Государственные вузы липецка
Содержание:
- Наука
- Целевое распределение выпускников ЛГПИ. Целина
- Педагогика детских оздоровительных лагерей в истории ЛГПИ
- ЛГПИ в 60-е годы ХХ века
- Новости
- Новое здание института: бывшая школа военно-воздушных сил СССР (1955 г.)
- Рождение Липецкого государственного учительского института
- Прием на обучение по программам научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2016/17 учебном году
- 80-е годы ХХ века в истории ЛГПИ
- ЛГПИ в 70-е, начало 80-х годов ХХ века
- Начало педагогического образования в Липецке (30-е годы)
Наука
Экспертные, консалтинговые, научно-методические услуги
- Наиболее значимые публикации
- Конкурс инноваций в образовании – 2021
- Семинары Web of Science февраль 2021
- Серия вебинаров о библиометрии и продуктах Clarivate Analytics и практические рекомендации по публикации в международных журналах международной базы научного цитирования Web of Science
- Регистрация на мероприятия
- XII Всероссийский конкурс молодых ученых
- Конкурсы РАН на соискание золотых медалей и премий имени выдающихся ученых, проводимые в 2021 году
- II Всероссийский конкурс предметного дизайна «Придумано и сделано в России»
- Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) объявляет конкурс на лучшие проекты организации онлайн-конференций
- Центр молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив (АСИ) о старте конкурсного отбора образовательных проектов «Молодежное предпринимательство».
- Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) объявляет Конкурс на соискание финансовой поддержки для подготовки и опубликования научных обзорных статей
- Обновлен список ВАК
- Обновлен список российских журналов в Scopus
- Гранты фонда «Русский мир»
- Фонд президентских грантов проводит конкурсы среди некоммерческих организаций
Целевое распределение выпускников ЛГПИ. Целина
Выпускницы ЛГПИ после распределения. Надпись на обратной стороне фотографии: «Перед поездкой на Колыму»… |
Выпускница Липецкого учительского института, работавшая на целине, всю жизнь бережно хранила целинный колосок как дорогую реликвию |
Благодарственное письмо выпускнице Липецкого учительского института Кривченко Эрне Александровне за доблестный труд на целине |
В первом ряду третий слева – С.Н. Кузнецов |
Длительное время в ЛГПИ существовала система распределения выпускников в разные районы страны, которые нуждались в квалифицированных кадрах. Девушки и юноши уезжали на Алтай, в Сибирь, Казахстан, Свердловск, Воронежскую область и т.д.; многие, отработав положенный срок, возвращались назад, многие оставались на новой родине, отдавая ей свои силы и талант.
Директором Мяконьской школы на Целине был выпускник физмата ЛГПУ С.Н. Кузнецов. Сейчас школа названа его именем. Это единственный случай в истории ЛГПИ.
Педагогика детских оздоровительных лагерей в истории ЛГПИ
Профессор С.А. Шмаков
В 60-80-х одним из наиболее известных и талантливых педагогов института был Сталь Анатольевич Шмаков. Сфера его интересов – организация досуга детей и молодежи; рассмотрение теории игры; анализ структуры свободного времени школьников; воспитательные практики ДОЛ и т.д.. На протяжении многих лет эффективно работал созданный им клуб «Радуга», где студенты общались с педагогами-новаторами, космонавтами, киноактерами, журналистами. Впоследствии 12 членов Клуба стали заслуженными учителями Российской Федерации.
Шмаковская традиция воспитания вожатых развивается до сих пор. Студентов ЛГПУ охотно приглашают на работу в ДОЦ «Орленок», «Артек», «Океан», «Прометей», даже в США.
Вожатые ЛГПИ. Снимок 70-х гг. XX в.
ЛГПИ в 60-е годы ХХ века
Директор ЛГПИ в 1958-1960 годах – Василий Иванович Карасев.
Все выпускники 50-х и 60-х годов лично знали друг друга. Ректор Николай Семенович Перелыгин (1961-1970 гг.) знал всех студентов по именам.
В начале 60-х годов в вуз пришла целая плеяда ярких личностей. Это преподаватели В.М. Важинский, А.И. Борозняк и О.П. Околелов, С.Т. Вайман и В.В. Щеулин, К.Р. Лапина и Б.Т. Панов, К.А. Москаленко, Г.И. Горская и С.А. Шмаков.
Благодаря К.А. Москаленко и Г.И. Горской получил всеобщее признание «Липецкий опыт», подтолкнувший педагогов к поиску эффективных форм обучения.
Ректор института с 1960 по 1961 г. А.М. Доманк |
Ректор института с 1961 по 1970 г. Н.С. Перелыгин |
Основатель Липецкой педагогической школы К.А. Москаленко |
Соратник К.А. Москаленко, Г.И. Горская |
Студенческая группа исторического факультета на занятиях. Крайняя справа – Т.М. Микова |
Г.И. Горская и В.Ф. Чернова с выпускниками исторического факультета |
Новости
17
29.11.2021
Нужен ли мигрантам Липецкой области свой сайт?
37
29.11.2021
Всероссийский студенческий конгресс лидеров педагогических вузов-2021
79
29.11.2021
С Днем Рождения, Валентина Сергеевна!
23
29.11.2021
Актуальные проблемы географии
32
29.11.2021
Новый формат общения от Российского общества Знание»
111
29.11.2021
Поздравляем Нину Владимировну с высокой наградой!
57
29.11.2021
Университет получил свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ
221
28.11.2021
Наш университет – победитель конкурса на статус Федерального научно-методического центра!
113
28.11.2021
Их профессия – учитель!
76
28.11.2021
Разговор о культуре
62
28.11.2021
Традиции земли русской
165
26.11.2021
Подарок библиотеке
257
26.11.2021
Дебют – 2021
241
26.11.2021
На Ученом совете обсудили программу развития университета
163
26.11.2021
Защита прав ребенка в современном мире
155
26.11.2021
Университет получил новый объект интеллектуальной собственности
Новое здание института: бывшая школа военно-воздушных сил СССР (1955 г.)
Здание ЛГПИ. Снимок 50-х годов ХХ века
20 августа 1955 года институт начал работать в новом здании – бывшей школе ВВС в поселке «Свободный Сокол» (8 км от центра Липецка).
Вводятся пятилетний срок обучения и обогащенные учебные планы факультетов.
Диплом №1 ЛГПИ «с отличием», выданный Анатолию Георгиевичу Долбнину (1951 год) |
1956 год, преподаватели и студенты ЛГПИ |
На первом заседании Совета института преподаватель Н.В. Карпов обозначил:
«Каковы основные требования, которые мы предъявляем друг к другу? Это – а) работоспособность (требовательность в работе, трудолюбие, тщательная подготовка учебного процесса); б) чувство товарищества и коллективизма; в) принципиальность (не потакать слабостям друг друга; критика, невзирая на лица; правильное реагирование на критику. Там, где нет критики и самокритики, там — застой и косность). Мы должны заботиться о перспективах научного роста, научной работы».
Рождение Липецкого государственного учительского института
29 июля 1949 г. приказом Министерства высшего образования СССР Липецкое педагогическое училище было реорганизовано в государственный учительский институт.
Вкладыш в диплом Марии Федоровны Журавлевой, выпускницы ЛИПТа. Дисциплины: основы марксизма-ленинизма, школьная гигиена и т.д.
В нем числилось около 200 студентов. Первым директором института стал доцент кафедры математики Воронежского сельскохозяйственного института Борис Лаврентьевич Панферов.
Из 200 зачисленных на первый курс студентов 108 прошли войну и вернулись с наградами; заместитель директора С.В. Щепров был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, первый зав. физико-математическим отделением Н.Н. Крапивин – кавалер ордена Александра Невского.
Институт (как учительский) сделал три выпуска, выполнив задачу конкретного исторического периода.
Появилось всеобщее бесплатное среднее образование, поэтому резко возросла необходимость в подготовке учителей по разным предметам.
Прием на обучение по программам научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2016/17 учебном году
Объявление о наборе в аспирантуру
Приказ Минобрнауки РФ №1259 от 19 ноября 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»
Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и приказ Минобрнауки РФ №233 от 26 марта 2014 г. о его утверждении
Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2016-2017 учебный год и приказ №156 от 24 марта 2016 г. об их утверждении
Приказ Минобрнауки РФ от 19 мая 2015 г. № 511 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 марта 2014 г. № 233»
Положение о приемной комиссии по организации приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Положение о предметной экзаменационной комиссии по приему на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Положение об апелляционной комиссии по приему на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Перечень направлений подготовки, на которые объявлен прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности на 2016-2017 учебный года по договорам об оказании платных образовательных услуг
вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно
о перечне вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2016-2017 учебный год
Расписания вступительных испытаний
- расписание вступительных испытаний на очную форму обучения
- расписание вступительных испытаний на заочную форму обучения
Правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний
о сроках приема документов и проведения вступительных испытаний в аспирантуру в 2016 году
о датах завершения приема от поступающих согласия на зачисление при приеме на обучение на места по договорам об оказании платных образовательных услуг
Информация о датах завершения приема от поступающих согласия на зачисление при приеме на обучение на места по договорам об оказании платных образовательных услуг
о формах проведения вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
о формах проведения вступительных испытаний в аспирантуру для иностранных граждан
о проведении вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий
Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья
о наличии общежития и количестве мест в общежитии для иногородних поступающих в аспирантуру
о почтовом адресе для направления документов, необходимых для поступления на обучение в аспирантуру в 2016 году
о возможности подачи документов для поступления на обучение в аспирантуру в электронной форме
80-е годы ХХ века в истории ЛГПИ
Расширялась сеть базовых городских и сельских школ для производственной практики. Как правило, это были школы с передовым педагогическим опытом. Складывалось сотрудничество кафедр и факультетов с лучшими учителями города. Традиция сохраняется до сих пор.
Вуз продолжал плодотворную работу при ректорах Павле Ильиче Карташове (1983-1986 гг.) и Василии Васильевиче Шахове (1986-1988 гг.).
П.И. Карташов (ректор в 1983-1986 гг.)
В.В.Шахов (ректор в 1986-1988 гг.).
Студенты 80-х
Профессор О.А. Казанский
Общественные клубы в ЛГПИ
Существовали и активно работали: факультет общественных профессий, общественно-политическая практика, комсомольская организация, дискуссионные клубы.
Наиболее яркие клубы – «Точка зрения», созданный талантливым педагогом Олегом Анатольевичем Казанским, и общественно-политический клуб «СоМнение», действовавший на истфаке под руководством Виктора Николаевича Томилина. Клубы в конце 80-х гг. привлекали на свои заседания множество студентов, преподавателей и просто липчан, интересовавшихся вопросами культуры и социальной жизни.
ЛГПИ в 70-е, начало 80-х годов ХХ века
В 1975 году институт переезжает в центр города, в новые корпуса. Появляются удобные, светлые аудитории, большая библиотека с несколькими читальными залами, общежитие.
Подготовка учителей в 1970 году идет по 11 специальностям. Открываются факультеты: биолого-химический (ныне естественно-географический), иностранных языков, физической культуры и спорта, в 1974 г. – индустриально-педагогический (теперь – технологии и предпринимательства), художественно-графический, учителей начальных классов. Квалифицированными кадрами, выращенными в ЛГПИ, теперь можно было укомплектовать почти весь состав учителей-предметников средней общеобразовательной школы.
В 1975 г. открывается международный факультет, за свою 40-летнюю историю подготовивший более 2 тысяч специалистов для многих стран мира.
В первом ряду: проректор В.Ф. Чернова и ректор ЛГПИ Б.Н. Бабин
Строители вручают ректору института Б.Н. Бабину символический ключ Знаний
Традиционно в сентябре студенты выезжали на сбор яблок
Студенты межфака, 80-е годы
«Трудовой семестр» в колхозах области. Коллективный труд, в лучших традициях педагогики А.С. Макаренко
Выпускники ЛГПИ 70-х годов
Начало педагогического образования в Липецке (30-е годы)
Начало подготовки педагогов в г. Липецке связано с тридцатыми годами XX века. В эпоху первых пятилеток важнейшей задачей для страны была ликвидация безграмотности населения.
Создание индустриально-педагогического техникума (16.04.1931)
Строительство гиганта индустрии, Новолипецкого металлургического завода,1931 год
В протоколе заседания секции отдела народного образования при Липецком городском Совете от 7 апреля 1931 года сообщалось: «Липецк растет за счет рабочих. Создается индустриально-металлургический комбинат. Растет и политехнизируемая школа. Вызывается необходимость получения квалифицированных педагогических кадров, в которых особенно ощущается недостаток в Липецком районе. Создание индустриально-педагогического техникума в данный момент особенно целесообразно».
Позднее учебному заведению было присвоено имя С.М. Кирова.
1936 г. – ЛИПТ переименован в Липецкий педагогический техникум им. С.М. Кирова,
1937 г. – переименован в Липецкое педагогическое училище им. С.М. Кирова.
Первым директором техникума стал инициатор его создания Петр Васильевич Хлебников. Вскоре он был «отозван на партработу», и с 1 августа директором ЛИПТ стал выходец из крестьян Федор Илларионович Касьянов.
Старейшая липецкая учительница Л.В. Криницкая, работавшая в педагогическом техникуме во второй половине 30-х годов, рассказывала о том, как учащиеся в общежитии по репродуктору регулярно всем коллективом слушали программы передач с ее комментариями (как одеты герои, как они выглядят). Так молодежь знакомилась с шедеврами мировой культуры: пьесами «На бойком месте», «Доходное место», романом в стихах «Евгений Онегин» и др…
Учебный корпус Липецкого индустриально-педагогического техникума, позже – Липецкого учительского института (угол улиц Советской и Канавной) Фото 1930-х годов.
Преподаватели и учащиеся ЛИПТ. В центре – Ф.И. Касьянов и В.И. Устинов |
Справа – директор техникума Ф.И. Касьянов, |
Учащиеся ЛИПТ, конец 30-х годов. Впереди была война |
Занятия в ЛИПТе. Конец 30х годов ХХ века
Учащиеся ЛИПТа. Довоенный период
Скромный буфет ЛИПТа
Экзамен в ЛИПТе
ЛИПТ в конце 30-х годов ХХ века
В техникуме был трехлетний срок обучения, шесть семестров. Учебный план предусматривал три цикла дисциплин для изучения: общественно-экономический; политехнический и педагогический
В первом наиболее важное место занимал главный предмет: «История классовой борьбы», для которого отводилось 210 часов «по расписанию» и 105 часов для изучения «дома» (аналог современной самостоятельной работы)
Студенты получали стипендии, размер которых был невелик и колебался в зависимости от успеваемости. По сведениям за 1937 г., стипендия составляла: на 1 курсе – 40 или 50 р., на 2 курсе – от 45 до 60 р.; на третьем – от 50 до 70 руб. Существовали и две «крупных» стипендии: одна в 80 р. и одна в 100 р. (имени 8 марта). Нуждающимся учащимся выдавались пособия, единовременные или периодические, размер пособия составлял 30 р.
Стоимость дневного рациона составляла 1 р. 40 к. и увеличивалась на 40 коп. во время сессий и экзаменов. Калорийность питания составляла, по подсчетам того времени, 1200-1600 калорий. Выдавался хлеб – в день 500 г., и в столовой еще 100 г. Натуральное снабжение получали преподаватели. Оно состояло в 1932 г. из хлеба – 400 г., пшена – 500 г. и сахара – 400 г.
В 1939 г. в училище обучалось 619 человек, а педагогический состав включал 26 преподавателей. Оборудование составляли 2 патефона, 56 пластинок, один рояль, три пианино, 15 скрипок. В библиотеке числилось около 35 тыс. экземпляров книг.
ЛИПТ в годы Великой Отечественной войны
В прифронтовых городах во время войны создавались отряды ПВО
В плане воспитательной работы ЛИПТа появились кружки станковых пулеметчиков и автоматчиков для юношей и девушек.
Протоколы партийных собраний за военные годы включали вопросы о подсобном хозяйстве, о посевной кампании на участке в 5 га земли, выделенном училищу. В январе 1944 г. коллектив преподавателей просил увеличить норму выдачи хлеба для служащих до 500 гр.
Самым сложным было обеспечение преподавателей дровами, выручала товарищеская взаимопомощь и коллективизм.
Особенно хорошо учился краснознаменный класс: «несмотря на то, что там было много больных малярией и недостаточно питающихся», не было неуспевающих.
В 1943-1944 учебном году в техникуме не было преподавателей педагогики, русского языка, географии. Все ушли на фронт.
Летом 1944 г. студенты училища заработали на строительстве тракторного завода 509 человеко-дней. Средства были перечислены в фонд подшефного детского дома.