Как написать 25 задание егэ по истории на максимальный балл?

Ответственность перед историей

  • Ю. Яковлева «Учитель истории». События рассказа происходят в Хорватии. Прошло десять лет после Второй мировой войны. Дети продолжают играть в партизан и учителя. Туристы заинтересовались этим. Как стало известно, во время войны учитель истории не покинул класс с учениками, которых немцы намерены были расстрелять. Преподаватель говорил, что это последний урок истории. Этот пример показывает, что люди умеют помнить подвиги, уважать героический поступок. Герой проявил не только отвагу, но и ответственность за тех, кого он воспитывал и будет воспитывать даже после смерти, ведь его поведение до сир пор учит людей быть лучше, сильнее и смелее.
  • Рэй Брэдбери «И грянет гром». В рассказе автор решил поразмышлять, что произошло бы при существовании машины времени. Главный герой Экельс решил опробовать машину времени, но ему сказали, что в прошлом ничего нельзя менять, и запрещено убивать животных. Будучи в Эпохе динозавров, он случайно раздавил бабочку, когда убегал от криков больших млекопитающих. Вернувшись, он замечает, что все непоправимо изменилось. Таким образом, мы должны быть в ответе за каждый поступок не только перед теми, кто окружает нас сейчас, но и перед будущими поколениями людей.

Задание № 25. Историческое сочинение.

Требования, критерии оценивания, баллы.

Для успешной сдачи экзамена в сочинении необходимо:

  • описать не менее двух важных событий (явлений, процессов), связанных с указанным периодом истории;
  • указать минимуи две исторические личности, деятельность которых связана с событиями (явлениями, процессами) в задании, охарактеризовать роли указанных ранее личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

ВАЖНО! При описании роли каждой названной Вами личности важно указать конкретные действия этого человека, в значительной степени оказавшие влияние на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)

  • описать не менее двух причинно-следственных связей, повлиявших на причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших  в указанный период;
  • оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода, повлиявших на дальнейшую историю России.

 В ходе сочинения необходимо правильно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

В количестве баллов есть одно изменение.

Итого за историческое сочинение можно получить 12 баллов (по данным 2020 г.)

Критерии оценивания.

Баллы.

К1. Указание событий (явлений, процессов).

 

Правильно указаны оба события (явления, процесса).

2

Правильно указано только одно событие (явление, процесс).

1

События (явления, процессы) не указаны или указаны с ошибкой.

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории.

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

2

Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)).

1

Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно или правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

Либо исторические личности названы с ошибкой или совсем не названы.

К3. Причинно-следственные связи. 

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2.

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период.

2

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период.

1

Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны.

К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России

Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с использованием на исторических фактов

1

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов, либо значение (последствие) выбранного процесса для истории России не указано

К5. Использование исторической терминологии.

При изложении верно использована историческая терминология.

1

Все исторические термины, понятия использованы неправильно, либо исторические термины, понятия не использованы.

К6. Наличие фактических ошибок. 

1, 2  или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено  в сумме не менее 6 баллов.

В экзаменационном сочинении отсутствуют фактические ошибки.

3

Допущена одна фактическая ошибка.

2

Допущено две фактические ошибки.

1

Допущено более трех фактических ошибок.

К7. Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме  не менее 6 баллов.

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, ясное изложение материала).

1

Ответ представлен не корректно, в виде отрывочных предложений.

Максимальный балл

12

Правила оформления работы

Во время ЕГЭ сочинение пишется от руки в специально отведенном для этого месте экзаменационного листа. Поэтому при подготовке напишите вручную несколько вариантов работы и отдайте преподавателю или репетитору. Они оценят не только содержание, но и проверят, насколько понятен почерк и насколько легко читается текст.

Если хотите подготовить черновик в печатном виде, соблюдайте следующие параметры:

  1. Шрифт: Times New Roman Arial.
  2. Размер: 12 или 14 пунктов.
  3. Междустрочный интервал: одинарный или полуторный.
  4. Выравнивание: по ширине.
  5. Абзацный отступ: 1,25 см.
  6. Поля: 2 см со всех сторон.

Объем слов в сочинении по истории составляет 300-600.

Проверка сочинения на плагиат проводится на усмотрение экспертов, которые будут проверять эти работы. Это необязательно, но если отдельные моменты вызовут сомнения, они имеют право проверить уникальность текста. Поэтому не рекомендуем заучивать образец сочинения по истории и воспроизводить дословно.

Если, несмотря на наши советы, вы не до конца уверены в своих силах, лучше довериться профессионалам. Эксперты сервиса помощи студентам всегда готовы решить учебные проблемы. Большой опыт работы позволяет квалифицированно справляться с заданиями любой сложности.

Особенности ЕГЭ по истории: на что обратить внимание

Особое внимание при изучении материала стоит обратить на четыре блока, в которых чаще всего допускаются ошибки:

Всеобщая история – нужно запомнить даты всех событий из с точностью до половины века.
Картография – при изучении событий и личностей стоит следить за действиями по картам не только отдельных событий, но и всего периода; обращать внимание на такие детали, как названия мест, операций, конфликтующих сторон.
Культура – обязательно сопровождать изучение периода иллюстративным материалом, историческими и художественными текстами, в которых прослеживается дух времени.
Новейшая история – не игнорируйте начало 2000-ых годов: в ЕГЭ могут попасться вопросы по первым путинским преобразованиям и деятельности Д.А. Медведева.

Структура экзамена

КИМ ОГЭ по истории состоит из двух частей и включает в себя 24 задания, которые различаются формой и уровнем сложности. На выполнение экзаменационной работы отводится 180 минут.

Ответы на задания первой части оформляются в виде цифры, последовательности цифр, слова или словосочетания, записанных без пробелов и других разделителей. Ответы первой части проверяются автоматически компьютером. Первая часть содержит 17 заданий с кратким ответом:

1. Задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.

  • В задании 4 по заданному условию требуется выбрать из пяти предложенных элементов два верных.
  • Задание 5 предполагает выбор из пяти предложенных терминов одного лишнего, который не соответствует условию задания.
  • В задании 10 проверяется умение работы с историческим источником и картой. Нужно сопоставить данные исторического источника и карты и выбрать обозначенный на карте цифрой объект, который соответствует условию задания.
  • Задание 11 проверяет умение работы с иллюстрацией. По заданной иллюстрации нужно выбрать один верный ответ из четырёх представленных.
  • В заданиях 13 и 14 проверяются знания фактов истории культуры. В 13-м задании нужно по условию определить два верных ответа из пяти, а в 14-м — один из пяти.
  • Задания 15–17 посвящены всеобщей истории и в совокупности охватывают весь курс истории зарубежных стран — с истории Древнего мира до 1914 г. В этих заданиях нужно выбрать один правильный ответ из четырёх представленных.

2. Задание на определение последовательности элементов. В КИМ только одно такое задание — задание 2, в котором нужно расположить четыре события в правильной хронологической последовательности.

3. Задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах.

  • Задание 1 предполагает установление соответствия пяти дат и трёх событий.
  • В задании 6 нужно соотнести факты и тезисы. На выбор ученикам даётся четыре предложения — два факта и два тезиса.
  • Задание 7 нацелено на проверку умения работы со статистической информацией и всегда посвящено периоду XVIII — начала ХХ в. По материалам статистики ученикам на выбор даётся три варианта начала суждений и пять вариантов завершения суждений, которые нужно сопоставить.

4. Задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года.

  • В задании 3 нужно написать термин по заданному определению.
  • В заданиях 8 и 9 нужно атрибутировать историческую карту — назвать век, исторических персонажей, географические объекты, которые связаны с событиями, отражёнными на карте.
  • В задании 12 нужно заполнить пропуск в схеме.

Вторая часть содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. Задания второй части выполняются на бланке ответов № 2, который проверяется экспертами.

1. Задания 18–20 предусматривают анализ исторического источника:

  • атрибутировать документ (18);
  • найти готовую информацию в тексте (19);
  • указать контекстную информацию (20).

2. Задания 21–24 предусматривают разные виды работы с историческим материалом:

  • установление причинно-следственных связей (21);
  • анализ исторического текста, поиск и исправление в нём ошибок (22);
  • сравнение исторических событий и явлений (23);
  • анализ исторической ситуации, связанной с деятельностью исторической личности (24).

КИМ может проверять знания по одному из трёх периодов истории: 1) с древнейших времён до начала XVI в.; 2) XVI–XVII вв.; 3) XVIII — начало ХХ в. Также могут быть задания, которые охватывают более широкие периоды истории с древнейших времён до начала XX в. (два или три из указанных периодов). В заданиях 3–6, 8–12, 18–22, 24 допускается включение материала по любому из указанных периодов. Задания 2 и 23 могут охватывать один-два из названных периодов, а задание 1 — все три периода. Задания 13 и 14 могут охватывать один, два или три из указанных периодов истории.

Изменения в ЕГЭ-2022 по обществознанию

  • Из первой части убрали задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 года.
  • Задание 10 с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения преобразовали в задание 21 с развёрнутым ответом.
  • Во второй части устранили дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания. Задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ-2021 сохранены в составном задании к тексту.
  • Изменили систему оценивания: максимальный балл за выполнение задания-задачи 22 увеличили с 3 до 4 баллов.
  • Отменили мини-сочинение, то есть задание 29 КИМ-2021.
  • Во вторую часть включили задание 23 с развёрнутым ответом по Конституции и законодательству Российской Федерации.
  • Задание 28 из КИМ ЕГЭ-2021 на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме включили в составное задание, соединившее в себе составление плана (задание 24) и элементы мини-сочинения (задание 25).
  • Максимальный балл изменили с 64 до 57 баллов.
  • Общее время выполнения работы сократили с 235 до 180 минут.

Правила написания исторического эссе

  1. Соблюдайте предложенную в задании композицию:

    • 2 события;
    • 2 личности и их роли в этих событиях;
    • 2 причины и 2 следствия описываемых событий;
    • влияние указанных вами событий на историю России.

    То есть в сочинении по истории на ЕГЭ надо:

    • Назвать минимум два (больше просто не успеть) события или процесса, которые относятся к описываемому периоду.
    • Рассказать о двух исторических персонах рассматриваемого периода – это значит с опорой на факты охарактеризовать их деятельность и роль, а не пересказывать биографии или просто констатировать факт их существования.
    • Раскрыть, если и не все, то хотя бы две, причины и указать два следствия событий, ставших темой сочинения.
    • Оперируя фактами или мнениями авторитетных ученых, исследователей, писателей оценить влияние событий, произошедших в описанный временной промежуток, на историю России.
  2. Точно выполняйте рекомендации разработчиков КИМ относительно содержания сочинения.

    К историческим событиям относятся:

    • провозглашение или распад государства;
    • революция; восстание;
    • война или отдельная битва;
    • проведение политики (коллективизации или ликвидации безграмотности, например);
    • принятие изменяющего общественные или экономические устои закона (отмена крепостного права);
    • создание политической партии и т. д.

    Главное – не промахнуться и указать именно то, что происходило в выбранный период, иначе за сочинение поставят 0 баллов.

    Характеристика личности заключается в указании конкретных действий политика, правителя, военачальника: принятие закона (какого именно), подавление бунта (какого и как), присоединение территории (какой) – которые существенно повлияли на ход или результат описываемых событий. То есть написать, что Кутузов командовал армией недостаточно, надо указать, какие битвы выиграл или проиграл и к чему это привело. Иначе такую характеристику не засчитают.

    Раскрывая причины и поясняя следствия, можно использовать примерно такие речевые конструкции:

    • причинами (чего?) послужили/стали…;
    • (что?) было обусловлено следующими причинами…;
    • к (событие – восстанию, войне, проведению политики) привело…
    • на развитие событий большое влияние оказали..;
    • в результате (чего? то есть указанного события) произошли изменения в…;
    • итогом проведенных реформ стало…;
    • (что?) послужило началом…

    Оценка событий предполагает «разжевывание» того, как именно они повлияли на развитие России. То есть написать, что с 1928 по 1941 годы были построены десятки/сотни/тысячи машиностроительных и металлургических заводов, недостаточно. Как соответствующее критерию оценивания будет засчитано утверждение такого рода: в период индустриализации был создан оборонно-промышленный комплекс, а его наличие послужило одним из ключевых факторов победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

  3. Обязательно делайте вывод. Удачное заключение, и не только в сочинении на ЕГЭ по истории, всегда неразрывно связано со вступлением и, конечно же, с основным текстом.
  4. Пишите грамотно. Обязательно проверьте свое сочинение на наличие грамматических, орфографических, лексических и пунктуационных ошибок. За их незначительное количество оценку не снижают, но если из-за хромого правописания сложно уловить смысл текста, то эксперты имеют право снимать баллы. Перечитайте готовое сочинение несколько раз, чтобы убедиться, что не нарушена логика повествования и нет фактических или терминологических ошибок.

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл

1881-1894

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации «Народная воля». Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг — отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.

(автор сочинения — Ирина Айтуганова)

Изменения в ЕГЭ-2022 по истории

  • Исключили задания 6, 10 и 22 на работу с письменным историческим источником, задание 7 на знание фактов, предполагающее множественный выбор, задание-задачу 23.
  • Отменили историческое сочинение, то есть задание 25.
  • Задания 3 и 4 КИМ-2021 на проверку знания исторических понятий с кратким ответом преобразовали в задание с развёрнутым ответом на проверку знаний исторических терминов и умения их объяснять. Теперь это задание 18.
  • Из задания 11 КИМ-2021 на работу с информацией, представленной в форме таблицы, исключили материал по истории зарубежных стран. Теперь это задание 4. Оно нацелено на проверку знания важных событий из истории России и её регионов, а также связанных с ними дат и географических объектов.
  • Задание 15 на работу с исторической картой (схемой) преобразовали в задание 10 на проверку умения соотносить историческую карту и текст.
  • Задания 18 и 19 с краткими ответами на работу с изображениями преобразовали в задания 14 и 15 с развёрнутым ответом, предполагающим самостоятельный анализ изображения и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
  • В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания 8 с кратким ответом включено задание 16 с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны.
  • Задание 24 на аргументацию усовершенствовали: в него добавили материал по истории зарубежных стран, теперь это задание 19. Количество необходимых аргументов в этом задании сократили с четырёх до двух.
  • В экзаменационную работу добавили новое задание 17 на установление причинно-следственных связей.
  • Из заданий, предполагающих множественный выбор, исключили указание количества правильных ответов.
  • Продолжительность экзамена сократили с 235 до 180 минут.

Темы исторического эссе

Можно выделить 2 типа эссе по истории:

  • рассуждение на основе цитаты;
  • анализ выбранного периода.

Рассуждение на основе цитаты

Первый тип иногда задают в старших классах или на непрофильных специальностях. Написать эссе по высказыванию просто: нужно соотнести цитату с деятельностью ее автора и высказать свое отношение к этой исторической персоне.

Чаще всего для таких эссе дают цитаты или однозначно положительных деятелей, чьи заслуги в истории государства неоспоримы, или резко отрицательных (например, диктаторов). В этом виде эссе главное — привести примеры исторических событий, которые подтверждают высказывание.

Анализ выбранного периода

Этот вид работы применяется на ЕГЭ, также его иногда задают студентам-историкам. На выбор предоставляют несколько периодов и предлагают подробно раскрыть значение одного из них.

На ЕГЭ периоды касаются только истории России, в вузах такие эссе могут задавать и по всемирной истории. В обоих случаях структура исторического сочинения будет одинаковой.

Пример сочинения по истории для ЕГЭ

Понятно, что лучше один раз увидеть образец сочинения, чем сто раз прочитать рекомендации, как его писать, поэтому для наглядности ознакомьтесь с примером.

Написать историческое эссе на максимальные 11 баллов не так уж и сложно, если хорошо ориентироваться в материале и уметь логично излагать мысли, – главное, не допускать фактических ошибок. Даже если нет абсолютной уверенности в собственных силах, совсем отказываться от выполнения последнего задания не стоит: за него можно довольно легко набрать 2 первичных балла. Для этого надо правильно указать два любых события, относящихся к выбранному периоду.

Вдохновляйтесь переходом Суворова через Альпы – он же сделал казавшееся всем невозможным.

Выбор на войне

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» поступок Андрия. Николай Васильевич Гоголь затронул множество тем, которые до сих пор кажутся нам актуальными, в своём произведении «Тарас Бульба». Перед сыном Тараса, Андрием, встал выбор между любовью к девушке и любовью к родине, семье. И в его случае, первый вариант имел больший вес. Юноша думал, что благодаря любви к польской панночке, он сможет оправдаться перед отцом. Но его уверенность была излишней, так как Тарас никогда не смог бы простить предательства, и меньше всего он ожидал, что его сын способен на подобный поступок. Ведь перед Тарасом тоже стоял выбор: он мог сохранить сыну жизнь, но уронить собственный авторитет, что в условиях войны было подобно смерти. Поэтому он убивает Андрия, проклиная себя за то, что воспроизвел его на свет.

Л.Н. Толстой «Война и мир» — Андрей Болконский. В романе «Война и мир» можно найти ответы на любые вопросы. Как когда-то библия учила людей жизни, так и это произведение может служить проводником для тех, кто полон духовными исканиями. Личность Андрея Болконского в романе весьма многогранна. Вся его жизнь – это ежедневное столкновение с выбором. Но, наверное, главный вопрос для него состоял в том, как следует вести себя в тяжелое военное время? Болконский происходил из знатного рода, был богат, и вполне мог позволить себе отсиживаться в тылу, когда другие отдавали бы свои жизни на поле боя. Но этот человек знал, что такое честь и храбрость

Он всегда отважно шел в эпицентр сражений, вначале лишь за славой, но позже понял, что действительно готов отдать жизнь за Родину. Болконский бился на войне, не пытаясь спрятаться за чужой спиной

Он был человеком, который заслуживал звание героя, и совершал героические поступки до самой своей смерти.

Василь Быков «Обелиск» — Алесь Иванович Мороз. В своей героической повести «Обелиск» Василь Быков рассказывает нам историю простого школьного учителя, который стал героем во время Великой отечественной войны. Алесь Иванович Мороз относился к такому типу преподавателей, которые буквально жили своим делом. В его сердце всегда горело желание научить детей не просто запоминать глупые формулировки и правила, но и уметь мыслить. Естественно, что такой человек видел в своих учениках гораздо больше, чем просто школьников. И в критической ситуации, когда перед ним встал выбор о том, стоит ли защищать своих подопечных, он ни секунды не сомневался. Он знал, что их жизни находятся в его руках, и его долгом было их спасение.

Изменения ЕГЭ по истории 2022

Обновлённая модель ЕГЭ по истории удивила всех масштабными изменениями, которые, впрочем, не так страшны, как кажутся.

Прежде всего, из экзамена исключили «золотую антилопу» — историческое сочинение, которое раньше могло принести до 10% от общей суммы баллов.

Ушла и аргументация в классическом виде, и теперь это задание стало гибридным. С 2022 года оно включает элементы всеобщей истории, поэтому для получения заветных баллов придётся попотеть.

Из экзамена убрали задания-дубли, которые проверяли схожие навыки и единицы знаний. В целом КИМ стал менее перегруженным и более прозрачным. Еще важные изменения:

  • на экзамен отводится 180 минут вместо прежних 235;
  • максимальное количество баллов сократилось с 56 до 38.

Изменения в ЕГЭ по истории действительно масштабные. И речь здесь не столько об изменении количества заданий, сколько в критериях оценивания. И если при подготовке их не учесть, то на экзамене можно запросто потерять важные и ценные баллы. Чтобы этого не произошло, мы в MAXIMUM Education разбираем с нашими учениками абсолютно все изменения ФИПИ и обновленные критерии оценивания. После этого мы тренируемся решать все задания и учимся подыскивать лучшие аргументы для письменной части. И обязательно делимся с учениками лайфхаками решения заданий. Большая часть из них типовая, а значит надо просто отточить нужные навыки, чтобы всегда получать максимальный балл.Если вы хотите подготовиться к ЕГЭ по истории на 80+, то можете смело записываться на наши курсы подготовки. Мы определим ваш уровень знаний и научим всему необходимому!

25 задание ЕГЭ по истории: изменения

Главное изменение, которое коснулось 25-го задания — тема, о которой придется писать в сочинении. Раньше ученикам предлагали на выбор три периода из истории России. Дальше нужно было проанализировать события, процессы и личности выбранного отрезка времени. С этого учебного года в КИМах будут попадаться на выбор по три варианта либо исторических личностей, либо процессов.

Зачем это сделали? Историки ФИПИ уверяют: чтобы снизить количество заученных сочинений, которых за пять лет накопилось очень много. В это легко поверить! Например, в ХХ веке возможных периодов для задания меньше десятка — легко было выучить шаблоны. А теперь задания будут более непредсказуемыми и вариативными. 


Пример задания на исторические процессы (из демоверсии)

Пример задания с историческими личностями (из демоверсии)

Оценивание работ

Выполнив все 25 заданий, выпускник может набрать максимум 56 первичных баллов.

При этом распределение баллов по заданиям КИМа будет таким:

Задание Баллы
№ 1, 4, 10, 13-15, 18,19 0 или 1
№ 2, 3, 5-9, 12, 16, 17, 20, 21, 22 от 0 до 2
№ 11, 23 от 0 до 3
№ 24 от 0 до 4
№ 25 от 0 до 12

Как видите, за историческое сочинение можно получить 12 баллов, что составляет чуть более 20%, а это значит, что получить высокий результат, не выполнив задание №25, будет невозможно.

Важно! Критерии оценивания сочинения не изменились. Эксперты будут оценивать сочинение по 7 критериям, разработанным ФИПИ:

Эксперты будут оценивать сочинение по 7 критериям, разработанным ФИПИ:

Критерий Максимальная оценка
К-1 Указание событий 2 б.
К-2 Исторические личности, а также их роль в этих событиях 2 б.
К-3 Причинно-следственные связи 2 б.
К-4 Оценка влияния событий на историю Росси 1 б.
К-5 Привлечение исторической терминологии 1 б.
К-6 Наличие фактических ошибок 3 б.
К-7 Форма изложения 1 б.

Сочинение оценят в 0 баллов по всем критериям, если:

  • в тексте не будет информации по историческим событиям;
  • описанные события не относятся к выбранному временному периоду.

Важно! Сочинение не оценивают по критериям К-6 и К-7, если за первые 4 критерия работа набрала менее 5 баллов. Далее первичные баллы суммируют и переводят в тестовый балл по разработанной ФИПИ таблице соответствия

Далее первичные баллы суммируют и переводят в тестовый балл по разработанной ФИПИ таблице соответствия.

Структура

Структура сочинения полностью соответствует его композиции:

  • постановка проблемы;
  • комментарий к ней;
  • авторская позиция;
  • позиция пишущего плюс обоснование;
  • вывод.

Сочинение может начинаться со вступления либо сразу с формулировки проблемы. Делить на два разных абзаца их не надо. Вместе они будут первым абзацем. Второй абзац содержит комментарий, в котором должно быть не менее двух примеров-иллюстраций с пояснениями и смысловой связкой.

Ставить ее можно как перед первым примером, так и после второго (последнего) примера, а также между ними. В некоторых случаях, когда примеры по смыслу далеки друг от друга, их можно поделить на разные абзацы. Но чаще всего примеры объединены общими связкой и выводом, и логичнее оставить их в одном абзаце.

В третьем абзаце будет изложена позиция автора. В четвертом — содержаться собственная позиция и ее обязательное обоснование. В некоторых случаях обоснование можно вынести в отдельный абзац. Пятый абзац является выводом, в котором подводится итог всему рассуждению

Здесь необходимо обратить внимание, что это должен быть вывод именно по написанному эссе, а не относительно позиции автора или самого первоисточника. 

Таким образом, сочинение может содержать от пяти до семи абзацев, в зависимости от того, была ли необходимость разбивать комментарий и/или собственную позицию на два разных абзаца.

Изменения в ЕГЭ-2022 по физике

  • Изменили структуру КИМ ЕГЭ, общее количество заданий уменьшили до 30. Максимальный балл теперь — 54.
  • В первой части работы ввели две новые линии заданий базового уровня сложности. Они включают в себя темы не менее чем из трёх разделов курса физики.
  • Изменили форму заданий на множественный выбор: линии 6, 12 и 17. Если ранее предлагалось выбрать два верных ответа, то в 2022 году в этих заданиях предлагается выбрать все верные ответы из пяти предложенных утверждений.
  • Во второй части убрали задачу по астрономии, и теперь там семь задач с развёрнутым ответом.
  • Добавили одну расчётную задачу повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом и изменили требования к решению задачи высокого уровня по механике. Теперь дополнительно к решению необходимо представить обоснование выбора физической модели для решения задачи. Данная задача оценивается максимально 4 баллами, при этом выделено два критерия оценивания: для обоснования использования законов и математического решения задачи.

План написания исторического сочинения

Как правило, нигде не сказано о том, по какому алгоритму писать сочинение. Единственная официальная оговорка на этот счет говорит о том, что сочинение должно быть написано в форме связанного текста, а не плана.

Мы предлагаем вам следующую форму написания сочинения, которая свободно принимается уже не первый год. Рассмотрим на примере сочинения по периоду: 1325-1340 гг. — Правление Ивана Калиты

. Форма заключается в делении сочинения на абзацы:

— 1 абзац: Введение и краткая характеристика периода

. В этом абзаце вы указывает период, о котором пишете, к какому историческому периоду или правлению какого человека он относится, и далее даете краткую характеристику (можно указать ключевые события, процессы или явления, которые протекали в выбранные вами период)

ПРИМЕР

:«Данный период относится к правлению Ивана Калиты. Период характеризуется повышением авторитета и укреплением Московского княжества» .

— 2 абзац и 3 абзацы: Указание событий (явлений, процессов), причинно-следственных связей, личностей и других критериев

. Данные абзацы должны содержать самую главную информацию сочинения. В каждом из них нужно указывать по 1 событию (явлению, процессу); 1 причине события; 1 личности и ее роли в указанном событии; 1 последствию. Кроме того, в одном из указанных абзацев или сразу в обоих можно указать исторический термин.

ПРИМЕР

:«Ключевым событием данного периода является восстание в Твери 1327 года. Причиной восстания послужили карательные походы баскаков Золотой Орды, погромы и грабительские поборы. Ключевую роль в данном событии сыграл Московский князь Иван Калита, который предложил свою помощь хану Узбеку, так как Тверь являлась главным противником Москвы за объединение русских земель, после чего князь с войском хана лично отправился в Тверь и принял участие в жестоких погромах» .

Данный пример иллюстрирует формат написания одного из абзацев. В нем содержится информация сразу по нескольким критериям: К1 — указание события восстания в Твери 1327 года; К3 — указание причины события; К2 — указание исторической личности Ивана Калиты и характеристика его роли, то есть конкретных действий в указанном событии. Кроме того, в данном абзаце присутствует исторический термин «баскак», за который мы получаем балл и по критерию К5.

Таким образом, мы получаем по 1 баллу

за критерии К1, К2, К3 и К5. Далее в 3 абзаце мы пишем по такому же образцу, но уже с другим историческим событием (процессом, явлением) и подходящими к ним личностью, причиной, и последствием. За них также выставляется по 1 баллу.

— Последний 4 абзац: Указание краткого итога, а также оценки влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России (критерий К4)

. Данный абзац лучше писать именно в том порядке, который указан выше. То есть сначала мы кратко подытоживаем исторический период, а после прописываем его влияние на дальнейшую историю России.

ПРИМЕР

:«Именно правление Ивана Калиты способствовало небывалому росту и укреплению Московского княжества, которое позволит русским землям впервые встать на борьбу с Золотой Ордой, так внук именно Ивана Калиты — Дмитрий Иванович (Донской) в 1380 году разобьет основные силы Золотой Орды в Куликовской битве.» .

Теперь давайте подробней разберемся с каждым отдельным критерием.

Секреты и лайфхаки итогового сочинения

  1. Кроме произведений можно посмотреть фильмы и сериалы. Они помогут освежить в памяти прочитанные произведения.
  2. Сочинение ЕГЭ по русскому языку наполовину состоит из итогового сочинения. Отличия лишь в том, что в сочинении ЕГЭ по русскому авторскую позицию мы формулируем самостоятельно, а в итоговом сочинении она уже дана. Готовясь к итоговому сочинению, вы готовитесь и к сочинению ЕГЭ.
  3. Можно не читать 4 тома “Войны и мира”, а обойтись короткими рассказами А.П. Чехова, Рэя Брэдбери и других авторов. Так за несколько вечеров сможешь сделать базу для аргументации в итоговом сочинении.
  4. Ведите литературный дневник. Вписывайте в него все прочитанные произведения и ситуации, которые можно использовать для аргументации.
  5. Не гонитесь за количеством прочитанных произведений. Главное – уметь пользоваться литературным материалом для аргументации. Одно произведение ≠ одно направление итогового сочинения. Используйте каждый текст по максимуму.
  6. Используя план итогового сочинения, не забывайте про творчество. Эксперт выше оценит работу, от которой не будет ощущения, что её писал робот. 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector