Николай стариков

Иван Соколовский рассказывает о себе

Родился 25 июня 1952 года в с. Немировское Балтского района Одесской области. Мать колхозница, отец агроном. С 10 лет я начал играть на баритоне в самодеятельном духовом оркестре при 8-летней школе села Немировское. Руководил оркестром бывший фронтовик Иван Трофимович Борбела.

Иван Трофимович окончил Балтское педагогическое училище, а в школе преподавал физкультуру, труд и руководил самодеятельным духовым оркестром. Музыкального образования у него не было, и где он познал азы игры на трубе, я не знаю. Но он был настоящим энтузиастом оркестрового дела! Сколько я помню (с 4-го по 8-й класс), наш оркестр обеспечивал все мероприятия в Балтском районе: парады ко дню революции 7 ноября, маевки разных коллективов Балтского района, а сколько свадеб мы переиграли по селам района и за его пределами — не сосчитать.

Мой отец умер, когда мне исполнилось 7 лет, так что Иван Трофимович был для меня настоящим наставником.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Профессия дирижера военного духового оркестра является достаточно редкой, подготовка специалистов направления осуществляется лишь в некоторых вузах нашей страны. Отделения магистратуры по направлению отсутствуют вовсе. Вместе с тем, если Вы желаете продолжить свое профессиональное самосовершенствование, выбор формы послевузовского образования зависит от выбранной сферы деятельности.

Если Вы решили посвятить свою жизнь воинской службе, Вы сможете выбрать адъюнктуру по смежному направлению подготовки. Если же Вы решили посвятить себя исключительно сфере искусства – возможно продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре или докторантуре по направлению «Дирижер академического хора», «Дирижер симфонического оркестра».

 В любом случае продолжение обучения позволит Вам достичь более прочного усвоения теоретических, практических знаний, навыков, обеспечит карьерный рост, научит заниматься научными исследованиями на высоком профессиональном уровне.

В 1988 году я прошел по конкурсу на должность преподавателя кафедры инструментов военного оркестра, а с 1994 по 1998 был старшим преподавателем военно-дирижерской кафедры. Начальником кафедры ИВО в то время был Богданов Л. П., заместителем — Белоглазов Ю. Ф.

Вначале мне «накидали» от всех преподавателей слабых тромбонистов и баритонистов, которые мечтали только о дирижерской карьере. Но работа велась жестко, по принципу А. М. Седракяна: не хочешь заниматься — «двойка». Занимаясь преподавательской работой, я не бросал тромбон и баритон и периодически выступал в качестве солиста на концертах с военными оркестрами Москвы и на госэкзаменах выпускников факультета. Это было хорошим примером для моих студентов.

Являлся участником факультетского брасс-квинтета, организованного преподавателем кафедры ИВО Юрием Лапоревым.

О военных музыкантах России

Наша страна — единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За границей ими становятся люди, уже имеющие высшее музыкальное образование и прошедшие аттестацию по физической подготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов.

Сначала среднее образование — Московское военно-музыкальное училище принимает девятиклассников, после окончания учебы они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны. Такая система обучения и воспитания дает специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри.

Приходя в оркестр лейтенантом, он уже знает, что и как делать. Это положительно сказывается на мастерстве наших оркестров. К примеру, во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов наизусть играют около 40 композиций. Иностранцы удивляются синхронности и красоте исполнения.

Валерий Михайлович Халилов – начальник ансамбля — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, народный артист Российской Федерации, генерал-лейтенант.

Родился в семье военного дирижёра. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте. Окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне – Московское военно-музыкальное училище) и Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. По окончании обучения был назначен военным дирижёром оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.

После того, как оркестр под управлением Валерия Халилова занял I место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа (1980) – стал преподавателем кафедры дирижирования Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

В 1984 году Валерий Халилов переведён в орган управления военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, где служил в качестве офицера военно-оркестровой службы, старшего офицера и заместителя начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 года по 2016 год Валерий Халилов – начальник военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации – главный военный дирижёр.

В апреле 2016 года приказом Министра обороны Российской Федерации Валерий Халилов назначен на должность Начальника ансамбля – художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Валерий Халилов – музыкальный руководитель таких международных военно-музыкальных фестивалей как «Спасская башня» (г. Москва), «Амурские волны» (г. Хабаровск), «Марш столетия» (г. Тамбов) и Международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов – член Союза композиторов России. Его творчество как композитора, в основном, связано с жанрами духовой оркестровой, хоровой, вокальной и камерно–инструментальной музыки.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, КНДР, Ливане, Монголии, Польше, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.

Трагически погиб 25 декабря 2016 г. в результате авиационной катастрофы самолета Ту-154 RA-85572 Министерства обороны России, направлявшегося из аэропорта Адлер в Сирию.

По материалам: Фома, Московский комсомолец, газета “Культура”, радио “Вера”

На эту тему:

II Международный конкурс дирижеров имени Валерия Халилова пройдет в РАМ имени Гнесиных

II Международный Конкурс дирижеров имени Валерия Халилова пройдет в ноябре 2021 года в Москве

Фестивалю детских духовых оркестров «Дальневосточные фанфары» во Владивостоке присвоят имя Валерия Х…

В Москве открыли мемориальную доску в честь военного дирижера Валерия Халилова

Торжественная церемония открытия памятной мемориальной доски Валерию Халилову

В легендарном «Артеке» состоится гала-концерт 500 юных духовиков

Степень: Дирижер военного духового оркестра

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература — профильный предмет, по выбору вуза
  • История — по выбору вуза
  • Творческий экзамен — по выбору вуза

Первые военные оркестры появились еще в эпоху Средневековья. Появление такого оркестра в России связано с именем Ивана Грозного, с указа которого в 1547 году появляется первый придворный военный оркестр. Расцвет европейских духовых оркестров пришелся на эпоху правления и завоеваний Наполеона, который, в свою очередь, признавался, что у него есть только два врага – русские морозы и русские военные марши. Огромный вклад в развитие отечественной военной музыки был сделан Петром III, Екатериной Великой, Николаем II. Данная сфера искусства оставалась одной из приоритетных и во время существования Советского Союза. В нашей стране такая музыка всегда занимала особое место, и сегодня она вновь становится одним из динамично развивающихся направлений музыкального искусства.

От автора

— Иван, не могу не вспомнить добрым словом этого заслуженного и уважаемого человека. На своем военном пути я встречал многих командиров, но таких, как Воронков,— нет. В общении он совершено не военный человек. Всех знал поименно. Помню первую встречу с ним — при поступлении на службу. Неожиданно он спросил: «Кларнет у вас, Борис, деревянный?». Очень любил наш оркестр и его руководителя А. Я. Салика. Нарушив все правила, присвоил ему звание подполковника

Не помню ни одного важного выступления коллектива без его присутствия и напутствия — не говоря о конкурсах военных оркестров округа. Туда он являлся со всей своей свитой — двумя заместителями в звании генерала и тремя–четырьмя полковниками

Комиссию это несколько раздражало, но нам это очень импонировало. Воронков был заботливым начальником, не забывал и о наших жизненных проблемах. Мы получали квартиры. Ровно через три года службы и я получил квартиру в Одессе, а мне было только 24 года.

…В нашем оркестре было немало высококлассных музыкантов. Например, трубачи Вася Пономарчук, Жора Фиткевич, Витя Чарыков, Борис Котов,Роман Велигорский, Сергей Сурмиевич, тубист Коля Мельник, валторнисты Слава Машкевский, Паша Суржиков и Толя Лысак, тромбонисты Леня Захаров, Богдан Сапожников, Толя Швец, Миша Окс и Володя Фандралюк, кларнетисты Саша Маляренко, Ваня Дрангой, Коля Залесов, Сережа Соболев, Саша Гилинец, Володя Паращук, Саша Бардер, Леня Бужилов, Саша Замороко и Володя Клименко, тенорист Коля Царинный, баритонист Василий Гордиенко, Володя Волынец, флейтист Витя Панченко, вокалист Изя Бикван, ударники Толя Бельчиков и Коля Бескровнов, фаготист Саша Орлов, композитор Валентин Дынга — впоследствии народный артист Молдавии.

Всех перечислить невозможно. Оркестр — благодаря стараниям Александра Яковлевича, его умелому подбору исполнителей — был буквально соткан из прекрасных музыкантов. Что и позволяло коллективу на всех конкурсах завоевывать первые места.

— Спасибо, Борис, что напомнил мне музыкантов — всех я бы не вспомнил.

Вспоминая события того времени…

Хочу напомнить, что в то время наш оркестр был на пике своего мастерства. В середине 70-х годов это подтвердила и инспекторская проверка, осуществленная новым начальником военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР Н. М. Михайловым. И на плацу, где мы исполняли строевой репертуар, и на концертном выступлении в зале музыканты демонстрировали высокое мастерство. Тогда в нашем исполнении зввучали такие сложнейшие произведения, как «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина, симфоническая поэма Е. Светланова «Калина красная», несколько сочинений прекрасного одесского композитора, бывшего военного дирижера М. Сафьяна, концерт для квинтета духовых с оркестром А. Арутюняна — солировали В. Панченко (флейта), А. Конько (гобой), В. Пономарчук (труба), С. Машкевский (валторна) и автор этих строк (кларнет).

Н. М. Михайлов дал высочайшую оценку нашему коллективу, объявил всем музыкантам благодарность от имени Министерства обороны СССР. А затем посоветовал начальнику училища Г. А. Воронкову и начальнику военно-оркестровой оркестровой службы округа В. А. Богданову обязательно организовать запись нашего концерта на телевидении. Такая передача вскоре состоялась.

— В этом концерте ты, Иван, уже не участвовал, но я уверен, что ты знал обо всех музыкальных событиях военно-оркестровой Одессы и твоего родного оркестра.

— Да, Борис, я помню отзывы об инспекторской поездке Н. М. Михайлова в Одесский военный округ…

Продолжу свое путешествие по жизни

С 1980 по 1984 я — военный дирижер в Уральском военном округе, в г. Свердловске.

— Ваня, я два года проучился в Уральской консерватории и хорошо знаком с духовиками города. Какие воспоминания оставил в твоей памяти музыкальный Свердловск?

— Увы, Борис, не самые лучшие. Музыкальный Свердловск прошел мимо меня, хотя я знал, что в городе кипит и бурлит эта жизнь почти по-столичному.

Служба в Уральском военном округе, в 34-й мотострелковой дивизии, началась с набора музыкантов (в основном, из солдат срочной службы). До 1980 г. дивизия была кадрированной, а летом 1980 г. ее развернули полностью как боевую единицу. В каждом мотострелковом полку по штату положено иметь оркестр. Вот я и занялся созданием оркестра — баянисты, гитаристы. Работа была адская. Но уже через 6 месяцев оркестр в составе 16 человек мог обеспечивать мероприятия и даже участвовать в парадах Свердловского гарнизона.

Служба начиналась не так, как я себе ее представлял (везет лишь некоторым выпускникам, которые после факультета попадают в штабные или училищные оркестры). Мало того, что мой оркестр состоял из солдат срочной службы, некоторые командиры позволяли себе использовать музыкантов на хозяйственных работах (разгрузка вагонов со щебенкой и т.п.) Приказы министра обороны о запрете использования личного состава оркестра на хозяйственных работах командир части не воспринимал. Я, конечно, не выполнял эти дурацкие приказы.

И вот однажды произошел случай. На построении части один лихой командир полка, подполковник Степанов, подает команду: «Трубадур, ко мне»! Представляешь себе — не старший лейтенант Соколовский, а «трубадур». Я молчу, никак не реагирую. Он еще раз… Начальник штаба полка подходит ко мне и говорит, что командир меня вызывает. Я вышел на середину строя, только когда он назвал мою фамилию. Мне объявили трое суток ареста, по сути, за то, что оркестр не выполнил приказ по разгрузке вагонов со щебнем (за несвоевременную разгрузку командиру полка сделали «втык» из штаба округа). Трое суток ареста этот «прекрасный» командир объявил мне в присутствии 2500 человек. А ведь он должен был объявить наказание только среди офицеров… Я позвонил коменданту Свердловского гарнизона и рассказал ему обо всем. Он сказал, чтобы я эти три дня сидел дома и никуда не выходил, а на третий день подъехал в комендатуру — он поставит печать о том, что я отбывал арест в комендатуре. Хорош был комендант-полковник… К сожалению, я забыл его фамилию.

За время службы в Свердловске остались в памяти фамилии военных дирижеров гарнизона: А. Карпов, А. Бажалкин, В. Соколовский, И. Домну, А. Князьков, Н. Глушенко.

О молитве в военном марше

Скажем, марш “Генерал Милорадович”. Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу “Генерал Милорадович”, зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш.

И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная.

Генерал Милорадович, командуя аарьергардом не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года.

В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую. площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем.

И в этом марше впервые я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

***

Кстати сказать, в марше, в нашем российском и советском, это впервые – внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен.

Так вот этот молебен я сделал – я в Евангелии при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом Вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот такое в течении, я не знаю, по-моему, пяти или четырех с половиной минут, перед Вами пронесется жизнь как бы этого генерала славного Милорадовича.

Вот это марш, это русский марш, я его написал. В нем ничего нет такого предосудительного, касаемого, как говорят, извините за выражение, сапога – такого нет. Это очень такой светский, очень красивый, мне кажется, марш. Его, кстати сказать, многие дирижеры полюбили и часто исполняют, хотя он трудный для исполнения.

Приобретаемые навыки

Военные марши, мелодии осеннего вальса – все это завораживает, а оркестр всегда представляет собой нечто особенное. Военная музыка зародилась и продолжает функционировать в армейской среде, однако, и жизнь обычных людей невозможна без нее. Обладая потрясающей силой, она обладает высокой духовностью, художественностью, наличием особых национальных народных, фольклорных интонаций. Чтобы научиться передавать все нюансы классического и современного марша, будущему дирижеру военного духового оркестра необходимо сформировать ряд ключевых профессиональных компетенций, включая следующие:

  1. Осуществлять дирижирование оркестром, хоровым коллективом, концертным ансамблем с целью музыкального оформления воинских ритуалов, спортивных, культурно-массовых, общественных мероприятий.
  2. Осуществлять руководство военными музыкальными коллективами.
  3. Создавать аранжировки, переложения, обработки для военного духового оркестра посредством использования различных инструментов.
  4. Исполнять отдельные партии, партитуру военного духового оркестра на фортепиано.
  5. Осуществлять обработку произведений танцевального, песенного жанров для военного духового оркестра.
  6. Разучивать строевые песни, проводить занятия, репетиции с сигналистами-барабанщиками воинских подразделений.
  7. Проводить занятия специальной боевой подготовки.

Будущая профессия

Дирижер обязательно знает теорию и историю музыки, обладает чувством ритма, ощущает особенности военной музыки, ее особой гармонии. В обязанности будущего специалиста входит проведение военных парадов, что выдвигает требования высокой мобильности, умения приспособиться к акустическим особенностям, учитывать условия внешней среды к будущему профессионалу.

Дирижер должен виртуозно играть на одном из инструментов, любить музыку и быть готовым посвятить себя ей, проводя не менее двух-трех часов ежедневно на репетициях. Кроме того, в своей творческой деятельности будущему специалисту необходимо учитывать особенности русской ментальности, лирической настроенности народа, находящие свою репрезентацию в музыкальных произведениях. Деятельность дирижера военного духового оркестра заключается в такой организации слаженной игры всего музыкального коллектива, которая позволит передать внутренний смысл произведения, его национальные особенности, эмоции, заложенные автором и вызывающие ответную реакцию слушателей.

Куда поступать

Интерес к созданию новых музыкальных произведений в данной сфере искусства возродился лишь в последние годы. Высокая актуальность специалистов данного направления объясняется рядом факторов, в том числе, — низким уровнем общей музыкальной культуры современного общества, недостаточным уровнем воспитания художественного вкуса. В процессе подготовки будущий дирижер должен получить глубокие теоретические знания, сформировать профессиональные компетенции, развить свои творческие способности. Подготовка специалистов данного профиля осуществляется современными деятелями культуры и искусства на фонических факультетах таких отечественных вузов, как:

  • Московская консерватория имени П. И. Чайковского;
  • Военный университет Министерства обороны РФ;
  • Астраханская государственная консерватория (академия).

Хамовнические казармы

Сегодня Военно-оркестровая служба и Центральный военный оркестр располагаются в старинном здании Хамовнических казарм, построенных до Отечественной войны 1812 года. До революции в них было два гренадерских и один гусарский полки.

Военно-оркестровая служба ВС РФ

В этом здании на Комсомольском проспекте редко бывает тихо: до 15:00 репетирует духовой оркестр, а после — симфонический. На стенах — фотографии руководителей Военно-оркестровой службы, начальников оркестров и капельмейстеров. В кабинете руководителя оркестра всего два портрета — Семен Чернецкий и Василий Агапкин. В углу — инкрустированный позолотой рояль.

Инструмент заметил в одной из воинских частей предыдущий руководитель Военно-оркестровой службы генерал-лейтенант Валерий Халилов. «Он остался с дореволюционных времен, ходил по рукам и оказался в воинской части. Инструмент был в ужасном состоянии, весь черный, грязный, использовался, к великому сожалению, не по назначению. Мы даже не могли представить, какой он красивый, пока не очистили и не отреставрировали», — рассказывает Дурыгин.

По его словам, о том, что рояль — это музейная редкость, музыканты узнали от Святослава Бэлзы, который зашел в гости. Такие рояли XVIII века французской фирмы «Эрарт» можно увидеть только в Музее Глинки. «Мы решили поставить его в кабинете руководителя оркестра. Это наша музейная ценность, мы его бережем, и звучит он великолепно», — поясняет начальник оркестра.

В гости к оркестру заходил не только Бэлза. Военные работали со множеством известных музыкантов, в альбомах фотографии с Дмитрием Шостаковичем, Валентиной Толкуновой, Еленой Образцовой, Иосифом Кобзоном, Тамарой Гвердцители, Ларисой Долиной и многими другими. Любит главный оркестр российской армии и французская певица Мирей Матье.

Оркестр Военно-политической ордена Ленина академии Красной армии с Дмитрием Шостаковичем, 20 декабря 1942 года Военно-оркестровая служба ВС РФ

«Духовая музыка очень котируется за рубежом, — говорит Дурыгин. — Хотя пандемия, конечно, вносит свои коррективы, и многие военные оркестры в мире сейчас не имеют возможности ездить по фестивалям». Но российских музыкантов это не останавливает. Они не только провели единственный военно-музыкальный фестиваль в мире в этом году — «Спасская башня», но и не отказались от программы «Военные оркестры в парках», которая проводится вместе с мэрией Москвы. Москвичи и гости столицы смогли посетить четыре концерта в парках во время пандемии.

Однако музыканты участвуют не только в фестивалях. Как говорят в армии, они выполняют задачи по предназначению в Сирии. Центральный военный оркестр за время проведения операции российских войск против международного терроризма неоднократно выезжал туда, один раз вместе с Иосифом Кобзоном. Сейчас к российской группировке в Сирии на постоянной основе прикомандирован военный оркестр.

В отличие от большинства военнослужащих, кроме полевой, повседневной и парадной формы, артисты имеют ещё и концертную. «Эту форму называют почему-то гренадерская, но это большая ошибка. Это стилизованная форма тамбурмажоров Преображенского полка», — открывает секрет Черток. Форма шьется на каждого музыканта по его размерам и требует особого ухода, потому и хранится в костюмерной.

Музыканты активно следят не только за концертной формой, но и за физической. «Мы сдаем нормативы физической подготовки, как и все наши военнослужащие. Но у нас есть ещё и гражданские служащие. Я им говорю: «Уважаемые друзья, как только у кого-то появляется животик или щечки становятся видны, когда я смотрю на затылок, то, дорогие друзья, — это повод расстаться». И они все физически держат себя в руках. Но начинаю с себя, конечно», — смеется начальник оркестра.

Он уверен, что задача военного музыканта не только на высоком профессиональном уровне исполнять музыку, но и быть красивым и подтянутым. Хотя хорошая физическая форма и здоровье нужны музыкантам не только для красоты. Военный оркестр играет в любую погоду. Сейчас приказом министра обороны РФ определено, что играть можно до минус 15 градусов. По словам Дурыгина, раньше духовые оркестры играли и при минус 30 градусах. Для того чтобы инструменты не замерзали, заливают спирт. «В инструменты, не в музыкантов, — шутит Дурыгин. — Но после минус 15 спирт, смешиваясь с влагой, тоже начинает замерзать, и звучание уже не такое хорошее».

Раньше у музыкантов на морозе и губы примерзали к инструментам, сейчас есть специальные пластиковые мундштуки. «Но, конечно, музыканты, особенно на Урале и за Уралом, когда есть какие-то серьезные мероприятия, в любом случае выходят и играют. Когда говорят: «Братцы, надо». Братцы выходят и играют», — заключает Дурыгин.

Как поступить в учебное заведение

Для поступления в это учебное заведение необходимо подать полный пакет документов в военкомат по месту жительства или начальнику военной части (для действующих военнослужащих) – до 20 мая года поступления. После рассмотрения предоставленного пакета документов, абитуриенту будет выслано приглашение для прибытия к месту проведения вступительных испытаний.

Требования к поступающим

К обучению допускаются как юноши, так и девушки. Требования к курсантам военных ВУЗов едины и содержатся в пункте 1 статьи 35 ФЗ №53 от 1998 года «О воинской обязанности и службе». Обязательные критерии для всех кандидатов на поступление:

  • наличие гражданства Российской Федерации;
  • образование – среднее общее (полное) или средне-специальное. Кандидаты с высшим гражданским образованием любой направленности не рассматриваются к поступлению;
  • возраст для не проходивших службу по призыву – от 16 до 22 лет, для прошедших срочную службу – до 24 лет, для военнослужащих по контракту (не офицеров) – до 27 лет. Возраст определяется по количеству полных лет на 1 августа года поступления;
  • наличие решения военкомата по месту жительства и приемной комиссии института о пригодности к обучению;
  • отсутствие судимости, нахождения под следствием или факта отбывания наказания в местах лишения свободы;
  • для специальности «Переводоведение» и «Национальная безопасность» наличие допуска к государственной тайне. Этот документ оформляется в военкомате по месту жительства кандидата;
  • для специальности «Дирижирование» владение навыками игры на любом инструменте, входящем в состав духового оркестра. Уровень владения определяется согласно требованиям ФГОС СПО «Инструментальное исполнительство».

На отдельные специальности принимаются кандидаты из числа офицеров. Требования к этой категории поступающих:

  1. Наличие высшего военного образования.
  2. Срок службы в Вооруженных Силах Российской Федерации не менее 7 лет. Период рассчитывается с момента окончания ВУЗа.
  3. Звание – не ниже «капитана».
  4. Нахождение на должности для звания «майора» или выше не менее одного года;
  5. Согласие заключить контракт на срок обучения в институте и дополнительно на 5 лет после его окончания.

Документы для поступления

Все кандидаты составляют рапорт с прошением о допуске к вступительным испытаниям и прилагают к нему следующие документы:

  • копию свидетельства о рождении и общегражданского паспорта;
  • автобиографию, написанную от руки абитуриентом;
  • характеристику от непосредственного руководителя (директора школы) с последнего места учебы, работы или службы;
  • копию документа, подтверждающего уровень полученного ранее образования. Для лиц, имеющих неполное образование, обязательно предоставление справки об успеваемости;
  • карту психологического отбора. Этот документ составляется сотрудниками военкомата;
  • медицинские документы: заключение врачебной комиссии о группе годности и прилагающиеся к нему справки и выписки;
  • заверенные фотографии размером 4,5х6 см в количестве трех штук;
  • документы, для льготных категорий поступающих.

Какие нужно сдавать экзамены и нормативы

Отбор абитуриентов осуществляется в несколько этапов:

  1. Пригодность по медицинским показателям и состоянию здоровья.
  2. Психологическое тестирование и определение профессиональной пригодности.
  3. Вступительные испытания по общеобразовательным предметам.
  4. Сдача нормативов физической подготовки.
  5. Оценка творческой подготовленности для поступающих на специальность «Дирижирование».

Вступительные испытания по общеобразовательным предметам для абитуриентов разных специальностей:

  • «Военная психология» – биология, математика, русский язык;
  • «Военная журналистика» – литература, история, русский язык;
  • «Психология девиантного поведения» и «Национальная безопасность» – обществознание, русский язык, история;
  • «Экономическая безопасность» – математика, обществознание, русский язык;
  • «Переводоведение» – иностранный и русский язык, история;
  • «Дирижирование» – литература, русский язык, история, творческий экзамен.

Обязательным для всех абитуриентов является сдача нормативов общей физической подготовки:

Упражнение Нормативы для юношей Нормативы для девушек
Подтягивания (кол-во повторений) 4-30
Подъем туловища из положения лежа (кол-во повторений за 1 мин) 18-55
Бег на 100 м (сек) 15,4-11,8 19,6-14,8
Бег на 3000 м (мин и сек) 14,56-10,30
Бег на 1000 м (мин и сек) 5,20-3,40
Плавание 100 м вольным стилем (мин и сек) 2,24-1,00 3,53-1,25
Плавание 100 м брассом (мин и сек) 2,40-1,16 4,13-1,45

Условия поступления

Военные духовые оркестры имеют огромный репертуар произведений, создаваемых ведущими композиторами специально для них, включают в свой состав медные, ударные, деревянные духовые инструменты. Управление всеми этими инструментами осуществляется дирижером. Профессия требует от специалиста определённого музыкального таланта, умения выполнять организаторские функции, глубоких теоретических знаний. Для поступления на обучение на выбранную специальность военному дирижеру необходимо сдать вступительные испытания по следующим дисциплинам:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • история;
  • творческий экзамен (коллоквиум, теория музыки или др.).

Франц Шуберт, симфония си минор («Неоконченная»)

В заключение очерка вернемся в Одессу 1978 года. За пультом молодой и статный дирижер, стажер института военных дирижеров. Звучит «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта.

Жаль, что кроме исполнителей и экзаменаторов, никто на этом исполнении не присутствовал. Они многое потеряли. Оркестр звучал превосходно, его уверенно вел за собой наш друг и будущий офицер военно-оркестровой службы дирижер Иван Соколовский.

«У тебя, Иван, большое будущее», — сказал после экзамена Александр Яковлевич Салик. И в этом он не ошибся!

— Что ты считаешь самым значительным в своей жизни? — спрашиваю я у своего друга Ивана Соколовского в завершение беседы.

— Даже не знаю, что ответить: все обычно, как и у всех, в основном. Хотя, пожалуй, институт военных дирижеров. И встречи с большими музыкантами в его стенах. И учеба, и годы работы… И, конечно, мой любимый тромбон!

Борис Турчинский, июль 2020

Книги, очерки, статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector