Как писать итоговое сочинение 2021: план действий и лайфхаки

Содержание:

Отличительные признаки

Как понять, что перед нами эссе:

есть определенный вопрос или тема. Из текста не следует, что разбирается сразу несколько вопросов — в противном случае это уже сочинение;

автор делится собственными соображениями и впечатлениями по отдельному поводу, не претендует на истинность и единственно правильную и полную точку зрения;

в тексте есть новый субъективный взгляд на вещи

Не важно, к какому типу относится работа: философскому, историко-биографическому, публицистическому и др.;

акцент на личности автора, его чувствах, мыслях и мировосприятии. Не столько важно, кем является автор, сколько то, что он думает.

Направления

Не путайте направления и темы сочинения. Сами темы вы узнаете только на экзамене. Например, в прошлом году были темы «В чём заключается рыцарское отношение к женщине» по направлению «Он и она» и «Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует» по направлению «Надежда и отчаяние». Тем будет пять по числу направлений.

Забвению не подлежит

Здесь необходимо поразмышлять о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки, культуры, которые повлияли на развитие общества и цивилизации в целом.

Я и другие

В этой теме подумайте о взаимоотношениях личности и общества. Эта тема позволит максимально выразить свою позицию, своё мнение. В основу сочинения можно положить рассуждения о причинах возникновения конфликтов и способах их избежать. В качестве аргументов используйте и произведения, и примеры из собственного опыта.

Время перемен

Ваша задача — подумать и написать о меняющемся мире, вспомнить, как было раньше, а как сейчас, сравнить прошлое и настоящее. Напишите о своём отношении к современности, оцените происходящее в историческом контексте. Можно поразмышлять о том, как формируется мировоззрение. Для примеров в этом направлении хорошо подойдут мемуары, публицистика.

Разговор с собой

В этом направлении затрагивайте важные для всех вопросы: что значит быть собой, любить и принимать себя, в чём смысл жизни, зачем понимать свои и чужие поступки

Здесь же можно затронуть тему, почему важно сохранять внутреннюю цельность, быть стойким и не хандрить, и, наоборот, чем опасно слишком легкомысленное отношение к жизни

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Вы должны охватить такие темы, как запросы современного человека, его культурные ценности

Опишите, что важно для нынешнего поколения, для вас лично. Подумайте, какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у человечества XXI века

Этап 1. Работаем над темой сочинения

Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное, развернутое

Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе «Евгений Онегин»». А ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, «вздоха»

А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя

Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема «Любовная лирика Н. Некрасова» — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева «Отцы и дети». Какие темы сочинений могут быть предложены? «Образ Базарова в романе», «Конфликт отцов и детей», «Любовь в романе», «Композиционный особенности романа» и т.д.
  • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы «Жизненный путь Печорина», ключевое слово — «путь», т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или «Чтение — вот лучшее учение». Ключевые слова — «чтение», «учение». Значит, в сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Прием «Редактор». Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Соответствие нормам

Как писать сочинение по литературе, чтобы получить по нему хорошую оценку? Работа школьника всегда должна соответствовать заданным параметрам. Она должна раскрывать тему, а поэтому школьнику необходимо понимать, что именно нужно писать и каким образом. Уже более трех столетий не теряют своей актуальности знаменитые слова Буало: «Что ясно понято, то четко прозвучит». Полезно помнить об этих словах и сегодня, ведь одна из самых распространенных ошибок школьников в написании сочинений – это неумение систематизировать материал, которое напрямую связано с недостатком понимания темы. Еще одна проблема – это неумение связывать все сочинение с его ведущей мыслью. Серьезной помехой может послужить и незнание жанровых форм.

Как написать хорошее сочинение?

Черновой вариант работы 

Важно всегда писать сочинение на черновик. Это хоть и займет больше времени, но позволит избежать ошибок и поможет взглянуть на работу еще раз и возможно дополнить ее, убрать лишние предложения или поменять местами аргументы. 

Необязательно начинать текст со вступления 

Если не получается придумать вступительные абзацы, можно попробовать начать писать с любого комфортного места. После написания нескольких частей, объединить их в одно целостное сочинение.

Обсудите тему с другом или учителем 

Когда вдохновение совсем пропало, можно пообщаться с любым человеком, который читал литературное произведение или ему близка проблема сочинения. В таких разговорах обычно рождаются интересные мысли и используются аргументы, которые помогут в написании качественного сочинения. 

Избегайте фактических ошибок  

Все имена, даты, цитаты в сочинении должны соответствовать оригиналу. При упоминании сложных терминов нужно объяснить их значение. 

Правильная аргументация  

Все мысли, тезисы требуют объяснения и должны основываться на тексте произведения, критической литературе, письмах и биографии автора. В качестве аргументов могут использоваться исторические факты, афоризмы, пословицы, цитаты известных людей.

Просить о помощи  

Не всегда получается самостоятельно написать хорошее сочинение. И это абсолютно нормально. Если школьнику требуется помощь в написании сочинения, можно обратиться к репетитору. 

Педагог подбирает оптимальные методы работы с ребенком, учитывает его индивидуальные особенности. Тьютор работает с учеником в комфортном для ребенка темпе, останавливается на сложных моментах и помогает школьнику овладеть всеми необходимыми навыками для успешного написания сочинения по литературе.

Найти репетитора для своего ребенка вы можете на сайте BUKI.

Регулярная практика  

Чтобы хорошо писать сочинения, нужно постоянно тренироваться. Можно самостоятельно подбирать интересные темы и пробовать работать над ними. Ведение личного дневника или письменное описание интересных воспоминаний из детства поможет в подготовке к написанию школьных сочинений.

Общая структура сочинений

Любое сочинение состоит из вступительной, основной и заключительной части. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Введение/вступление

В этом разделе следует обозначить и конкретизировать тему сочинения, раскрыть ключевые аспекты, представить основную мысль и задать тон всей работе. Введения различных видов сочинений имеют свои особенности.

  • Рассуждение. Приводятся размышления относительно главного посыла произведения, раскрываются факты из жизни автора, имеющие отношение к теме, упоминаются высказывания писателя, относящиеся к поднимающейся в книге проблеме.
  • Повествование. Подразумевается краткое описание времени и места действия, а также предоставляются сведения о действующих лицах.
  • Описание. В вводной части перечисляются данные автора, название и жанр исследуемой книги, а также год ее написания. Также здесь обозначается объект описания: кто или что это, почему об этом пойдет речь.

Основная часть

Это главная часть сочинения. Здесь в полном объеме раскрывается идея творческой работы и связанные с ней вопросы, также приводятся доказательства (аргументы и контраргументы) выдвинутых положений. Данный раздел занимает 75% сочинения.

  • Рассуждение. Отправной точкой для размышлений в этой части станет выдвигаемый тезис и аргументация в его поддержку. В качестве аргументов могут выступать: исторические факты, пословицы, поговорки, мнения авторитетных людей, статистические данные, сюжетные линии или эпизоды литературных произведений, которые подтверждают доказываемый тезис.
  • Повествование. Описывается завязка, развитие, кульминация и развязка сюжета. Допускается уместное применение диалогов или отдельных реплик, элементов описания или рассуждения, чтобы детально передать читателю ход событий и характеры персонажей.
  • Описание. Перечисляются существенные признаки и характеристики объекта произведения, а также приводятся подробности, которые дополняют образ и делают его максимально узнаваемым.

Заключение

В заключительной части сочинения, как и в любой другой письменной работе, подводятся итоги, содержащие конечные выводы и оценки. Они должны быть убедительными и четко сформулированными, поскольку являются следствием собственных умозаключений и доводов автора.

  • Рассуждение. Вывод практически дублирует тезис, при этом выводит его на новый, более глубокий уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов.
  • Повествование. Приводится личное отношение автора произведения к событиям и участникам сюжета.
  • Описание. Описываются собственные впечатления, полученные после прочтения книги.

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.

Композиция сочинения

Знание композиции важный элемент при составлении плана сочинения. К 10 классу, написав множество текстов, основная структура известна, но всё равно остаются некоторые нюансы, которые оставляют вопросы. Сочинение разделяется на три структурных элемента.

  • Введение — вводная часть, содержащая общие положения темы и подводящая к основному изложению.
  • Основная часть — содержит главные тезисы, раскрывающие проблему, аргументы и микровыводы, являющие частью основного вывода.
  • Заключение — часть, подводящая итоги и отвечающая на поставленный вопрос в начале сочинения.

Вводный абзац

Во введении удобно пользоваться клише. Они помогают обозначить границы предложений, легче сформулировать и структурировать мысль в сочинении. Подробный план литературы, используемой при доказательстве, лучше всего продумать на этом этапе, что также поможет лаконично подвести введение к аргументам в основной части.

Абзац не стоит делать слишком большим (пять-шесть предложений, объясняющих дальнейшую тему рассуждений) и перегружать терминами и понятиями. Введение должно состоять из трёх смысловых частей.

  • Вводная часть — несколько общих предложений, подводящих к проблеме. Здесь уместно использовать клише.
  • Проблема — лучше всего, если представлена в форме вопроса, но не возбраняется и в виде повествовательного предложения. Она должна быть краткой, точной и понятной и затрагивать только один вопрос, который получит раскрытие и подтверждение в главной части. Не стоит пытаться уместить в одно предложение несколько понятий.
  • Переход к основной части — подводит читателя к главному рассуждению. Здесь также уместно использование клише.

Основная часть

Самая объёмная и имеет свой план. Эссе по литературе в 10 классе обязательно должно содержать литературные аргументы, подкрепляющие позицию и поясняющие проблему, обозначенную в начале текста. Каждый аргумент — это отдельная часть главного абзаца со своей структурой:

  1. Тезис, раскрывающий проблему.
  2. Литературный пример.
  3. Микровывод по тезису.
  4. Плавный переход к следующему тезису или заключительному абзацу.

Заключительная конструкция

Удобнее всего начинать вывод с вводного клише (таким образом, итак, в итоге и т. д. ). После предстоит переформулировать первый абзац, пересказав проблему и подтвердив её уже сделанными микровыводами из основной части. В конце можно добавить несколько предложений с личным мнением или же общие слова по теме, наводящие на размышления.

Не стоит забывать, что это в первую очередь творческая работа. Понимание структуры и знание клише не обязывает чётко следовать составленному плану. В 10 классе проекты по литературе имеют менее строгую форму, чем на ЕГЭ. В процессе создания всегда возможны изменения и корректировки, но необходимо держать в голове скелет структуры сочинения и не злоупотреблять клише.

Как подготовиться к сочинению

Начинайте читать книги как можно раньше. При подготовке будьте предельно внимательны: запоминайте главных и второстепенных персонажей, отмечайте сюжетные линии, стремитесь уловить замысел автора. Старайтесь как можно чаще писать сочинения. Так вы сможете набить руку и запомнить схему, которой нужно придерживаться. После прочтения книги внимательно проанализируйте её: найдите тему, идею и проблематику произведения.

Заведите специальную тетрадь для того, чтобы записывать имена персонажей и схематично излагать сюжет.

Примерные темы

Все темы экзаменационных сочинений затрагивают глубокие философские вопросы. Точный список обычно известен только в день сдачи ЕГЭ. Но каждый ученик может ознакомиться с примерными направлениями. В 2021 ФИПИ рекомендует для итогового сочинения следующие из них:

  • «Он и она».
  • «Гордость и смирение».
  • «Добро и зло».
  • «Надежда и отчаяние».
  • «Война и мир».

Тема по одному из них попадется на экзамене. Рассмотрим примерные темы направления «Добро и зло»:

  • Какого человека можно назвать добрым?
  • Можно ли оправдать жестокий поступок?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • Почему зло разрушительно?
  • Может ли доброта принести человеку разочарование?

Попробуйте ознакомиться с прошлогодними темами и сочинениями. Например, в 2019 году одним из направлений было «Доброта и жестокость», которое очень схоже с направлением «Добро и зло». Почитав образцы прошлогодних работ, связанных с этой темой, вы поможете себе в подготовке и будете на несколько шагов ближе к высшей оценке. Литературный мир имеет большой, но все-таки ограниченный список тем для рассуждений, допускаемых к анализу на экзаменах.

План

План сочинения по литературе в формате ЕГЭ состоит из трех основных пунктов: никаких открытий — это вступление, основная часть и заключение, но содержание каждого из них должно быть подчинено выполнению задачи раскрыть тему сочинения с опорой на анализ художественных произведений определенного автора, конкретного периода или предложенного жанра.

Джакупова C.C.

Член Лаборатории Корпусной лингвистики НИУ ВШЭ. Автор научных публикаций по лингвистике.

Онлайн-курс подготовки к декабрьскому сочинению и сочинению ЕГЭ, 11 класс

30 занятий

6 сочинений

220 ₽ / час

Записаться

Вступление. В этом разделе надо обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты из опорного произведения. При этом выбранные фразы должны быть явно связаны с его основной идеей и постепенно подводить повествование к размышлениям автора. В этой части сочинения можно написать несколько слов о биографии писателя, привести интересные факты, связанные с историей создания произведения, или прокомментировать историческую, социально-культурную обстановку времени написания романа, стихотворения и т.д.

Основная часть. Понятно, что этот раздел должен быть наиболее содержательным. Чтобы добиться максимальной информативности минимальными средствами (не забывайте об ограничениях объема), надо выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо прокомментировать поднятую в произведении проблему. Если у вас нет собственных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого обратитесь к тексту и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, свою позицию все-таки придется обозначить, хотя бы поддержкой авторской идеи или несогласием с ней

Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные литературоведческим анализом текста опорного произведения.

Заключение. На ЕГЭ в этой части сочинения по литературе важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям

Для этого нужно вновь коснуться проблем, затронутых во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.

5 советов как написать эссе по литературе

  1. Подумайте немного о теме и ее значении. Попробуйте понять, что вы можете сказать. Насколько то, что вы хотите написать, новое и свежее. Помните, что комисси нужно что-то небанальное.
  2. Разберитесь, достаточно ли у вас материала, который вы будете использовать в тексте. Это не только жизненный и читательский опыт. Чем объемнее и разнообразнее материал, тем лучше. Попробуйте застать читателя врасплох неожиданной информацией.
  3. Не смешивайте в кучу людей и коней. Говорите последовательно, отдайте предпочтение тому, о чем можете рассказать интересно и понятно.
  4. Набросайте в черновике как можно больше тезисов, а затем выберите три самых удачных и сильных. Пусть они будут основой вашего будущего эссе. Три тезиса — оптимальное количество: не слишком поверхностно и не очень консервативно.
  5. Набросайте ветви вашего текста (мысли, тезисы, аргументы), а затем добавьте к ним листья (описания, примеры).

Не знаете, как написать работу самостоятельно? Обращайтесь за качественной и оперативной помощью к экспертам Studently.

План сочинения-рассуждения

Чтобы грамотно составить план данного типа сочинения, нужно иметь представления об особенностях структуры рассуждения. Если вы призабыли, из каких частей оно состоит, напомним:

  1. Ключевая мысль (тезис). Эта же часть будет вступительной (или продолжение вступления).
  2. Аргументы, которые образуют основную часть.
  3. Заключение (собственные выводы).

На основе этой структуры можно составить как простой, так и сложный план (с подпунктами). Выбор зависит от предпочтений автора и особенностей темы.

Шаблон простого плана:

  1. Главный тезис или словосочетание, отображающее микротему вступительной части.
  2. Аргумент 1.
  3. Аргумент 2.
  4. Аргумент 3.

  5. Словосочетание, отображающее содержание выводов.

Шаблон сложного плана:

  1. Главный тезис или словосочетание, отображающее микротему вступительной части.
  2. Словосочетание, отображающее содержание основной части.
  3. Аргумент 1.
  4. Аргумент 2.
  5. Аргумент 3.
  6. Словосочетание, отображающее содержание выводов.

Обратите внимание! Оптимальное количество аргументов – 3-5. Недостаточная аргументация может стать причиной низкой оценки

Так как план пишется для сочинения-рассуждения по литературе, в нем обязательно должен присутствовать литературный пласт. Как правило, его включают в аргументы, например «проблема рока на примере образа…», «поступок… и проблема дружбы».

Очень важно следить за тем, чтобы аргумент соответствовал ключевому тезису и названию основной части (в сложном плане). «Литературные» аргументы можно разбавить примерами из собственного опыта или фильмов (если они гармонично вписываются в содержание)

Сочинение по литературе может быть направлено на анализ одного произведения сквозь призму конкретной проблемы или же на рассмотрение нескольких произведений. Этот факт нужно обязательно учесть и отобразить в плане.

Что нужно учитывать при написании эссе?

Должна быть чётко определена как главная тема и цель эссе, так и темы и цели отдельных его разделов.
Для захвата внимания читателя можно использовать яркую фразу, парадокс, аллегорию, интересный факт и т.п.
Во вступительной и заключительной частях внимание должно быть сфокусировано на основной проблеме (введение – постановка проблемы, заключение — резюме).
Должны выделяться абзацы, разделы и красные строки, а также должна присутствовать логическая связь между абзацами и разделами эссе – так достигается целостность работы.
Изложение должно быть экспрессивным, эмоциональным и художественным. В большей мере этому способствует использование простых, коротких и разнообразных по интонации предложений.

Различают два подхода

Нужно особенно тщательно подготовиться к написанию эссе по литературе, темы которых имеют неоднозначное решение. Что это? Например, дать свою аргументированную оценку на общечеловеческие нравственные явления – значит написать субъективную работу. В таком сочинении выявляются стороны личности автора. А если тема требует рассмотреть проблему научную, присущую какой-то профессиональной деятельности, то это уже должно быть объективное эссе, где предмет исследования или описания первичен, автор подчиняется ему. Как правило, в школе подобные сочинения пишутся на лингвистические или литературоведческие темы.

Фразы-клише для эссе по литературе и языку

Для разных частей плана используйте клише, которые облегчат написание работы. Приводим образцы таких фраз.

Формулировка проблемы: «Автор поднимает проблему…», «Это заставило меня задуматься над проблемой…», «Проблема, обозначенная автором, заключается в следующем:…».

Комментарий к теме: «Несомненна актуальность затронутой проблемы…, «Поднятая проблема злободневна, т.к…., «Проблема, затронутая автором, сложна и серьезна…

Своя точка зрения: «Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…», «Мне близка позиция автора тем, что…», «Кажется спорной мысль автора о том, что…».

Аргументы: «Данная проблема волновала многих писателей…», «Эта тема раскрыта в различных произведениях…», «Особенно остро данная проблема звучит у таких авторов, как…».

Заключение: «Подводя итог, хочется сказать…», «Автор заставил меня еще глубже задуматься над проблемой…», «Сущность вышеизложенного сводится к следующему…».

Написать эссе по литературе и русскому литературе непросто: чтобы подобрать убедительные аргументы, нужна хорошая эрудиция. Если у вас нет времени самому искать доводы, на помощь придет студенческий сервис. Его эксперты знают самые убедительные аргументы и помогут быстро подготовить грамотное и красивое эссе.

Пример сочинения-описания

Основная причина, которая заставляет школьников (а нередко и их родителей) задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. Однако не нужно дожидаться старших классов, чтобы учиться творческой работе. Если школьник приложит достаточно усилий и уже начиная с младших и средних классов отточит умение писать сочинения, в будущем это сыграет ему на руку. Поэтому не стоит пренебрегать написанием обычных работ. Рассмотрим пример, позволяющий школьнику научиться составлять сочинения-описания.

«На морском берегу около деревни Северное погода меняется всегда внезапно. Точно так же произошло и в этот раз. Еще с утра светило яркое солнце, но уже к обеденному времени картина начала меняться.

Грозные тучи заволокли небо до самого горизонта. Вдалеке можно было увидеть, как танцуют яркие молнии, вспыхивая то с одной стороны, то с другой. Где-то далеко можно было увидеть стену дождя, которая словно соединяла воедино небесную твердь и море. Волны разбивались о берег, становились все сильнее, словно их с каждой секундой наполняло негодование. Поселок опустел. Резкие порывы ветра тревожно развевали листья деревьев, раскачивали плетеные изгороди. Близился сильный шторм».

7 важных моментов

Что нужно учесть, работая над сочинением-рассуждением:

подходите к сочинению как к творческой работе

В конечном счете вы создаете абсолютно новый продукт, хоть и на основе других продуктов (оригинального текста и других текстов);
обращайте внимание на тему сочинения. Особенно в тех случаях, когда вы сами ее выбираете

Тема должна быть вам понятна и задавать ход рассуждения;
грамотно формулируйте проблему рассуждения. Оригинальная и парадоксальная проблема — ключ к успеху;
уделите внимание описанию идеи. От того, насколько точно она описана, зависит качество аргументов;
выбирайте лучшие аргументы. Не сомневаюсь, что вам по силам найти множество аргументов, но среди них нужно выбрать самые бесспорные и сильные;
проработайте структуру сочинения. Правильная структура — залог высокого балла;
развивайте ключевые предложения и слова. Так вы сможете представить в рассуждении хорошие и обоснованные аргументы.

Чтобы посмотреть, как все требования учитываются на практике, вы можете скачать шаблон для написания сочинения по русскому языку.

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ. 

Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы. 

Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить. 

Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику: 

допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку, 

до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).

При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы. 

<<Форма демодоступа>>

Существует пять критериев оценивания: 

  • соответствие теме, 
  • аргументация (привлечение литературного материала), 
  • композиция и логика рассуждения, 
  • качество письменной речи, 
  • грамотность. 
Итоговое сочинение позволяет оценить грамотность, начитанность, умение анализировать. Чтобы хорошо его написать, нужны крепкая база по русскому языку и развитый литературный кругозор. В этом вам помогут курсы «Экстерната Фоксфорда». По промокоду RUS102021 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка за 10 класс, а по промокоду LITERA112021 неделю бесплатного доступа к курсу литературы за 11 класс. Готовьтесь к итоговому сочинению вместе с нами!
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector