Можно ли стать логопедом, если у вас уже есть образование по другой специальности, и как это сделать?

Содержание:

Какое образование необходимо иметь для работы логопедом?

Какое образование у логопеда котируется на рынке труда? Ответ однозначен: педагогическое. Логопед на базе педагогического образования имеет право работать как с детьми, так и со взрослыми.

Среднее образование по направлению «Логопедия» в России не дают, так что колледжи и училища, куда идут уже после девятого класса, отпадают.

Можно получить образование в вузе (на соответствующей кафедре факультета дефектологии или специальной педагогики) очно, либо заочно. Это займет от двух до четырех лет.

Другой способ – переподготовка. Она быстрее и дешевле, чем обучение в вузе (в зависимости от учебного центра – в среднем до 1 300 часов), но также подойдет только тем, у кого уже есть высшее педагогическое образование.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Сайт: https://niidpo.ruТелефон: 8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11Стоимость: курс проф. переподготовки — 17298 р., курсы повышения квалификации — 1760-4900 р.

Курс проф. переподготовки: Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы»

Квалификация: «Учитель-логопед (логопед)». Продолжительность обучения: 620 ч., 24 недели.

В программу входит изучение следующих разделов:

  • Основы специальной психологии и педагогики
  • Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей
  • Развитие речи в норме и недоразвитие речи
  • Основы логопедии
  • Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
  • Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания
  • Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания
  • Нарушения письменной речи
  • Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
  • Формы логопедической работы с детьми
  • Взаимодействие логопеда и родителей в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи

Кем вы сможете работать после получения доп. образования:

  • В образовательных учреждениях: логопед в детском саду (логопедические группы), на дошкольном логопункте, на школьном логопункте, в специальной коррекционной школе 5 вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
  • Частная практика
  • Здравоохранение: в логопедическом кабинете поликлиники, в реабилитационной центре, стационаре
  • Социальная сфера: логопед в интернате, психоневрологическом санатории

Что входит в стоимость программы:

  • Лекции от преподавателей (текстовые и видеолекции)
  • Тестирование после каждой дисциплины
  • 30 практических заданий и кейсов
  • Общение с преподавателями
  • Более 15 видов схем анализа, конспектов, алгоритмов проведения занятий
  • Диплом о профпереподготовке после успешного прохождения итогового тестирования

Направления повышения квалификации для специалистов в области логопедии:

  • Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (144ч)
  • Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы (108ч)
  • Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (108ч)
  • Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков (144ч)
  • Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста (210ч)
  • Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда (36ч)
  • Афазия. Содержание работы логопеда по восстановлению речевых функций (36ч)
  • Заикание (логоневроз) у детей и подростков. Содержание работы логопеда (36ч)
  • Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (36ч)
  • Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета (108ч)
  • Дизартрия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
  • Ринолалия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
    и другие программы

Организационный план

Как правило, большинство родителей предпочитают время приема после 16 часов: вам придется подстроиться под их график. Многие предлагают скидки в утренние часы. Также имеет смысл сделать субботу рабочим днем: многим родителям удобнее водить детей в выходные. 

Рабочий штат

Чаще всего начинающие специалисты открываю кабинет для себя и работают там самостоятельно. Но вы можете снять один кабинет как на несколько логопедов, так и на врачей смежных специальностей (например, дефектологов). 

Вам потребуется уборщица, а при большом потоке заказов – администратор. Если вы регистрируете ИП, потребуется также бухгалтер на аутсорсе. 

История специальности

Название профессии произошло от греческих слов logos и paideia, что означает «воспитание речи». Первые попытки корректировать нарушение способности говорить предпринимались еще в древности, но зафиксированы были только в XVII веке в работах по сурдопедагогике. Тогда расстройства речи рассматривались как медицинская проблема.

И лишь в 1930-е годы с развитием научной мысли пришло осознание того, что дефекты говорения связаны не только с проблемами артикуляционной мускулатуры или дыхания, но и с психологией личности. Основой современной науки «о воспитании речи» являются педагогика, физиология, языкознание и психология, а массово логопедов в вузах начали учить в середине XX века.

Известные представители профессии

Левина Роза Евгеньевна
Советский педагог, психолог
Самым крупным достижением является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления.
Подробнее

Ляпидевский Сергей Семенович
Русский учёный в области логопедии.
Большое значения имеют его исследования посвящённые изучению и коррекции людей страдающих заиканием. Он участвовал в создании естественнонаучных основ воспитания и обучения детей с нарушениями речи, изучал вопросы дифференциальной диагностики, детской психопатологии и невропатологии.
Подробнее

Где можно выучиться на дефектолога?

В АНО ДПО «ВГАППССС» на дистанционных* курсах профессиональной переподготовки. Диплом, который вы получите после выпуска, даст вам возможность трудоустроиться и работать по новой профессии.

В первую очередь нужно выбрать направление — логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика или олигофренопедагогика. Просмотрите наш список программ профпереподготовки по дефектологии — там вы найдете курсы, после окончания которых получите нужную квалификацию. Также у нас есть отдельный перечень курсов по логопедии — изучите его, если вас интересует это направление.

Разберем несколько вариантов:

  • Вы можете выучиться на логопеда и получить дополнительную квалификацию дошкольного педагога-дефектолога. В результате вы сможете работать не только с детьми, у которых есть нарушения речевого развития, но также со слабовидящими, слабослышащими дошкольниками, детьми с расстройствами аутистического спектра и пр.

  • Курсы по олигофренопедагогике подготовят вас к работе с детьми с умственной отсталостью. Вы узнаете тонкости их психологии, обучитесь проверенным приемам и техникам работы, сможете проводить диагностику и составлять индивидуальные планы развития и обучения.

  • На курсах по тифлопедагогике вы узнаете, как научить слабовидящих детей эффективно использовать остаточное зрение, как помочь слепым стать мобильнее, как подготовить учеников к безопасной самостоятельной жизни.

  • Окончив программу по сурдопедагогике, вы будете знать, как диагностировать нарушение слуха, какими техническими средствами можно компенсировать это нарушение, как обучить речи ребенка, который родился глухим.

Если вам трудно решить, куда пойти учиться, оставьте заявку на консультацию. Специалист приемной комиссии свяжется с вами, уточнит, какими навыками и знаниями вы уже обладаете, спросит о ваших предпочтениях и планах на будущую карьеру и поможет выбрать подходящую программу.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Где работают логопеды?

Традиционные места работы логопедов:

  1. детсады;

  2. медицинские учреждения;

  3. центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции;

  4. дома ребенка;

  5. частные логопедические кабинеты.

Логопеда в сфере образования принято называть учителем-логопедом, в медицине – просто логопедом. График работы определяет организация, где трудится специалист. Обычная ставка учителя-логопеда – 20 часов в неделю. На свободный график работы могут рассчитывать только те, кто ведет частную практику. В основном такие логопеды принимают пациентов на дому.

От того, где вы собираетесь работать, напрямую зависит способ освоения профессии. Работать в учебном учреждении можно после получения диплома о переподготовке. Логопед в школе, как и логопед в детском саду, имеет дело в основном со здоровыми ребятами, которые неправильно выговаривают отдельные звуки – им требуется не лечение, а лишь коррекция произношения.

А вот логопед в медицинском учреждении, работающий с отстающими в психическом развитии детьми и людьми, перенесшими инсульт или черепно-мозговую травму, обязан иметь соответствующий сертификат врача.

Перспективы профессии

К сожалению, в последнее десятилетие прогрессирует неутешительная тенденция: постоянно увеличивается количество детей, имеющих разного рода проблемы с устной и письменной речью. Дефекты становятся все более сложными и труднее поддаются коррекции. Так что в ближайшее время логопеды, как это ни печально, без работы не останутся.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия логопед подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Когда нужен специалист?

Не всегда родителям ясно, уже пришло время обратиться к профессионалу или ребенок развивается нормально, логопед-дефектолог не требуется. Как говорят специалисты, следует направить чадо на коррекцию, если к этому есть показания, с самого раннего возраста. К логопеду записывают с трех лет. Разница во времени объясняется особенностями конкретного состояния, наличием отклонений (нарушение слуха, зрения и прочее).

Планируя направить чадо к дефектологу, важно сделать это вовремя – лучше раньше, чем позже. Получая в вузе квалификацию, логопед-дефектолог усваивает твердо – работу нужно начинать уже тогда, когда расстройство точно диагностировано

Речевые умения у малыша развиваются постепенно, совершенствование происходит шаг за шагом. Чтобы ребенок начал говорить, он нуждается в сформированном речевом аппарате, зрелых центрах в мозговой коре. Важное условие – нахождение в обществе. Это не позволяет логопеду начинать работу раньше достижения пациентом трехлетнего возраста – только к этому времени все предпосылки окончательно готовы. Если до достижения 3 лет видно, что ребенок сильно отстает, необходимо обратиться в комиссию за подбором дефектолога – вероятно, сперва это будет не логопед, а специалист смежной квалификации.

Кто такой логопед?

Логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Логопед обладает специальными навыками обучения, тренировки и лечения пациентов, у которых нарушено произношение отдельных букв или звуков, слогов, слов или целых предложений и фраз. Более того, данный специалист информирует пациентов о методах раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего возраста, что позволяет предотвратить развитие некоторых речевых дефектов, а при их наличии своевременно провести необходимую коррекцию.

Для того чтобы стать логопедом, не обязательно оканчивать медицинское высшее учебное заведение (ВУЗ), то есть, не обязательно быть врачом. Логопеды обучаются в педагогических ВУЗах или на педагогических факультетах, где изучают основы формирования речи и методы коррекции, связанных с этим, нарушений. Более сложными нарушениями устной и письменной речи занимается специалист с медицинским образованием, который сможет установить связь дефекта речи с перенесенными травмами, заболеваниями, а также направит на инструментальную диагностику и консультации других специалистов.

Когда нужен специалист?

Не всегда родителям ясно, уже пришло время обратиться к профессионалу или ребенок развивается нормально, логопед-дефектолог не требуется. Как говорят специалисты, следует направить чадо на коррекцию, если к этому есть показания, с самого раннего возраста. К логопеду записывают с трех лет. Разница во времени объясняется особенностями конкретного состояния, наличием отклонений (нарушение слуха, зрения и прочее).

Планируя направить чадо к дефектологу, важно сделать это вовремя – лучше раньше, чем позже. Получая в вузе квалификацию, логопед-дефектолог усваивает твердо – работу нужно начинать уже тогда, когда расстройство точно диагностировано

Речевые умения у малыша развиваются постепенно, совершенствование происходит шаг за шагом. Чтобы ребенок начал говорить, он нуждается в сформированном речевом аппарате, зрелых центрах в мозговой коре. Важное условие – нахождение в обществе. Это не позволяет логопеду начинать работу раньше достижения пациентом трехлетнего возраста – только к этому времени все предпосылки окончательно готовы. Если до достижения 3 лет видно, что ребенок сильно отстает, необходимо обратиться в комиссию за подбором дефектолога – вероятно, сперва это будет не логопед, а специалист смежной квалификации.

Факты о профессии

Здесь постараемся подробно рассказать, чем занимается логопед и что входит в круг его компетенции.

Начнем с того, что этот специалист осуществляет коррекцию дефектов речи, как у детей, так и у взрослых. Причем, для тех и других методика работы будет значительно отличаться.

Основная масса пациентов страдает проблемами с устной речью, то так же встречаются и те, кто не в ладах и с письмом.

Логопед может исправить такие недостатки, как:

  • Заикание;
  • Картавость;
  • Проявления шепелявости и многие другие причины.

Среди логопедов существуют специалисты, которые имеют широко-профильное назначение, а так же те, кто занимается узкой специализацией.

Где можно пройти обучение на логопеда?

Отучиться на логопеда или логопеда-дефектолога — это не самая простая задача. Нельзя пройти краткие курсы и стать логопедом, необходимо высшее профильное образование.

Направление подготовки

Направление подготовки, которое нужно искать в вузах, называется «Специальное (дефектологическое) образование» (кодировка – 04.03.03). Обучаясь на этой специальности, первые курсы студенты обычно глубоко погружаются в общие медицинские и психологические дисциплины, а затем — в узконаправленные. Если вы планируете погрузиться в дефектологию, то придется пройти курсы повышения квалификации.

Вузы

Так как педвузов в нашей стране немало, то и возможность выучиться на логопеда есть во многих городах России.

Москва:

  • Московский институт психоанализа
  • Государственный гуманитарно-технологический университет
  • Московский педагогический государственный университет
  • Московский государственный областной университет
  • Российский новый университет
  • Институт государственного администрирования
  • Московский городской педагогический университет
  • Московский государственный психолого-педагогический университет 
  • Московский психолого-социальный университет 
  • Московский социально-педагогический институт  

Санкт-Петербург:

  • Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
  • Институт специальной педагогики и психологии им.Рауля Валленберга

Необходимые ЕГЭ

  • Обществознание
  • Русский язык
  • Биология

Как поступить в медицинский институт на бюджет в Москве?

02 апр

41444

22

Читать позже

Хочу стать профессионалом!

Чтобы получить соответствующую квалификацию, знания и навыки, необходимо выбрать место, где учиться. Логопед-дефектолог – специализация, на которую обучают в нескольких учебных заведениях нашей страны. Во многом качество будущего специалиста зависит от учреждения, в котором человек получает образование. Так, традиционно считаются престижными расположенные в центральном регионе вузы, но количество мест ограничено, поэтому учиться здесь может далеко не каждый. Преимущественно на логопедов готовят в педагогических университетах.

Планируя получить образование, можно поступить в Уральский ГПУ или Ленинградский имени Пушкина. Обучение логопедов-дефектологов практикуется в Магнитогорском, Челябинском, Тюменском и Курганском госуниверситетах. Можно поступить в Ивановский ГУ, Первый медуниверситета имени Павлова в Санкт-Петербурге или РГПУ имени Герцена. Учатся на логопеда-дефектолога в вузах в Москве – в Институте психоанализа, МГППУ, Городском педуниверситете, Педагогическом госуниверситете.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.

Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.
Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
Тактичность

Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

Диагностика и лечение

Работа специалиста начинается с консультации.

От родителей требуется рассказать, как проходила беременность, были ли осложнения во время родов

Важно знать заболевания ребенка, особенно по части неврологии. Также родители описывают поведение малыша дома, в саду, в гостях, на улице

Рассказывают об особенностях поведения, имеющихся отклонениях.

На втором этапе специалист приступает к диагностике пациента.

Оцениваются интеллектуальные способности, речь, способность к восприятию новой информации. Психолог смотрит, как ребенок реагирует на раздражители, как справляется с эмоциями. Общение происходит с родителями и без них, что позволяет увидеть или исключить одну из причин задержки развития — страх.

Затем составляется индивидуальная программа коррекции.

Она включает работу с дефектологом и обучение в домашних условиях. По необходимости, ребенка направляют на дополнительное обследование и консультацию с врачами.

Психолог-дефектолог не имеет медицинского образования, поэтому не может назначать медикаменты и физиотерапевтическое лечение. Специалист занимается компенсированием недостатков. Занятия проводятся в игровой форме в непринужденной обстановке, чтобы заинтересовать ребенка.

Есть несколько педагогических методик, позволяющих развивать способности детей. К ним относится песочная терапия, томатис-терапия, упражнения с карточками, пазлами, конструкторами.

Какие нарушения подлежат коррекции?

  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Проблема психологического характера, проявляющаяся раздражительностью, агрессией, плохой концентрацией внимания и памятью. Ребенок отказывается от учебы и общения со сверстниками, не умеет просить, разговаривает криком.

  • УО (умственная отсталость). Может быть врожденной или приобретенной. В большинстве случаев носит психологический характер, поэтому подлежит коррекции. Диагностируется по нестандартному поведению, замедленному развитию, плохой памяти.

  • РДА (ранний детский аутизм). Врожденное заболевание, связанное с неправильным развитием головного мозга. Проявляется отсутствием интереса к играм, склонностью к повторяющимся действиям.

  • ДЦП (детский церебральный паралич). Сложное заболевание с физическими и умственными отклонениями. Требуется поддерживающая терапия, направленная на обучение основным навыкам — читайте подробнее в статье.

  • ЗРР (задержка речевого развития). Заболевание, характеризующееся плохим словарным запасом, неправильным произношением звуков.

Если ваш ребенок нуждается в помощи дефектолога, то на нашем сайте вы можете самостоятельно найти специалиста. В анкете кандидата указано образование, опыт работы, методы лечения, стоимость.

Личные качества логопеда

Мотивация и психологическая готовность работать с детьми, у которых отмечаются проблемы в развитии
Важно, чтобы педагогика и логопедия входили в сферу ваших интересов, формировали ваше профессиональное самосознание.
Эмпатия – способность сопереживать другому человеку в процессе общения и взаимодействия, эмоционально отзываться на его чувства.
Педагогический такт – чувство меры, умение в любой рабочей ситуации держаться достойно.
Педагогическая зоркость – способность фиксировать существенные моменты в развитии ребенка, предвидеть перспективы, отслеживать динамику.
Педагогический оптимизм – способность акцентировать внимание на возможностях и сильных сторонах ребенка, верить в результативность специального образовательного процесса, в способности каждого ученика.. Также обязательными для логопеда качествами являются стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, умение отключаться от рабочих задач, чтобы избежать профессионального выгорания
Важно быть аккуратным, ответственным, усидчивым, ведь на любом месте работы придется работать с большим объемом документов (включая планы, речевые карты, журналы, диагностические таблицы и т

д.)

Также обязательными для логопеда качествами являются стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, умение отключаться от рабочих задач, чтобы избежать профессионального выгорания

Важно быть аккуратным, ответственным, усидчивым, ведь на любом месте работы придется работать с большим объемом документов (включая планы, речевые карты, журналы, диагностические таблицы и т. д.)

Где найти опытного логопеда?

Залог стремительного и эффективного развития ребенка – грамотно выбранный логопед, за спиной которого годы опыта и десятки отзывов. В «Центре восстанавливающей медицины» работает специалист с большим стажем и беспрерывным развитием в своем деле. Среди наших клиентов не только дети, но и люди, пострадавшие от инсульта и тяжелых черепно-мозговых травм.

Здесь вам и вашему ребенку помогут забыть о любой проблеме: задержка развития, нарушение последовательности звуков, заикание. Кроме серьезных психофизических нарушений, педагоги-логопеды готовы взяться за ваш неэстетичный говор и неправильную дикцию.  

О стоимости приема вы можете узнать на сайте или по телефонам +7 (8552) 78-09-35, +7 (953) 482-66-62. 

Каких результатов позволяет добиться логопедия

Результат работы со специалистом напрямую зависит от сложности имеющихся проблем, особенностей развития и уровня развития психических процессов. Однако работа с логопедом позволит не только улучшить состояние ребенка, но и добиться прогресса в коррекции речевых нарушений. 

Польза посещения студии для родителей

Родителям важно понимать, что наличие речевых дефектов не пройдет само и может остаться на всю жизнь. А это определяет возможности коммуникации ребенка в последствии и качества его жизни, так как речь является основой коммуникации и социализации. . Работа логопеда связана с широким охватом психических и физических функций

Работа логопеда связана с широким охватом психических и физических функций.

Кроме того, ребенок с дефектами речи может иметь следующие проблемы в школе:

  • проблемы с письменной речью, так как если произносить слова неправильно, то и писать их тоже будет неправильно,
  • хуже усваивает материал, из-за чего успеваемость не выше среднего,
  • проблемы в изучении иностранных языков,
  • проблемы с устными предметами, такими как история, литература и прочее.

Поэтому, посещая занятия с логопедом, родители делают вклад в будущее развитие своего ребенка.

Как проходят занятия?

Сначала специалист знакомится с родителями и малышом, устанавливает контакт с ребенком, располагает его к общению. А это не всегда просто: одни детки слишком замкнуты, другие стеснительны или боятся посторонних, третьи гиперактивны, не сидят на месте.

Далее специалист проводит логопедическую диагностику:

  • выявляет способность малыша к восприятию информации, пониманию задаваемых вопросов (оценивает, как долго ребенок ищет ответ);
  • оценивает возможности словарного запаса и жестикуляции;
  • оценивает степень связности речи, количество и виды речевых ошибок;
  • выявляет проблемы с произношением – какие группы звуков страдают, в каких частях слов они произносятся дефектно и т. д.

На основании полученной информации логопед строит индивидуальный план работы с ребенком. Чаще всего это занятия 2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут.

Занятия с детьми 4 лет проводятся в форме игры и включают в себя по необходимости артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические занятия, упражнения на постановку звуков, развитие мелкой моторики, речевого дыхания и фонематического слуха, общее развитие речи.

К 5 годам такие занятия проводятся уже не только в форме игры — они готовят ребенка к тому, что скоро придется сидеть на уроках в школе и выполнять задания учителя. Поэтому в них включаются и задания на развитие интеллекта.

В логопедических играх активно используются всевозможные пособия (с картинками, раскрасками, заданиями на обведение рисунка по контуру), яркие тематические картинки, карточки, детское лото, кубики, пирамидки, игрушки или предметы, издающие звуки, детские музыкальные инструменты; невесомые бумажные фигурки птичек, бабочек; мячики, пластилин и т. д.

При этом упражнения, связанные с артикуляцией и постановкой звуков, отрабатываются обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения логопеда, сопоставлял их со своими, мог зрительно контролировать правильное выполнение.

Общее представление

Дефектология – научное направление, посвященное законам, особенностям развития детей, имеющих психические, физические отклонения, несовершенства. Наука занимается особенностями не только образования, но и воспитания такой аудитории. Специалисты, трудящиеся с детишками, призваны развить малыша, помочь ему адаптироваться в социуме, быту, учебе, получить профессию и реализовать себя в иных областях жизни.

Кроме широкопрофильного логопеда, призванного помогать при разнообразных речевых нарушениях, существуют сурдопедагоги. Такие специалисты работают с детьми, имеющими слуховые проблемы. Контингент самый разный – от тех, кто просто плохо слышит, до полностью глухих. При необходимости обучения ребенка, имеющего отклонения, отставание в развитии интеллекта, поможет олигофренопедагог. При зрительных недостатках на помощь придет тифлопедагог.

На первичном приеме специалист обследует ребенка, определяет особенности нарушений, разговаривает с родителями и уточняет обстоятельства, в которых отклонение сформировалось и развилось. По мере надобности дефектолог может посоветовать пройти дополнительные обследования, сдать анализы. Затем специалист проанализирует полученную информацию.

На каких специальностях учиться

Профессия логопеда предусматривает наличие высшего педагогического образования, после 9 класса такую специальность получить не удастся (коррекционный педагог, которым можно стать, окончив колледж, – это не логопед).

Специалистов по коррекции речи готовят вузы в рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Основные профили обучения:

  • логопедия;
  • дошкольная дефектология;
  • дошкольная логопедия;
  • логопедия и социальная психология;
  • тифлопедагогика.

Несмотря на то что логопеды получают образование в педагогических вузах (преимущественно на дефектологических факультетах), первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной – нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая и возрастная психология и многие другие. Если в планы входит работа с теми, кто перенес инсульт или черепно-мозговые травмы, в дополнение к диплому логопеда-дефектолога понадобится окончить курсы повышения квалификации.  

Какие экзамены нужно сдавать

Чаще всего требуются результаты ЕГЭ по биологии и русскому языку. Дополнительные предметы зависят от конкретного университета – это могут быть математика или обществознание. Во многих вузах также сдаются внутренние экзамены (профессиональное испытание), организовывается собеседование, проводится психологическое тестирование.

Сколько учиться

Как правило, логопедов готовят по программам бакалавриата, на которых срок обучения составляет 4 года очно и 5 лет заочно и на вечернем отделении. Обладатели дипломов психологов, педагогов или медиков могут пройти годичную профпереподготовку (около 1 000 часов) при ведущих университетах.

Подводим итоги

Резюмируя вышесказанное, ответить на волнующий вопрос «Чем отличается логопед от дефектолога?» несложно: первый учит вербальному и невербальному общению, работая над языковыми единицами (словами, словосочетаниями и т.д.), второй – нацелен на содержание этого общения. Последнее достигается расширением кругозора и адаптацией в социуме.

Теоретически логопеды и дефектологи должны работать как с группами детей, так и с каждым ребенком отдельно. Однако на практике каждый специалист настаивает на индивидуальных занятиях. Работая с одним малышом, можно учесть все его особенности. В ходе занятий главная задача – определить путь развития детской речи, дальнейшего воспитания и обучения.

Специалист оказывает помощь как ребенку, демонстрируя это в занятиях и наблюдениях за ходом общего развития, так и его родителям, предоставляя развернутые консультации и рекомендации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector