Тренд: предприниматели идут учить студентов. как стать первоклассным преподавателем?

Ключевые обязанности учителя в онлайн-проекте

Быть онлайн-преподавателем – это не значит быть учителем в классическом понимании. Между этими профессиями есть одно существенное отличие: первого можно слушать, где Вам удобно и когда удобно, если занятие записано заранее. Но даже, если вебинар планируется в прямом эфире, обычно создатели курса проводят опрос среди аудитории, в какое время эфира им подходит, и прислушиваются к большинству. 

Обязанности учителя в онлайн-проекте:  

  • разрабатывает программу курса; 
  • определяет цели видеозанятия; 
  • записывает видеоуроки; 
  • продумывает упражнения и тесты по своей дисциплине; 
  • проверяет домашние задания; 
  • создает интерактивные материалы (карточки, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.); 
  • вносит предложения по повышению эффективности обучения; 
  • собирает отзывы и обратную связь от учеников; 
  • мотивирует учеников с учётом их индивидуальных качеств. 

Преподаватель не только должен на отлично знать свой предмет, но и уметь ясно и доходчиво донести информацию до слушателей курса.  

Погружаемся в процесс обучения

Дальше мы начинаем учиться. Я рассказываю об андрагогике: работе со взрослыми, о том, как человек запоминает информацию, зачем вообще люди в зрелом возрасте приходят за обучением, какая у них мотивация и как с ней работать.

Андрагогика — это раздел науки об обучении взрослых. Ее суть в том, что образование взрослых должно быть автономным, а преподаватели выполняют роль модераторов образовательного процесса. Классическая педагогика, которая построена на обучении детей, и андрагогика — разные направления. У ребенка нет жизненного опыта, который может повлиять на обучение. Отношения между учителем и ребенком строгие: учитель — ведущая роль, он носитель знаний и умений, и от него полностью зависит образование ученика. 

У каждого есть воспоминание о проблемных отношениях с учителем, из-за которых не складывались успехи в предмете. При этом учитель всегда формирует только целостную картину знаний, умений и опыта у ребенка, «перекладывает» знания из своей головы в голову ученика. Есть, конечно, демократическое обучение, когда детям позволяют учиться самим, но оно не очень распространено.

В андрагогике же таких отношений между учителем и учеником нет, они более партнерские. Задача педагога — не просто дать знания, а научить учиться, чтобы человек понимал, в каком режиме ему это удобно. Педагог помогает выявить сильные и слабые стороны студента, поэтому андрагогика — про интеллектуальный подход к обучению. Ее принцип строится от уже сформировавшейся личности — мы не можем (и не хотим) ее менять, зато можем скорректировать процесс обучения. 

Андрагогика — про быстрые навыки. Взрослые чаще приходят учиться за новым жизненным опытом: хотят сменить профессию, добиться повышения — или с конкретной социальной мотивацией и желанием научиться новым, прикладным навыкам. Если вспомнить школьную программу и то, чему нас там учили, сложно выцепить материал из курса биологии, который действительно помог в жизни. А андрагогика — про жизненные навыки, которые можно применить. Человек, который учится на дизайнера, может сразу тренировать и нарабатывать навык — например, попробовать создать логотип. 

Недостатки профессии преподаватель

Основной недостаток преподавательской деятельности – значительные психологические и эмоциональные нагрузки. Особенно сложной эта работа может быть для интровертов. Ведь преподаватель должен постоянно контактировать с большим количеством учащихся, и не каждый из них спокоен, вежлив и усидчив. Преподавателю также приходится регулярно сталкиваться с еще одним стрессовым фактором – высоким уровнем ответственности, который наиболее ощутим во время сессии.

Преподаватели частенько сталкиваются с ненормированным рабочим днем. При этом заработная плата у них не всегда высокая (во многом она зависит от того, насколько престижным является учебное заведение и в каком городе оно расположено). Хотя правительство уже не первый год декларирует повышение зарплаты (и, нужно отметить, кое-какие шаги в этом направлении все-таки делаются), в среднем уровень оплаты до сих пор оставляет желать лучшего – среднестатистический показатель колеблется в пределах 15-50 тысяч рублей в месяц.

Сколько получают

Заработная плата педагогов в российских университетах – это самое слабое место в системе высшего образования. В среднем обычный преподаватель получает 15–17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и отдаленных регионах можно рассчитывать на 23–30 тысяч рублей. Доход профессора иногда достигает 30–45 тысяч рублей. Также работник вуза получает надбавки за стаж работы и, если достаточно финансирования, премии.

Время от времени могут быть единовременные доплаты за исследовательскую деятельность, обучение контрактников или гранты, но это не меняет ситуацию в корне. Многие педагоги, чтобы свести концы с концами, берут дополнительную ставку или занимаются административной работой, что увеличивает и без того немалую нагрузку. Также можно подзаработать репетиторством, кураторством или организацией научных мероприятий.

2010-е годы: боец

Главная задача учителя в 2010-е — выжить самому и заставить учеников подчиниться своему авторитету. О таком педагоге рассказывает У. Некрасова в своем романе «Калечина-Малечина» (2018). Строгая учительница не желает влезать в жизнь главной героини-школьницы, но хочет заставить ее «полюбить» учебу, а в качестве меры воздействия выбирает угрозы. 

Тема влияния на школьников, класс и возможные последствия неправильного преподавания раскрыта в фильме «Ученик» (2016): учитель должен не только знать свой предмет и передавать знания — он еще и воспитывает поколение и отдельную личность. Качество такого влияния напрямую зависит от самого преподавателя и его ценностных ориентиров.

«Ученик» (2016). Спор учительницы биологии и ученика-религиозного фанатика

Сам педагог все еще ощущает свою бесполезность, некомпетентность в новом мире. Все сомнения и страхи молодого преподавателя отражены в книге А. Гениса «Уроки чтения» (2013). Положение учителя этого времени хорошо описывается цитатой: 

Но в 2010-е учитель уже начинает обретать почву под ногами и перестает мириться со своим бесправным положением. Назревает учительский «бунт». Да и общество начинает осознавать важную роль школы в вопросах образования и воспитания. Учителя не могут больше оставаться притесненными: они заявляют о своих правах, требуют внимания к школьным проблемам. 

Учительский бунт отражен в фильмах «Училка» (2015), «Класс коррекции» (2014). В картине «Училка» особый накал создается ощущением полного бессилия педагога, которого обстоятельства вынуждают браться за пистолет и направлять его на учеников.

Учительница истории доведена до отчаяния неуважением и насмешками учеников, беспомощность вынуждает ее прибегнуть к страшным мерам.

Цели и задачи работы современного педагога

Главная цель любого учителя – не просто дать ученикам набор определенных знаний и навыков. Педагог должен помочь каждому ребенку сформироваться как личность, реализовать свой потенциал, научиться быстро адаптироваться к изменениям, добиваться собственных жизненных целей, приносить пользу обществу. Отсюда вытекают и основные задачи педагогической работы:

  • Исследование возрастных и личностных особенностей детей для правильного выстраивания и корректировки образовательного процесса.
  • Знакомство учеников со школьной программой с использованием методов и технологий обучения, соответствующих учебным целям, возрасту детей.
  • Контроль освоения учениками образовательной программы.
  • Выявление проблем, с которыми дети сталкиваются в школе, помощь в преодолении затруднений, возникающих при освоении учебной программы, социализации.
  • Оценка достижений учащихся.
  • Мотивация детей к учебе.
  • Взаимодействие с учениками, родителями и заменяющими их лицами, коллегами и т. д.
  • Создание образовательной среды школы и использование ее возможностей в учебной и внеурочной деятельности.
  • Работа с информацией, в том числе с профессиональными источниками: печатными изданиями, сайтами и т. д.
  • Профессиональное самообразование.

Как стать тренером в школе

В отличие от учителя физкультуры, тренер-преподаватель может работать в спортивных школах, СДЮСШОР, школах-интернатах олимпийского резерва. Такие педагоги подготавливают обучающихся по конкретным видам спорта. В их обязанности входит:

  • подготовка спортсменов к соревнованиям;

  • отбор занимающихся в спортивную команду;

  • обеспечение внедрения новых методик тренировок;

  • анализ результатов команды на соревнованиях и внесение корректировок в занятия.

Designed by Freepik

Чтобы стать тренером-преподавателем, необходимо:

  • среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта или педагогики по направлению «Физическая культура»;

  • высшее образование (ВО) по физкультуре;

  • непрофильное ВО и переподготовка в области физической культуры и спорта или подтвержденная квалификационная категория тренера.

Основные ступени академической карьеры в России

Во всех российских вузах существует единая система должностей, от начальной к высшей:

  • приглашенный преподаватель — внештатный сотрудник, временная должность, но после можно стать старшим преподавателем, доцентом или профессором (если позволяет образование);
  • ассистент преподавателя — обычно в этой должности работают студенты или аспиранты, первая ступень академической иерархии;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор.

Академическая карьера: как выглядит работа преподавателя в вузе

Должность доцента и профессора не стоит путать со званиями, которые присваивает Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Должности подразумевают определенный набор обязанностей, а звания носят статусный характер.

10 признаков компетентности педагога

Каким должен быть учитель, чтобы дети видели в нем авторитет, а коллеги – настоящего профессионала? Сильный педагог — это преподаватель, который:

Хорошо знает свой предмет.
Ориентируется в ФГОСах и других документах, регламентирующих современную сферу образования.
Владеет разнообразными методами обучения и знает, как выбирать подходящие методики в каждой ситуации.
Умеет вызвать и удержать интерес учеников, управляет их вниманием.
Соизмеряет темп обучения с темпом усвоения знаний.
Имеет четкую, заранее оговоренную систему контроля, объективно оценивает знания.
Уважает детей, умеет поставить себя на место ребенка.
Обладает широким кругозором, артистизмом и чувством юмора.
Имеет личную концепцию обучения и придерживается ее.
Постоянно развивается.

Надо отметить, что формирование компетенций педагога – дело времени. Для выработки многих важных качеств учителя уходят годы. Поэтому молодым специалистам не стоит расстраиваться при возникновении сложностей — нужно расценивать их как способ получения необходимого профессионального опыта.

Совершенствование преподавательской практики

Онлайн-формат чтения лекций даже опытных преподавателей стимулировал отточить своё ораторское мастерство. Почему? Всё просто: появилась возможность понаблюдать за собой со стороны и выловить те мелкие огрехи, которые в процессе чтения лекции за собой обычно не замечаешь.

Важный момент всего происходящего — запись лекции. Её могут пересмотреть как сами студенты, так и преподаватель. Любая лекция — это публичное выступление, поэтому полезно пересматривать её, подмечать недостатки подачи материала, свои манеры и словечки, от которых стоило бы избавиться. А переписав сказанное в более удачной форме, можно получить неплохую методичку.

Илья Стахеев,

преподаватель магистратуры «Научная коммуникация» Университета ИТМО

Кроме того, понимание, что лекция записывается, само по себе мотивирует готовиться тщательнее, продумывать каждое слово. А онлайн-формат вынуждает придумывать новые способы подачи.

Этот опыт научил многому. В частности, тому, что нужно заранее прорабатывать материал, о котором собираешься рассказывать. Мысль, что всё записывается, мотивирует готовиться лучше, чтобы было меньше запинок.

Марина Коротина,

преподаватель факультета систем управления и робототехники, Университет ИТМО

Я поняла, что нужно прорабатывать подачу дополнительного материала. Если в живой лекции очень просто взять маркер и что-то изобразить на доске, то в онлайне это сложнее и получается хуже.

Александра Калашникова,

преподаватель Нового физтеха Университета ИТМО

Некоторым пришлось освоить и практики, совсем непривычные для офлайн-преподавателей, — например, самостоятельные записи онлайн-курса в роли не только спикера, но и оператора, монтажёра и прочих.

Как устроиться работать в колледж

Если кандидат — отличный специалист, колледж найдет способ уладить формальности

У многих людей, которые поработали несколько лет по специальности, появляется желание преподавать.

Возникает вопрос – как это сделать?

Как уже понятно из написанного выше, устроиться преподавателем в колледж проще, чем кажется на первый взгляд.

Главное — найти место, где остро не хватает кадров. Затем обращаться туда напрямую.

Если кандидат уже успел хорошо освоить свою профессию, если он отличный специалист, колледж найдет выход уладить формальности.

Однако в этом случае можно будет не единожды попасть на преподавательские курсы. Там учитель получит все необходимые знания и умения для преподавания, освоит различные методики.

Также все сферы деятельности развиваются. И часто учителей отправляют на дополнительные курсы, где рассказывается о новых достижениях в области преподаваемого предмета.

Где можно получить профессию преподаватель

Для того чтобы стать преподавателем в ВУЗе или ССУЗе, необходимо получить высшее образование по направлению, в котором хочется работать в дальнейшем. При этом чтобы устроиться в ВУЗ, потребуется по меньшей мере 1 год стажа работы в общеобразовательном учреждении. Однако в случае, если соискатель имеет ученую степень кандидата наук либо получил послевузовское профессиональное образование, его примут на должность преподавателя ВУЗа без стажа.

Примечательно, что стать преподавателем в университете можно без специального педагогического образования (в отличие от учителя). Поэтому в ТОП ВУЗов России для получения данной профессии входят учебные заведения, которые занимают лидирующие позиции в общем рейтинге:

  • МГУ им. М. В. Ломоносова
  • МФТИ
  • НИЯУ МИФИ
  • СПбГУ
  • НИУ ВШЭ

Кстати, для преподавателей крайне полезно поработать несколько лет по специальности, чтобы иметь возможность поделиться со студентами собственным опытом.

Лекции

Вы помните себя на лекциях, когда Вы ещё были студентом? Бывало ли такое, что Вы на них засыпали, разговаривали с соседом по несчастью, не могли высидеть полтора часа, опаздывали на них или вообще забивали? Вот теперь Вы лектор, у которого студенты спят на лекциях, разговаривают одновременно с Вами и также громко, и если Вы один, то их много… И точно также как и Вы когда-то, не могут сосредоточиться на Вашем монологе, опаздывают или вообще не приходят. Ну как? Нравится? Сомневаюсь! Ну да, Вы и Ваш ректор, декан и другие начальники знают, что надо делать: нужно сделать лекцию интересной для студентов. И вот Вы вычитывает горы литературы, приобретённой за личные средства, новейшие статьи по запланированной теме, готовите слайды, пишите конспект. Как следствие у Вас красные глаза, болит голова, Вы спали только три часа. С утра пораньше пришли на прекрасную лекцию, радостно провозглашаете тему, начинаете здорово рассказывать, но что это? Ничего не изменилось! Всё также Вас почти никто не слушает, одновременно с Вами разговаривают в полный голос, спят и поворачиваются к Вам спиной.
В чём же дело? Ведь лекция такая интересная, Вы так старались, а Вашей аудитории просто наплевать! Всё достаточно просто, нужно только разобраться в том, что такое лекция. Лекция это способ донести информацию до слушателей. Изобретена лекция была в древнем мире, когда книги как источник информации были чрезвычайно дороги, и не вся полезная и новая информация в них записывалась. И тогда ничего не оставалось заинтересованным людям прийти на лекцию, внимательно её послушать, задать лектору вопросы, ведь другого шанса получить информацию нет. Но в современном мире информация стала легко доступной. Это и классические печатные книги, электронные книги, архивы научных статей. Практически на все вопросы можно получить ответ из Интернет. На сегодня для лекций осталась одна ниша: донесение новейшей, ещё не опубликованной информации из первых уст.
Таким образом всё становится на свои места: Вы не являетесь первоисточником информации; плюс заинтересованных лиц в аудитории, как Вы уже знаете, не так много, иногда вообще нет. Вот и превращается лекция в абсурдный монолог на фоне студенческой болтовни.
Так как лекции являются неотъемлемой частью учебного плана, а студенты должны на них ходить, то, к сожалению, Вы не можете их не читать, или разрешить студентам их не посещать. Рано или поздно к Вам на лекцию придут с проверкой из деканата или ректората, и горе Вам, если Вас не обнаружат в аудитории, или студентов по мнению проверяющих окажется мало. Здесь очень трудно что-то посоветовать. Очередной диссонанс: наличие требований и невозможность их реализовать.

Можно пойти по пути выбора из двух зол меньшего: разрешите, кому не интересно и безразлично, не ходить на Ваши лекции, неофициально, на их страх и риск. Пообещайте не наказывать за пропуски лекций, но в журнал продолжайте заносить в том числе и в журнал старосты группы, обязательно (!).

Это Ваша защита на случай нечистоплотных элементов, попытающихся Вас обвинить в том, что Вы плохо их научили. (Самый верный способ защитится от таких атак, это контролировать посещаемость. И если студент пропускал занятия, то он теряет право утверждать, что Вы плохо работаете.) Те, кто трясутся за свою посещаемость, скорее всего продолжат ходить, ну может через раз. Но часть незаинтересованной аудитории всё-таки отсеется. Далее, отрегулируйте качество подготовки к лекции в зависимости от аудитории. Если аудитория слабая, то зачастую достаточно информации из Википедии.

Разбавьте лекцию большим количеством изображений, говорите меньше и медленней. Не пытайтесь перекричать говорунов. Обычно самые заинтересованные в лекции сидят на первых двух рядах, вот для них и говорите, и на них смотрите, а на остальных не обращайте никакого внимания. Тут есть один подмеченный психологический момент: заинтересованные студенты садятся на те места, куда смотрит лектор, а остальные аккумулируются подальше. Например, если лектор всегда смотрит на правую половину аудитории, то рано или поздно слушатели будут садится именно туда. Ещё хороший метод борьбы с болтовнёй — на время многозначительно умолкать, пока аудитория не притихнет. Правда это не надолго, но напоминать о себе, ради уважения к самому себе, нужно.
Ну и последнее: будьте терпеливы, не позволяйте себе срываться и кричать в раздражении на неслушающую Вас аудиторию, настройтесь благостно и относитесь к происходящему с юмором. 

Опоздания

Сами по себе незначительные опоздания безобидны. Вот даже высокие особы иногда позволяют себе это. Всё потому, что иногда действительно можно прийти попозже, ничего не потеряв. Но в случае с занятиями уже не всё так просто. Ещё раз повторю: проблема не в опоздании как таковом, а в том, что они дезорганизуют.
Если Вы разрешите студентам опаздывать, то постепенно количество опаздывающих превзойдёт все мыслимые пределы. А однажды Вы можете оказаться в аудитории один!
Отдельная проблема — опоздания на лекцию. Это очень сильно мешает читать оную. Как Вы знаете, есть такая штука как поток сознания, так вот лектор во время чтения лекции входит в поток, а опоздавшие его вырывают из него. Если опоздавших много, это просто начинает раздражать, и лекция может сорваться.
В принципе, можно вообще запретить опаздывать на свои занятия, особенно на лекции. Но вспомните себя: прождали трамвай полчаса, перенервничали, а Вас ещё и не пустили… В общем, немного бесчеловечно. Я применял правило 20 минут, о котором я узнал от одного из своих преподавателей в университете. Заключается оно в следующем: если студент опоздал более чем на 20 минут, он не допускается на лекцию, если меньше, то ожидает наступления 20 минут от начала лекции и может зайти в аудиторию. Есть тут конечно побочный эффект: некоторые студенты начинают приходить к этим самым 20 минутам каждый раз.
Ну, и сами-то не опаздывайте по возможности. Во-первых, пример плохой; во-вторых, подлая студенческая натура использует этот факт против Вас.

Профессия учитель: все, что нужно знать

Сразу стоит оговориться: речь о глобальной учительской работе без разделения на педагога и учителя. Поскольку в первую профессию традиционно вкладывается более широкий смысл. Педагог — это и тренер, и воспитатель детского сада, и репетитор, и преподаватель, например, танцев. Учителя же, согласно общему определению, работают только в школе — становятся первыми наставниками для младших классов или так называемыми предметниками (ведут дисциплины в школах, лицеях, колледжах, техникумах и т. д.).

Основной пул обязанностей:

  • планирование учебной программы;
  • объяснение нового материала;
  • контроль усвоения знаний;
  • консультации учащихся и их родителей по образовательным техникам, приемам, способам разбора сложных материалов, домашней учебной работе, подбору книг и методичек;
  • проверка учебных работ;
  • классное руководство;
  • оценка творческого потенциала детей и помощь в его раскрытии;
  • формирование системы ценностей и качественной личности учеников;
  • развитие интереса к своему предмету или обучению в целом (крайне важная функция);
  • объяснение социальных, политических, природных и других явлений окружающего мира подопечным;
  • разработка и внедрение эффективных образовательных программ;
  • анализ индивидуальных особенностей детей с целью подбора для них наиболее эффективных методик учебы;
  • оформление текущей документации — от отчетов по освоению программ до классных журналов, ведомостей и других документов (работы с бумагами примерно столько же, сколько с детьми, это нужно понимать).

Список можно продолжать с учетом специализации, занимаемой должности и других особенностей работы. В плане обязанностей это одна из самых наполненных профессий.

Специализации

Педагогическая деятельность включает много направлений. Наиболее востребованные специализации для будущих педагогов:

  • Учитель младших классов — первый наставник малышей после родителей и родственников. Занимается в большей степени социальной адаптацией учеников, становлением их личности. Такому специалисту желательно освоить соответствующую специальность в университете, поскольку работа с детьми 7−10 лет имеет свои особенности.
  • «Предметник» или учитель средних и старших классов. Прийти в профессию можно и из другой специальности: филолог может преподавать литературу и русский, переводчик — иностранный язык. Для смены профиля обычно достаточно курсов профессиональной переподготовки.
  • Педагог-психолог. Его еще называют социальным педагогом или тьютором. Этот человек не только занимается социальной адаптацией детей, но и разбирает их внутриличностные, а иногда и семейные проблемы. Он помогает справиться с высокой нагрузкой ребенку, который испытывает сложности в новом обществе.
  • Тренер — учитель физической культуры. Практикует и разрабатывает оздоровительные программы для укрепления маленького организма, следит за нормальным физическим развитием детей, выявляет молодые таланты.
  • Педагог дополнительного образования — репетитор. Занимается с детьми, которые по разным причинам отстают в освоении предмета или хотят подготовиться к ответственным испытаниям.

Важные личные качества будущего педагога

Главное качество, без которого практически невозможно состояться в профессии, — любовь к общению с детьми. В этом плане учительство — это действительно призвание, а стремление общаться с маленькими членами социума становится почти потребностью.

Причем некоторые качества нужно уметь совмещать, не допуская «перегибов» в ту или другую сторону. В частности, специалист должен быть тактичным и терпеливым, но требовательным, оригинальным и даже артистичным, но авторитетным. В профессии важен энтузиазм — умение по-настоящему увлекаться своим делом. А еще — самоуважение, стремление к росту, самоанализ, ораторские способности и навыки организатора.

Нагрузка

Средняя аудиторная нагрузка на ставку 900 часов. При равномерном распределении часов на весь учебный год это где-то по четыре-пять дней по две-четыре пары. Рабочая же неделя преподавателя шесть дней. Думаете остальные часы и дни Вам достались даром, и можете в них делать что хотите? Хоть отдыхать, хоть работать ещё где-то?

Это не так. Кроме непосредственно проведения занятий Вы должны готовиться к лекциям, писать конспекты, методички. Проверять курсовые проекты и работы, контрольные работы. А ещё есть такая страшная вещь как Полный Методический Комплект, коротко ПМК. Это такая папка на каждый предмет, в которой должны лежать документы, подготовленные по стандартам министерства и вуза, и эти документы будете оформлять и наполнять информацией Вы!

Эти папки будут периодически, несколько раз в год, проверяться разными комиссиями, и если будут обнаружены недостатки, а они обязательно обнаружатся, то Вы не только будете наказаны, но ещё будете их исправлять. А по прошествии небольшого количества времени Вам придётся всё переделывать, потому что изменились стандарты и шифры, или даже всё выбросить, потому что такого предмета больше нет, и начать с нуля, потому что на голову упал совершенно новый предмет, раннее не существовавший в природе. А теперь умножьте всё это на количество разных предметов, которые Вы будете вести (обычное явление, когда один преподаватель ведёт от пяти до десяти разных предметов)…

Вполне вероятно, что по финансовым соображениям Вы будете работать более чем на ставку. А значит на отдых времени будет оставаться меньше. А за работу над проектами или по профессии вообще забудьте. Выспаться бы…

Вариант 2: курсы

Курсы переподготовки существуют по всей стране. 

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки в Москве предлагает интенсивную программу переподготовки объемом 280–520 часов (1,5–3,5 месяца). После ее прохождения получите квалификацию «учитель». 

Российский университет дружбы народов в Москве организует курсы длительностью 6 месяцев (600 часов). Очно-заочная программа рассчитана на учителей начальной и средней школы без педобразования. Есть среди программ дополнительного профобразования в РУДН и более узкие специализации. Объем от 260 до 1 400 часов – зависит от того, какой предмет хотите преподавать.

Алтайский государственный педагогический университет в Барнауле предлагает обучение на очно-заочных курсах продолжительностью 6–12 месяцев и объемом от 280 до 1 100 часов.

Амурский областной институт развития образования поможет освоить очно-заочную программу профпереподготовки объемом 256–360 часов. 

Можно обратиться в Санкт-Петербургскую академию постдипломного педагогического образования. Если вы владеете английским на уровне не ниже В1 и имеете высшее непедагогическое образование, то за 516 часов очно-заочного обучения станете дипломированным учителем английского. А для будущих преподавателей математики или физкультуры обучение здесь лишь очное. Потенциальным учителям русского языка проще: очно-заочные курсы у них длятся 252 часа. Те, кто хочет стать преподавателем информатики или физики, должны пройти 252 часа очной подготовки.

Факультет педагогического образования Московского государственного университета им. Ломоносова организует очно-заочные курсы объемом 1 404 часа и длительностью 1–2 года. 

Институт непрерывного образования Московского государственного педагогического университета предлагает программы профподготовки. Объем подготовки и там, и там составляет 504 часа.

Плюс заочных курсов в том, что они дают (пусть и не на 100 %) возможность сразу начать работу учителем. Для этого нужно поступить на курсы переподготовки и принести в школу справку о начале обучения. Если в школе дефицит кадров по вашей специальности, администрация может взять вас на работу. 

Важно: какие бы курсы (очные или заочные) вы ни выбрали, документ о высшем образовании для работы в школе обязателен. 

Педагогическое высшее образование: заочная форма

Как уже было упомянуто выше, выучиться на преподавателя можно как очно, так и заочно. Эту форму часто выбирают желающие совмещать работу с учебой, молодые мамы или взрослые люди, получающие второе заочное образование. Конечно, у студентов-заочников отсутствует полноценная студенческая жизнь, но эта форма имеет и свои преимущества:

  • стоимость обучения ниже, чем на дневной;
  • студент может сам распоряжаться свободным временем: посвятить его работе, семье, любимому хобби;
  • акцент на изучение профильных дисциплин;
  • не нужно переезжать в другой город на весь период обучения, достаточно несколько раз в год приезжать на сессии.

В последние годы заочное обучение все чаще комбинируется с дистанционным. Это учеба посредством сети Интернет. Поэтому необходимость в частых установочных сессиях постепенно отпадает. Лекции можно слушать онлайн.

Среди российских вузов, предлагающих слушателям заочное обучение:

  • Московский городской педагогический университет;
  • Зарайский педагогический колледж Государственного специально-гуманитарного университета;
  • Оренбургский Государственный Педагогический Университет;
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов;
  • Томский Государственный Педагогический Университет.

Единственный документ, который нельзя получить заочно – диплом преподавателя иностранных языков. Это объясняется тем, что очень тяжело научиться говорить на чужом языке самостоятельно, приезжая на сессии пару раз в год. Нужна постоянная разговорная практика, постановка произношения, разъяснение грамматических правил и многое другое. Редко кому удается сделать все это дома.

В таком случае альтернативой заочному обучению является вечернее, во второй половине дня. По профильным предметам студенты изучают материал в том же объеме, что и очники. Сокращается программа второстепенных дисциплин, которые можно освоить без помощи наставника, отсутствует физкультура. У тех, кто учится после обеда, обычно 2 или 3 пары. Такую учебу можно, при желании, совмещать с работой в первой половине дня.

Как трансформировать знания в обучающий продукт?

Площадок, где можно поделиться знаниями, становится все больше — это конференции, онлайн- и офлайн школы и проекты дополнительного образования, вузы и т.д. Вас могут позвать коротко выступить в формате «печа-куча» или на TED, а могут предложить сделать учебное занятие. Обсудим подробнее последний случай.

Предположим, что вас позвали провести один урок на долгосрочном курсе — воркшоп на целый день. Перед тем, как бросаться готовить слайды презентации, нужно сделать несколько важных шагов:

Сверьте с организаторами и кураторами учебные цели программы в целом, и вашего урока в частности

Важно, чтобы ваш контент был синхронизирован с другими занятиями.

Пропишите для себя подробнее — что узнают, начнут делать и даже почувствуют студенты после вашего занятия? Какие основные мысли вы хотите донести? Эти цели станут основой для тематических блоков.

Исследуйте аудиторию. Уточните, какой у них бэкграунд, какие ожидания, какой уровень знаний

Важно: подумайте о студентах не только с точки зрения знаний и навыков — поставьте себя на их место и подумайте, как бы вы хотели изучить эту тему, какая информация и какие форматы работы помогли бы вам лучше всего?

В итоге вы должны понять, где люди сейчас, а также куда и как вы их хотите привести.

Научная работа

Первое что хочу сказать: не знаю ни одного преподавателя, который бы написал диссертацию, работая преподавателем одновременно. Или по другому: знаю несколько преподавателей, которые не учились в очной аспирантуре, а сразу после окончания университета пошли работать преподавателем, и ни один из них не смог написать и защитить диссертацию! И это всё не бездарности какие, просто физически это невозможно. И это понятно из всего выше сказанного. Ведь для того, чтобы создавать что-то новое, мозг и тело должны быть отдохнувшими, но работа преподавателем это не предполагает.
Второе, в вузах практически отсутствуют условия для серьёзной научно-исследовательской работы. Зачастую нет оборудования, приборов, помещений, элементной и сырьевой базы. Всё что Вы будете делать, будет делаться за Ваш счёт и в Ваше личное время.

Зарплата

Зарплата — узкое место работы преподавателем. Работа на то и работа, чтобы приносить доход, и этого дохода должно хватать на то, чтобы Вы могли не только себя содержать, но и свою семью, и желательно, родителей. И что-то даже должно оставаться. Но про зарплату преподавателя этого сказать никак нельзя!

Усугубляет ситуацию то, что молодые преподаватели берутся на должности ассистента, преподавателя или старшего преподавателя. Чаще всего достаётся на первые несколько лет должность ассистента, зарплата которого сравнима с минимальным размером оплаты труда, зачастую меньше минимальной пенсии, и точно недостаточна для элементарного выживания. Выход? Сидеть на шее у родителей или работать больше, например, на две ставки. Но даже когда Вы защитите диссертацию и Вам дадут должность доцента, Вы всё-равно будете получать зарплату на грани выживания. Но и это произойдёт лишь через много лет. Так стоит ли шкурка выделки? Я уж не говорю о том, чтобы дорасти до профессора.

Порядок приема на работу

Как устроиться учителем в школу в Москве? Быть готовым к постоянным собеседованиям. Редко кому удается после первого же разговора с директором трудоустроиться

Нужно обратить внимание на следующее.

  1. Добиваться встречи не только с отделом кадров, но и напрямую с руководителем образовательного учреждения.
  2. Показать себя компетентным специалистом. Так, собеседование может быть нестандартным: вопросы по способности поддерживать дисциплину во время уроков педагогическими методами, даже мини-опрос на знание предмета (особенно, если директор сам преподает эту дисциплину).
  3. Быть уверенным, но не напористым. Позиционировать себя как человека, готового к работе с детьми не по необходимости, а по призванию.

Первое впечатление на собеседовании самое важное. Но, получив работу, нужно подкреплять практически все сказанное на встрече с руководством

Кто такой эксперт?

Вокруг этого термина идет много споров, и однозначного ответа тут нет. Но есть несколько ключевых признаков, по которым можно определить эксперта:

  • в «Теории и практики» ценятся как теоретики, так и практики, но опыт все же первичен — именно лично наработанные успехи и ошибки позволяют находить инсайты, расширять и углублять знания в своей сфере;
  • непрерывное развитие и осознанность гораздо важнее, чем количество лет стажа как такового. Можно проработать 20 лет на одном месте и не расти, но если вы постоянно учитесь, ищете профессиональные челленджи и рефлексируете — вы усиливаете свою экспертизу;
  • широта кругозора и наличие разных кейсов как из вашей предметной области, так и (желательно) из смежных позволят вам видеть и демонстрировать своей аудитории связки и выводы на более высоком, системном уровне.

Но если вы собрались заниматься преподаванием, то перечисленных выше характеристик мало — у вас еще должно быть достаточно времени и энергии, чтобы не только проводить занятия и выступать, но и качественно к ним готовиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector