Тьютор

Как выбирать тьютора

Важно, чтобы тьютор вызывал доверие. Иначе его подопечный просто не будет откровенно делиться своими проблемами с педагогом

На роль преподавателя часто берут молодых педагогов — сокращается разрыв между поколениями, мешающий созданию доверительных отношений

Также нужно обращать внимание на:

Квалификацию

Лучше всего с ролью тьюторов справляются люди с аттестатом психологических, педагогических факультетов, с сертификатом курсов тьюторов;

Отзывы

Не надо пользоваться услугами человека, не работавшего тьютором ранее. Либо же его стаж должен быть тесно связан с педагогикой;

Первое впечатление

Учащийся должен симпатизировать сопровождающему. Если с первой встречи минимальная связь между ними не сформировалась, лучше продолжать поиски.

Тьюторство в профессиональном образовании: перспективы развития

В очень многих российских вузах образовательный процесс являет собой разрозненную, а не целостную структуру. Получается так: студент изучает какие-то дисциплины, которые как-то относятся к получаемой специализации, но для самого обучающегося это отношение остается невыявленным. В результате окончивший обучение специалист, хоть и изучил очень много предметов, но связать их между собой не может.

Сегодня тьюторство в образовании – это реализация основных программ вузов, где студент может самостоятельно выбрать дисциплины, влияющие на будущий профиль. В профессиональном обучении такая тенденция становится весьма востребованной. В связи с этим современный непрерывный процесс получения знаний требует упрочнения позиции тьютора как полноценного участника.

Именно этот специалист является выразителем интересов обучающегося. Его работа заключается в помощи, консультациях и организации эффективного учебного процесса, траекторию которого должен выстраивать сам студент.

Однако фактически на сегодняшний день не все российские вузы готовы иметь в своем штате тьютора. Во-первых, это немалые дополнительные расходы. Во-вторых, многие пока не понимают, какую позицию он занимает, что будет делать и какие проблемы можно решить, введя его в структуру учебного заведения.

Тьюторство и консалтинг в образовании

Деятельность любого учебного заведения, независимо от формы собственности, обязательно подлежит лицензированию и находится под контролем государства. В ходе регулярных проверок учебного заведения на предмет оценки качества образовательного процесса, использования современных методик обучения, качественного состава работников-педагогов и соответствия уровня образования проверяющие органы проводят необходимое консультирование руководящего состава.

Консалтинг в образовании и тьюторстве имеет свои особенности, обуславливаемые определенной спецификой. С одной стороны, сами учебные заведения предоставляют консалтинговые услуги определенным группам населения, а с другой – сами структуры и их сотрудники могут стать потребителями консалтинга.

Сегодня консалтинг в образовании развивается таких направлениях, как:

  • Педагогическое.
  • Социально-педагогическое.
  • Психологическое.
  • Управленческое.

Помощь консалтинговых структур может понадобиться учебным заведениям при разработке индивидуальных программ развития ребенка, адаптации ученика, сопровождении и консультировании, проведении различных видов диагностик и исследований с целью обобщения опыта или введении инновационных технологий и методик.

Уровень заработной платы

Сколько получает тьютор в России, зависит от его квалификации, региона, количества отработанных часов и места работы. Зарплата в Москве достигает 50−90 000 рублей, но начальный оклад составляет 35 000. В Санкт-Петербурге деятельность такого педагога оплачивают в размере 40−45 тыс. руб. В менее развитых регионах зарплата тьютора не поднимается выше 35 000, но за качественное выполнение своих обязанностей он может получать доплату.

Многие специалисты предпочитают почасовую оплату, так как они часто занимаются с учениками вне государственных заведений. Обычная ставка педагога на территории стран СНГ составляет 200 рублей в час. Современные родители не жалеют денег на образование своих детей, поэтому зарплата педагогов с каждым годом растет. Если специалист окончил вуз, прошел несколько курсов, хорошо знает свою работу и качественно ее выполняет, то его ставка будет повышаться.

Открытых вакансий для тьюторов множества. Они могут найти себе работу в столице, регионах и за пределами России — в Беларуси, Украине и других странах СНГ. В Москве максимальный уровень заработной платы на 2019 год достигает 145 000 рублей в месяц, в Санкт-Петербурге — до 30 тыс., как и в небольших городах.

https://youtube.com/watch?v=F-lKggW1oUA

Принципы личностного развития ребенка

Тем не менее для наиболее эффективного решения задач образовательного процесса и достижения поставленных целей педагог должен выстроить определенную коммуникационную систему – наладить связь со своими подопечными. Общение с ребенком должно основываться на таких принципах, как:

  • Признание безусловной ценности. Ребенок должен чувствовать свою значимость.
  • Безоценочное суждение. Нельзя судить ребенка, основываясь на собственном мнении, объективность оценки его мыслей и действий способствует творческому развитию малыша.
  • Свобода самовыражения. Каждый педагог дошкольного образования должен всячески поддерживать выражение собственного «Я» ребенка.

Исходя из этого, можно смело говорить о том, что компетентность наставника будет способствовать эффективной индивидуализации процесса обучения и развитию личности малыша.

Общие критерии выбора программ обучения

А в заключительный раздел мы собрали основные критерии, которые, на наш взгляд, должны быть основопологающими при выборе программы обучения для тьюторов:

Образовательная программа должна отражать принцип индивидуализации и вариативности. Это значит, что в программе вы должны иметь возможность выбирать, выстраивать свой маршрут её освоения. Для этого в курсе должны быть различные модули, возможно, варианты аттестации и оценки, выбор которых осуществляется на основе ваших личных запросов.
Программа должна иметь, так называемые, продуктные формы, т.е. предлагать участникам возможность разработать проект (например, тьюторский или проект профессионального развития).
Преобладание практических, интерактивных форм обучения. Поскольку напрямую быстрый перенос теоретических принципов и схем в свою практику скорее невозможен, требуется практика

Важно, чтобы в обучающей программе были практические задания, лаборатории, анализ кейсов и т.д.

Организация индивидуального маршрута ученика — с чего начать?

Индивидуальную образовательную про грамму (ИОП) разрабатывают все специалисты психолого-педагогического сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор в  несколько этапов:

  • предварительный — оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей: определение ребенка в класс к учителю, определение специалистов психолого-педагогического сопровождения, сбор и анализ предварительной достоверной информации о ребенке и его семье. Главная цель – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными;
  • оценка требований ФГОС и образовательных потребностей — изучение документации, разработка локальных регламентирующих документов (приказа о деятельности ПМПК, службы психолого педагогического сопровождения;
  • диагностика — изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования, принятие решения о необходимости разработки ИОП, Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов.
  • определение временных границ реализации ИОП, четкое формулирование целей, описание задач, определение содержания, форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности и коррекционной работы.

Примерная структура ИОП для ребенка с ОВЗ:

  • титульный лист с указанием наименования ОО, назначение программы, срок реализации и адресность программы, гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПК школы, указанием специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной образовательной программы;
  • пояснительная записка, в которой излагается краткая психологопедагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи);
  • индивидуальный учебный план;
  • содержание программы;
  • мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;
  • заключение и рекомендации. Формулируются обоснование внесения коррективов по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психлого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. 

Как построить карьеру

В учебном заведении педагог-наставник может, обладая достаточным опытом и организаторскими способностями, претендовать на должность завуча или директора. Есть вариант продвижения на государственной службе или в научной деятельности. Говоря о карьерном росте, можно указать на прямую зависимость уровня заработка от квалификации специалиста. Особенно это касается профессионалов, работающих на фрилансе. Имея достаточное количество клиентов и хорошую узнаваемость, можно открыть учебный центр или частную школу, в которой основной методикой организации учебы будет использование тьюторства.

Какими личностными качествами должен обладать тьютор?

Чтобы стать тьютором, нужно обладать многими важными качествами, но основополагающим является любовь к детям. Она позволяет человеку преодолеть все препятствия на пути к пониманию, наладить контакт с учеником и выявить его индивидуальные способности. Ребенок, чувствующий неприязнь по отношению к нему, никогда не будет прислушиваться к взрослому и видеть в нем авторитет, поэтому искренность и доброта выходят на первое место в этой работе.

Высокий уровень ответственности, дисциплинированность и психологическая устойчивость должны сопровождать каждое действие наставника. Тьютор должен найти золотую середину между предоставлением ученику самостоятельности и контролем за его действиями. Он направляет, подталкивает ребенка на каждом этапе обучения, но при этом внимательно следит за его поступками и с особой тактичностью корректирует ошибки.

Для того чтобы процесс обучения проходил слаженно и эффективно, специалисту нужно иметь организаторские способности, быть коммуникативным и обладать ораторскими способностями

Все это поможет преподнести материал и сделать урок интересным и увлекательным, что очень важно для восприятия и освоения новых знаний

К другим качествам, которые пригодятся тьютору в работе можно отнести:

  • активность;
  • оптимистичность;
  • решительность;
  • высокий уровень культуры;
  • склонность к анализу;
  • практичность;
  • рассудительность;
  • спокойствие;
  • творческие способности;
  • развитая интуиция.

Перспективы профессии

Современное образование все больше стремится к индивидуализации. Коллективная школа дает массив знаний, общих для всех, однако для дальнейшей жизни и построения карьеры каждый учащийся должен выбрать свою траекторию развития, которая наиболее полно раскрывает его способности и соответствует его запросам. Тьюторство и консалтинг будут все шире входить в образовательную деятельность, особенно в крупных городах. Со временем иметь своего наставника станет для детей привычным делом, поэтому представители профессии не останутся без любимой работы.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия тьютор подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Недостатки профессии тьютор

Несмотря на то, что работа с детьми приносит удовольствие, работа куратора учебного процесса предполагает больше обязанностей, чем простое общение с подопечными. Много времени уходит на подготовку к занятиям, которая требует постоянно поиска материалов, длительного пребывания в сидячем положении, напряжения зрения. Если не подойти к вопросу правильно, это может негативно отразиться на здоровье.

Еще одним негативным фактором является постоянное эмоциональное напряжение, которое часто является причиной стрессов. Постоянное давление со стороны родителей, воспитанников и руководства может вызвать депрессию и расстройства.

Индивидуальные занятия имеют не только плюсы, но и минусы. Так, тьютору для достижения определенного уровня дохода нужно постоянно рекламировать свои услуги и искать учеников, поскольку при обучении 1-2 детей у него хоть и останется много свободного времени, но уровень зарплаты будет низким.

Как работает тьютор?

— Ну, понятно, это такой психолог, — решат многие родители и будут не правы. Да, и психолог, и тьютор – это так называемые помогающие профессии. Оба специалиста должны рассматривать любую проблемную ситуацию со стороны ребенка. Например, не загонять по олимпиадам ради школьного рейтинга или помогать говорить «нет», если другие взрослые давят на него в своих интересах. Но тьютор – это именно про образование, карьеру, жизнь в обществе. А психолог – про личное: отношения, эмоции, чувства и мысли по этому поводу.

В методах работы у них есть общее. Тьюторы используют различные психологические тесты для диагностики, общаются при помощи техник, которые помогают человеку самому найти ответы на волнующие вопросы, а не решают за него. Тьютор, как и психолог, стоит на безоценочной позиции по отношению к ребенку. Но, в отличие от психолога, еще и выдает информацию том, где, как и чему можно поучиться, как развивается рынок труда и т.п. Он может выслушать ребенка и предложить ему попробовать себя в каком-то новом деле или по-новому подойти к учебному процессу. Ресурсная карта и метод проб – важные инструменты тьютора.

Тьюторы в школе еще и помогают справляться со школьной неуспешностью. У них в арсенале есть техники тайм-менеджмента, они могут «учить учиться». Например, разобраться в том, как ребенку проще заставить себя сделать тяжелую домашку или как ему проще запоминать информацию.

Кто такой тьютор

Практика тьюторства находится на этапе становления в нашей стране и наблюдается очень много попыток дать свою, удобную интерпретацию, наделить тьютора различными функциями, которые выполняют другие специалисты помогающих профессий. Сегодня тьюторами называют и психологов, и вожатых, и сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и даже задают вопрос:  «тьютер или тьютор как правильно пишется?».

Кстати, когда я в 2008 году защищала свой первый диплом и в его названии уже звучало данное слово, всё-таки в приложении к диплому в университете умудрились сделать ошибку и написать «тьютер».

Правильное написание: тьютор. Слово происходит от английского  tutor и переводится как «домашний учитель, опекун» или как глагол – «обучать, давать уроки, наставлять».  Профессия тьютор пришла к нам из Великобритании и этот факт очень важен для понимания сущности тьюторской деятельности. Итак, первые представители профессии появились в Оксфорде и Кембридже примерно в XIV веке.  На тот момент система университетского обучения была максимально направлена на самообразование студентов, а именно: не смотря на наличие лекторов, профессоров, студент мог сам выбирать, какие лекции посещать, в каких университетах и в каком количестве. По итогам конечно же, сдавали экзамены, но, чтобы к ним качественно подготовиться, студент должен был соориентироваться в тех ресурсах (лекциях), которые имеются, выбрать из них нужные, соотнести с требованиями к экзамену и самостоятельно подготовиться к ним. В этом им и помогали тьюторы. Ключевой (но не единственной) функцией специалиста было сопровождение процесса самообразования. Кто такие тьюторы в университете Великобритании XIV века – мы разобрались.

Много с тех пор воды утекло, да и Россия не Великобритания, но давайте обсудим, что есть тьюторская деятельность сегодня.  В этом нам помогут принятые официальные документы. С 2008 года в нашей стране официально данная позиция закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Благодаря профессиональному сообществу под руководством Ковалёвой Татьяны Михайловны, в январе 2017 года был принят  стандарт, в котором, в качестве одной из трудовых функций специалиста в области воспитания, указано «тьюторское сопровождение обучающихся».

Из ЕКСД, в котором прописаны требования к тьюторам:

Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

А вот определение, которое даёт Межрегиональная тьюторская ассоциация:

 Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.

Если мы возьмём, казалось бы, близкие профессии (которыми часто называют тьютора), такие как: психолог, репетитор, вожатый, то увидим, что в отличие от них, тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу. У него не стоит задача работать с эмоциональными трудностями (как у психолога), он не является держателем какой-то предметной области и не передаёт знания (как репетитор или учитель), он не сопровождает группу детей в лагере, не выступает координатором или модератором группы, хотя иногда со стороны может показаться именно так. В своей статье «Почему тьютор, а не психолог?»  я описывала несколько принципиальных отличий тьюторской деятельности и подробнее описывала то, что остаётся «за кадром».

А здесь вы можете посмотреть моё видео о сопровождении трёх семей, в котором на доступном языке объясняется,  кто такой тьютор.

Как проходит первая встреча с тьютором

Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу. 

Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора. 

Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.  

<<Форма демодоступа>>

Знакомство с тьютором

Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.   

Выявление сильных сторон ребёнка

Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков». 

Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее. 

«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».

Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».

Обсуждение образовательного маршрута

Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.


«Радар интересов» показывает области, которые наиболее близки подростку‍

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.

В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней. 

Завершение

В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами. 

Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.   

Высшее образование

В этой части статьи опишем несколько вариантов ВУЗов, которые предлагают образовательные программы для будущих тьюторов (бакалавриат и магистратура). Напомним, бакалавриат является первым уровнем высшего образования. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года. После этого выпускник может продолжить обучение в магистратуре или начать профессиональную деятельность. Магистратура – второй уровень высшего образования. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «магистр» составляет два года на базе бакалавриата.

Возможность освоения программы бакалавриат по профилю «тьютор» ВУЗами России представлена пока не так широко. На данный момент такая программа существует в Сибирском федеральном университете в городе Красноярска. Подготовка ведется по очной и заочной (на базе СПО по педагогике) форме обучения. В Российском государственном педагогическом университете им. Герцена для бакалавров есть программа «Психолого-педагогическое сопровождение семьи», которая является базой для дальнейшей подготовки тьюторов в магистратуре.  Также, опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии. Программа специализируется на специфике деятельности в кочевой школе и направлена на обучение тьюторов для дальнейшей работы в условиях Севера.

Стоит отметить, что в основном получить именно тьюторское образование возможно при освоении магистерских программ. Такие программы на данный момент реализуются в Московском городском педагогическом университете по профилю «Тьюторство в сфере образования» (очно), «Психолог-гувернер» (заочно), «Тьюторское сопровождение детей младшего возраста» (очно-заочно). В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете реализуется магистерская программа по профилю  «Тьютор по профессиональному развитию педагога», которая направлена на подготовку тьюторов,  работающих с субъектами образования и системой образовательного учреждения в целом. Также, возможно освоение магистерской программы в Дальневосточном федеральном университете по профилю «Тьюторское сопровождение в образовании». Поступление происходит на базе портфолио. В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете реализуются 2 магистерских программы подготовки тьюторов (заочно): «Тьюторство в образовании» и «Тьютор по здоровьесбережению».

Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения

Для получения профессии тьютора лучше всего поступать в классические или педагогические университеты. Среди столичных вузов можно выделить:

  • Московский государственный педагогический университет – в своем составе имеет ряд подразделений, которые обучают специалистов по работе с различными категориями детей. В частности, в Институте детства есть магистерские программы «Тьюторство в сфере образования» и «Психологическое сопровождение семей особенных детей». Также интересным направлением для сторонников поддерживающего образования будет профиль «Семейное воспитание».
  • Московский государственный гуманитарно-экономический университет – дает психолого-педагогическое образование за 4 года очно и за 5 лет заочно. Первые 2 года студенты проходят фундаментальную подготовку, затем в течение 2 лет концентрируются на особенностях инклюзивного обучения.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет – предлагает абитуриентам различные виды подготовки, в частности в сфере социальной и образовательной психологии. Уровень полученных умений и знаний позволяет выпускникам работать во всевозможных детских учреждениях.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработал программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на изучение психологических особенностей образовательного процесса. На тьютора учиться лучше всего в институтах педагогики или психологии, входящих в структуру вуза.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова предлагает направление «Психология развития и обучения».

В региональных вузах также есть широкий выбор специальностей, получив которые можно работать тьютором, к примеру:

  • Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) – один из немногих в стране имеет направление подготовки «Тьютор» в Институте педагогики, психологии и социологии. Основной упор при подготовке делается на изучении особенностей развития человека и формирования личности.
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В вузе есть возможность получить глубокие познания в психологии обучения школьников. С этими навыками и определенным опытом работы в сфере образования можно пробовать себя в качестве личного наставника ребенка.
  • Воронежский государственный педагогический университет на гуманитарном факультете предоставляет студентам возможность фундаментально изучить профиль «Социальная педагогика и психология».

Даже дипломированным педагогам, намеренным заниматься индивидуальным сопровождением детей или взрослых, стоит окончить курсы переподготовки. Так, в Столичном институте профессионального образования можно пройти программу «Специфика профессиональной тьюторской деятельности в системе образования» за 72 или 144 академических часа в очном и дистанционном формате. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за предлагает 340-часовую программу «Тьюторское сопровождение обучающихся», после окончания которой присваивается соответствующая квалификация.

Тьютор и репетитор — отличия

Путать сопровождающего и репетитора нельзя. Репетитор дополняет школьные знания ребенка по определенному предмету. В обязанности педагога входит создание среды для улучшения успеваемости. Тьютор — это воспитатель, психолог и учитель в одном. Особенно нужен такой специалист одаренному ребенку. Читайте подробнее о таких детях — их еще называют «индиго«.

Существуют отличия от других профессий:

Название Задачи профессии Задачи тьютора
Дефектолог Дефектолог анализирует психофизические особенности, влияющие на учебу. Тьютор должен учитывать личные желания, объективные задатки ребенка, давать испытывать новый образовательный опыт.
Коуч Коуч работает с подростками, взрослыми в сферах, не связанных с учебой. Тьютор помогает ребенку правильно сформулировать желания, выстроить алгоритм из целей и задачей.
Психолог Психолог оказывает психологическую поддержку детям, учит вести себя. Сопровождающий вмешивается в идущий конфликт в роли арбитра. Но главная функция — помощь с выбором жизненного пути.
Куратор Куратор должен реагировать на житейские трудности, контролировать расписание. Тьютор учит школьника самоорганизации. Он может составлять расписание так, чтобы учеба была продуктивной.

От Англии до России

Пять лет назад Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» представили «Атлас новых профессий». По мнению разработчиков, до 2030 года в различных сферах деятельности должен появиться целый ряд новых специальностей. Сфера образования не исключение. До 2020 года должны появиться (то есть происходит это прямо здесь и сейчас) такие профессии, как игромастер, ментор стартапов, тренер по майнд-фитнесу, тьютор и несколько других. В рамках атласа тьютору дается следующее определение: «педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития». Специалист должен обладать следующими надпрофессиональными навыками и умениями: клиентоориентированность, работа с людьми, управление проектами, межотраслевая коммуникация, системное мышление.

Тьюторство обязано своим появлением на свет чопорной Великобритании. В XIV веке студенты Оксфорда и Кембриджа получили индивидуального наставника, проводника, тьютора. Эти люди были призваны выполнять роль некой третьей стороны, быть между профессорами и студентами. Именно тьюторы помогали в разработке индивидуальной программы обучения слушателям европейских университетов для получения максимально полезной для них информации и возможности сдать все необходимые экзамены в дальнейшем.

В нашей стране должность тьютора появилась значительно позже. Официально она утверждена приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н. Должностные обязанности и навыки, предъявляемые к тьюторам, за исключением специалистов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, прописаны в Приказе от 26 августа 2010 года № 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих».

Требования, которые к ним предъявляются:

  • высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
  • стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Тьютор должен:

  • организовать процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; 
  • организовать  персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; 
  • скоординировать поиск информации обучающимися для самообразования; 
  • сопровождать процесс формирования их личности (помогать разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector