Стажировка и практика в «яндекс»
Содержание:
- Часть 2. Первое интервью
- Когда проходят стажировки
- Часть 3. Второе интервью
- С чего все началось?
- A. Исследователи (1 балл)
- Андрей Белов, руководитель команды рекрутеров поискового портала в «Яндексе»:
- Про менторство — раньше и сейчас
- Во время стажировки
- Задачи
- Аналитика
- Ошибки, связанные с soft skills
- Заключение. Как повлиял коронавирус
Часть 2. Первое интервью
Интересный момент, что получилось провести интервью только через неделю, тк то у меня не получалось, то интервьюера. Мы созвонились в зуме, он представился, сказал, что возглавляет отдел аналитики Яндекс.Маркета, начал общение сразу на «ты», позднее мне рекрутер сказал, что в Яндексе так принято. Интервьюер, назовём его Сергей, рассказал как будет устроено интервью: 10 минут я должен рассказать о себе, потом ТЗ (задача на питоне) и задачи на теорвер.Я вкратце рассказал о себе, своем проекте про алгоритмы кластеризации, которым я занимаюсь в институте. Он позадавал пару стандартных вопросов из разряда: «Почему Яндекс?», «Какие качества мне стоит развивать?», «Что было моим успехом?» .Далее была ТЗ: вывести список уникальных слов, считываемых из файла. Я код написал, в целом, ему важна была идея и знания синтаксиса. Всё подводные камни я разгадал у этой задачи, но не сразу. Вот сами камни:
-
Если файл пустой
-
Английский и русский язык (что будет?)
-
Отделение знаков препинания
-
Первые слова в предложении
Сергей сказал (в конце интервью), что я с задачей справился и что были ребята, которые не до всех пунктов могли додуматься(я был польщён). Далее были задачи по теорверу:
-
Бросаем монетку 10 раз. Какова вероятность, что выпадет 10 орлов? [(1/2)^10]
-
Бросаем монетку 10 раз. Какова вероятность, что выпадет 9 орлов? [10*(1/2)^10]
-
В ящике есть 4 вида носков. Носков бесконечно много. Сколько нужно изьятий, чтобы получить пару?
Далее, задача на математику: «У Аркадия много жён. У него есть коллекция кактусов, которые он решил раздать всем жёнам. Первой жёне отдал 1000 кактусов и 10% от остатка. Второй жене 2000 кактусов и 10% от остатка. И так далее… Каждая жена получила поровну. Сколько жён у Аркадия?Ход решения я тоже рассказал. Чтобы не ждать, пока я посчитаю, он мне сказал, сколько всего было кактусов и я дал ответ. . Последней была задачка на проверку аналитических способностей:20 детям в детском садике задали вопрос: живут ли их родители вместе? На что 2 ребёнка ответили, что не живут. На следующий день в местной газете выходит статья с заголовком: «10% семей в нашем городе в разводе». Почему данное утверждение неверно? Всего есть 6 ключевых пунктов, до 2х последних я, к сожалению, не додумался:
-
Дети могут быть из одной семьи
-
Разный возраст детей, и, соответственно, разные группы, то-то более осознанный, кто-то ещё не понимает вопроса.
-
Месторасположение садика, может выборка была только в благополучном/неблагополучном районе.
-
У ребёнка может быть один родитель или у ребёнка может быть мачеха/отчим, отсюда неверные результаты.
-
Дети врут.
-
Есть семьи, где дети не ходят в садик.
После этой задачи Сергей рассказал мне как я в целом отвечал и рассказал, чем занимается отдел аналитики.У них есть 2 типа задач:
-
Визуализация данных, представление менеджерам отчётов, в частности, работа в Tableau, то есть создание дашбордов.
-
Прогонка данных из одного сервиса в другой
Я позадавал вопросы и Сергей сказал, что назначит через рекрутера ещё одно интервью, где мне подробнее расскажут про задачи.
После интервью создалось приятное впечатление о интервьюере и о возможных задачах и в целом от общения.
Когда проходят стажировки
Стажировки в бывают двух видов: летние и те, которые проходят в течение учебного года. Разумеется, больше всего стажёров приходят работать летом после сессии — как правило, на три месяца с конца июня или начала июля. Поскольку в этот период не надо ходить на занятия, ребята работают полный день.
Само собой, мы отпускаем стажёров на экзамены, защиты и по другим важным делам. Так как ребята совмещают работу с учёбой, такая стажировка, как правило, длится дольше летней — около полугода.
По теме: Ты студент и хочешь устроиться в «Яндекс», Mail.ru Group, Microsoft или Rambler Group. Как это сделать?
Часть 3. Второе интервью
Через неделю мне назначили ещё одно интервью, где уже был Сергей и девушка из отдела планирования Яндекс Маркета, назовём ещё Светлана.Светлана представилась, рассказала чем занимается их отдел, как он связан с отделом аналитики, наговорила кучу умных слов (мне, как студенту 3го курса МФТИ, не вся информация была понятна и как человеку, который никогда не сталкивался с подобными вещами), от которых я остался под впечатлением. Далее, Светлана спросила, как я понял задачи, про которые мне рассказал Сергей. В целом, я рассказал очень кратко, тк получил мало информации на первом интервью. Потом, она задавала классические для интервью вопросы: «Какая у тебя суперспособность?», «Как ты определяешь приоритет задач?», «Сколько времени я смогу уделять стажировке?» спросила ещё, собираюсь ли я в магистратуру(видимо, для того, чтобы понять, может ли компания в дальнейшем на меня рассчитывать), но не идти туда я не могу, тк там военная кафедра. Спросила ещё какие языки программирования я знаю, я сказал, что Python. Меня спросили про sql, но на тот момент я его не знал (после интервью сразу пошёл осваивать, не повторяйте моих ошибок). После этого Сергей дал ещё 2 задачки на аналитику, даже скорее на продуктовую аналитику, здесь было немного тяжело, потому что продуктовой аналитики нас не учили и я отвечал исходя из логических соображений. 1ая задача:»Кто является конкурентом у Яндекс Маркета?». Я назвал только 3/4 основных пунктов — онлайн магазины(dns, ozon, wb, перекрёсток, авито и тд по списку) и офлайн магазины (любой ларёк является также конкурентом) и реклама на сайтах. До чего я не догадался, так это до социальных сетей, тк сейчас это направление растёт и там уже довольно много покупок/продаж.Вторая задача была аналогичной, только вопрос был про Яндекс.Бразуер. Дополнительным был вопрос о том, какую метрику используют в Яндекс Браузере. Я подумал, что количество кликов на рекламу, но позже сообразил (с подсказкой), что это время, проведённое пользователем в браузере.Далее, меня спросили, чем бы я хотел заниматься из возможных задач. Я сказал, что визуализацией дашбордов в Tableau, ещё задали пару простеньких вопросов на аналитику. После этого интервью закончилось и Сергей сказал, что дальнейшую информацию передаст через рекрутера.
С чего все началось?
На стажировку я пошел почти сразу после окончания университета. По специальности я преподаватель математики и информатики, математик. Буквально в последний момент я решил не идти работать в школу или вуз, а попробовать себя в тестировании. Мое образование дало неплохую базу, но никакой специальной подготовки не было. Чтобы попасть на трехмесячную стажировку, нужно было подать заявку, прикрепить резюме и сделать довольно большое тестовое задание. Через пару недель со мной связались и позвали на первое собеседование, затем их было еще три. На собеседованиях задавали вопросы на понимание теории, а начиная со второго — давали потестить конкретные странички.
Для прохождения испытаний мне хватило книги Романа Савина «tестирование dot com» и душевных разговоров со знакомой с релевантным опытом. Стажировка, тем более в крупной IT-компании, — это идеальный способ начать карьеру в тестировании, других рациональных (особенно быстрых и безболезненных) способов я не вижу.
A. Исследователи (1 балл)
Статус: Проверка пройдена
Дан список, в которой хранятся исследователи и топонимы (имена мест) где они бывали. Список имеет следующий формат:
<explorer1>, <toponym1>, <toponym2>, ...], , , ... ]
Надо развернуть этот список, таким образом, чтобы на первом месте оказался топоним, а на остальных исследователи.
Формат ввода
"Mallory", "Everest", "Mont Blanc", "Pillar Rock", "Mawson", "South Pole", "New Hebrides", "Hillary", "Everest", "South Pole"
Формат вывода
"Everest", "Hillary", "Mallory", "South Pole", "Hillary", "Mawson", "Mont Blanc", "Mallory", "Pillar Rock", "Mallory", "New Hebrides", "Mawson"
Андрей Белов, руководитель команды рекрутеров поискового портала в «Яндексе»:
Многие руководители сервисов, ведущие разработчики и другие работники пришли в компанию еще в институте. У нас ценят горящие глаза, желание учиться и свежий взгляд на вещи, а опыт — дело наживное. Сейчас у «Яндекса» несколько десятков проектов для студентов, аспирантов и недавних выпускников. Я расскажу о трех ключевых: это стажировки, профильные школы и Школа анализа данных.
Стажировка подходит тем, кто хочет набраться опыта и узнать, как устроен «Яндекс» изнутри. Ее можно пройти в любое время года. У всех стажеров индивидуальные графики: одни предпочитают работать полный день, другим удобнее приезжать в офис после учебы. Стажеры работают над настоящими, «боевыми» задачами и получают за это зарплату.
Отбор проходит в три этапа. Первый — тестовое задание. Это несколько задач, которые нужно решить, уложившись в отведенное время. Содержание зависит от специальности: у бэкэндеров будут одни задачи, у разработчиков интерфейсов — другие. Если с заданием все хорошо, мы приглашаем на собеседование. Оно проходит в офисе «Яндекса» или по скайпу, если человек находится в другом городе.
Главная задача собеседования — проверить знание алгоритмов и умение программировать. Обычно стажерам предстоят две часовых беседы с экспертами из «Яндекса». Собеседующие могут попросить написать код на бумаге или на доске. Такое «программирование на листочке» — способ проверить, насколько развиты у будущего стажера навыки написания кода. Если человек делает нелепые ошибки на бумаге, он будет делать их и в жизни.
Третий и заключительный этап — встречи с командами «Яндекса», которым требуются стажеры. Члены команд знакомятся с кандидатом, рассказывают о своих проектах и о том, чем именно предстоит заниматься; иногда предлагают решить пару несложных задач. Если по итогам встреч стажера готовы взять к себе сразу несколько команд, он выбирает ту, которая понравилась больше всего.
Помимо стажировок, «Яндекс» организует профильные школы для менеджеров, фронтенд- и бэкенд-разработчиков. Обучение в школах бесплатное, но набор конкурсный: нужно выполнить тестовое задание и пройти собеседование. В школах преподают сотрудники «Яндекса». Программа состоит из двух частей: сначала лекции и практические занятия, потом — командная работа над проектом. Занятия проходят по вечерам и в выходные. Школы подходят тем, кто делает первые шаги в специальности. Так, они могут стать хорошим подспорьем перед стажировкой.
Тех, кому интересна большая наука, мы ждем в Школе анализа данных. ШАД — история не про трудоустройство, а про учёбу: здесь по современным, ежегодно обновляемым программам преподают важнейшие дисциплины компьютерных наук, от машинного обучения до анализа текстов на естественном языке. В Яндексе много выпускников ШАДа — они работают аналитиками, исследователями, системными архитекторами, разработчиками алгоритмов машинного обучения.
Про менторство — раньше и сейчас
В самом начале, во время первой стажировки, я, конечно, хуже представлял, как устроен процесс, и действовал, наверное, более ограниченно. Ставил конкретные задачи с суперидеальной детализацией. Оставлял мало свободы действий, потому что не до конца понимал, что здесь в принципе возможно. Я беспокоился, что, если дать бо́льшую свободу, человек утонет в деталях. Во время второй и третьей стажировок понял, что надо давать каркас и оставлять место для самостоятельной работы. Так стажёр сможет сам узнавать детали и обсуждать их со мной.
Даже если налажен контакт, очень важно не пропустить момент, когда стажёр начинает чувствовать, что не успевает. Важно подбадривать, хвалить, если человек справился со сложной задачей
Особенно, когда он сам чувствует, что сделал что-то крутое. Мне кажется, я научился хвалить только сейчас. Важна золотая середина: хвалить за всё подряд нет смысла, это обесценивает работу.
Еще я понял, что стажёру важно довести большую задачу до конца. Разделить на части и решать задачу за задачей
Видеть результат. Тогда человек чувствует себя комфортно и может двигаться дальше.
Во время стажировки
Дарья Штыркина, руководитель группы подбора стажёров Яндекса
Стажёр в Яндексе — полноценный сотрудник компании, он работает над реальными проектами и получает зарплату. Стажировка длится от трёх до шести месяцев, срок зависит от выбранной нагрузки — 20, 30 или 40 часов в неделю.
В первую очередь стажёр учится взаимодействовать в команде и работать с внутренними сервисами Яндекса. Он изучает документацию, осваивает профессиональные навыки и получает возможность проявить их в проекте.
На протяжении всего пути работу стажёра курирует ментор — руководитель группы или кто-то из старших коллег по команде. Он даёт своему подопечному задачи, контролирует их выполнение и помогает решать сложные кейсы. Максимум от стажировки можно получить, если полностью погрузиться в задачи, не бояться проявлять инициативу и задавать вопросы, а также учиться работать в команде.
Екатерина Стержанова, стажёр направления беспилотных технологий Яндекса с декабря по июнь 2019 года
В команде автономных автомобилей я стала стажёром-разработчиком. Занималась разными вещами: работала с перестроениями, разрабатывала часть визуализации, писала вспомогательные инструменты для разметки проездов (распределения их по определённым категориям для фильтрации и поиска). Кодила на C++ и Python.
В процессе стажировки возникают различного рода вопросы, и самый эффективный способ найти на них ответы — это уточнять у коллег
Поэтому в первую неделю важно наладить связь с командой и со всеми познакомиться. В Яндексе есть кофе-пойнты, это идеальное место для дружеских бесед
Пока знакомишься с командой, фоном нужно изучать рабочие обязанности. Первое время я постоянно читала методички для начинающих разработчиков, там были собраны основные моменты, которые нужны для начала работы. Ментор всегда давал подсказки, помогал разобраться в непонятных вещах — задавать вопросы я могла ему в любое время.
В дальнейшем раз в неделю мы проводили встречи, на которых анализировали результаты моей работы и определяли, куда мне двигаться дальше, чтобы расти в профессиональном плане. Это очень важная часть, потому что стажёры имеют тенденцию неправильно оценивать свою работу. Часто нам кажется, что мы слишком мало сделали и вообще не подходим для выбранного направления, но это не так.
Ментор предлагал задачи, которые коррелировали с тем, как я работала, но в то же время он позволял отказаться и предложить что-нибудь своё. Он давал задачку, я решала её за какой-то срок, потом он спрашивал, насколько она была для меня полезной. В итоге он предлагал мне новые и всё более подходящие задачи, исходя из полученного опыта и моих пожеланий. Это очень круто.
Если говорить про мою работу стажёра, то я чётко понимала, как от качества выполнения моих задач зависит результат. Беспилотники передвигаются по территории Яндекса, и я могла видеть результаты своих трудов на живом примере. Это очень вдохновляло развиваться дальше.
Михаил Климушкин, руководитель группы аналитики мультимедиа
У нас в отделе есть полугодовые интервалы, в рамках которых мы планируем проекты и направления развития. У каждого аналитика есть несколько проектов, которые он делает в течение нескольких месяцев. Как правило, стажёр подключается к задачам ментора и помогает ему распараллелить работу: берёт на себя кодинг, расчёты и сбор данных.
Первая неделя у нас обучающая, чтобы стажёры могли познакомиться с внутренними сервисами, со второй недели начинаются простые задачи, а потом они усложняются, по мере развития навыков стажёра. Если мы видим, что человек справляется, делает быстрее обычного, то даём ему более сложные, интересные и комплексные задачи.
Задачи
На стажировке вам могут попасться самые разные задачи: от исправления багов до написания части функциональности в уже существующем проекте. Это всегда работа с реальным кодом, который пойдёт в продакшн. Уровень задач зависит от навыков стажёра: кто-то выполняет много мелких несложных задач, кто-то выполняет задачи среднего уровня. Есть категория ребят, которым мы можем доверить большую рискованную задачу, которую мы пока не успели сделать.
Задачи, которые мы предлагаем в школе, более «искусственные», не всегда взяты из реальных проектов, хотя и близки к ним. Кроме того, когда мы принимаем человека на стажировку, то мы берём его на конкретный проект. Когда вы поступаете в школу, то вы можете выбрать, каким проектом хотите заниматься, уже в процессе обучения.
Аналитика
Дмитрий Черкасов, руководитель группы разработки антифрода
Чем занимаются стажеры
Мы занимаемся антифродом. Боремся с мошенническими схемами в рекламе и с сеошниками, которые пишут роботов, чтобы те, мимикрируя под человека, задавали запросы и кликали на определенные сайты. Мы долго делали систему, которая позволяет нам на единой инфраструктуре делать антифрод для любого сервиса. Теперь мы можем переиспользовать данные отовсюду.
Сейчас один наш стажер занимается хардкорными доработками этой системы. Нужно запускать систему на новых сервисах, а кроме того — ускорять. Сначала думали давать не очень сложные и не очень важные для продакшена вещи, которые нужны аналитикам, но тут увидели, что человек «жжёт», быстро и хорошо решает задачи. В итоге мы стали поручать ему запуск антифрода для новых сервисов».
Ещё один делает большую задачу в отдельном сегменте антифрода, до которой раньше просто не доходили руки, но она при этом крупная, отделимая. Есть одна старая система, а есть новая, ещё не доделанная. Нужно провести переезд с одной на другую. В перспективе это важный проект, хотя с высокой степенью неопределённости: нужно много общаться, читать непонятный легаси-код, в котором никто особо не разбирается. Мы на финальном собеседовании по-честному сказали стажёру, что задача сложная. Он ответил, что готов, пришёл к нам в команду, и у него всё получилось. Оказалось, что у него есть качества не только разработчика, но и менеджера. Он готов был сам ходить, общаться, узнавать, пинговать.
Переход в штат
Стажёров мы берём так, чтобы в конце стажировки как минимум порекомендовать их в другой отдел. А если человек близок к окончанию вуза, то приятным бонусом является возможность взять его потом в штат к себе.
Как правильно работать со стажёром
Когда вся команда занята крупным проектом, то человек оказывается брошенным. Чтобы такого избежать, мы ещё до найма стажёра обсуждаем, кто его будет менторить. Это ещё и большая прокачка для самого ментора: подготовка к роли тимлида, проверка на способность удержать в голове и свою задачу, и задачу стажёра.
Есть регулярные встречи, на которые иногда хожу и я сам, чтобы быть в курсе. Но совсем регулярно со стажёром общается именно ментор. Он поначалу тратит очень много времени, но это окупается.
Когда стажёр очень компетентен
Предположим, стажёр отлично справляется с задачами и имеет массу перспектив вырасти в хорошего разработчика — пусть даже у него сейчас недостаточно опыта. И предположим, вакансии на бессрочный договор нет. Тогда всё просто: мне нужно идти к своему руководителю и говорить ему — вот очень крутой человек, его надо всеми силами оставлять, давайте предложим ему что-нибудь, найдём, куда его пристроить.
Ошибки, связанные с soft skills
Стажёрам важнее всего уметь работать в команде и быть готовыми быстро учиться, но есть и другие гибкие навыки, которые помогут пройти на стажировку и успешно с ней справиться: гибкость и умение адаптироваться к новым условиям, грамотный тайм-менеджмент и т. д. Если вам их не хватает, то это, скорее всего, проявится уже на собеседовании.
Ошибка 1. Слукавить или, наоборот, поскромничать в резюме
Информацию, указанную в резюме, всегда проверяют в ходе разговора, поэтому лучше писать о тех навыках и знаниях, в которых вы точно уверены. Кроме того, в портфолио стоит рассказать о тех проектах, работа над которыми вам понравилась, даже если это домашний проект или курсовая работа.
Евгений Зарубкин поясняет: «Если в резюме мало информации, то я спрашиваю, есть ли какие-то проекты, которые человек написал просто для себя. Обычно у всех что-то лежит на GitHub или есть университетская работа, про которую забыли упомянуть
Важно не то, серьёзный это был проект или нет, а опыт и увлечённость будущего стажёра»
Ошибка 2. Придумывать ответ на ходу и делать вид, что он уже известен
Собеседование — это не экзамен, и решение всё равно будет приниматься на основе общего впечатления, а не ответа на отдельный вопрос. Стажёры могут что-то не знать или не помнить, и это совершенно нормально
К тому же руководителю важно быть уверенным, что человек в будущем попросит о помощи, если ему это понадобится, а не скроет возникшую проблему
Илья Волков говорит: «Когда кандидат не может решить задачу, я начинаю давать советы и смотрю на то, как человек их воспринимает. Если он понимает подсказки и докручивает решение в верном направлении, то я делаю вывод, что человек хорошо обучаем
Это важное качество»
Ошибка 3. Менять утверждённый план решения, как только в голову пришла новая идея
Сомневаться и всегда пытаться найти оптимальное решение — это отличная привычка для разработчика
Однако при этом важно доносить до других свои планы и светлые идеи. Это даст другим людям возможность поддержать вас и предупредить о возможных трудностях
Максим Зуев рассказывает: «Бывает так, что кандидат по ходу написания кода молча меняет план — и в итоге делает ошибки либо закапывается в новые проблемы
Это плохой сигнал для найма, ведь человек будет делать так и в работе, а в команде очень важно следовать договорённостям и работать прозрачно для других. Новые идеи заслуживают того, чтобы их сразу проговорить»
Ошибка 4. Прийти на стажировку в то место, которое вам недостаточно нравится
Лучше выбрать проект и задачи, которые будут доставлять радость, чем идти стажироваться просто потому, что «так надо». Если вы попадёте в команду, задачи которой вам неинтересны, то рискуете быстро выгореть и разочароваться.
Так, для Ильи Волкова главные качества хорошего стажёра — это огонь в глазах и самобытность. «Разработка — игра головой, поэтому умения просто следовать указаниям недостаточно. Если у человека есть огненное желание работать над конкретными задачами и он с увлечением об этом рассказывает, то это большой плюс».
Максим Зуев всегда прямо спрашивает людей, чего они хотят от работы. Он объясняет это так: «С одной стороны, человек расскажет про свою мотивацию, а с другой — мне станет понятно, будет стажёру интересно работать над моими задачами или нет».
Ошибка 5. Провалить собеседование, упасть духом — и больше не пытаться
В Яндексе есть система, в которой фиксируются результаты бесед со стажёрами
Перед очередной встречей собеседующие посмотрят на результаты ваших предыдущих секций и обратят внимание на то, не повторяете ли вы прошлые ошибки. Если стажёр чего-то не знал, а через полгода вернулся с хорошими знаниями, то это добрый знак: значит, он умеет работать над собой и не боится пробовать снова
Заключение. Как повлиял коронавирус
Когда началась пандемия, команда «Яндекса» перешла на удалённую работу, мы приостановили стажировку и временно закрыли приём заявок. Нам нужно было время, чтобы понять, как организовать работу со стажёрами в дистанционном формате. В июне мы частично возобновили набор. В первую очередь рассматривали кандидатов, которые уже подали заявки до пандемии и находились в процессе отбора.
Чтобы ребята как можно скорее прониклись духом Яндекса и не чувствовали себя оторванными от коллег, мы проводили для стажёров «развлекательно-познавательные четверги». Это встречи в Zoom, на которых сотрудники компании делились опытом и советами, как успешно пройти стажировку или, например, как достойно выступить на соревнованиях по искусственному интеллекту.
Также мы подготовили курс онлайн-лекций по soft skills, во время которого можно было оттачивать полученные навыки на встречах в Zoom. Не забыли и провести традиционный День летнего стажёра, который раньше каждый год проходил в офлайне, а сейчас временно перекочевал в онлайн.