Чем занимается дефектолог и как им стать: краткий путеводитель по профессии

Как поступить на логопеда?

Для успешного поступления на логопеда необходимо выполнить ряд простых требований: наличие аттестата, который выдается после 9 или 11 класса (первый вариант подходит только для поступающих в колледжи или техникумы), успешная сдача ГИА-9 или ГИА-11 соответственно, высокие баллы при прохождении дополнительных вступительных испытаний или собеседования в учебном заведении.

Подготовку к поступлению на профессию логопеда оптимально начинать за год. Это позволит выбрать наиболее подходящее учебное заведение, подготовиться к успешной сдаче необходимых экзаменов, комфортно чувствовать себя при выполнении дополнительных вступительных испытаний или прохождении собеседования.

Особое внимание следует обратить на последние два пункта: система ГИА становится менее эффективной и объективной, поэтому учебные заведения создают свои системы оценки знаний. Поступление на логопеда на заочное отделение на базе 9 классов вряд ли будет успешным, но при наличии диплома о высшем или среднем профессиональном образовании, проблем быть не должно

Если вы планируете поступать в вуз, заочное обучение на логопеда возможно во множестве учебных заведений. Только будьте готовы, что поступить на логопеда можно по результатам сдачи ЕГЭ или вступительных экзаменов в самом вузе

Поступление на логопеда на заочное отделение на базе 9 классов вряд ли будет успешным, но при наличии диплома о высшем или среднем профессиональном образовании, проблем быть не должно. Если вы планируете поступать в вуз, заочное обучение на логопеда возможно во множестве учебных заведений. Только будьте готовы, что поступить на логопеда можно по результатам сдачи ЕГЭ или вступительных экзаменов в самом вузе.

С кем и где работают дефектологи?

Эта профессия включает в себя несколько направлений:

Сурдопедагоги работают со слабослышащими, глухими и глухонемыми детьми. Они помогают развить остаточный слух, используют дактильный и жестовый язык при обучении устной речи. Также эти специалисты работают с пациентами на этапе восстановления после кохлеарной имплантации (установки медицинского прибора, который помогает компенсировать потерю слуха).
Тифлопедагоги помогают слабовидящим детям научиться пользоваться остаточным зрением, а слепым — опираться на другие органы чувств. Специалисты обучают пациентов чтению по Брайлю, определению форм и цветов объектов и пр. Главные задачи тифлопедагога — привить ребенку навыки самообслуживания и научить его основам безопасной жизни в социуме (в частности, перемещению по городу).
Олигофренопедагоги работают с детьми с задержками в психическом развитии, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, ДЦП и пр

Также они помогают детям, у которых нет отклонений в развитии интеллекта, но есть трудности в освоении школьной программы или другие проблемы — слабая память, моторная неловкость, неспособность удерживать внимание и пр.
Логопеды специализируются на работе с детьми, у которых есть сложности с речевым развитием. Это может быть как неспособность выговаривать некоторые звуки, так и тяжелая форма заикания и даже полное отсутствие речи

Часто логопеды работают вместе со специалистами других направлений дефектологии. Дело в том, что нарушения речи встречаются у многих детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями слуха, задержками в развитии интеллекта и пр.

Вне зависимости от направления, дефектологи работают по одним и тем же базовым принципам. 

В первую очередь они проводят диагностику. Здесь действует принцип комплексного подхода: дефектолог не работает в одиночку, а прислушивается к мнению окулиста, невролога, отоларинголога, психолога и других специалистов. Результаты дефектологической диагностики обязательно сопоставляют с заключениями врачей и учителей или воспитателей.

Затем специалист выбирает направление коррекционной работы с ребенком и составляет индивидуальный план занятий, учитывая особенности возраста, характера, развития ребенка, состояние его здоровья и другие факторы

На этом этапе важно подобрать подходящие условия обучения и воспитания, сформулировать рекомендации для родителей

Только после этого педагоги-дефектологи приступают к занятиям. Чтобы обучение было эффективным, они регулярно оценивают прогресс и корректируют план. Действует принцип динамического наблюдения: он позволяет вовремя выяснять, какая мотивация больше подходит конкретному ребенку, на какие упражнения нужно сделать упор, а от каких отказаться, нужно ли искать обходной путь для освоения самых сложных тем.

Учителя-дефектологи работают в школах (как специализированных, так и обычных, если в них есть классы инклюзивного образования), детских садах и интернатах, медицинских учреждениях, благотворительных фондах, реабилитационных и психологических центрах. Также специалисты открывают частную практику и проводят индивидуальные занятия с детьми.

Кто такой дефектолог?

Дефектолог – высококвалифицированный специалист, владеющий методами и способами адаптации, обучения и воспитания детей с психическими и/или физическими недостатками. Дефектологов принято делить на две группы: тех, кто изучает, обучает и воспитывает аномальных детей, и тех, кто специализируется на коррекционной педагогике.

Название профессии произошло от латинского defectus (недостаток) и греческого λόγος (учение). Иными словами, в основе своей дефектолог изучает недостатки (происхождение, закономерности и особенности) и разрабатывает методы их коррекции. Дефектология не может похвастаться многовековой историей, поскольку долгое время детей с ограниченными возможностями либо уничтожали, либо оставляли один на один и их проблемами.

И только в начале 20 века, в результате активного развития медицины, специалисты поняли, что отклонения в умственном и физическом развитием – это еще не приговор. Таких детей можно и нужно лечить. Большой вклад в становление дефектологии внесли такие врачи и ученые, как Филипп Пинель, Жан Итар, Екатерина Грачева, Лев Выготский, Луи Брайль и многие другие.

За прошедшие годы дефектология претерпела значительные изменения: из теоретической науки, изучающей особенности развития аномальных детей, она переросла в практическое учение, направленное на разработку и внедрение эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков. Параллельно с этим профессия дефектолога разделилась на несколько узких специализаций, каждая их которых занимается определенным направлением:

  • дефектолог-логопед – изучает и старается исправить нарушения и дефекты речи;
  • дефектолог-сурдопедагог – занимается обучением и воспитанием детей с недостатками слуха;
  • дефектолог-тифлопедагог – специализируется на воспитании и обучении детей с нарушениями зрения;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог – работает со слепоглухонемыми детьми;
  • дефектолог-амблиолог – является специалистом в области адаптации и социальной реабилитации слабовидящих и слепых детей;
  • дефектолог-олигофренопедагог – занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией умственно отсталых детей.

Независимо от направления деятельности обязанности дефектолога включают в себя: осмотр ребенка, выявление нарушений, выяснение обстоятельств возникновения и развития нарушений, назначение и проведение коррекционных занятий, мероприятия, направленные на адаптацию аномальных детей в обществе, разработка программ реабилитации, проведение мероприятий по предупреждению отдельных нарушений, исследовательская деятельность, консультационные услуги и т.д.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Сайт: https://niidpo.ruТелефон: 8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11Стоимость: курс проф. переподготовки — 17298 р., курсы повышения квалификации — 1760-4900 р.

Курс проф. переподготовки: Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы»

Квалификация: «Учитель-логопед (логопед)». Продолжительность обучения: 620 ч., 24 недели.

В программу входит изучение следующих разделов:

  • Основы специальной психологии и педагогики
  • Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей
  • Развитие речи в норме и недоразвитие речи
  • Основы логопедии
  • Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
  • Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания
  • Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания
  • Нарушения письменной речи
  • Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
  • Формы логопедической работы с детьми
  • Взаимодействие логопеда и родителей в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи

Кем вы сможете работать после получения доп. образования:

  • В образовательных учреждениях: логопед в детском саду (логопедические группы), на дошкольном логопункте, на школьном логопункте, в специальной коррекционной школе 5 вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
  • Частная практика
  • Здравоохранение: в логопедическом кабинете поликлиники, в реабилитационной центре, стационаре
  • Социальная сфера: логопед в интернате, психоневрологическом санатории

Что входит в стоимость программы:

  • Лекции от преподавателей (текстовые и видеолекции)
  • Тестирование после каждой дисциплины
  • 30 практических заданий и кейсов
  • Общение с преподавателями
  • Более 15 видов схем анализа, конспектов, алгоритмов проведения занятий
  • Диплом о профпереподготовке после успешного прохождения итогового тестирования

Направления повышения квалификации для специалистов в области логопедии:

  • Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (144ч)
  • Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы (108ч)
  • Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (108ч)
  • Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков (144ч)
  • Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста (210ч)
  • Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда (36ч)
  • Афазия. Содержание работы логопеда по восстановлению речевых функций (36ч)
  • Заикание (логоневроз) у детей и подростков. Содержание работы логопеда (36ч)
  • Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (36ч)
  • Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета (108ч)
  • Дизартрия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
  • Ринолалия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
    и другие программы

Место работы и возможности карьеры

Профессиональные педагоги-дефектологи сегодня действительно востребованы в обществе. Прежде всего, они заняты воспитанием и образованием людей с нарушениями развития. Получивший высшее профильное образование выпускник вуза будет желанным сотрудником в различных заведениях социальной защиты, образования и здравоохранения. Особенно повысился статус педагога-дефектолога с повышением внимания государства к детям-инвалидам.

Работа с людьми, имеющими различные отклонения в личностном развитии, в современном обществе признана нужной и уважаемой. Реабилитационные центры и школы-интернаты для детей получают должный материальный и социальный статус. На услуги профессионального дефектолога существует стабильно высокий спрос в частных детских садах и школах, где оплата труда на порядок выше государственного сектора. Те, кто считает дефектологию лишь незначительным «придатком» серьезных дисциплин ошибаются по причине невежества.

Людей, хорошо освоивших теорию и практику дефектологии, достигающих в своей работе успешных результатов, вполне можно отнести к высокооплачиваемой категории специалистов. Опытный коррекционный педагог, как правило, имеет широкую частную практику. В этой профессии вполне можно реализоваться и в научном качестве. Занятие наукой постепенно возрождает свое общественное признание. Сфера для научно-исследовательской деятельности в этой отрасли достаточна широка.

Читайте далее:

Что нужно сдавать на логопеда после 9 класса?

Большая часть техникумов и колледжей при рассмотрении заявлений абитуриентов не выдвигает дополнительных требований.

Все, что нужно сдавать на логопеда после 9 класса – это ОГЭ в школе и собеседование в учебном заведении. Но иногда бывают исключения. В этом случае после 9 класса на логопеда нужно будет сдавать экзамены в виде тестов по биологии, русскому языку, обществознанию и математике.

Биология даёт представление об анатомии человека, основных процессах, происходящих в его теле и в природе в целом

Экзамен по русскому языку проверяет способность учащегося корректно выражать свои мысли, что очень важно для работы логопеда. Обществознание помогает представить структуру общества, работу различных его систем, жизнь отдельных социальных слоёв

Математика способствует развитию критического мышления, логики, умению находить нестандартные решения сложных задач.

Список предметов, которые надо сдавать для поступления на логопеда после 9 класса может зависеть от региона, где находится абитуриент и года его поступления.

Деятельность дефектолога: основные этапы

Все начинается с диагностики. Притом дефектолог не только работает с ребенком (проверяет концентрацию внимания, уровень интеллекта, речевые навыки, память и пр.), но также изучает информацию о течении беременности и родов. Обследование должно быть комплексным: например, некоторые задачи и упражнения нужны не столько для проверки интеллекта, сколько для изучения эмоциональной реакции.

На этом этапе дефектолог изучает результаты обследований, проведенных врачами, и объясняет родителям, к каким специалистам стоит обратиться (это может быть психолог, невропатолог, узкий специалист в конкретной области дефектологии и пр.)

После окончания диагностики нужно составить индивидуальный план занятий, подобрать комплекс упражнений. Важный пункт — рекомендации дефектолога родителям. Во многом от поведения взрослых и их способности обеспечить ребенку подходящие условия для развития зависит результат работы специалиста.

Последний этап — проведение занятий. Дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, отслеживает прогресс и корректирует план, чтобы добиться нужного результата. При необходимости он меняет длительность и частоту занятий. 

Также дефектологи консультируют участников коррекционно-образовательного процесса (родителей, педагогов и других специалистов) и просвещают население.

Где можно выучиться на дефектолога?

В АНО ДПО «ВГАППССС» на дистанционных* курсах профессиональной переподготовки. Диплом, который вы получите после выпуска, даст вам возможность трудоустроиться и работать по новой профессии.

В первую очередь нужно выбрать направление — логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика или олигофренопедагогика. Просмотрите наш список программ профпереподготовки по дефектологии — там вы найдете курсы, после окончания которых получите нужную квалификацию. Также у нас есть отдельный перечень курсов по логопедии — изучите его, если вас интересует это направление.

Разберем несколько вариантов:

  • Вы можете выучиться на логопеда и получить дополнительную квалификацию дошкольного педагога-дефектолога. В результате вы сможете работать не только с детьми, у которых есть нарушения речевого развития, но также со слабовидящими, слабослышащими дошкольниками, детьми с расстройствами аутистического спектра и пр.

  • Курсы по олигофренопедагогике подготовят вас к работе с детьми с умственной отсталостью. Вы узнаете тонкости их психологии, обучитесь проверенным приемам и техникам работы, сможете проводить диагностику и составлять индивидуальные планы развития и обучения.

  • На курсах по тифлопедагогике вы узнаете, как научить слабовидящих детей эффективно использовать остаточное зрение, как помочь слепым стать мобильнее, как подготовить учеников к безопасной самостоятельной жизни.

  • Окончив программу по сурдопедагогике, вы будете знать, как диагностировать нарушение слуха, какими техническими средствами можно компенсировать это нарушение, как обучить речи ребенка, который родился глухим.

Если вам трудно решить, куда пойти учиться, оставьте заявку на консультацию. Специалист приемной комиссии свяжется с вами, уточнит, какими навыками и знаниями вы уже обладаете, спросит о ваших предпочтениях и планах на будущую карьеру и поможет выбрать подходящую программу.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Заработная плата специалиста

Зарплата педагога в среднем несколько выше, чем у воспитателя коррекционной группы, но при этом рабочий график у них разный. Разница в финансовом плане зависит от нескольких факторов, благодаря чему можно отметить следующее:

  • В государственных учреждениях заработная плата работников несколько ниже, так как они относятся к бюджетным организациям. Частные ДОУ и школы, имеющие аккредитацию, выплачивают сотрудникам ежемесячный оклад в большем размере, однако, требования и условия могут отличаться (работа в выходные, в помещении с установленными камерами и т. д.).
  • Зарплата зависит от ставки педагога, количества групп детей, с которыми он проводит занятия.

Большинство логопедов-дефектологов имеет дополнительную нагрузку в качестве уроков с учениками, с которыми они занимаются частным образом на дому. Такая практика распространена в стране, она обусловлена необходимостью систематических коррекционных занятий с особыми детьми. Почасовая оплата за труд педагога значительно выше, чем в образовательном учреждении.

Единый Центр Подготовки Кадров

Сайт: https://ецпк.рфТелефон: +7 812 425-64-60Стоимость: курс проф. переподготовки — 5000 р., курсы повышения квалификации — 2000 р.

Курс проф. переподготовки: Дефектолог-логопед

Продолжительность обучения:  550 часов.

Целью курса является подготовка специалиста по логопедической работе, владеющего знаниями:

  • Специальной педагогики и психологии
  • Анатомии, особенностей формирования речи в норме и патологии
  • Специфики развития высших психических функций у детей с различной речевой патологией
  • Умениями проводить дифференциальную диагностику и коррекцию различных речевых нарушений, методикой их устранения и технологиями коррекции

Курсы повышения квалификации:

  • Логопедические технологии в условиях реализации ФГОС. 144 часа
  • Технологии логопедического обследования детей с нарушением речи. Формулировка логопедического заключения. 144 часа

Слушателям высылаются лекционные материалы по электронной почте. Специалисты учебного центра готовы ответить на все вопросы слушателей как во время обучения, так и в течение двух недель после завершения курса. Итоговая проверка проходит в виде тестирования.

Диагностика и лечение

Работа специалиста начинается с консультации.

От родителей требуется рассказать, как проходила беременность, были ли осложнения во время родов

Важно знать заболевания ребенка, особенно по части неврологии. Также родители описывают поведение малыша дома, в саду, в гостях, на улице

Рассказывают об особенностях поведения, имеющихся отклонениях.

На втором этапе специалист приступает к диагностике пациента.

Оцениваются интеллектуальные способности, речь, способность к восприятию новой информации. Психолог смотрит, как ребенок реагирует на раздражители, как справляется с эмоциями. Общение происходит с родителями и без них, что позволяет увидеть или исключить одну из причин задержки развития — страх.

Затем составляется индивидуальная программа коррекции.

Она включает работу с дефектологом и обучение в домашних условиях. По необходимости, ребенка направляют на дополнительное обследование и консультацию с врачами.

Психолог-дефектолог не имеет медицинского образования, поэтому не может назначать медикаменты и физиотерапевтическое лечение. Специалист занимается компенсированием недостатков. Занятия проводятся в игровой форме в непринужденной обстановке, чтобы заинтересовать ребенка.

Есть несколько педагогических методик, позволяющих развивать способности детей. К ним относится песочная терапия, томатис-терапия, упражнения с карточками, пазлами, конструкторами.

Какие нарушения подлежат коррекции?

  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Проблема психологического характера, проявляющаяся раздражительностью, агрессией, плохой концентрацией внимания и памятью. Ребенок отказывается от учебы и общения со сверстниками, не умеет просить, разговаривает криком.

  • УО (умственная отсталость). Может быть врожденной или приобретенной. В большинстве случаев носит психологический характер, поэтому подлежит коррекции. Диагностируется по нестандартному поведению, замедленному развитию, плохой памяти.

  • РДА (ранний детский аутизм). Врожденное заболевание, связанное с неправильным развитием головного мозга. Проявляется отсутствием интереса к играм, склонностью к повторяющимся действиям.

  • ДЦП (детский церебральный паралич). Сложное заболевание с физическими и умственными отклонениями. Требуется поддерживающая терапия, направленная на обучение основным навыкам — читайте подробнее в статье.

  • ЗРР (задержка речевого развития). Заболевание, характеризующееся плохим словарным запасом, неправильным произношением звуков.

Если ваш ребенок нуждается в помощи дефектолога, то на нашем сайте вы можете самостоятельно найти специалиста. В анкете кандидата указано образование, опыт работы, методы лечения, стоимость.

Социальная значимость профессии

Цель работы дефектолога – помочь ребенку с отклонениями интеллектуального или психофизического характера максимально социализироваться в обществе, раскрыть свои потенциальные способности, приобщится к окружающему миру и ценностям.

Дефектолог одновременно является врачом, психологом и педагогом. Сегодня эта профессия востребована и пользуется уважением.

Во время учебы в вузе студенты овладевают методиками диагностики различных заболеваний и отклонений, получают знания по профильным дисциплинам, но главное – учатся ответственности, доброжелательности и настойчивости. Основное качество хорошего дефектолога – эмпатия, то есть способность сопереживать и понимать эмоциональное состояние другого.

Прибыли коллег в СНГ

Дефектолог детского центра в Казахстане зарабатывает около 80000 тг ($221), а логопед – 180 – 290 тыс. KZT ($497 – 801).

В таблице показаны оклады украинских специалистов:

Область дефектолог логопед
UAH USD UAH USD
Харьковская 6000 215 5000 179
Киевская 4665 167 1442 52
Днепропетровская 3000 108 3000 108

Во всех странах СНГ работу дефектологов оплачивают на уровне ниже средней зарплаты по стране. Но в России опытный специалист может достигнуть высокой оценки своего труда.

Данные о доходах профессионалов представлены в таблице:

з/п новичка з/п мастера средняя з/п
В нац. валюте USD В нац. валюте USD В нац. валюте USD
Россия, RUB 12000 175 70000 1022 24580 359
Казахстан, KZT 55000 152 163000 450 108400 299
Украина, UAH 3000 108 10400 373 6100 219
Беларусь, BYN 333 162 930 458 442 215

Выручка в странах ЕС и США

Европейские страны создают самые комфортные условия для адаптации детей с особенными потребностями в быту и социуме.

Дефектологи получают ежемесячное жалованье в размере:

  • Англия – 4350 евро;
  • Германия – 4050;
  • Франция – 3550;
  • Италия – 3150;
  • Греция – 1900;
  • Польша – 930.

Американские логопеды зарабатывают от $34730 до $82440 в год. Средний заработок соответствует $52420.

Дефектологи в США стараются вовлечь каждого малыша в нормальную жизнь, не зацикливаться на своей проблеме, а радоваться новому дню.

Профессиональные обязанности

Дефектологи проводят групповые и индивидуальные занятия с детьми разного возраста, консультируют родителей по вопросам воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями в быту.

Они разрабатывают специальные программы для каждого малыша.

Профессионалы имеют высшее педагогическое или медицинское образование и сертификаты о прохождении дополнительной подготовки для работы с детьми, имеющими отклонения по состоянию здоровья. Они должны знать методики коррекции их развития и поведения, а также проводить развивающие занятия.

Обязанности

В узком понимании дефектолог — это коррекционный педагог. В зависимости от того, какие проблемы он устраняет и в каком учреждении работает, его круг обязанностей может существенно разниться. Но есть и то, что объединяет всех специалистов. Они должны:

  • вести осмотр пациентов и оценивать их состояние, уровень развития;
  • проводить индивидуальные и групповые занятия с маленькими пациентами с особенностями развития;
  • вести первичную документацию;
  • подбирать методику работы индивидуально с каждым пациентом;
  • корректировать методику в соответствии с результатами обследований;
  • взаимодействовать с родителями, педагогами;
  • помогать с выбором профессии и с социальной адаптацией;
  • заниматься научной работой.
  • особенности возрастной и специальной педагогики, психологии;
  • анатомические, физиологические, клинические азы дефектологии;
  • методику и способы корректировки отклонений в развитии, а также недопущения их появления;
  • программу и методику работы с обучающимися с нарушениями развития;
  • последние достижения в области дефектологии и педагогики;
  • современную методику и технику развивающего обучения.
  • осуществления психолого-педагогических обследований;
  • проектирования, планирования и воплощения педагогического процесса, базируясь на анализе изменений в развитии и обучаемости маленьких пациентов;
  • подготовки личной программы по развитию, образованию и корректировке для каждого пациента, отталкиваясь от психолого-педагогического анализа его личности;
  • использования разных методик и приёмов для коррекции и развития, учитывая при этом индивидуальные черты, возможности каждой личности;
  • консультативной помощи детям, имеющим нарушения развития, а также их родителям и педагогам.

Путь в профессию

После 9-го класса я пошла в московский Педагогический колледж № 6. Логопедию выбрала, потому что мне было интересно, как устроена речь, какие механизмы при этом работают. Кроме того, об этой профессии много рассказывала моя тётя, которая работает в сфере дефектологии. Она посоветовала мне поступать на это направление, и я прислушалась. К тому же я хорошо ладила с детьми и мне хотелось им помогать. Ещё мне очень понравился сам колледж — и не только программой, но и возможностью общаться по интересам в студии вокала.

Направление, на котором я училась, называлось «Дошкольное образование с детьми с нарушениями речи». Сначала нам преподавали программу 10–11-го класса, а на 3–5-м курсах началась профессиональная подготовка и практика. После колледжа желающие могли продолжить образование в Московском государственной педагогическом университете сразу на 2-м курсе. Я поступила туда на факультет «Дефектология» со специальностью учитель-логопед.

На старших курсах мы стали изучать сложные научные темы, касающиеся устройства и работы мозга, и мой интерес к этому направлению ещё больше вырос. Я поняла, что в этой профессии есть куда развиваться, и твёрдо решила стать именно логопедом. После окончания университета я работала в частных детских центрах и в центре реабилитации детей-инвалидов. Сейчас — в инклюзивной школе для детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья). Плюс частная практика: консультирование и занятия по коррекции речи.

Профессия логопед: плюсы и минусы

В работе на должности логопеда есть масса положительных моментов:

  • возможность помогать людям — умение правильно говорить избавляет людей от комплексов и неуверенности в себе, за что они благодарят именно своих учителей;
  • востребованность — проявляется в популярности услуг, возможности устроиться на работу в больницу, поликлинику, развивающий центр, отделение реабилитации и т.д.;
  • уважение к представителям профессии — логопедов уважают не меньше, чем врачей, при этом учиться нужно не 8 лет, а в среднем 4 года (это можно делать даже заочно или дистанционно);
  • разные варианты заработка денег — профессионалы способны работать в бюджетных и платных заведениях, а также вести частную практику;
  • ценность опыта — это одно из тех направлений, в котором опыт важен больше, чем «свежие знания», что позволяет спокойно работать до пенсии и даже после ее наступления.

Профессия не лишена недостатков. К негативным моментам можно отнести невысокие зарплаты у новичков, а также необходимость зарекомендовать себя для получения хорошего места. Заранее стоит подготовиться к серьезным психоэмоциональным нагрузкам. Также возможны сложности с установлением контакта с пациентами. На некоторых рабочих местах логопеды вынуждены вести большие объемы документации, что не всегда адекватно оплачивается.

О специальности

Наиболее распространенный путь получения этой профессии  – учеба в педагогическом вузе на профильном факультете. Сегодня дефектология имеет ряд самостоятельных специализаций. Мир стремительно меняется, и если раньше эта специальность была своего рода ответвлением педагогики и психологии, то сегодня дефектология – вполне самодостаточная и солидная специальность. Тем более, что российские традиции в дефектологии давно нашли признание ученого сообщества на Западе.

Например, логопед работает с нарушениями речи детей и взрослых, сурдопедагог проводит обучение при недостатках (отсутствии) слуха, тифлопедагог занимается нарушениями зрения, олигофренопедагог проводит адаптационную работу с детьми, имеющими нарушения умственного развития и т.д.

Советуем также ознакомиться с наиболее популярными педагогическими профессиями.

Сроки и формы обучения

Обучение премудростям дефектологии в высшем учебном заведении может быть очным и заочным (4 и 5 лет соответственно). Возможен вариант ускоренного обучения, если абитуриент имеет высшее или среднее специализированное образование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector