Профессия судоводитель, кто такой судоводитель
Содержание:
- Аттестация на право управления маломерным судном
- Обязанности
- Как найти работу после вуза?
- Специальность судовождение ВУЗы
- Обязанности
- Разрешенные районы плавания
- Раздел первый. НАВИГАЦИЯ
- Глава 1. Основные понятия из навигации
- Глава III. Определение направлений в море
- Глава IV. Картографические проекции и морские карты
- Глава V. Счисление пути судна
- Глава VI. Определение места судна по визуальным наблюдениям береговых предметов
- Глава VIII. Особенности прокладки во время плавания при особых обстоятельствах
- Полученные знания позволят
- Оплата труда
- Важные качества
- Знания и навыки
- Обучение на Морского инженера
- Права ГИМС
- Обучение
- Преимущества профессии судоводитель
- Недостатки профессии моряк
- Особенностям профессии
- Специальность судовождение — что сдавать, проходной балл, код специальности, форма и срок обучения
- Преимущества и недостатки профессии
- Теоретическая подготовка
- Преимущества обучения в Учебном центре «Специалист»
- Где и какие есть курсы судовождения
- Кто такой судоводитель?
- «Больше всего мне нравилась навигация»
- Какими бывают морские профессии
Аттестация на право управления маломерным судном
К экзамену ГИМС допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие справку о прохождении медицинского освидетельствования и оплатившие государственную пошлину. Следует подготовить пакет документов и подать заранее заявление на прохождение аттестации. Теория сдается по билетам, после чего кандидат допускается к практике.
Ученик не просто показывает отработанные упражнения, но и отвечает на вопросы, задаваемые инспектором. Экзаменуемый должен уметь подготовить судно к выходу на воду, проверить исправность оборудования, безопасно управлять транспортным средством, соблюдать знаки навигации. Необходимо уметь читать сигналы, посылаемые другими лодками и катерами, швартоваться, высаживать пассажиров, спасать утопающих. Если грубых ошибок не допущено, экзамен считается сданным, а информация заносится инспектором в протокол.
Обучение судовождению давно проводят дистанционно, но без практики невозможно сдать экзамен. Желательно хотя бы взять несколько уроков, чтобы научиться выполнять базовые упражнения.
Обязанности
Должностные лица, выполняющие различные судовые роли, несут и различные обязанности. Обычно каждое плавсредство не может обойтись без нескольких основных профессий:
- Капитан – высшее должностное лицо на любом судне. На военном флоте эта должность называется командир корабля. Капитан возглавляет экипаж и несёт полную персональную ответственность за всё, что происходит на борту. Он обладает практически неограниченной властью; в угрожающих ситуациях ему обязаны подчиняться все, находящиеся на борту, даже лица в более высоком звании. Капитан не только руководит экипажем, но и выполняет при необходимости функции нотариуса или следователя.
- Штурман – отвечает за навигацию в плавании. Прокладывает курс, ведёт счисление пути, работает с навигационными приборами и картами. На крупных кораблях часто бывает целая штурманская служба, состоящая из нескольких человек. Штурман отвечает за безопасность плавания, за составление кратчайшего маршрута, он должен отлично владеть всеми навигационными инструментами, знать различные способы определения местоположения в любой точке.
- Механик – отвечает за силовую установку судна и все остальные механизмы на борту. Его подчинённые занимаются эксплуатацией, обслуживанием и текущим ремонтом всех устройств и систем движения и маневрирования корабля.
- Лоцман – судоводитель, не являющийся членом экипажа судна, но несущий обязанности по безопасной проводке плавсредства по фарватерам или вблизи берегов. Лоцмана обычно вызывают на борт специально для этой цели, и он прибывает на специальном катере. Он обязан отлично знать все особенности береговой линии, характеристики дна и течений, чтобы суметь безопасно провести судно в гавань.
Как найти работу после вуза?
После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно.
Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.
Все что нужно сделать – это найти проверенную крюинговую компанию по отзывам в интернете и отправить им свои данные. Все обсуждения проходят по телефону, потому что вас могут нанять в другом регионе, а может и стране. Ездить каждый раз на собеседования не нужно, но если вас нанимает иностранная компания, то вам нужно будет сдать тест по английскому языку.
Долго ждать работы вам не придется, дипломированные специалисты даже без опыта очень востребованы. Поэтому в скором времени с вами свяжутся для прибытия в порт.
Специальность судовождение ВУЗы
В России ВУЗов, которые обучают судовождению, не так и мало, и есть среди чего выбрать. Помимо этого, некоторые предоставляют возможность получить образование бесплатно, то есть учиться на бюджете и при этом получать стипендию.
Среди популярных ВУЗов со специальностью судовождение можно выделить:
- Государственный университет речного и морского флота имени адмирала Макарова;
- Московская академия водного транспорта;
- Мурманский технический университет;
- Морской университет имени адмирала Невельского.
Этот перечень не полный, и, кроме этого, по стране много филиалов вышеописанных ВУЗов, которые готовят судоводителей.
Обязанности
Должностные лица, выполняющие различные судовые роли, несут и различные обязанности. Обычно каждое плавсредство не может обойтись без нескольких основных профессий:
- Капитан – высшее должностное лицо на любом судне. На военном флоте эта должность называется командир корабля. Капитан возглавляет экипаж и несёт полную персональную ответственность за всё, что происходит на борту. Он обладает практически неограниченной властью; в угрожающих ситуациях ему обязаны подчиняться все, находящиеся на борту, даже лица в более высоком звании. Капитан не только руководит экипажем, но и выполняет при необходимости функции нотариуса или следователя.
- Штурман – отвечает за навигацию в плавании. Прокладывает курс, ведёт счисление пути, работает с навигационными приборами и картами. На крупных кораблях часто бывает целая штурманская служба, состоящая из нескольких человек. Штурман отвечает за безопасность плавания, за составление кратчайшего маршрута, он должен отлично владеть всеми навигационными инструментами, знать различные способы определения местоположения в любой точке.
- Механик – отвечает за силовую установку судна и все остальные механизмы на борту. Его подчинённые занимаются эксплуатацией, обслуживанием и текущим ремонтом всех устройств и систем движения и маневрирования корабля.
- Лоцман – судоводитель, не являющийся членом экипажа судна, но несущий обязанности по безопасной проводке плавсредства по фарватерам или вблизи берегов. Лоцмана обычно вызывают на борт специально для этой цели, и он прибывает на специальном катере. Он обязан отлично знать все особенности береговой линии, характеристики дна и течений, чтобы суметь безопасно провести судно в гавань.
Разрешенные районы плавания
- Внутренние воды Российской Федерации, в которых на организацию судоходства постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 г. «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 21, ст. 2642; 2013, N 30 (часть II), ст. 4117) (далее — Правила плавания по ВВП России) не распространяется (далее — внутренние воды Российской Федерации)
- Внутренние воды Российской Федерации, включая внутренние воды Российской Федерации, где судоходство организовано в соответствии с Правилами плавания по ВВП России (далее -внутренние водные пути Российской Федерации);
- Внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации — бассейны (водоемы), в которых установлен морской режим плавания, где действуют международные правила предупреждения столкновения судов в море.
- Морские воды IV категории сложности I разряда в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33) с удалением от мест убежищ или берега до 20 морских миль, включая внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации (далее — морские прибрежные воды до 20 миль от берега)
Раздел первый. НАВИГАЦИЯ
Глава 1. Основные понятия из навигации
§ 1 Предмет навигации§ 2. Форма и размеры Земли§ 3. Основные точки и круги на земном шаре§ 4. Географические координаты§ 5. Разность широт и разность долгот$ 6. Основные липни и плоскости на земном шаре§ 7. Системы деления горизонта§ 8. Истинный курс. Истинный пеленг. Курсовой угол§ 9. Морские меры длины и скорости§ 10. Видимый горизонт наблюдателя§ 11. Дальность видимости предметов
Глава III. Определение направлений в море
§ 14. Компасы и их характеристика§ 15. Земной магнетизм и его элементы. Магнитные карты§ 16. Девиация магнитного компаса и ее уничтожение§ 17. Магнитные и компасные румбы, курсы и пеленги. Общая поправка компаса§ 18. Перевод и исправление румбов
Глава IV. Картографические проекции и морские карты
§ 19. Картографические проекции§ 20. Локсодромия§ 21. Меркаторская проекция§ 22. Масштаб§ 23. Основные штурманские задачи, решаемые на морской карте§ 24. Гномонические карты
Глава V. Счисление пути судна
§ 25. Предварительная и исполнительная прокладка§ 26. Графическое и письменное счисление пути судна§ 27. Дрейф судна§ 28. Плавание на течении
Глава VI. Определение места судна по визуальным наблюдениям береговых предметов
§ 29. Понятие об изолиниях и линиях положения§ 30. Определение места судна по двум горизонтальным углам§ 31. Определение места судна по пеленгам трех предметов§ 32. Определение места судна по пеленгам двух предметов§ 33. Измерение расстояния в море§ 34. Определение места судна по двум расстояниям§ 35. Определение места судна по крюйс-пеленгу
Глава VIII. Особенности прокладки во время плавания при особых обстоятельствах
§ 43. Ограждающие линии положения§ 44. Прокладка при плавании в узкостях, во льдах и во время тумана§ 45. Плавание по дуге большого круга§ 46. Приближенный расчет элементов дуги большого круга.
Полученные знания позволят
— определять местоположения судна, планировать переход в точку назначения, маневрировать и управлять судном,
— обеспечивать техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи,
— контролировать погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки, организовывать безопасное выполнение этих действий,
— организовывать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара, при авариях, при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства, применять средства по борьбе за живучесть судна,
— оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим,
— контролировать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды,
— соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса,
— организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.
Оплата труда
Важные качества
В профессии инженера важен аналитический, технический склад ума, творческое мышление, внимательность, пунктуальность. И конечно, любовь к технике, кораблям и воде.
Знания и навыки
Морскому инженеру нужно знать и понимать:
- методы проектирования и проведения технико-экономических расчетов;
- принципы работы, технологии монтажа оборудования и конструкций;
- свойства материалов;
- приняты в отрасли стандарты и др.
Однако набор знаний и навыков конкретного инженера зависит от его специализации.
Обучение на Морского инженера
Вузы
Единственный в России вуз, который готовит морских инженеров-специалистов мирового класса по проектированию, постройке и технической эксплуатации морских судов, боевых надводных кораблей и подводных лодок, технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне — это Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
Права ГИМС
Удостоверение на право управления маломерным судном (права ГИМС) требуются для того, чтобы законно, то есть на основании действующего законодательства РФ, управлять судном в наших российских и международных водах. Положение в этой сфере почти такое же, как и в случае прав для управлением автомобилем.
Удостоверение (права) подтверждают, что Государственная Инспекция по Маломерным Судам считает, что на момент выдачи удостоверения соискатель обладал навыками и знаниями, позволяющим ему полноценно управлять судном на акваториях и на том типе судне, которое описано в удостоверении.
Судоводитель обладает (на борту судна) правами капитана (начальника) и несёт ответственность за своё судно и экипаж, за соблюдением на борту законодательства РФ в полном объеме.
Маломерное судно, согласно законодательству Российской Федерации, — это судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12-ти человек.
Обучение
Желающие связать свои судьбы с флотом могут выбрать для обучения многие высшие учебные заведения. Например, такие:
- Государственный университет речного и морского флота им. адмирала Макарова.
- Нижегородское речное училище им. Кулибина.
- Морской университет им. адмирала Невельского.
- Новосибирское командное речное училище им. Дежнёва.
- Морская академия при Мурманском техническом университете.
- Арктический морской институт им. Воронина.
- Московская государственная академия водного транспорта.
- Санкт-Петербургский морской технический колледж.
- Военно-морская академия им. Кузнецова.
- Дальневосточное морское училище.
Список, конечно, не полный; учебных заведений по рассматриваемой специальности в России существенно больше.
Преимущества профессии судоводитель
Пребывая в плавании, такой человек знакомится с удаленными объектами планеты, что позволяет расширить свой кругозор. Кроме романтики, судоводитель получает достаточно большую зарплату, которая может составлять от 60 до 600 000 руб. в зависимости от работы и стажа. Так как зарплата выплачивается обычно в долларах, то доход зависит от колебаний валюты на мировом рынке.
Высокая оплата позволяет судоводителю получать достаточно средств, чтобы купить недвижимость или другие дорогие вещи. Они имеют хорошую страховку, обеспечиваются бесплатной медицинской помощью, жильем и питанием, что позволяет экономить средства во время плавания.
Если человек развиваться в этом направлении, то он может создать свою карьеру, прилагая усилия для того, чтобы дорасти до капитана. После того как человек выходит на пенсию, он может устроиться в офис, заниматься подготовкой моряков для дальних рейсов.
На этом у нас все. Из данной публикации вы узнали судоводитель кто это такой и чем он занимается. Мы надеемся, что эта статья для вас стала полезной и вы окончательно определились с выбором своей будущей профессии.
Spread the love
Недостатки профессии моряк
Хотя профессия считается романтичной, личная жизнь морского волка зачастую складывается непросто. Из-за постоянного отсутствия дома рушатся многие семьи. Именно поэтому многие моряки – холостяки, которые не решаются связывать себя постоянными отношениями.
Жизнь в море связана со многими рисками. Даже самые современные и надежные корабли иногда терпят крушение во время шторма. Кроме того, в последние годы участились случаи пиратских нападений, в ходе которых экипаж может попасть в плен или лишиться жизни.
Если моряка не заберет море и не убьют пираты, его может одолеть болезнь. Путешествуя по разным странам, он рискует столкнуться с опасными вирусами, от которых у него не выработался иммунитет. Серьезные заболевания могут привести к летальному исходу. В лучшем случае он будет бороться с недугом до конца жизни, оставаясь на берегу.
Моряк востребован только до тех пор, пока он физически здоров и способен приносить пользу, поэтому при наличии каких-либо заболеваний его карьера может оборваться в любой момент (особенно это касается таких низших чинов, как юнга или матрос). Согласно российскому законодательству моряку не насчитывается трудовой стаж, что не позволяет ему претендовать на пенсию. А значит, ему придется самому заботиться об обеспечении своей старости.
Отправляясь в плаванье, нужно быть готовым к пребыванию в ограниченном пространстве на протяжении 6-12 месяцев. Большую часть времени моряки проводят в море, не имея возможности сменить обстановку или окружение.
Особенностям профессии
Будущим мореплавателям пригодятся знание естественных и математических наук. Также необходимо знать предназначение специальных инструментов на корабле, иметь хорошую физическую подготовку и владеть хотя бы одним иностранным языком, чтобы ориентироваться в документации при посещении различных стран.
В наше время корабли перевозят пассажиров и различные грузы. Некоторые транспортные средства занимаются ловлей рыбы, а потому принципы и сфера их деятельности отличаются.
Задача судоводителя на всех типах судов одна — управлять ими.
Если задаться вопросом судоводитель кто это такой, то можно сказать что это помощник капитана, отвечающий за сохранность груза и жизни людей. В его задачи, помимо управления судном, входит ведение бортового журнала и оснащение всем необходимым судна.
Специальность судовождение — что сдавать, проходной балл, код специальности, форма и срок обучения
Судовождение — древнейшая профессия человечества. Люди сотни лет до нынешнего времени приобретали навыки управления кораблями, лодками, ладьями. И сейчас весь тысячелетний опыт, подкрепленный точными науками и географическими познаниями, используют в судовождении
Эта профессия считается не только важной и ответственной, но и немного романтичной, ведь большинство времени судоводители проводят на водных просторах, а семья с нетерпением ждет каждой встречи дома
Но для того, чтобы стать квалифицированным судоводителем, важно получить должное образование. По направлению судовождение есть возможность получить образование высшее и среднее специальное
По направлению судовождение есть возможность получить образование высшее и среднее специальное.
Специальность 26.02.03 судовождение рассчитана для колледжа. Зачисление происходит на базе среднего и неполного среднего образования при предъявлении аттестата. По окончанию колледжа студенту выдают диплом о среднем специальном образовании.
Для тех, кто мечтает освоить специальность судовождение в вузе, существует отдельный код специальности судовождения 26.05.05, который присваивает квалификационный уровень специалист.
Для поступления в ВУЗ требуется сдать экзамены по предметам русский язык, физика и профильная математика. В разных вузах проходной бал отличается, но в среднем результаты ЕГЭ не должны быть ниже 45. В ВУЗы на судовождение принимают после 11 класса.
На выбор студентам предлагают обучение по трем формам:
- Стационар, срок обучения составляет 5 лет;
- Смешанная, срок обучения 6 лет;
- Заочная, обучение 6 лет.
Преимущества и недостатки профессии
Судоводитель никогда не будет испытывать нужды в деньгах. Как правило, зарплату моряки получают в долларовом эквиваленте, поэтому, учитывая сегодняшний курс, инфляции и тому подобные катастрофы, происходящие на российских просторах, без хлеба с маслом и икрой он точно не останется. Хватит и для детей, и для внуков.
Второй плюс заключается в возможности подняться по карьерной лестнице.
Бывших судоводителей можно встретить:
- в офисах в качестве суперинтендантов;
- в портах, где они трудятся на должности капитана;
- в университетах: судоводителя со стажем возьмут преподавателем с распростертыми объятиями.
На этом достоинства профессии не исчерпываются. Судоводители много путешествуют, а значит, к хорошему окладу возможности посмотреть на мир добавляется шанс завести дружеские и деловые знакомства. Некоторым может показаться минусом график работы: судоводители по нескольку месяцев не бывают дома. Но ведь затем столько же времени они проводят на родном берегу.
Описание минусов выглядит так:
- длительное нахождение на судне может отразиться на здоровье не лучшим образом; постоянные вибрации и шум могут пагубно влиять на слух и нервную систему;
- огромное количество бумажной работы не по душе многим судоводителям, однако они вынуждены выполнять свои должностные обязанности через «не хочу»;
- сложности в личной жизни обусловлены тем, что далеко не каждая жена согласится спокойно ждать на берегу по много месяцев.
Википедия подчеркивает, что судоводитель все-таки профессия для романтично настроенных людей. Тем не менее одного желания здесь будет явно недостаточно — следует все тщательно взвесить, прежде чем связывать свою судьбу с судовождением. И в завершении коротко скажет, судоводитель кто это такой. В наше время это человек, который не может жить без воды, риска и приключений.
Мы надеемся, что данная статья вам понравилась и вы смогли определиться со своей будущей профессией.
Теоретическая подготовка
Получить удостоверение судоводителя невозможно без сдачи теоретического экзамена
Важно отметить, что теорию преподают в обучающих центрах круглый год. Однако ее можно изучать дистанционно или самостоятельно, после чего пройти аттестацию судоводителей на право управления маломерным судном
Сделать это помогут учебные издания или специальные сайты, на которых есть билеты. В них представлены задания с вариантами ответов, но лишь один из них является правильным.
Внутренние водные пути
Если есть желание получить права на лодку, чтобы путешествовать по внутренним водным путям, придется изучить 20 билетов. В каждом по 10 вопросов с 4 вариантами ответа. Несколько вопросов, приведенных в качестве примера, можно найти ниже.
Вопрос 1. В случае совершения административного нарушения судно может быть задержано:
- До рассмотрения дела.
- До составления протокола.
- До вступления постановления в силу.
- До устранения причины.
Ответ: 4.
Вопрос 2. Для чего нужен барометр-анероид?
- Измеряет температуру воды.
- Отражает силу и направление ветра.
- Показывает атмосферное давление.
- Показывает влажность воздуха.
Ответ 3.
Вопрос 3. Что необходимо сделать, если патрульное судно Государственной инспекции по маломерным судам производит горизонтальное движение флагом-отмашкой?
- Остановить судно.
- Приблизиться к борту патруля ГИМС.
- Пройти по борту со стороны отмашки.
- Лечь на обратный курс.
Ответ: 1.
Билеты, которые будут на экзамене, можно найти на официальном сайте ГИМС МЧС РФ. Время от времени в них вносят изменения, поэтому перед тестированием не будет лишним ознакомиться с нововведениями.
Морские пути
Открыть категорию и район плавания морские пути возможно, выучив еще 20 билетов. В них также по 10 вопросов с 4 вариантами ответа. Во время теоретического экзамена выдается только один билет. Несколько заданий, которые могут быть на экзамене представлены ниже.
Вопрос 1. Выберете вариант административного наказания, предусмотренный за управление маломерным судном лицом, которое не имеет прав судоводителя?
- Предупреждения.
- Предупреждения или штраф.
- Лишение прав владельца судна.
- Только штраф.
Ответ: 4.
Вопрос 2. Кто может управлять водным транспортом?
- Лицо, у которого есть справка или сертификат о завершении курсов судоводителей.
- Лицо, имеющее действующий диплом на право занятия должности судоводителя.
- Лицо, у которого есть права судоводителя.
- Любой гражданин РФ, достигший восемнадцати лет.
Ответ: 3.
Внутренний экзамен
Каждому ученику в конце учебы необходимо подтвердить то, что он освоил весь материал во время прохождения курса, иначе сертификат не выдадут. Для этого в школе или обучающем центре проводят внутренние экзамены.
Кандидату назначается дата тестирования, в этот день раздаются билеты с вопросами, на которые нужно ответить. В большинстве городов этап осуществляется на компьютерах. При успешной сдаче теории ученик допускается к практической части. Как правило, трудностей со сдачей билетов не возникает, если будущий судоводитель изучал все правила и регулярно проходил тесты. Уже было сказано, что в билете всего 10 заданий, можно сделать не более двух ошибок. За неверные ответы дополнительные вопросы не задаются (как в случае с теоретическим экзаменом на автомобильные права, где за 1 ошибку добавляют 5 вопросов). Желающим управлять гидроциклом и получить на это удостоверение выдается еще один билет.
Преимущества обучения в Учебном центре «Специалист»
- подробное объяснение материала
- высокая квалификация преподавателей (все инструктора, преподаватели имеют более 10 лет практического опыта)
- бесплатное обеспечение слушателей методическим материалом (на первом занятии, Вам выдаются лекции, разработанные в нашей школе, Вам не нужно записывать за преподавателем, только внимательно слушать и задавать вопросы, а вне школы читать лекции и решать On-line билеты на нашем сайте)
- различные формы обучения (в группе, индивидуальные занятия, заочная и дистанционная)
- 99,5% наших учеников сдают экзамены в ГИМС с первого раза
- организованная сдача экзамена в ГИМС (сопровождение, как на теоретический, так и на практический экзамены)
- возможность обучения людей из других регионов, государств
Где и какие есть курсы судовождения
Пройти обучение на право управления маломерными судами возможно в специализированной школе или центре при ГИМС. Как правило, в крупных городах с поиском организации нет проблем. Жителям небольших населенных пунктов приходится ездить в более крупные города либо обучаться дистанционно. Удаленные курсы допускаются, однако у некоторых возникают трудности. Если теорию самостоятельно освоить может каждый, то без практических занятий сдать экзамен трудно практически всем новичкам.
В лодочных правах несколько категорий. Получить можно одну или сразу несколько, но во втором случае обучение будет стоить дороже. В удостоверении можно найти следующие категории:
- моторное судно (моторка с подвесным двигателем или катер со стационарным);
- гидроцикл;
- парусное и парусно-моторное судно 12, 22, 60 и более 60 м2.
Кроме того, в правах ставят отметки о разрешенных районах плавания. Можно получить допуск к хождению на плавсредстве по морским путям (МП), водным путям (ВП) или внутренним водным путям Российской Федерации (ВВП).
Исходя из этого, каждый будущий судоводитель выбирает для себя подходящий курс: на моторную лодку, гидроцикл, парусное судно
Стоит обратить внимание на лицензию школы. Если она не имеет разрешения на оказание подобных услуг, но при этом проводит обучение, сертификат о прохождении курса будет признан недействительным
Кто такой судоводитель?
Судоводитель – представитель командного состава судна, один из помощников капитана. Он умеет не только управлять суднами различного типа, но и при необходимости осуществлять командование экипажем.
История мореходства насчитывает, по мнению многих ученых, около 50-60 тысяч лет – одним из доказательств этой теории является генетическое сходство между австралийскими аборигенами и коренными жителями африканского континента. Преодоление водной части планеты и переселение на другие материки, которые стали поворотным моментом в истории развития цивилизации, во многом зависело от первых мореплавателей.
Скорее всего, они управляли самыми примитивными средствами передвижения по воде – плотами. Но и этот «корабль» нужно было вести по морю, используя течение, ветер, ориентируясь по звездам. То есть, древние люди были знакомы с главными принципами судовождения. Надо заметить, что такие рискованные морские путешествия требовали немалой отваги.
Также будущим мореплавателям очень пригодятся способности к изучению математических и естественных наук. Юношам, которые мечтают о кругосветных круизах на туристических лайнерах, кроме специальных предметов, со школьной скамьи следует заняться серьезной филологической подготовкой, так как без знания языков попасть на такие направления судоходства проблематично.
Кроме пассажирских перевозок, морские и речные судна задействованы в грузоперевозках. А промышленная ловля рыбы без этого вида транспорта просто невозможна. Специфика работы на таких суднах отличается прозаичностью и даже суровыми буднями, но именно в этих отраслях профессия судоводителя более востребована.
Судоводитель, являясь одним из троих помощников капитана, управляет судном, отвечает за сохранность грузов, руководит экипажем. Кроме стояния на вахте за штурвалом, он ведет бортовые журналы. На транспортных и рыболовецких судах он отвечает за погрузку и разгрузку, ведет отчетную документацию.
«Больше всего мне нравилась навигация»
Мне нравилось учиться, и это у меня хорошо получалось. Мои одногруппники забивали на пары, а я все сессии сдавала автоматом. На первом курсе со мной в группе училась ещё одна девушка, но на втором курсе её отчислили за неуспеваемость — ей просто было всё это неинтересно.
Сначала у нас были общеобразовательные предметы, потом добавились и специальные — метрология, черчение, навигация, управление судном. Больше всего мне нравилась навигация, это основной предмет для будущего помощника капитана. А ещё её вёл красивый преподаватель.
Первые два курса студентов отправляли на практику на учебные парусники «Крузенштерн» и «Седов». На этих парусниках одна каюта рассчитана на шесть человек и девушки должны жить в отдельной каюте. Я же была одна девушка-практиканта в этом рейсе, поэтому меня просто не брали. Объясняли кратко: «Нам невыгодно отдавать тебе одной целую каюту». Мне пообещали, что если буду хорошо учиться, то меня возьмут на следующий год.
Практику я всё-таки проходила, правда, не по своей специальности. На первом курсе была практикантом на ледоколе «Капитан Крутов». Меня взяли с апреля по июль, когда лёд уже сошёл и судно просто стояло у причала. Я приходила по утрам, мыла палубы за час-два и уходила домой. По своей специальности я там ничему не училась. На втором курсе меня взяли на парусник «Седов» матросом-уборщиком. По бумажкам я числилась практикантом, а на деле мыла душевые и каюты.
Annykos / Shutterstock / Burning Hut
Какими бывают морские профессии
Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей.
Для тех, кто хочет ходить по морю:
- Капитан корабля. Это начальник всего судна. Он отвечает за весь палубный состав команды. Прокладывает маршрут и командует погрузкой и разгрузкой корабля. Зарплата его составляет от 460 000 рублей в месяц, а капитаны на суднах с опасным грузом получают еще больше.
- Старший механик. Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание. Зарплата старшего механика начинается от 300 000 рублей в зависимости от сложности судна и дальности плаванья.
- Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее. Зарплата помощника капитана зависит от его ранга и составляет примерно 200 000 рублей.
- Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже. Средняя зарплата помощника старшего механика – 200 000 рублей.
- Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. Средняя зарплата боцмана 100 000 рублей.
- Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана. Зарплата матроса дальнего плавания начинается от 60 000 рублей.
- Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы. Средняя зарплата механика аналогична дохожу матроса.
Конечно, на борту судна существует много специальностей в зависимости от вида корабля: это могут быть рыболовецкие суда, круизные теплоходы, судна для бурения нефтяных скважин и многие другие. Помимо обычного судовождения, существуют еще профессии моряков-подводников. Их работа связана с повышенным риском, ведь подлодки работают от ядерных реакторов, а это радиация. Да и в случае аварии необходимо будет бросить все силы на устранение неисправности, ведь с подводной лодки никуда не деться.
Для тех, кто не представляет себе долгую разлуку с домом, существуют морские специальности в области кораблестроения:
Инженер-судостроитель – это специалист, который проектирует строительство судов. Работа очень ответственная, он обязан учитывать множество факторов. Средняя зарплата инженера-судостроителя 75 000 рублей.
Электрорадиомонтажник судовой занимается установкой, ремонтом и настройкой радиоаппаратуры на судне
В этом деле очень важна точность, ведь коммутационное электрооборудование чрезвычайно важно для навигации корабля. Средняя зарплата – 45 000 рублей.
Слесарь-механик судовой осуществляет ремонт механических неисправностей судна во время нахождения его в доке
Средняя зарплата слесаря-механика – 75 000 рублей.
Судостроитель. Исходя из названия понятно, что это человек, которые строит суда. Профессия достаточно сложная, потому что в кораблях очень много деталей из разных материалов. Средняя зарплата судостроителя – 100 000 рублей.
Это всего лишь несколько специальностей, которые вы можете освоить в морских вузах или колледжах. Список профессий велик, и каждый сможет выбрать профессию себе по душе. В основном, в море идут работать мужчины, но женщинам там тоже найдется место, коки на кораблях получают от 1000$ в месяц. Также чаще стали встречаться женщины среди помощников капитана.
Капитан корабля – это почти ТОП-менеджер, только сильнее, выше, быстрее