Как написать сочинение на егэ на отлично: план, структура, образец

Сочинение ЕГЭ — основные требования

Структура и план сочинения, которое приходится писать всем выпускникам 11 класса на ЕГЭ, принципиально изменились в 2019 году. В качестве первоисточника берется отрывок из художественного или публицистического произведения. Требования к написанию эссе и его оформлению в 2021 остались такими же:

  • общий объем не менее 150 слов;
  • опора на исходный текст, в противном случае работа не будет оценена;
  • нельзя переписывать или пересказывать текст без своих комментариев (0 баллов);
  • почерк должен быть максимально разборчивым и аккуратным. 

Рекомендуемый алгоритм написания эссе:

Необходимо несколько раз прочитать первоисточник, обращая внимание на оценочные слова и ключевые фразы. 
Понять, какой из двух типов текста (публицистический или художественный) перед нами.
Выбрать одну из тех проблем, которые автор ставит перед читателями и определить для себя его позицию.
Найти в тексте примеры, с помощью которых можно прокомментировать выбранную проблему

Таких комментариев должно быть не менее двух (оптимальное количество два-три)
Продумать смысловую связь между приведенными примерами, между проблемой и позицией автора, важность каждого из комментариев для раскрытия поставленной проблемы.
Продумать общую композицию: введение, заключение, выводы (в том числе по каждому комментарию), связки между частями.
Сформулировать в отдельном абзаце отношение рассказчика к затронутой теме.
Выразить согласие или несогласие с позицией рассказчика с последующим обоснованием своего мнения. Это могут быть любые аргументы, опровергающие или подтверждающие авторскую позицию.
Проработать введение и заключение таким образом, чтобы они были логически связаны друг с другом.
В заключении надо пересмотреть написанное, сделать выводы, подвести итоги.
Перечитать сочинение, чтобы исключить ошибки при переписывании.

Советы по написанию сочинения

  • при чтении подчеркивать ключевые слова, на которые можно будет опереться для выяснения основной проблемы и авторской позиции;
  • изучить (возможно, предварительно выполнить) задания ЕГЭ с 22 по 26, которые относятся к исходному тексту;
  • заранее учиться составлять план сочинения для качественной подготовки к написанию эссе.

Ниже рассмотрим его подробно.

Что полезнее: слушать или записывать?

Моторная память отлично помогает при подготовке. Многие учителя говорили мне, что информация запомнится лучше всего, если я буду писать текст. Я всегда думала, что мне проще анализировать информацию на слух. Но проблема оказалась не в том, что я ничего не запоминала при письме, а в том, что я неправильно использовала моторную память.

Что лучше: слушать и смотреть или записывать информацию? И то и другое отлично срабатывает

Но важно различать ситуации, когда мы запоминаем при письме, а когда делаем простой конспект

Вспомните, как вас заставляли писать конспекты со скоростью света, когда учитель объясняет тему. Вопрос: запомните ли вы хоть что-нибудь, пытаясь слушать его и параллельно с этим писать? Конечно, нет — в этом проблема школьной подготовки.

Конспекты — это отдельная вещь, где ты пишешь, чтобы потом посмотреть и вспомнить весь материал. Лучший способ при подготовке: послушать учителя, понять информацию, а потом записать нужный материал в тетрадь. Так часто делают на профессиональных курсах.

Как написать сочинение/эссе по литературе: составляем план

Перед тем как написать итоговое сочинение, нужно четко продумать, по какому плану это делать, чтобы поток мыслей выстраивался в стройные, логически последовательные предложения.

Сразу после получения темы сочинения в голове начнут возникать идеи и образы (конечно, если вы читали произведение). На черновом листке набросайте фразы или слова, которые в первую очередь приходят в голову. Потом их можно развить до целого сочинения.

Итак, тщательно продумайте, что хотите сказать по теме. Затем тезисно запишите на бумаге в столбик мысли. А уже потом решите, в какой последовательности хотите эти мысли отображать на бумаге. Это нужно для четкой и ясной структуры работы.

Как правильно писать сочинение

Правильно писать сочинение формата ЕГЭ — это значит писать текст в соответствии с теми требованиями, которые к нему предъявляются. Поэтому, во-первых, нужно внимательно прочитать формулировку задания 27, где чётко указано, что именно должно быть в сочинении с точки зрения содержания. Во-вторых, нужно обязательно ознакомиться со всеми критериями, по которым сочинение будут проверять эксперты, — они опубликованы на сайте ФИПИ в демонстрационном варианте ЕГЭ-2022.

На основе формулировки тестового задания 27 можно составить примерный план сочинения:

1. формулировка одной из проблем или проблемного вопроса, поставленных автором текста; вступление; 1 балл;

2. комментарий, который обязательно должен включать:

а) первый пример-иллюстрацию из прочитанного текста с пояснением; при этом нужно стараться избегать чрезмерного цитирования, излагать мысли своими словами; 2 балла;

б) второй пример-иллюстрацию из прочитанного текста с пояснением; 2 балла;

в) указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями: примеры могут быть сопоставлены или противопоставлены, второй пример может указывать на причину или следствие того, о чём говорится в первом примере. Анализ смысловой связи: что это даёт для понимания авторского замысла, характера героя, общей картины происходящего; 2 балла.

3. формулировка позиции автора (рассказчика); можно написать своими словами или процитировать фрагмент текста, прокомментировав его; 1 балл;

4. формулировка и обоснование своего отношения к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста; свою точку зрения на поставленную проблему нужно выразить в форме тезиса и аргументировать, используя пример из жизни, научные данные, факты из истории или биографии известного человека, авторитетное мнение или собственное рассуждение, а также можно привести пример из литературы; 1 балл;

5. вывод, заключение.

Начинать работу над сочинением нужно с внимательного чтения текста. Затем следует отметить в нём ключевые слова и эпизоды, составить план текста и постараться найти переломный (кульминационный) момент. Для комментария нужно взять самые значимые эпизоды текста

Важно понять, к какой мысли автор подводит читателя, какой нравственный урок он даёт. Так мы раскроем позицию автора (рассказчика), которая может быть не выражена напрямую

Позиция автора — это, по сути, ответ на поставленный проблемный вопрос, который требует исследования, рассмотрения с разных сторон и допускает разные варианты ответа.

Клише для перехода к основной части сочинения

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
  • Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Вспомним…
  • Это подтверждается …
  • В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
  • Более того, …
  • Во-первых, во-вторых, в-третьих …
  • В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы.
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
  • В доказательство моей точки зрения
  • Замечательным примером, иллюстрирующим…
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
  • Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…

Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

  • Что такое Х?
  • Что не так с Х?
  • Какова роль Х в нашей жизни?
  • Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.

Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:
А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;
Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;
В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;
Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

Еще один план сочинения

С чего начать?

(1 абзац)

Привести общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Сослаться на авторитетное мнение.

Создать эмоциональный настрой.

Оформляем постановку проблемы

(1 абзац)

Поставить проблемный вопрос:

Автор ставит перед читателями (какую?) проблему…

Автор рассуждает над (какой?) проблемой…

В данном тексте поднимается (какая?) проблема…

Текст заставляет каждого из нас задуматься над (какой?) проблемой…

Проблема может быть: общественно значимая, социальная, философская, политическая, идеологическая, нравственная, морально-этическая, злободневная, актуальная, серьезная, насущная, острая, глубокая, неразрешимая.

Поставленная автором проблема заставляет читателя: глубоко задуматься / серьезно размышлять / переосмыслить свое отношение к…

Оформляем комментарий (2 абзац)

Автор раскрывает проблему на примере…

В центре внимания автора…

Автор убеждает читателя в том, что…

Следует обратить внимание на мысль автора о том, что…

Автор посвящает свою статью…

Автор обращается к литературе для аргументации своей позиции…

В комментарии можно ответить на любой из следующих вопросов с подтверждающим аргументом из текста: к какой категории относится проблема? насколько и почему актуальна? традиционна или нова проблема? какие точки зрения по этой проблеме существуют? способы привлечения внимания читателя автором (из задания В8: эмоционально воздействует на читателя с помощью / передает глубину проблемы, используя / убеждает читателя в правоте своей позиции через / делает свою мысль более точной, яркой, убедительной с помощью)?

Оформляем позицию автора

(3 абзац)

Позиция автора такова:

Позиция автора вполне конкретна:

Я вижу авторскую позицию в следующем:

Выражаем соглашение с автором

(4 абзац)

С мнением автора трудно не согласиться.

Я полностью согласен с автором.

Приводим 2 аргумента: литературный (4 абзац)

+ жизненный (можно отвести отдельный абзац – 5)

Мне сразу вспоминается один из героев рассказа…

В жизни эта проблема коснулась и меня лично.

Мы часто можем встретить людей, которые…

Последний абзац

Резюмирование (повторение в обобщенной форме основной идеи текста)

Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

↑ Клише для комментария

АвторЧтобы найти ответ на поставленный вопрос, / понять авторскую позицию, обратимся к тексту ФИО.Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли…Для того, чтобы лучше раскрыть эту проблему, ФИО повествует о …Автор начинает рассуждения с того, что…Чтобы раскрыть проблему, автор рассуждает о …Автор раскрывает проблему, рассказывая …Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, автор изображает /рассказывает нам о …Раскрывая проблему, /размышляя о данной проблеме, автор описывает/рассказывает/показывает/вспоминает/приводит в пример/ анализирует/ противопоставляет…Важной для понимания проблемы является следующая мысль/или ситуация:Исследуя проблемный вопрос, ФИО….вспоминает/ приводит в пример/ рассказывает/ обращается к …Автор раскрывает понятие … через описание …Анализируя …, следует обратить особое внимание на слова автора: «…».Дополняя свой рассказ, ФИО говорит о том, что…Также автор упоминает о…Также значимыми для раскрытия проблемы произведения являются следующие слова:Также нельзя не обратить внимание на слова…В продолжении текста мы узнаем, что …. Обратим внимание на следующую мысль:Развивая эту тему, писатель утверждает, что Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, чтоКроме того, автор рассказывает оНе менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора оАвтор рассказывает историю, произошедшую с ним/в его жизни….В центре внимания автора….Особого внимания заслуживает…Автор не случайно описывает…Далее автор повествует о …Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, чтоНа этом примере видно, как …Это пример убедительно доказывает, что …Благодаря этому мы понимаем, чтоИз этого описания мы понимаем, …Этим примером автор показывает/доказывает нам, что…Данные строки помогают читателю понять…Данным примером автор показывает…Это свидетельствует о том, чтоВот почему…ФИО убеждает читателя в том, что…Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о…С помощью данного эпизода ФИО показывает, как….Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, что …Оба примера показывают…Контраст между этими ситуациями/примерами помогает понять:Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора.Иначе поступает … (имя героя)… автор противопоставляет …… автор сравнивает …Сравним две ситуации/ двух героев…Как и в предыдущем примере здесь прослеживается /обнаруживается …Оба примера являются ярким доказательством мысли:

Смысл жизни

Проблема смысла жизни — философский вопрос, на который нам сложно ответить безапелляционно

Поэтому в сочинении на ЕГЭ по русскому языку важно конкретно и четко раскрыть ее, не впадая в крайности. Вот характерный пример эссе

Книги для раскрытия этой проблемы знакомы каждому из Вас:

  1. «Война и мир» (Л. Толстой). Многие главные герои ищут смысл бытия. Андрей Болконский видит его на военном поприще, потом разочаровывается и начинает искать себя в мирной жизни. Но любовь тоже обманула его ожидания: Наташа изменила ему. В итоге князь обрел себя во всенародной миссии — защите родины от иноземных захватчиков. Только перед смертью он, наконец, обрел гармонию с миром и окружением, закончив свои поиски. Безухов тоже ожесточенно ищет смысл своей жизни. Сначала он обретает себя в любви, потом — в масонстве, пытается помочь народу, выделяя деньги из своего кошелька. Затем он решает, что рожден убить Наполеона. И только в плену герой понимает, что его предназначение — изменить мир, начав с себя. Он, как и Платон Каратаев, стремился делать добро, а не только спонсировать его деньгами.
  2. «Тихий Дон» (М. Шолохов). Герои разделяются на два лагеря: одни видят смысл в наживе и подъеме по карьерной лестнице, а другие хотят добиться справедливости и равенства в обществе. Из-за разницы мировоззрений разрушается семья Мелеховых. Пантелей и Петр находят в войне способ разбогатеть на мародерстве и щедром окладе, который сулят офицеры. Они — эгоисты, и дороже всего ценят собственность, ради которой готовы умереть. Григорий и Дуняша становятся людьми новой формации. Они предпочитают работать на благо всего общества и хотят добиться равных прав и свобод для всех. Поэтому Григорий разделяет идеалы Красной армии, а Дуняша выходит замуж за большевика вопреки родительской воле.
  3. «Крыжовник» (А. Чехов). В этом рассказе герой положил всю свою жизнь на обогащение ради приобретения поместья. Он женился по расчету, на всем экономил, уморил жену и накопил, наконец, на дом с участком. Правда, его любимый крыжовник, который он собирался выращивать, вырос кислым, этим же вкусом отдавала вся его жизнь. Он обрюзг и перестал развиваться, наслаждаясь своими мелкими эгоистическими благами. Его брат осуждает это, ведь находит смысл бытия в духовном росте.
  4. «Чайка» (А. Чехов). Героиня ошибалась в выборе смысла жизни, став бездарной актрисой. Еще в юности отец сильно стеснял ее своей строгостью, поэтому она поддалась порыву и сбежала из дома, став любовницей маститого драматурга, который лишь использовал ее молодость и красоту. Отсутствие таланта обрекло ее на унижение, на сцене ей не было места, но и путь домой был закрыт. Причиной ошибки стала ведомость девушки, которая пошла по чужому, навязанному ей пути.
  5. «Мертвые души» (Н. Гоголь). Чичиков видел смысл бытия в накопительстве материальных благ. Не получив стоящего наследства, он решил самостоятельно пробивать себе дорогу к успеху, но его путь был кривой дорожкой. Павел Иванович стал аферистом и взяточником, но ни одно разоблачение не убедило его отказаться от своего метода заработка. Герой так помешался на деньгах, что даже добродетели девушки мерил размерами приданного. Вот здесь подробное краткое содержание по главам, которое поможет Вам аргументировать свое мнение.

Комментарий лучше формулировать по идеям и мыслям в тексте. Как правило, в таких текстах есть два противоборствующих мнения, которые можно описать в качестве комментария. Пример: Герои выражают разные точки зрения о смысле жизни человека. Так, Алена считает, что она создана для пути по карьерной лестнице. Она нашла себя в работе и призвании. Но другого мнения придерживается ее подруга Дарья. Она стала матерью и обрела свое предназначение в кругу семьи.

Разница между сочинениями

Критерии сравнения

Итоговое сочинение

Сочинение ЕГЭ

Время написания

3 часа 55 минут только на сочинение

3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий

Период написания

Декабрь

Июнь

Объем (минимум)

250 слов

150 слов

Тема направления

На выбор

Предоставленная в тексте

Аргументация

Из литературы

Из текста

Количество критериев оценивания работы

5

12

Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.

Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.

Непонимание поколений, трагедия войны

Война. Данное направление часто встречается в ЕГЭ по русскому языку. Для того чтобы справиться с данной работой, ученик должен обладать минимальными знаниями истории нашей страны. Понимать, какую трагедию пережили люди во время Великой Отечественной войны и других, не менее страшных военных событий.

«Отцы и дети» — так можно назвать следующее направление. Оно включает в себя проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколения. Чтобы правильно выделить проблему в тексте такой направленности, экзаменуемый должен понимать разницу между мнениями людей разных возрастов, а также ученику поможет способность становиться на место взрослых людей и оценивать их поступки и высоты их опыта.

План подготовки к экзамену с нуля

Сначала нужно составить чёткое представление о том, что ждёт на экзамене. Для этого следует самостоятельно решить один из вариантов, например можно выполнить пробник, и оценить, насколько вы готовы к экзамену в данный момент

Затем важно чётко сформулировать цель: «Хочу сдать на … баллов». Дальше начать регулярно решать тестовые задания и писать сочинения

Повторять школьную программу и отрабатывать тестовые задания можно блоками по темам: 1) работа с текстом, стили и типы речи, средства выразительности: задания 1–3, 22–26; 2) нормы современного русского литературного языка: задания 4–8; 3) орфография: задания 9–15; 4) пунктуация: задания 16–21

Обращаем внимание на то, что все эти знания проверяются не только в тестовых заданиях, но и в сочинении по критериям 5–12

Следует обратить внимание на задания, которые часто вызывают трудности у выпускников. Это в первую очередь задание 12, проверяющее знание правил написания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, а также задание 21, в котором нужно выполнить пунктуационный анализ

Кроме того, стоит отработать задания, которые могут принести больше баллов. Таких заданий в тесте два. При выполнении задания 8 на синтаксические нормы можно набрать 5 первичных баллов, задания 26 на средства выразительности и языковые особенности текста — 4 первичных балла: по одному баллу за каждую правильно указанную цифру.

Где в сочинении формулировать проблему текста?

Исходя из критериев оценивания сочинения, формулировку проблемы можно писать в любой части сочинения (введении, основной части, заключении).

Однако наиболее приемлемыми и общепринятыми являются два места: во введении в сочинение и в начале основной части сочинения.

Формулировка проблемы во введении

В зависимости от вида введения, которое использует школьник в своей работе (см. статью «Введение в сочинении» , проблему исходного текста можно написать в первой части сочинения, т.е. в самом введении.

А именно, закончить введение формулировкой проблемы текста, которая будет прокомментирована в основной части сочинения.

В этом случае уместно сформулировать проблему в виде риторических вопросов, которые сразу зафиксируют внимание проверяющего сочинение на ключевых понятиях исходного текста. Также данный способ подходит, если на экзамене попался сложный для понимания текст

Также данный способ подходит, если на экзамене попался сложный для понимания текст.

Например:

Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении текста Ю.Бондарева. ()

Закончить введение можно также формой сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа.

Например:

В данном отрывке писатель поднимает проблему проявления человеколюбия на войне, а также сочувствия к своему врагу. ()

Также во введении можно использовать второй способ формулировки проблемы путём цитирования автора.

Например:

«Левитан показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране», — пишет К.Г.Паустовский. ()

Другие примеры формулировки проблемы текста в введении смотрите в статье «Введение в сочинении» .

Формулировка проблемы в основной части сочинения

Формулировку проблемы текста можно разместить в основной части сочинения непосредственно перед её комментарием.

Начиная основную часть с формулирования проблемы, автор сочинения может практически сразу переходить к комментированию проблемы, показывая таким образом свое умение читать и анализировать текст.

Например:

Рассказывая об участии доктора Юрия Живаго в бою, писатель поднимает проблему нравственного выбора человека на войне. Об этом говорит тот факт, что находясь в отряде красных партизан, доктор сочувственно следит за тем, как ведут себя белогвардейские мальчики и юноши, гибнущие во время боя. ()

В таком случае можно воспользоваться любым способом формулировки проблемы, в зависимости от предпочтения автора сочинения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector