Виды и содержание высшего образования в рф

Содержание:

Где Россия в тренде

Для этого обзора мы выбрали детали, которые отличают российское образование от других стран. Но в отчёте много и показателей, оценка которых для России практически совпадает с другими странами:

  • Доля молодых людей, которые не работают и не учатся, среди россиян в возрасте 18–24 лет лишь немного ниже средних по ОЭСР 16,1% — 14,9% в 2020 году.
  • Образование в России доступно женщинам. Например, среди женщин 25–34 лет доля тех, кто получил высшее или среднее профессиональное образование, на 13,6 процентного пункта выше, чем аналогичный показатель для мужчин. Это близко к среднему значению по ОЭСР.
  • Львиная доля вложений в образование в России, как и в других странах, — государственные средства. Это более 96% расходов на начальное и среднее обучение, 66,5% — на высшее.
  • В России, подобно другим исследованным странам, уровень образования связан с занятостью: меньше всего работающих (54%) было в 2018 году в группе тех, кто имел образование ниже полного среднего. В других группах более 70% имели работу.

При этом российская статистика в докладе далеко не такая полная, как статистика по входящим в ОЭСР странам. Например, в исследовании совсем нет данных об уровне зарплат в российском образовании.

Нет и более точных данных об отдаче от образования. По имеющейся статистике видно, что чем выше уровень образования, тем больше шансов на трудоустройство в России. Но вот информации о том, какое влияние на доходы, социальный статус и качество жизни дают инвестиции в образование, по России в этом отчёте нет. Для некоторых стран ОЭСР в докладе есть статистика даже о том, как образовательный уровень связан с ожидаемой продолжительностью жизни, распространённостью ожирения и потреблением овощей и фруктов. Например, по Европейскому союзу доля людей с ожирением в группе с образованием ниже среднего составляет 22%, а в группе с профессиональным (в том числе высшим) образованием — вдвое меньше. Было бы интересно узнать, связаны ли более здоровые привычки с образовательным уровнем в нашей стране, но такой статистики пока нет.

Специалитет

Считается следующим, более высоким уровнем высшего образования, хотя поступить в него, как и в бакалавриат, можно сразу после школы. От бакалавриата он отличается тем, что по ФГОС его программы ориентированы на более глубокую практическую подготовку в определенной отрасли. В дипломах выпускников в графе «квалификация» записывают не просто «специалист», как у бакалавров – «бакалавр», обозначая уровень полученного образования, а указывают конкретную профессию: например, «инженер-судоводитель», «врач-кибернетик», «режиссер цирка», «юрист», «математик, механик, преподаватель».

Специалитет – это своего рода ускоренный курс «бакалавриат + магистратура», который проходят не за шесть, а за пять лет. Именно поэтому сразу после специалитета можно поступать в аспирантуру, а после бакалавриата – нет: для углубленных занятий наукой бакалавр не может перепрыгнуть ступеньку магистратуры, а специалист – да. Больше того, если выпускник специалитета соберется поступать в магистратуру, для него она будет считаться вторым высшим образованием, поэтому не может быть бесплатной. Эта норма содержится в законе об образовании, по которому повторное обучение по программам одного и того же уровня допускается только на платной основе.

Поступление и учеба

В специалитете учатся 5 лет, на некоторых направлениях – до 5,5 года. На заочных и очно-заочных отделениях срок обучения увеличивается на один год, но примерно половина программ только очные.

Порядок поступления в специалитет такой же, как и в бакалавриат: на базе 11 классов или СПО (среднего профобразования) + школьный аттестат. Вступительные экзамены – ЕГЭ и (или) внутренние испытания вузов. При поступлении в вузы конкурс в бакалавриат и специалитет проходит раздельно.

На большинстве направлений высшего образования есть программы и бакалавриата, и специалитета, но на некоторых – требующих углубленной всесторонней подготовки – есть только специалитет. После перехода на Болонскую систему исключительно пятилетнюю учебу в вузах оставили для военных, врачей и фармацевтов, представителей большинства творческих профессий – актеров, режиссеров, художников, продюсеров и других профессионалов сферы искусства. В целом в специалитете меньше направлений подготовки, чем в бакалавриате.

Все направления подготовки в специалитете перечислены в приказе Минобрнауки .

Какие «вторые» специальности пользуются спросом

В 2021 году молодые люди продолжают поступать на востребованные специальности, к которым относятся экономика, изучение финансового и банковского дела, менеджмент, маркетинг, управление и руководство, юриспруденция, лингвистика, иностранные языки, филология, компьютерное программирование.

Последние несколько лет ознаменовались прорывом в наборе студентов на второе высшее образование в сфере психологии, социологии, политологии, рекламы, дизайнерского искусства, туристического дела, биотехнологий. Инновационные технологии в производстве требуют высококлассных инженеров.

Стоит отметить, что разные ВУЗы котируются неодинаково. Считается, если выбранное направление – основное для учреждения, то выше база знаний, а преподавательский состав поражает своим мастерством преподавания и ведения лекций аудитории, вне зависимости, проходит студент обучение заочно или на дневной форме. Зарекомендовавшие себя ВУЗы заинтересованы в том, чтобы каждый выпускник был доказательством того, какой высокий уровень образования предоставляет вуз.

Что касается возрастных ограничений, их как таковых не существует, получить заочно второе высшее образование можно до 40-50 лет, точный возраст можно узнать в приемной комиссии.

Стоит ли бросать аспирантуру?

Желание бросить аспирантуру не всегда обосновано. Ряд трудностей можно решить после откровенной беседы с научным руководителем. У кафедры есть полномочия даже назначить нового координатора, если она сочтет это необходимым.

Еще одна причина, почему не надо бросать аспирантуру, – возможность взять академический отпуск. Тайм-аут позволит разобраться с семейными проблемами и расставить приоритеты.

Если с аспирантурой все-таки пришлось расстаться, защитить диссертацию можно позже, уже в качестве соискателя.

Итак, у обучения в аспирантуре есть свои плюсы и минусы. При наличии достаточной мотивации и упорства удается справиться с трудностями и стать обладателем ученой степени.

Сколько раз можно поступить на бюджет в колледж

Абитуриент вправе поступать любое количество раз и обучаться на бюджетной основе до получения диплома специалиста. Следовательно, количество колледжей, куда можно отнести или отправить заявление, не имеет ограничений. При желании можно свои документы отправить хоть в десятки заведений, а после выбрать для учебы одно подходящее. Однако число специальностей, куда возможно поступление в одном колледже, бывает разным, потому как каждое заведение самостоятельно определяет эти моменты. Как правило, количество направлений колеблется от 1 до 3.

Действительно, учащийся вправе проходить обучение за счет бюджетных средств, поскольку у него нет первого образования. В законодательстве говорится следующее:

Есть ли разница при поступлении после 9 класса и после 11

В большинстве школ с 9 класса организуются тесты, с помощью которых психологи или классные руководители определяют способности учащихся для выбора дальнейшей профессии. Если подросток с профессией определился, то многие общеобразовательные учреждения определенного уровня аккредитации объявляют о наборе учащихся с 1 марта.

Для поступления в колледж необходимо подготовить и подать после 20 июня следующие документы:

  • паспорт;
  • аттестат о неполном образовании (оригинал);
  • итоги ОГЭ / ЕГЭ;
  • страховой полис;
  • заявление (оформляется во время сдачи документов);
  • справка № 086/у;
  • фотоснимки размером 3×4 (6 шт.).

Зачислить в колледж по окончании 9 классов, к примеру, на банковское дело, могут исходя из результатов ОГЭ. Но немало учреждений для абитуриентов устраивают вспомогательные испытания для желающих поступить на бюджет: диктант либо контрольная работа. В основном зачисляют на бюджет учащихся, не имеющих в аттестате «3». Экзамены сдаются согласно такому принципу в школе: русский язык, являющийся обязательным предметом, и дисциплина по специальности.

Учащихся в колледж на парикмахера по окончании 9 классов берут на бюджет, и обучение длится от двух лет. Другие специальности могут иметь временные рамки обучения до 4 лет.

После 11 классов поступление в колледж осуществляется весьма просто. Нужно лишь собрать пакет документов и представить в комиссию, которая начинает свою работу с 20 июня.

Для поступления понадобятся такие документы:

  • паспорт и документы, удостоверяющие личность (копия);
  • заявление, оформленное в комиссии;
  • документ о завершении школы (оригинал);
  • фото размером 3×4 – 4 шт.

Так как профобразование считается общедоступным, ЕГЭ вовсе не обязательно сдавать. Колледж зачислить учащегося может исходя из результатов школьных экзаменов, либо для бюджетников подготовить устный экзамен/собеседование. Чтобы получить бесплатное место с возможностью иметь стипендию, в аттестате не должно быть «3», а более высокие отметки.

Что будет, если забрал документы из колледжа

Если учащийся забрал документы из колледжа по собственной инициативе, согласно 62-й статье ФЗ-273«Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., нет ограничений по количеству раз восстановления

Важно, чтобы не вышел 5-летний период после отчисления

В том случае, если учащегося отчислили в силу отрицательных обстоятельств, тогда все зависит от администрации колледжа.

Если студента отчислили

Исходя из 5-й части 61-й статьи ФЗ-273 «Об образовании в РФ», во время досрочной приостановки образовательных отношений, вне зависимости от конкретных обстоятельств, учреждение, осуществляющее образовательную деятельности, на протяжении 3 дней после выхода распорядительного документа об отчислении учащегося выдает отчисленному из данного учебного заведения справку об обучении согласно 12-й части 60-й статьи указанного закона.

Из 12-й части 60-й статьи закона следует, что учащимся, которые освоили часть программы и/либо отчислены из учреждения, выполняющего образовательную деятельность, выдают справку обучении либо о сроке обучения исходя из образца, самостоятельно устанавливаемого учебным заведением.

Если планируется зачисление в другое образовательное учреждение, подобное возможно в случае наличия свободных мест и представления документа о периоде обучения и иных справок, что предусмотрены правилами приема. Последние устанавливаются заведением самостоятельно (9-я часть 55-я статья ФЗ-273).

Прием на учебу, исходя из образовательных программ среднего профобразования, осуществляется на общедоступном основании (3-я часть 55-й статьи ФЗ-273). Условия приема на дальнейшее обучение гарантированы соблюдением прав на образование, а также зачислением из количества поступающих с соответствующим уровнем образования.

Положение аспирантуры в структуре СО

Что предшествует

: Для допуска необходимо законченное высшее образование — магистратура или
специалитет. Направление подготовки необязательно должно совпадать.

Сколько учиться

: Нормативный срок обучения — 3 или 4 года. Даже если на последнем курсе
никакие дисциплины не изучаются, а ВКР и диссертация уже готовы к защите, стать
выпускником раньше не получится.

Куда поступать

: У выбранного вуза должна быть аккредитация по программам аспирантуры. Ее
наличие не зависит от того, готовит ли учреждение магистров или нет.

Также рекомендуем:

Как поступить в аспирантуру

Куда дальше

: После получения диплома преподавателя-исследователя комплекс высшего
образования можно считать пройденным. Но если выпускник подготовил
диссертационное исследование, опубликовал не менее трех статей в журналах, рекомендованных
ВАК, следует двигаться дальше — к защите. А для этого нужно найти
диссертационный совет по своему направлению подготовки, который есть далеко не
в каждом вузе. Их число стабильно сокращается, и, возможно, придется не просто
обращаться в другое учебное заведение, но и ехать в другой город.

Магистратура

Этот вид высшего образования является последней ступенью высшего российского образования, разрешенного для любого гражданина, уже освоившего предыдущие ступени высшего образования (степень бакалавра или специалиста). Ее можно получить после завершения полноценного учебного процесса. Существенным отличием степени будет то, что на бесплатный курс могут иметь право не только бакалавры, но и полноценные специалисты, завершившие университет до болонской системы. Магистратура имеет следующие дополнительные возможности:

  1. Студент, окончивший вторую ступень образования, получает право переходить на руководящие вакансии гражданской государственной службы.
  2. Ряд рабочих мест или учреждений можно занимать только выпускникам магистратуры российских вузов.
  3. Курс учебных предметов составляется для обучения таким образом, что студент целиком погружается в научную и различную практическую деятельность.

Трудности текущего момента

Разумеется, Россию наших дней невозможно представить без текущих вопросов и прогнозов планирования в системе современного высшего образования. Среди самых острых проблем, пожалуй, нужно выделить вопрос платного обучения. С конца девяностых годов приобрести «корочки» об образовании в России можно и с помощью финансов. Конечно, можно смотреть на это, как хорошую возможность для некоторых не очень способных категорий россиян, однако такой вариант одновременно создает большое количество неоднозначных вопросов.

Ведь это одна из ведущих причин, приведшей к существенному падению уровня высшей школы. Так как все можно получить за деньги, от текущих оценок до дипломов о высшем образовании, их стали получать лентяи и откровенные двоечники. Из финансовой составляющей вытекает другая проблема – серьезная коррупция в органах высшего образования. И в последнее время она делается все крупнее. Проблемы высшей школы в России очень актуальны, а разрешаются очень неторопливо. Однако хорошо уже то, что в сфере образования есть хоть какие-то реформы.

Все это надо понимать, когда речь идет о будущем в уровнях высшего образования. Общая информация об учебе в России показывает, что этому очень сильно способствуют наши достижения в науке. Формирование нано- и биотехнологий совершенно точно в скором будущем приведет к росту числа новых специальностей. И одновременно с этим и к очередным учебным программам, методам и эффективным формам образования.

Различия прикладного и академического бакалавриата

Оба вида бакалавриата – это полноценное высшее образование. «Академистов» и «прикладников» готовили по программам, полностью соответствующим ФГОС ВО. Разница заключалась в том, что в вариативной части программ у прикладных бакалавров было больше практики, а у академических – теории, поэтому по одному и тому же направлению подготовки университеты и институты выпускали специалистов, готовых к выполнению разных профессиональных задач.

Сравнение программ прикладного и академического бакалавриата

Критерии

Прикладной

Академический

Уровень образования

Высшее, первого уровня

Высшее, первого уровня

Срок обучения (очно)

4 года

4 года

Формы обучения

В основном очно – заочных и очно-заочных программ крайне мало из-за особенностей подготовки: много практики

Очно, заочно, очно-заочно

Объем программ

240 зачетных единиц

240 зачетных единиц

Удельный вес по ФГОС подготовки к разным видам профессиональной деятельности (в среднем по программам одних и тех же направлений, например, для дизайнеров архитектурной среды)

Научно-исследовательская

9 %

73 %

Аналитическая

13 %

38 %

Производственно-технологическая

49 %

13 %

Организационно-управленческая

23 %

34 %

Экспертно-оценочная, контролирующая

20 %

0 %

Цель подготовки

Обучение специалистов, ориентированных на практику и готовых к работе, связанной с решением технологических задач в определенных социально-экономических сферах

Подготовка научных работников к исследовательской деятельности теоретического и методического характера

Поступление в магистратуру

Да, без ограничений, хотя изначально предполагалось, что прикладные бакалавры должны отработать на производстве минимум год-полтора

Да, без ограничений

В целом в программах прикладного бакалавриата базовая часть полностью соответствует ФГОС, а дополнительная ориентирована на практику и выводит выпускников на четкую квалификацию, причем вариативная составляющая может изменяться по заявке работодателя.

Юридически программы равноценны, но прикладной бакалавриат стоит выбирать тем, кто сразу после вуза собирается работать, а академический предпочтителен для тех, кто собирается в магистратуру.

Школьники не остаются на второй год

Сроки обучения в школах в разных странах разные, как и продолжительность каникул в течение года.

Российское образование по данным ОЭСР: школа

2393 обязательных учебных часа в начальных классах

4589,7 часа в среднем по ОЭСР

4016 обязательных учебных часов в средних классах

3048,6 часа в среднем по ОЭСР

13,2 недели каникул между учебными годами

Самые длинные летние каникулы в мире. Аналогичные — в Латвии и Чили, длиннее нет нигде

36% обязательных уроков в начальной школе — по чтению и письму

25% в среднем по ОЭСР

9,8% учебных часов посвящено иностранным языкам в средних классах

14,4% в среднем по ОЭСР

0,3% учеников остаются на второй год в средней школе

1,9% в среднем по ОЭСР

0,1% учеников остаются на второй год в старшей школе

2,9% в среднем по ОЭСР

Общая характеристика

Высшее образование в нашей стране, созданное в советское время, представляет собой целостную структуру, объединяющую сейчас более шести с половиной сотен ВУЗов государственного образца. В них учатся более девяти миллионов человек, среди которых много иностранных граждан. Учеба проводится по целому ряду направлений: медицинскому, инженерно-техническому, финансово-экономическому и гуманитарному. Дисциплины, представленные студентам, дают возможность обучаться по различным видам специальностей высшего образования всем желающим. Главное – иметь документ об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ, техникум, колледж).

О чем говорит законодательство

Российское законодательство утверждает, что перед тем, как получить первый диплом, каждому студенту необходимо изучить специальные предметы, которые в обязательном порядке входят в перечень госстандарта комплекса знаний, которыми должен обладать высококвалифицированный специалист. Среди этих предметов:

  • общественные дисциплины;
  • информационные.

Набор этот един для всех ВУЗов с одной лишь разницей, состоящей в численности часов и содержании изучаемых вопросов, тематик.

Второе высшее образование освобождает студента от посещения основных предметов, которые он уже проходил на первом обучении. Поэтому отвечая на вопрос «Сколько времени займет дополнительная учеба заочно?», можно ориентироваться на срок от 2 до 4 лет. Безусловно, проще изучить профессию, направление которой в целом совпадает с предыдущей специальностью. Известны случаи, когда студентам понадобилось не более года, чтобы получить второй диплом, но это редкость.

Тем, кто еще изучает первую специальность, будет интересно узнать, что, кроме обучения заочно, существует еще одна форма, когда вторая профессия зачисляется во время прохождения обучения по первой. Такой метод очень удобен и позволяет сократить срок учебы до нуля, по закону считается, что он входит в первый.

Что из себя представляет высшее образование в России?

Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.

В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:

  • Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
  • Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.

Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.

Куда поступать за высшим образованием в 40 лет

Речь не о выборе профессии, поскольку к 40 годам человек обычно уже принимает осознанное и взвешенное решение. Основная задача для него – определиться с формой обучения. Если вопрос не касается специальностей, предусматривающих исключительно очный формат, лучше выбрать заочный или даже дистанционный. Это поможет избежать психологического дискомфорта от постоянного контакта с юными однокурсниками.

Определившись с этим, необходимо подобрать программу обучения. Современная система высшего образования отличается от существовавшей 20–25 лет назад. Сейчас из вуза можно выпуститься с одной из трех квалификационных степеней:

  1. Бакалавр (нормативный срок обучения на очном отделении – 4 года, на заочном ­– 4,5 года).

  2. Магистр (срок очного обучения – 2 года, заочного – 2,5–3 года).

  3. Специалист (не менее 5 лет обучения).

Выбор программы зависит от исходного уровня образования и поставленной задачи. В целом он сводится к схеме, представленной в таблице.

Исходный уровень образования

Поставленная задача

Доступные программы

11 классов средней школы

Получить высшее образование

Любые программы бакалавриата или специалитета

Техникум или колледж

Повысить уровень образования по профилю

Профильные программы бакалавриата и специалитета в ускоренной форме с перезачетом части дисциплин

Получить высшее образование по другому профилю

Любые программы бакалавриата или специалитета

Высшее учебное заведение

Получить второе высшее образование по другому профилю

Любые программы бакалавриата, специалитета или магистратуры

Получить ученую степень

Программы аспирантуры

Третий момент, который нужно учесть – плата за обучение.

Если на руках имеется только школьный аттестат или диплом о среднем профобразовании, даже в 40 лет абитуриент может претендовать на бюджетное место и стипендию. При получении второго высшего образования платить придется обязательно.

Уровни высшего профессионального образования в России

Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.

Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.

Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.

Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.

Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.

Бакалавриат

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.

Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.

Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.

Специалитет

Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.

Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.

Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.

Магистратура

Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.

6 лет в вузе: сколько студенту осталось до врача?

  • в интернатуре. Нужно было учиться (практиковать) 1 год, но сейчас ее нет;
  • в ординатуре. Надо учиться 2 года;
  • в аспирантуре. Обучение в аспирантуре занимает 3 года. Поскольку оно подразумевает написание кандидатской диссертации, то, если аспирант не успевает закончить работу в срок, сроки защиты переносятся;
  • в докторантуре. Докторантура — это не столько ступень и место получения особого образования, сколько официальное сопровождение сформировавшегося профессионала с кандидатской степенью, желающего написать докторскую диссертацию. Докторанту предоставляют научных руководителей, необходимое оформление документов, – одним словом, возможность защититься. Поэтому в реальности срок зависит от написания докторской.

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Подготовка кадров высшей квалификации

С 2013 года, а именно с
момента вступления в силу ныне действующего Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ,
аспирантура стала уровнем высшего образования. До этого ее относили к
послевузовской подготовке.

Также рекомендуем:

Зачем поступать в аспирантуру

Выпускники прочувствовали
изменения, выразившиеся:

  • в
    необходимости подготовки выпускной квалификационной работы (не путать с
    кандидатской диссертацией!);
  • в получении
    диплома об окончании аспирантуры (не кандидата наук!);
  • в присвоении
    квалификации исследователя и/или преподавателя-исследователя.

ВКР писать обязательно,
тогда как защиту диссертации можно отложить на неопределенный срок.

Подготовкой кадров высшей
квалификации занимаются также:

Адъюнктура


та же аспирантура, но для военных, полицейских и спасателей.

Ординатура


уровень медицинского образования, предполагающий получение врачебной
специальности

Внимание: это не то же самое, что аспирантура, к научной
деятельности ординатура отношения не имеет.

Ассистентура-стажировка

– аспирантура для представителей творческих профессий.. Соискательство сюда не
входит

Это не обучение как таковое, а предоставление возможности сдать
кандидатские минимумы и подготовить диссертацию с помощью научного
руководителя. Соответственно, никакого диплома соискатель не получает.

Соискательство сюда не
входит. Это не обучение как таковое, а предоставление возможности сдать
кандидатские минимумы и подготовить диссертацию с помощью научного
руководителя. Соответственно, никакого диплома соискатель не получает.

Подробнее о магистратуре

Как отличаются специалитет с магистратурой и что это бакалавру дает? Магистр — второй уровень профессиональной подготовки, предполагает теоретическую базу и научно-исследовательскую практику. Обучение:

  • длится от 2 лет;
  • заканчивается защитой магистерской диссертации;
  • степень магистра котируется, понятна работодателям РФ, Европы, США.

Часто магистрами становятся для получения более высокой должности или преодоления «карьерного потолка» — она дает право занимать руководящие должности.

Отличия между специалитет и бакалавриат плюс магистратура

Теперь вы знаете, что выше магистратура или специалитет. Другое дело, что студент бакалавриата остается свободным в выборе модели подготовки.

  • Классическая (привычная) тактика — окончание бакалавриата (4 года) плюс 1−1,5 года специалитета. Всего занимает 5−6 лет. Дает преимущества на отечественном трудовом рынке, но для зарубежного нанимателя имеет значение только диплом бакалавра.
  • Новая система — бакалавриат + магистратура — двухуровневая профильная подготовка, определяющая более высокое качество держателя диплома магистра. Длится 6−7 лет, дает преимущества при трудоустройстве.

Преимущества окончить специалитет

Ключевой плюс специалиста — «узость» квалификации: человек получает знания по максимуму по выбранной специальности. Он может продолжать обучение — поступить на аспирантуру, если ему интересна научная/педагогическая деятельность. Для некоторых отечественных работодателей (хотя болонская система действует 20 лет, стереотип полностью себя не изжил) степень специалиста более привлекательна и авторитетна.

Причины почему стоит остановить свой выбор на магистратуре

Если сравнивать уровень образования специалитета и магистратуры, выиграет второй вариант. Почему?

  • Магистр — специалист с опытом участия в конференциях, преподавания, навыками анализа, исследовательской деятельности.
  • Диплом магистра дает право занимать руководительские посты.
  • Международный рынок кадров признает магистров.
  • Поступать могут специалисты, бакалавры. Имеет место международная составляющая обучения.
  • Бакалавр, будучи более свободным в рамках своего профиля, может одновременно осваивать несколько смежных направлений.

Котировки у магистров значительно выше, о чем свидетельствует все больше вакансий с припиской MD (Magister Diploma). Она постепенно сменяет классическое BD (Bachelor Diploma) в объявлениях крупных международных организаций.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Оценочная система

Оценочная система в ВУЗах на всех видах высшего образования находится в общих рамках отечественного образования. Наиболее качественной отметкой будет «5» – отлично; уровнем ниже стоит «4» – хорошо; последняя положительная оценка – это «3» – удовлетворительно; провальная оценка – «2» – неудовлетворительно. Оценка «1» — единица, — вопреки твердо циркулирующему предположению, не ставится.

Существует форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» обучающийся имеет право пересдать курс, обговорив дату пересдачи с преподавателем. На этот процесс ему отводится две попытки. И если студент не может использовать их, возникает опасность исключения из ВУЗа.

Отдельные нерадивые студенты совсем не допускаются деканатом к сдаче экзаменов. Причиной обычного «недопуска», как правило, является отсутствие на академических занятиях. Впрочем, и эта проблема решаема, если существует уважительная причина, если студент забывает про лень и к началу сессии отрабатывает необходимый минимум. Тогда профессор (доцент) разрешает двоечнику сдавать нужный экзаменам.

Кроме отрицательных учебных форм различных оценок, ВУЗовское образование в нашей стране имеет и поощрительную аттестацию. Студент может «заработать» «зачет» или хорошую оценку на экзамене заранее («автоматом») без сдачи учебного курса, при условии, что полный семестр прилежно посещал все лекции и семинары, активно работал на занятиях и выполнял все требования профессора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector