Как подготовиться к егэ самостоятельно
Содержание:
- Слишком много стресса — на что влияет
- Как готовиться к ЕГЭ по истории самостоятельно
- Вторая часть экзамена
- Литература
- Советы для подготовки к ЕГЭ по химии
- Составьте план
- Выберите наставника
- Определите ресурсы для подготовки к ЕГЭ
- Изучите спецификацию КИМ по предмету
- Внимательно читайте задания тестовой части
- Изучите критерии оценивания заданий части 2
- Не читайте узкоспециализированную литературу
- Научитесь работать с непрограммируемым калькулятором
- Проверяйте свои знания
- Особенности подготовки к ЕГЭ по литературе
- Типы заданий
- Предметная подготовка
- Как спланировать время
- Хроника
- Обществознание
- В заключение
Слишком много стресса — на что влияет
Сложно найти ошибки. Если хотите сделать много — не спешите, будете торопиться — останетесь на месте. Из-за избыточного волнения человек отказывает себе в возможности проверить работу, потому что тревожно увидеть ошибку и страшно, что не будет времени на исправление.
Теряется контакт с телом. В ситуации стресса человек перестаёт замечать свои потребности. Так школьник, который неистово заучивает материал к экзамену, не чувствует голода, переутомления или того, что солнце слепит ему глаза. При этом внутреннее напряжение накапливается и только мешает сосредоточиться на заданиях. Чем дольше ученик остаётся в некомфортных условиях, тем труднее сфокусироваться на экзамене.
Эйфория не лучше стресса. Другая крайность — эйфория, когда человек теряет критичность, ему кажется, что у него нет причин для беспокойства. В таком состоянии выпускник не уделяет должного внимания тому, что написал, ведь он уверен в себе. Бывает, учителя удивляются результатам такого школьника, ведь он учился отлично, вышел с экзамена довольным, а показал очень низкий результат.
Как готовиться к ЕГЭ по истории самостоятельно
Приобретите пособия
Учебники
Чтобы самостоятельно подготовиться к егэ по истории, вам понадобятся:
- школьные учебники за прошлые годы, начиная с 5 класса;
- «История России» авторства Орлова А.С., Георгиева В.А., Георгиевой Н.Г., Сивохиной Т.А.;
- «История России: Учебник для вузов» Зуева М.Н., если претендуете на высокие баллы, так как это университетское пособие.
<<Форма демодоступа>>
Дополнительные материалы
Читать одни параграфы текста недостаточно. Нужны схемы, таблицы, атласы! Так обучение будет наглядней. Не нужно скупать всё — выберите те, что понравятся, и работайте с ними. Мы советуем:
- «Отечественная история в схемах и таблицах» В. Кириллова,
- «История России в схемах и таблицах» О. А. Ильиной,
- «История России в схемах, таблицах и картах» Касьянова, Шаповалова, Шаповаловой,
- атласы по всем историческим периодам.
Изучайте историю вместе с преподавателями домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Выберите класс и получите неделю бесплатного доступа к курсу истории по промокоду HISTORY5112021: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс.
Составьте расписание
Мы уже писали, что один из секретов, как готовиться к ЕГЭ по истории, — это структурированность процесса. История — объёмный предмет, требующий чёткого порядка по всём. И в знаниях, и в самоподготовке.
Поэтому важно понять, сколько времени вы сможете тратить на изучение и закрепление материала, — и оценивать силы реально. Ведь помимо истории, нужно готовиться и к другим предметам ЕГЭ
Планируйте график подготовки так, чтобы закончить изучение всех тем к маю. Весь май можно посвятить спокойному повторению — и не бояться, что по-прежнему чего-то не знаете.
Ориентируйтесь на ФИПИ
Как понять, какие темы изучать? Что вообще вписывать в свой график подготовки? Не паникуйте — на помощь придёт кодификатор и другие нормативные документы на сайте ФИПИ. Там же есть и демоверсии экзамена — можно начать подготовку с «прорешивания» одного варианта. Так вы сразу оцените свой начальный уровень готовности к экзамену.
Станьте королём конспектирования
Ещё один лайфхак, как готовиться к ЕГЭ по истории самостоятельно, — не полагаться лишь на покупные схемы и таблицы, а рисовать собственные. Это разложит информацию в голове по полочкам и не даст материалу превратиться в кашу. Сюжетные вехи отечественной и мировой истории станут такими же знакомыми, как серии любимого сериала. Подойдите к подготовке творчески — рисуйте таблицы, клейте стикеры-напоминалки с датами на холодильник и компьютер, используйте мнемотехнические приёмы.
Окружите себя историей
Используйте всё для подготовки к ЕГЭ по истории. Не пренебрегайте пабликами «ВКонтакте» или научно-популярными передачами. Например, можно подписаться на сообщество журнала «Дилетант», в котором публикуют статьи об истории и культуре от древних племён до XXI века. Другой проект, который знакомит с культурными традициями, — Arzamas.
Слушая о чьей-то культуре, обращайте внимание на иллюстрации, архитектуру, достопримечательности. Подмечайте всё интересное
Круто, если вы втянетесь в процесс и получите удовольствие от развития эрудированности. Подготовка к ЕГЭ по истории — настоящая прокачка кругозора и начитанности.
<<Форма аттестации>>
Вторая часть экзамена
Многие боятся заданий второй части, хотя она более предсказуемая. Знаю ребят, которые в прошлом году получили максимум баллов за задания 22–28, а в первой части не добрали десять баллов.
Ответы второй части проверяют люди. С одной стороны, это минус — человеческий фактор, с другой — гораздо больше зависит от ученика, полноты и ясности его ответа.
Лучше писать подробно. Обычно максимальный балл получает ученик, который продемонстрировал свои знания в развёрнутом ответе: не допустил ошибок и упомянул все значимые аспекты
Здесь важно не лениться, принцип «краткость — сестра таланта» в ЕГЭ по биологии неуместен
Иногда старшеклассники смотрят типовые ответы на задания второй части в интернете. Сайты, которые якобы имеют доступ к базе ответов ЕГЭ, предлагают в качестве образцов лаконичные ответы, в которых главное затрагивается вскользь. Ученики их запоминают и потом пишут по одному слову на каждое утверждение там, где требуется подробный комментарий. В результате выпускники получают меньше баллов, поскольку в развёрнутом ответе было бы легче упомянуть важные тезисы.
Важно писать подробно и при этом без биологических ошибок. Если ученик пишет подробное пояснение, но сомневается в каком-то моменте, лучше его не писать вообще, чем потерять балл за «биологическую неточность»
Не стоит спешить. Торопливость и беглый просмотр заданий тоже вредят экзаменуемым. Школьникам кажется, что они видели вопрос и знают, как писать ответ. Если не вчитываться в формулировки заданий, легко дать ответ не на тот вопрос или неверно истолковать вопрос, не заметив частицу «не», например.
Для решения пригодится математика. Во многих заданиях требуется что-нибудь посчитать, умножить или поделить. Казалось бы, элементарные математические навыки, но из-за них у школьников случаются обидные «проколы». При выполнении расчётных задач лучше не лениться и выполнять вычисления на черновике.
Придётся разобраться с фотосинтезом. В пятом, девятом и одиннадцатом классе ученики совершают одну и ту же ошибку. Все знают, что живые организмы дышат кислородом, но стоит спросить о растениях, отвечают — углекислым газом. Путаница начинается в начальной школе, когда ученики запоминают, что растения поглощают углекислый газ. Верно, они его поглощают в процессе фотосинтеза («воздушного питания»), а дышат кислородом, как и другие организмы.
Нужно быть готовым к синтезу РНК. В задании № 27 в 90% случаев спрашивают про синтез белка. Школьники решают много таких заданий и отлично справляются с ними на ЕГЭ. Однако ученики забывают про оставшиеся 10% заданий, когда в ДНК кодируется не белок, а, например, транспортная РНК. При виде «незнакомого» задания выпускник паникует. Чтобы такого не случилось, нужно помнить про синтез нуклеиновых кислот: все РНК синтезируются на матрице ДНК (процесс транскрипции) — эту тему нужно обязательно повторить.
Пример задания № 27 из демоварианта ЕГЭ 2019 года
Зачем заниматься с преподавателем. Биология развивается быстро, поэтому учебники постоянно устаревают. Когда в ЕГЭ встречается формулировка «По современным данным учёных», стоит задуматься: вопрос про актуальное состояние науки или открытия тридцатилетней давности. Часто верным считается ответ из устаревшего учебника, и школьники, которые хорошо осведомлены о новых открытиях, теряют баллы. Избежать такой обидной ошибки поможет опытный преподаватель, который скажет, что конкретно нужно писать в подобных случаях.
Литература
Кезина Елена Витальевна, эксперт ЕГЭ, преподаватель русского языка и литературы в Центре «Эврика». Стаж – 30 лет:
«Подготовиться за год в экзамену возможно, но без упорной работы это будет сделать трудно. Поэтому главное условие – желание ученика.
Нужно составить собственный план работы на год, в котором будет отражено, сколько раз в неделю и когда ученик будет заниматься самостоятельно: решать тесты, читать литературу, изучать темы.
С педагогом достаточно заниматься 1 раз в неделю, в очень запущенных случаях можно 2 раза. Самому необходимо заниматься не менее 2 раз в неделю – выполнять домашнее задание, самостоятельно решать варианты, учить теорию. Я предлагаю такой планподготовки на год:
1) Выявляем уровень с помощью теста и выполнения отдельных заданий, собеседования.
2) Определяем самые сложные и запущенные темы, начинаем работу с них.
3) По мере изучения тем выполняем контрольные задания.
4) Параллельно прорешиваем тестовые задания на отработанные темы, постепенно увеличиваем их объём.
5) Не менее 3 раз в год проводим контрольные работы по материалам экзамена.
6) Ближе к экзамену проводим несколько тестовых занятий в условиях, приближенных к экзаменационным.
В прошлом году ко мне обратилась Влада – выпускница, которая находилась на домашнем обучении и переживала за то, что не справиться с подготовкой к ЕГЭ. У неё было огромной желание сдать ЕГЭ на максимальные баллы. Она самостоятельно разработала для себя план работы на год: по кодификатору распланировала, что прочитать из литературы, выбрала критические статьи для изучения. Вместе мы повторили весь теоретический материал и начали прорабатывать ответы на вопросы, их специфику, структуру мини‑сочинений
Особое внимание уделили речевой грамотности и стилю работ. Выполнили большое количество тренировочных работ
Результат – 86 баллов и поступление на бюджет на лингвистику».
Все преподаватели из статьи готовят учеников к ЕГЭ в петербургском центре «Эврика». Заниматься в нём можно в мини‑группах: от 2 до 5 человек и индивидуально. Выпускники учебного центра улучшают свои прогнозируемые результаты в среднем на 30 баллов.
Как видите, никакие хитрости не нужны для подготовки к ЕГЭ в последний год. Потребуется только желание выпускника, его трудолюбие и в некоторых случаях помощь преподавателя, который сможет выявить слабые стороны ученика, преподнести необходимые темы в необходимой последовательности, дать дополнительные материалы и заинтересовать предметом.
Советы для подготовки к ЕГЭ по химии
Составьте план
Например, каждую неделю в понедельник и среду два часа вы занимаетесь химией. Кроме того, вы можете воспользоваться нашим планером для подготовки. Записывайте в нём главные задачи дня и вопросы учителю, а также что нового вы узнали, какие темы прошли и какие ещё предстоит разобрать, что нужно поискать дополнительно.
Выберите наставника
Найдите человека, который сможет ответить на все возникающие вопросы. Это может быть учитель или знакомый студент, изучающий химию.
Определите ресурсы для подготовки к ЕГЭ
Это и печатные материалы, и электронные образовательные ресурсы. Помните, что ЕГЭ периодически меняют, и не все пособия могут быть актуальными, даже если выпущены в текущем году. Среди популярных ресурсов для подготовки к экзамену по химии:
- Д.Ю. Добротин, «Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ. Химия», ФИПИ, Москва, 2020 г;
- В.Н. Доронькин и др. «ЕГЭ. Химия. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровня сложности» Легион, Ростов-на Дону, 202_г.;
- В.Н. Доронькин и др. «ЕГЭ. Химия. Тематический тренинг. Задания высокого уровня сложности» Легион, Ростов-на Дону, 202_г.;
- Д.Ю. Добротина «ЕГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты», Национальное образование, М, 202_г.;
- Е.В. Зыкова «Сборник задач и упражнений по органической химии» Феникс, Ростов-на Дону, 2019г.;
- Сайт ФИПИ;
- Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ»;
- Сайт «Наука для тебя».
Изучите спецификацию КИМ по предмету
Актуальная информация есть на сайте ФИПИ. Изучайте сначала теорию по каждому вопросу. Помните, что информации из школьного учебника может быть недостаточно. Выполняйте тематические тесты и только потом общие варианты ЕГЭ.
Внимательно читайте задания тестовой части
Не трактуйте тексты задач, основываясь на личных ассоциациях или опыте решения аналогичных заданий. Отвечайте на поставленный вопрос. Например, если вас просят записать ответ с точностью до десятых, не нужно записывать получившееся число полностью. Если просят выписать числа, соответствующие кислоте и щелочи, пишите только в той последовательности, которая соответствует кислоте и щелочи, а не наоборот
Особое внимание нужно обращать и на количество требуемых ответов к заданиям. С 2021 года в заданиях 19 и 20 предлагается выбрать все верные ответы
Их может быть два, три или четыре.
Изучите критерии оценивания заданий части 2
За правильно решенное, но неправильно оформленное задание вы можете потерять баллы. При этом некоторые нюансы знают только эксперты ЕГЭ
Например, необходимо обратить внимание, что если в задании №30 (ОВР) допустимо использовать удвоенные коэффициенты в уравнениях реакций, то в сокращенном ионном уравнении (задание №31) удвоенные коэффициенты недопустимы. Или, если ранее в задании №30 была допустима форма записи:
2Cl+2e=2Cl— 1 восстановление, окислитель;
то сейчас:
2Cl+2e=2Cl— 1 окислитель, восстановление;
т.е. окислитель и восстановитель (можно даже проставить просто буквы О или В) пишутся только спереди (допустимы и другие формы записи).
Если в задании №30 для некоторых химических элементов допустимо поставить и степень окисления, и заряд (S-2 и S2-), то для других элементов этого делать категорически нельзя (N+3, но не N3+, т.к. такой частицы реально не существует).
В задании №33 необходимо обратить внимание, как функциональные заместители или катализаторы влияют на направление химической реакции. Сравните, например, галогенирование алканов на свету и в жестких условиях; гидрогалогенирование несимметричных алкенов при нормальных условиях и в присутствии катализатора H2O2
Не читайте узкоспециализированную литературу
Во-первых, это отнимает время. Во-вторых, помните, что ЕГЭ проверяет школьные знания — они не всегда соответствуют современной науке.
Научитесь работать с непрограммируемым калькулятором
Помните: когда вы считаете в телефоне, он правильно проводит порядок действий. При работе с калькулятором порядок действий вам придется соблюдать самостоятельно. Посчитайте ради интереса в телефоне и на калькуляторе простейший пример: 2+2*2. Сравните ответы.
Проверяйте свои знания
Периодически проверяйте уровень усвоения как новых, так и ранее полученных знаний. Тематические тесты или полные варианты ЕГЭ вы можете найти на сайте ФИПИ. Подготовка к ЕГЭ 2021 по химии будет проще, если под рукой будут все необходимые материалы. Зарегистрируйтесь на нашем сайте и получите доступ к библиотеке полезных материалов для подготовки.
Особенности подготовки к ЕГЭ по литературе
Секрета успеха здесь всего два. Во-первых, надо очень хорошо разбираться в структуре экзаменационного листа. Во-вторых, надо действительно много читать.
На изучение и анализ произведений желательно тратить до 80% всего времени. Причем только читать мало, полезно еще и разбираться в проблематике (чтобы правильно выполнять анализ), а для этого надо изучать:
- рецензии (берем авторитетных критиков, хотя бы 2−3 мнения);
- литературоведческие статьи, посвященные конкретному произведению;
- краткое содержание;
- если есть, стоит почитать и комментарии самого автора (или предисловие).
Структура экзаменационного теста
Что до структуры, то для ее разбора достаточно КИМ — официальных материалов по экзамену
Обратите внимание, в 2021 году в ЕГЭ по литературе внесли небольшие изменения — в вопросе № 7 теперь нужно будет вставить в приведенный текст 2 термина, и это краткий ответ
Типы заданий
Первая часть, задания 1–16
В первой части работы предлагаются задания с кратким ответом. К первому типу относятся задания, где нужно исключить два признака или понятия, «выпадающих» из общего ряда.
Пример задания на исключение двух признаков из демоверсии 2022 года
Задания второго типа предполагают выбор от двух до четырёх верных суждений из пяти.
Пример задания на выбор нескольких верных суждений из демоверсии 2022 года
В традиционном задании третьего типа ученикам предстоит установить соответствие между перечнями признаков, характеристик или терминов. Нужно найти, что к чему относится.
Пример задания на установление соответствия из демоверсии 2022 года
Четвёртый тип заданий предполагает анализ смоделированной ситуации и выбор от двух до четырёх правильных ответов из шести возможных.
Пример задания на выбор нескольких верных вариантов ответаиз демоверсии 2022 года
Экзамен включает графическое задание, которое строится на основе таблицы со статистическими данными или, например, столбчатой диаграммы. Для выполнения задания нужно изучить информацию и выбрать верные ответы.
Пример задания на анализ графической информации из демоверсии 2022 года
Тема заданий 12 и 13 известна заранее. Задание 12 посвящено основам конституционного строя РФ и конституционным правам и обязанностям человека (1 и 2 главы Конституции РФ), а задание 13 проверяет знание полномочий органов государственной власти или разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации.
Пример заданий 12, 13 на знание Конституции РФ из демоверсии 2022 года
Вторая часть, задания 17–25
Блок заданий с 17-го по 20-е — это текст, посвящённый одному из пяти разделов обществознания, и четыре вопроса к нему.
- Чтобы ответить на задание 17, достаточно внимательно прочитать и проанализировать текст.
- В ответах на задание 18 нужно продемонстрировать умения дать определение предложенному термину. В этом году требования к ответу сделали более чёткими: в объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.
- В задании 19 нужно проиллюстрировать примерами положения текста.
- В задании 20 необходимо продемонстрировать умение рассуждать на ту или иную тему, связанную с проблемой, затронутой в тексте.
ЕГЭ по обществознанию в 2022 году включает новое задание второй части — задание 21. Оно включает в себя анализ графиков спроса и предложения, определение изменения равновесной цены.
Пример задания 21 на анализ графиков спроса и предложенияиз демоверсии 2022 года
Задание 22 представляет собой обществоведческую задачу: даётся смоделированная или реальная ситуация и вопросы, ответы на которые нужно сформулировать самостоятельно.
Ещё одним новым заданием в ЕГЭ-2022 по обществознанию стало задание 23. Оно предполагает проверку знания Конституции и законодательства РФ.
Пример задания 23 на знание Конституции и законодательства РФиз демоверсии 2022 года
В задании 24 ученикам предстоит составить сложный по структуре план из трёх и более пунктов по заданной теме: например, «Политические партии» или «Налоги и их воздействие на экономику страны». Тезисы плана должны раскрывать тему и не должны содержать фактических ошибок. Количество подпунктов каждого пункта было не менее трёх. Исключение составляют только те случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
В ЕГЭ-2022 убрали мини-сочинение, а задание на составление сложного плана объединили тематически с новым заданием 25. По большому счёту, оно предполагает развёрнутый ответ по одному из пунктов плана с демонстрацией умений объяснять и иллюстрировать примерами теоретические положения из курса обществознания.
Пример заданий 24, 25 на подготовку доклада из демоверсии 2022 года
Предметная подготовка
Математика. К математике я готовился в школе и на онлайн-курсах. В школе мы в основном решали задачи части B, на курсах разбирали задания части B и С. Математику я сдал на 72 балла.
Русский язык. К русскому языку я в основном готовился в школе, там мы с 10-го класса решали задания ЕГЭ. Иногда я смотрел видео на ютьюбе по темам, которые не понял, и решал некоторые задания дополнительно. Русский язык я сдал на 85 баллов.
Информатика. Я был единственным в классе, кто сдавал ЕГЭ по информатике, поэтому к ней я готовился самостоятельно или на курсах в «Фоксфорде». В школе у меня раз в неделю была одна консультация по подготовке к ЕГЭ, на которой мы решали задачи первой части ЕГЭ. На курсах по информатике и программированию я слушал лекции и решал домашние задания.
Но основная моя подготовка к ЕГЭ шла самостоятельно с нуля. Я решал задания с сайта Константина Полякова. Это хороший ресурс для подготовки к ЕГЭ по информатике. Иногда я решал варианты «СтатГрада». Их варианты заданий для подготовки к ЕГЭ сложнее и скорее нужны для более глубокого понимания предмета, чем для отработки экзаменационных задач. Информатику я сдал на 88 баллов.
В итоге теперь я могу с уверенностью отвечать на вопрос:— Можно ли самостоятельно подготовиться к ЕГЭ и сдать выбранные предметы на приличные баллы?— За два года — можно, хотя это и непросто.
Как спланировать время
Сколько времени выделять
Чтобы успешно подготовится к Единому Государственному Экзамену, необходимо грамотно распределить оставшееся время:
Заниматься ежедневно, уделяя внимание одному предмету не менее 1 часа.
Выделять не менее 2 часов в выходные дни на каждый предмет. Это будет усиленное занятие.
Ежедневные занятия лучше разделить на 2 части: теорию и практику
Практическим упражнениям требуется выделять в 2 раза больше времени. Если на теорию тратите, к примеру, 20 минут, то на практику оставляете 40 минут.
Когда начинать самостоятельную подготовку к ЕГЭ по русскому языку
В идеале, приступить к самостоятельному повторению материала следует с весны 10 класса или сразу после его окончания, летом.
Если же стоит цель набрать хотя бы проходной балл и получить школьный аттестат, то для проработки материала достаточно будет и полугода. Конечно, если познания при этом средние или ниже среднего.
Как готовиться эффективно
Следующие правила помогут правильно организовать подготовку к ЕГЭ по русскому зыку:
Заниматься ежедневно, без пропусков.
Во время занятий убирать телефон, чтобы он не отвлекал внимание.
Делать небольшой перерыв каждые полчаса.
Сделать постеры в виде схемы на самый сложный материал
Даже не занимаясь, Вы будете развивать зрительную память, что поможет запомнить большой объем информации.
Во время занятий комбинировать практику и теорию, делать самооценку.
Важно хорошо отдыхать и уделять сну не менее 8 часов.
Хроника
2020: ЕГЭ по информатике впервые начнут проводить на компьютерах
ЕГЭ по информатике впервые начнут проводить на компьютерах. Об этом 28 августа 2020 года на общероссийском родительском собрании сообщил глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзор Музаев.
Информатика у нас в этом году впервые будет проходить на компьютерах, эта технология апробирована, — заявил он (цитата по ТАСС Информационное агентство России). |
ЕГЭ по информатике впервые проведут на компьютерах
Музаев добавил, что техника во всех российских школах, где будет проходить экзамен по информатике, будет обновлена.
Прежде ЕГЭ по информатике сдавали на бумажных бланках, как и остальные экзамены. Ученикам нужно было ответить на 23 вопроса и решить несколько задач. За каждый правильный ответ можно получить только один балл. Во второй части ученику необходимо решить четыре задачи с развернутым ответом. Общий балл за правильно решенную вторую часть составляет 12.
Ранее подведомственный Рособрнадзору Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена в 2021 году.
Данные документы являются основой для составления экзаменационных материалов. С их помощью будущие участники ЕГЭ и их преподаватели могут составить представление о том, что их ждет на экзаменах в новом учебном году.
Новая система сдачи экзамена поменяет и принципы подготовки к нему и для школьников, и для учителей. По словам Музаева, Рособрнадзор был готов к переходу на новую технологию еще четыре года назад, но существовали опасения, что не все регионы смогут справиться и техники не хватит. К концу августа 2020 года таких опасений нет, основной этап подготовки школ к проведению экзамена по информатике на компьютерах завершился. В течение учебного года для будущих выпускников планируют провести несколько «репетиций» по использованию ПК на едином государственном экзамене.
Обществознание
Скиданов Владимир Алексеевич, преподаватель обществознания с 25-летним опытом: «За год подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно. Если ученик занимается 1 раз в неделю, то его результат на экзамене, как правило, около 60 баллов. При регулярных ежедневных занятиях и работе с репетитором 1-2 раза в неделю результат может быть около 90 баллов. Так в прошлом году готовилась к экзаменам моя лучшая ученица — Киселёва Маша, которая получила 98 баллов за ЕГЭ и победила в олимпиаде СПБГУ».
Преподаватель обществознания в Учебном центре «Эврика»: «При желании к ЕГЭ по обществознанию подготовиться за год возможно. Следует помнить, что ОГЭ и ЕГЭ — это проверка системных знаний и умений по предмету, поэтому осваивать его лучше постепенно, поэтапно накапливая фундаментальные знания, развивая общую эрудицию и кругозор.
Оптимальный вариант качественной подготовки — 2 занятия в неделю с педагогом и самостоятельная работа по той тематике, которую разбираете с учителем в данный момент. Также нужно читать научную, научно‑публицистическую и нормативную литературу по политике, экономике, праву, например, Конституцию.
На наших занятиях ученик получает дополнительные материалы в разных форматах: в видео- и аудиофайлах, распечатанных текстах, таблицах, ссылках на сайты. Так мы развиваем способность к творческому мышлению и умение применять знания для ответа на нестандартные вопросы.
Примерный план годичной подготовки к ЕГЭ по обществознанию выглядит так:
- повторение пройденного материала с увеличением его объёма: базовые понятия, факты, структурные модели и т.п.;
- при изучении новой темы обязательно нужно делать конспекты в тетради в виде схем, таблиц, графиков материала с выводами;
- закрепление материала: решение экзаменационных заданий от простых к сложным на изученную тему;
- выполнение заданий блока С или написание эссе на изученную тему, после полного овладения теоретическим материалом».
В заключение
Мы рассказали о том, как начать готовиться к экзаменам без стресса, однако напоследок стоит упомянуть еще о нескольких полезных рекомендациях:
- свободное от занятий время. Выделите 1-1,5 часа в день, которые сможете потратить на любимое хобби, общение с друзьями или компьютерную игру;
- отсутствие чрезмерной нагрузки. Заниматься нужно, однако чрезмерная нагрузка будет утомлять. Если вы начнете готовиться за 1-1,5 года, то изучению одного предмета нужно будет отводить 120 минут в неделю (2 занятия по 60 минут или 4 занятия по 30 минут);
- чередование предметов. Придерживайтесь золотого правила: один предмет – один день. Например, в понедельник вы будете учить русский язык, в среду – математику, в пятницу – физику. Такое чередование способствует лучшему усвоению материала, отсутствию высокой утомляемости и путаницы;
- помощь. Если вы не можете самостоятельно организовать подготовку и сесть за учебники, то потребуется помощь репетитора. Если необходима хорошая мотивация и разработка учебного графика, то сделайте выбор в пользу курсов;
- практика. Изучайте не только теорию, но и работайте с демонстрационными вариантами ЕГЭ, которые помогут правильно распределять время, понять структуру и особенности вопросов.
Во время подготовки используйте материалы ФИПИ, сборники видеоуроков, методички, сервис «Яндекс.Репетитор» и другие каналы. Начинайте готовиться к экзамену заранее, чтобы получить больше времени не только на освоение программы, но и на повторение, проверку знаний и устранения пробелов в них.