Что делает геймдизайнер и как им стать

Кто такой гейм-дизайнер?

Гейм-дизайнер – специалист, отвечающий за форму и содержание игрового процесса. По сути, это художник, сценарист и генератор идей в одном лице, который может быть еще и продюсером.

Профессию гейм-дизайнера можно сравнить с профессией художника-мультипликатора. Поэтому историю ее появления можно связать с развитием анимации, появившейся в начале ХХ века. Дальнейшее развитие мультипликационного творчества определила эра цифровых технологий. Появление компьютеров во второй половине ХХ века дало старт профессии гейм-дизайнера.

Впервые специалисты гейм-дизайна были выделены в отдельную профессию в 70-х годах прошлого столетия американской компанией Coleco, создавшей игровые приставки. Сейчас каждая фирма, занимающаяся разработкой и созданием программ, обязательно имеет в штате гейм-дизайнера, а в самых крупных корпорациях созданы целые отделы дизайнеров-программистов, со сложной карьерной иерархией и множеством направлений в работе.

Основные должностные обязанности гейм-дизайнера, как правило, включают в себя:

  • разработку концептуальной идеи;
  • составление проекта;
  • контроль над разработкой игрового дизайна и участие в техническом сопровождении игры.

Собственно, гейм-дизайнер участвует в создании игры, от «а» до «я», и нередко активно занимается ее продвижением на рынке.

Какие бывают гейм-дизайнеры и сколько они получают

Жёсткой спецификации в этой профессии нет, но есть такая специализация, как Match-3 левел-дизайнер. Он разрабатывает уровни для игр, в которых нужно составлять комбинации из трёх одинаковых предметов, конфет, драгоценных камней, фруктов и т.д. Это очень узкая специализация, связанная с архитектурой игры, и с такой работой не каждый справится.

Гейм-дизайнеров, как и программистов, можно разделить на junior — младший, middle — средний и старший — senior. Понятие «ведущий гейм-дизайнер» не столько относится к опыту работы, сколько к обязанностям. Такой специалист управляет командой других гейм-дизайнеров.

В Москве начинающим гейм-дизайнерам платят от 40 тысяч рублей. Специалист уровня middle получает от 70 до 100 тысяч, в зависимости от компании. Старшие дизайнеры получают от 130 до 250 тысяч.

Больше всего вакансий по этой специальности в Москве и Санкт-Петербурге. В других городах, например, Самаре, Нижнем Новгороде, Казани, работы меньше, но игровые компании там тоже есть, и они продолжают развиваться.

На позицию гейм-дизайнера редко берут удалённых сотрудников. Эти специалисты регулярно общаются со всеми членами команды — налаживают коммуникацию между ними, чтобы продукт вышел максимально цельным. Работать удалённо в этом случае сложно — эффективнее всего приходить в офис и общаться вживую.

Как начинали самые известные game designers

Истории самых известных геймдизайнеров поражают. В основном, это простые ребята или небольшие команды энтузиастов.

Например, компания Playrix была создана не группой профессионалов, а двумя братьями из небогатой семьи. Над Ubisoft трудилось пятеро друзей, а сейчас их студии располагаются более, чем в 20 странах. Всеми известная игра Tetris была создана Алексеем Пожитновым, который даже не запатентовал ее. При этом объёмы продаж Тетриса составляют около 5 миллиардов.

Игра Minecarft появилась благодаря стараниям начинающего геймдизайнера Маркусу Перссону и пожертвованиям игроков. Проект сделал его одним из самых самым успешных специалистов в области разработки. Хидео Кодзима вообще не интересовался геймдизайном, пока не устроился в игровую компанию дизайнером проектов. Спустя 4 года после трудоустройства появилась игра Metal Gear 2 и сделала Кодзима известным во всем мире.

Обучение геймдизайну в России

До недавнего времени в России не обучали гейм-дизайнеров, но сейчас на рынке можно найти несколько образовательных программ. Учиться в России можно по программам, которые реализуют онлайн-университеты, школы интернет-профессий и даже классические вузы.

Курсы онлайн

Онлайн-курсы по геймдизайну реализуют школы интернет-профессий и онлайн-университеты. Обучение в среднем длится 6-8 месяцев, стоимость варьируется в зависимости от авторитета школы, насыщенности программы, количества лекторов. Будущие гейм-дизайнеры учатся создавать сюжет игры, строить игровое пространство, делать прототипы и создавать шаблоны интерфейсов, участвовать в разработке и продвижении игры.

Обратите внимание! В эпоху коронавируса все ищут дополнительные возможности заработка. Удивительно, что альтернативными способами зарабатывать можно гораздо больше, вплоть до миллионов рублей в месяц

Один из наших лучших авторов написал отличную статью о том, как зарабатывают в игровой индустрии тысячи людей в интернете. Читайте материал с отзывами людей о лучших играх для выигрыша денег.

Школы и вузы

В вузах гейм-дизайнеров готовят по программам бакалавриата:

  • «Геймдизайн и виртуальная реальность» (реализуется только в НИУ ВШЭ);
  • «Анимация и графика игр»;
  • «Художник анимации и графики»;
  • «IT в медиаиндустрии» ;
  • «Программное обеспечение игровой компьютерной индустрии» ;
  • «Режиссер анимации и компьютерной графики»;
  • «Анимация и иллюстрация».

Студентов учат разрабатывать основу игры, продумывать концепцию, составлять и редактировать дизайн-документ, контролировать процесс разработки, участвовать в составлении технической документации. Программы дают навыки работы в графических редакторах, понимание техники создания персонажей компьютерных игр и окружения.

Обучение в университете имеет свои особенности. Придется пройти вступительные испытания и конкурс, вовремя сдавать сессии и учить немало общих предметов. Но информация дается более структурировано, доступны сложные коллективные модели обучения, можно быстрее наладить контакт с практикующими специалистами (по сравнению с самообразованием).

За гораздо более короткий срок гейм-дизайнеров готовят частные школы. Обучение очное, для поступления не нужно сдавать экзамены или проходить творческие испытания. Студенты осваивают ту же программу, что в вузе, только в гораздо более сжатом виде. Также исключаются общие предметы (философия, психология, русский язык), которые приходится учить в вузе.

Что нужно сдавать на гейм-дизайнера

Для поступления на гейм-дизайнера сдавать нужно ЕГЭ по русскому и литературе («Геймдизайн и виртуальная реальность»). Дополнительно проводится собеседование и творческий конкурс. В качестве вступительного проекта абитуриенты могут продемонстрировать серию персонажей для компьютерной игры, настольную игру с оригинальными правилами, несколько зарисовок игровых экранов с элементами интерфейса или карту игрового уровня с отмеченными местами и описанием игровых событий.

https://youtube.com/watch?v=xn9kPuzxgfI

Специфика работы специалистов по созданию игр:

Чтобы создать качественную современную компьютерную игру требуется не один год упорной работы. Поэтому над созданием игр работает одновременно несколько производственных команд, каждая из которых выполняет работу в своей собственной сфере. В создании компьютерной игры, кроме программиста участвуют и представители других профессий. Программист является центральным звеном всей разработки.

Программист занимается написанием программного кода игры, с помощью которого реализуется игровая физика и искусственный интеллект игры. Программист должен иметь богатый опыт работы в области информатики и разработки.

Аниматор – это самая творческая профессия. В некоторых играх, таких как Myst, аниматор играет даже более важную роль, чем программист. Аниматор – это человек с хорошим воображением, современным мышлением и множеством идей. Во все времена одним из критериев оценки игры была ее графическая составляющая. Аниматоры сегодня имеют в своем арсенале самое современное аппаратное и программное обеспечение (в частности, технологию Motion Capture), которое дает возможность записывать реальные движения человека и переносить их потом на игровых персонажей.

Композиторы, музыканты, актеры, звукорежиссеры работают над звуковым оформлением игры, пишут и исполняют музыку, читают тексты персонажей. Без достойной музыки и качественного озвучивания, как и без хорошей графики, современная игра не будет успешной. Музыкальное и звуковое сопровождение, конечно, не являются главным, но попробуйте поиграть в Need For Speed: Underground 2 без звуков и музыки – большая часть очарования этой игры исчезнет.

Сценарист. Сценарий игры обязательно присутствует в ролевых и приключенческих играх, а также в играх смешанных жанров. Но даже в FPS-играх требуются качественные и интересные тексты. Этим занимаются сценаристы и режиссеры.

Дизайнер игры занимается программированием игрового дизайна, уделяя особое внимание сюжетным линиям, структуре игры и правилам. Дизайнеры уровней

После того, как программисты, аниматоры, художники, музыканты выполнят основную работу по созданию персонажей игры, игровых интерьеров, звуков, в работу включаются дизайнеры уровней. Если даже игра представляет собой один большой уровень без явного разбиения на части, дизайнерам приходится немало поработать над созданием игровой вселенной

Дизайнеры уровней. После того, как программисты, аниматоры, художники, музыканты выполнят основную работу по созданию персонажей игры, игровых интерьеров, звуков, в работу включаются дизайнеры уровней. Если даже игра представляет собой один большой уровень без явного разбиения на части, дизайнерам приходится немало поработать над созданием игровой вселенной.

Тестер – испытатель игры занимается поиском различных ошибок и несоответствий в игре, анализируя детали игры. Любая игра перед выходом в свет должна быть протестирована.

Компоненты игры, за которые отвечает геймдизайнер

Геймдизайнер – обширное понятие. Сама профессия делится на десятки подспециализаций. Каждая подразумевает работу над одним из аспектов игры. 

Некоторые геймдизайнеры отвечают за игровой контент – говорят, как играть в видеоигру, что это будет за жанр, какие виды механик будут доступны игроку, что будут делать противники/союзники, как будет перемещаться игровой персонаж по миру. Другие отвечают за игровой мир – придумывают, как будут выглядеть уровни, какие на них будут встречаться трудности, где они будут расположены. 

И таких вариаций профессии достаточно много. Есть отдельные сотрудники, занимающиеся балансом в игре, то есть они работают над тем, чтобы игра была в меру сложной, а каждый этап достаточно захватывающим, но при этом не чересчур трудным, дабы создать для игрока некое испытание и параллельно не отбить желание играть из-за избыточно сильного противника или запутанной головоломки. 

Другие специализации геймдизайна

  • Есть отдел геймдизайнеров-аналитиков, изучающих другие игры и пытающихся выудить формулу успеха, которую можно будет применить к своим будущим проектам.

  • Специалисты, занимающиеся интерфейсом, чтобы пользователю было комфортно управлять игровым персонажем или другими объектами в виртуальном мире. 

  • Некоторые отвечают исключительно за первичное погружение в игру. Они создают обучение на старте (этап, когда вам объясняют базовые механики и возможности).

  • Одними из наиболее важных для компании являются геймдизайнеры, продумывающие монетизацию. То есть способы заработать на игроках. 

И даже на этом список специализаций не заканчивается. Геймдизайнеры действительно берут на себя внушительный объем работ. 

Направления в профессии

Как уже было сказано выше, геймдизайнер — это не только режиссер всей игры. В зависимости от приписки перед названием профессии, у дизайнера могут быть другие обязанности.

Список часто встречающихся профессий, связанных с дизайном игры:

  • Ведущий геймдизайнер. Придумывает идею, контролирует весь процесс, делегирует полномочия, составляет дизайн-документ и “выбивает” бюджет. Широкопрофильный специалист и профессионал своего дела.
  • Дизайнер игровых механик. Программирует проект, составляет конкретные технические задания для других программистов, разрабатывает геймплей и всегда на связи с другими сотрудниками на управляющих должностях.
  • Дизайнер уровней. Разрабатывает уровни, локации и объекты в них.
  • Дизайнер миссий. Зачастую это тот же специалист, что и дизайнер уровней. В задачи входит составление миссий/заданий в игре, и работа над их структурой.
  • Геймдизайнер по нарративу. Пишет сценарии, создает персонажей, прописывает диалоги и прочее. Для большинства разработчиков требуется хотя бы общий сценарий, чтобы приступить к созданию игры. Ведь иначе неизвестно, какая нужна локация, миссии, персонажи и остальное.
  • Технический дизайнер. Работает в различных редакторах, интегрирует и оптимизирует игровой контент, работает с эффектами и анимацией (текстуры, тайминги, интеграция), настраивает всевозможные игровые параметры.
  • Геймдизайнер по контенту. Разрабатывает и внедряет контент в игру. Это могут быть объекты, анимации, эффекты, текстуры, предметы, скины и прочее наполнение проекта.
  • Геймдизайнер по балансу. В основном такой специалист нужен для онлайн-проектов, в которых важна соревновательная составляющая между игроками, и соответственно, баланс.
  • Геймдизайнер по системной оптимизации. Технический разработчик, который отвечает за оптимизацию продукта. Также он может работать над портами игры на другие платформы, но в случае с крупными проектами этим занимается отдельная студия.

Почти всегда слово “геймдизайнер” обозначает руководящую должность в какой-либо сфере. Другими словами, если это геймдизайнер по оптимизации, то в крупной игровой студии у него есть команда из нескольких человек, которыми он управляет, ставит им задачи и работает вместе с ними. Если же это работник в небольшом проекте, то скорее всего, он является главным и единственным человеком, ответственным за оптимизацию.

Повествуйте через визуальную составляющую

На самом базовом уровне умение быть хорошим дизайнером персонажей связано с тем, насколько точно вы можете следовать полученному заданию. Вам поставят конкретные задачи, и ваша цель — воплотить их в жизнь.

«То, что вы привносите в сам бриф, — это в первую очередь вы сами. Работа дизайнера персонажей заключается в том, чтобы воплощать готовые истории, но параллельно ещё и развивать их визуально и творчески. Это может показаться очевидным, но я видела бесчисленное количество рисунков от молодых художников, в которых они ударялись в безумные фантазии, а потом пытались обосновать, как это соответствует брифу, в то время как они просто нарисовали то, что хотели сами».

Люси Кириакиду, художница персонажей

Чтобы дизайн персонажа соответствовал техническому заданию и поддерживал грамотное повествование, необходимо начать с изучения темы проекта и создания нескольких вариантов набросков. Это поможет лучше понять будущую игру и обосновать свой дизайн фактами.

«Это не только про реалистичный дизайн. Для того чтобы любой персонаж успешно доносил какую-то идею, необходимо дать ему узнаваемые элементы, даже если вы рисуете максимально чуждое человеку существо».

Люси Кириакиду, художница персонажей


Перечисленные пункты нужно осмыслить как можно раньше, чтобы создать достойного персонажа. Инфографика: Lucy Kyriakidou

На этапе исследования вы можете наткнуться на детали, которые, возможно, вам незнакомы, — и в этом нет ничего страшного. Необходимо основательно подумать о том, что знает персонаж и как он живёт, чтобы правильно использовать это для развития истории игры.

«Визуальное повествование — это основа работы дизайнера персонажей. Цель не в том, чтобы создавать замысловатые элементы, а в том, чтобы рассказывать историю и манипулировать предположениями игроков, которые возникают при взгляде на какие-то детали образа героя».

Люси Кириакиду, художница персонажей

Когда речь идёт об окружении, важно учитывать местоположение героя и влияние локации на его внешний вид. Простейший пример: если персонаж находится на улице зимой, то он, скорее всего, будет в пальто или куртке

Но может быть и так, что вы создаёте персонажа, который живёт на лавовой планете, поэтому его кожа сделана из камня. Так зачем же ему пальто? Подумайте о различных способах подчеркнуть индивидуальность вашего персонажа.

«Лично я выражаю индивидуальность через одежду, а также через волосы. У некоторых людей есть татуировки. Но существуют и более глубокие особенности, связанные с характером и образом жизни. Скажем, кто-то может быть склонен к постоянным травмам, поэтому его лицо будет в пластырях и шрамах. Или ваш персонаж очень любит сладости, поэтому у него в заднем кармане всегда лежит пакетик с ними».

Люси Кириакиду, художница персонажей

Вы можете многое понять о жизни человека, разок посмотрев на него или порывшись в его карманах. Просто подумайте об образе жизни персонажа. Может быть, ему нужно держать при себе ручку, чтобы делать заметки для работы. Попробуйте придумать такие ситуации, когда людям нужно постоянно носить с собой что-то для удобства.


Примеры дизайнов персонажей. Иллюстрация: Lucy Kyriakidou
Примеры дизайнов персонажей. Иллюстрация: Lucy Kyriakidou
Примеры дизайнов персонажей. Иллюстрация: Lucy Kyriakidou
Примеры дизайнов персонажей. Иллюстрация: Lucy Kyriakidou

Когда вы рассматриваете прошлое вашего персонажа и то, как оно может повлиять на его внешний вид, не обязательно нужно концентрироваться на его воспитании или культуре. Подойдёт и что-то простое — например, ушиб или слегка влажные волосы, если герой недавно принимал душ.

«То же самое касается и жизненных целей. У персонажа может быть как большое жизненное устремление, так и что-то менее значимое. Например, он носит с собой бумажник, потому что хочет купить пончик, или нож, потому что хочет зарезать какого-то врага. О таких небольших штрихах вам не расскажут ни в одном брифе».

Люси Кириакиду, художница персонажей

Когда думаешь о происхождении персонажа, нужно выйти за рамки очевидного, чтобы не удариться в клише. Вы можете отразить личность персонажа, показав, как он двигается и взаимодействует с миром или другими людьми.

Кому подходит

Наиболее успешными гейм-дизайнерами становятся люди, обладающие:

  • развитой фантазией, необходимой для детального и ясного представления виртуального мира, которого еще не существует;
  • аналитическими способностями для непротиворечивого встраивания игрового эпизода в общий сценарий;
  • коммуникационными навыками, чтобы суметь увлечь своей идеей других и изложить ее максимально иллюстративно и объемно.

Кроме того, необходимо разбираться в психологии игроков, предполагая их реакцию на различные повороты сюжета. А для этого нужно иметь двустороннюю связь – создавать игры (или хоты бы их отдельные уровни) не «в стол», а для публики, которая сможет оценить результат. Благодаря такой коммуникации можно понять, какие идеи или приемы работают, а какие нужно «доводить до ума». Множество игр сейчас уже выпускается с инструментарием, которого достаточно для создания собственной версии уровня и экспериментов с ним.

Наконец, чтобы рождать востребованные идеи, специалисту надо самому быть геймером – любить и знать компьютерные игры изнутри. Однако знакомства только с продуктами игровой индустрии (даже с лучшими образцами) недостаточно.

Глубоких знаний в области программирования от создателя геймплея не требуется, но общие представления о написании кода, понимание основ математики и физики – желательны. Полезным также будет умение рисовать и использовать компьютерную графику.

Концепция

Совет

У вас есть классная идея. Но как оформить её на бумаге? У каждого свой путь. Одни составляют дизайн-документы по 60 страниц, другие напишут лист неразборчивых заметок. Не знаю, как удобнее для вас, но обязательно зафиксируйте следующее:

Фишки. Что делает вашу идею крутой? Это самый главный вопрос. Как только вы сможете уловить и зафиксировать это, остальные этапы покажутся легче. Ваша игра поднимает острые темы? Станет новой классикой? Или будет отличаться от всего, что было раньше?

Механика. Что делает игрок и зачем? Это ваш игровой процесс. Он может быть простым, как поочерёдное нажатие клавиш Q, W, O, P в игре QWOP, или сложным, как комбинации в Dwarf Fortress.

Легенда. Благодаря чему игроки запомнят вашу игру? С какими эмоциями они будут её покидать? У каждой игры есть история. Если история неочевидна, игрок сам создаст её. История бывает разная: возрастание чисел в игре 2048, восхождение империй в Civilization или безмолвные взаимодействия в Monument Valley. Подумайте, какая легенда будет стоять за вашей игрой.

Настроение

Какое впечатление производит игра? Какие визуальные эффекты и музыка будут этому способствовать? Важно первое впечатление, которое сможет зацепить игрока и затем заставить его снова возвращаться к игре. Возможно, вам захочется ретро-эффекта с пиксельной графикой и 8-битной музыкой или современного вида с плоской геометрией — подумайте об этом.

  • Участвуйте в хакатонах. Вам и другим участникам нужно будет сделать игру за отведённое время. Как минимум вы вдохновитесь и встретите единомышленников. Попробуйте Ludum Dare, один из самых больших геймджемов.
  • Создайте список идей. Записывайте каждую новую мысль. В моменты ступора всегда можно заглянуть в список и найти что-то интересное. Так выглядит мой личный Google Doc идей и заметок.

Инструменты

Командная работа:

  • Google Диск.
  • GitHub. Требуется git и Unity .gitignore.
  • Unity Collab. Самый простой инструмент, но с ограничениями в бесплатной версии.

Я делаю игры на Unity. Дальше речь пойдёт о нём, но не бойтесь использовать другой движок.

Ответы на вопросы

Если не разбираюсь в геймдизайне, смогу ли этому научиться?

Программа обучения построена таким образом, что даже новичок сможет разобраться во всех тонкостях геймдизайна. Плавное погружение в тонкости работы и поддержка преподавателей и кураторов помогут быстрее освоить весь материал.

Сколько времени нужно уделять обучению в день?

Каждый студент выбирает нагрузку, исходя из своего рабочего графика и возможностей. Рекомендовано для успешного усвоения теории и отработки заданий на практике уделять обучению хотя бы 3-5 часов в неделю.

Не смогу оплатить обучение. Действует ли рассрочка?

Конечно, можно купить онлайн-курс в рассрочку. Сделать об этом отметку при оформлении заказа.

Что такое геймдизайн

Под геймдизайном понимают процесс создания игры в глобальном значении: сюда входит создание лора, сюжета, персонажей; выбор игрового движка и программного кода; разработка игровой механики, анимаций, локаций. Геймдизайнер — носитель идеи, который централизованно руководит всеми другими подразделениями и оценивает, насколько их работа отвечает изначальному замыслу. Сам геймдизайн, в свою очередь, можно разделить на следующие направления:

— Системный дизайн — разработка правил внутри игры и проведение сопутствующих расчетов. Это одно из важнейших направлений, так как правила есть во всех играх.

— Контент-дизайн — разработка персонажей, миссий и предметов, связанных с геймплеем.

— Дизайн уровней — создание локаций, расстановка мобов, разработка способов прохождения с учётом особенностей геймплея.

— Дизайн мира — продумывание пространств, карты, локаций, ландшафта, архитектуры и того, как всё это диктует пользовательский опыт и увязывается с общей задумкой игры.

По каждому из этих направлений могут трудиться десятки и даже сотни человек, в зависимости от масштабов и бюджета игры. Некоторые проекты могут быть настолько ёмкими, что, несмотря на огромный штат сотрудников, процесс разработки затягивается на несколько лет. Хорошим примером будет нашумевшая Red Dead Redemption 2, которую разрабатывали на протяжении 7 лет. Это можно понять: её сценарий занимает 2 тысячи страниц, карта составляет 75 км², а для захвата движений было отснято свыше 1 200 актёров при помощи технологии Motion Capture, на что ушло 2 200 дней. Кроме того, команда создала больше 300 тысяч анимаций и 500 тысяч диалогов. А теперь представь, какие эмоции переполняли разрабов, когда работа была окончена, и геймеры стали массово скупать и хвалить её. Такой скрупулезный подход к мелочам и лору говорит о любви к своему детищу, благодаря которому игры могут вырасти из рамок развлечений и стать таким же произведением искусства, как кино или музыка.

Что почитать: подборка полезных книг

Автор делится своими секретами о том, как можно создать популярную игру. Книга описывает не только компьютерные игры. Она раскрывает психологию игрока и помогает понять механику игр.

Это лучшая книга об игровой индустрии, в которой собраны сотни интересных историй от создателей игр.

Эта книга о тех вещах, которые нас окружают. Почему именно такими их создали? Это своего рода справочник дизайнерских находок и ошибок.

Книга знакомит с профессией дизайнера уровней. Рассказывает об особенностях проектирования виртуальных миров. Как сделать так, чтобы игрок испытывал различные эмоции и не хотел отказываться от игрового процесса? Как рассказывать историю через окружение? Ответы не только на эти вопросы можно найти в книге.

Книга знакомит читателя с развитием индустрии компьютерных игр и историей создания легендарных игр. Книга написана легко, даже о провалах в развитии индустрии рассказано с юмором.

Заключение

Игровая индустрия развивается, а вместе с ней повышается конкуренция среди игроков. И с каждым годом гейминг набирает обороты

Начинающих геймеров становится все больше, ведь неважно, какого вы пола и сколько вам лет. Парень или девушка может стать геймером и в 12 лет, и в 51 год

А между тем опытные “бойцы” не сдаются так просто и защищают свое место в игровой вселенной. Поэтому и пробиться на вершину весьма трудно. Если не боитесь конкуренции, финансовых затрат и нехватки времени, то идите за своей мечтой и становитесь профессиональным геймером.

Подписывайтесь на блог iklife.ru и следите за новыми статьями про игровую индустрию.

Всего доброго и удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector