Как написать эссе по истории
Содержание:
- Алгоритм работы с сочинением
- Примерный план сочинения
- Разбор сочинения по истории
- Что важно учесть в эссе
- Что такое исторического эссе?
- Критерии оценивания
- Пример и план эссе по истории
- Историческое эссе – очень важное задание
- Правила оформления работы
- Практическое занятие
- Эссе для ЕГЭ
- Структура сочинения
- Пример исторического сочинения. Историческое сочинение 862-945.
- Эссе «Развал СССР: катастрофа или благо 20 века?»
- Алгоритм написания эссе по истории
- Эссе по английскому на ЕГЭ 2021
- Выбор темы и периода
- Требования к оформлению эссе
- Вывод
- Вывод
Алгоритм работы с сочинением
Для того, чтобы правильно написать данный вид письменной работы следуйте приведённым ниже пунктам:
Выберите тот временной период, который вы знаете наиболее хорошо и для которого с большей вероятностью сможете привести два события. Определите чей период правления затрагивают выбранные временные рамки. Вспомните какие наиболее значимые исторические события произошли в это время. Их должно быть не меньше двух. Вспомните какие исторические личности жили в то время, как они повлияли на написанные вами события и на ход истории России в целом. Выявите связь между двумя приведёнными вами событиями. Объясните причины возникновения этих событий. Составьте себе план, по которому будете писать сочинение. В нём должны быть четыре абзаца (найти его можно выше). Напишите черновой вариант эссе на основе вашего заготовленного плана и написанной информации. Напишите заключение вашего исторического сочинения, дав оценку произошедшим событиям и пояснив их последствия
Перечитываем своё сочинение, проверяем его на наличие ошибок (особое внимание уделить фактическим) и переписываем в чистовик. Используйте для сочинения заранее заученные клише (найти их можно ниже)
Используйте различные исторические термины и понятия, подходящие под выбранный период. Пишите аккуратным и разборчивым почерком, так вы поможете эксперту быстрее и правильнее проверить вашу работу. Не искажайте исторические факты.
Примерный план сочинения
- Вступление
- Отражение проблемы в тексте:
- формулировка проблемы
- почему эта проблема сегодня актуальна?
- Комментарий проблемы
- о чем пишет автор
- как пишет автор
- к какому выводу приводит читателя
- Авторская позиция
- Позиция ученика:
- согласие/несогласие с автором
- собственная позиция
- Аргументация (2 аргумента)
- Вывод — заключение
Теперь более подробно о структуре:
1. Цитата.
Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.
2. Проблема и ее актуальность.
Клише:
Данная проблема является актуальной в условиях…
- …глобализации общественных отношений;
- …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
- …обострения глобальных проблем современности;
- …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
- …развития международной интеграции;
- …современной рыночной экономики;
- …развития и преодоления мирового экономического кризиса;
- …жесткой дифференциации общества;
- …открытой социальной структуры современного общества;
- …формирования правового государства;
- …преодоления духовного, нравственного кризиса;
- …диалога культур;
- …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.
3. Смысл высказывания.
Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише:
«Смысл данного высказывания состоит в том, что…» «Автор обращает наше внимание на то, что…» «Автор убеждён в том, что…»
4. Собственная точка зрения.
Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.
Используй клише:
- «Я согласен с автором в том, что… »
- «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
- «Автор был прав, утверждая, что…»
- «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
- «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
- «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»
- «А не задумывались ли вы над тем, что…?»
5. Теоретическая аргументация.
Необходимо использовать знания по обществознанию: термины, понятия, мнения ученых, направления научной мысли.
Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.
6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.
Эмпирический уровень:
- Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
- Использование собственного опыта из жизни.
Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее
7. Вывод.
В заключении подводится итог рассуждения — 1-2 предложения.
Используйте клише:
- «Таким образом, можно сделать вывод…»
- «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»
Решай:
- ЕГЭ по обществознанию.
- ЭГЭ по обществознанию.
Разбор сочинения по истории
Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.
Тема сочинения (исторический процесс): Политика индустриализации и коллективизации в СССР
Первый пункт нашего плана гласит: «Краткая характеристика исторического процесса». Выполняем:
В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.
Второй пункт нашего плана: «Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».
В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация — это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.
Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.
Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни — 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли
Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало «холодильной технике» (не «холодильники в каждый дом», это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.
Третий пункт плана: «Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».
Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.
Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней. Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.
Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с «чистки» самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.
Четвертый пункт плана: «Оценка значимости данного периода для истории страны».
Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.
Что важно учесть в эссе
При формулировке темы рассматриваемой проблемы необходимо учитывать, что для исторического эссе характерна определенная тема, которая раскрывается автором в полном объеме. Допустим, автором выбран для работы материал с 1019 по 1936 года. В это время Русь была поделена между Мстиславом Храбрым и Ярославом Мудрым по Днепру. Назвать эссе можно «Лучше храбрость, чем великая мудрость», доказав в ходе рассуждений, что Мстислав в качестве правителя был оптимальным выбором для Руси. В этой же исторической эпохе интересным будет рассмотрение положения Руси под властью татаро-монгольского ига.
Также можно выбрать для написания творческой работы личность Петра I, составив интересное по содержанию эссе. Личность в истории неординарная, поэтому материал будет по-настоящему интересным и актуальным.
Например, в качестве материала для работы можно взять тот период, когда молодой царь создавал свой первый флот. Название такого эссе «Детское увлечение во благо процветания России» станет отражением того вклада, который внес Петр I в развитие российского флота.
Так как эссе является субъективным жанром, то и его оценка зависит от убедительности автора, тех аргументов, что были приведены им для подтверждения выбранной позиции.
Только в том случае, если используется корректное цитирование источников, аргументированы собственные выводы, можно рассчитывать на получение высокого балла за работу на выпускном экзамене по истории.
Что такое исторического эссе?
Эссе — это самый демократичный вид задания на олимпиаде по истории.
В качестве темы для его написания участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современником. Эти высказывания относится к разным историческим эпохам и содержат оценку исторических событий или исторических деятелей. Задача школьника заключается в том, чтобы уметь высказывать и аргументировать свою позицию по выбранному вопросу
При этом ему важно опираться на знание фактов, уметь представить позиции исследователей, используя при этом материалы источников
Приведем определение эссе из Большого энциклопедического словаря
При этом обратите внимание на выделенные позиции, потому что к каждой из них мы еще будем возвращаться периодически в тексте статьи
Критерии оценивания
2 балла | |
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель | 2 балла. |
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель | 1 балл. |
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно | 0 баллов. |
2 балла | |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 2 балла. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 1 балл. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно |
0 баллов. |
2 балла | |
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2) | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 2 балла. |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 1 балл. |
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны | 0 баллов. |
1 балл | |
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти | 1 балл. |
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано |
0 баллов. |
1 балл | |
При изложении корректно использована историческая терминология | 1 балл. |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы |
0 баллов. |
3 балла | |
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 3 балла |
Допущена 1 фактическая ошибка | 2 балла. |
Допущены 2 фактические ошибки | 1 балл. |
Допущены 3 или более фактические ошибки | 0 баллов. |
1 балл | |
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 балл. |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 баллов. |
Максимальный балл — 12
Решай по истории.
Пример и план эссе по истории
В перечень требований к эссе входит также его правильная структура, которая подразумевает использование 4 абзацев:
- В 1-м абзаце вам необходимо доказать, что выбранный исторический период действительно важен, подтвердив это несколькими достоверными фактами;
- 2-й абзац предназначен для раскрытия роли определенных исторических личностей в анализируемом периоде;
- Причинно-следственные связи явлений описываются в 3-м абзаце;
- В 4-м абзаце необходимо дать итоговую оценку выбранному историческому периоду.
В любом случае конкретный пример исторического сочинения всегда поможет вам лучше понять план и структуру работы. Например, вы хотите описать период раздробленности Киевской Руси (1125-1237 гг.) и в начале свой работы обозначаете, почему это государство было таким важным для последующего развития истории (торговля с другими государствами, упадок власти князя).
Дальше следуют ключевые события, среди которых можно указать поход Андрея Боголюбского на Киев или первое письменное упоминание города Москвы. Теперь остается только рассказать о том, какие результаты имели эти события (установка Золотых ворот и назначение Москвы столицей), а также подвести итоги всего описанного.
Теперь вы знаете, как написать эссе по истории так, чтобы оно обязательно получило высокую оценку
Однако для того, чтобы еще лучше разбираться в этом вопросе, важно изучать примеры таких работ и постоянно практиковаться в их написании. В этом случае вы быстро разовьете все необходимые навыки
Историческое эссе – очень важное задание
Научить писать историческое Эссе на достаточно высокие баллы это очень важная задача. На разных этапах Всероссийской олимпиады школьников по истории историческое эссе оценивается от 20 до 50 баллов.
Как можно преодолеть типичные ошибки написания исторического эссе, чтобы получить максимум из возможных баллов?
Для начала определимся, что такое историческое эссе и какие задачи стоят перед участникам Олимпиады во время выполнения этого задания.
Историческое эссе имеет целый ряд очень важных преимуществ перед другими видами испытаний
Историческое эссе позволяет автору, школьнику выразить своё отношение к исторической проблеме, доказать свою позицию по важному историческому вопросу
Историческое эссе — это очень важно, и его можно и нужно научиться писать вне зависимости от того, где находится участник олимпиады, где он получал подготовку для участия
Правила оформления работы
Во время ЕГЭ сочинение пишется от руки в специально отведенном для этого месте экзаменационного листа. Поэтому при подготовке напишите вручную несколько вариантов работы и отдайте преподавателю или репетитору. Они оценят не только содержание, но и проверят, насколько понятен почерк и насколько легко читается текст.
Если хотите подготовить черновик в печатном виде, соблюдайте следующие параметры:
- Шрифт: Times New Roman Arial.
- Размер: 12 или 14 пунктов.
- Междустрочный интервал: одинарный или полуторный.
- Выравнивание: по ширине.
- Абзацный отступ: 1,25 см.
- Поля: 2 см со всех сторон.
Объем слов в сочинении по истории составляет 300-600.
Проверка сочинения на плагиат проводится на усмотрение экспертов, которые будут проверять эти работы. Это необязательно, но если отдельные моменты вызовут сомнения, они имеют право проверить уникальность текста. Поэтому не рекомендуем заучивать образец сочинения по истории и воспроизводить дословно.
Если, несмотря на наши советы, вы не до конца уверены в своих силах, лучше довериться профессионалам. Эксперты сервиса помощи студентам всегда готовы решить учебные проблемы. Большой опыт работы позволяет квалифицированно справляться с заданиями любой сложности.
Практическое занятие
То есть занятие, на котором учитель пишет историческое сочинение вместе со своими учениками. Каждый может предложить свои идеи, задать вопросы по критериям – и это всё не «в теории», как на первом занятии, а на примере конкретного сочинения. Учитель, соответственно, может тут же дать обратную связь, скорректировать какие-то предложения и объяснить, почему та или иная формулировка здесь подходит или всё же не уместна. Обычно у меня уходило 60-90 минут на такое занятие, в зависимости от уровня группы.
И еще большой плюс такого практического занятия. По его итогам каждый ученик имеет у себя в тетради качественное, подробное сочинение, написанное совместно с преподавателем. Ученику уже будет на что ориентироваться, когда он будет писать сочинение дома. Хорошо, если есть возможность время от времени повторять такие занятия (раз в два месяца, например).
Эссе для ЕГЭ
Мини-сочинение обязательно входит в задания Единого государственного экзамена по русскому языку, литературе. Больше всего к жанру эссе приближается письменный ответ, который надо дать на 29-е задание КИМ по обществоведению:
В демоверсии КИМ содержатся и критерии оценивания эссе. На сегодняшний день их три:
- Степень раскрытия смысла высказывания (К1) – проверяющий должен увидеть, что идея понята правильно.
- Использование при раскрытии темы соответствующего понятийного и терминологического аппарата (К2) – тема излагается на основе общепринятой научной базы и терминологии.
- Качество аргументации (К3) – все факты, данные и т. д., должны быть достоверными. Примеры, подтверждающие выдвинутый тезис, могут быть почерпнуты из личного опыта.
К1 – главный из критериев оценивания эссе по обществоведению. Если высказывание понято неверно или его идея не раскрыта, за сочинение суммарно выставляется 0 баллов.
Именно требование блока К1, которое, по сути, сводится к необходимости «перевести с русского на русский» предложенный для анализа афоризм, обычно вызывает сложности. Как правило, любое из высказываний посвящается:
- роли (кого или чего);
- сущности…;
- единству…;
- взаимосвязи…:
- отношению…
- противоречивости…
Эти базовые проблемы и надо «примерять» к отрывку – одна из них обязательно подойдет – и начинать эссе, используя речевые клише:
- Великий (русский, французский, английский и т. д. писатель, экономист, социолог, учетный, философ и т. п.) Имя Фамилия в своем высказывании выражает отношение к… Он считает, что…
- Высказывание (кого?) открывает простор для размышлений о роли … в жизни общества/человека. Поднятая автором проблема актуальна и сегодня, ведь…
Как вариант можно перефразировать цитату, используя научную терминологию:
Смысл высказывания (кого? и обязательно добавить сферу его деятельности, научных интересов – это демонстрирует эрудицию) я вижу в том, что…
Для написания основной части эссе на ЕГЭ идеальной схемой считается ПОПС-формула (позиция – объяснение – пример – суждение).
В общем, при написании эссе на экзамене главное – не забывать о критериях оценивания и следовать шаблонам аргументации.
Структура сочинения
Структура исторического сочинения одинакова для всех видов. Эссе делят на 4 больших абзаца-раздела или части.
В первой части укажите на то, что выбранный этап важен для истории страны и подтвердите это как минимум двумя значимыми событиями. Во втором разделе раскройте роль исторических деятелей в перечисляемых событиях. В третьем абзаце переходите к описанию выявленных причинно-следственных связей. Оценку значимости анализируемого периода сформулируйте в заключительной части.
Исторические факты
Работа на госэкзамене пишется об определенном этапе: история древней Руси и Средневековье (912-1689), новая (1689-1984) и новейшая (1894-2012) история. Выпускнику на выбор предоставляется три временных отрезка, в некоторых вариантах с конкретными хронологическими рамками. Например, март 1801–май 1812 года или октябрь 1917-октябрь 1922 года. В зависимости от выбора темой сочинения станет либо первая половина правления императора Александра 1, либо период Гражданской войны.
Оценочные знания
Чтобы предоставить оценку выбранному периоду, вы должны знать, какие существуют версии описания событий и фактов и точки зрения на этот счет. Глубина раскрытия вопроса и сила представляемых аргументов — главный критерий оценки этого пункта. И здесь воспользуйтесь помощью и высказываниями авторитетных ученых Соловьева, Карамзина, Ключевского.
Характеристика исторической личности
Просто развернутое описание конкретной персоны недостаточно для раскрытия темы и высокой оценки. Сконцентрируйтесь на описании роли личности в конкретном периоде деятельности, подкрепленном достоверными фактами.
Причинно-следственные связи
Пожалуй, один из самых сложных моментов в работе по части набора рейтинга. Смысл в том, что любое явление вызвано каким-то другим процессом и влечет за собой новое происшествие
Здесь важно показать умение анализировать факты, делать выводы и выстраивать события в хронологическим порядке и логической последовательности
Пример исторического сочинения. Историческое сочинение 862-945.
Введение.
862-945 гг. – начальный период в истории России, связанный с правлением первых русский князей: Рюрика, Олега и Игоря. В эти годы произошло объединение Северной и Южной Руси с центром в Киеве, начался процесс расширения границ Киевского государства и установления тесных контактов с другими странами (прежде всего, с Византией).
Основная часть. Аргументация.
В 862 г. произошло легендарное призвание варягов. Северо-западные славянские племена пригласили на княжение в Новгород Рюрика. «Повесть временных лет» объясняет это тем, что в славянских землях не было порядка. Примерно в это же время в Киеве утвердились варяги Аскольд и Дир. Таким образом, сложилось два крупных восточнославянских объединения.
После смерти Рюрика в Новгороде стал править его родственник Олег. Он был опекуном при малолетнем наследнике – князе Игоре.
В 882 г. Олег выступил в поход на южные земли, подчинив по пути племя кривичей. Олег захватил Киев, тем самым объединив Северную и Восточную Русь. Это событие считается образованием Древнерусского государства.
Олег вел активную завоевательную политику, расширяя территорию Киевской Руси. Он одержал победу над хазарами; подчинил Киеву большинство восточнославянских племен; взял под контроль торговый путь «из варяг в греки».
В 907 г. Олег совершил удачный военный поход на Константинополь, в результате чего был заключен выгодный торговый договор с Византией. Это соглашение было подтверждено в 911 г. Новый договор расширил права русских купцов в столице Византийской империи.
В 912 г., после смерти Олега, в Киеве стал править Игорь. В первые годы его правления восстали древляне. Игорь подавил восстание и обложил Древлянскую землю данью.
На протяжении всего княжения Игорь воевал с кочевыми племенами печенегов, постоянно совершавшими набеги на Русь. Также он продолжал расширять территорию Киевской Руси, подчинив племена уличей и тиверцев.
В 941 г. Игорь организовал новый поход на Константинополь, закончившийся неудачно. Византийцы сожгли почти весь русский флот с помощью «греческого огня». Спустя три года киевский князь собрал огромное войско и вновь двинулся на столицу Византии. Греки запросили мира, заплатив богатый выкуп. Результатом этого похода стал очередной русско-византийский торговый договор (944 г.).
В эпоху первых русских князей не был четко определен порядок сбора налогов. Он совершался путем «полюдья»: князь с дружиной объезжал покоренные племена и собирал плату на месте.
В 945 г. Игорь попытался дважды собрать дань с древлян. Они в ответ взбунтовались и жестко расправились с князем и его дружиной.
Заключение.
Период 862-945 гг. имеет огромное значение в истории России. Большинство историков положительно оценивают деятельность первых русских князей, направленную на формирование единого государства, защиту его границ и торговых интересов.
На дальнейшую русскую историю больше всего повлияло установление прочных экономических и культурных связей с Византией. Прямым последствием стало принятие на Руси христианства по греческому образцу.
Эссе «Развал СССР: катастрофа или благо 20 века?»
В незначительный промежуток времени наблюдалось серьезное крушение коммунистической страны. Советский Союз превратился в финансового банкрота, а потому исчез с политической карты мира. 15 союзных республик, входящих в его состав, получили независимость, стали выбирать новый путь развития.
В чем причина подобного развала? В первую очередь можно вести речь об экономических показателях. После открытий и освоения нефтяных месторождений, расположенных на территории Сибири, строительства газопровода из СССР в Европу, страна получила новый вид доходов – от экспорта газа и нефти.
Высокая доходность такого «бизнеса» скрывала проблемы, существующие в сельском хозяйстве, научной отрасли, пищевой промышленности. В стране не принимались меры по разработке и внедрению в производство новых достижений научно-технического прогресса, не было стимула для повышения производительности труда.
Для решения всех социальных задач использовались именно доходы, получаемые при реализации газа и нефти, они покрывали и недостаток собственного продовольствия.
Есть версия, что основной причиной гибели СССР стала гонка вооружений. Страна, имеющая огромный потенциал, приобретала мясо и зерно за рубежом, импортировала оборудование, которое не выпускалось внутри страны. Будущее великой державы зависело только от стоимости нефти и газа.
Американские аналитики, рассматривая объемы денежных средств, которые Советский Союз тратил на военные расходы, считали, что СССР стремится развязать войну в Европе, является угрозой для безопасности других держав.
Сложно точно подсчитать те расходы, которые были потрачены Советским Союзом на приобретение оружия, так как эта информация была строго засекречена.
Военные расходы негативно отражались на экономическом положении страны. Причина банкротства — не в личных качествах Михаила Горбачева, не в затхлости партийной верхушки, а в неэффективности советской политической и экономической системы.
Основными причинами кризиса и разрушения СССР стала индустриализация страны при уничтожении независимости крестьянства, превращение страны в крупного импортера продовольствия, огромные расходы на гонку вооружений. Сыграла свою роль и попытка разрешения проблем путем разделения единого государства на независимые республики.
Выше приведен один из примеров написания эссе на экзамене после окончания школы. Можно рассматривать его более подробно.
Правильное написание эссе по истории — это необходимое условие для получения высокой оценки по истории на выпускном экзамене.
Алгоритм написания эссе по истории
Нужно составить план эссе по истории. Он поможет сформировать качественное сочинение, не потеряв из виду значимую информацию.
- Выбор периода.
- Находим подтверждение тому, что выбор верный.
- Называем период, учитывая его специфичность.
- Устанавливаем факты, которые относятся ко времени выбранного периода. Определяем особо значимые эпизоды и менее важные.
- Указываем исторических персон, живших в данном временном промежутке. Описываем род их деятельности и вклад в историю.
- Обозначаются причины возникновения событий рассматриваемого периода.
- Находим подходящие термины и нужные понятия.
- Выбираем факты, которые раскрывают значимость данного временного промежутка, используя мнение специалистов.
- Собранная информация систематизируется.
- Создается план написания эссе по истории, пример:
Введение (кратко описать суть временного отрезка, который выбрали).
Основная часть (преимущественно характеристика событий, личностей, причины и следствия развития).
Заключение (оценивается важность данного промежутка времени).
Делаем проверку и необходимую доработку.
Эссе по английскому на ЕГЭ 2021
Эссе — задание 40, развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения. Максимум за эссе можно получить 14 первичных баллов:
- 3 за решение коммуникативной задачи;
- 3 за организацию текста;
- 3 за лексику;
- 3 за грамматику;
- 2 за орфографию и пунктуацию.
Ответ на задание оценивается в 0 баллов, если за решение коммуникативной задачи выставлено 0 баллов. Чтобы получить максимальный балл по решению коммуникативной задачи, нужно полностью раскрыть все аспекты задания и допустить не более одной ошибки в стилевом оформлении эссе.
Вам поставят 0 баллов за всё эссе, если:
- ответ не соответствует требуемому объёму — менее 180 слов;
- более 30% ответа совпадает с опубликованным источником.
Критерии на сайте ФИПИ.
Выбор темы и периода
Это первое, что вы должны сделать, так как от грамотного выбора зависит конечный результат.
Историческое эссе бывает двух типов:
- сочинение на основе высказывания. Простой вариант для студентов непрофильных специальностей. Раскрываете суть цитаты через автора, пишете, что вы думаете по этому вопросу;
- анализ отдельного периода. Часто встречается на ЕГЭ и на экзамене у студентов соответствующей специальности. Вы выбираете из предложенных более близкий и понятный и подробно его раскрываете. Он может быть из раздела по мировой или отечественной истории.
Обычно цитаты — это высказывания исключительно положительных или отрицательных исторических персонажей.
Требования к оформлению эссе
Чтобы понимать, как должно быть оформлено эссе по истории, можно взять образец в библиотеке или скачать в интернете готовые работы. Более подробные требования к форматированию текста и построению эссе можно увидеть в документах ГОСТ
Согласно ГОСТ обратить внимание нужно на несколько пунктов:
- Шрифт – ученик использует Times New Roman, кегель 14, а также полуторный интервал.
- Нумерация страниц – на титульном листе эссе нумерации нет, но страница берется в учет. Дальше используется сквозная нумерация.
- Подзаголовки – их выделяют полужирным шрифтом после абзацного отступа и всегда с заглавной буквы. Подзаголовки не имеют в конце знаков препинания и не подчеркиваются.
- Графический материал – внутри эссе допустимо использование схем, диаграмм, таблиц и рисунков. Все объекты нужно нумеровать и называть, располагая посередине страницы. Таблицы нумеруют и называют сверху, рисунки и другие элементы снизу.
Каждая подобная работа ученика должна включать в себя титульный лист, содержание, а также список используемой литературы в конце. Более детальные правила оформления можно узнать у преподавателя.
Так же для более глубоких познаний Вы можете прочесть статью Как оформить эссе: от титульного листа до заключения на нашем сайте.
Вывод
Рассматриваемый в статье эссе в настоящее время переживает свое возрождение. Он, воспитывая патриотизм, помогает взглянуть на яркие страницы истории свежим взглядом, заинтересовать историей своей страны широкий круг людей и особенно молодежь. А как известно, без прошлого нет и будущего
Важно помнить: кто мы и откуда, чтить и помнить своих великих земляков. Это — залог преемственности и того, что большие и важные дела, начатые нашими предшественниками, будут продолжены
Как мы видим, план эссе по истории является, конечно же, необходимым элементом для его написания, но далеко не достаточным. Кроме него, для написание такого произведения важна стройная логика изложения, мощные неоспоримые документы в доказательстве и тонко донесенные до читателя основополагающие гражданские моральные принципы.
Вывод
Эссе по истории — самостоятельная работа, демонстрирующая знания исторических событий и персонажей, а также умение их анализировать и делать выводы.
Простой тип эссе по истории — анализ цитаты исторической личности — предлагают в старших классах и в непрофильных вузах. Такое эссе пишется об известном историческом персонаже, в ходе работы автор анализирует деятельность персонажа и связывает ее с предложенной цитатой.
Сложный тип эссе по истории — анализ исторического периода — предполагает анализ значимых событий, личностей и причинно-следственных связей с использование аргументов и цитат.
Эссе по истории оценивается по тому, как автор раскрыл тему, правильно ли использовал исторический материал, какие выводы сделал.