Как написать сочинение на егэ по русскому языку: план, пример, рекомендации учителей

Содержание:

Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)

Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.

Объем: 2-4 предложения.

К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.

Способы формулирования проблемы:

  • Вопросительные предложения. Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)
  • Конструкция «Проблема + сущ. В Р. п. (чего?)». Автор поднимает проблему отцов и детей

Советы, как написать хорошее сочинение

Идеально знать план сочинения на ЕГЭ по русскому языку – это 70% успеха. Однако набрать максимальный балл помогут еще несколько рекомендаций:

Пиши и еще раз пиши

Прорешивай все демонстрационные бланки и просматривай дополнительные темы из банка вопросов. Пиши на все тезисы, что найдешь. Только так удастся «набить» руку и не волноваться на ЕГЭ за структуру своей работы.

Читай и тщательно разбирай.

Выпиши на отдельный лист перечень основных проблем – к каждой добавь по парочке тезисов и аргументов. В продолжение подготовки используй составленную таблицу, и к экзамену выучишь её наизусть.

Языковая «чуткость»

Читай больше художественной литературы, пиши диктанты, банально ищи ошибки в новостной ленте «Вконтакте» и сообщениях друзей. Придумывай для одной мысли различные выражения – результат не заставит себя ждать.

Учись анализировать

После каждого прочитанного произведения отвечай на вопросы, какие темы поднимает писатель и что он стремится донести до читателя. Не факт, что сами писатели задумывались над этой проблемой, но для получения высокого балла придется это сделать.

Изложение не подойдёт

Забудь о пересказе даже своими словами. Если большая часть предложений в сочинении будет пересказывать написанное в оригинальном тексте, то даже на 12 баллов можно не рассчитывать.

Помните, что все – в ваших руках. Чем больше практики, тем выше будет оценка за сочинение на ЕГЭ по русскому языку.

Советы по написанию сочинения

Чтобы получить максимальную оценку за сочинение на ЕГЭ по литературе:

  1. Выбирайте наиболее близкую вам тему по хорошо знакомым (возможно, даже любимым) произведениям.
  2. Попробуйте подобрать подходящий эпиграф.
  3. Делайте только такие утверждения, которые сможете подтвердить аргументами — не просто цитатами из текста, а литературоведческим анализом фрагментов, образов, деталей.
  4. Набросайте предварительный план сочинения, запишите в черновик первые тезисы.
  5. Поразмыслите о доказательствах, которые будете приводить в сочинении. В качестве аргументов должны использоваться цитаты из произведения, ярко иллюстрирующие тему.
  6. Определитесь со стилем сочинения.
  7. Позаботьтесь о композиционной целостности своего текста. Вступление и заключение должны быть логически связаны. Этого можно добиться, высказывая одни и те же идеи, но разными словами: во вступлении — с позиции приглашения к рассуждению, в заключении — в качестве вывода-утверждения. К примеру, сочинение ЕГЭ по литературе на тему родной природы в лирике Есенина можно начать риторическим вопросом: «Любил ли Россию поэт?» Закончить его можно уже однозначным ответом: «Безусловно!» Основная часть в соответствии с требованиями ЕГЭ будет посвящена анализу трех стихотворений, который послужит доказательной базой для вывода, сделанного в заключении.
  8. Определившись с примерной структурой, снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками.
  9. Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе, если нет, смело вычеркивайте.
  10. В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте времени и приступите к основной части. Возможно, раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения.
  11. Написав несколько первых абзацев в основном разделе, обязательно перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжайте работу.
  12. Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом ключевые мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами.
  13. По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки.
  14. Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
  15. Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек.

Эксперты ФИПИ и опытные преподаватели советуют начинать выполнение заданий ЕГЭ по литературе с написания сочинения: сначала набросать примерный текст на черновике, причем потратить на это не больше часа, отложить его и перейти к ответам на остальные вопросы. После завершения работы с первой частью снова вернуться к сочинению, свежим взглядом оценить написанное, если все устроит, переписывать в чистовик — бланк № 2. Если возникнут сомнения, еще останется время внести коррективы в первоначальный вариант. Главное — помнить, что вы пишете экзаменационное сочинение по литературе, а не опус свободной формы на вольную тему, поэтому без анализа художественных произведений и использования соответствующих терминов никак не обойтись. Возможно, у вас есть дар критика, вы войдете во вкус, а первым шагом в карьере будет сочинение, написанное на ЕГЭ по литературе. Дерзайте, успеха!

Смысл жизни

Проблема смысла жизни — философский вопрос, на который нам сложно ответить безапелляционно

Поэтому в сочинении на ЕГЭ по русскому языку важно конкретно и четко раскрыть ее, не впадая в крайности. Вот характерный пример эссе

Книги для раскрытия этой проблемы знакомы каждому из Вас:

  1. «Война и мир» (Л. Толстой). Многие главные герои ищут смысл бытия. Андрей Болконский видит его на военном поприще, потом разочаровывается и начинает искать себя в мирной жизни. Но любовь тоже обманула его ожидания: Наташа изменила ему. В итоге князь обрел себя во всенародной миссии — защите родины от иноземных захватчиков. Только перед смертью он, наконец, обрел гармонию с миром и окружением, закончив свои поиски. Безухов тоже ожесточенно ищет смысл своей жизни. Сначала он обретает себя в любви, потом — в масонстве, пытается помочь народу, выделяя деньги из своего кошелька. Затем он решает, что рожден убить Наполеона. И только в плену герой понимает, что его предназначение — изменить мир, начав с себя. Он, как и Платон Каратаев, стремился делать добро, а не только спонсировать его деньгами.
  2. «Тихий Дон» (М. Шолохов). Герои разделяются на два лагеря: одни видят смысл в наживе и подъеме по карьерной лестнице, а другие хотят добиться справедливости и равенства в обществе. Из-за разницы мировоззрений разрушается семья Мелеховых. Пантелей и Петр находят в войне способ разбогатеть на мародерстве и щедром окладе, который сулят офицеры. Они — эгоисты, и дороже всего ценят собственность, ради которой готовы умереть. Григорий и Дуняша становятся людьми новой формации. Они предпочитают работать на благо всего общества и хотят добиться равных прав и свобод для всех. Поэтому Григорий разделяет идеалы Красной армии, а Дуняша выходит замуж за большевика вопреки родительской воле.
  3. «Крыжовник» (А. Чехов). В этом рассказе герой положил всю свою жизнь на обогащение ради приобретения поместья. Он женился по расчету, на всем экономил, уморил жену и накопил, наконец, на дом с участком. Правда, его любимый крыжовник, который он собирался выращивать, вырос кислым, этим же вкусом отдавала вся его жизнь. Он обрюзг и перестал развиваться, наслаждаясь своими мелкими эгоистическими благами. Его брат осуждает это, ведь находит смысл бытия в духовном росте.
  4. «Чайка» (А. Чехов). Героиня ошибалась в выборе смысла жизни, став бездарной актрисой. Еще в юности отец сильно стеснял ее своей строгостью, поэтому она поддалась порыву и сбежала из дома, став любовницей маститого драматурга, который лишь использовал ее молодость и красоту. Отсутствие таланта обрекло ее на унижение, на сцене ей не было места, но и путь домой был закрыт. Причиной ошибки стала ведомость девушки, которая пошла по чужому, навязанному ей пути.
  5. «Мертвые души» (Н. Гоголь). Чичиков видел смысл бытия в накопительстве материальных благ. Не получив стоящего наследства, он решил самостоятельно пробивать себе дорогу к успеху, но его путь был кривой дорожкой. Павел Иванович стал аферистом и взяточником, но ни одно разоблачение не убедило его отказаться от своего метода заработка. Герой так помешался на деньгах, что даже добродетели девушки мерил размерами приданного. Вот здесь подробное краткое содержание по главам, которое поможет Вам аргументировать свое мнение.

Комментарий лучше формулировать по идеям и мыслям в тексте. Как правило, в таких текстах есть два противоборствующих мнения, которые можно описать в качестве комментария. Пример: Герои выражают разные точки зрения о смысле жизни человека. Так, Алена считает, что она создана для пути по карьерной лестнице. Она нашла себя в работе и призвании. Но другого мнения придерживается ее подруга Дарья. Она стала матерью и обрела свое предназначение в кругу семьи.

Критерии оценки работы

Проверяющие работу эксперты будут оценивать следующие моменты:

  1. Корректная формулировка проблемы (1 балл).
  2. Комментарий к проблеме (5 баллов).
  3. Отражение авторской позиции (2 балла).
  4. Смысловая целостность и логичность (2 балла).
  5. Точность и образность речи (2 балла).
  6. Отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых и других ошибок (11 баллов).
  7. Фактологическая точность (1 балл).

Максимальное количество баллов, которые можно получить за сочинение — 24. Максимальный балл за всю экзаменационную работу — 58. Учитывая, что балл за сочинение составляет почти 50% оценки, к его подготовке нужно отнестись серьезно. Напишите образец сочинения ЕГЭ по разным темам, чтобы потренироваться работать с текстом.

Если и после наших советов вы до сих пор не уверены, как написать сочинение по тексту ЕГЭ, обратитесь к профессионалам. Сотрудники студенческого сервиса умеют писать любые сочинения с учетом всех требований к таким работам.

Вступление

Следует помнить, что вступление не должно быть слишком большим. Достаточно 2-4 предложений для того, чтобы задать основную мысль вашей работы.

Как начать сочинение по русскому? ЕГЭ — формат, который позволяет писать вступление разными способами. Вы можете оформить начало в форме вопроса. К примеру: «Что такое война? Это тяжелое бремя не только для государства, но и для всего народа».

Также вы можете начать сочинение со своего личного рассуждения на тематику текста. К примеру: «Недопонимание старших и младших существовало всегда. Взрослые могли не понять поступок ребенка и обидеть его, дети ослушаться родителей, не поняв их благих намерений. И очень сложно, подрастая, понимать и взрослых, и детей одновременно».

Кроме того, если вы можете использовать цитату какого-либо автора, философа или драматурга, то она послужит хорошим началом вступления.

После того как вы разобрались, как начать сочинение по русскому, ЕГЭ и сама работа не покажется таким сложным, как на первый взгляд.

Комментарий

Комментарий — это мысли и пояснения по указанной проблеме.

Именно он связывает проблему, которую Вы выделили в качестве основной, и авторскую позицию. Комментарий передает, как именно автор рассуждает о данном вопросе, подводя читателей к определенным выводам и умозаключениям. Комментарий всегда опирается на текст отрывка (нужны цитаты-подтверждения).

План комментария

  1. Фраза-клише;
  2. Описываем первый пример в 3-4 предложениях (пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
  3. Фраза-клише;
  4. Описываем второй пример в 3-4 предложениях ( пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
  5. Делаем общий вывод (устанавливаем логическую связь).

Клише

Чтобы привлечь читательское внимание к
данному вопросу, писатель рассказывает историю о…/ повествует/ приводит факты … (1 пример: 3-4 предложения).
Комментируя эту проблему, также хочется отметить…(3-4 предложения)
Оба примера свидетельствуют о том, что…
Автор раскрывает проблему на примере…
Писатель не случайно даёт понять…
Данный пример/эпизод изображает…
Эти примеры являются доказательством того, что…

Пример

«Привлекая внимание читателей к поставленной проблеме, писатель рассказывает историю одной женщины, которая несмотря на смертельную опасность во время войны, не утратила свою человечность. Она бескорыстно помогала тем, кто нуждается, поднимала дух солдат: «Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе»

То есть, она оставалась храброй, несмотря на усталость, боль и лишения.

Комментируя данную проблему, стоит отметить оптимизм и уверенность женщины. Она была рада просто тому, что все ее близкие и она остались живы, ведь это самое главное: «Кости целы — мясо наживём! Живы будем — не помрём!». Оба примера демонстрируют непоколебимость человека в трудных жизненных ситуациях.»

Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

  • Что такое Х?
  • Что не так с Х?
  • Какова роль Х в нашей жизни?
  • Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.

Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:
А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;
Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;
В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;
Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

Мое мнение

  • Объем: 1-3 предложения;
  • Цель: Выразить свою позицию к точке зрения автора;
  • Суть: Согласиться или не согласиться с автором и обосновать свое мнение;
  • Баллы: оценивается вместе с обоснованием.

Важно! Проще согласиться, чем спорить. Структура:

Структура:

  1. Я согласен\не согласен с тем, что написал автор…
  2. Логическая связка с аргументом.

Пример (по тексту Каверина): Я солидарен с автором и считаю, что самопожертвование во благо отчизны – следствие полного нравственного созревания, результатом которого является формирование христианской любви к ближнему и великодушия. Это основа любого подвига, как показывает практика.

План написания сочинения

Первое, что необходимо понять, сочинение – это легко. Какой бы сложной ни казалась тема, помните, что здесь вы свободы в формулировании тезиса и выборе аргументов. Достаточно уметь правильно и красиво оформлять выражения, чтобы получить максимальный балл. План сочинения:

Введение и постановка проблемы

Вступление вашей работы – это сразу постановка проблемы. В представленном тексте будет несколько тезисов, и ваша задача – выбрать любой из них. Обычно это проблема поиска жизненной цели, любви к малой родине, предательства и др.

Объем: 3-4 предложения. Время написания: 5-7 минут.

Клише: «В данном тексте автор затрагивает актуальную (злободневную) проблему…», «Работа автора заставила меня задуматься о том…».

Комментарий к проблеме

Краткий рассказ, почему писатель решил затронуть именно эту тему. Не пишите в комментарии длинного и подробного пересказа – достаточно кратко обрисовать ситуацию, отраженную в представленном тексте.

Объем: 2-3 предложения. Время написания: 5-7 минут.

Клише: «Проблема, рассмотренная автором, особенно актуальна, поскольку…», «Во время раздумий над проблемой автора, чувствуется его заинтересованность (пишем, в чем это выражается)».

Позиция автора

Запомните, основная проблема (выдвинутый тезис) и позиция писателя – одинаковы. Просто ответьте на вопросы – «Как автор относится к событию?», «Что он считает наиболее важным?», «Что стремится показать читателю?».

Объем: 3-4 предложения. Время написания: 7-8 минут.

Клише: «Автор считает, что…», «Позиция автора ясна, он говорит, что…».

Собственная позиция

Как ни банально, но ваше мнение и позиция писателя должны совпасть – это будет проще, и понравится оценочной комиссии. Фактически вы передаете точку зрения создателя текста своими словами.

Объем: 2-3 предложения. Время написания: 5-6 минут.

Клише: «Я полностью согласен с мнением автора и считаю, что…», «По моему мнению, эта проблема актуальна, поскольку…».

Аргументы

Минимум два аргумента – один из русской литературы, другой из жизненного опыта (лучше, если оба примера из литературы). Иными словами, вы вспоминаете произведения, затрагивающие схожую проблему, и сравниваете ситуации

Важно указать название произведения и его создателя

Объем: 8-10 предложений. Время написания: 10-15 минут.

Клише: «В качестве примера приведу произведение….», «Особенно остро эта тема поднимается в произведении…».

Заключение

Подведите итог работы и не забудьте упомянуть, насколько важна и актуальна проблема, поставленная и рассмотренная создателем. Можно кратко написать, как вы впечатлены текстом, или как можно решить возникшую проблему.

Объем: 2-3 предложения. Время написания: 5 минут.

Клише: «Прочитав текст автора, я пришел к выводу…», «После прочтения текста, становится понятно, что…».

Как подготовиться к сочинению

Начинайте читать книги как можно раньше. При подготовке будьте предельно внимательны: запоминайте главных и второстепенных персонажей, отмечайте сюжетные линии, стремитесь уловить замысел автора. Старайтесь как можно чаще писать сочинения. Так вы сможете набить руку и запомнить схему, которой нужно придерживаться. После прочтения книги внимательно проанализируйте её: найдите тему, идею и проблематику произведения.

Заведите специальную тетрадь для того, чтобы записывать имена персонажей и схематично излагать сюжет.

Примерные темы

Все темы экзаменационных сочинений затрагивают глубокие философские вопросы. Точный список обычно известен только в день сдачи ЕГЭ. Но каждый ученик может ознакомиться с примерными направлениями. В 2021 ФИПИ рекомендует для итогового сочинения следующие из них:

  • «Он и она».
  • «Гордость и смирение».
  • «Добро и зло».
  • «Надежда и отчаяние».
  • «Война и мир».

Тема по одному из них попадется на экзамене. Рассмотрим примерные темы направления «Добро и зло»:

  • Какого человека можно назвать добрым?
  • Можно ли оправдать жестокий поступок?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • Почему зло разрушительно?
  • Может ли доброта принести человеку разочарование?

Попробуйте ознакомиться с прошлогодними темами и сочинениями. Например, в 2019 году одним из направлений было «Доброта и жестокость», которое очень схоже с направлением «Добро и зло». Почитав образцы прошлогодних работ, связанных с этой темой, вы поможете себе в подготовке и будете на несколько шагов ближе к высшей оценке. Литературный мир имеет большой, но все-таки ограниченный список тем для рассуждений, допускаемых к анализу на экзаменах.

Структура сочинения

Следующее, что необходимо изучить, рассматривая примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку), – структуру построения вашей работы. От этого во многом зависит успешное написание задания.

Очевидно, что для данного экзамена, как ни для какого другого предмета важна правильная структура сочинения. ЕГЭ по русскому языку предполагает умение логического построения и согласованности работы. Потому данному пункту следует уделить немало внимания. Текст можно разбить на следующие части:

  1. Вступление.
  2. Выявление проблемы.
  3. Раскрытие проблемы.
  4. Взгляд автора.
  5. Ваше личное мнение.
  6. 2 аргумента.
  7. Вывод.

Таким образом выглядит план сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Рассмотрим каждый его пункт подробно.

Структура

Структура сочинения полностью соответствует его композиции:

  • постановка проблемы;
  • комментарий к ней;
  • авторская позиция;
  • позиция пишущего плюс обоснование;
  • вывод.

Сочинение может начинаться со вступления либо сразу с формулировки проблемы. Делить на два разных абзаца их не надо. Вместе они будут первым абзацем. Второй абзац содержит комментарий, в котором должно быть не менее двух примеров-иллюстраций с пояснениями и смысловой связкой.

Ставить ее можно как перед первым примером, так и после второго (последнего) примера, а также между ними. В некоторых случаях, когда примеры по смыслу далеки друг от друга, их можно поделить на разные абзацы. Но чаще всего примеры объединены общими связкой и выводом, и логичнее оставить их в одном абзаце.

В третьем абзаце будет изложена позиция автора. В четвертом — содержаться собственная позиция и ее обязательное обоснование. В некоторых случаях обоснование можно вынести в отдельный абзац. Пятый абзац является выводом, в котором подводится итог всему рассуждению

Здесь необходимо обратить внимание, что это должен быть вывод именно по написанному эссе, а не относительно позиции автора или самого первоисточника. 

Таким образом, сочинение может содержать от пяти до семи абзацев, в зависимости от того, была ли необходимость разбивать комментарий и/или собственную позицию на два разных абзаца.

Что полезнее: слушать или записывать?

Моторная память отлично помогает при подготовке. Многие учителя говорили мне, что информация запомнится лучше всего, если я буду писать текст. Я всегда думала, что мне проще анализировать информацию на слух. Но проблема оказалась не в том, что я ничего не запоминала при письме, а в том, что я неправильно использовала моторную память.

Что лучше: слушать и смотреть или записывать информацию? И то и другое отлично срабатывает

Но важно различать ситуации, когда мы запоминаем при письме, а когда делаем простой конспект

Вспомните, как вас заставляли писать конспекты со скоростью света, когда учитель объясняет тему. Вопрос: запомните ли вы хоть что-нибудь, пытаясь слушать его и параллельно с этим писать? Конечно, нет — в этом проблема школьной подготовки.

Конспекты — это отдельная вещь, где ты пишешь, чтобы потом посмотреть и вспомнить весь материал. Лучший способ при подготовке: послушать учителя, понять информацию, а потом записать нужный материал в тетрадь. Так часто делают на профессиональных курсах.

Вступление

В нем же и формулируем проблему. Как это сделать?

  • Внимательно читаем текст.
  • Формулируем несколько вопросов по содержанию текста (используем разные вопросительные местоимения: что/кто/какой/как и т.п.).
  • Начинаем абзац с 2-3 вопросов по тексту, желательно, чтобы они не имели отношения к главной проблеме.
  • Формулируем основную проблему.

Клише

…? …? …?Эти и другие вопросы ставит/поднимает в своем тексте (имя автора), однако наиболее детально автор рассматривает проблему…
Автор данного текста поднимает проблему…
В приведённом отрывке центральной я бы назвал проблему…
Текст (имя автора) заставил меня задуматься над такой проблемой, как..
Проблема … сильнее всего привлекает внимание автора…

Пример

Что такое война? Какое влияние оказывает она на людей? Почему подростки нуждаются в помощи с выбором дальнейшего жизненного пути? Эти и многие другие вопросы задает в своём тексте Галина Галлер. Однако наиболее детально она рассматривает проблему стойкости человека в трудных ситуациях.

Проблематика

Далее план сочинения (ЕГЭ по русскому языку) предполагает описание проблемы. С этим могут возникнуть сложности. Для того чтобы выявить проблематику, необходимо соблюдать следующий алгоритм:

  1. Определить главную мысль текста.
  2. Выявить направление и тему сочинения.
  3. Оценить взаимодействие героев и сделать вывод по тексту.

Пройдя эти три пункта, вы соберете достаточно информации для того, чтобы определить проблему. Строгих ограничений в объеме для описания проблемы нет, однако 4-5 предложений будет достаточно. К примеру: «В данном тексте затрагивается проблема того, что многие имена героев Великой Отечественной войны забыты, хотя мы помним их подвиги».

Данную часть можно считать главной, поскольку именно вокруг нее собраны остальные пункты сочинения, потом правильное определение проблемы играет большую роль в оценивании работы.

Пояснение к примерам-иллюстрациям

Пояснение к примеру-иллюстрации — это мысли выпускника о размышлениях автора произведения по проблемам, содержащимся в исходном тексте.

Пояснение к примеру-иллюстрации – это интерпретация слов автора и сюжетной линии текста своими словами.

Это значит, что выпускник в сочинении должен объяснить слова автора, которые он цитирует в тексте сочинения, раскрыть их смысл, рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, при необходимости проанализировать лексические оценочные средства выразительности, рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые возникают при прочтении.

Для удобства и уверенности в том, что пояснение к примеру написано грамотно, можно в черновике сочинения ЕГЭ подчеркнуть материал, взятый из исходного текста.

При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему и указать на смысловую связь между примерами

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать. 

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила. 


‍Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ‍

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению. 

<<Форма аттестации>>

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой. 

<<Блок перелинковки>>

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.


‍План работы над итоговым сочинением‍

Пишите подростку письма

Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.

Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.

Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.

Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом. 

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Этот поступок героя говорит о … Мы видим, что герой поступил так потому..

Автор показывает, к каким последствиям привело… Этому герою/поступку автор противопоставляет… Писатель осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector