Степень бакалавра это полное высшее образование или нет

Содержание:

Чем отличаются дипломы

В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.

Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.

Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.

Юридическое образование

Бакалавриат – Юриспруденция

Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.

Специалитет – Судебная экспертиза

Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.

Экономическое образование

Бакалавриат – Экономика

Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.

Специалитет – Экономическая безопасность

Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.

В дипломе бакалавра указано общее направление

Некоторые профессии доступны только на специалитете

Специалитет

Форма обучения, которая функционировала в СССР и России до
введения европейских стандартов. Обучение длится пять лет.

По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается
диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации. Выпускники
специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить
образование в магистратуре или аспирантуре.

Бакалавриат

Ввели в 2011 году. Это законченное высшее образование. Учеба
длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

Плюсы этого вида образования — возможность получения двойных
дипломов с иностранными вузами, возможность понять насколько по душе выбранная
профессия и выбрать в магистратуре более узкую или другую специальность.

По окончании бакалавриата студенты защищают квалификационную
выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением
квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает
право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению.
На программы магистратуры можно поступать после бакалавриата и специалитета.
Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к
научно-исследовательской деятельности.

Если в магистратуру поступает бакалавр, он продолжает
обучение, поэтому может претендовать на бесплатное обучение. А специалист может
учиться в магистратуре только платно.

Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую
диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается
квалификация «Магистр». Выпускники магистратуры могут начать работать или
продолжить образование в аспирантуре.

Очное, заочное и дистанционное

Также абитуриент может выбрать учиться ему очно, заочно или
дистанционно. Главные плюсы очного обучения: отсрочка от армии, стипендия и
общежитие, меньший срок обучения, студенческая жизнь.

Главные плюсы заочного обучения: возможность совмещать с
работой, меньшая стоимость. Но не на всех специальностях в вузах есть заочное
обучение, например, в медицинских вузах его нет. 

Существует также очно-заочная форма обучения, которую раньше
называли вечерней. То есть студенты посещают пары по вечерам и не во все дни,
сессию сдают очно, но много времени учатся самостоятельно.

Главным плюсами будет совмещение работы и учебы, меньшая стоимость обучения и взаимодействие с преподавателями и сокурсниками.
Среди минусов — отсутствие отсрочки от армии и студенческих льгот, срок
обучения как на заочной форме.

Дистанционное обучение во
многом схоже с заочным, но главное преимущество — возможность учиться в любом
вузе страны или за рубежом.

Школы в допетровской России

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране. 

<<Форма демодоступа>>

Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»: 

  • грамматику,
  • диалектику,
  • риторику,
  • церковное пение,
  • землемерие,
  • географию,
  • звёздознание.

Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.

Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил

Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования. 

Магистратура

Этот вид высшего образования является последней ступенью высшего российского образования, разрешенного для любого гражданина, уже освоившего предыдущие ступени высшего образования (степень бакалавра или специалиста). Ее можно получить после завершения полноценного учебного процесса. Существенным отличием степени будет то, что на бесплатный курс могут иметь право не только бакалавры, но и полноценные специалисты, завершившие университет до болонской системы. Магистратура имеет следующие дополнительные возможности:

  1. Студент, окончивший вторую ступень образования, получает право переходить на руководящие вакансии гражданской государственной службы.
  2. Ряд рабочих мест или учреждений можно занимать только выпускникам магистратуры российских вузов.
  3. Курс учебных предметов составляется для обучения таким образом, что студент целиком погружается в научную и различную практическую деятельность.

Бакалавр и бакалавриат — что это, отличия от других видов (магистратуры и специалитета)

Другой особенностью программ бакалавриата является количество принятых модулей: для того чтобы стандартизировать обучение и сделать его статистически верифицируемым, свобода брать желаемые предметы (до тех пор, пока они засчитываются в учебный план) была заменена на возможность выбирать между различными блоками курса — модулями.

Поскольку в гуманитарных и социальных науках часто невозможно четко определить возможные профессиональные области, изучаются два или три предмета, которые дополняются содержанием из области общих наук. В естественных науках, инженерных и экономических дисциплинах, как правило, вначале выбирается один предмет.

Откуда к нам пришло слово «университет»

Прежде, чем говорить о появлении первых университетов, давайте разберёмся, что означает сам этот термин.

Слово «университет» пришло к нам из латинского языка и имеет :

  1. Совокупность, целость.
  2. Вселенная.

Эти определения отлично описывают первые университеты, которые появились в Западной Европе. Ведь изначально это были не здания, а отдельные сообщества студентов и преподавателей, которые объединялись по определённому признаку: религиозному, языковому, национальному и так далее. Они создавали свою «вселенную», которая не подчинялась ни государству, ни местной церковной власти, а только Папе Римскому.

И сегодня университеты — это сообщества учёных, преподавателей и студентов

В большей мере такие «университеты» напоминали гильдии мастеров или городские коммуны, чем современные образовательные учреждения.

Первые университеты в Европе образовывались на основе монастырских и других начальных школ и назывались «studium generale» — «всеобщая школа». Эти учебные заведения обладали правом выдавать учёные степени, которые признавались в других странах. Потом их стали называть «университетами», а прежнее название осталось в истории.

Появление первого университета в России

Несмотря на то, что в Европе высшие учебные заведения активно развивались с XI века, российские цари даже не думали о такой перспективе. Первый университет в России появился только при императрице Елизавете Петровне в 1755 году.

По легенде, в столицу неизвестно откуда пришёл Михайло Ломоносов и убедил Её Высочество основать Московский университет, который позже получит его имя.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

С этой историей связана ещё одна знаковая для всех российских студентов дата — 25 января. Именно в этот день императрица подписала указ. А сейчас это официальный праздник всех учащихся вузов в России, который занимает почётное место среди студенческих традиций разных стран.

Во всём мире студенты отмечают другую дату — 17 ноября. Официальный День студентов приурочен к трагическим событиям, которые развернулись в Чехии в 1939 году. В этот день нацисты закрыли все чешские университеты и арестовали более 1 000 студентов, некоторых из которых казнили.

Помимо МГУ в России в том же XVIII веке появился Академический университет Петербургской академии наук. Некоторые источники считают, что он даже старше МГУ, датируя его 1724 годом. Следующие университеты открывались уже при правлении Александра I. 

Теперь вы знаете, в какой стране появился первый университет, с чем вообще было связано появление первых университетов в Европе и России и какие из них продолжают свою работу в наше время. А если вам будет нужна помощь в написании контрольных, курсовых или дипломных — смело обращайтесь в наш студенческий сервис.

Что такое бакалавриат

Обучение в бакалавриате занимает 4 года, т.е. теперь можно получить высшее образование на год быстрее, чем это было при специалитете. На текущий момент большинство учебных заведений перевели образовательные программы на новую систему, но до сих пор иногда встречаются места для подготовки специалистов.

Перед абитуриентами встает выбор между двумя системами. Принципиальное отличие бакалавра в том, что его специализация более фундаментальна, без узкой направленности. По факту бакалавр владеет тем же уровнем квалификации и правом занимать одни и те же должности наравне со специалистом.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Студенческие волнения и закрытие курсов

Несмотря на все но, торжественное открытие Московских высших женских курсов, положивших начало высшему женскому образованию в России, состоялось в ноябре 1872 года в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке (долгое время у курсов не было своего здания). Первыми слушательницами были 59 человек — они принадлежали к дворянству, мещанству, духовенству и купечеству. На курсах читали лекции по русской и всеобщей литературе, всеобщей истории и истории России, истории искусства и физике. Через год после открытия курсов программу обучения сделали трехлетней.

В 1884 году по стране прокатились студенческие волнения, в которых принимали участие и курсистки. В 1886-м Министерство народного просвещения приняло решение из-за революционных настроений прекратить набор курсисток и закрыть Московские высшие женские курсы. Последний выпуск состоялся в 1888 году.

Но на этом обучение курсисток не закончилось. После их закрытия профессора Московского университета за символическую плату продолжали систематически читать лекции всем желающим. Занятия проводились в здании Политехнического музея.

Разница между бакалавриатом и магистратурой

До 2009 года высшее образование в нашей стране получали по «советской» системе. Выпускник обычной школы поступал в ВУЗ, где его в течение 5-6 лет готовили по определенной программе специалитета. Зачисление в высшее учебное заведение осуществлялось по итогам вступительных экзаменов. Закончив обучение, из института или университета выходил уже готовый специалист. По желанию выпускник ВУЗа мог поступить в аспирантуру, чтобы завоевать ученую степень.

  • бакалавриат – первая и обязательная ступень высшего профобразования;
  • магистратура – второй и необязательный этап высшего профобразования.

Какая между ними разница?

Определение и значение

Бакалавриат – доступная для всех выпускников общеобразовательных школ, гимназий и колледжей первоначальная ступень высшего образования. Закончивший обучение человек становится обладателем диплома бакалавра, открывающего доступ ко второй ступени высшего профессионального образования, магистратуре.

Магистратура – дальнейшая, вышестоящая образовательная ступень после бакалавриата. На ней студенты получают узкоспециализированные знания по выбранному направлению.

Сравнение бакалавриата и магистратуры

Фото: выпускники бакалавры

Несмотря на то, что бакалавриат является начальной, первой ступенью высшего образования и продолжается 4 года, он дает полноценный объем знаний. После его окончания дипломированный выпускник – уже специалист в той или иной области и может устраиваться на соответствующую работу. В бакалавриате проходят обучение как по общеобразовательным дисциплинам, так и по избранной специальности.

Таким образом, диплом бакалавра – свидетельство о приобретении качественного высшего образования. Он открывает доступ к профессии или же к продолжению обучения, но уже на втором уровне – в магистратуре.

Фото: магистратура

Чему же обучают в магистратуре? Простыми словами, там готовят ориентированных на науку специалистов. Поступление на этот уровень проводится на конкурсной основе. Будущие магистры занимаются совершенствованием уже полученных знаний. А на первый план выходит научно-исследовательская деятельность, в ходе которой развиваются аналитические и академические навыки; математические, проектные и другие высокие способности.

В отличие от знаний «широкого профиля», полученных в бакалавриате, магистратура – определенно шаг вперед в саморазвитии и совершенствовании профессиональных навыков. Диплом магистра выдается после 2-х лет обучения. Дальше с ним можно выходить на работу или поступать в аспирантуру. Практика показывает, что выпускников магистратуры охотнее принимают в штат престижных отечественных и зарубежных компаний.

Фото: магистратура гуманитарного института, вручение диплома выпускникам

Важный момент: в магистратуру не принципиально поступать сразу же после окончания бакалавриата. Между двумя ступенями высшего профессионального образования может быть перерыв. Через некоторое время, если человек захочет повысить свой профессионализм в более узкой специализации или вообще сменить направление деятельности, он может подать документы в магистратуру. Однако придется выдержать конкурс.

Интересно, что бакалавром можно быть в одной выбранной специализации, а магистром стать в совершенно другой области. С дипломом бакалавра российского вуза можно обучаться в магистратуре многих зарубежных вузов, причем как весь двухлетний срок, так и его часть.

Согласно Болонской декларации, бакалавр и магистр должны одинаково оцениваться работодателем, то есть их шансы при приеме на работу равны. Однако на практике, как мы уже писали выше, этот закон не всегда соблюдается.

Отличие бакалавриата от магистратуры: выводы

1. Обучение в бакалавриате по результатам ЕГЭ доступно любому выпускнику общеобразовательной школы, гимназии, колледжа. В магистратуру можно поступить только после того, как получен, диплом бакалавра.

2. На бакалавра учатся четыре года, диплом магистра получают через два года обучения в магистратуре.

3. Бакалавриат дает своим студентам знания «широкого профиля» и основы, достаточные для работы по избранной специальности. Магистратура выпускает узких специалистов в выбранной деятельности и совершенствует научно-исследовательские навыки.

4. По закону магистр и бакалавр равны в шансах при приеме на работу. Однако на практике, особенно в зарубежных компаниях, преимущество у обладателей диплома магистра.

5. Чтобы поступить в аспирантуру, быть бакалавром – мало, нужно пройти обучение в магистратуре.

Исключения

Например, в некоторых ответственных профессиях стандартный четырехлетний «лимит» увеличивается за необходимостью получить более глубокие знания сложной области, пройти достаточную практику. Яркие примеры: медицинская отрасль, стоматология, ветеринария. Будущим бакалаврам по данным направлениям нужно учиться 5−5,5 лет.

Дополнительно срок обучения бакалавра может быть увеличен внутренними стандартами вуза. «Синергия» выпускает учеников бакалавриата через 4 года 6 месяцев при выборе абитуриентом следующих вариантов очной учебы;

  • школы вечерних занятий;
  • ПВД (по выходным).

Срок обучения в магистратуре после бакалавриата и специалитета

Время обучения в магистратуре не зависит от предыдущей ступени. Поступить и получить документ государственного образца, подтверждающего квалификацию магистра, реально, закончив бакалавриат, специалитет, другую магистратуру. Количество лет учебы зависит от выбранного формата. Следует понимать, бакалавр — уже состоявшийся специалист, вторая ступень необходима для углубления знаний, если планируется дальнейшая работа в науке, преподавательская деятельность. Направление магистратуры может не совпадать со специальностью, дополнять ее или кардинально отличаться.

\

Преимущества и недостатки системы образования

Главными плюсами образовательных программ бакалавриата являются:

  • По окончании выдается диплом европейского образца, который дает право реализовать профессиональную деятельность во всех странах, подписавших Лиссабонскую конвенцию,
  • Можно обучиться на бакалавра за пределами страны, почти во всех странах Европы и США,
  • При желании возможно поменять учебное заведение или специализацию в случае, если поняли, что выбранная профессия вам не подходит.

Но есть и минусы такого образования:

  • До сих пор встречаются работодатели, живущие по старым принципам и предпочитающие нанимать на работу выпускников специалитета,
  • При дальнейшем поступлении в магистратуру на получение образования затрачивается на год больше, чем при окончании программ специалитета.

Однако плюсы все-таки перевешивают и в дальнейшем будущем бакалавры будут котироваться на рынке труда еще больше.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он — магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Чем отличается диплом бакалавра от специалиста

Продолжительность обучения, перспективы обучения и работы за рубежом, возможность изменить профессию, возможность поступить в аспирантуру — это критерии, исходя из которых можно выбирать между бакалавриатом и специалитетом. Сравниваем:

Бакалавриат Специалитет
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно Срок обучения — минимум 5 лет
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г.
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета
Бакалавриат Специалитет
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно Срок обучения — минимум 5 лет
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г.
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета

Положение специалитета в структуре СО

Что предшествует

: То же самое, что бакалавриату.

Сколько учиться

: Стандартный срок обучения — 5 лет. Это меньше, чем проходить два уровня
по Болонской системе (4 + 2 года), зато результат — практически такой же. Возможен
перезачет дисциплин и сокращение срока обучения на 1-2 курса.

Куда поступать

: Хотя с 2007 года большинство вузов перешло на двухуровневую систему,
специалитет по-прежнему существует. В одних вузах он остается как альтернатива,
ведь бытует мнение, что бакалавриат не дает достаточный уровень знаний, хотя и
считается законченным высшим образованием. В других (например, медицинских)
других вариантов просто нет.

Куда дальше

: Специалист имеет право поступать в аспирантуру и начать научную карьеру.
Не возбраняется и обучение в магистратуре. Обычно специалисты выбирают такой
вариант для получения второй профессии, если профпереподготовки недостаточно.
ДПО доступно в полном объеме.

Отмена крепостного права и вольнослушательницы

После отмены крепостного права в 1861 году в Российской империи начался глобальный социальный переворот, в том числе и в системе образования. Тем не менее в Университетском уставе 1863 года, демократизировавшем высшую школу, все еще запрещалось допускать женщин к слушанию университетских лекций. Желание девушек получить высшее образование стремительно росло. Одни хотели получить профессию и обрести независимость, другие — заниматься наукой и приносить пользу обществу.

Единственным местом в мире, где женщины могли наравне с мужчинами получать высшее образование, был Цюрихский университет в Швейцарии. Те немногие жительницы Российской империи, у которых была финансовая возможность, отправлялись учиться за границу. Пытаясь добиться права получать высшее образование дома, девушки начали посещать лекции в Петербургском и Московском университетах в качестве вольнослушательниц.

В 1868 году по инициативе активисток было подано прошение ректору Петербургского университета за подписью более 400 женщин с просьбой разрешить девушкам получать высшее образование. Инициативу поддержали 43 профессора, но Министерство народного просвещения, которое на тот момент возглавлял консерватор граф Дмитрий Толстой, разрешило лишь открытие нескольких курсов в крупных российских городах, по окончании которых слушательницам давалось право преподавать в начальной школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector