Лучшие университеты мира для изучения генетики и генной инженерии
Содержание:
- Генная инженерия
- Инженер биотехнолог – кто это
- Изучение рынка
- Личные качества, необходимые специалисту
- Доходы биоинженеров
- Общие сведения
- Странности ученых
- Кто такой генный инженер и чем он занимается
- Какие предметы сдавать
- Объекты генной инженерии
- Изучение рынка
- История развития
- Рабочий день генного инженера
- Странности ученых
- От розмыслов до инженеров
- Обязанности специалиста
- Рабочий день генного инженера
Генная инженерия
Сейчас все большее количество правительств разных стран готовится к тому, чтобы разрешить эксперименты по редактированию генома на эмбрионах человека. Некоторые страны уже даже разрешили это, например, Великобритания.
Справедливости ради, пока мы не говорим о полностью готовом человеке с измененными генами, но все к этому идет. Вы же понимаете? Пока Великобритания разрешает ставить эксперименты только над эмбрионами, выращенными в лабораторных условиях. При этом они обязательно должны быть уничтожены через 14 дней после начала эксперимента. То есть формально нам это ничем не угрожает. Вопрос только в том, для чего это нужно тому, кто это разрешил. Явно не из любопытства. Что-то подсказывает, что как и многие передовые разработки, сначала это будет применяться в военных целях, ведь именно так можно получить универсального солдата. Он не будет хотеть есть или пить. Он не будет уставать или бояться взрывов. Небольшая корректировка генов и супер-солдат готов.
Более того! Такой способ воздействия, если человечество ему научится, может выйти из-под контроля. Или просто ”не в тех руках” это может стать оружием геноцида. Как видим, мрачных последствий куда больше, чем радужных. Поэтому прежде, чем делать что-то подобное, надо основательно взвесить все за и против. Даже клонирование на фоне этого может показаться милой забавой. Хотя изначально все были против этого.
Может не надо это трогать?
Но может все же что-то положительное в этом есть и можно дать шанс ученым доказать, что они не зря открывали инструменты редактирования? Какие преимущества редактирование генов может принести человеку?
Инженер биотехнолог – кто это
Биотехнолог – специалист, изучающий биотехнологию в целом или в одной из ее разновидностей. Биотехнология – наука, которая изучает возможность использования биоматериалов для решения определенных технологических задач, а также для реализации проектов в сфере гибридизации и генной инженерии. Основу специализации составляет генетика, а также ключевые направления биологии и эмбриологии. Также биотехнология базируется на некоторых прикладных дисциплинах, в частности на робототехнике.
Профессия респектабельная, хорошо оплачиваемая и довольно древняя. Одной из первых биотехнологий, кстати, было пивоварение. Сегодня труд ученых и практиков сконцентрирован на решении задач медицины, генетики, фармацевтики, сельского хозяйства, промышленности и других отраслей, использующих их разработки. Многие открытия носят глобальный характер и меняют не только специфику, эффективность конкретного направления, но и жизнь человечества в целом. Яркий пример – селекция и генная модификация растений и клонирование.
Изучение рынка
Здесь мне нужно было разобрать две вещи:
- куда можно и стоит поступать
- как потом попасть на работу в клевый стартап
Прошла мини-курс о поступлении за рубеж «Умная заграница» за 1500 рублей. Мне показалось, что основная цель курса – завлечь людей на следующую большую программу за
20 тысяч рублей. Но зато дают много полезных ссылок и шаблон резюме, помогают подобрать для себя список грантов и бесплатных образовательных программ.
Ходила на мероприятия, посвященные биологам и научной карьере. Основной организатор таких мероприятий в России – Future Biotech.
Очень понравились выступления Виктории Коржовой о том, как строить научную карьеру за границей. У нее, кстати, есть свой паблик, где она выкладывает много полезной информации.
Я подошла к Виктории после одного из выступлений. Она посоветовала: «Попробуй несколько месяцев поработать в лаборатории, вдруг тебе НЕ понравится». Для меня это звучало как «Слетай в космос на звездолете, вдруг тебе не понравится».
Личные качества, необходимые специалисту
Биоинженерия — профессия наукоемкая, поэтому для работы в ней необходимо иметь высокий интеллект и способности к обучению.
Кроме того, биоинженеру пригодятся:
- склонность к естественным наукам;
- терпение и усидчивость;
- любовь к исследованиям;
- аналитический склад ума;
- трудолюбие;
- готовность к кропотливой работе.
Биоинженерия относится к категориям «человек — техника» и «человек — природа».
Как стать биоинженером
Поскольку биоинженерия — передовая отрасль современной науки, лучше всего изучать ее в вузах, которые находятся в авангарде наук.
Немецкие вузы известны по всему миру своим качеством образования, новаторским подходом и богатой научно-технической базой
Для специальностей, требующих проведение научно-практических экспериментов, это идеальное место, поскольку в учебе большое внимание уделяется именно практической составляющей и самостоятельным проектам студентов. В ходе обязательной практики студенты зачастую оказываются в лабораториях известных компаний, и действительно талантливые и заинтересованные учащиеся могут еще до окончания вуза найти высокооплачиваемую и перспективную работу
Если же с работой не сложилось, в любом случае, останется опыт, которые пригодится в дальнейшем трудоустройстве.
Советуем изучить: Подбор программ обучения в вузах Германии
Узкие специализации в области биоинженерии:
- трансплантология;
- биоинженерные разработки в сфере сельского хозяйства;
- разработки методов утилизации отходов;
- разработки в области экологии.
Как понять, сможет ли эта профессия стать делом вашей жизни? Консультация в области карьерного ориентирования поможет это выяснить.
Профессии в рамках науки биоинженерии:
- генный инженер,
- биотехнолог,
- биоинженер,
- биоинформатик.
Доходы биоинженеров
Как бы ни был специалист влюблен в свою профессию, прежде всего она необходима, чтобы зарабатывать на жизнь.
К сожалению, в странах постсоветского пространства биоинженеры в денежном выражении ценятся не слишком высоко.
В России зарплаты специалистов в НИИ составляют порядка 400 долларов в месяц; в Москве в 1,5–2 раза больше.
В биотехнологических лабораториях зарплаты могут достигать 1500–3000 долларов.
На Украине биоинженеры зарабатывают 200–450 долларов в месяц, а в лабораториях, которые получают зарубежные гранты — 1000–1300 долларов.
Специалисты в области биотехнологий в Казахстане зарабатывают от 160 тысяч тенге.
В европейских странах зарплаты биотехнологов составляют, в среднем, 3 тысячи евро в месяц.
Важно отметить, что в Германии наиболее востребованы междисциплинарные профессии на стыке инженерии и биологии — инженеры-биотехнологи востребованы здесь и на государственной службе, и в частном секторе в большом количестве крупных местных и международных компаний. Зарплата биоинженера в Германии составляет в среднем от 4 до 6 тысяч евро
Для того, чтобы работать биоинженером в Германии необходимо получить образование в немецком вузе. Сделать это можно бесплатно, а после получения диплома получить полное право жить и работать в Германии.
Общие сведения
Биоинженер – специалист, который целенаправленно занимается изменением свойств живого организма. Профессия подходит тем людям, которые интересуются химией и биологией. Биоинженерия – одно из современных направлений современной науки. Это интегральная наука, она возникла на стыке физики, химии, биологии, генной инженерии и компьютерных технологий.
Биоинженеры работают с живыми организмами и системами, применяют в своей работе передовые технологии и достижения науки для решения медицинских проблем. Специалисты участвуют в разработке и создании новых приборов и оборудования. Также они участвуют в разработке новых процедур, опираясь на междисциплинарные знания. Таким образом появляются новые технологии, способны облегчить жизнь людей.
Не путайте биоинженерию с генной инженерией. Генная инженерия занимается изменением ДНК живых организмов, и является всего лишь ответвлением биоинженерии. Дисциплина направлена на углубление уже существующих знаний в области инженерии, биологии и медицины для укрепления здоровья людей за счет научных разработок.
Важными достижениями науки является разработка искусственных суставов, современных протезов, магниторезонансной томографии, кардиостимуляторов, артроскопии, ангиопластики, биоинженерных протезов кожи, почечного диализа, аппаратов искусственного кровообращения. Все это тесно переплетается с биотехнологиями и приносит пользу человечеству.
Профессионал должен обладать такими важными качествами:
- хороший интеллект;
- аналитический пытливый ум и склонность к естественным наукам;
- уметь анализировать и находить практическое применение известным теоретическим и полученным в ходе собственных исследований данным;
- знать принципы обращения с лабораторной и исследовательской техникой, основ хранения веществ, реактивов;
- уметь составлять отчеты о проделанной исследовательской деятельности.
Положительные стороны профессиональной деятельности:
- высокая заработная плата (но учтите что сразу после ВУЗа вы не будете получать максимальный оклад);
- высокая востребованность на рынке труда квалифицированных специалистов;
- карьерный рост;
- возможность проводить на работе исследования, нужные для ваших научных интересов;
- сотрудничество с международными холдингами и проектами;
- возможность стажировки за границей.
- сложное обучение в ВУЗе;
- высокая ответственность за разработки;
- работа с опасными химикатами;
- не всегда работа происходит в чистой и уютной лаборатории;
- возможный ненормированный рабочий день;
- одна ошибка может завалить проект всей команды;
- возможные неудачи во время разработок;
- получение не таких результатов, как вы ожидали;
- моральное напряжение.
Странности ученых
Не странности, конечно. А те специфические качества, которые я не замечала в общении с людьми других профессий.
- Ученые очень холодно относятся к научпопу. Я бы даже сказала, с неприязнью. «Зачем такие книги читать, почему вы не читаете “Биологию стволовых клеток”?» «В России нормального научпопа нет». Это самые мягкие примеры того, что я слышала о научпопе
- Ученые общаются на своем языке, полном терминов. Если есть термин, то они выберут его, потому что так корректнее. «Суспендировать», а не смешивать. «Амплифицировать», а не размножить. Белок «экспрессируется» в клетке, а не выделяется. А теперь представьте, что предложение из 10 слов наполовину состоит из таких терминов – это будет речь Павла Юрьевича Можно послушать подкаст с Павлом здесь.
- Главная цель ученого – провести исследование и получить вывод, получить новое знание. Будет ли кто-то регистрировать патент и строить на этом знании бизнес – ему по большей степени все равно.
Кто такой генный инженер и чем он занимается
Генный инженер – ученый, сфера деятельности которого генетическое перепрограммирование. Цель такой работы – получение видов растений, животных и прочих живых организмов с измененным набором генов. Благодаря генной инженерии ученым удается создавать новые биологические виды, минуя длительный процесс традиционной селекции.
В результате экспериментов ученых-генетиков на свет появляются более жизнеспособные сорта растений. Такие биологические виды обладают высокой морозоустойчивостью и способностью противостоять вредным насекомым. Внедрение чужеродных молекул ДНК может влиять на урожайность и декоративные свойства.
В области животноводства работа генного инженера направлена на разведение неприхотливых особей, способных к размножению не в самых благоприятных условиях. Для мясного животноводства приоритетным направлением считается увеличение массы животного. Для молочных пород работа ведется в направлении увеличения лактации. Таким образом, ученые генетики увеличивают рентабельность сельского хозяйства за счет выведения более жизнестойких видов.
Основные обязанности генного инженера
Работа генного инженера проходит в лабораториях научно-исследовательских институтов.
К основным обязанностям генного инженера относят такие виды деятельности:
- выведение трансгенных культур;
- видоизменение генной структуры организмов с целью усилить их сопротивляемость различным заболеваниям;
- исследование генной структуры отдельных видов;
- наблюдение за подопытным материалом;
- составление отчетов о проделанной работе, написание научных статей;
- выступления на конференциях, семинарах, симпозиумах и т. д.
Какие предметы сдавать
Для того чтобы поступить на специальность «Биоинженерия», выпускнику старшей школы необходимо успешно сдать в формате Единого государственного экзамена.
Что сдавать на биоинженерию? Это, безусловно, предметы, связанные с математикой и научными дисциплинами.
В сфере ключевых предметов, которые нужно сдавать на биоинженера: русский язык, математика профильного уровня, биология и химия.
Чаще всего высшие учебные заведения выбирают в качестве обязательных для каждого абитуриента три экзамена, четвертый же может быть в качестве дополнительного вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно.
Предметы для сдачи ЕГЭ на биоинженерию – еще не все, что может потребоваться для поступления. Зачастую, на собеседованиях с абитуриентами члены приемной комиссии оценивают уровень владения выпускниками школы английским языком. Это необходимо, так как многие исследования, необходимые студентам для успешного обучения, проведены за пределами России и доступны к ознакомлению только на английском языке.
Обязательные к сдаче экзамены и дополнительные вступительные испытания для поступления на биоинженера могут быть скорректированы вузом.
Учащимся старшей школы следует раз в несколько месяцев просматривать сайт того вуза, в котором они хотели бы учиться, на предмет изменений в структуре приемной кампании.
Объекты генной инженерии
Наиболее часто объектами для исследования генной инженерии становятся микроорганизмы, клетки растений и низших животных, однако ведутся исследования и на клетках млекопитающих, и даже на клетках человеческого организма. Как правило, непосредственным объектом исследования является молекула ДНК, очищенная от прочих клеточных веществ
При помощи энзимов ДНК расщепляется на отдельные отрезки, причём важно уметь распознавать и выделять нужный отрезок, переносить его при помощи энзимов и встраивать в структуру другой ДНК
Современные методики уже позволяют достаточно свободно манипулировать отрезками генома, размножать нужный участок наследственной цепи и вставлять его на место другого нуклеотида в ДНК реципиента. Накоплен достаточно большой опыт и собрана немалая информация по закономерностям строения наследственных механизмов. Как правило, преобразованиям подвергаются сельскохозяйственные растения, что уже позволило существенно повысить результативность основных продовольственных культур.
Изучение рынка
Здесь мне нужно было разобрать две вещи:
- куда можно и стоит поступать
- как потом попасть на работу в клевый стартап
Прошла мини-курс о поступлении за рубеж «Умная заграница» за 1500 рублей. Мне показалось, что основная цель курса – завлечь людей на следующую большую программу за
20 тысяч рублей. Но зато дают много полезных ссылок и шаблон резюме, помогают подобрать для себя список грантов и бесплатных образовательных программ.
Ходила на мероприятия, посвященные биологам и научной карьере. Основной организатор таких мероприятий в России – Future Biotech.
Очень понравились выступления Виктории Коржовой о том, как строить научную карьеру за границей. У нее, кстати, есть свой паблик, где она выкладывает много полезной информации.
Я подошла к Виктории после одного из выступлений. Она посоветовала: «Попробуй несколько месяцев поработать в лаборатории, вдруг тебе НЕ понравится». Для меня это звучало как «Слетай в космос на звездолете, вдруг тебе не понравится».
История развития
Истоки
Основы классической генетики были заложены в середине XIX века благодаря экспериментам чешского-австрийского биолога Грегора Менделя. Открытые им на примере растений принципы передачи наследственных признаков от родительских организмов к их потомкам в 1865 году, к сожалению, не получили должного внимания у современников, и только в 1900 году Хуго де Фриз и другие европейские ученые независимо друг от друга «переоткрыли» законы наследственности.
Параллельно с этим шел процесс формирования знаний о ДНК. Так, в 1869 году швейцарский биолог Фридрих Мишер открыл факт существования макромолекулы, а в 1910 году американский биолог Томас Хант Морган обнаружил на основе характера наследования мутаций у дрозофил, что гены расположены линейно на хромосомах и образуют группы сцепления. В 1953 году было сделано важнейшее открытие — американец Джон Уотсон и британец Фрэнсис Крик установили молекулярную структуру ДНК.
На подъеме
К концу 1960-х годов генетика активно развивалась, а ее важными объектами стали вирусы и плазмиды. Были разработаны методы выделения высокоочищенных препаратов неповрежденных молекул ДНК, плазмид и вирусов, а в 1970-х годах был открыт ряд ферментов, катализирующих реакции превращения ДНК.
Генная инженерия как отдельное направление исследовательской работы зародилась в США в 1972 году, когда в Стэнфордском университете ученые Пол Берг, Стэнли Норман Коэн, Герберт Бойер и их научная группа внедрили новый ген в бактерию кишечной палочки (E. coli), то есть создали первую рекомбинантную ДНК.
Техника ПЦР была впервые разработана в 1980-х годах американским биохимиком Кэри Маллисом. Будущий лауреат Нобелевской премии по химии (1993 года), обнаружил в специфический фермент — ДНК-полимеразу, который участвует в репликации ДНК. Этот фермент буквально считывает отрезки цепи нуклеотидов молекулы и использует их в качестве шаблона для последующего копирования генетической информации.
Новая эра
В 1996 году методом пересадки ядра соматической клетки в цитоплазму яйцеклетки на свет появилось первое клонированное млекопитающее — овца Долли. Это событие стало революционным в истории развития генной инженерии, потому что впервые стало возможным серьезно говорить о создании клонов и выращивании живых организмов на основе молекул.
Рабочий день генного инженера
Генные инженеры, конечно, не называют себя генными инженерами. Они зовутся молекулярными биологами.
МФТИ находится в городе Долгопрудном под Москвой. Я приезжала туда к 11, уезжала домой обычно в 20:00.
Вид из лаборатории
Первую неделю в лабе я следила, что и как делают другие сотрудники. А потом мне назначили научного руководителя Светлану Дмитриевну Звереву, она сказала: «Вот твоя пипетка, вот твои клетки. Делай».
Лабораторная пипетка выглядит вот так. Как космический бластер
Светлана Дмитриевна разрабатывает новый метод генной инженерии растений. В основном я занималась тем, что брала на себя маленькие части ее проекта:
- подготовить плазмиды (плазмида – это кусок ДНК в кольце. Мне нужно было «разрезать и заново сшить» цепочку ДНК в нужных местах),
- подготовить клетки (изменить геном клеток с помощью плазмиды) и т. д.
Мой рабочий стол
В пробирках – мои плазмиды
Проверяю с помощью агарозного гель-электрофореза, получилась ли нужная мне цепочка ДНК
Кстати, мне разрешали работать с реактивами, пробирочка каждого из которых стоит ~20 тысяч рублей. В жизни бы не подпустила новичка к таким дорогим штукам!
Холодильник с реактивами
Через 3 месяца Светлана позволила юному падавану готовить растения для экспериментов.
В отдельной лаборатории сажаю черенки табака на гель
Посадила черенки табака, чтобы потом на нем проводить опыты
На сленге ученых то, чем я занималась, называется «капать» – потому что много времени ты проводишь с пипеткой и капаешь свои растворы из пробирки в пробирку. На некоторых вечеринках ко мне подходили молодые люди и спрашивали «О, ты капаешь?» – это звучало как «О, ты играешь в рок-группе?»
Как бы круто все это ни звучало, в США такому учат еще в школе. Опыты с геномом клеток входят в школьную программу по естествознанию.
Нужно добавить, что российские школьники все равно могут попробовать себя в молекулярной биологии: либо прийти в лабораторию геномной инженерии МФТИ, либо пройти программу в Школе молекулярной и теоретической биологии, проходящей при поддержке Zimin Foundation.
Еще я делала стандартные для ученого процедуры:
- вела лабораторный журнал (т. е. записывала все свои действия и результаты экспериментов), чтобы затем можно было убедиться, что опыт был проведен правильно,
- изучала зарубежные исследования по нужной мне теме.
В лаборатории
Многие ученые работают по выходным, потому что у клеток и растений нет выходных. Если по ходу опыта нужно прийти и проверить клетки 1 января в 6 утра – ученый придет и будет проверять клетки.
Кстати, эксперимент может не получиться 5 раз подряд – это нормально. Клетки с нужным геномом для проекта Светланы я получила с четвертого раза (правда, в моем случае всё можно списать на неопытность).
Вы спросите: «А как ты резала геном, если ничего не знаешь в биологии?» Дело в том, что в научном процессе много протоколов. Чтобы «разрезать» геном, нужно смешать вот такие растворы, подержать их на льду, потом согреть, потом снова на лед и т. д.
Мне дали стопку таких протоколов, и я просто все делала по инструкции. Для этого и учиться особо не нужно.
Пример протокола
А вот для чего нужно учиться годами и следить за миром науки: чтобы самому проектировать эксперименты. «Цель – получить особи свиней, устойчивых к африканской чуме. Я возьму эти клетки, эти плазмиды, эти рестриктазы, подготовлю такую конструкцию, потом вставлю конструкцию в геном зародышей свиней, а вот в этих зародышах менять не буду, потому что…» и т. д.
То есть, я просто делала ручную лаборантскую работу. Говоря об ученых, я не называю себя таковым и не считаю себя им. Спроектировать эксперимент я не способна.
По пятницам у нас проводились «симпозиумы»: кто-то из сотрудников готовил доклад о зарубежной научной статье, а потом мы садились с пиццей и вином и обсуждали новые открытия.
Мне тоже выпало счастье готовить доклад, и это было самым сложным испытанием. Представьте, что вам нужно за неделю выучить новый язык, а затем на этом же языке рассказать поэму, притом еще ответить на вопросы по тексту. Вот примерно так я себя чувствовала.
На пятничном симпозиуме
Странности ученых
Не странности, конечно. А те специфические качества, которые я не замечала в общении с людьми других профессий.
- Ученые очень холодно относятся к научпопу. Я бы даже сказала, с неприязнью. «Зачем такие книги читать, почему вы не читаете “Биологию стволовых клеток”?» «В России нормального научпопа нет». Это самые мягкие примеры того, что я слышала о научпопе
- Ученые общаются на своем языке, полном терминов. Если есть термин, то они выберут его, потому что так корректнее. «Суспендировать», а не смешивать. «Амплифицировать», а не размножить. Белок «экспрессируется» в клетке, а не выделяется. А теперь представьте, что предложение из 10 слов наполовину состоит из таких терминов – это будет речь Павла Юрьевича Можно послушать подкаст с Павлом здесь.
- Главная цель ученого – провести исследование и получить вывод, получить новое знание. Будет ли кто-то регистрировать патент и строить на этом знании бизнес – ему по большей степени все равно.
От розмыслов до инженеров
Норманны и арабы говорили о Руси как о «стране городов», имея в виду хорошо укрепленные поселения: Чернигов, Киев, Новгород. А где города, там и инженерные задачи. Мастеров, знающих толк в крепостных стенах, мостах и дорогах, называли «розмыслами». В отдельную профессию инженерия оформилась при Петре I. В 1701 году с помощью британских инженеров и математиков он школу математических и навигацких наук. Долгое время к российским специалистам относились как к помощникам зарубежных: крупными стройками в основном занимались иностранцы. Одним из первых значимых объектов именно российского инжиниринга стал (1842–1850) — первый постоянный мост через Неву. После революции его переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, а с 2007 года он называется Благовещенским.
Въезд на Николаевский мост с Васильевского острова, 1860-е годы
(Фото: wikipedia.org)
Спроектировавший Николаевский мост инженер Станислав Кербедз
В то время инженерная профессия особой популярностью среди дворян не пользовалась. Чтобы привлечь высшие слои общества, Горный институт даже включил в свою программу танцы, фехтование, литературу и пение. Но план провалился: выпускники шли в актеры. За десятилетие на рубеже веков из-за реформы образования число студентов инженерных институтов увеличилось втрое. Минимальный оклад молодого инженера составлял 75 рублей, тогда как десятник, старший над группой рабочих, зарабатывал 25 рублей. Для сравнения: 1 фунт пшеничной муки в те времена стоил около 8 копеек.
Разрыв между заработными платами молодых специалистов и десятников особенно возмущал простых заводских рабочих. После Октябрьской революции инженерам это припомнили: пролетариат заклеймил их эксплуататорами. На время большевиков и инженеров примирила общая мечта об электрификации, которой занималась Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). По плану ГОЭЛРО 1920 года была система из 30 электростанций, и инженеры оказались обеспечены работой на ближайшие годы. Постепенно власть менялась: сталинская гигантомания шла вразрез с принципами оптимизации инженеров 1920-х годов. Начались преследования.
Обязанности специалиста
Представители генной инженерии (тканевой, клеточной и других) ежедневно выполняют большой объём работы. Из-за этого список их обязанностей постоянно расширяется. В него входят следующие действия:
- изменение геномных данных живых организмов;
- повышение эффективности фунгицидов и инсектицидов;
- выведение генномодифицированных растений;
- разработка лекарственных препаратов;
- наблюдение за подопытными микроорганизмами, животными;
- проведение различных экспериментов и исследований;
- получение продуктов метагенеза тканей и клеток;
- изменение ДНК клеток.
Рабочий день генного инженера
Генные инженеры, конечно, не называют себя генными инженерами. Они зовутся молекулярными биологами.
МФТИ находится в городе Долгопрудном под Москвой. Я приезжала туда к 11, уезжала домой обычно в 20:00.
Вид из лаборатории
Первую неделю в лабе я следила, что и как делают другие сотрудники. А потом мне назначили научного руководителя Светлану Дмитриевну Звереву, она сказала: «Вот твоя пипетка, вот твои клетки. Делай».
Лабораторная пипетка выглядит вот так. Как космический бластер
Светлана Дмитриевна разрабатывает новый метод генной инженерии растений. В основном я занималась тем, что брала на себя маленькие части ее проекта:
- подготовить плазмиды (плазмида – это кусок ДНК в кольце. Мне нужно было «разрезать и заново сшить» цепочку ДНК в нужных местах),
- подготовить клетки (изменить геном клеток с помощью плазмиды) и т. д.
Мой рабочий стол
В пробирках – мои плазмиды
Проверяю с помощью агарозного гель-электрофореза, получилась ли нужная мне цепочка ДНК
Кстати, мне разрешали работать с реактивами, пробирочка каждого из которых стоит ~20 тысяч рублей. В жизни бы не подпустила новичка к таким дорогим штукам!
Холодильник с реактивами
Через 3 месяца Светлана позволила юному падавану готовить растения для экспериментов.
В отдельной лаборатории сажаю черенки табака на гель
Посадила черенки табака, чтобы потом на нем проводить опыты
На сленге ученых то, чем я занималась, называется «капать» – потому что много времени ты проводишь с пипеткой и капаешь свои растворы из пробирки в пробирку. На некоторых вечеринках ко мне подходили молодые люди и спрашивали «О, ты капаешь?» – это звучало как «О, ты играешь в рок-группе?»
Как бы круто все это ни звучало, в США такому учат еще в школе. Опыты с геномом клеток входят в школьную программу по естествознанию.
Нужно добавить, что российские школьники все равно могут попробовать себя в молекулярной биологии: либо прийти в лабораторию геномной инженерии МФТИ, либо пройти программу в Школе молекулярной и теоретической биологии, проходящей при поддержке Zimin Foundation.
Еще я делала стандартные для ученого процедуры:
- вела лабораторный журнал (т. е. записывала все свои действия и результаты экспериментов), чтобы затем можно было убедиться, что опыт был проведен правильно,
- изучала зарубежные исследования по нужной мне теме.
В лаборатории
Многие ученые работают по выходным, потому что у клеток и растений нет выходных. Если по ходу опыта нужно прийти и проверить клетки 1 января в 6 утра – ученый придет и будет проверять клетки.
Кстати, эксперимент может не получиться 5 раз подряд – это нормально. Клетки с нужным геномом для проекта Светланы я получила с четвертого раза (правда, в моем случае всё можно списать на неопытность).
Вы спросите: «А как ты резала геном, если ничего не знаешь в биологии?» Дело в том, что в научном процессе много протоколов. Чтобы «разрезать» геном, нужно смешать вот такие растворы, подержать их на льду, потом согреть, потом снова на лед и т. д.
Мне дали стопку таких протоколов, и я просто все делала по инструкции. Для этого и учиться особо не нужно.
Пример протокола
А вот для чего нужно учиться годами и следить за миром науки: чтобы самому проектировать эксперименты. «Цель – получить особи свиней, устойчивых к африканской чуме. Я возьму эти клетки, эти плазмиды, эти рестриктазы, подготовлю такую конструкцию, потом вставлю конструкцию в геном зародышей свиней, а вот в этих зародышах менять не буду, потому что…» и т. д.
То есть, я просто делала ручную лаборантскую работу. Говоря об ученых, я не называю себя таковым и не считаю себя им. Спроектировать эксперимент я не способна.
По пятницам у нас проводились «симпозиумы»: кто-то из сотрудников готовил доклад о зарубежной научной статье, а потом мы садились с пиццей и вином и обсуждали новые открытия.
Мне тоже выпало счастье готовить доклад, и это было самым сложным испытанием. Представьте, что вам нужно за неделю выучить новый язык, а затем на этом же языке рассказать поэму, притом еще ответить на вопросы по тексту. Вот примерно так я себя чувствовала.
На пятничном симпозиуме