Особенности работы дирижера любительского оркестра

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Кому подходит

На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2018 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Куда поступать

Дирижер является соавтором композитора и создателем музыкальной репрезентации произведения. Как уже отмечалось, без врожденного таланта стать дирижером практически невозможно. Развитием творческих способностей талантливых студентов сегодня занимаются следующие ведущие вузы РФ:

  1. Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке;
  2. Российская академия музыки имени Гнесиных;
  3. Государственная классическая академия имени Маймонида;
  4. Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова;
  5. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Профессия дирижер

Рано или поздно у каждого ребенка, занимающегося музыкой, возникает вопрос: кем быть, на кого учиться? Кто-то изменяет музыке и идет получать какую-либо современную прикладную профессию: юрист, экономист, инженер, оставив музыку лишь в качестве хобби, а кто-то всерьез мечтает связать свою жизнь с творчеством и выбирает среди профессий музыкальных: певец, музыкант и другие. Если ваш ребенок все-таки решил связать свою жизнь с музыкой, возможно, по душе ему придется и такая профессия, как дирижер, о которой частенько забывают.

Слово «дирижер» в переводе с французского языка означает «управлять/руководить». Стоит отметь, что профессия эта очень древняя и первые упоминания о ней можно встретить еще в литературе о Древнем Египте.

Профессиональный дирижер должен не только уверенно владеть музыкальным материалом, но и уметь наполнить то или иное произведение выразительностью, а иногда и придать ему совершенно новое, порой даже необычное звучание, представить аудитории новое прочтение знакомых композиций.

Профессия дирижера довольно трудная, ведь он несет ответственность не только за свою собственную работу, но и за работу всего музыкального коллектива. Дирижер должен знать и учитывать особенности и способности каждого отдельного музыканта в оркестре или ансамбле, которым он руководит.

Человек, избравший для себя путь дирижера, должен обладать такими важными качествами: исключительный музыкальный слух, развитое чувство ритма, хорошо развитые память и координация, усидчивость, терпение и несомненно педагогический талант.

Путь каждого будущего дирижера начинается в https://jamschool.ru

На этом этапе очень важно особое внимание уделить музыкальной грамотности: развитие чувства ритма и слуха, уроки сольфеджио, изучение нотной грамоты — все это основы основ не только для будущего дирижера, но и для любого другого музыканта. https://jamschool.ru или игры на музыкальном инструменте послужат отправной точкой в мир музыки и творчества!

Если вы до сих пор не решили стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу, то ответ здесь может бть только один — определенно стоит! Тем самым вы не только заложите образовательный фундамент, но и займете свободное время вашего непоседы, которое зачастую бывает потрачена перед монитором комьютера. Приходите на пробное занятие или на одно из наших отчетных выступлений, и вы все увидите сами!

Когда появились дирижеры?

Самостоятельной профессией дирижерство начало считаться в начале XIX века. Хотя ученые обнаруживали на древних скульптурах Египта и Ассирии изображения, на которых представал человек с жезлом в руке. При этом он руководил коллективом музыкантов. А в театре Древней Греции был человек, который руководил хором. При этом у него была специальная обувь с железной подошвой, при помощи которой можно было громко отбивать ритм.

Вместе с этим, здесь же распространенным считался способ управления хором при помощи жестикуляции. Позже этот способ распространился по Европе в церковной сфере. При помощи жестов дирижер полностью контролировал ритм, темп, изменение контуров мелодии и прочие музыкальные нюансы.

Постепенно происходило развитие оркестровой игры, а также увеличивалась численность и многоголосие хоров. В связи с этим требовался еще более серьезный подход к руководству музыкальными ансамблями. Так у дирижеров того времени появился инструмент, который считается предшественником современной дирижерской палочки, он назывался: баттута. С помощью можно было отбивать такт, хотя инструмент был достаточно массивным и неудобным. Впервые упоминание о баттуте датируется 1432 годом.

Интересно: Сохраняются ли витамины в ягодах и фруктах при заморозке?

В дальнейшем дирижеры пытались изменить специфику своей работы. Например, использовали облегченные варианты баттуты, отбивали ритм смычком для скрипки, кивали головой.

В XVII веке появилось такое понятие, как генерал-бас – это басовый голос в музыкальном произведении. Таким образом, у музыканта, который исполнял данную партию, появлялась новая обязанность – руководить всем оркестром. Он мог использовать кивки головой, жесты и прочие способы. Например, Иоганн Себастьян Бах отбивал ритм ногой и напевал при этом мелодию.

Как правильно писать слово «дирижёр»?

Слово «дири­жёр» пишет­ся с бук­вой «ё» после шипя­ще­го соглас­но­го. Написание без­удар­ных глас­ных «и» в корне посмот­рим в орфо­гра­фи­че­ском словаре.

Прежде чем сде­лать свой выбор в напи­са­нии букв о-е (ё) после шипя­щих в суще­стви­тель­ном, посмот­рим, в какой части сло­ва име­ет­ся про­бле­ма, заста­вив­шая нас задуматься.

В рус­ском язы­ке сло­во «дири­жёр» заим­ство­ван­ное. Определим его мор­фем­ный состав:

дириж ёр — корень/суффикс/окончание (нуле­вое).

Написание букв «и» в корне ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва посмот­рим в орфо­гра­фи­че­ском сло­ва­ре и запом­ним его.

Особенности профессии дирижера

Принято считать, что дирижер – это музыкальный деятель, который берет на себя управление музыкантами во время исполнения композиций. Поэтому у дирижера есть несколько профилей работы:

  • ансамблевой;
  • оркестровый;
  • хоровой;
  • оперный.

Как можно понять из названия, дирижер оркестра работает именно с такой формой объединения музыкантов. Более того, дирижер и оркестр – это некий единый организм, который существует исключительно в тандеме. Все участники хорошо понимают особенности манеры исполнения друг друга, умению чувствовать чужое настроение и подстраиваться под него.

При этом дирижер – это не просто руководитель. Его роль носит далеко не технический или формальный характер. Дирижер – это человек, который дает акценты музыкальным композициям через собственное восприятие произведений

Он может менять тональности, продлевать паузы или акцентировать внимание слушателей на определенный инструментальных партиях. Иными словами, дирижер оркестра – это музыкальный аналог режиссера постановки

Они имеет исходный материал произведения, но вносит в него свое мировосприятие.

Кроме этого, дирижер оркестра, конечно же, отвечает за чистоту выступления коллектива. Во многом именно от дирижера зависит будет ли выступление оркестра успешным или не понравится публике.

Одним словом, профессия дирижера требует не просто умения руководить, но и безупречного слуха и таланта.

Как дирижеры стояли раньше?

У генерал-баса был помощник – концертмейстер. Как правило, эту роль играл первый скрипач. При помощи своего инструмента он задавал общий тон. Прекращая игру, концертмейстер отбивал ритм смычком. Также могло быть еще несколько помощников основного дирижера в лице хормейстера или виолончелиста. Со временем от генерал-баса решили отказаться, и руководителем ансамбля стал концертмейстер.

В будущем правила поменяются еще не раз, пока ансамбли не начнут окончательно выступать под руководством дирижера, стоящего отдельно – впереди. В 1812 году впервые Игнац Франц фон Мозель использовал дирижерскую палочку современного типа. Если прежде композиторы исполняли свои произведения самостоятельно, то постепенно они начинали исполнять и чужие произведения. Дирижерство превратилось в отдельную профессию, а ее представители могли отправляться на гастроли с чужими ансамблями.

Все это время дирижеры соблюдали правила хорошего тона: они стояли спиной к ансамблю и лицом к зрителям. Однако при этом отсутствовал контакт с ансамблем, что вызывало трудности.

Интересно: Почему с горы зимой видно дальше, чем летом?

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2021 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Поиск ответа

Всего найдено: 10

Вопрос № 293121

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 286596

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 285010

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 282175

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, обратите внимание, что на сайте Тотального диктанта опубликованы подробные комментарии к текстам

Вопрос № 281079

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 276145

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 262722

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 220507

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 207071

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 205112

Ответ справочной службы русского языка

В слове «дирижёр» пишется буква «ё» или «о»?

Согласно пра­ви­лу в суф­фик­сах суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и наре­чий после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш», «щ» под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», а без уда­ре­ния — «е»:

  • каб­луч о́к
  • ста­руш о́нк а
  • больш о́й
  • горяч о́

А как быть с иссле­ду­е­мым сло­вом? Подчиняется ли оно это­му напи­са­нию? Ведь в его соста­ве глас­ный суф­фик­са тоже явля­ет­ся ударным.

В рус­ском язы­ке насчёт напи­са­ния суф­фик­са -ёр- суще­ству­ет пра­ви­ло, что после шипя­щих этот ино­языч­ный суф­фикс пишет­ся с бук­вой «ё» , напри­мер:

Не пута­ем с эти­ми сло­ва­ми напи­са­ние суще­стви­тель­но­го «мажор» и про­из­вод­но­го при­ла­га­тель­но­го «мажор­ный», в мор­фем­ном соста­ве кото­рых нет это­го суф­фик­са. Буква «о» пишет­ся после шипя­ще­го соглас­но­го в корне этих род­ствен­ных слов:

мажор н ый — корень/суффикс/окончание.

Примеры

Скрипач В. Т. Спиваков — извест­ный дири­жёр и педагог.

Дирижёр оркест­ра «Виртуозы Москвы» создал фонд для музы­каль­но ода­рен­ных детей.

В. Спивакову поклон­ни­ки пода­ри­ли скрип­ку Страдивари, кото­рая, по его сло­вам, учит его играть.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Уже отмечалось, что даже глубоких теоретических знаний и доведенных до автоматизма практических навыков для признания недостаточно. Помимо таланта, будущему виртуозу необходимо постоянно продолжать профессиональное совершенствование, целям чего служит продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Кроме углубленного изучения теоретических основ профессии, дальнейшего формирования, развития практических навыков и творческих способностей, магистратура даст возможность принимать участие в музыкальных конкурсах, фестивалях, общаться с выдающимися культурными деятелями нашей страны, что представляется чрезвычайно важным.

Диплом магистра позволит осуществлять профессиональную деятельность за пределами нашей страны, не проходя процедуры переаттестации. Поскольку отечественная музыкальная традиция является одной из наиболее сильных и перспективных в мире, талантливые дирижеры востребованы во многих мировых странах, где уровень заработной платы достигает 20 000 долл. в месяц.

Юрий Башмет (1953 г. р.)

До того, как начать владеть дирижерской палочкой, Башмет заработал репутацию опытного альтиста, которого хвалили за необычную технику и звук. Он выступал в качестве солиста с величайшими оркестрами мира, включая Берлинский филармонический оркестр, Нью-Йоркский филармонический оркестр и Венский филармонический оркестр. Башмет родился в Ростове-на-Дону на юге России. В 1986 году амбициозный альтист основал камерный оркестр «Солисты Москвы». В начале 1990-х Башмет был вынужден заново основать свой ансамбль, когда первые участники компании решили навсегда остаться во Франции. Его новый оркестр был составлен из самых перспективных выпускников Московской консерватории. В разное время с ансамблем сотрудничали ведущие духовые музыканты, в том числе Святослав Рихтер и Мстислав Ростропович.

В 2008 году Башмет и его оркестр попали в заголовки газет, получив премию «Грэмми», получив высокую оценку за исполнение произведений Стравинского и Прокофьева. С 2002 года Башмет также является художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». В его репертуаре более 350 произведений русской и мировой классики.

Приобретаемые навыки

Для создания нового звучания музыкального произведения, не искажающего сути внутреннего содержания, заложенного композитором, дирижеру необходимо, прежде всего, «слышать» автора. В остальном – организация работы оркестра зависит от индивидуального стиля виртуоза.

Слаженного гармоничного звучания коллектива добиваются и дирижеры-диктаторы, и лояльные, и в меру требовательные дирижеры. Профессиональное дирижерское руководство позволит за кратчайшие сроки даже наиболее посредственному оркестру «зазвучать» на весь мир, добиться признания – именно от дирижера зависит качество звучания, состав оркестра и его организация. Актуальность и многочисленность задач, которые стоят перед будущим выпускником, требуют:

  1. Дирижировать учебными, любительскими, профессиональными оркестрами и хорами.
  2. Руководить творческими коллективами.
  3. Проводить репетиции с солистами и творческими коллективами.
  4. Создавать аранжировку музыкальных произведений различных стилей, жанров, исторических эпох.
  5. Создавать фонограммы для ансамблей и отдельных солистов.
  6. Выступать в качестве сольного артиста либо артиста хора и оркестра.
  7. Осуществлять педагогическую деятельность в отношении специальных дисциплин музыкального цикла.

Известные оперные дирижеры

В мировой музыкальной иерархии есть имена, которые знают все. Фамилии известных оперных дирижеров можно встретить на афишах, рекламных щитах, их именами называют круизные лайнеры. Эта популярность вполне заслуженная, поскольку мало кто еще способен посвятить всю свою жизнь, без остатка, музыке. Самые известные дирижеры разъезжают по всему миру, гастролируют с различными музыкальными коллективами или руководят оркестрами в крупных музыкальных центрах. Оперные спектакли требуют особой слаженности оркестра при сопровождении вокальных партий, арий и каватин. Во всех музыкальных агентствах можно узнать фамилии известных оперных дирижеров, которых можно пригласить на сезон или ряд выступлений. Опытные импресарио знают стиль работы и особенности характера каждого. Это помогает им сделать правильный выбор.

https://youtube.com/watch?v=6vZ9HPXeLfs

Артуро Тосканини

Артуро Тосканини считают одним из величайших дирижеров XX века и одним из пионеров звукозаписи и радиотрансляций. Он родился 25 марта 1867 года в Парме. В консерватории он учился по классу виолончели. В 1886 году в составе оркестра оперной труппы Тосканини совершил турне по Южной Америке. Во время турне у труппы возникли проблемы с дирижером, и девятнадцатилетний виолончелист, обладавший почти фотографической памятью, занял его место. Не имея никакой дирижерской подготовки, он с блеском справился с этой задачей. Это турне определило весь его дальнейший жизненный путь.

Вернувшись в Италию, Тосканини продолжил играть на виолончели, но искал возможности продолжить карьеру дирижера. В 1896 году он дирижировал первым симфоническим концертом, а через два года стал дирижером миланского оперного театра Ла Скала и занимал этот пост до 1908 года. Репутация Тосканини росла, а с ней расширялись и возможности. В 1908-1915 годах он работал в нью-йоркском оперном театре Метрополитен, с 1926 по 1936 год возглавлял Нью-Йоркский филармонический оркестр и стал первым иностранным дирижером на Байрейтском фестивале (1931-1932).

Первые записи Тосканини были сделаны в начале 1920-х годов, когда он гастролировал в США с оркестром театра Ла Скала. Хотя первоначально идеи фашизма Тосканини привлекали, впоследствии он стал ярым противником Бенито Муссолини и в 1930-е годы был вынужден покинуть Италию. В изгнании он находился до 1946 года. В 1937 году Тосканини возглавил только что созданный симфонический оркестр NBC, и первая трансляция состоялась в декабре того же года. В следующем году он дирижировал мировой премьерой одного из самых своеобразных произведений американской музыки — «Адажио для струнных» Сэмюэла Барбера. Тосканини сотрудничал с оркестром NBS всю жизнь, за исключением периода с 1941 по 1944 год. Многие программы были записаны и неоднократно выпускались в эфир. Тосканини умер в Нью-Йорке 16 января 1957 года. К числу его дирижерских достижений относятся исполнения произведений Бетховена, Брамса, Дебюсси, Рихарда Штрауса и Вагнера, а также итальянских композиторов: Пуччини, Россини и Верди.

Поделиться ссылкой

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

Обязанности на работе

Поговорим о том, что делает дирижер на своем рабочем месте. К его основным функциям можно отнести:

  • подбор репертуара с учетом специализации коллектива, запросов публики и способностей каждого инструменталиста или вокалиста;
  • распределение партий музыкального произведения и контроль над их изучением;
  • составление плана репетиций и их проведение;
  • мониторинг чистоты звучания каждого инструмента и его исправности;
  • обеспечение взаимодействия всех музыкантов с целью слаженного звучания;
  • управление процессом исполнения композиции с помощью особых знаков, подаваемых мимикой, руками и пальцами.

Совместно с руководителем коллектива дирижеру приходится выполнять и ряд административных функций, например подбор новых хористов или инструментальных исполнителей вместо выбывших сотрудников. Также он принимает активное участие в формировании концертной программы, графика выступлений и гастролей.

Виртуозы

Слаженность симфонического оркестра, стройное звучание многочисленных музыкальных инструментов достигается за счет мастерства дирижера. Недаром наиболее талантливые из них удостаиваются различных высоких званий и титулов, а в народе их называют «виртуозами». И действительно, безупречное владение дирижерской палочкой позволяет довести до каждого музыканта, сидящего в оркестровой яме, все нюансы творческого порыва. Огромный симфонический оркестр вдруг начинает звучать как единое целое, а музыкальная композиция при этом раскрывается во всем своем великолепии.

Известные дирижеры объединяются по признаку мастерства, все они прошли школу высокого искусства, не сразу к ним пришла популярность и признание широкой публики. Популярность приобретается годами. В большинстве своем известные дирижеры, помимо концертной деятельности, занимаются преподаванием, ведут курсы обучения для молодых музыкантов, а также мастер-классы.

Будущая профессия

От мастерства дирижера зависит качество звучания оркестра и хора. Именно взмах дирижерской палочки превращает отдельных музыкантов в единый организм, звучание которого стимулирует реакцию у слушателей. Профессионализм дирижера во многом зависит от музыкального слуха, памяти, чувства ритма, терпения, целеустремленности, сильной воли, развитого воображения, педагогических способностей и ряда иных уникальных личностных качеств. Музыканты чувствуют малейшие нюансы настроения дирижера, от его руководства зависит то, что услышит аудитория. Он может создать шедевр из любого музыкального произведения, а может уничтожить любой шедевр безграмотным руководством. Профессия безумно интересная, увлекательная, но и чрезвычайно сложная, требующая полной отдачи сил.

Известные дирижеры России

Музыка, особенно оперная, состоит из множества компонентов. Здесь и оркестр, включающий в себя разнообразные инструменты: духовые, струнные, смычковые, ударные. Солисты, исполнители вокальных партий, хор и другие участники спектакля. Разрозненные фрагменты оперного представления в одно целое объединяют режиссер спектакля и дирижер оркестра. Причем последний активно участвует в действии от начала и до конца. В России есть дирижеры, которые своей музыкой направляют оперу по тому единственно верному пути, который приводит зрителя к настоящему искусству.

Известные дирижеры России (список):

  • Александров Александр Васильевич.
  • Башмет Юрий Абрамович.
  • Безродная Светлана Борисовна.
  • Богословский Никита Владимирович.
  • Броневицкий Александр Александрович.
  • Василенко Сергей Никифорович.
  • Гаранян Георгий Абрамович.
  • Гергиев Валерий Абисалович.
  • Горенштейн Марк Борисович.
  • Дягилев Сергей Александрович.
  • Евтушенко Алексей Михайлович.
  • Ермакова Людмила Владимировна.
  • Кабалевский Дмитрий Борисович.
  • Кажлаев Мурад Магомедович.
  • Коган Павел Леонидович.
  • Лундстрем Олег Леонидович
  • Мравинский Евгений Александрович.
  • Светланов Евгений Федорович.
  • Спиваков Владимир Теодорович.

Каждый известный российский дирижер может успешно руководить любым зарубежным симфоническим оркестром, для этого достаточно нескольких репетиций. Профессионализм музыкантов помогает преодолеть и языковой барьер, и разницу стилей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector