12 основные виды учебных занятий и их характеристика
Содержание:
Примерная схема урока
В традиционной схеме комбинированный урок начинается с проверки знаний и навыков. Нередко этот этап растягивается до 15-20 минут, а в ответах учащихся часто преобладает деятельность по воспроизведению, хотя известно, что первые 25 минут урока являются наиболее продуктивными
Очевидно, что такая схема обучения неэффективна: внимание учеников рассеивается, и они теряют интерес к уроку
Поэтому в методике преподавания существуют различные взгляды на структуру урока. При комбинированном обучении целесообразно проводить проверку знаний и умений (в виде четко ограниченного этапа) в том случае, когда изучение нового материала очень тесно связано с предыдущими темами, и без проверки невозможно продолжать обучение. В противном случае тест может быть в форме дискуссии, которая определит общий уровень усвоения материала.
Если изучение нового материала не очень тесно связано с предыдущим, проверку знаний можно опустить как структурную часть урока. Такой подход к структуре урока возможен в случае с предметом «Окружающий мир», поскольку он является синтетическим: темы разного содержания рассматриваются одна за другой и часто не имеют никакой связи друг с другом.
Существуют и более современные подходы к вопросу структуры урока. Например, N. F. Виноградова предлагает использовать дробную структуру урока. Урок начинается с этапа акклиматизации, во время которого учащиеся настраиваются на педагогическую деятельность. Формирующий этап предполагает изучение нового материала путем освоения новых способов действия. Творческая фаза служит для закрепления новых способов действия, их творческого применения. Урок заканчивается подведением итогов и формулировкой домашнего задания.
Предметный урок включает в себя практическую деятельность с определенным объектом, который учащиеся получили для изучения (гербарий растения, образец горной породы, модель). В процессе работы с этим объектом учащиеся приобретают новые знания. Таким образом, преподавание реализует практический метод обучения, при котором источником знаний является опытная деятельность школьников. В то же время очевидно, что деятельность на предметных уроках носит исследовательский характер. Могут быть использованы различные формы организации работы: индивидуальная, парная, групповая. Выбор диктуется давлением или отсутствием подачек. Если школа полностью оборудована, в классе может использоваться индивидуальная или парная работа. Если тем недостаточно, уместна групповая работа.
В конце организационного момента учитель выявляет фоновые знания и умения учащихся по теме урока, а затем предлагает им темы для исследования, дает указания о порядке выполнения практической работы. После этого студенты работают над заданиями, формулируют и обсуждают выводы, закрепляют полученные знания.
Некоторые методисты не склонны рассматривать предметный урок как особый вид урока и считают его уроком практической работы или отработки навыков.
Обобщающий урок. Этот тип урока проводится в конце темы или раздела. Цель урока — обобщить ранее приобретенные знания и навыки, поэтому структура урока включает следующие компоненты: Организационный сегмент, систематизация и обобщение изученного материала и заключение. Недопустимо превращать обобщающий урок в обзорный. Задача обобщающего урока — систематизировать основные понятия изучаемой темы, важные причинно-следственные связи. К сожалению, в школьной практике сложился подход, при котором учащиеся воспроизводят содержание предмета в той форме, в которой они его получили при изучении какой-либо темы. В различных системах вариантов существуют авторские подходы к реализации основных видов обучения.
Виды лекций в вузе
Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:
- установочная;
- информативная;
- в форме конференции;
- с допущением ошибок;
- лекция-концерт;
- лекция-презентация;
- лекция-дискуссия;
- в форме консультации;
- обзорная (без детализации);
- проблемная;
- с визуализацей информации;
- бинарная.
Вводная
Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.
Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.
Информационная
Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.
Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.
Лекция-конференция
Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.
Лекция-консультация
Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.
Другие виды
- Обзорные лекции предназначены для систематизации полученных знаний. Их отличительная особенность – направленность на формирование ассоциативных взаимосвязей, необходимых для лучшего понимания информации. В изложении материала отсутствует конкретика и детализация, основная цель занятия – максимальное раскрытие корреляционных зависимостей аспектов изучаемой дисциплины и межпредметных связей.
- Визуализационные лекции предусматривают использование специальных виртуальных средств подачи материала. В рамках такого занятия проводится демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций, слайдов, работа с онлайн-информацией, комментирование и обсуждение просмотренного материала. Этот вариант популярен среди преподавателей и студентов, используется в практике большинства учебных учреждений.
Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.
Бинарные лекции – один из наиболее интересных и нетрадиционных типов занятий. Изложение материала происходит в виде диалога между двумя преподавателями (например, теоретиком и практиком), каждый из которых отстаивает свою точку зрения касательно рассматриваемой проблемы.
Духовная
Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Духовные ценности культуры отражаются в сферах:
-
искусства;
-
философии;
-
науки;
-
религии;
-
морали и пр.
Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.
Признаки духовной культуры:
-
стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;
-
ориентация на идеальные формы;
-
глубокая нравственная традиция;
-
большая свобода творчества;
-
неутилитарность и бескорыстие.
Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.
Функции духовной культуры:
-
хранение культурного опыта;
-
средство понимания и объяснения мира;
-
регулирование взаимодействия людей в социуме;
-
формирование общественных ценностей и идеалов;
-
воспитание и образование.
Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.
Понятие культуры
У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.
Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Как еще понимают культуру:
-
как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;
-
как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
-
как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).
Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ по ФГОС
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт, разработанный для всестороннего развития личности.
При составлении программы для дошкольных учреждений учитываются:
- индивидуальные возможности и стремления воспитуемого,
- сотрудничество и стремление к контакту со взрослыми,
- характер взаимодействия с детьми и взрослыми,
- уважительное отношение к сверстникам и родителям.
ФГОС контролирует, чтобы процесс образования носил опосредованный характер, в обучение должны быть вовлечены как воспитуемый, так и взрослый.
Предыдущие строго-регламентированные формы обучения становятся более гибкими, отвечающими возможностям и потребностям детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов.
Основные цели, которые стоят перед ФГОС при воспитании детей в ДУ:
- физическое развитие,
- развитие речи,
- развитие коммуникативных навыков,
- личностное развитие,
- развитие мотивации,
- развитие социализации,
- развитие познавательного интереса,
- развитие художественных навыков и эстетического вкуса.
Дети раннего дошкольного возраста реализуют вышеуказанные навыки через развивающие игры с составными игрушками, физические упражнения, эксперименты с различными веществами, предметами быта, общение с ровесниками и старшими детьми. Совместно с воспитателем анализируются музыкальные произведения, картины, сказки и стихи.
Для детей старшего дошкольного возраста дидактические игры носят сюжетно-ролевой характер, дошкольники учатся соблюдать правила и иерархию, занятия носят исследовательский характер, происходит обучение самообслуживанию, развиваются навыки бытового труда. На уроках изучается фольклор, история, художественная литература.
Современная образовательная система подразумевает не только природный, бумажный и иной аппликационный материал. Включаются и продукты информационных технологий, рассматриваются и разыгрываются проблемные ситуации, спроецированные в игровом формате.
Задача воспитателя в данном случае организовать образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы малыш развивался всесторонне, интеллектуально, социально, проявлял интерес к окружающему миру и инициативу к трудовой деятельности.
Тип 1: изучение нового
Данный урок является очень важным, так как ученику преподносятся новые и совсем не знакомые для него знания. Именно от того, как он усвоит это на первых порах, зависит его дальнейшее понимание темы и использование знаний на практике. Изучение нового материала осуществляется в формате традиционного урока, лекции, исследовательской работы, ученого или же трудового практикума, также используется урок-экскурсия.
Прежде чем начать знакомство с новой информацией, учитель должен проверить правильность выполнения учениками домашнего задания. Затем любой классический урок включает момент подготовки учащихся к усвоению. Когда учитель видит, что его подопечные уже готовы в полной мере получать новые знания, он начинает их потихоньку преподносить. После того как основная масса информации высказана, необходимо проверить, насколько хорошо дети ее запомнили. Для этого проводится первичная проверка усвоения новых знаний учениками. Далее классический урок предусматривает первичное закрепление информационного потока, изложенного учителем. Для этого решаются подходящие для учеников данного возраста и уровня задания. После того как основная информация точно отложилась в умах школьников, начинается этап контроля и самостоятельной проверки усвоения новых знаний. В завершение занятия учитель обязан подвести итоги проделанной работы, высказать основные выводы и дать ученикам рекомендации. Для того чтобы изученный материал не забылся, ученикам дается домашнее задание, которое они выполняют самостоятельно. Это позволяет более точно понять, насколько хорошо дети усвоили информацию, а также выявить тех, кому пройденная тема показалась слишком сложной. Следует помнить, что на следующем занятии домашнее задание необходимо обязательно проверять. Цели урока данного типа – донести до учеников новые знания, закрепить их первично и проверить способность учеников применять полученную информацию самостоятельно на практике.
Форма обучения и форма организации обучения
Некоторые ученые полагали, что в педагогике необходимо отразить различие терминов, которые включают слово «форма» — это «форма обучения» и «форма организации обучения». Форма обучения представляет собой коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроках или любых учебных занятиях. Форма организации обучения представлена каким-либо видом занятия (урок, лекция, семинарское, практическое и лабораторное занятие, диспут, конференция, зачеты, предметные кружки и др.).
Философия трактует организацию в качестве «упорядочения, налаживания, приведения в систему определенного духовного или материального объекта, расположения, соотношения элементов объекта». Здесь важными являются именно «два значения понятия организации, которые относятся как к объектам природы, так и к социальной деятельности, что характеризует ее как расположение и связь элементов чего-то целого (предметную часть организации), их действие и взаимодействие (функциональную часть). По этой причине, в соответствии с определением Чередова И. М., форма организации обучения характеризуется «упорядочиванием, налаживанием, приведением в систему» взаимодействия учителей и учеников при работе над определенным содержанием материала.
Организация обучения имеет целью обеспечение оптимального функционирования процесса управления, что предполагает учебная деятельность обучающихся, организованная со стороны учителя. Такая организация оптимально сочетает компоненты процесса в качестве целостной динамической системы, способствуя его результативности. Для организации обучения необходимо использование конструирования конкретных форм, способных обеспечивать условия эффективности учебной работы учеников под управлением учителя.
Пример 1
Учебное занятие ученики начинают с чтения параграфа учебника под углом зрения определенного задания. Они выписывают вопросы, которые возникают в процессе чтения и фиксируют то, что им не понятно. В свою очередь преподаватель собирает эти вопросы, может их классифицировать, отмечая глубину и качество, степень содержательности. Он устанавливает их связь с предыдущей темой, другими учебными предметами, актуальными вопросами в области культуры, производства и экономики. После ознакомления учениками в своем темпе с новым материалом, происходит уточнение и разбор их вопросов. На вопросы могут отвечать наиболее подготовленные ученики, при этом учитель может по мере необходимости уточнить или дополнить ответы, ответить на самые сложные из них с использованием известных ему методов и приемов обучения. Далее начинаются практические занятия, которые могут включать решение задач и упражнений, лабораторную работу. Здесь преподаватель производит оценку не только знаний, но и умения их использовать. Для помощи слабым ученикам привлекаются более сильные, создаются творческие группы, расширяется деловое общение. По итогу практической работы выставляются оценки, а тот, кто не справился с заданием, должен проработать материал во внеурочное время.
Мы рассмотрели на примере общие формы организации учебной деятельности. Приведенный пример означает, что для одной и той же формы обучения (например, для урока, лекции) характерна различная модификация и структура в соответствии с задачами и методами учебной работы.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Детские сады по типу собственности, направлению деятельности
Дошкольные учреждения этой группы делятся:
- на государственные,
- ведомственные,
- частные (коммерческие)
Первые контролируются государством. Вторые создаются специально для детей сотрудников определенной организации. Контроль осуществляется ею же. Коммерческие, или частные, сады сегодня известны преимущественно под названием «центры детского развития». Чтобы официально стать полноценным садом, учреждению необходимо пройти сложную бюрократическую процедуру. Частные сады делятся на традиционные и семейные.
Частные детские садики — это неплохая альтернатива государственному, вот только платить придется намного больше. Хорошо организованные частные сады предлагают своим клиентам пребывание ребенка с раннего утра до позднего вечера, хорошее питание, занятия с педагогами, прогулки, индивидуальный подход, небольшое количество детей в помещении и прочие прелести. Правда, в случае болезни, деньги не всегда возвращают, а то и вовсе не делают перерасчет.
Существуют так называемые домашние детские сады, которые организуются в выкупленных помещениях, таких как многоквартирные дома на 1 этаже. В одной комнате дети играют и занимаются, в другой спят, в третьей кушают, и, конечно же, есть туалет с ванной. Гуляют на обычной площадке около дома, или огораживают свою, если есть возможность. Стоят они, как правило, подешевле частых, но все же это не лицензированная деятельность, которая не контролируется проверяющими органами, а вся ответственность лежит на плечах организаторов. К тому же, обычно в таких садах нет своего доктора, который бы смог оказать помощь в непредвиденном случае.
Есть садики, организованные в отдельных домах, коттеджах, и в них гораздо больше места для детей, а так же имеется своя придомовая территория, игровая площадка.
В ситуации, когда малышу не дали путевку в государственный садик, а родителю нужно выходить на работу, приходиться искать варианты. Какой бы вы не выбрали, старайтесь следить за тем, как ребенок отзывается о месте своего пребывания, не обижают ли его воспитатели, хорошо ли кормят. В крайнем случае можно нанять няню, и поставить камеру в квартире.
По направлению деятельности дошкольные учреждения бывают:
- общеразвивающего вида;
- с предметным уклоном (в них углубленно изучается какая-либо дисциплина: иностранный язык, физкультура, рисование, пение и т.д.);
- оздоровительные, ориентированные на часто болеющих дошкольников, не имеющих патологий в развитии (программы в таких садах отличаются частыми оздоровительными процедурами, от гимнастики и массажа до фитотерапии);
- компенсирующего типа (созданные для детей с ограниченными возможностями, принимают на присмотр и обучение дошкольников с патологиями развития органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, мозга);
- детские сады комбинированного типа, в них работают разные виды групп, ориентированных на конкретные виды деятельности. Также в таких учреждениях соседствуют группы здоровых детей с компенсирующими.
В детские сады компенсирующего вида принимают детей, которые получили путевку через комиссию ПМПК, и небольшую часть здоровых детей могут взять. Как правило, в таких садиках группы по численности небольшие, с детьми усиленно занимаются педагоги, дефектологи, специалисты разных областей, ведь нужно помочь ребенку выровняться к школе, если есть проблемы.
В группах с нарушением зрения детей не просто обучают и воспитывают, но еще и лечат. Все детки ходят в очках, никто никого не дразнит, занятия направлены на улучшение и исправление зрения.
Компенсирующее обучение помогает в реабилитации ребенка, устраняет нарушения работоспособности, укрепляет нервно-психическое здоровье, развивает физически.
Мой ребенок ходит детский сад комбинированного вида, где есть отдельные логопедические группы (бывают отдельные глазные, ортопедические и т.д.) Именно в такую группу его перевели в 5 лет, и мы просто счастливы, что попали туда. Были проблемы в произношении звуков, но логопед детсада поставила звуки буквально за пару месяцев.
У детей постоянно какие-то занятия, на дом задают делать упражнения, чем неплохо подготавливают и дисциплинируют к школе. В группе не более 15 человек, у воспитателя на всех хватает внимания. Ребенок попал в логопедическую группу, пройдя комиссию ПМПК. Предложил перевестись из обычной группы нам детсадовский логопед.
Типы уроков
Для классификации уроков существует разбиение на типы. Первоначально ее применил и ввел Б.П. Есипов. Он выделил:
- Урок изучения нового материала (лекция, конференция, беседа).
- Урок закрепления знаний (практикум, лабораторная работа).
- Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция).
- Урок закрепления изученного (групповая работа, самостоятельная, контрольная).
- Комбинированный урок.
Классические уроки имеют как минусы, так и плюсы:
- четко организованный педагогический процесс;
- системность обучения;
- воздействие эмоционально на обучаемых;
- большой поток информации, внедрение технических и наглядных средств.
Минусами являются:
- временное ограничение;
- сложность реализации задач при большом количестве учащихся;
- уделяется мало внимания развитию познавательной деятельности детей.