Что такое факультет, чем отличается от специальности и кафедры?

Что такое специализация

Специальность – это наименование вашей подготовки по диплому, а специализация является  более углубленным изучением дела, конкретным направлением деятельности в рамках одной профессии.

Специализация необходима по ряду причин:

  1. Одни профессии не меняются годами, другие, наоборот, появляются в ответ на запросы современного рынка труда. Но учебные заведения не могут так быстро перестраиваться и создавать новые программы обучения, поэтому выделяются отдельные специализации в рамках традиционных направлений подготовки.
  2. Повышается ценность специалиста. Работники редкой специализации всегда в цене: их знания и опыт в своем роде уникальны и востребованы.
  3. Увеличивается эффективность организации. Кандидаты с определенной специализацией нанимаются для решения конкретных задач бизнеса. Их экспертность в узкой нише позволяет быстрее достичь стратегических целей.

Определиться со специализацией можно в ходе получения образования в вузе, техникуме или колледже. Так, врачи на последних курсах обучения, а также при прохождении ординатуры и интернатуры выбирают дальнейшую профессиональную стезю. Специализацию также можно получить на курсах уже по окончании учебного заведения.

Примеры специализации в рамках разных профессий
Профессия Варианты специализаций
Хирург нейрохирург, полостной хирург
Журналист тележурналист, радиожурналист, фотожурналист
Психолог детский психолог, психолог-конфликтолог
Продюсер креативный, линейный, VFX-продюсер
Художник портретист, баталист, художник религиозного жанра
Редактор редактор интернет-издания, выпускающий редактор, редактор телепрограмм
Полицейский участковый уполномоченный, сотрудник ДПС, сотрудник ППС
Химик химик-аналитик, токсиколог, геохимик

В какие вузы самый большой конкурс

Лучшие специальности – это те, где преподают лучшие преподаватели и высокое качество образовательных услуг. Вот список направлений, которые пользуются особой популярностью, а значит и поступить туда будет сложнее:

  1. Лингвистика в университетах МГУ, СПбГУ.
  2. Физика и астрономия в университетах МГУ, МФТИ.
  3. Математика в университетах МГУ, СПбГУ.
  4. Политика и международные отношения в университетах ВШЭ.
  5. Инженерия, добыча полезных ископаемых в университетах СПГУ (Горный университет).
  6. Исполнительские виды искусства в университетах Московская государственная консерватория.
  7. Социология в университетах ВШЭ.
  8. Социальная политика и управление в университетах ВШЭ.
  9. История в университетах МГУ, ВШЭ.
  10. Философия в университетах МГУ.

Распространенные ошибки

Абитуриенты часто не обращают внимания на значение специализированных понятий при поступлении в ВУЗ. Например, ученик хочет стать экспертом по восточной культуре, поэтому поступает на факультет востоковедения, но это неокончательный выбор профессии. Ему дополнительно нужно будет выбрать программу обучения, а с этим у многих будущих студентов возникают проблемы. Специальности могут быть похожи по названию друг на друга, но обязательно имеют некоторые принципиальные отличия.

Поступая на кафедру банковского дела, абитуриент подразумевает профиль «Банковское дело», но такого там вообще может не оказаться, и таких примеров можно найти множество. Разобраться в отличиях и нюансах приемной кампании и обучения в университете поможет правильный анализ терминов.

Чаще всего абитуриенты путают понятия «факультет», «кафедра» и «специальность». Если поступающий хочет в будущем работать программистом, то в большинстве случаев он сразу начинает искать кафедру или факультет программирования. Не найдя соответствующего совпадения в одном университете, он переходит к другому, что уже само по себе может стать определяющей ошибкой. В реальности ему необходимо искать программу подготовки программистов по соответствующей специальности.

Если в буклете ВУЗа нет кафедры или факультета с определенным названием, то это не значит, что в нем не обучают специалистов по выбранному профилю. Иногда нужного профиля нет даже в названии специальности, но оно может быть завуалировано, то есть скрыто другими терминами. Уточнять подобные моменты всегда рекомендуется лично у членов приемной комиссии университета. В остальном абитуриенту поможет знанием основных понятий и отличий.

Экзамены

Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.

Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.

Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.

Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.

Что такое целевое направление в вуз

Целевое направление – это своего рода рекомендательное письмо, которое заинтересованное в подготовке специалиста предприятие или организация выдают абитуриенту после подписания с ним договора об отправке на обучение. В документе содержится просьба допустить кандидата к участию в конкурсном отборе на льготных условиях.

Целевое направление не гарантирует поступления в вуз с низкими результатами ЕГЭ: для зачисления на бюджетное место баллы должны быть не ниже установленного вузом минимума. Только при этом условии претендент допускается к конкурсу среди целевиков.

Направление выдается абитуриенту персонально в конкретное учебное заведение на определенную специальность. После окончания вуза студент обязан отработать в рекомендовавшей его организации в течение 3–5 лет. В противном случае решивший уйти на вольные хлеба выпускник должен возместить всю сумму, потраченную на его образование.

Как получить

О целевом направлении нужно позаботиться заранее. Лучше всего задуматься об этом еще во время учебы в старших классах школы. Есть несколько основных способов получения желанного места:

  • найти заинтересованную организацию, которая подаст ходатайство в местную администрацию для выделения места в вузе под требуемого специалиста;
  • лично подать прошение в муниципалитет, подкрепленное положительными характеристиками от учителей и руководства школы;
  • посетить университет или местный муниципалитет и узнать, от каких работодателей поступали заявления на заключение целевых договоров.

После того как все заявления заказчиков подготовки специалистов будут поданы в местную администрацию, она направляет их в университеты, которые участвуют в программе целевого обучения.

Где можно взять

Найти предприятие, которое даст целевое направление, не так уж и сложно. Для этого есть несколько вариантов:

  • принимать участие в различных профориентационных конкурсах и мероприятиях, которые проводит конкретная организация, зарекомендовать себя с наилучшей стороны;
  • выбрать профессию родителей, которые давно и усердно работают в какой-либо организации: многие предприятия приветствуют создание семейных трудовых династий и способствуют преемственности поколений, например, выдавая целевые направления в отраслевые вузы детям сотрудников;
  • устроиться на работу по профилю уже имеющегося среднего специального образования и всячески демонстрировать желание продолжить обучение в университете;
  • штудировать сайты вузов: немало учебных заведений размещают в общем доступе информацию о предприятиях, с которыми сотрудничают по целевому набору;
  • изучать сайты интересующих компаний – целевое направление от Газпрома или Росатома тоже реальность. «Российские космические системы» отправляют желающих стать студентами в МГТУ им. Баумана, МИФИ, МИРЭА, МЭИ, МИИГАиК, МАИ.

В Санкт-Петербурге заявки на целевое обучение принимает КНВШ (Комитет по науке и высшей школе). В любом другом городе поиск можно начинать с муниципалитета, в небольших населенных пунктах – с сельской или районной администрации, дирекции конкретного предприятия.

Как правило, чтобы получить от крупной организации целевое направление в вуз, надо:

  1. Заполнить анкету кандидата установленной предприятием формы.
  2. Представить характеристику, сведения об успеваемости.
  3. Посетить цикл собраний, посвященных целевому приему.
  4. Успешно пройти собеседование.

Если все условия выполнены, претендент становится обладателем целевого направления – документа, гарантирующего трудоустройство по окончании вуза и подтверждающего право абитуриента на поступление на особых условиях.

Структура и деятельность вузовской кафедры

В пределах факультета учебные дисциплины распределены по кафедрам. Это научно-исследовательское и методическое структурное подразделение, чья деятельность сконцентрирована на определенном конкретном направлении. Именно на этом уровне ведется воспитательная работа с учащимися, организуется их производственная практика, осуществляется повышение квалификации кадров.

Вот пример, наглядно демонстрирующий, в чем разница между факультетом и кафедрой. В Российском государственном институте нефти и газа им. Губкина есть факультет геологии и геофизики нефти и газа. Он состоит из следующих кафедр:

  • моделирования месторождений углеводородов;
  • геологии углеводородных систем;
  • литологии;
  • геоэкологии;
  • геофизических информационных систем;
  • теоретических основ поисков и разведки нефти и газа;
  • разведочной геофизики и компьютерных систем;
  • общей и нефтегазопромысловой геологии.

Именно при кафедре проводится защита курсовых, дипломных и докторских работ, а также диссертаций. Сюда, а не в деканат, должен в первую очередь обращаться студент, если в процессе обучения у него возникают какие-либо проблемы. Карьера преподавателей вуза тоже строится в рамках кафедры.

Кафедра характеризуется наличием:

  • учебных подразделений;
  • возможностью получить вузовский диплом по смежной специальности;
  • производственных участков для организации практических испытаний;
  • филиалов (не обязательно в пределах родного вуза);
  • лабораторий для научно-исследовательской работы;
  • библиотеки (не обязательно, иногда бывает достаточно общей вузовской библиотеки).

Возглавляет кафедру руководитель в статусе доктора наук, доцента или профессора. Его избирают на 5 лет (с возможностью повторного переизбрания) методом голосования всех сотрудников. Главными критериями для назначения на руководящую должность являются как минимум 5-летний стаж работы в вузе, а также хорошая репутация и высокий профессиональный авторитет среди коллег и подчиненных.

Глава кафедры не отрывается от преподавательской деятельности. Он ведет лекции и семинары, участвует в мастер-классах и прочих разовых мероприятиях. Однако, как правило, уделяет этому меньше времени по сравнению со своими подчиненными.

Приоритетом для заведующего кафедры являются научная и организационная работа. Именно под его контролем происходят все проверочные работы, тесты, зачеты и экзамены.

В дополнение к этому, кафедра является тем подразделением, которое отвечает за формирование расписания лекций и защиту дипломных работ. Таким образом, нагрузка руководителя достаточно высока, что, к счастью, компенсируется его повышенной зарплатой.

Классические университеты

Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным). 

Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:

  • филологический;
  • философский;
  • журналистики;
  • психологии;
  • социологии;
  • исторический;
  • юридический;
  • экономический;
  • искусств;
  • международных отношений;
  • политологии;
  • иностранных языков – в полноценные факультеты могут выделяться отделения или кафедры:
    • лингвистики;
    • романо-германской филологии;
    • восточных и редких языков;
    • славянской филологии;
    • переводоведения.

Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:

  • филологическом;
  • журналистики;
  • социологии и культурологии.

Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:

  • биологический;
  • химический;
  • математический – возможны варианты, когда математику объединяют со смежными научными дисциплинами:
    • мехмат – механико-математический;
    • прикладной математики;
    • механики;
    • компьютерных наук;
    • кибернетики;
  • физический;
  • географический;
  • геологический;
  • медицинский;
  • подготовительный – обычно для иностранных граждан, на подфаке будущих студентов-иностранцев готовят к учебе в вузе на русском языке; для довузовской подготовки россиян университеты открывают, как правило, подготовительные отделения в своих центрах дополнительного образованиях.

На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.

Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет),  ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.

Топ IT университетов России.

Решили стать программистом и получить образование в области информационных технологий? Мы подготовили топ ВУЗов.

Топ 3 рейтинга стал МГУ им. М.В. Ломоносова, второе место у МФТИ, третье место у Университета ИТМО из Санкт-Петербурга.

В таблицу топ IT университетов России (топ-50) сильнейших вузов вошли учебные заведения из 27 российских городов.

Место Название Балл
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 76.156
2 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) 73.019
3 Университет ИТМО 62.132
4 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 59.958
5 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 59.793
6 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) 53.175
7 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 49.817
8 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 47.05
9 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 43.449
10 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 42.391
11 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) 40.72
12 Финансовый университет при Правительстве РФ 35.84
13 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 32.554
14 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова 32.508
15 Южный федеральный университет 32.383
16 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского 31.747
17 Казанский (Приволжский) федеральный университет 30.805
18 Технологический университет 30.802
19 Сибирский федеральный университет 30.765
20 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина) 30.531
21 МИРЭА — Российский технологический университет 30.269
22 Новосибирский государственный технический университет 29.387
23 Уфимский государственный авиационный технический университет 29.373
24 Национальный исследовательский Томский государственный университет 29.047
25 Воронежский государственный университет 28.332
26 Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова 28.114
27 Российский университет дружбы народов 27.585
28 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) 26.65
29 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет 26.105
30 Московский технический университет связи и информатики 25.463
31 Волгоградский государственный технический университет 25.397
32 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 25.384
33 Белгородский государственный национальный исследовательский университет 25.267
34 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова 25.163
35 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва 25.084
36 Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова 25.013
37 Петрозаводский государственный университет 24.996
38 Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова 24.704
39 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева 24.605
40 Кубанский государственный технологический университет 24.552
41 Алтайский государственный университет 23.065
42 Самарский государственный технический университет 22.606
43 Волгоградский государственный университет 22.059
44 Тюменский государственный университет 22.027
45 Воронежский государственный технический университет 21.221
46 Северо-Кавказский федеральный университет 20.904
47 Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта 20.837
48 Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева 20.213
49 Донской государственный технический университет 20.19
59 Дальневосточный федеральный университет 19.753

Возможно вам будет интересно — Книги по программированию для детей.

Правило 1. Сначала выберите профессию

Многие ребята начинают свой путь абитуриента с поиска вуза: выбирают самый престижный или тот, что ближе к дому. Но что если на желаемый факультет в этом институте не окажется мест или вы не пройдёте по конкурсу?

В условиях ограниченного времени на подачу документов абитуриентам порой приходится «брать, что дают». А пять лет учиться нелюбимому делу и тратить силы на поиск работы не по специальности — незавидная перспектива.

Правильный путь, который поможет выбрать вуз: как можно раньше пройти профориентацию. В «Домашней школе Фоксфорда» дети с пятого класса могут выбирать индивидуальные образовательные маршруты и развиваться в тех сферах, которые им наиболее интересны. Определиться с направлением обучения помогает профориентационное тестирование и консультации со специалистами.

Совет от наставника Татьяны Ивановой: «Ориентируйтесь на предмет, который вам нравится или, по крайней мере, не вызывает трудностей. У меня это была химия. Мой папа работает в химической промышленности, он часто брал меня на специализированные выставки. Меня это очень вдохновляло. Теперь я учусь в МГУ на химическом факультете».

Зная заранее, чем хочется заниматься, в 11 классе вы сможете просто открыть и выбрать факультет по душе и дальше уже выбирать университет по предмету.

Лайфхак для составления резюме

Факультеты, кафедры и целые вузы с течением времени могут менять название, сливаться между собой или, наоборот, распадаться на более мелкие структурные единицы. Если вы закончили вуз достаточно давно, перед составлением или обновлением резюме загляните на сайт своего бывшего учебного заведения.

Проверьте актуальность той информации, которую планируете предоставить работодателю: например, не изменилось ли название вашей специальности. Если перемены имели место, следует указать оба варианта информации – то, что прописано у вас в дипломе, и то, как изменилась ситуация на данный момент.

Общество и образование

Глядя на успешных людей, не имеющих диплома о высшем образовании, некоторые выпускники престижных ВУЗов спрашивают себя: «Зачем я столько лет посвятил учебе и остался безработным, а у того парня вообще никакого образования нет, но он занимает высокую должность?».

К большому сожалению, вынуждены констатировать что, в современном обществе увеличивается соотношение людей, убежденных в отсутствии необходимости получать диплом о высшем образовании. Они уверены, что документ о полученном образовании, вероятнее всего, останется лежать в дальнем темном углу и кроме морального удовлетворения не принесет никакой пользы.

Если говорить сухим языком цифр, то данные опроса, отражающего степень важности образования для населения России, представленные ВЦИОМ, показывают, что более половины молодых людей (52%) в возрасте 18-24 года подтверждают большое влияние высшего образования на обеспечение жизненных целей. В него верят и 63% россиян старшего поколения

Вместе с тем, отмечается отрицательная динамика: еще 10 лет назад высокую оценку значимости образования давали 76%.

За этот же период увеличилось количество молодежи, убежденной в отсутствии необходимости получать диплом для успешного карьерного продвижения. По сравнению с 2008 годом этот показатель вырос с 20% до 47%. Среди опрошенных 56% населения старшего поколения и 72% молодых людей утверждают, что значение диплома слишком преувеличено, и без него также можно достичь профессиональных высот.

Несмотря на то, что российский уровень образования стабильно занимает самые высокие позиции в мире, стремление общества к получению диплома снижается с каждым годом. Все больше школьников предпочитают не идти в 10 класс, чтобы получить профессию в техникуме или колледже – таких сегодня 40%. Из числа выпускников 11 классов только 20% молодых людей получают высшее образование.

Куда можно легко поступить на бюджет в Москве и других регионах России?

Нельзя забывать о том, что количество бюджетных мест зависит от ряда факторов, первый из которых – востребованность той или иной специальности. В перечень направлений с самым высоким количеством бюджетных мест вошли 20 программ бакалавриата и специалитета, связанные с:

  • клинической медициной;
  • фармацией;
  • ветеринарией и зоотехнией;
  • образованием и педагогическими науками;
  • авиационной и ракетно-космической техникой;
  • электро- и теплоэнергетикой;
  • техникой и технологиями строительства, а также наземного транспорта;
  • электроникой и радиотехникой;
  • математикой и механикой;
  • прикладной геологией;
  • информационной безопасностью;
  • экономикой и управлением, другими сферами.

Рейтинг программ специалитета возглавляет «Клиническая медицина», ведь для этих направлений в России открыто 22000 бюджетных мест. Далее следуют «Техника и технология наземного транспорта» – 10400 мест, «Прикладная геология» – 5400 мест, «Ветеринария и зоотехния» – 4700 мест. В перечне программ бакалавриата лидирует «Образование и педагогические науки» – 45700 мест, вторую строку занимает «Информатика, вычислительная техника» – 29500 мест, третье – «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» (24200 мест).

Искусствознание, теология, сестринское дело и другие схожие специальности получают меньше бюджетных мест. Такая тенденция связана с тем, что государство стремится поддерживать развитие сфер, связанных с инженерией, добычей полезных ископаемых, информационными и нанотехнологиями, сельским хозяйством, ветеринарией.

В 2018-2019 гг., как сообщает «Российская газета», количество бесплатных мест для бакалавров и специалистов было увеличено с 298000 и 70000 до 315000 и 75000 соответственно. Объем бюджетных мест для программ магистратуры увеличен на 3000.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector