Школьный психолог: быть в гуще событий

Содержание:

Кабинет педагога-психолога

Кабинет является важным пространством для работы с детьми и общения с их родителями, поэтому к такому пространству предъявляется ряд требований:

  1. Кабинет должен быть полностью изолированным, использование в качестве профессионального кабинета проходной комнаты не допускается. Площадь помещения должна быть не меньше 20 м².
  2. В кабинете важна хорошая звукоизоляция, чтобы посторонние шумы не мешали проводимой в кабинете работе.
  3. Кабинет должен быть хорошо освещен. Цветовое оформление поможет в создании уютной и доверительной атмосферы. 
  4. Кабинет должен быть зонирован в соответствии с задачами работы, которая проводится в этом кабинете.

Источник фото: vened.pp.ru

Пример зонирования кабинета школьного психолога

Зона первой беседы—зона с письменным столом, картотекой, книжным стеллажом с необходимыми материалами. В этой зоне педагог-психолог может проводить первую индивидуальную беседу с клиентом.

Зона консультаций — оформляется максимально комфортно, чтобы ребенок или взрослый мог провести в этой зоне достаточное количество времени. Здесь могут располагаться уютные кресла, журнальный столик, лампы.

Зона игровой терапии — особенно важна при работе с детьми. Как правило, в этой зоне устанавливают мягкое напольное покрытие, размещают коробки с игрушками, место для рисования, лепки, другого творчества.

Зона релаксации — это зона, в которой ребенок или взрослый сможет расслабиться и освободиться от психоэмоционального напряжения. Предполагает наличие кушетки и кресел, может быть огорожена ширмой.

Профессиональные требования к работнику

  1. наличие высшего образования (школьного психолога могут принять на работу без опыта работы);
  2. умение проводить психологические исследования;
  3. знание детской и взрослой психологии;
  4. знание последних методик и достижений в области психологии;
  5. владение методами психотерапии;
  6. знание психодиагностики;
  7. умение проводить психологические консультации;
  8. умение определять психическое состояние человека.

Получить работу в школе могут специалисты, только что окончившие вуз и не имеющие профессионального опыта работы.

5 вузов для обучения на школьного психолога:

  • Московский гуманитарный университет, МосГУ.
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
  • Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
  • Российский новый университет.

Как объяснить ребёнку поход к психологу

Часто родителей беспокоит, как предложить сыну или дочери встречу со специалистом. Ребёнок может испугаться, что он «не такой, как все», и отказаться идти. Это связано со стигмой на психотерапию: не только дети, но и взрослые бывают уверены, что сеанс у психолога нужен только тем, у кого «едет крыша». 

На самом деле это не так. Подростку можно объяснить, что психолог — в каком-то смысле тоже врач, только лечит не физическое, а ментальное здоровье. Нормальная практика — пойти к психологу, даже если «ничего не болит».

‍Сейчас психотерапия становится всё популярней, особенно среди тинейджеров. Возможно, подросток и сам осознаёт необходимость встречи со специалистом, но стесняется попросить об этом родителей.

Но если ребёнок пока недостаточно взрослый, используйте другую тактику: не говорите о походе к психологу напрямую. Не стоит преподносить психолога как серьёзного специалиста, который «поможет тебе» и «решит твои проблемы» — в этом случае ребёнок заупрямится. Когда ребёнку нужен психолог, преподнесите это как игру. Сделайте акцент на том, что ребёнку будет интересно, и он здорово проведёт время. 

Важно: будьте готовы, что на первой встрече присутствие ребёнка вообще не понадобится. Часто работать надо с «внутренним ребёнком» родителя, а не с реальным ребёнком

Если специалист считает, что нужна работа непосредственно с детьми, есть два варианта. Ребёнок младшего школьного или дошкольного возраста → родители смогут присутствовать на сеансе (но всё индивидуально — обсуждайте заранее с психологом). Ребёнок учится в средней или старшей школе → на сеансе будет только он и специалист. Так ребёнок сможет легче раскрыться и доверить какие-то секреты, которыми не поделился бы с родителями.

Встречи с психологом полностью конфиденциальны. Специалист не имеет права выдавать родителям подробности встреч с ребёнком — это нарушение этического кодекса. Но есть и исключения: когда речь идёт о жизни и смерти. Например, психолог обязан сообщить родителям и правоохранительным органам, если речь пойдёт о совершенном в отношении ребёнка преступлении. 

<<Форма бесплатного курса>>

Этика – не пустой звук

Самые главные этические принципы в работе любого психолога – «не навреди» и «не разгласи». Поэтому родители вполне могут рассчитывать на то, что их ребенку как максимум помогут, а как минимум не навредят, а также не будут рассказывать то, что не стоит рассказывать. И вот тут как раз и возникает вопрос о том, какую информацию психолог может передать дальше (учителям, администрации), а какую – нет. То, что часть информации будет передана, сомневаться не приходится.

Причин тому несколько. Когда вокруг ребенка складывается определенная ситуация, работает идея трехсторонней связи «ребенок-родитель-педагог». Часто администрация становится еще одной стороной. Но чтобы эта система работала и адекватная поддержка пришла со всех сторон, бывает нужно передать часть информации, например, от психолога учителю (результаты наблюдения или диагностики), от родителя учителю (о сложной жизненной ситуации, об особенностях подхода к воспитанию), от учителя к родителю, если у них есть сложности коммуникации.

Например, ученик стал замкнутым, хуже учится

Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком

И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше. Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.

На всех этих этапах информация становится необходимым инструментом. И даже если родители потребуют не говорить ни учителям, ни омбудсмену, это будет невыполнимое требование. Можно, конечно, не называть имя пострадавшего, но опытные педагоги, как правило, способны сложить 2+2. И тут психолог подобен канатоходцу – ему нужно ухитриться сохранить доверие ребенка, контакт с родителями, но и действовать во благо остальных детей, чтобы пресечь школьный буллинг.

Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы. К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя. Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.

Но настоящий профессиональный психолог никогда не позволит себе «дружеский треп» с учителями или администрацией на тему личности ребенка или его семейной ситуации. Как правило, если какая-то информация была дана, специалист сможет полностью аргументировать, зачем это было сделано. Хотя тут, конечно, очень и очень тонкий канат, порой над пропастью.

Мы соблюдаем анонимность

Анонимность и конфиденциальность — ключевые пункты профессиональной этики психолога. То, что происходит в кабинете, не выходит за его пределы. Поэтому ни школа, ни университет не могут запросить у психолога личную информацию клиента (и даже просто узнать, что он посещал психолога) 

Многие после обращение за психологической помощью боятся попасть «на учет». Эта практика действительно существовала, но ее давно отменили. 

Все специалисты Alter подписывают документ, запрещающий разглашать личную информацию клиента без его согласия. Поэтому в Alter вы защищены юридически, а не только профессиональной этикой. 

Анализ работы психолога в школе

По окончании учебного года составляется подробный отчет. Анализ работы педагога-психолога в школе должен включать выводы о выполнении поставленных целей и задач. В отчете перечисляются мероприятия, которые были проведены психологом, предоставляется список проблемных детей, а также подробно расписывается ход работы с ними. В отчете психолог указывает фамилии и имена учащихся, с которыми были проведены индивидуальные занятия.

Анализ включает в себя заключение психолога о готовности учащихся старших классов к выбору профессии. Составляется список успеваемости по каждому классу и список профориентации для учеников 4 классов. Это делается в том случае, если в школе предусмотрены профориентированные классы. Также указываются перспективы развития детей на следующий учебный год.

Уважаемые обучающиеся и родители! Вы можете получить психологическую помощь в случае возникновения школьных трудностей различного характера

Педагог-психологог: Суворова Ариана Валерьевна

Вы можете обратиться к школьному педагогу-психологу онлайн (дистанционно), используя следующие средства связи:

Электронная почта: ya.ryadom21@mail.com

Анонимный вопросник Спрашивай.ру: yaryadom21

В контакте: Суворова Ариана

График работы педагога-психолога:

понедельник — пятница:  9.00 -16.00

Проводятся индивидуальное консультирование по переписке или в диалоговом режиме. Методическое психологическое просвещение всех участников образовательного процесса(учащихся, родителей, педагогов), по запросу. Проведение консультаций возможно в удобное время для обучающихся и их родителей (законных представителей) по предварительной записи . Также Вы можете получить консультацию психолога дистанционно на сайте «Я-родитель» — https://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/

Здравствуйте, уважаемые родители! Страничка школьного психолога поможет Вам в преодолении трудностей, возникающих в процессе воспитания и обучения наших любимых деток.

Здесь книжка «Родителям о психологической безопасности».

Родители: не хотят и боятся

Не так уж редко среди родителей обсуждается тема «А что он может?». От обесценивающего полюса «да ничего не может» до всемогущего «очень многое». Казалось бы, услуги школьного психолога для родителей бесплатны, так пользуйся! Задай свои вопросы, получи ответы. Сходи, в конце концов, познакомься и составь свое мнение не о психологах «вообще», а о конкретном человеке на конкретном месте. Но почему-то до сих пор бесплатное считается синонимом низкокачественного. А это вовсе не так! Множество моих коллег не просто компетентны, а большие умницы, непрерывно совершенствующие свою подготовку и любящие свое дело.

Родители, по моему опыту, делятся на три основные категории:

1. Партнеры. Они не боятся психолога, разговаривают с ним на равных из позиции совместной помощи ребенку. Часто они сами обращаются к специалисту. Запрос может быть и проблемный, и просто информационный («расскажите, как вы его видите»), и развивающий («как действовать, чтобы проявить способности; научить отвечать у доски; лучше находить общий язык с одноклассниками»). Работать с такими родителями – одно удовольствие, и прогресс у ребенка отмечается всегда и достаточно быстро. Иногда они приходят по приглашению психолога, но также хорошо идут на контакт.

2. Слушатели. Эти родители никогда не приходят сами

Иногда не хотят «выносить сор из избы»; некоторые слишком заняты или беспечны, чтобы обратить внимание на проблему; другие считают, что пока их не вызвали, все в порядке. Их контакт с психологом формальный, они слушают, могут даже записать рекомендации

Но, как показывает развитие ситуации, скорее всего их не применяют. Именно такие слушатели утверждают, что они «ходили к психологу, но он не смог помочь».

3. Бегуны. Сколько ни приглашай, они не приходят. Иногда раз за разом записываясь и не появляясь, иногда просто игнорируя. В случае серьезной ситуации с ними можно познакомиться только на педсовете. Своим коллегам я настоятельно рекомендую хранить свидетельства того, что эти родители были неоднократно приглашены на консультацию, которая могла бы помочь.

Новая концепция

Российская академия образования (РАО) в 2021 году подготовила концепцию развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года

В документе в общем виде определяются цели и задачи такой службы, а также говорится о важности повышения квалификации специалистов, разработки нового профстандарта и создания федерального координационного совета психологической службы

психолог


Фото: Depositphotos

Заклевательское отношение: как устроен школьный буллинг

Почему нельзя игнорировать травлю подростка в классе

На деле никаких серьезных изменений в своей работе психологи от этого не ощутили. Наличие такого педагога в школе и его круг обязанностей по-прежнему зависят от воли руководства образовательной организации.

Действующий профстандарт предусматривает широкий круг задач: психологическое просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, консультирование. При этом четких норм практической психологии, по словам экспертов, не существует. На профессиональных форумах специалисты часто делятся историями о том, как придя в школу на эту должность, они превратились в «учителя на замене» или документоведа.

Квалифицирован ли психолог достаточно, чтобы помогать всем участникам образовательного процесса в полной мере?

Вероятнее всего нет, не зря же у психологов есть специализации: детский, семейный, клинический психолог, нейропсихолог и т.д. Поэтому часто школьный психолог играет роль «менеджера», который организует ту помощь, которая необходима ребенку.

Тем не менее, школьный психолог незаменим и компетентен в следующих вопросах:

  • Любой школьный психолог обязан проводить тестирование детей в течение года. Например, в случае с первоклассниками это тестирование внимания, памяти, восприятия, мышления, речевых и математических способностей. Тестирование самооценки, уровня тревожности, интеллектуальных возможностей, уровня мышления, профориентационные тесты также входят в обязательный перечень работ. Все эти данные вы имеет право получить и можете обсудить с психологом.
  • Если возникает конфликт с учителем, учеником или родителями ученика, психолог может оказаться незаменимым посредником в его разрешении. Хотя психолог является независимой единицей в школе, одновременно он является и частью педагогического коллектива, и владеет информацией о детях. Значит, он может объяснить поведение учителя с какой-то новой для вас точки зрения, дать совет о том, как лучше найти с учителем общий язык, и точно также помочь наладить отношения с другими учениками в классе.
  • Кроме диагностики, многие психологи проводят развивающие и/или коррекционные и/или тренинговые занятия с учащимися. Эти занятия часто бывают ничуть не хуже тех, которые предлагает ближайший психологический центр, и являются бесплатными. Минусы следующие: группы часто бывают слишком большими, и места в них расхватываются очень быстро.

Темы консультации психолога для подростков

Подросток может обратиться к психологу с любым вопросом. Но чаще всего это темы

  • Отношений: дружеских, романтических, отношений в семье
  • Стресса
  • Самоопределения, гендерной идентификации
  • Эмоций, чувств, настроения
  • Профориентации и выбора жизненного пути
  • Восприятия собственной внешности

Даже если какие-то из этих тем кажутся родителям несерьезными — для подростка они очень важны. Проработав их с психологом, он может избежать проблем в этих областях во взрослой жизни.

Пример психологической консультации подростка

Лене 16 лет, она заканчивает школу и готовится поступать в университет. Сначала подготовка к поступлению шла нормально, но в последнее время Лена стала чувствовать, что сил ни на что не хватает. Она начала пропускать занятия на подготовительных курсах, стала замкнутой, отдалилась и от родителей, и от друзей. Родители заметили перемену в ее состоянии и сначала не придали ей значения: все школьники переживают перед экзаменами. Но со временем стало очевидно, что Лене нужна консультация психолога.

Родители предложили сходить сначала всего на одну консультацию, чтобы психолог объяснил Лене ее эмоциональное состояние. На это она согласилась. От длительной психотерапии отказалась, потому что «ни за что не найдет на это времени».

Первая консультация началась со знакомства. Психолог спрашивала у Лены, как она живет, чем занимается, как проходит ее обычный день, какие у нее отношения с семьей и друзьями. Также психолог рассказала немного о себе и пообещала, что не будет пересказывать родителям слова Лены без ее согласия. 

Когда Лена описала свою проблему, психолог начала задавать уточняющие вопросы: 

— Как ты чувствуешь себя прямо сейчас?

— Какое настроение у тебя обычно бывает? От чего оно портится, а от чего — улучшается?

— Что происходит, если ты не можешь справиться с какой-то задачей? Просишь ли ты помощи? Как ты переживаешь неудачи?

— Тревожит ли тебя что-то в твоем будущем?

— Есть ли у тебя мечта?

Некоторые вопросы, казалось, не относились  к теме обсуждения:

— Бывает ли, что у тебя в теле возникают непонятные боли и другие дискомфортные ощущения?

— Как ты спишь? Во сколько ложишься и встаешь? Не просыпаешься ли среди ночи?

— Не пропадает ли у тебя аппетит? Или, может, наоборот — бывают моменты, когда ты ешь и не можешь наесться?

Вопросы о физическом состоянии чаще всего возникают, если психолог подозревает у клиента депрессию или тревожное расстройство.

На первой же консультации не удалось окончательно прояснить, что происходит с Леной, но она согласилась прийти еще раз. После разговора с психологом ей полегчало. Появилось ощущение, что с ее состоянием можно разобраться и справиться. 

Важные качества

Психологи по натуре должны быть альтруистами, так как эмоциональные трудности, с которыми им приходится сталкиваться, не компенсировать никакими деньгами. Большой уровень ответственности — ключевое требование для настоящего профессионала.

Основные качества, которыми должен обладать психолог:

  • эмоциональный и общий интеллект должны быть на высоком уровне;
  • умение слушать и слышать человека;
  • стрессоустойчивость;
  • такт и деликатность;
  • общительность;
  • наблюдательность;
  • оптимизм и уверенность в собственных силах;
  • креативность и умение предлагать нестандартные решения;
  • терпимость;
  • умение успокоить клиента;
  • сопереживание.

Специалист должен уметь четко формулировать свои мысли. Чувство юмора и выносливость также будут очень кстати.

Преимущества профессии педагог-психолог

Реальное и самое большое преимущество профессии педагог-психолог – чувство морального удовлетворения от своей работы. На высокую зарплату на этом профессиональном поприще можно рассчитывать только в том случае, если специалист оказывает услуги частным образом. По состоянию на начало 2017 года среднемесячная зарплата педагога-психолога в России составляла порядка 33 тысяч рублей.

Несомненным преимуществом этой профессии также является то, что педагог-психолог – это специалист-универсал, который может провести и психодиагностику, и психологическую консультацию, и психологическое просвещение, и психокоррекционные мероприятия и т.д. Другими словами, если специалист решит уйти из системы образования, то он с легкостью сможет реализовать себя в других смежных специальностях.

Дополнительным бонусом к профессии можно считать использование полученных знаний для общения с близкими и друзьями, налаживания своей личной жизни.

Где можно получить профессию педагог-психолог?

МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для педагогов-психологов. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

.

Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности Педагог-психолог, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Для осуществления профессиональной деятельности педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование. Можно вполне ограничиться обучением в ВУЗе и в дальнейшем прохождением курсов повышения квалификации.

Однако некоторые специалисты советуют сначала получить профильное образование в колледже/техникуме, где в учебной программе присутствует достаточный объем практических занятий. Для педагога-психолога важен опыт практической деятельности с первых шагов, так как профессия, ко всему перечисленному, обязывает к умению быстро ориентироваться в обстановке, импровизировать, даже проявлять актерские качества.

Получив профессию в среднем специальном заведении, можно продолжить обучение в ВУЗе по сокращенной программе. Лучшими ВУЗами в области педагогики и психологии на сегодняшний день являются:

  • МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • РГГУ (Российский Государственный гуманитарный университет);
  • НИУ ВШЭ (Научно-исследовательский университет «Высшей школы экономики»);
  • Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
  • Российский Государственный социальный университет (РГСУ).

Московский городской университет управления Правительства Москвы

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 20 500 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 20 500 000,00 ₽

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 500 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽

Национальный университет «Высшая школа экономики»

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 420 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 420 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 182 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 182 000,00 ₽

Международный еврейский институт экономики, финансов и права

Москва

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 360 000,00 ₽

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ

Москва

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 353 000,00 ₽

Финансовый университет при Правительстве РФ

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 324 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Московский гуманитарный университет

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽

Всероссийская академия внешней торговли

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 105 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 115 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очно-заочная 115 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 105 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Общие сведения

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души

С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»

Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы

Преимущества профессии:

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.

Недостатки профессии:

  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?

Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности

Это – первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу

Основное орудие труда для каждого педагога-психолога – слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно

Педагог-психолог – всесторонне развитая и образованная личность; это – второе важное условие для успешной работы

Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:

Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости

Но еще более важно – любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни

Проведение внеклассных мероприятий

Внеклассное мероприятие, в зависимости от его специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает такие задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях. В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, наблюдение за общением детей. Для этой цели подойдут командные задания. Ребята сразу определят несколько лидеров, которые будут возглавлять команды.

Если дети уже знакомы друг с другом, но наблюдаются конфликтные ситуации между определенными представителями класса, тогда целью внеклассного мероприятия будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. В этом случае участники конфликта должны оказаться в одной команде. Необходимо создать такую ситуацию, которая подтолкнет детей к сотрудничеству.

Программа педагога-психолога в школе должна включать разные мероприятия. Проводятся они на протяжении всего учебного года во всех классах.

Обязанности школьного психолога

Школьные психологи проводят тренинги для учащихся, направленные на овладение ими методик эмоционального самоконтроля и личностного роста. Эти занятия помогают школьникам справляться с трудностями, показывать лучшие результаты в школьной и внешкольной жизни.

Профессиональный психолог оставляет втайне все разговоры с учениками, поэтому школьники могут быть уверены в анонимности.

Также школьные психологи проводят курсы, которые могут помочь самостоятельно разобраться ученикам в возникшей проблеме. Специалисты проводят тестирования, которые помогают определить индивидуальные способности каждого учащегося

Особенно это важно перед выпускными экзаменами, когда школьникам необходимо определиться с будущей профессией

Психолог требуется первоклассникам: специалист помогает детям быстрее адаптироваться к учебе в школе и работает с трудными учащимися. Специалист должен следить за психологическим здоровьем школьников, выявлять лиц, которым требуется профессиональная помощь.

Источник фото prostooleh/freepik

Обязанности школьного психолога

Педагог-психолог в школе — это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. 

Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме в школу новых детей. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.

Психокоррекция — это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает учащимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.

Психоконсультирование — это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Его особенность в том, что оно может оказаться очень полезным для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы. 

Психопросвещение и психопрофилактика предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления и зарождения сексуальности, поднимать любые острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

Психологическая профилактика

Включает комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предотвратить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или педагогами.

Профилактические меры могут включать в себя следующие тактики поведения:

  • доброжелательность в общении с детьми;
  • обучение правильному поведению на личном примере взрослого;
  • проявление большего интереса и внимания по отношению к гиперактивным детям;
  • обеспечение состояния покоя детям, которые склонны к быстрому утомлению;
  • постепенное развитие у детей навыков самоконтроля.

Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как внутри класса, так и между параллельными классами.

Кто такой педагог-психолог?

Педагог-психолог – это сотрудник образовательной организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Учитывая знания, которые дают психология и педагогика и этимологию названия профессии (педагог – от греческого paidagogos (воспитатель/наставник); психолог – от греческого psyche (душа)), человека, владеющего этими знаниями, можно назвать, например, воспитателем человеческих душ. Такое определение профессии не будет звучать слишком пафосно – оно лишь подчеркивает значимость профессии и напоминает о степени ответственности за свою работу.

Существующие в обществе нормы поведения требуют от каждого человека соответствия определенным правилам. Воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам – главная задача педагога-психолога. Кроме этого, овладев профессией, понимая скрытые мотивы поведения людей, педагог-психолог помогает воспитанникам разобраться в себе, создать необходимую модель поведения, которая поможет в решении жизненных задач и проблем. В частности:

  • Каждая личность уникальна по своей природе, и порой этот фактор становится камнем преткновения в человеческих взаимоотношениях. Опытный педагог — психолог может определить природу межличностного конфликта и помочь найти взаимопонимание между людьми.
  • Каждая модель поведения личности обусловлена различными факторами – биологическими, социальными, психологическими. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы провести анализ поступков человека, найти скрытые механизмы поведения и произвести их коррекцию. Что это значит? Воспитанник – полноценный участник воспитательного процесса, и психолог обязан объяснить ему, в чем состоит проблема так, чтобы вариант решения ее стал внутренним убеждением воспитанника или человека, обратившегося за помощью.
  • Педагог-психолог помогает человеку найти нужные и приемлемые в обществе способы достижения целей, помогает в организации необходимых условий для реализации.

Специалисты в области педагогики и психологии – востребованная профессия, приобретающая все большую популярность в различных отраслях, кроме тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основной задачей.

Сегодня педагоги- психологи востребованы:

  • в дошкольных и школьных учреждениях;
  • в социальных службах и правоохранительных органах;
  • в системе здравоохранения;
  • на различных предприятиях, где работа связана с определенными психо-эмоциональными нагрузками, и сотрудникам необходима профессиональная помощь.

Кроме того, педагог-психолог, в совершенстве владеющий навыками профессии, может работать индивидуально.

А как же конфиденциальность?

Родителей часто тревожит вопрос конфиденциальности: сохранит ли психолог в тайне те трудности, которые вы ему поведаете, или же перескажет учителям и другим родителям?

К сожалению, гарантий тут нет. Хранение конфиденциальности — основа основ в любом психологическом образовании, поэтому все-таки большинство это правило соблюдают. Но, к сожалению, не все.

Поэтому сначала уточните, где учился специалист, какой квалификацией обладает, каков стаж его работы, посоветуйтесь с классным руководителем или постарайтесь найти информацию о психологе в Интернете, спросите у других родителей, обращались ли они и помогло ли это им.

Итак, не стоит надеяться, что школьный психолог будет способен помочь вам с любым запросом. Тем не менее, во многих ситуациях он может быть крайне полезен, а там, где он почувствует себя недостаточно компетентным, сыграет полезную роль организатора и направит вас к нужным специалистам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector