Как перевестись в другой вуз: инструкция по переводу из одного университета в другой

Зачисление

Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.

Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.

Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.

Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты. 

Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.

Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.

Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.

Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:

  • победители олимпиад – зачисление без экзаменов, 100 баллов за соответствующий профилю олимпиады предмет;
  • поступающие по целевой и особой квотам – зачисление по отдельному конкурсу на специально выделенные места;
  • сироты, инвалиды, ветераны боевых действий и некоторые другие поступающие – преимущественное право (приоритет) зачисления.

Подробнее о льготных категориях.

Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление. 

Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику

Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.  

Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.

Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.

Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.   

Как узнать конкурс на место

До 1 октября года, предшествующего началу вступительной кампании, каждый вуз выкладывает на своем сайте данные:

  • о контрольных цифрах приема по различным условиям с отдельным указанием квоты для особой категории льготников;
  • сроках и этапах поступления;
  • расписании и форме проведения вступительных испытаний;
  • преимуществах, которые учитываются при зачислении.

Узнать точно, какой будет конкурс на место в вузе, исходя только из информации о количестве бюджетных или платных мест, невозможно. Но анализ ситуации за прошлые годы в некоторой степени прояснит перспективы будущей вступительной кампании – обычно университеты указывают, сколько в прошлом году было подано заявлений и сколько человек зачислили.

Сведения о КЦП и количестве поданных заявлений с сайта СПбГУ

Реально оценить свои шансы поможет информация, которая размещается на официальном сайте вуза во время приема документов на поступление. В пик приема заявлений она обновляется каждый час (а вообще, согласно приказу Минобрнауки – ежедневно, до начала рабочего дня). В ней представлены данные о количестве:

  • поданных заявок;
  • абитуриентов, приложивших к заявлению оригинал аттестата;
  • поступающих вне конкурса или в рамках различных квот;
  • заключивших договор о платном образовании.

Список выстраивается по степени приоритетности зачисления:

  • в верхней части – абитуриенты, подавшие оригиналы (по убыванию баллов);
  • дальше – представившие копии документов (тоже по количеству баллов);
  • выбравшие другие направления.

Шансы на поступление зависят от того, на какой строчке списка окажется претендент после подачи оригинала.

Как перевестись на другую специальность в вузе

Если вы поняли, что поступили не туда, не спешите писать заявление об отчислении. Возможно, в вашем учебном заведении есть факультет, где бы вы хотели учиться. Оформить перевод на другую специальность внутри вуза гораздо проще, чем поступать заново.

Как перевестись на другой факультет внутри вуза: порядок действий

1. Первый шаг — выбор специализации, на которой хотите продолжить обучение. При этом постарайтесь изучить учебные планы той образовательной программы, на которой вы учились и той, на которую хотите перейти. Если они отличаются больше, чем на 50%, академическая разница будет слишком большой. В таком случае можете перейти на курс младше.

2. После того, как выбрали новый факультет, обратитесь к методисту деканата. В конце года он составляет список свободных мест на курсах. Эти вакансии возникают если:

  1. Студента отчислили (по собственному желанию или из-за несданных предметов).
  2. Учащийся не вышел из академического отпуска.
  3. Контрактник нарушил условия договора.

3. Если вакантные места на нужной форме есть, напишите заявление ректору о переводе на другой факультет и приложите к нему копию зачетной книжки. Если вы потеряли зачетку, нужно срочно ее восстановить.

В некоторых институтах претендовать на перевод на другую специальность могут только те студенты, которые учатся на «хорошо» и «отлично».

4. Заявление о переводе на другую специальность рассмотрит специальная комиссия. Если претендентов будет больше, чем вакансий, члены комиссии составят рейтинг и отберут студентов с высшими баллами.

Иногда комиссия проводит собеседование, чтобы выяснить мотивацию студентов, которые переходят на новый факультет.

5. Если комиссия согласна, чтобы вы перешли на другой факультет, сотрудники деканата готовят приказ. После подписания ректором он вступает в силу.

Процедура перевода на другую специальность в колледже ничем не отличается от перевода в вузе. Вам нужно выяснить, есть ли на нужном факультете техникума свободные места, написать заявление и ждать решения комиссии.

Когда можно переводиться на другую специальность

Перевод с факультета на факультет внутри вуза происходит только после летней сессии. Посреди курса перевестись на другую специальность нельзя.

Лучше всего перевестись на другой факультет после 1 или 2 курса. На младших курсах любого направления изучают много общих дисциплин, а значит вам придется сдать только несколько предметов по специальности.

Если вы собрались перейти на новое направление после 3 курса, академ. разница может оказаться слишком большой. Это одна из причин, по которой комиссия имеет право отказать в переводе на другой факультет.

Оставят ли квоту при переводе с факультета

Квота часто касается определенной специальности, поэтому этот вопрос лучше уточнить непосредственно в вузе. Ответ на него должны знать сотрудники деканата или приемной комиссии.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Переход на другой факультет — это знакомство с новыми интересными людьми

Специалитет

Считается следующим, более высоким уровнем высшего образования, хотя поступить в него, как и в бакалавриат, можно сразу после школы. От бакалавриата он отличается тем, что по ФГОС его программы ориентированы на более глубокую практическую подготовку в определенной отрасли. В дипломах выпускников в графе «квалификация» записывают не просто «специалист», как у бакалавров – «бакалавр», обозначая уровень полученного образования, а указывают конкретную профессию: например, «инженер-судоводитель», «врач-кибернетик», «режиссер цирка», «юрист», «математик, механик, преподаватель».

Специалитет – это своего рода ускоренный курс «бакалавриат + магистратура», который проходят не за шесть, а за пять лет. Именно поэтому сразу после специалитета можно поступать в аспирантуру, а после бакалавриата – нет: для углубленных занятий наукой бакалавр не может перепрыгнуть ступеньку магистратуры, а специалист – да. Больше того, если выпускник специалитета соберется поступать в магистратуру, для него она будет считаться вторым высшим образованием, поэтому не может быть бесплатной. Эта норма содержится в законе об образовании, по которому повторное обучение по программам одного и того же уровня допускается только на платной основе.

Поступление и учеба

В специалитете учатся 5 лет, на некоторых направлениях – до 5,5 года. На заочных и очно-заочных отделениях срок обучения увеличивается на один год, но примерно половина программ только очные.

Порядок поступления в специалитет такой же, как и в бакалавриат: на базе 11 классов или СПО (среднего профобразования) + школьный аттестат. Вступительные экзамены – ЕГЭ и (или) внутренние испытания вузов. При поступлении в вузы конкурс в бакалавриат и специалитет проходит раздельно.

На большинстве направлений высшего образования есть программы и бакалавриата, и специалитета, но на некоторых – требующих углубленной всесторонней подготовки – есть только специалитет. После перехода на Болонскую систему исключительно пятилетнюю учебу в вузах оставили для военных, врачей и фармацевтов, представителей большинства творческих профессий – актеров, режиссеров, художников, продюсеров и других профессионалов сферы искусства. В целом в специалитете меньше направлений подготовки, чем в бакалавриате.

Все направления подготовки в специалитете перечислены в приказе Минобрнауки .

Правила перевода из одного ВУЗа в другой

Перевод в другой ВУЗ оформляется согласно простым правилам. Студенты имеют право перевестись из исходного ВУЗа в принимающий для обучения другой профессии, специальности, направлению подготовки, а также для смены формы обучения. Порядок действий по переводу в другой институт можно найти в «Правилах приема в ВУЗ», «Положении о порядке перевода студентов».

Переход в другой ВУЗ возможен на протяжении всего года, но рекомендуется выбрать начало учебного года или семестра. Ряд основных правил, соблюдение которых позволяет осуществить переход в другой институт:

  1. Должна быть успешно пройдена хотя бы одна промежуточная аттестация в исходном ВУЗе, без академических задолженностей.
  2. В приемном ВУЗе должна быть свободная вакансия на нужную специальность. Узнать об этом можно на официальном сайте в разделе «О ВУЗе» и подразделе «Сведения об образовательной организации». Также для получения информации можно позвонить в приемную комиссию.

Места для перевода освобождаются вследствие отчисления одного из студентов, поэтому их может и не быть. При этом нужно учитывать, что на освободившееся бюджетное место всегда есть очередь из претендентов с платного обучения. В связи с этим запрос студента из другого ВУЗа или факультета рассматривается в последнюю очередь. Если на одно место есть несколько претендентов, то проводится конкурсный отбор, критерием которого будет средний балл всех экзаменов и дифференцированных зачетов согласно учебному плану.

Если прежний ВУЗ не имеет государственной аккредитации, а желаемый ВУЗ имеет, то понадобится перезачет по всем предметам.

Как перевестись в другой ВУЗ на бюджет с платного отделения? Это возможно при наличии бюджетных мест в принимающем ВУЗе. В этом случае приемная комиссия не имеет права предлагать только платное место. Иногда о бюджетных метах замалчивается, поэтому вопрос лучше решать с ректором. У каждого учебного заведения могут быть свои условия. При наличии на нужном курсе бюджетных мест может потребоваться сдача сессии только с хорошими отметками, при этом пятерок должно быть не менее 75%.

При переводе ученика на бюджетное место законодательство допускает превышение срока обучения не более чем на 1год.

Студент имеет право перевестись на другую форму обучения. Если он посещал институт по дневной форме, то теперь он может выбрать вечернюю или заочную.

Отличия в продолжительности обучения и дисциплинах будут незначительными, если выбранная специальность имеет такой же код, что и прежняя или является смежной. Перевод в другой ВУЗ на другую специальность окажется сложнее для студента, так как будут потери во времени вследствие несоответствия учебных планов. Поэтому переводиться рекомендуется в начале учебного года.

Перевод в другой ВУЗ может спасти образование студента, находящегося на грани отчисления. В этом случае лучше соглашаться на потерю курса. Есть вероятность того, что принимающее заведение откажет студенту по причине его низкой успеваемости, но этот шанс нужно использовать.

Что дает высшее образование

Окончив вуз, вы получите:

  • Профессию. Прежде всего вы получите знания по специальности, что позволит работать в определенной сфере. Если вы выберете востребованную профессию на рынке труда, то никогда не останетесь без работы.
  • Преимущество при трудоустройстве. Большинство работодателей отдает предпочтение специалистам с высшим образованием. Ведь наличие диплома подтверждает, что вы обладаете как минимум базовыми знаниями и начальными навыками в профессии, имеете высокий интеллект и достаточный уровень культуры.
  • Перспективу карьерного роста. Особенно это касается государственных организаций. На более высокие должности можно рассчитывать только при наличии высшего образования.
  • Глубокие знания в определенной сфере. Даже если вы не будете работать по специальности, полученные знания могут пригодиться и в другой сфере. Например, окончив юридический факультет, вы сможете легко ориентироваться в законах. С экономическими специальностями, вы приобретаете финансовую грамотность, что пригодится в любой сфере жизни.
  • Возможность открыть свое дело. Да, чтобы стать предпринимателем, не обязательно иметь высшее образование. Но все же специальные знания могут открыть перед вами новые возможности. Например, если вы получили профессию стоматолога – сможете открыть свой частный кабинет. Став юристом, сможете оказывать индивидуальные консультации и т. д.

Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:

  • Быстро находить и обрабатывать большое количество информации. Во время обучения вам придется изучить много профильных дисциплин, вы будете писать курсовые, рефераты, контрольные. Одних учебников здесь будет недостаточно. Вы научитесь быстро находить нужную информацию, что пригодится в любой сфере жизни.
  • Самостоятельно обучаться. Здесь не будут все «разжевывать», как в школе, а укажут лишь нужное направление. Способность к самообразованию нужна в любой профессии.
  • Общаться и договариваться с разными людьми. В вузе вы получите первые серьезные коммуникативные навыки. Вас ждет новое и непривычное для вас окружение. Вам придется научиться находить общий язык с преподавателями и однокурсниками, работать в команде.
  • Работать с компьютерными программами. C какими именно, все зависит от специальности, как минимум это – Word и Excel. В век компьютерных технологий этот навык особенно полезен.
  • Самостоятельности и ответственности. Вуз – это первый шаг во взрослую жизнь. Здесь никто больше не будет водить вас за ручку и решать ваши проблемы. Вы научитесь сами принимать решения, нести за них ответственность. Особенно хорошую школу выживания пройдете, если поступите в другой город. Здесь помимо учебы вас будут ждать бытовые проблемы.
  • Планировать и организовывать свое время. В вузе вас ждет жизнь по графику, близкому к рабочему. Чтобы все успевать, придется научиться правильно планировать свое время и распределять задачи по их приоритетности. Такой навык точно пригодится в повседневной жизни.

Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

Искусственный интеллект и живой перевод

Цифровые технологии облегчают перевод, например, программы автоматизации перевода — САТ (Computer-assisted translation tool). CAT помогает быстрее обработать текст, проследить, чтобы одни и те же термины были везде переведены одинаково. Машинный перевод тоже набирает обороты и вскоре возьмёт на себя 90% текста.

Технологии устного перевода пока оставляют желать лучшего, но развивается удалённый перевод. Например, мероприятия Чемпионата мира по футболу переводили из Москвы. Современные технологии позволяют обеспечить минимальную задержку во времени. Удалённый перевод открывает возможности для работы в других регионах. Переводчику не придётся выезжать на объект или лететь в другой город, как это происходит сейчас.

В будущем профессия переводчика изменится, но не исчезнет.

Человеческий перевод останется в сферах, где важно передать не только смысл, но и эмоции: медицина, психология, педагогика, тренерская работа. Аудиовизуальный перевод (фильмы, мультфильмы) требует человеческого участия — это творческий процесс.. Перевод художественной литературы тоже трудно автоматизировать, поскольку автор помещает в неё подтекст и намёки на разные события

Переводчик должен всё это распознать и переупаковать образным языком. Машины ещё не скоро смогут это делать.

Перевод художественной литературы тоже трудно автоматизировать, поскольку автор помещает в неё подтекст и намёки на разные события. Переводчик должен всё это распознать и переупаковать образным языком. Машины ещё не скоро смогут это делать.

Иерархия должностей в вузе

Поможем разобраться во внутренней системе университета.

Ректор

Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.

Проректор

Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:

  • по научной работе;
  • по научно-педагогической работе;
  • по учебно-воспитательной работе;
  • по взаимодействию с иностранными партнёрами;
  • по учебно-методической работе;
  • по административно-хозяйственной работе.

Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.

Директор и декан

Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.

Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:

  1. Организуют и руководят научной, учебной, воспитательной, методической работой.
  2. Руководят работой стипендиальной и приёмной комиссий.
  3. Отчисляют студентов из-за «хвостов», долгов за контрактное обучение или другие нарушения.
  4. Укрепляют и улучшают материальную базу.
  5. Решают организационные проблемы.

У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо

Заведующий кафедрой

Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:

  • разработка образовательных программ и учебных планов;
  • распределение учебной нагрузки между преподавателями;
  • организация и руководство практикой студентов;
  • проведение зачётов и экзаменов, защит курсовых и дипломных;
  • организация научно-исследовательской работы педагогов.

У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.

Преподаватели

У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:

  1. Профессор — имеет степень кандидата или доктора наук, у него небольшая учебная нагрузка, обычно преподаёт у магистров и аспирантов, занимается научной деятельностью.
  2. Доцент — эту должность, как правило, занимают кандидаты наук, которые ведут профильные дисциплины.
  3. Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
  4. Ассистент — стартовая позиция в иерархии педагогов. Они проводят лабораторные работы и семинары, но вести лекции им обычно не доверяют. Часто на должность ассистента устраиваются аспиранты, чтобы начать получать педагогический стаж.

Доцент и профессор — не только должности, но и учёные звания. Они определяют научные достижения работников высшего образования.

Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.

Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.

Что такое университет

Университет – это вуз, проводящий подготовку студентов по ряду несмежных направлений, например, по лингвистике, математике и географии. Такая учебная организация осуществляет курсы повышения квалификации, обязательно ведет научную деятельность. Отличительная черта – высокий методический уровень преподавания всех дисциплин.

Основные требования, предъявляемые к университетам:

  1. Не меньше четырех аспирантов на каждую сотню учащихся.
  2. Научные исследования должны проводиться как минимум по пяти направлениям.
  3. Более 60 % преподавателей обязаны иметь научные звания, ученые степени, публикации в специализированных изданиях.
  4. Использование инновационных подходов, наличие электронной научной библиотеки.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector