стоит читать внимательно. Тем более, что эти задания в большей степени связаны с содержанием. Они оцениваются 1 баллом, кроме номера 26, за который можно получить сразу 4.

22 вопрос проверяет внимательность выпускников. Нужно выбрать варианты, которые отражают содержание текста. В этом Вам опять-таки поможет регулярное и осознанное чтение. Не надо брать классику или газеты, если они Вам не нравятся, но СМИ сейчас огромное множество, и выбрать свое может каждый. Читая статьи, определяйте их суть, обсуждайте мнение с единомышленниками или репетиторами. Такая тренировка в игровом варианте точно принесет плоды.

23 номер проверяет знаний типов речи (описание – изображение чего-либо, повествование – действия, рассуждение – мысли о чем-то, не связанные с действиями), также здесь нужно искать логические связи внутри текста

Определять тексты очень легко, обратите внимание на то, как автор излагает мысль. Если это типичная художественная литература с выдуманными героями и сюжетом, то перед нами повествование

Если это череда наблюдений об объекте или явлении, то описание. Классическая статья из журнала – рассуждение.

24 задание проверяет знание синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, прямых и переносных значений слов. Эта теория несложная, легко запоминается, а при большом количестве практики без труда закрепляется в памяти. У некоторых возникают проблемы с пониманием фразеологизмов. Это устойчивое сочетание несочетаемых слов (часто устаревших), которое можно заменить одним современным словом. Для простоты сделайте себе табличку с примерами, обозначающими тот или иной термин.

25 вопрос направлен на поиск связей между предложениями. Здесь требуется найти союз, местоимение, с помощью которого предложения соединяются друг с другом. Это тоже приходит с опытом взаимодействия с литературой.

26 номер проверяет знание средств выразительности, выраженных и грамматически (однородные члены, восклицательные и вопросительные предложения, цитирование), и лексически (эпитеты, метафоры, олицетворения, синонимы, антонимы). Запомнить все это тоже поможет таблица с примерами, которые помогут Вам быстро сориентироваться

Занудные и непонятные определения терминов иногда могут даже запутать, поэтому не стремитесь зубрить, важно добиться именно понимания

Правила перевода баллов

Многие выпускники школ и их задаются вопросом: «Сколько заданий надо выполнить для того, чтобы набрать определенное количество баллов?» Поискав в интернете ответ на этот вопрос нашел лишь много непонятных формул, из которых так и не понял — как формируется итоговое количество баллов, а ведь это важно — она (можно сказать как и аттестат о среднем образовании) присваиваются надолго. Решил в итоге помочь всем тем, кого интересует этот вопрос, объединить всю найденную информацию и опубликовали шкалу перевода первичных баллов в тестовые

Сравнение показало, что каждый год эта шкала практически одинаковая, поэтому изменения в текущем году если и будут, то не больше, чем 2 — 3 балла. Поэтому уже сейчас можно спланировать выполнение заданий ЕГЭ и оценить свои амбиции. При подсчёте баллов не важно, какие задания были выполнены: все баллы равны, будь это один балл из A1 или из A13 или B1

Решил в итоге помочь всем тем, кого интересует этот вопрос, объединить всю найденную информацию и опубликовали шкалу перевода первичных баллов в тестовые. Сравнение показало, что каждый год эта шкала практически одинаковая, поэтому изменения в текущем году если и будут, то не больше, чем 2 — 3 балла. Поэтому уже сейчас можно спланировать выполнение заданий ЕГЭ и оценить свои амбиции

При подсчёте баллов не важно, какие задания были выполнены: все баллы равны, будь это один балл из A1 или из A13 или B1

Как известно, оценка за выполнение тестовых заданий ЕГЭ существует в двух видах. Первый так и называется – . Например, вариант ЕГЭ по русскому языку состоит из трех частей:

  • в части А 30 заданий — это 30 баллов (каждое задание — 1 балл), если все задания ыдут выполнены правильно;

  • в части В 8 заданий (В 1 — В 7 оцениваются по 1 баллу, В8 максимально оценивается 4 баллами) — это 11 баллов (7 + 4);

  • в части С 1 задание, за которое можно получить 23 балла,

по математике:

  • в части В 14 заданий — это 14 баллов;

  • каждое задание С1 и С2 — 2 балла;

  • каждое задание С3 и С4 — 3 балла;

  • каждое задание С5 и С6 — 4 балла.

Поэтому максимальный первичный балл (за выполнение всей работы) по:

  • русскому языку: 30+11+23 = 64 балла, которые = 100 %;

  • по математике: 14 + 4 + 6 + 8 = 32 балла — и это тоже = 100 %

Надо иметь в виду, что сделанное частично или с ошибками задание «С» тоже оценивается, поэтому можно получить от 1 до 4 баллов.

Проценты (иногда их тоже называют баллами) – это и есть итоговый балл за  ЕГЭ. Именно этот выставляют в сертификат ЕГЭ, и он засчитывается при поступлении в вуз.

Так как подсчет итогового балла производится по специальной шкале (а не из простой пропорции), которая рассчитывается по специальной формуле, а не путем составления обычной пропорции.

Своим Письмом от 12.12.2019 № 10-1055 Рособрнадзор разъяснил, что если ученик удовлетворительно сдал ЕГЭ (баллы не ниже минимальных) по предмету в 10-м классе, он не может повторно участвовать в ЕГЭ по этому предмету в 11-м классе для увеличения баллов. Такая возможность будет ему предоставлена только после получения аттестата о среднем общем образовании, когда он перейдет в категорию «выпускник прошлых лет».

Возможность повторного участия в ЕГЭ в 11-м классе для обучающихся 10 классов предусмотрена только в случае получения неудовлетворительных результатов.

Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении

Знаки препинания при однородных членах

Однородные члены предложения — это слова, которые являются одним и тем же членом предложения, зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос.

Однородные члены в предложении разделяются запятой, если:

  1. между однородными членами нет союзов. Например: Наш путь лежит через Воронеж, Рязань, Пензу.
  2. между однородными членами есть повторяющиеся союзы: и…и, или…или, не то…не то и т.д. Например: Мы собрали и одежду, и книги, и посуду.
  3. Запятая ставится перед второй частью двойного союза как…, так; не только…, но и; не столько…, сколько; насколько…, настолько; хотя и…, но; если не…, то; не только не…, а; не то чтобы…, а и др. Например: Перед нами появились не только мужественные воины, но и прекрасные амазонки.

Запятая между однородными членами не ставится в следующих случаях:

  1. между однородными членами есть одиночные союзы и, или, да (в значении и). Например: Надень пальто или куртку.
  2. однородные члены представляют собой фразеологический оборот с повторяющимися союзами. Например: и день и ночь, и смех и грех, и там и сям, ни то ни се, и так и сяк и т. д.

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неоднородные – не отделяются. Например: Бестужев снял с её руки зелёную вязаную перчатку.

Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

Обобщающие слова – слова, имеющие общее значение для всех однородных.

Правило Пример
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то между ними ставится двоеточие. Снег лежал всюду: на крышах, на скамейках, на траве.
Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, то между ними ставится тире. В театре, в цирке, в кино — везде мне было скучно.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но дальше предложение продолжается, то после ряда однородных ставим тире. Во всех мировых столицах: Лондоне, Париже, Риме — есть свои достопримечательности.

  • Решай задание 16 по русскому языку с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.

Дополнительный материал:

Знаки препинания:

  • при обособленных определениях и обстоятельствах
  • в предложениях с вводными словами
  • в сложноподчиненном предложении
  • в сложных предложениях с разными видами связи

↑ Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи… Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)Задание 1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.Ответ:1234

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

Временные когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
Причинные так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
Условные если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
Целевые чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
Следствия так что
Уступительные хотя, несмотря на то что
Сравнительные как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
Изъяснительные что, как, чтобы
В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы

  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.

Дополнительные материалы по теме: Средства связи предложений в тексте

Как правильно выполнить задание 9: алгоритм

Разбор 9 задания ЕГЭ по русскому производится в соответствии со следующим алгоритмом:

Отметить, что нужно искать.
Сразу отмечать корни: иногда знакомая комбинация букв может входить в состав морфемы на другое правило (например, отвар — похоже на -твар-/-твор-, но корнем будет в слове -вар-, а от- — приставкой).
Сразу исключать ряд, в котором попадается не подходящее под задание слово. Это поможет сократить время на выполнение КИМ-а

Чтобы облегчить себе задачу, можно сразу пометить все чередования.
Если необходимо найти безударные, то требуется обратить внимание на все гласные, на которые не падает ударение и которые находятся в корне. Если хоть одна из них попадает под правило (проверяется или не проверяется), то слово и ряд не исключается.

Суффиксальные

(смотрим на буквенные сочетания)

Н-ВЕНН

  • Бедный — бедственный
  • Безответны безответственный
  • Благодарный — благодарственный
  • Великий — величественный
  • Единичный — единственный
  • Искусный — искусственный

ЧЕСК-ЧН

  • Артистический — артистичный
  • Гармонический — гармоничный
  • Демократический — Демократичный
  • Дипломатичный — дипломатический
  • Драматический -драматичный
  • Иронический — ироничный
  • Микроскопический — микроскопичный
  • Органический — органичный
  • Практический — практичный
  • Публицистический — публицистичный
  • Романтический — романтичный
  • Сценический — сценичный
  • Технический — техничный
  • Фактический — фактичный
  • Хищнический — хищный
  • Экономический — экономичный — экономный
  • Эстетический — эстетичный
  • Этический — этичный

НН — СК

  • Враждебный — вражеский
  • Звериный — зверский
  • Жизненный — житейский
  • Зрительный — зрительский
  • Изобретательный — изобретательский
  • Популярный — популистский
  • Просвещенный — просветительский
  • Ритмичный — ритмический
  • Соседний — соседский
  • Конный — конский

ИСТ-Н

  • Болотистый — болотный
  • Глинистый — глиняный
  • Каменистый — каменный
  • Лесистый — лесной

Прил. на ТЕЛЬ

  • Благотворительный — благотворный
  • Сравнительный — сравнимый
  • Унизительный — униженный
  • Желательный — желанный
  • Длительный — длинный
  • Обвинительный — обвиненный
  • Представительный — представительский
  • Признательный — признанный

ТН

  • Высокий — высотный
  • Скрытый — скрытный

ОВОЙ — ЧН

  • Вековой — вечный
  • Звуковой — звучный

ОВАНН

  • Гарантированный — гарантийный
  • Лакированный — лаковый

ОСТН — Н

  • Личностный — личный
  • Целостный — цельный (целый)

Материал на — ЯН

  • Костный — костяной
  • Ледовый — ледяной

Существительные на — ОСТЬ

  • Выгода — выгодность
  • Наличие — наличность
  • Гордыня — гордость
  • Гуманизм — гуманность
  • Раздражение — раздражительность
  • Эффективность — эффектность
  • Сопротивление — сопротивляемость

ЧИВ, ЛИВ, ТИВ (прилагательные)

  • Дождливый — дождевой
  • Доверчивый — доверительный
  • Неудачливый — неудачный
  • Памятливый — памятный
  • Удачливый — удачный
  • Продуктивный — продуктовый
  • Эффективный — эффектный
  • Пугливый — пуганый

Русский язык: средства выразительности

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Средства выразительности в русском языке можно разделить на:

  1. Лексические средства
  2. Синтаксические средства
  3. Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) Художественное преувеличение.
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
Литота — Мужичок с ноготок. Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) Переносное значение слова, основанное на сходстве
Метонимия — Класс зашумел Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий
Окказионализмы — Плоды образования. Художественные средства, образованные автором.
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. Наделение неживых предметов свойствами живых.
Перифраз—Лев = царь зверей. Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). Перенос значения по количественному признаку.
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый Слова, имеющие противоположенные значения
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки Устаревшее слово или оборот речи
Анафора — Не напрасно шла гроза. Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​. Противопоставление.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Инверсия — Жили-были дед да баба. Обратный порядок слов.
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. Намеренное использование повторяющегося союза.
Оксюморон — Мёртвые души. Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) Сходное, параллельное построение фраз, строк.
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Одинаковая концовка нескольких предложений.
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей Повтор согласных, создающий образ.
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. Повтор гласных, создающий образ.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (в

https://youtube.com/watch?v=xo_iJSUvTxA

https://youtube.com/watch?v=w4-vZEhisP4

↑ Функциональные стили речи

Научный стиль

Научный стильОсновная сфера использования/употребления научного стиляЦели и функции:Адресат:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры научного стиля:

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль Основные сферы использования:Цели и функции: Адресат: Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Разговорный стиль

Разговорный стильУстная речьСфера использования:Цели и функции:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Художественный стиль

Художественный стильОсновная сфера использования/употребления:Цели и функции: Форма речиСтилевые черты:Жанры:

Вторая часть

Вторая часть экзаменационной работы предлагает написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.  Обращаем сразу внимание на тип речи. Сочинение-рассуждение

То есть в вашей работе должна быть четкая структура: тезис, аргументы, вывод. Сочинение по русскому языку пишется по четкому плану:

  • Первое – указываем проблему прочитанного текста. В тексте может быть не одна проблема. Нужно выбрать одну.
  • Второе – нужно прокомментировать сформулированную проблему. По сути это ответ на вопрос, почему автор об этом заговорил. Комментарий берется из текста. Что автор увидел в окружающей жизни, что услышал, вспомнил, прочитал, что заговорил об указанной проблеме.
  • Третье – нужно определить позицию автора по поднятой проблеме.
  • Четвертое – высказать свою точку зрения. Это будет ваш тезис. С автором можно согласиться, а можно и не согласиться.
  • Пятое – подобрать два аргумента в защиту своей точки зрения. Причем максимально высокий балл по этому критерию вы получите лишь в том случае, если один из аргументов будет из художественной, научной литературы или публицистики. Второй может быть из жизни. Можно, конечно, привести два аргумента из жизни, но один балла вы потеряете. Шестое – необходимо сделать вывод, подведя итог своим размышлениям.  Именно это о образом, мы видим, что экзаменационная работа оценивается при проверке работы.

Таким образом, мы видим, что ничего выходящего за рамки школьной программы в экзаменационной работе нет. Но объем проверяемого материала довольно большой. Поэтому начинать подготовку нужно, конечно, заранее.  Было бы неплохо полностью написать работу, определить проблемные места и отработать их. Вы будете знать, какие вопросы именно для вас являются сложными. Если начать заниматься заранее, например, с начала учебного года, то есть все шансы не просто сдать экзамен, а сдать его очень хорошо.

Начинайте готовиться, как можно раньше. Вы можете записаться на наши курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, первое занятие бесплатное.

Фоксфорд

Сайт: https://foxford.ruТелефон: +7 (495) 120-04-34, 8 (800) 500-80-11Стоимость: от 2000 р./месяц

В онлайн-школе занятия проводят преподаватели МГУ, ВШЭ и МФТИ, члены жюри Всероссийской олимпиады и эксперты ЕГЭ.

Чтобы подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому, вы можете выбрать удобный вам формат онлайн-занятий: на курсах или индивидуально с репетитором.

Подготовка на курсах: Занятия по 2 часа, ведутся на сайте онлайн: вы будете видеть преподавателя и сможете задавать ему вопросы в чате.

К каждому уроку подготовлены конспекты и доп. материалы. Вся информация и видеозаписи уроков хранятся в личном кабинете ученика — до конца учебного года.

Подготовка с репетитором: Занятия идут онлайн (продолжительностью до 60 минут) на платформе Фоксфорд.Класс

Это индивидуальный подход и внимание, индивидуальный график занятий и план программы

Репетитор сможет контролировать выполнение заданий в реальном времени, сразу объяснять сложные моменты, давать обратную связь и отвечать на любые вопросы. К каждому уроку также будут предоставлены готовые конспекты и, конечно, домашние задания.

Ученикам «Фоксфорда» доступны онлайн-учебники, интерактивные задания, а также система подсказок, которая поможет с ними справиться. Отчёт об успеваемости вы будете получать каждую неделю.

Вторая часть

Во второй части ЕГЭ по русскому – всего одно задание. Оно проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. По форме это классическое школьное сочинение.

Среди одиннадцатиклассников бытует мнение, что вторая часть необязательна, относится к профильному уровню, и главное – выполнить первую. Действительно, если задания №1-26 сделаны идеально, они принесут гарантированную четверку за экзамен. Однако заработать пятерку без него фактически невозможно.

Итак, что должно быть в сочинении? Самую весомую часть в оценке занимает способность выразить собственное отношение к проблеме и проиллюстрировать его уместными примерами. При этом нужно иметь в виду:

  • сочинение короче 70 слов не засчитывается, а высший балл можно получить только за текст длиннее 150 слов;
  • переписывать исходный текст нельзя, допустимы только короткие цитаты.

Среди важных требований – умение понять, какая проблема вообще затронута в тексте, как автор сам к ней относится, и оценить его позицию – согласиться с ней или нет. Свою роль играют соблюдение этических норм и фактологическая точность, связность и цельность текста, точность выражения мысли, а также отсутствие грамматических ошибок, соблюдение речевых норм, пунктуационная и орфографическая грамотность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector