Бакалавр — высшее образование или нет?

Второе высшее: бакалавриат

Подготовка на программе бакалавриата теоретически более фундаментальная, чем в магистратуре. Здесь изучают новую профессию «с нуля», то есть бакалавриат подходит прежде всего тем, кто решил кардинально сменить сферу деятельности или свой карьерный путь. Минусом, пожалуй, может стать достаточно долгая продолжительность этой программы – 3 или 4 года вместо 2,5 лет обучения в магистратуре.

Другой минус обучения на программе бакалавриата – это его дороговизна, потому что 3–4-летнее обучение не только займет уйму времени, но и может больно ударить по бюджету (некоторые программы в МГУ и ВШЭ стоят 400–600 тыс. руб.).

Какое высшее образование в РБ получите: рейтинги, популярные и сильные вузы, проблемы

Есть ранжирование по программе ООН «Индекс человеческого развития», он измеряет состояние здоровья, дохода и образования. Рейтинг охватывает почти все страны мира. Беларусь занимает 34 место. Первые – скандинавские страны, Исландия, Ирландия, Финляндия, Швейцария; их ИЧР от 0,96 до 0,94. Последние – Судан, Чад, Центральноафриканская республика с ИЧР 0,43-0,40. Беларусь на 38 месте, Россия на 42, Украина на 45.

Есть еще индекс ООН только уровня образования. В нем Беларусь сразу после Сингапура, на 32 месте. Россия – 39, Украина – 47.

По данным Белстата в Беларуси 33,1% населения занятого в экономике, имеет минимум оконченное первое высшее образование, общий процент среди всех граждан – 18.

Из вузов в мировых рейтингах высшего образования регулярно участвует только БГУ: QS World University Rankings (317), U.S. News (Best Global Universities rankings) (367), THE World University Rankings (1000+), Center for World University Rankings (781), Рейтинг университетов RUR (551).

В рейтинге Webometrics Ranking of World Universities (WRWU) в этом году пятерка белорусских лучших вузов выглядит так:

  • 710 строчка – БГУ
  • 2 877 – БНТУ
  • 3 586 – БГУИР (входит в рейтинг QS EECA, развивающихся стран Европы и Центральной Азии)
  • 3 622 – ГГУ имени Ф. Скорины (Гомель)
  • 3 678 – ГГУ имени Я. Купалы (Гродно)

Беларусь в Webometrics Ranking of World Universities (всего в рейтинге около 12 000 университетов)

По внутренним позициям, самые популярные и сильные университеты – в Минске.

Топ университетов с самыми высокими проходными баллами в 2020 году:

  1. БГУ: 386-362. Высокий конкурс на специальности международных отношений, информатики, менеджмента, права и на журфак.
  2. БГМУ: 383-367. Самый большой конкурс на стоматологию, фармацию и лечебное дело.
  3. БГПУ имени М. Танка: 400 баллов. Специальности с максимальным баллом связаны с высшим педагогическим образованием: оздоровительная и адаптивная физическая культура, белорусский и иностранный, русский и литература.
  4. БГУИР: 351-363. Самые востребованные специальности ИТ+менеджмент или маркетинг, еще игровая индустрия.
  5. БГЭУ: 360. Самый высокий конкурс на коммуникационные технологии в бизнесе.
  6. МГЛУ: 382-355. В Минском лингвистическом популярен переводческий факультет, языки: английский, немецкий, китайский, турецкий, испанский, и профиль лингвообеспечения международных коммуникаций.
  7. ГГУ имени Я. Купалы: 387. Самой сложной для поступления здесь оказалась журналистика.
  8. ВГМУ: 360. В витебский медицинский больше всего хотели поступать на стоматологию.

Высшее образование в Минске сильнее, в топовых вузах планки проходных баллов редко опускаются ниже 200. Но есть и обратная сторона. В некоторые региональные вузы настолько большой недобор, что прием на бесплатное возможен с совсем низкими баллами. Например, в прошлую вступительную кампанию на агротехнический профиль в гродненскую аграрную академию можно было пройти на бесплатное с 107 баллами, на востребованнейшее ИТ с суммой баллов около 230 (университет Скорины в Гомеле), а чтобы стать ветеринаром в витебской академии достаточно было набрать 78-190 баллов.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою ‘утряску’ какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них — психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово ‘бакалавр’ было ‘не нашим’, западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата — широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать ‘специалистов’ и ‘магистров’.

Вы не расстраивайтесь — со временем вопрос ‘Чем может заниматься бакалавр?’ не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию ‘дипломированный специалист’ или ‘магистр’.

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её ‘несуженность’ позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого ‘веера’ совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

Различия прикладного и академического бакалавриата

Оба вида бакалавриата – это полноценное высшее образование. «Академистов» и «прикладников» готовили по программам, полностью соответствующим ФГОС ВО. Разница заключалась в том, что в вариативной части программ у прикладных бакалавров было больше практики, а у академических – теории, поэтому по одному и тому же направлению подготовки университеты и институты выпускали специалистов, готовых к выполнению разных профессиональных задач.

Сравнение программ прикладного и академического бакалавриата

Критерии

Прикладной

Академический

Уровень образования

Высшее, первого уровня

Высшее, первого уровня

Срок обучения (очно)

4 года

4 года

Формы обучения

В основном очно – заочных и очно-заочных программ крайне мало из-за особенностей подготовки: много практики

Очно, заочно, очно-заочно

Объем программ

240 зачетных единиц

240 зачетных единиц

Удельный вес по ФГОС подготовки к разным видам профессиональной деятельности (в среднем по программам одних и тех же направлений, например, для дизайнеров архитектурной среды)

Научно-исследовательская

9 %

73 %

Аналитическая

13 %

38 %

Производственно-технологическая

49 %

13 %

Организационно-управленческая

23 %

34 %

Экспертно-оценочная, контролирующая

20 %

0 %

Цель подготовки

Обучение специалистов, ориентированных на практику и готовых к работе, связанной с решением технологических задач в определенных социально-экономических сферах

Подготовка научных работников к исследовательской деятельности теоретического и методического характера

Поступление в магистратуру

Да, без ограничений, хотя изначально предполагалось, что прикладные бакалавры должны отработать на производстве минимум год-полтора

Да, без ограничений

В целом в программах прикладного бакалавриата базовая часть полностью соответствует ФГОС, а дополнительная ориентирована на практику и выводит выпускников на четкую квалификацию, причем вариативная составляющая может изменяться по заявке работодателя.

Юридически программы равноценны, но прикладной бакалавриат стоит выбирать тем, кто сразу после вуза собирается работать, а академический предпочтителен для тех, кто собирается в магистратуру.

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Особенности обучения на магистратуре

Нюансы касаются процесса учебы, поступления:

  • Студенты могут претендовать на платные или бюджетные места. Бюджетники получают стипендию. Иногородние — место в общежитии.
  • Обучение проводится в очном или заочном формате.
  • Продолжительность освоения знаний зависит от формы получения ВО. Если студент работает очно, сроки составляют 2 года. Заочный формат предполагает продление нормативных сроков на полгода. Продолжительность обучения составляет 2 года 6 месяцев.
  • Молодые люди, которые поступили в магистратуру, имеют право на дополнительную отсрочку от призыва на военную службу.

По окончании обучения студенты пишут магистерскую диссертацию, которая представляет собой полноценный ученый труд малого формата. Такой опыт может стать незаменимым в будущем, если обучающийся планирует стать аспирантом.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Второе высшее: магистратура

Альтернативой бакалавриату выступает магистратура. Сегодня магистерские программы предлагают более 200 российских вузов, и их число постоянно растет. И если раньше магистратура в системе образования была своего рода научной специализацией после пяти лет обучения и получения диплома специалиста, то теперь ее функционал существенно расширился. 

Так, российская магистратура стала, на манер западной, намного более практико-ориентированной, учитывающей пожелания работодателей и способной дать новую профессию. Сегодня в вузах России есть как просто программы магистратуры (продолжительностью 2 года), так и отделения второго высшего в формате магистратуры (продолжительностью 2,5 года).

Во время учебы в магистратуре вполне можно получить полноценное второе высшее образование, даже если первое никак не связано со специализацией магистратуры, которую вы выбрали. Прежде всего это относится к таким программам, как «Менеджмент», «Экология», «Политология», «Государственное управление», «Экономика», «Психология», «IT». Иными словами, окончив вуз по технической специальности, можно поступить на программу по менеджменту – каких-то особых знаний и подготовки не требуется. Но, разумеется, учиться, к примеру, в магистратуре по химии будет тяжеловато без некоего фундамента знаний, так что выбирайте второе высшее, рассчитывая свои силы. 

В ведущих российских вузах есть очень интересные программы магистратуры с достаточно узкой специализацией, в которых обычно концентрируются опыт и экспертиза университета в определенной отрасли. Например, в НИУ ВШЭ большой популярностью пользуются программы по управлению городским хозяйством и урбанистике, в МГИМО и РУДН – по международной экономике и праву, в «Керосинке» – по управлению в энергетике и нефтегазовой отрасли, и т.д.

Считается ли магистратура по другой специальности вторым высшим

Многие люди задумываются, а считается ли магистратура вторым высшим образованием? Если поступать в магистратуру сразу же после бакалавриата, то она не является вторым высшим образованием. Однако, выпускник получает диплом магистра.

Вторым высшим образованием магистратура считается только в том случае, если в нее поступать второй раз. Тогда уже студент не сможет получать стипендию и учиться за счет государственного бюджета.

Выбор магистратуры подходит тем, кто:

  • чувствует потребность в карьерном росте (магистратура дает возможность занимать руководящие должности);
  • хочет освоить новую профессию (смежную или попробовать себя в абсолютно новой сфере деятельности);
  • желает получить отсрочку от армии.

Важное преимущество магистратуры в том, что трудоустраиваться можно по отдельности как с дипломом бакалавра, так и с дипломом магистра. Работодатели рассматривают и дипломы магистра по абсолютно другой специальности

Различия между бакалавриатом, специалитетом и магистратурой

В чем разница между бакалавриатом, специалитетом и магистратурой? Разница очевидна из описанных выше особенностей.

Бакалавриат и специалитет

Это две отдельных программы образования.

В бакалавриате образование получают ускоренно — за 4 года. За это время студент получает необходимую базу по выбранной специальности.

В большинстве случаев студенты продолжают обучение и идут в магистратуру, где изучают дисциплины выбранной специализации более глубоко. Преимущество бакалавриата — в возможности поступления в магистратуру на ту же специальность или на совершенно другую.

Поступившие на специалитет изучают предметы на базовом и углубленном уровнях без четкого разделения на временные периоды. Все обучение занимает от 5 до 6 лет. По окончании специалитета можно подавать документы в аспирантуру: для бакалавров такая опция доступна только после магистратуры.

Другие различия:

  • в дипломе специалиста есть указание точной специальности;
  • глубина охвата предметов у студентов специалитета больше;
  • на отечественном рынке труда у специалистов больше возможностей сделать карьеру.

Специалитет и магистратура

Различия между ними тоже есть, хотя и не такие очевидные. Выпускник специалитета — по сути, специалист-магистр (хотя слово магистр нигде не фигурирует). С таким дипломом можно идти в аспирантуру и быть состоятельным и конкурентоспособным на рынке труда. С дипломом магистра — аналогично.

Учеба бакалавриат+магистратура занимает не меньше 6 лет, а специалитет — 5-5,5 лет.

После специалитета можно также поступить в магистратуру, чтобы официально получить степень магистра.

В общем, пока Россия окончательно не перешла на Болонскую систему, у нас будет бакалавриат+магистратура и специалитет как два разных пути получения высшего профессионального образования.

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются бакалавриат и магистратуры. Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр — это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра – это уровень. И то и другое – полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр – высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант.

Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат – это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура – это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра – четыре года, на магистра – два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. Программа обучения этим профессиям не изменилась.

Условия присуждения степени

Чтобы достичь цели и получить заветную степень, придется изрядно потрудиться. Это довольно сложная процедура, занимающая немало времени.

Получение степени — довольно сложная процедура

Первоначальное решение – положительное или отрицательное – о присуждении ученой степени принимает диссертационный совет.

Это компетентный орган, созданный при ВУЗе или научной организации.

В случае положительного решения совета документы перенаправляются в Высшую аттестационную комиссию.

Здесь подходят к процедуре со всей строгостью — перепроверяют работу, публикации, документы и затем утверждают решение о присуждении, но могут и отклонить.

В 2016-2017 годах были приняты поправки, выделившие перечень образовательных и научных учреждений, которые получили полномочия самостоятельно «вручать» степень без участия со стороны ВАК.

Это МГУ, СПбГУ и чуть больше десяти образовательных и научных организаций признанного уровня, среди которых крупные региональные ВУЗы и НИИ.

Такая передача прав вызвала ожесточенные споры в научных кругах. Многие считают, что отсутствие государственного контроля за процессом присуждения приведет к коррупции и «измельчению» этих категорий.

Чтобы вы смогли претендовать на первую степень – кандидата наук, обязательно иметь за плечами диплом специалиста или магистра, диплома бакалавра недостаточно.

Считается, что магистратура – первый шаг на пути к аспирантуре, так как магистры защищают диссертацию, которая потом вполне может «вырасти» до кандидатской.

Диплом бакалавра и трудоустройство

Чтобы оценить шансы на получение престижной должности или вообще работы, нужно обратиться к статистике. Исследование проводил портал, который предоставлял опросы компаниям, ищущим молодых специалистов. Интересные цифры: 

  1. 45% работодателей все равно на степень образования сотрудника. Они оценивают практические знания, быстроту принятия решений, ответственность и стремление. Стоит отметить, что и бакалавр тоже требуется не так часто. Некоторым сотрудникам в работе понадобятся знания, которые нельзя приобрести в ВУЗе. 
  2. 57% опрошенных работодателей сделали заявление, что откровенно не видят различий между дипломами бакалавра, специалиста, магистра. А знания сотрудников с разными степенями и вовсе не отличаются, что проверено на практике. 
  3. Хорошая новость для тех, кто не желает поступать в магистратуру – 79% опрошенных считают, что диплома бакалавра достаточно для получения должности. Легче всего устроиться на работу в банк или другие учреждения, связанные с финансами. 92% работодателей охотно связываются с бакалаврами. Из сферы управления это 90%. В строительной сфере только 54% ценят знания, полученные на бакалавриате. 
  4. 69% работодателей поделились мнением о том, что они возьмут на одну должность как бакалавра, так и магистра. Чем больше компания – тем меньше равны сотрудники с разными дипломами. В небольших организациях шансы равны. 

Большинство работодателей нейтрально или отрицательно оценили переход на многоуровневую систему

А в специальностях, которых нет в списке «закрытых» для бакалавров важно проявить знания, а не предъявить диплом «магистра». 

Куда не возьмут бакалавров

Многим работодателям важно наличие диплома без подробностей о пройденных ступенях. Но в некоторые сферы просто не попасть без звания «магистр»

Какие профессии входят в перечень «закрытых» для бакалавров: 

  1. Преподаватель в ВУЗе обязан иметь диплом магистра или специалиста, не ниже. Ограничение не касается педагогов школ и других учебных учреждений, не имеющих статут высших. В профессорско-преподавательском составе должны находиться сотрудники, которые прошли специалитет или магистратуру по своему профилю. Закончить бакалавриат и пройти следующую ступень по другому направлению не удастся. Если преподаватель хочет вести научную деятельность в заведении – он тоже обязан получить оконченное высшее образование. 
  2. Государственный служащий. Тем, кто занимает должности в министерстве или комитете тоже нужно иметь диплом магистра или специалиста. Все депутаты обладают знаниями, которые дают при получении полного высшего образования. 
  3. Чтобы статья судьей, необходимо соответствовать целому перечню требований. В него входит отсутствие судимости, стаж работы в государственной структуре по специальности, возрастное ограничение. В любом случае судья обязан иметь квалификацию «магистр». Бакалавр также должен быть пройдет по направлению подготовки «Юриспруденция». 

В первом пункте есть исключение для преподавателей. Но стоит отметить, что педагоги даже внешкольных учреждений идут доучиваться, чтобы получить документ со словом «магистр», выполняя требования начальства. Если в планах нет преподавания в ВУЗе, следует уточнить у работодателя, насколько важна для него ступень образования.  

Сколько времени необходимо для обучения?

Все программы магистратуры длятся только два года. По общим меркам срок – небольшой, именно поэтому магистратура предполагает именно узконаправленное углубление в специальность. Так, в магистратуре студенты пишут не несколько курсовых работ, а одну общую за два года – магистерскую.

Второе высшее – подразумевает, что обучение будет длиться от 3-х до 4-х лет.

Второе высшее может быть получено как в очной, так и в заочной форме. От этого будет зависеть время, затраченное на освоение новой специальности

Важно, что здесь нет бюджетных мест, необходимо заключить договор

Уточнить все детали о поступлении на программы второго высшего образования, как правило, можно на сайте вузов. К примеру, на сайте МГУ в разделе информации для поступающих:

Очень часто обучение на втором высшем образовании на большинстве направлений происходит совместно со студентами бакалавриата. Однако возможны и специальные отделения как, например, в МГУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector