Тьюторское сопровождение обучающихся с присвоением квалификации «тьютор» (340ч)

Чем тьютор отличается от дефектолога

Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.

Задача педагога-дефектолога состоит в изучении психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.

Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.  

Эпигенетические исследования показывают, что независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новыми людьми и новыми способами способно изменить будущее. В обязанности тьютора в школе входит открыть ребёнку возможности для такого взаимодействия.

<<Форма демодоступа>>

Должностные обязанности и функции тьютора

Должностные обязанности и функции тьютора лучше изучать с опорой на выше перечисленные документы.

В ЕКСД мы видим, что есть разделение: тьютор в сфере высшего и дополнительного профессионального образования и тьютор в остальных сферах образования.

Если обобщить данные статьи, то к должностным обязанностям можно отнести следующие:

— выявляет и развивает познавательные интересы;

-оказывает помощь в выборе образовательной стратегии;

-организует взаимодействие с другими субъектами образования, необходимое для индивидуальной образовательной программы тьюторируемого;

— организует индивидуальные и групповые консультации.

В профессиональном стандарте указаны три основные функции тьюторского сопровождения обучающихся:

  1. Педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

Действия: выявление индивидуальных интересов, способностей, проблем; организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; организация рефлексии.

2) Организация образовательной среды для реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Действия: проектирование среды, её доступности; координация взаимодействия субъектов.

В разделе «Из практики» можно найти несколько статей про то, как я организую открытую среду для своих ребят, в том числе, и через знакомство и интервью с представителями различных профессий.

3) Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Во всех функциях есть уточнение: «включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», что означает – тьютор может работать с данной категорией детей, а может и не работать.

Должностная инструкция тьютора разрабатывается с опорой на данные документы и самое главное, с ориентацией на конкретную организацию, в которой будет работать тьютор. В зависимости от задач, которые ставит организация, типа организации, возраста учащихся, функции и требования к тьюторам могут немного корректироваться, но при этом, сущность профессии, её основная миссия: сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ, должна быть сохранена. Как можно получить образование тьютора, свежую информацию о курсах и местах обучения — читайте здесь. 

Пример должностной инструкции тьютора можно изучить по этим ссылкам: https://hr-portal.info/job-description/dolzhnostnaja-instrukcija-tjutora, http://instrukzii.ru/specialisti/obrazovanie/tyutor.html

Топ очных курсов

Учиться на курсах переподготовки очно – это долго и дорого, поэтому большинство вузов и учебных центров, имеющих материально-техническую базу и кадровый состав для такого вида занятий, стали включать в свои программы дистанционные элементы. Сейчас распространен очно-заочный формат, при котором часть материала слушатель осваивает самостоятельно. В дополнение к этому организовывается одна или несколько очных сессий, проходящих в аудиториях под непосредственным контролем преподавателей. Некоторые учреждения, предлагающие такой вид обучения, – в таблице ниже.

Название и расположение учебного заведения Особенности программы

Стоимость обучения

В рейтинге Минобразования РФ вуз занимает первое место. Курс «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях» подойдет психологам, педагогам и воспитателям детсадов, а также родителям детей, которым требуется поддержка в освоении школьной программы. Трудоемкость курса составляет 564 академических часа (3 месяца учебы), после каждой изученной дисциплины сдается нужно сдать зачет или экзамен. Курс стоит 43000 рублей, можно оплатить первый взнос 13000 рублей, а затем вносить по 10000 рублей каждый месяц
На базе Института непрерывного образования МГПУ реализуют 900-часовой курс «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности». Его можно пройти за 9 месяцев в очно-заочном формате с дистанционной поддержкой, причем 420 часов займут аудиторные занятия. В конце слушатели защищают итоговую аттестационную работу, после чего получают дипломы. 84900 рублей, студентам МГПУ предоставляется скидка в размере 10%
Университет предлагает вариативный курс, рассчитанный на 252 или 504 часа (6 месяцев). Программа включает в себя три модуля и стажировку. Слушатели получают навык тьюторского сопровождения обучающихся, в т.ч. с инвалидностью и ОВЗ. Курс соответствует требованиям профстандартов «Специалист в области воспитания» и «Педагог». 18000 или 22000 рублей в зависимости от трудоемкости программы, возможна рассрочка
Здесь предлагают пройти 526-часовой курс «Тьюторская деятельность в образовании». Формат обучения очно-заочный (вечерний). Занятия стартуют по мере формирования групп. Кроме лекций, участникам предлагают семинары, консультации, а также тьюториалы для подготовки к итоговой аттестации. 45000 рублей

Тьютор — помощник школьника

Основная роль тьютора и на семейном образовании, и в школе — помочь ребёнку определиться с вектором развития на ближайшее будущее. Обычно для этого проводится несколько личных консультаций, а для ребёнка на семейном образовании они могут быть проведены дистанционно. Работа тьютора состоит из нескольких этапов.

<<Форма демодоступа>>

Исследовать интересы ребёнка

Тьютор выявляет те сферы, которые интересны школьнику и могут пригодиться в будущем. Это можно узнать при помощи тестов, доверительного диалога или «проб»: практических заданий, которые тьютор даёт ребёнку выполнить прямо на месте или дома, например, посещение мастер-класса или образовательного мероприятия, или же ребёнок может попробовать сделать что-то своими руками. 

Выявить сильные и слабые стороны

Для постановки цели и задач нужно понимать, от чего отталкиваться и с чем придётся работать. Для этого тьютор помогает ребёнку проанализировать свои сильные и слабые стороны, советует, над чем нужно поработать и как это сделать. А также во время консультаций он составляет ресурсную карту, в неё входят кружки, дополнительные занятия, возможности для самообразования, даже друзья и семья. 

Рассказывает о профессиях 

Профориентация — важный этап деятельности тьютора. На основе всех проведённых исследований тьютор подбирает несколько профессий, которые подходят ребёнку, и рассказывает о них подробнее: в чём заключается работа, тяжело ли учиться и какие предметы нужно подтянуть уже сейчас. На этом этапе тьютор помогает поставить образовательные цели и строит индивидуальный план обучения. 

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» исследования проводятся при помощи уникального теста Skillfolio, который был разработан специально под индивидуальные образовательные маршруты. После прохождения теста ребёнок узнает, где ему лучше учиться, а тьютор расскажет, в каких профессиях он сможет применить полученные знания. 

Сходства и отличия тьютора и менеджера по работе со студентами

Тьютор и менеджер Vuz24 – это не один специалист, хотя их функции и роли часто пересекаются. Самое большое различие: тьютор представляет вуз и его цель в том, чтобы найти талант и развить его в академической среде. А сотрудник Vuz24 представляет студента, облегчает учебу и освобождает от всего, что с ней прямо не связано, например, оформление документов.

В Vuz24 работают три менеджера по разным направлениям:

Менеджер по работе с абитуриентами
Зарегистрирует как поступающего и расскажет о вступительной кампании: перечислит необходимые документы для поступления, объяснит каким образом будут проходить вступительные испытания.

Специалист приёмной комиссии
В его задачу входит оформление документов, отправка материалов для подготовки к вступительным, согласование времени прохождения, контроль сдачи

Менеджер будет на связи, в деталях расскажет, как проходит тест или собеседование и настроит на позитивный результат.

Менеджер по работе со студентами
Даст доступ к личному кабинету электронного вуза, обеспечит быструю связь с деканатом, покажет все возможности образовательной платформы, решит технические проблемы, будет курировать успеваемость, рассказывать о важном.. В вузах Vuz24 у тьюторов и менеджеров не работа, а миссия

В вузах Vuz24 у тьюторов и менеджеров не работа, а миссия.

Формула такова:
Студент + (тьютор + менеджер 3)
=
самоопределение, поддержка, мотивация, результат.

На дистанционном обучении студент не будет предоставлен сам себе. В любой момент на связи помощники, чтобы решить вопросы и реализовать цели!

Оставьте заявку и прочувствуете это с первой минуты работы с нами!

Как проходит первая встреча с тьютором

Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу. 

Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора. 

Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.  

<<Форма демодоступа>>

Знакомство с тьютором

Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.   

Выявление сильных сторон ребёнка

Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков». 

Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее. 

«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».

Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».

Обсуждение образовательного маршрута

Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.


«Радар интересов» показывает области, которые наиболее близки подростку‍

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.

В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней. 

Завершение

В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами. 

Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.   

Высшее образование

В этой части статьи опишем несколько вариантов ВУЗов, которые предлагают образовательные программы для будущих тьюторов (бакалавриат и магистратура). Напомним, бакалавриат является первым уровнем высшего образования. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года. После этого выпускник может продолжить обучение в магистратуре или начать профессиональную деятельность. Магистратура – второй уровень высшего образования. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «магистр» составляет два года на базе бакалавриата.

Возможность освоения программы бакалавриат по профилю «тьютор» ВУЗами России представлена пока не так широко. На данный момент такая программа существует в Сибирском федеральном университете в городе Красноярска. Подготовка ведется по очной и заочной (на базе СПО по педагогике) форме обучения. В Российском государственном педагогическом университете им. Герцена для бакалавров есть программа «Психолого-педагогическое сопровождение семьи», которая является базой для дальнейшей подготовки тьюторов в магистратуре.  Также, опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии. Программа специализируется на специфике деятельности в кочевой школе и направлена на обучение тьюторов для дальнейшей работы в условиях Севера.

Стоит отметить, что в основном получить именно тьюторское образование возможно при освоении магистерских программ. Такие программы на данный момент реализуются в Московском городском педагогическом университете по профилю «Тьюторство в сфере образования» (очно), «Психолог-гувернер» (заочно), «Тьюторское сопровождение детей младшего возраста» (очно-заочно). В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете реализуется магистерская программа по профилю  «Тьютор по профессиональному развитию педагога», которая направлена на подготовку тьюторов,  работающих с субъектами образования и системой образовательного учреждения в целом. Также, возможно освоение магистерской программы в Дальневосточном федеральном университете по профилю «Тьюторское сопровождение в образовании». Поступление происходит на базе портфолио. В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете реализуются 2 магистерских программы подготовки тьюторов (заочно): «Тьюторство в образовании» и «Тьютор по здоровьесбережению».

Дистанционное обучение

Многие специалисты предпочитают учиться, не отрываясь от основной работы и своих дел. Сейчас активно развивается дистанционная форма обучения, чему дополнительно способствует пандемия COVID-19, ограничивающая массовые мероприятия, в т.ч. образовательные. Для получения необходимых знаний достаточно иметь компьютер с выходом в интернет. Даже для тех, у кого связь неустойчивая, есть варианты с пересылкой материалов на электронную почту. Среди организаций, развивающих удаленное обучение, можно отметить:

Тьютор – это разносторонний специалист, он сочетает в своей работе навыки учителя, психолога и дефектолога. Они могут реализовать все свои таланты и достойно зарабатывать, особенно в столице и крупных городах. В государственных школах наставникам платят 15–20 тысяч рублей, в колледжах и вузах 25–30 тысяч, в частных образовательных учреждениях можно рассчитывать на 50–60 тысяч рублей. Кроме того, тьюторы всегда могут заняться частной практикой. Час занятий с ними стоит от 500 до 1000 рублей, а у специалистов с репутацией расценки еще выше.

Кто такой тьютор?

Тьютор – педагог, наставник, путеводитель и личный вдохновитель. Этот человек охватывает все аспекты образования ребенка. Он не просто дает знания, он понимает, что нужно ученику, с учетом его слабых и сильных сторон, выявляет склонности и интересы, а также помогает развить способности школьника. Тьютор работает, как с детьми дошкольного возраста, так и со студентами высших учебных заведений. То есть, в сферу его деятельности входят все, кому необходима индивидуальное обучение.

Название профессии произошло от латинского tutor (защитник, опекун). Тьюторство возникло еще в средние века. Многие, хоть раз в жизни, слышали о «бродячих студентах» Средневековья, но не все знают об особенностях обучения в те времена. В тот период для людей была очень важна свобода. Студенты были вольны заниматься тем, что им больше приходилось по нраву, и имели право самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели посещать, и преимущественно занимались самообразованием. В этой ситуации им был очень необходим наставник, способный определить действительно важные для них предметы. Тьютор сопровождал их весь период обучения от начала и до конца, был посредником между профессорами и студентами. С годами профессия закрепилась в западной системе образования и приобрела более четкие границы.

В России профессия возникла недавно и многим больше известна под другим названием – репетитор. Ее распространение связано с увеличением технологических возможностей, преобразования образовательной сферы, изменением методик обучения, вызванных меняющимися условиями жизни.

Среди обязанностей тьютора можно выделить:

  • разработку индивидуальных методик обучения с использованием современных ресурсов;
  • выявление, формирование и развитие способностей ученика;
  • организация индивидуального процесса обучения;
  • подготовка обучающегося к экзаменам, поступлению в учебное заведение и его сопровождение на протяжении всего периода учебы;
  • оценка индивидуальных достижений подопечного;
  • планирование учебного плана при взаимодействии с преподавателями учебных заведений.

Очень важную роль тьютор выполняет на работе в специальных инклюзивных школах

Дети с ограниченными возможностями не могут вливаться в общество так же легко, как и обычные школьники, поэтому им нужно особое внимание и поддержка. Для работы с такими ребятами персональному учителю нужно гораздо больше знаний, а также на него возлагается и больше обязанностей в соответствии с потребностями подопечного

В этом случае они работают по другим методикам и помогают детям не только усвоить программу обучения, но адаптироваться в коллективе. Однако это совсем не значит, что наставник выполняет всю работу вместо ребенка. Его задача заключается в оказании помощи в некоторых сложных вопросах, а главное он должен научить его быть самостоятельным.

Широкое распространение сегодня получило и дистанционное образование, в котором также требуется помощь тьюторов. Интернет-обучение использует другие методики и предполагает удаленный контакт с учителем, поэтому его обязанности несколько отличаются от очной работы.

Педагогика: основы дидактики

Где: 4brain.ru

Формат: текстовые лонгриды.

Дидактика — важнейший раздел педагогики и теории образования. Он раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, общие методы обучения, определяет объём и структуру содержания образования. Можно сказать, дидактика — это основа педагогики.

Курс состоит из шести тем: педагогические теории, основные принципы дидактики, психология и педагогика (принципы эффективного обучения), традиционные методы обучения, современные методы обучения, педагогические методы воздействия на личность учащихся и методы оценки знаний.

Информация будет полезна новичкам в педагогике и тем, кто только задумывается о сфере образования как возможном поле для своей карьеры.

Профессиональная переподготовка

Тьюторское обучение также можно пройти по программам профессиональной переподготовки. Ниже предлагаем несколько организаций, предлагающих подобные программы (тьютор переподготовка).

Архангельский областной институт открытого образования – осуществляет переподготовку «Тьюторство в образовании». Переподготовка осуществляется в 3 сессии. Первая — заочно, вторая и третья – очно.

Московский городской педагогический университет реализует программы профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Тьютор» по направлениям: «Тьюторство в сфере образования», «Тьюторское сопровождение лиц с ОВЗ».

Томский государственный университет —  «Тьюторская деятельность в сфере образования», программа рассчитана на 360 часов.

Красноярский государственный педагогический университет – реализует программу переподготовки «Тьютор», рассчитанную на 252 или 504 часа.

Помимо этого, существует возможность дистанционной переподготовки. Это курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в образовании», рассчитанный на 256 часов. Более подробную информацию о программе можно найти на сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации (https://thetutor.ru/).

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы предлагает пройти курсы для тьюторов: «Тьюторское сопровождение обучающихся с присвоением квалификации «Тьютор» (340ч)

Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения

Для получения профессии тьютора лучше всего поступать в классические или педагогические университеты. Среди столичных вузов можно выделить:

  • Московский государственный педагогический университет – в своем составе имеет ряд подразделений, которые обучают специалистов по работе с различными категориями детей. В частности, в Институте детства есть магистерские программы «Тьюторство в сфере образования» и «Психологическое сопровождение семей особенных детей». Также интересным направлением для сторонников поддерживающего образования будет профиль «Семейное воспитание».
  • Московский государственный гуманитарно-экономический университет – дает психолого-педагогическое образование за 4 года очно и за 5 лет заочно. Первые 2 года студенты проходят фундаментальную подготовку, затем в течение 2 лет концентрируются на особенностях инклюзивного обучения.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет – предлагает абитуриентам различные виды подготовки, в частности в сфере социальной и образовательной психологии. Уровень полученных умений и знаний позволяет выпускникам работать во всевозможных детских учреждениях.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработал программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на изучение психологических особенностей образовательного процесса. На тьютора учиться лучше всего в институтах педагогики или психологии, входящих в структуру вуза.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова предлагает направление «Психология развития и обучения».

В региональных вузах также есть широкий выбор специальностей, получив которые можно работать тьютором, к примеру:

  • Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) – один из немногих в стране имеет направление подготовки «Тьютор» в Институте педагогики, психологии и социологии. Основной упор при подготовке делается на изучении особенностей развития человека и формирования личности.
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В вузе есть возможность получить глубокие познания в психологии обучения школьников. С этими навыками и определенным опытом работы в сфере образования можно пробовать себя в качестве личного наставника ребенка.
  • Воронежский государственный педагогический университет на гуманитарном факультете предоставляет студентам возможность фундаментально изучить профиль «Социальная педагогика и психология».

Даже дипломированным педагогам, намеренным заниматься индивидуальным сопровождением детей или взрослых, стоит окончить курсы переподготовки. Так, в Столичном институте профессионального образования можно пройти программу «Специфика профессиональной тьюторской деятельности в системе образования» за 72 или 144 академических часа в очном и дистанционном формате. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за предлагает 340-часовую программу «Тьюторское сопровождение обучающихся», после окончания которой присваивается соответствующая квалификация.

Преимущества профессии тьютор

Персональный педагог может реализовать себя, работая как индивидуально, так и в различных специальных учебных заведениях с группами детей. В случаях с индивидуальным форматом занятий снижается эмоциональное напряжение, ведь взаимодействие с одним ребенком не требует распределения энергии на целую группу.

Сегодня в образовательной сфере увеличивается востребованность профессии и, соответственно, спрос на специалистов растет. Кроме того, данная специальность находится в списке профессий будущего, поэтому тьютору не нужно переживать относительно занятости как сейчас, так и в будущем.

К тому же, уровень заработной платы повышает интерес к профессии со стороны специалистов. В зависимости от квалификации средний оклад тьютора в Москве колеблется в пределах 35-100 тысяч рублей, а по России наставники получают от 8 до 33 тысяч. Проведение индивидуальных занятий также приносит хороший доход: от 500 до 1000 рублей в час. Плюс такие уроки не ограничивают по времени и позволяют самостоятельно устанавливать график работы.

Если специалисту нравится его работа, он будет получать большое моральное удовольствие от общения с детьми и возможности открыть перед ними мир знаний, расширить кругозор.

Имея достаточно опыта и знаний, можно заняться индивидуальным предпринимательством и открыть собственную школу или учебный центр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector