Казанское театральное училище (техникум)

История

На основании Постановления Татглавпрофобра от 26 сентября 1922 года создаётся Татарский театральный техникум.

Ранее, 22 декабря 1906 года, состоялся первый публичный спектакль на татарском языке. Эта дата считается днём рождения Татарского театра им. Галиасгара Камала. В эти годы влияние на становление татарского театра оказали актёр и режиссёр Ильяс Кудашев-Ашказарский, выдающиеся татарские драматурги Галиасгар Камал, Карим Тинчурин, актёр и режиссёр Зайни Султанов, который впоследствии стал заведующим Татарского театрального техникума. Техникум прозвали «кузней» самого театра.

В первом выпуске техникум окончили Хаким Салимжанов, Галина Кайбицкая, Риза Ишмурат, Галия Булатова, они и ряд других выпускников техникума значительно повлияли на развитие театральной культуры Татарстана.

В ноябре 1927 года произошло слияние двух техникумов — художественного и театрального в один, получивший название Казанский объединенный художественно-театральный техникум.

В 1930—1931 году художественно-театральный техникум объединился с Восточно-музыкальным техникумом и стал существовать как Татарский техникум искусств. До 1941 года техникум готовил для столицы и республики высокопрофессиональные кадры, в годы Великой Отечественной войны техникум был закрыт.

Вновь открытие техникума в Казани состоялось 1 марта 1944 года, на основании Постановления Совнаркома ТАССР. В начале 1945/46 учебных годах училище имело 17 преподавателей, из них 6 человек имели звания и учёную степень. 13 июня 1952 года на основании Постановления Совета Министров СССР техникум был закрыт. В течение 10 лет Министерству культуры ТАССР, понадобилось приложить большие усилия, чтобы возобновить работу данного учебного заведения.

12 мая 1962 года началась новая эра в истории техникума, на его базе создается Казанское театральное училище, которое работает и по сей день. Руководителем театрального училища был назначен выпускник Щепкинского театрального училища Дамир Бадретдинов.

В 1963—1964 годах училищу выделили второй этаж ветеринарной лечебницы на улице Гоголя, 2, в том самом здании, где оно располагается и на сегодняшний день. Директором училища стал Арнольд Львович Шапиро, именно его усилиями были буквально отвоёваны нынешних два здания.

В 1964 году в училище открылось отделение художников-бутафоров, и 1968 году был первый выпуск.

Выпускники Казанского театрального училища, работают на сценах разных театров в разных городах Татарстана, Российской Федерации и ближнего зарубежья.

«Для кого-то это прозвучит кощунственно, но театральные школы сравнимы с религией»

— Расскажите о российских театральных школах. 

— Есть классическое понятие того, что называют школой у нас в России. Оно связано с Константином Сергеевичем Станиславским. И если раньше — в советское время, эта система Станиславского была для нас как библия, то сейчас такого нет. Возможно, для кого-то это прозвучит кощунственно, но театральные школы сравнимы с религией. Есть же такая пословица, что Бог один, а пути к нему разные. В театре то же самое — Бог то один. То есть, мы хотим произвести некое впечатление на зрителя. Станиславский очень точно описал, как это происходит. А другие к тому же самому подбираются с другой стороны. Но по сути, какая разница как? 

— Есть мнение, что советская школа была гораздо сильнее нынешней. Это правда или миф?

— Один человек может быть сильнее другого, а говорить о том, что артисты калибра 50-го года выпуска были сильнее, чем нынешние — странно. Вообще, надо понимать, почему сегодняшние спектакли или современная драматургия не производят сильного эффекта на читателя или зрителя. Здесь дело далеко не в театральной школе и не в актерах или педагогах, а вообще в социально-политическом контексте. Если 40 лет назад какой-то гражданский или социальный выхлоп находил себе дорогу через театр, значит такова была действительность. Сейчас выход происходит иначе — через Интернет или другие явления. А театр меняет свою функцию: он переходит в развлекательное или просветительское русло. Такое происходило и раньше, и нет смысла скучать по тем временам, когда актеры по-другому себя ощущали в социальной среде. Ведь функция у них была другая. Зачем говорить «в наше время вот были артисты, а сейчас…»? Да ерунда! Сейчас такие есть артисты!

— Как бы себя ощущали великие актеры прошлого, окажись они в современном мире?

«Ты вкладываешься в создание образа, а затем образ начинает работать на тебя»

— На ваш взгляд, что сложнее — играть в театре или в кино? И правда ли, что актеры театра талантливее киноактеров?

— В хорошем кино актерская работа делается абсолютно так же, как и в театре: она выстраивается по крупицам и этим надо упорно заниматься. А вообще, это совершенно разные процессы, которые не надо сравнивать.  В театре весь подготовительный период ты вкладываешься в создание образа, а затем образ начинает работать на тебя. Далее, вы начинаете создавать роль вместе со зрителем. А в кино ты создаешь образ в процессе съемок. Ты что-то ищешь, делаешь один дубль, другой. Это просто разные искусства. Я не возьмусь говорить, что важнее, а что труднее. В процессе съемок у тебя нет единого процесса. А когда ты играешь спектакль, ты понимаешь, что играешь эту историю целиком и один раз.

— Если театральное выступление — это единый процесс, то применимо ли это к киноиндустрии? Или фильм могут начать снимать с конца и закончить съемку началом?

— Есть огромное количество забавных моментов, связанных с разбросом сцен. Самый яркий пример: по сюжету фильма, у артиста должны с годами расти длинные волосы. Понятно, что это довольно долгий процесс, а на съемки, допустим, отведено 2 месяца, а в фильме проходит несколько лет. То есть, в начале герой коротко стриженный и гладко выбритый, а в конце фильма он должен быть волосатым и бородатым. Для этого весь фильм будет сниматься с конца. Хотя, иногда можно воспользоваться гримом. Обычно, съемочные локации выбираются в зависимости не от порядка сцен, а от того, где удобнее расположить съемочную группу в тот или иной момент.

— Как вы относитесь к коммерческим кинолентам, которые массово «потребляет» зритель?

— Не бывает массового и коммерческого кино. Бывает конкретный режиссер, с которым работать интересно или не интересно. У конкретного режиссера бывают либо удачные, либо неудачные проекты. Может быть я передергиваю, но, по сути, удачный проект и любое хорошее кино априори должно быть коммерчески успешным. А весь тот поток не очень затратной индустрии никакого отношения к театральному искусству вообще не имеет и называется ремеслом. Это «ремесло» присутствует в любой творческой профессии всегда. 

«Неправильно и ошибочно считать, что актеры выпускаются большими партиями, после чего оказываются никому не нужны»

— Какие перспективы у тех, кто оканчивает театральное училище?

— Перспективы самые обширные. Россия — страна большая и в ней есть очень много театров. Актеры действительно востребованы и они находят место работы. Я знаю, что иногда курс практически на 100% устраивается в театры, а иногда процентов на 50%. У тех наших учеников, которые хотели попасть в театр, с этим проблем не было, потому что им поступало много приглашений, и театров в России действительно много.

— Востребованы ли сейчас актеры?

— Неправильно и ошибочно считать, что актеры выпускаются большими партиями, после чего оказываются никому не нужны. Есть множество профессий, которые действительно никому не нужны в том количестве, в котором обучают этих людей. В основном, это гуманитарные специальности. В России театральных учебных заведений не много. Их достаточно в Москве, но в этом городе и театров, извините, около двухсот. А по всей стране — театральных учебных заведений всего порядка двадцати. А сколько городов? И в каждом городе есть театр! Поэтому, никакого пересыщения нет.

— Вы знаете конкретные примеры, когда казанские выпускники уезжали в Москву или за границу и становились популярными?

— Я знаю, что таких случаев немало, я просто не коллекционирую эту информацию. Таких людей действительно много, но если бы это были мои ученики, то я непременно был бы в курсе. Но мои выпустились только в прошлом году. Хотя, уже кое-чего добились. 

«Человека можно чем-то оснастить, как в любой профессии. А все остальное — материя довольно тонкая»

— Многие становятся актерами без образования. Как вы относитесь к самоучкам? 

— Я могу предполагать, что здесь все зависит от режиссера и от того, почему он делает выбор в пользу артиста с театральным образованием или же человека с улицы. Таких случаев очень много: Михалков, Кончаловский сколько снимали подобным образом. Просто режиссеру нужен определенный антураж.

— Можно ли попасть на сцену театра или в кино без специального образования? 

— Таких примеров немало. Просто, понимаете, какой есть вопрос: можно ли научить актерской профессии? Некоторые считают, что нельзя: это либо дано человеку, либо не дано. Но дело на самом деле не в этом. Дело в том, что есть «оснащение». Человека можно чем-то оснастить, как в любой профессии: оснастить его умением танцевать, умением двигаться и множеством сопутствующих дисциплин. А все остальное — материя довольно тонкая. Действительно, есть работники театра, которые не заканчивали никаких специальных учебных заведений. В казанском театральном училище был один педагог — по-моему, он не получал театрального образования. Но это был народный артист Татарстана, он работал в Качаловском театре, выпустил не один курс. Гениальный был артист. Есть такие и сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector