Дирижер культура и искусство

Обязанности на работе

Поговорим о том, что делает дирижер на своем рабочем месте. К его основным функциям можно отнести:

  • подбор репертуара с учетом специализации коллектива, запросов публики и способностей каждого инструменталиста или вокалиста;
  • распределение партий музыкального произведения и контроль над их изучением;
  • составление плана репетиций и их проведение;
  • мониторинг чистоты звучания каждого инструмента и его исправности;
  • обеспечение взаимодействия всех музыкантов с целью слаженного звучания;
  • управление процессом исполнения композиции с помощью особых знаков, подаваемых мимикой, руками и пальцами.

Совместно с руководителем коллектива дирижеру приходится выполнять и ряд административных функций, например подбор новых хористов или инструментальных исполнителей вместо выбывших сотрудников. Также он принимает активное участие в формировании концертной программы, графика выступлений и гастролей.

Музыка

Впервые Валерий громко заявил о таланте еще в студенческие годы. Юноша участвовал в международном фестивале имени Герберта фон Караяна, проходившем в Берлине, и получил Гран-при. Затем была следующая победа — на Всесоюзном конкурсе дирижеров, проходившем в Москве.

С 1981 года молодой талант руководил оркестром в Армении. В 90-х Гергиев часто гастролировал за рубежом. В 1992 году музыкант дебютировал в Метрополитен-опере как дирижер оперы «Отелло». В 1995 году артиста пригласили возглавить филармонический оркестр в Роттердаме. В этом качестве Валерий Абисалович сотрудничал с коллективом до 2008 года.

В 2003 году дирижер основал благотворительную организацию «Фонд Валерия Гергиева», которая помогает в проведении музыкальных, образовательных и просветительских проектов. По инициативе музыканта основан и действует ряд международных музыкальных фестивалей.

Тюльпан Валерий Гергиев

2007 год начался для Валерия Абисаловича с перемен. 1 января дирижер возглавил Лондонский симфонический оркестр. Критики и коллеги характеризовали творчество музыканта как яркое и эмоциональное, всегда с неординарным прочтением классики. На закрытии зимней Олимпиады – 2010, проходившей в Ванкувере, Гергиев дирижировал оркестром на Красной площади в режиме телемоста.

В 2012 году состоялась масштабная международная акция с участием Валерия Абисаловича и Джеймса Кэмерона — 3D-трансляция «Лебединого озера» на весь мир. Через год маэстро вошел в число номинантов на премию «Грэмми» после исполнения «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова с музыкантами Лондонского симфонического оркестра.

В 2014 году Гергиев участвовал в концерте, посвященном творчеству Майи Плисецкой. Дирижер вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра выступил с произведением Мориса Равеля «Болеро». В концерте прозвучали также Adagietto из Симфонии № 5 Густава Малера и сюита «Кармен» Жоржа Бизе и Родиона Щедрина.

В 2017-м в курортном поселке Репино, рядом с Финским заливом, открылся концертный зал, построенный на средства Гергиева. Авторами проекта выступили архитектор и реставратор Ксавье Фабр и инженер акустического проектирования Ясухиса Тойота.

Валерий Гергиев и Владимир Путин

Осенью того же года маэстро организовал дружескую встречу с финалистами проекта «Ты супер! Танцы», прибывшими из стран постсоветского пространства. Маленькие артисты встретились с маститым дирижером после просмотра оперы «Рождественская сказка».

В декабре Гергиев вместе с музыкантами Мюнхенского филармонического оркестра провел заключительные концертные выступления года. В это же время в филармонии «Гастайг» прозвучала опера Родиона Щедрина «Очарованный странник». Фестиваль в честь композитора, где также выступил оркестр Мариинского театра, прошел позднее в Москве, в зале Чайковского.

Все подробности творческой жизни дирижер освещал на официальном сайте. На концертах музыканта часто присутствовали главы государств, в том числе Владимир Путин.

Какими профессиональными навыками должен обладать?

Для того чтобы быть профессиональным дирижером, необходимо иметь следующие навыки:

  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • развитую интуицию и врожденную музыкальность;
  • в совершенстве знать нотную грамоту;
  • отличную память;
  • пальцы должны быть хорошо развиты;
  • хорошую координацию движений;
  • обязательным является получение академического музыкального образования;
  • хорошее знание не только технических характеристик, но и истории создания и использования инструментов;
  • обладать лидерскими качествами;
  • быть хорошим организатором;
  • допускается использовать свой собственный стиль управления коллективом;
  • должна быть обширная подборка музыкального репертуара;
  • очень хорошо помогает наличие творческой фантазии;
  • не помешает наличие такого навыка, как коммуникабельность.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Уже отмечалось, что даже глубоких теоретических знаний и доведенных до автоматизма практических навыков для признания недостаточно. Помимо таланта, будущему виртуозу необходимо постоянно продолжать профессиональное совершенствование, целям чего служит продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Кроме углубленного изучения теоретических основ профессии, дальнейшего формирования, развития практических навыков и творческих способностей, магистратура даст возможность принимать участие в музыкальных конкурсах, фестивалях, общаться с выдающимися культурными деятелями нашей страны, что представляется чрезвычайно важным.

Диплом магистра позволит осуществлять профессиональную деятельность за пределами нашей страны, не проходя процедуры переаттестации. Поскольку отечественная музыкальная традиция является одной из наиболее сильных и перспективных в мире, талантливые дирижеры востребованы во многих мировых странах, где уровень заработной платы достигает 20 000 долл. в месяц.

Краткое описание

Профессия дирижер древняя, название походит от французского слова diriger (рус. управлять, руководить, командовать). Дирижер работает с инструментальными ансамблями, оперными, военными и симфоническими оркестрами, коллективами, использующими народные инструменты. Специалистов, руководящих хорами, называют хормейстерами. Дирижеры великолепно знают сольфеджио, играют на фортепиано или другом клавишном, струнном, ударном музыкальном инструменте. Объединяют в себе черты творческого человека и руководителя, что позволяет им добиться дисциплины и безупречного ансамблевого звучания.

Обязанности на работе

Поговорим о том, что делает дирижер на своем рабочем месте. К его основным функциям можно отнести:

  • подбор репертуара с учетом специализации коллектива, запросов публики и способностей каждого инструменталиста или вокалиста;
  • распределение партий музыкального произведения и контроль над их изучением;
  • составление плана репетиций и их проведение;
  • мониторинг чистоты звучания каждого инструмента и его исправности;
  • обеспечение взаимодействия всех музыкантов с целью слаженного звучания;
  • управление процессом исполнения композиции с помощью особых знаков, подаваемых мимикой, руками и пальцами.

Совместно с руководителем коллектива дирижеру приходится выполнять и ряд административных функций, например подбор новых хористов или инструментальных исполнителей вместо выбывших сотрудников. Также он принимает активное участие в формировании концертной программы, графика выступлений и гастролей.

Особенности специальности

Из всех музыкальных специальностей, именно дирижер будет достаточно сложной специальностью.

Это связано с тем, что именно он будет знать и уметь следующее:

  • несет ответственность за то, как прозвучит та или иная композиция во время выступления;
  • должен быть знатоком различных музыкальных произведений;
  • обязан знать, какими способностями будет обладать каждый музыкант или хорист, которые входят в его оркестр или хор;
  • должен уметь правильно распределить партии, согласно возможностей других специалистов.

Именно от того, насколько профессионалом будет этот специалист, зависит то, как будет звучать выбранное музыкальное произведение.

Справка

Слово «дирижёр» переводится с французского языка как «руководить, управлять». Такая профессия существовала ещё в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют барельефы, которыми украшались различные архитектурные сооружения того времени. Дирижёр изображался как человек с жезлом в руке, стоящий перед группой музыкантов.

Древнегреческая культура тоже не обошла стороной данный вид человеческой деятельности. Здесь существовал корифей, который руководил хором, отбивая такт ногой. Позже отбивать такт стали с помощью баттуты — специальной палки. В 17 веке ей на смену пришёл скрипичный смычок. В настоящее время дирижёры управляют оркестром, хором, ансамблем с помощью дирижёрской палочки и рук.

Известные дирижеры России

Музыка, особенно оперная, состоит из множества компонентов. Здесь и оркестр, включающий в себя разнообразные инструменты: духовые, струнные, смычковые, ударные. Солисты, исполнители вокальных партий, хор и другие участники спектакля. Разрозненные фрагменты оперного представления в одно целое объединяют режиссер спектакля и дирижер оркестра. Причем последний активно участвует в действии от начала и до конца. В России есть дирижеры, которые своей музыкой направляют оперу по тому единственно верному пути, который приводит зрителя к настоящему искусству.

Известные дирижеры России (список):

  • Александров Александр Васильевич.
  • Башмет Юрий Абрамович.
  • Безродная Светлана Борисовна.
  • Богословский Никита Владимирович.
  • Броневицкий Александр Александрович.
  • Василенко Сергей Никифорович.
  • Гаранян Георгий Абрамович.
  • Гергиев Валерий Абисалович.
  • Горенштейн Марк Борисович.
  • Дягилев Сергей Александрович.
  • Евтушенко Алексей Михайлович.
  • Ермакова Людмила Владимировна.
  • Кабалевский Дмитрий Борисович.
  • Кажлаев Мурад Магомедович.
  • Коган Павел Леонидович.
  • Лундстрем Олег Леонидович
  • Мравинский Евгений Александрович.
  • Светланов Евгений Федорович.
  • Спиваков Владимир Теодорович.

Каждый известный российский дирижер может успешно руководить любым зарубежным симфоническим оркестром, для этого достаточно нескольких репетиций. Профессионализм музыкантов помогает преодолеть и языковой барьер, и разницу стилей.

Мариинский театр

После окончания консерватории Валерий работал ассистентом дирижера в Кировском театре (в 1992 году вернувшем историческое название Мариинский). Через год, в 1978-м, он впервые встал за главный пульт. Дирижерским дебютом Гергиева стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир».

Через десятилетие Валерий Абисалович стал главным дирижером Кировского театра. В первый год на новой должности он организовал тематический фестиваль по произведениям Модеста Мусоргского. В дальнейшем проведение таких мероприятий стало традицией.

Для постановки русских оперных шедевров маэстро приглашает режиссеров и сценографов с мировым именем. Фестиваль 1990 года Гергиев посвятил творчеству Петра Чайковского, 1991-го — Сергея Прокофьева, а 1994-го — Николая Римского-Корсакова. В 1996 году в биографии маэстро произошло знаковое событие: Валерий Абисалович занял пост директора Мариинки. С приходом Гергиева на сцену вернулись многие произведения Рихарда Вагнера, входившие в афиши театра еще в начале XX столетия. Расширился и симфонический репертуар.

При новом директоре изменения коснулись не только художественно-исполнительской части, но и архитектурной. В 2006 году прошло торжественное открытие Концертного зала, в 2013-м — второй сцены (Мариинский-2), а с 2016-го театр расширил границы, создав 2 филиала: во Владивостоке и Владикавказе.

Валерий Гергиев дирижирует симфоническим оркестром Мариинского театра

Еще не будучи директором, Гергиев стремился обеспечить труппе театра комфортные условия для работы. Так, едва получив пост худрука, Валерий Абисалович отвоевал у Ленинградского горкома КПСС строившийся для артистов дом, который планировали передать «афганцам». В 1995 году, в сложный для страны перестроечный период, не побоялся выбить у Виктора Черномырдина $ 10 млн для сохранения Большого и Мариинки.

Вместе с оркестром театра Гергиев появлялся не только на торжественных мероприятиях и международных гастролях — выступления проводились и в связи с трагическими событиями. Так, в 2004 году, после террористического акта в Осетии, дирижер организовал цикл концертов «Беслан. Во имя жизни». Через 4 года исполнители появились в полуразрушенном Цхинвале, чтобы воздать дань памяти невинно погибшим людям. 5 мая 2016 года в амфитеатре Пальмиры прямо под открытым небом оркестр Мариинки исполнил классические произведения.

За годы работы в должности директора Мариинского театра маэстро воспитал многих музыкантов мировой величины. Валерий Гергиев тесно сотрудничает с Юрием Башметом. Кроме того, симфонический оркестр регулярно проводит интересные коллаборации с другими музыкантами мирового масштаба. Так, в 2020 году в парке Зарядье прошел совместный концерт с пианистом Мао Фудзитой.

С 1993 года на базе Мариинского театра проводится фестиваль «Звезды белых ночей». В тот год Анатолий Собчак выделил на мероприятие 1 тыс. рублей. Приглашение получили 10 журналистов, работали 2 камеры, а в качестве фуршета были несколько бутылок шампанского и конфеты. С тех пор многое изменилось — сейчас проект вошел в число крупнейших музыкальных фестивалей мира.

Евгений Светланов (1928-2002)

Светланов родился с музыкой в ​​крови. Его отец был солистом Большого театра, а мать – пантомимой. В 1951 году Евгений окончил Московский институт имени Гнесиных по специальности пианист. Его учитель в Московской консерватории Генрих Нейгауз (среди известных учеников которого были Святослав Рихтер и Эмиль Илельс) научил его думать о фортепиано в оркестровых терминах. Он был настоящим человеком и никогда не следовал слепо традициям ради быстрого успеха.

Светланов два года работал главным дирижером в Большом театре. Затем он перевернул новую страницу и ушел из Большого театра, чтобы дирижировать Государственным симфоническим оркестром СССР, в котором он размахивал своей палочкой 35 лет (с 1965 по 2000). Светланов достиг творческого и личного пика в 1970-80-е годы, получив признание за свои нетрадиционные интерпретации Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и особенно Малера. Светланов руководил своим оркестром и гипнотизировал его, точно управляя ансамблем, не оказывая лишнего давления. 

Будущая профессия

От мастерства дирижера зависит качество звучания оркестра и хора. Именно взмах дирижерской палочки превращает отдельных музыкантов в единый организм, звучание которого стимулирует реакцию у слушателей. Профессионализм дирижера во многом зависит от музыкального слуха, памяти, чувства ритма, терпения, целеустремленности, сильной воли, развитого воображения, педагогических способностей и ряда иных уникальных личностных качеств. Музыканты чувствуют малейшие нюансы настроения дирижера, от его руководства зависит то, что услышит аудитория. Он может создать шедевр из любого музыкального произведения, а может уничтожить любой шедевр безграмотным руководством. Профессия безумно интересная, увлекательная, но и чрезвычайно сложная, требующая полной отдачи сил.

Роли

Военный дирижер возглавляет оркестр ВМС США во время церемонии Дня поминовения, проводимой на Арлингтонском национальном кладбище.

Роли дирижера сильно различаются между разными дирижерскими позициями и разными ансамблями. В некоторых случаях дирижер также является музыкальным руководителем симфонии, выбирая программу на весь сезон, включая концерты приглашенных дирижеров, концертных солистов, эстрадные концерты и так далее. Старший дирижер может присутствовать на некоторых или всех прослушиваниях для новых членов оркестра, чтобы гарантировать, что кандидаты обладают тем стилем игры и тоном, которые предпочитает дирижер, и чтобы кандидаты соответствовали самым высоким стандартам исполнения. Некоторые хоровые дирижеры нанимают для подготовки хора на несколько недель, которым впоследствии будет руководить другой дирижер. Хорового дирижера обычно отмечают за подготовительную работу в концертной программе.

Некоторые дирижеры могут играть важную роль в связях с общественностью, давая интервью местным новостным каналам и участвуя в телевизионных ток-шоу, чтобы продвигать предстоящий сезон или конкретные концерты. С другой стороны, дирижер, приглашенный для дирижирования одного концерта, может отвечать только за репетицию оркестра для нескольких произведений и проведение одного или двух концертов. В то время как несколько дирижеров стали известными знаменитостями , например Леонард Бернстайн , большинство из них известны только на сцене классической музыки.

Валерий Гергиев

Родился: 2 мая 1953 г.

Валерий Гергиев пошел в музыкальную школу в 7 лет. С тех пор музыка стала частью его жизни. После — он поступил в Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования и сразу стал ассистентом Ю. Темирканова. Дебют Гергиева — спектакль «Война и Мир» Прокофьева. Мировую славу Гергиеву принесла его манера дирижирования: яркая эмоциональность, глубина и продуманность чтения партитуры.

В 1981-85 гг. Гергиев руководил Государственным симфоническим оркестром Армении, а после был избран главным дирижером Мариинского театра. Труппа дирижера успешно гастролирует на самых престижных мировых сценах, а оркестр театра в 2008 году вошел в двадцатку лучших оркестров мира по рейтингу журнала Gramophon.

Помимо дирижерской деятельности Гергиев известен своими талантами менеджера. Именно он начал привлекать на сцену молодых и талантливых исполнителей: Анна Нетребко, Ольга Бородина и многие другие вокалисты стали известны во всем мире благодаря содействию Гергиева. Дирижер возвращается к традиции исполнения произведений на языке оригинала, работая в сотрудничестве с известными оперными домами. Именно Гергиев исполнил знаменитый оперный цикл Вагнера «Кольцо нибелунга», который в России не слышали более 50 лет.

Интервью Валерия Гергиева Ивану Урганту:

Конечно, это не полный список великих дирижеров, их намного больше. Мир музыки полон громких имен и великих открытий и изучать его историю — сплошное удовольствие. Слушайте классическую музыку, вдохновляйтесь исполнением и ходите на концерты. А если вы не знаете с кем разделить радость похода в оперу, отправляйтесь на портал invme.com в раздел « события». Там вы сможете найти компанию и отправиться вместе наслаждаться музыкой.

Самопожертвование

Искусство дирижирования оркестром требует многолетней практики, непрерывного совершенствования, которое выливается в бесконечные репетиции. Некоторые известные дирижеры отличаются особым творческим упорством, граничащим с самопожертвованием, когда личная жизнь отодвигается на второй план и остается только музыка. Впрочем, подобная ситуация идет на пользу искусству.

Наиболее известные дирижеры связаны контрактами с определенными музыкальными коллективами, и это дает им возможность достичь высокого уровня исполнения музыкальных произведений. При этом необходимо всеобщее взаимопонимание, которое впоследствии послужит залогом успешной концертной деятельности.

Краткое описание

Профессия дирижер древняя, название походит от французского слова diriger (рус. управлять, руководить, командовать). Дирижер работает с инструментальными ансамблями, оперными, военными и симфоническими оркестрами, коллективами, использующими народные инструменты. Специалистов, руководящих хорами, называют хормейстерами. Дирижеры великолепно знают сольфеджио, играют на фортепиано или другом клавишном, струнном, ударном музыкальном инструменте. Объединяют в себе черты творческого человека и руководителя, что позволяет им добиться дисциплины и безупречного ансамблевого звучания.

Творчество

Трудовая биография Карла Ильича началась в 1929 году в оркестре Театра музыкальной комедии. В 1931 году Элиасберг перешел в концертный ансамбль Ленинградского радио, вскоре трансформировавшийся в симфонический оркестр, а в 1937 году возглавил коллектив.

До войны уроженец Минска дирижировал записью музыки ко многим советским кинофильма. В частности, именно оркестру Элиасберга Исаак Дунаевский доверил записать музыкальное сопровождение к картине «Концерт Бетховена», образы юных персонажей которой создали будущий чемпион СССР по шахматам Марк Тайманов и будущий композитор Исаак Шварц. Критики считают, что Карл Ильич в студийной записи интерпретировал «Еврейский танец» из музыки Дунаевского к фильму «Искатели счастья» интереснее и убедительнее, чем сам автор.

В годы блокады коллектив Элиасберга остался единственным оркестром в осажденном Ленинграде и выступил на концертных площадках и в эфире Ленинградского радио несколько сотен раз. 27 декабря 1941 года музыканты под управлением Карла Ильича дали концерт, транслировавшийся на Швецию, под названием «Ленинград живет и борется». Затем в концертной деятельности наступил трехмесячный перерыв. В январе 1942 года Элиасберг с женой получили от председателя Ленинградского радиокомитета Виктора Ходоренко путевки в стационар дистрофического госпиталя, в который превратилась гостиница «Астория».

Весной 1942 года руководство города на Неве выступило с идеей возродить оркестр и исполнить Седьмую симфонию Шостаковича. Выбор произведения обусловило то, что три из четырех частей композитор закончил в осажденном Ленинграде к сентябрю 1941 года и лишь четвертую дописал в эвакуации в Куйбышеве.

Карл Элиасберг репетирует симфонию Дмитрия Шостаковича №7 «Ленинградская»

К весне 1942 года из 100 музыкантов оркестра в городе оставались только 27. Кто-то воевал с винтовкой в руках на фронтах, кто-то погиб, кто-то умер от истощения. Коллектив собирали по крупицам, возвращая музыкантов в том числе из действующей армии. Барабанщика Жавдета Айдарова, упавшего в голодный обморок, Элиасберг нашел уже в морге и вернул к жизни.

Первая репетиция длилась всего 15 минут. Но через несколько месяцев благодаря железной воле Карла Ильича и обедам, получаемым в столовой горсовета, музыканты репетировали уже по 5-6 часов.

Премьеру симфонии в Ленинграде наметили на 9 августа 1942 года. Именно в эту дату, как бахвалилось гитлеровское командование в 1941-м, в городе на Неве фашисты должны были отмечать свою победу концертами классической музыки.

На концерте в Ленинградской филармонии присутствовал командующий Ленинградским фронтом генерал-майор Леонид Говоров. Чтобы защитить музыкантов и слушателей от бомбежки, советская армия в день концерта начала операцию «Шквал». Исполнение симфонии Шостаковича коллективом Элиасберга, транслировавшееся по радио и через громкоговорители, показало: осажденный город не сломлен.

После войны Карл Ильич осуществил студийные записи произведений Сергея Танеева и Анатолия Лядова, Густава Малера и Йозефа Гайдна. Однако вернувшийся из эвакуации дирижер Евгений Мравинский сумел вытеснить Элиасберга на вторые роли в музыкальной жизни Ленинграда и отодвинуть соперника от активной концертной деятельности.

Будущая профессия

Дирижер обязательно знает теорию и историю музыки, обладает чувством ритма, ощущает особенности военной музыки, ее особой гармонии. В обязанности будущего специалиста входит проведение военных парадов, что выдвигает требования высокой мобильности, умения приспособиться к акустическим особенностям, учитывать условия внешней среды к будущему профессионалу.

Дирижер должен виртуозно играть на одном из инструментов, любить музыку и быть готовым посвятить себя ей, проводя не менее двух-трех часов ежедневно на репетициях. Кроме того, в своей творческой деятельности будущему специалисту необходимо учитывать особенности русской ментальности, лирической настроенности народа, находящие свою репрезентацию в музыкальных произведениях. Деятельность дирижера военного духового оркестра заключается в такой организации слаженной игры всего музыкального коллектива, которая позволит передать внутренний смысл произведения, его национальные особенности, эмоции, заложенные автором и вызывающие ответную реакцию слушателей.

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Какие задачи могут решаться при проведении урока на тему «Волшебная палочка дирижера»

С цели и задач урока начинается любое планирование. Определив содержательную сторону, педагог сможет легче контролировать освоение учебного материала и формирование необходимых компетенций, которые развиваются в ходе одного учебного занятия или целого цикла.

Основная цель, указываемая при методической разработке урока «Волшебная палочка дирижера», – это формирование целостного представления у школьников о чем-то одном из следующего списка:

  • видах оркестра;
  • симфоническом оркестре и его основных инструментах;
  • деятельности дирижера;
  • театре оперы и балета и т. п.

Задачи ориентированы на развитие компетенций учащихся и варьируются в зависимости от содержательности урока:

  • Создать углубленное представление о роли волшебной палочки дирижера в опере и балете (симфоническом оркестре или видах оркестра).
  • Раскрыть место и роль дирижера в классической музыке.
  • Познакомить с историей дирижирования и дирижерской палочки.
  • Представить функции волшебной палочки дирижера в оркестре.
  • Показать значение профессии через знакомство со знаменитыми дирижерами мира.
  • Познакомить учащихся с азами дирижирования.

Эти вариативные задачи дополняются другими, исходящими из прочих этапов урока (например пения, нотной грамоты или повторения материала предыдущих уроков).

Рассмотренная тема безгранична и не вмещается в один учебный час. Роль дирижера настолько многогранна, что рассказать, показать и объяснить это за один урок практически невозможно. Углубить тему можно на смежных с ней уроках («Образы борьбы и победы в искусстве»), а также при проведении внеурочных и внеклассных занятий, например при посещении живых концертов симфонической музыки, оперных и балетных спектаклей.

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Как построить карьеру

Стать дирижеров весьма непросто, для этого нужно пройти длинный путь. Все начинается с обязательной музыкальной школы, после чего необходимо поступать либо в музыкальное училище, где можно стать только мастером по управлению хоровым коллективом, либо в высшее учебное заведение (консерватория, институт культуры или академия), дающее право управлять симфоническим оркестром.

Искать себе работу желательно уже со студенческой скамьи, подрабатывая по специальности в профессиональных коллективах, поскольку на сайтах трудоустройства вы таких вакансий не найдете. Большинство начинает свою деятельность в детских музыкальных школах, филармониях, провинциальных театрах. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, то есть перехода в более престижный коллектив, необходим талант, опыт, хорошее портфолио, положительные отзывы зрителей, настойчивость и везение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector