Дирижёр
Содержание:
- Николаус Арнонкур (Nikolaus Harnoncourt) (род.1929)
- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕМЛЕВСКОГО ОРКЕСТРА
- ДУХОВАЯ МУЗЫКА В КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ
- ДУХОВАЯ МУЗЫКА В ПАРКАХ
- ФЕСТИВАЛИ ДУХОВОЙ МУЗЫКИ
- ДУХОВАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Описание профессии
- Сергей Кусевицкий
- История профессии
- Личная жизнь
- Становление дирижерского искусства
- Лучшие вузы для обучения
- Любимая оперетта Гитлера и Сталина
- Германия
- Палочка дирижера – волшебная палочка
- Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini) (1914-2005)
- К чему стоит приготовиться, решив стать дирижером?
- Творчество
- Известные дирижеры России
- Клаудио Аббадо (Claudio Abbado) (род.1933)
- Сэр Саймон Рэттл
- Перспективы профессии
- Кому подходит
Николаус Арнонкур (Nikolaus Harnoncourt) (род.1929)
Николауса Арнокура по прову можно назвать одной из ключевых персон музыкальной жизни Европы и всего мира. Этот великий дирижер является потомком одного из самых родовитых европейских аристократических фамилий.
Рыцари-крестоносцы и поэты, политики из рода Арнонкуров оказали значительное влияние на течение европейской истории, начиная с XIV века.
Арнонкур привык смотреть на свое искусство глобально. В число его самых значительных проектов, воплощенных им в сотрудничестве с известнейшими оркестрами мира, можно отнести цикл симфоний Бетховена, опер Монтеверди, кантат Баха.
Кроме того, Арнонкур является оригинальным интерпретатором Верди и Яначека.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕМЛЕВСКОГО ОРКЕСТРА
КОЛОТУШКИНАндрей Алексеевичзаслуженный артист России | ЧУДОВСКИЙКонстантин Юрьевич | КОНОНОВАВера Владиславовна |
ДУХОВАЯ МУЗЫКА В КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ
Ключевой задачей Государственного Кремлёвского оркестра является исполнение оригинальной духовой музыки, а также произведений для солирующих духовых инструментов, в лучших концертных залах российских городов.
В настоящее время у российской аудитории духовая музыка ассоциируется в основном с исполнением маршевой музыки, вальсов, а также переложений симфонических произведений. Однако в мировой сокровищнице лучших музыкальных образцов есть немало блистательных произведений, написанных специально для духовых оркестров, и целая россыпь изумительных концертов для самых разных солирующих духовых инструментов. Отдельного внимания заслуживает творчество современных композиторов, которые создают достаточно много актуальной музыки для духовых ансамблей и оркестров.
Одним из первых оригинальных произведений для духового оркестра считается Сюита № 1 Es-dur Густава Холста, написанная в 1909 году. Впоследствии многие композиторы стали писать специально для духовых оркестров, среди них — Николай Мясковский, Игорь Стравинский, Пауль Хиндемит и другие. Среди авторов концертов для солирующих духовых инструментов Вольфганг Амадей Моцарт, Йозеф Гайдн, Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Николай Римский-Корсаков и другие.
ДУХОВАЯ МУЗЫКА В ПАРКАХ
Исполнение духовой музыки в парках — это прекрасная традиция, ее сохранение и развитие является одной из первоочередной задачей Государственного Кремлёвского оркестра.
Когда-то в любом, даже самом маленьком, городе России по выходным дням, по праздникам и просто вечерами в парках и садах звучали духовые оркестры. Люди их любили, специально приходили слушать старинные марши, петь любимые песни, танцевать под звуки вальсов…
В России исполнять духовую музыку в парках начали еще во времена правления императора Александра III, который был большим знатоком духовой музыки и прекрасно играл на трубе и валторне. Благодаря личному примеру императора духовые оркестры начали пользоваться большой популярностью, и вскоре их музыку можно было услышать в каждом российском городе.
Выступления духовых оркестров на открытом воздухе всегда создают праздничное настроение и привлекают большую аудиторию слушателей. И поэтому в советскую эпоху, особенно в послевоенное время, любовь к духовой музыке стала поистине всенародной.
В настоящее время в России вновь становится чрезвычайно популярным отдых в парках. И совершенно очевидно, что духовая музыка может и должна стать одним из важнейших атрибутов современной парковой культуры.
Для развития и популяризации традиций исполнения духовой музыки в парках Государственный Кремлёвский оркестр России выступает в парках и скверах Москвы.
Среди площадок, где проходят подобные концерты — ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» ВДНХ, ЦПКиО имени Горького, парк «Сокольники», Музеи-заповедники «Коломенское» и «Царицыно», парк «Митино», Усадьба «Захарово».
ФЕСТИВАЛИ ДУХОВОЙ МУЗЫКИ
Фестиваль — это демонстрация достижений и возможностей в праздничной атмосфере для широкой аудитории, поэтому участие в фестивалях является одной из ключевых задач Государственного Кремлёвского оркестра.
Широкий репертуарный диапазон, многообразие участников и формы мероприятий (концерты в залах, на открытом воздухе, парады, мастер-классы и лекции) делают фестивали необычайно яркими и привлекательными музыкальными событиями!
ДУХОВАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Дети и подростки — важнейшая часть целевой аудитории Государственного Кремлёвского оркестра, ведь именно в раннем возрасте закладывается любовь к музыке, творчеству, прекрасному, и открываются новые таланты.
Формат концертных программ Государственного Кремлёвского оркестра для детей школьного возраста можно определить как урок-концерт. Это не просто виртуозное исполнение оркестром музыкальных произведений перед юными слушателями, но также и увлекательный рассказ профессиональных артистов об особенностях и взаимосвязях музыкальных стилей и жанров, о композиторах и их творчестве, своеобразное путешествие сквозь различные музыкальные эпохи.
Работа с детьми и для детей рассматривается Государственным Кремлёвским оркестром как основа для естественного развития и расширения профессиональной среды музыкантов-духовиков, а также для формирования значительной постоянной зрительской аудитории в будущем.
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.
У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.
Можно выделить два основных вида дирижирования:
- оркестровое (управление инструменталистами);
- хоровое (работа с вокальными исполнителями).
Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.
Сергей Кусевицкий
Родился: 26 июля 1874 г.
Умер: 4 июня 1951 г.
Уже в 12 лет Кусевицкий дирижировал небольшим оркестром, заполняя антракты в представлениях приезжих губернских звезд из Твери. Сергей мог играть на множестве музыкальных инструментах, но денег это не приносило. В 14 лет Сергей тайно покинул дом и отправился в Москву, где хотел выучиться на дирижера, но опоздал на прием и сдал документы в класс контрабаса. Вскоре Кусевицкий начал играть в оркестре оперного театра Мамонтова, а в 1894 году его приняли в Мариинский театр.
За небольшой промежуток времени Сергей стал популярным музыкантом, чья потрясающая игра на контрабасе поражала всех слушателей. Благодаря отцу своей жены Кусевицкий воплотил свою главную мечту — стать дирижером. Дебют Сергея состоялся в Берлине, где оркестр под его управлением сыграл «Ромео и Джульетту». Вскоре Кусевицкий основал собственный симфонический оркестр, а позже возглавил Государственный оркестр в Санкт-Петербурге.
Кусевицкий обладал настоящим даром и тонким чувством музыки. Он постоянно совершенствовался и никогда не стоял на месте. Кусевицкий не только играл и дирижировал, но и сам писал музыку. Самое популярное произведение музыканта — «Пассакалия на русскую тему». Последний концерт Сергея состоялся в 1951 году в Сан-Франциско, где он дирижировал под музыку Чайковского и Прокофьева. Скончался великий дирижер в 1951 году. За свои 75 лет жизни Кусевицкий внес огромный вклад не только в музыку, но и в становление многих культовых личностей в музыкальной области, за что и получил множество наград и премий.
Послушайте, как звучит написанная Сергеем Кусевиким музыка:
История профессии
Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.
Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.
В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.
Личная жизнь
У Гергиева были увлечения в молодости, в основном оперными певицами. Но мать каждый раз просила сына подумать, какой та будет матерью и женой, поэтому дирижер не спешил к кардинальным переменам в личной жизни.
С будущей женой дирижер познакомился в 1998 году на музыкальном конкурсе в Санкт-Петербурге. Осетинка Наталья Дзебисова, выпускница музыкального училища имени Валерия Гергиева во Владикавказе, попала в число лауреатов и, сама того не ведая, завоевала сердце маэстро. Роман вспыхнул сразу, но первое время молодые встречались тайно. Наталья была вдвое моложе Валерия.
Валерий Гергиев сейчас
В 1999 году влюбленные поженились — свадьбу праздновали во Владикавказе с размахом. На торжество съехались более тысячи гостей из разных уголков России и СНГ. Через год в семье родился первенец Абисал. В 2001 году появился на свет второй сын Валерий, а в 2003 году — дочь Тамара. Семейные фото маэстро нередко появляются в Сети. Журналисты писали также, что у Валерия Гергиева есть внебрачная дочь Наталья, которая родилась в 1985 году от связи с филологом Еленой Остович.
Становление дирижерского искусства
С развитием симфонической музыки усложнялось ее содержание, обогащались выразительные средства. Прежний руководитель, играющий в ансамбле и одновременно дающий указания музыкантам, уже не мог осуществлять сложные и многообразные функции управления оркестром.
К середине XVIII века функции руководителя перешли к музыканту, не принимавшему непосредственного участия в ансамблевой игре. Считается, что первый дирижер, ставший на специальный помост – это Иоганн-Фридрих Рейхардт (1752-1814).
Уже в начале XIX века дирижирование стало самостоятельным видом исполнительского искусства. Успешно выступавшие на этом поприще композиторы (Вебер, Мендельсон, Берлиоз, Лист, Вагнер) выдвинули новое требование к руководителю оркестра: дирижер – профессионал.
Постепенно утвердился новый способ дирижирования, сохранившийся до наших дней. Дирижер становится лицом к оркестру, а не к публике (первым это сделал Рихард Вагнер), и управляет оркестровым коллективом при помощи палочки (приоритет в этой области принадлежит немецкому скрипачу и композитору Л. Шпору).
Лучшие вузы для обучения
Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:
- Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
- Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
- Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.
В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.
Любимая оперетта Гитлера и Сталина
— Сейчас наметилась тенденция — дирижер становится вровень с творцом, с автором. Как вы к этому относитесь?
— Я считаю, это в корне неправильно. Вы не можете, читая книгу, переиначивать ее текст. Вы ее не писали, какое вы имеете право? Это не ваши мысли. Вы можете ее читать с разной выразительностью, по-разному расставлять акценты, но вы должны следовать тексту, следовать характеру.
Как долго интерпретации дирижеров остаются в памяти слушателей?
Сейчас мир очень быстро меняется — единицы будут помнить концерт через пять лет, через 10-15 — никто.
Поэтому записи чрезвычайно важны, это то, что остается в истории. Плюс это лучшая реклама любого оркестра. Благодаря записям того же Шостаковича оркестр Ливерпуля впервые за свою 170-летнюю историю поехал в Японию. Один из японских миллионеров, купив диск, решил, что этот оркестр выступит в Японии, и мы исполняли там 10-ю симфонию Шостаковича.
Я надеюсь продолжать записи с Госоркестром. В министерстве культуры мы обсуждали большой проект — запись полной антологии русской музыки. Подобную когда-то записывал Евгений Светланов, но с тех пор прошло пятьдесят лет. Качество, носители и технологии шагнули далеко вперед. К сожалению, многое из той антологии было утеряно или продано в 90-е. Светланов не сумел записать какие-то вещи в силу того, что некоторые произведения были не очень угодны, сейчас у нас есть возможность записать практически любое сочинение. Надеюсь, при поддержке государства удастся осуществить этот проект уже в современных форматах.
— В проекте «Все симфонии Шостаковича» концертного зала «Зарядье» вы исполняете 7-ю (Ленинградскую) симфонию. Давайте поговорим о ней отдельно.
— Главная тема первой части 7-й симфонии (тема нашествия — Прим.ред.) взята из оперетты Легара «Веселая вдова» и называется «Сюда идет Максим». По легенде семьи Шостаковичей, это была домашняя песня, и ее начинали напевать, когда Максим — сын Шостаковича, в 1942-м году совсем маленький, начинал бедокурить.
Дмитрий Шостакович во время репетиции 7-й симфонии в Новосибирске. Июль 1942 г.
Вторая версия — эта оперетта была одним из любимых произведений как Гитлера, так и Сталина, и они хорошо знали эту песню. Именно от этой версии пошли корни споров: какую силу имел в виду Шостакович — фашизм или сталинизм
Для меня это не так важно — это бесчувственная формалистическая сила, которая сметает любые человеческие отношения. Шостакович был в начале блокады в Ленинграде и видел, что там происходило, как по-разному проявляли себя люди — были как акты героизма, так и акты каннибализма
В первый, самый страшный год блокады из начальников города никто не похудел, в то время как люди умирали целыми семьями.
Моя бабушка пережила блокаду, и она просто замолкала, когда я просил ее хоть что-то рассказать.
Для многих ленинградцев это было табу. Все то, что произошло – это результат той механической безликой всепоглощающей бездушной силы.
На мой взгляд, в 7-й симфонии «жемчужина» — это вторая, медленная часть. Первая часть — оркестрово великолепно выстроенная технология, я как музыкант-профессионал уважаю ее за конструктивизм. А вот соединение разных характеров во второй части, то, как мелодии переходят одна в другую, как они формируют большую форму — это действительно гениально.
Я часто и всегда с большим воодушевлением исполняю 7-ю симфонию. Ее очень сложно поставить в репертуар, потому что это дорого — минимум 16 приглашенных медных инструментов плюс огромный оркестр. Мы предложили ее залу «Зарядье», они сразу согласились. Возможно, исполним с Госоркестром еще и 9-ю. Планирую и другие симфонии Шостаковича исполнять в следующих сезонах.
Василий Петренко. Фото: Вера Журавлева
Германия
Город | Оркестр | Дирижер | Национальность |
Бамберг | Бамбергский симфонический оркестр | Якуб Хруша | чешский язык |
Берлин | Берлинский филармонический оркестр | Кирилл Петренко | русский |
Берлин | Симфонический оркестр Берлинского радио | Владимир Юровский | русский |
Берлин | Немецкий симфонический оркестр Берлина | Робин Тиччати | Британский |
Берлин | Концертхаусорчестер Берлин | Кристоф Эшенбах | Немецкий |
Берлин | Staatskapelle Berlin | Даниэль Баренбойм | Аргентинский |
Бремен | Deutsche Kammerphilharmonie Bremen | Пааво Ярви | эстонский |
Кёльн | Gürzenich Orchestra Кельн | Франсуа-Ксавье Рот | французкий язык |
Кёльн | WDR Funkhausorchester | Франк Штробель | Немецкий |
Кёльн | Симфонический оркестр WDR Кёльн | Кристиан Макелару | румынский |
Дортмунд | Дортмундерский филармонический оркестр | Габриэль Фельц | Немецкий |
Дрезден | Дрезденский филармонический оркестр | Марек Яновски | Польский |
Дрезден | Государственная капелла Дрездена | Кристиан Тилеманн | Немецкий |
Эссен | Эссенская филармония | Томаш Нетополь | чешский язык |
Франкфурт | Франкфуртская опера — оркестр музеев | Себастьян Вайгле | Немецкий |
Франкфурт | hr-Sinfonieorchester | Ален Алтыноглу | французкий язык |
Галле | Staatskapelle Halle | (должность вакантна) | |
Гамбург | Гамбургер Симфоникер | Сильвен Камбрелинг | французкий язык |
Гамбург | Симфонический оркестр NDR | Алан Гилберт | Американец |
Ганновер | НДР Радиофилармония | Эндрю Манце | Британский |
Гейдельберг | Филармонический оркестр Гейдельберга | Элиас Гранди | Немецкий |
Херфорд | Нордвестдойче филармония | Ив Абель | Канадский |
Hilchenbach | Филармония Südwestfalen | Чарльз Оливьери-Манро | Мальтийский |
Йена | Jenaer Philharmonie | Саймон Гауденц | Швейцарский |
Карлсруэ | Badische Staatskapelle | Джастин Браун | Британский |
Кобленц | Государственный оркестр Рейнской филармонии | Гарри Уокер | Британский |
Констанц | Südwestdeutsche Philharmonie Konstanz | Ари Расилайнен | Финский |
Людвигсхафен-на-Рейне | Государственная филармония Рейнланд-Пфальц | Майкл Фрэнсис | Британский |
Лейпциг | Лейпцигский Гевандхаус Оркестр | Андрис Нельсонс | Латышский |
Лейпциг | Симфонический оркестр MDR Leipzig Radio | Деннис Рассел Дэвис | Американец |
Любек | Филармонический оркестр Hansestadt Lübeck | Рюсукэ Нумаджири | Японский |
Мюнхен | Симфонический оркестр Баварского радио | Сэр Саймон Рэттл (назначен, вступает в силу с 2023 г.) | Британский |
Мюнхен | Баварский государственный оркестр | Владимир Юровский | русский |
Мюнхен | Мюнхенский камерный оркестр | Александр Либрейх | Немецкий |
Мюнхен | Мюнхенский филармонический оркестр | Валерий Гергиев | русский |
Мюнхен | Оркестр Мюнхенского радио | Иван Репушич | хорватский |
Мюнхен | Мюнхенский симфонический оркестр | Кевин Джон Эдусей | Немецкий |
Нюрнберг | Нюрнбергский симфонический оркестр | Кахчун Вонг | Сингапурский |
Recklinghausen | Neue Philharmonie Westfalen | Расмус Бауманн | Немецкий |
Штутгарт | Штутгартский филармонический оркестр | Дэн Эттингер | Израильский |
Веймар | Staatskapelle Weimar | Доминик Бейкирх | Немецкий |
Вупперталь | Sinfonieorchesters Wuppertal | Патрик Хан | Австрийский |
Палочка дирижера – волшебная палочка
При управлении оркестром дирижер, как правило, пользуется дирижерской палочкой.
С ее помощью задается ритмический рисунок, показываются вступления и требуемая громкость для всех инструментов оркестра. Дирижерская палочка стала использоваться не сразу – ей предшествовали другие предметы и способы управления музыкантами. До XIX века ее роль играли баттута или смычок скрипки. Первая представляла собой большую палку, которой дирижер ударял о землю, указывая ритм и темп звучания. Баттута была несовершенна, ее звук часто заглушал звучание музыки.
В симфонических оркестрах XVII-XVIII вв. роль дирижера часто играла первая скрипка — главный музыкант оркестра
С помощью смычка он показывал вступление и основные моменты, на которые нужно было обратить внимание при исполнении музыки
При расширении оркестра первая скрипка не всегда могла справиться с задачей координации всего коллектива, поэтому дирижер стал обязательным его руководителем. Волшебная палочка дирижера приходит ему на помощь – ее волшебство состоит в полной беззвучности, но точнейшей красноречивости – на нее ориентируется весь оркестр. При этом сама она – скорее символ, ведь каждый дирижер может руководить музыкантами и без нее.
Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini) (1914-2005)
Этот прославленный дирижёр получил мировую известность по большей части как интерпретатор немецко-австрийской симфонической музыки 18―19 ст., а также опер Верди и Моцарта.
Несмотря на то, что его оперная продукция с одной стороны не так значительна, он по сей день остается одним из крупнейших протагонистов музыкальной интерпретации прошлого столетия: стоит хотя бы вспомнить “Короткую жизнь” или “Итальянку в Алжире”.
Карло Мария Джулини много дирижировал произведений Верди, тяготел к русской музыке, восхищался композиторами XVIII века.
Интересы великого мастера были на редкость широки, его симфонический репертуар на самом деле неохватен, а его творческая биография длинна и наполнена громкими профессиональными достижениями.
К чему стоит приготовиться, решив стать дирижером?
Стоит сказать, что дирижеры относятся к редкой и специфической профессии. Однако это не мешает им находить свою нишу в мире музыки. Но все же об этом стоит позаботиться еще во время учебы в консерватории.
Все дело в том, что новичка не поставят руководить оркестром или хором, а потому нужно успеть набраться достаточно опыта, чтобы быстрее освоиться.
Если говорить о карьере, то тут все зависит от разрядов. Например, достигнуть 9 или13 разряда потребуют массу работы над собой и расширением своих возможностей. Не помешает талант и длительный стаж работы.
Теперь вы знаете о профессии дирижер кто это, какие требования ему предъявляются и что должен знать и уметь.
Творчество
Трудовая биография Карла Ильича началась в 1929 году в оркестре Театра музыкальной комедии. В 1931 году Элиасберг перешел в концертный ансамбль Ленинградского радио, вскоре трансформировавшийся в симфонический оркестр, а в 1937 году возглавил коллектив.
До войны уроженец Минска дирижировал записью музыки ко многим советским кинофильма. В частности, именно оркестру Элиасберга Исаак Дунаевский доверил записать музыкальное сопровождение к картине «Концерт Бетховена», образы юных персонажей которой создали будущий чемпион СССР по шахматам Марк Тайманов и будущий композитор Исаак Шварц. Критики считают, что Карл Ильич в студийной записи интерпретировал «Еврейский танец» из музыки Дунаевского к фильму «Искатели счастья» интереснее и убедительнее, чем сам автор.
В годы блокады коллектив Элиасберга остался единственным оркестром в осажденном Ленинграде и выступил на концертных площадках и в эфире Ленинградского радио несколько сотен раз. 27 декабря 1941 года музыканты под управлением Карла Ильича дали концерт, транслировавшийся на Швецию, под названием «Ленинград живет и борется». Затем в концертной деятельности наступил трехмесячный перерыв. В январе 1942 года Элиасберг с женой получили от председателя Ленинградского радиокомитета Виктора Ходоренко путевки в стационар дистрофического госпиталя, в который превратилась гостиница «Астория».
Весной 1942 года руководство города на Неве выступило с идеей возродить оркестр и исполнить Седьмую симфонию Шостаковича. Выбор произведения обусловило то, что три из четырех частей композитор закончил в осажденном Ленинграде к сентябрю 1941 года и лишь четвертую дописал в эвакуации в Куйбышеве.
Карл Элиасберг репетирует симфонию Дмитрия Шостаковича №7 «Ленинградская»
К весне 1942 года из 100 музыкантов оркестра в городе оставались только 27. Кто-то воевал с винтовкой в руках на фронтах, кто-то погиб, кто-то умер от истощения. Коллектив собирали по крупицам, возвращая музыкантов в том числе из действующей армии. Барабанщика Жавдета Айдарова, упавшего в голодный обморок, Элиасберг нашел уже в морге и вернул к жизни.
Первая репетиция длилась всего 15 минут. Но через несколько месяцев благодаря железной воле Карла Ильича и обедам, получаемым в столовой горсовета, музыканты репетировали уже по 5-6 часов.
Премьеру симфонии в Ленинграде наметили на 9 августа 1942 года. Именно в эту дату, как бахвалилось гитлеровское командование в 1941-м, в городе на Неве фашисты должны были отмечать свою победу концертами классической музыки.
На концерте в Ленинградской филармонии присутствовал командующий Ленинградским фронтом генерал-майор Леонид Говоров. Чтобы защитить музыкантов и слушателей от бомбежки, советская армия в день концерта начала операцию «Шквал». Исполнение симфонии Шостаковича коллективом Элиасберга, транслировавшееся по радио и через громкоговорители, показало: осажденный город не сломлен.
После войны Карл Ильич осуществил студийные записи произведений Сергея Танеева и Анатолия Лядова, Густава Малера и Йозефа Гайдна. Однако вернувшийся из эвакуации дирижер Евгений Мравинский сумел вытеснить Элиасберга на вторые роли в музыкальной жизни Ленинграда и отодвинуть соперника от активной концертной деятельности.
Известные дирижеры России
Музыка, особенно оперная, состоит из множества компонентов. Здесь и оркестр, включающий в себя разнообразные инструменты: духовые, струнные, смычковые, ударные. Солисты, исполнители вокальных партий, хор и другие участники спектакля. Разрозненные фрагменты оперного представления в одно целое объединяют режиссер спектакля и дирижер оркестра. Причем последний активно участвует в действии от начала и до конца. В России есть дирижеры, которые своей музыкой направляют оперу по тому единственно верному пути, который приводит зрителя к настоящему искусству.
Известные дирижеры России (список):
- Александров Александр Васильевич.
- Башмет Юрий Абрамович.
- Безродная Светлана Борисовна.
- Богословский Никита Владимирович.
- Броневицкий Александр Александрович.
- Василенко Сергей Никифорович.
- Гаранян Георгий Абрамович.
- Гергиев Валерий Абисалович.
- Горенштейн Марк Борисович.
- Дягилев Сергей Александрович.
- Евтушенко Алексей Михайлович.
- Ермакова Людмила Владимировна.
- Кабалевский Дмитрий Борисович.
- Кажлаев Мурад Магомедович.
- Коган Павел Леонидович.
- Лундстрем Олег Леонидович
- Мравинский Евгений Александрович.
- Светланов Евгений Федорович.
- Спиваков Владимир Теодорович.
Каждый известный российский дирижер может успешно руководить любым зарубежным симфоническим оркестром, для этого достаточно нескольких репетиций. Профессионализм музыкантов помогает преодолеть и языковой барьер, и разницу стилей.
Клаудио Аббадо (Claudio Abbado) (род.1933)
Клаудио Аббадо в своем творчестве обращается к композициям разных эпох и стилистических направленностей, в том числе к сочинениям композиторов 20 столетия, среди которых Шёнберг, Ноно Берио, Штокхаузен, Мандзони. Также Аббадо получил известность благодаря постановкам бессмертных опер Верди.
В дискографии итальянского мастера – полное собрание симфонических произведений Бетховена, Равеля, Чайковского и др.
Аббадо был награждён большим количеством наградам, среди которых Большой Крест Итальянской республики, Орден Почётного Легиона, Большой Крест “За заслуги” ФРГ и прочие.
Сэр Саймон Рэттл
Саймон Рэттл родился 19 января 1955 года в Ливерпуле. В 1971 году он поступил в Королевскую академию музыки. В 1974 году он победил на конкурсе дирижеров Джона Плейера и стал помощником дирижера Борнмутского симфонического оркестра. Через три года Рэттл занял такой же пост в Королевском филармоническом оркестре Ливерпуля, а в 1980 году стал главным дирижером и художественным советником симфонического оркестра Бирмингема. В 1990 году он занял пост музыкального директора оркестра Бирмингема. В 1994 году «за служение музыке» Саймон Рэттл был удостоен рыцарского титула. Под его руководством репутация оркестра Бирмингема значительно возросла. В 1999 году оркестр получил новый концертный зал — Симфони-холл. Больше всего Рэттла увлекает музыка мастеров конца XIX и начала XX века и, в особенности, творчество Малера. Именно с Шестой симфонии Малера в 1987 году зародилось сотрудничество Рэттла с Берлинским филармоническим оркестром.
В 2002 год Рэттл сменил Клаудио Аббадо на посту главного дирижера Берлинского филармонического оркестра и занимает этот пост и по сей день. Хотя критики не всегда в восторге от его интерпретаций, отношения его с оркестром «бурные… но никак не разрушительные», и контракт Рэттла продлили до 2018 года. Под его руководством Берлинский филармонический оркестр был реорганизован и получил большую независимость.
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>
Кому подходит
На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:
- высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
- опыт работы;
- понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
- навыки композиторской деятельности;
- безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
- идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
- координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
- знание обширного музыкального материала;
- искренняя увлеченность своим делом.
Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:
- лидерские качества, воля и целеустремленность;
- творческие и педагогические способности;
- гибкость мышления и склонность к импровизации;
- знание человеческой психологии;
- терпеливость и усидчивость;
- стрессоустойчивость;
- физическая выносливость.
Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.
К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.